Лепота 3-5 лет

Оглавление

1.Основные характеристики………………………………………………………………3
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………. ….3
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы………………………………………..7
1.3.Содержание общеразвивающей программы………………………………………….7
1.4 Планируемые результаты………………………………………………………………9
2.Организационно-педагогические условия……………………………………………..15
2.1. Календарный учебный график………………………………………………………15
2.2. Условия реализации программы……………………………………………………..16
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………………..18
Список литературы………………………………………………………………………..23
Приложение………………………………………………………………………………..25

2

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1.Направленность – художественная.
1.1.2.Актуальность программы:
Актуальность общеразвивающей программы
соответствие образовательной программы:


«Лепота»

раскрывается

через

нормативно-правовым актам и государственным программным документам:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
10. Методические рекомендации Министерства образования Свердловской области ,
ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр,
2025 г.
 региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и
проблемам:

3

знакомство с национальной культурой, народным искусством родного края,
приобщение к декоративно-прикладному творчеству и искусству;
 потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей:
сотрудничество с родителями имеет важное значение. Отношения с родителями
строятся на основе партнерства, развивается дружественное взаимодействие с семей,
создание условий для совместной деятельности ребенка, родителей и педагога,
совместное наблюдение за динамикой роста ребенка. Родители и дети находятся в
сотворчестве: сотворчество позволяет родителям принять
участие
в
совместном
изготовлении изделия своими руками, познакомиться с нетрадиционным материалом,
применить знания в свободном творчестве ребенка.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на
протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психологопедагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением
требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается
ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой
ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы,
шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора,
работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. От развития мелкой моторики
напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных
центров головного мозга.
Одним из эффективных форм развития моторики рук у дошкольников является
лепка из пластилина. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно,
особенно в плане умственного, речевого и эстетического развития ребенка.
Программа «Лепота» направлена на развитие мелкой моторики руки детей с
помощью нетрадиционного художественного искусства - пластилина.
Одним из несомненных достоинств занятий лепки из пластилина с детьми
младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний: дети
реализуют познавательную активность, в интересной игровой форме обогащают
словарный запас, знакомятся с художественными произведениями, развивают сенсорные
эталоны. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев,
В процессе лепки, больше чем в какой-либо другой изобразительной деятельности
можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы,
движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев
дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
Занятия лепкой из пластилина комплексно воздействуют на развитие и психику
ребёнка, предоставляют чрезвычайно широкие возможности для получения сенсорного
опыта, познавательного, нравственного, и трудового воспитания дошкольников
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного
формирует художественно-эстетический вкус ребенка. Он учится видеть, чувствовать,
оценивать и созидать по законам красоты. В работе с пластилином включается
воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или
воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами, учится сочетать

4

цвета. Лепка из пластилина позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы,
надолго сохранять полученный результат.
Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж некоторых точек на
ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за
интеллект. Таким образом, закладывается фундамент для умственного развития. Лепка с
пластилином «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования
навыка.
Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое
мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к
предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить
изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Полученные
знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в
углубленном освоении приемов лепки, так и в изобразительно-творческой деятельности в
целом.
1.1.3.Отличительные особенности программы:
Программа «Лепота» является модифицированной, разработана на основе типовых
программ и методических разработок, дополняет и углубляет дошкольное образование.
Программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих,
воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только
осваивать сложные приёмы и различные техники создания изделий, картин, фигур из
пластилина, применять их в своей творческой деятельности, но и побудить
самостоятельную творческую деятельность, направленную на постановку и решение
проблемных ситуаций при выполнении работы.
Составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических
особенностей детей. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход,
удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Содержание и
материал общеразвивающей программы организован по принципу дифференциации в
соответствии с уровнями сложности: «стартовый» и «продвинутый» уровень.
Программа «Лепота» базового уровня (дети 3-4 лет) направлена на развитие
интереса и мотивации детей к лепке, изучение и выполнение изделий самых простых
объемных форм, лепки, научиться работать на ограниченном пространстве, работать по
образцу, учит анализировать формы предметов, аккуратно работать с пластилином,
развить мелкую моторику и гибкость пальцев, подготовить руки к письму и более
сложному выполнению изделий. Овладение основными приемами поможет создавать
необходимые формы, придавать фигурам соответствующее положение, даст привыкнуть
пальчикам к нагрузке.
Программа «Лепота» продвинутого уровня (дети 4-5 лет) составлена на основе
знаний и приёмов работы, с пластилином полученных на первом году обучения. Занятия
по лепке становятся разноплановыми, более сложными, ребенок выполняет работу
самостоятельно, учиться применять приемы декоративной и объемной лепки, создает
композиции из нескольких фигур, сможет лепить по собственному замыслу. Большое
внимание уделяется практической деятельности ребенка.
5

На занятиях ведется работа с детьми по созданию самостоятельных изделий с
произвольным выбором техники и материала. На коллективных практических занятиях
создается совместный творческий проект, где дети учатся работать в группе, презентовать
свой творческий продукт.
На занятиях используется моменты сотворчества ребенок-родитель, когда дети
выступают «учителями» по отношении к родителю и создают совместное творческое
изделие.
Особенность программы заключается в комплексном и интегрированном подходе,
который предполагает объединение в едином творческом процессе различных техник,
знакомство со свойствами исходного материала и освоения способов и средств
изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Приобретенные в процессе
занятий знания и умения расширят кругозор, закрепят на практике теоретическую
информацию, помогут в профессиональной ориентации. Результатом реализации данной
программы являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов
изготовления поделок.

1.1.4.Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы с
3 до 5 лет. Число детей, одновременно обучающихся в одной группе – 9 человек. В
группы принимаются дети, не имеющие специальных навыков. Подразумевается
обучение детей без базовой подготовки по предмету.
Процесс развития мелкой моторики не должен быть механической тренировкой.
Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка под
руководством и при помощи взрослого.
Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных
занятий определяется в соответствии:
 с уставом учреждения дополнительного образования;
 санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности;


региональными
нормативными
документами в
сфере
дополнительного образования детей.
Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе. Зачисление в группы
производится на основании заполнения родителями заявления о зачислении в МАУ ДО
Центр «Остров», договора и согласия родителя (законного представителя)
несовершеннолетнего обучающегося на обработку персональных данных.
1.1.5. Обьем и срок освоения программы
Объем общеразвивающей программы - 72 учебных часа. Программа рассчитана на
два года обучения. Первый год обучения– 72 часа, второй год обучения – 72 часа.

6

Срок освоения: программа рассчитана на 2 года обучения и является базовым
курсом обучения лепки из пластилина. Занятия проводятся с сентября по май, включая
каникулярные дни. Всего 36 учебных недель.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса


Режим занятий

Продолжительность занятия зависит от возрастной категории детей.
Первый год обучения (3-4 года) для дошкольников - 15-20 минут;
Второй год обучения (4-5 лет) для дошкольников -20-25 минут.
Перерыв между учебными занятиями 10 минут;
Общее количество часов в неделю –2 часа;
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 академическому часу.



Форма обучения - очная
Форма организации образовательного процесса:

фронтальная,

индивидуальная,

индивидуально

-

групповая,

групповая,

с

использованием дистанционных технологий. Что касается групповой формы работы, то
суть состоит в том, что малыши изготавливают отдельные фигурки или элементы
фигурок, которые затем объединяются в единую композицию на подложке.


Формы реализации образовательной программы

Традиционная модель реализации данной программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения
в МАУ ДО Центр «Остров». Программа предполагает вариативность её реализации в
зависимости от состава и запросов группы.


Перечень форм проведения занятий беседа,

практическое занятие,

мастер-класс, открытое занятие, игровая ситуация, занятие путешествие, поисковое
занятие.

Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: выставки творческих работ, презентация творческих
работ, открытое занятие для родителей, совместные мастер-классы с родителями,
участие в мероприятиях Центра «Остров», портфолио с творческими работами, участие
в муниципальных, региональных выставках, конкурсах, мониторинг.

1.2 Цель и задачи общеобразовательной программы.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей и мелкой
моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет
посредством лепки из пластилина.
Задачи программы:
7

Обучающие:

обучить простейшим приемам лепки пластилином, лепить с натуры и по
представлению знакомые предметы; приемы лепки пластилинографии;

научить лепить из пластилина несложные предметы из нескольких частей,
изменять знакомый предмет для получения нового, объединять предметы в общую
композицию;

научить соединять детали и примазывать их для создания изделия;
украшать предметы мелкими деталями;

научить детей работать по плану, самостоятельно анализировать
полученный результат;

научить соблюдать правильные пропорции, формы, позу и характерные
особенности изделия;

научить правильно, пользоваться пластилином, инструментами (стекой),
трафаретами для лепки; шаблонами;

научить работать на заданном пространстве;

научить создавать самостоятельно творческое изделие, работать вместе при
создании коллективного проекта.
Развивающие:

развивает мелкую моторику и координацию движения рук, сенсорное
восприятие, зрительно-моторную координацию, укрепляет мышцы кисти и
пальцев;

развитие пространственного воображения, внимание, воображение, память,
мышление;

развитие тактильной чувствительности;

эмоциональное развитие, позволяет детям выражать свои ощущения, эмоции
и чувственный опыт;

развитие усидчивости и концентрации на процессе, терпение, аккуратность,
волевые качества;

развивать художественный вкус, создавать оригинальные изделия, развить
изобразительные навыки и умения.
Воспитательные:


расширять знания детей по истории декоративно-прикладного искусства,

развитие интереса к лепке из пластилина;


обучить самостоятельному созданию детьми декоративных картин, изделий

их пластилина; воспитание и развитие творческих способностей посредством различных
видов прикладной деятельности;
 воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим
ценностям, трудолюбие, аккуратность, терпение, ответственность, бережное отношение к
окружающему миру;

 ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и
8

умений в дальнейшей жизни, развивать трудовую и творческую активность;

 воспитывать

художественный

вкус,

трудолюбие,

любознательность,

аккуратности
 воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

1.3. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты освоения программы – выраженный интерес детей к лепке
из пластилина, творческая активность и самостоятельность в создании разнообразных
изделий из пластилина.
Результатом освоения программы являются следующие знания, умения и навыки:
метапредметные:

умение работать по предложенному плану, образцу, соблюдать
последовательность действий при выполнении задания;
 умение самостоятельно или совместно с учителем и другими детьми давать
эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
 умение, сравнивать, анализировать, выделять главное в своей работе;
 учиться оценивать результаты своей работы, видеть ошибку и исправить;
 умение проектировать изделие по собственному замыслу;
 развитие мелкой моторики и координации движения рук;
 умение взаимодействовать в парной и групповой работе.
личностные:
 повышение уверенности в себе, воспитание аккуратности, усидчивости;
 развитие этических чувств, доброжелательности, понимания чувств других
людей и сопереживания;
 развитие навыков сотрудничества и коллективной деятельности в процессе
совместной творческой деятельности.
предметные:
 формировать интерес к лепке из пластилина; декоративно-прикладному
творчеству;
 обучить техническим приемам лепки, познакомить со свойствами
материала;
 учить создавать простейшие формы (шар, столбик, кольцо, цилиндр);
 учить лепить разными способами;
 использовать разные виды лепки: предметная, сюжетная, декоративная;
 учить передавать характерные детали, формы, размер пропорции;
 учить лепить из целого куска, соединять нескольких частей;
 учить видоизменять знакомую форму для создания нового предмета;
 учить работать по собственному замыслу;

9

1.4.

Содержание общеразвивающей программы

1.4.1. Учебный план
№
Название раздела
п/п

Количество часов (теория/практика)
Базовый
уровень обучения
(1 год)

Продвинутый
уровень
обучения
(2 год)

6(2/4)

6(2/4)

18(6/12)

14 (4/10)

Формы
аттестации/контроля

1

История пластилина. Виды
и свойства.

2

Основные формы и
приемы лепки

3.

Пластические фактуры.
Создание узоров на основе.

4(2/2)

6(2/4)

4.

Изучение цвета. Оттенки.
Сочетание цветов.

4(2/2)

4(2/2)

Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие

5.

Особенности предметной

12 (4/8)

16(4/14)

Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие

лепки. Передача формы,
строение и пропорции
предмета.

Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие

6.

Лепка с натуры. Приемы
сглаживания и оттягивания.
Изображение человека и
животного.

12 (4/8)

14(4/10)

Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие

7.

Пластилиновая аппликация

7(2/5)

10 (2/8)

8.

Промежуточная аттестация

1

1

Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Открытое занятие

9.

Итоговые занятия.
Выставка работ

1

1

Итого:

72 часа (20/52)

Открытое занятие
Творческий проект

72 часа (20/52)
Всего по программе 144 часа

10

Учебный (тематический) план базовый уровень для детей 3-4 лет

№.

1.

Название раздела, тема
История пластилина. Знакомство с
пластилином
Свойства и виды пластилина.

Количество
часов
(теория/пра
ктика)
6(2/4)

1.1

2 (1/1)

Рисование пластилином. Первые творческие
1.2. работы

4(1/3)

Основные формы и приемы лепки из
пластилина
2.1 Изделия на основе базовых форм
2.2 Основные приемы лепки из пластилина
Создание различных фактур.
3.
2.

4.

Изучение цвета. Получение новых оттенков
посредством смешивания пластилина.

8(2/6)
10(4/6)
4(2/2)

Педагогическое
наблюдение
Практическое занятие
Итоговое занятие

4(2/2)

Особенности предметной лепки

12(4/8)

6.

Лепка с натуры. Методика выполнения.

12(4/8)

7.

Пластилиновая аппликация. Пластилинография.

7 (2/5)

Лепка по народным мотивам

9. Промежуточная аттестация
10. Итоговые занятия.

Педагогическое
наблюдение
Практическое занятие
Итоговое занятие

18(6/12)

5.

8.

Форма аттестации/
контроля

7(2/5)
1
1

Педагогическое
наблюдение
Практическое занятие
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое занятие
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое занятие
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое занятие
Итоговое занятие
Открытое занятие
Выставка работ

11

Содержание учебного (тематического) плана базовый уровень
1. История пластилина.
Теория: Игра «Давайте познакомимся». Инструктаж по технике безопасности на
занятиях. Цели, задачи и содержание курса. Знакомство с декоративно-прикладным
искусством. История изобретения пластилина. Применение пластилина. Профессии,
связанные с лепкой.
Практика: Тактильные игры с пластическими материалами. Знакомство с образцами
изделий. Постановка рук при лепке.
1.1. Пластилиновая история. Свойства и виды пластилина.
Теория: Познакомить с пластилином и его свойствами.
Практика. Игра-превращение с пластилином. Научить разминать пластилин
пальцами и ладонями обеих рук. Знакомство с оборудованием и материалами для лепки.
1.2. Рисование пластилином
Теория: Создание пластилинового рисунка. Поэтапность работы. Выбор цвета и
фона. Правила работы за столом.
Практика. Пальчиковая гимнастика. Пластилиновые заплатки, штампы и шаблоны.
Подготовка пластилина к работе. Приемы надавливания, вдавливания, размазывания по
поверхности. Создание творческой работы.
2. Основные формы и приемы лепки из пластилина.
Теория: Познакомить с базовыми формами. Понятие объемные фигуры. Понятие
базовое изделие. Познакомить с приемами лепки. Этапы выполнения работы.
Практика. Различать базовые формы по виду, называть их. Разделять пластилин на
одинаковые кусочки с помощью стеки. Упражнения на координацию рук. Знать и
называть приемы лепки. Словесно описывать каждый прием, приводить примеры.
2.1. Изделия на основе базовых форм.
Теория: Понятие объемные фигуры. Понятие базовое изделие. Этапы выполнения
работы.
Практика. Лепить по нотации педагога. Создание самостоятельной работы на
основе базовых форм. Работа над ошибками.
2.2. Основные приемы лепки.
Теория: Познакомить с основными приемами лепки. Научить пользоваться стекой.
Познакомить с новыми элементами.
Практика: Различать основные приемы по виду, называть их, приводить примеры.
Упражнения на развитие мелкой моторики, точность движений. Групповая работа по
созданию композиции фигурок.
3.Пластические фактуры.
Теория: Понятие фактуры, виды. Способы выполнения различных фактур. Штампы,
природные фактуры.
Практика: Создание различных фактур на пластилиновой основе.
4.Изучение цвета. Получение новых оттенков посредством смешивания пластилина.
Теория: Понятие цветовой круг. Сочетание цветов. Познакомить с техникой
смешивания пластилина. Создание эффектов. Палитра цветов. Соединение цветов.
Получение светлого и темного оттенка.
Практика: Творческая работа по смешиванию пластилина. Создание своего
пластилинового фона на картоне.
12

5.Особенности предметной лепки из пластилина
Теория: Научить детей обобщать представления об окружающем мире в конкретных
образах. Передавать характерные признаки и свойства предметов. Анализ предметов:
форма, размер, пропорции.
Практика: Лепить простые предметы, фигурки животных и птиц разными
способами. Лепить из отдельных частей, из одной части. Соединять все части в одно
изделие. Прием заглаживания. Лепить по собственному замыслу. Анализ работ.
6.Лепка с натуры.
Теория: Закрепление материала. Работа над образом, выразительностью образа.
Комбинированный способ.
Практика: Лепить простые предметы, фигурки животных и птиц, природу, фигуру
человека, растения разными способами. Лепить по собственному замыслу. Анализ работ.
7. Пластилиновая аппликация. Пластилинография.
Теория: Понятие пластилиновой аппликации. Виды пластилинографии: прямая,
обратная. Выбор эскиза и фоновой основы. Цветосочетание.
Практика: Создание большой коллективной композиции на бумажной, картонной
или иной основе.
8. Лепка по народным мотивам.
Теория: Лепка как народный промысел. Основные мотивы в декоративноприкладном искусстве. Показ изделий народного промысла из глины и пластилина.
Русская народная игрушка и посуда.
Практика:
Лепить
фигуру народной игрушки. Составить
коллективную
композицию. Анализ работ.
9. Промежуточная аттестация. Открытое занятие для родителей.
10. Итоговые занятия. Презентация своих работ. Приемы оформления готовых
работ. Выставка творческих работ. Участие в городских мероприятиях и мероприятиях
центра творческой направленности.

Учебный (тематический) план продвинутый уровень для детей 4 -5 лет
1. История пластилина.
Теория: Закрепление знаний о пластилине как материале. Цели, задачи и
содержание курса. Продолжить знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
Взаимосвязь пластилина и другими видами изобразительного искусства.
Практика: Входящая диагностика на выявление полученных знаний и умений.
Выполнение несложных изделий из пластилина. Самостоятельная работа по выбору темы,
способу лепки. Оценка и анализ творческих работ.
1.1. Пластилиновая история.
Теория: Познакомить с новым способ лепки на форме. Демонстрация примеров
изделий. Научить раскатывать пластилин в пласт, оборачивать в форму. Использовать
различные дополнительные предметы: палочки, фольга, деревянная рамка. Создавать
образ будущего изделия и уметь украшать мелкими деталями.
Практика. Упражнения на развитие мелкой моторки, сенсорного развития.
Самостоятельная работа по выбору темы, способу лепки. Оценка и анализ творческих
работ.
13

1.2. Рисование пластилином. Создание композиции на разные темы.
Теория: Познакомить с основными приемами, используемыми для изготовления
композиции. Комбинирование различных приемов. Техника выполнения композиции.
Зарисовка композиции.
Практика. Выполнение отдельных элементов композиции. Самостоятельный выбор
темы. Составление композиции из готовых элементов. Оформление готовых композиций.
2. Основные формы и приемы лепки из пластилина
Теория: Продолжить знакомство с простыми формами лепки. Закрепить умение
видоизменять предмет из одной формы в другую. Лепить образ животных и птиц.
Научиться лепить полые формы. Виды полых форм. Устойчивость фигуры. Познакомить с
новым приемом – комбинированный способ лепки. Создание основы. Добавление
мелких деталей.
Практика. Лепка предметов, шарообразной цилиндрической формы полой формы.
Техника пластилиновых жгутов.
Создание изделий различными способами.
Самостоятельная творческая работа. Оценка и анализ работ.
3.Пластические фактуры. Метод процарапывания.
Теория: Знакомство с приемом создания узора на пластилиновой поверхности
процарапывание. Использование стеки. Техника выполнения.
Практика: Создание творческой работы по собственному замыслу. Представление
своей работы.
4.Изучение цвета. Получение новых оттенков посредством смешивания пластилина.
Теория: Изучение новых техник получения цвета: слоеный пирог, меландж, рулетик.
Правила пользования стекой.
Практика: Творческая
работа по смешиванию пластилина. Коллективная
композиция на тему: времен года, картины из жизни людей, изображение животных,
сказочные персонажи.
5. Лепка полуобемных фигурок и предметов
Теория: Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Создавать
небольшие полуобъемные фигуры. Последовательность выполнения этапов работы.
Практика: Создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов.
6. Пластилиновая аппликация. Пластилинография.
Теория: Продолжать знакомство с пластилиновой аппликацией. Изучить новый
вид пластилинографии – мозаичная. Контурное выполнение. Последовательность
выполнения этапов работы.
Практика: Создание творческой работы с применением разных видов
пластилинографии. Выставка работ.
8. Лепка по народным мотивам.
Теория: Продолжать знакомить с народными
промыслами в декоративноприкладном творчестве. Показ изделий народного промысла из пластилина. Элементы
декоративной росписи. Основной мотив - цветочный букет простой композиции.
Практика: Лепить цветочную композицию на примере жостовской росписи.
9. Промежуточная аттестация. Открытое занятие для родителей.
10. Итоговые занятия. Презентация своих работ. Приемы оформления готовых
работ. Выставка творческих работ. Участие в городских мероприятиях и мероприятиях
центра творческой направленности.
14

2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№
Основные характеристики образовательного процесса
п/п
1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72 (36/36)

3

Количество часов в неделю

4 (2/2)

4

Количество часов

144(72/72)

5

Недель в I полугодии

20

6

Недель во II полугодии

16

7

Начало занятий

1 сентября

8

Каникулы

-

9

Выходные дни

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8
января — Новогодние
каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта —
Международный женский
день;
1 мая — Праздник Весны
и Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День
народного единства.

15

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации дополнительной образовательной программы «Лепота» создана
специально организованная среда:
 cстудия, оснащенная мебелью в соответствии СаНПИН;
 необходимый инструментарий и дидактический материал соответствующий
возрасту и требованиям программы с расчетом на каждого ребенка по
списочному составу;
Во время занятий обязательно проводятся физкультминутки, динамические паузы с
целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей. Перед каждым
занятием осуществляется сквозное проветривание;
На занятия осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе
разнообразных игр, игровых ситуации.
Кадровое обеспечение методические материалы
Реализацией
программы
занимается
специалист,
имеющий
высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование по
художественной
направленности.
Функционал
специалиста
регламентируется
требованиям профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
Методические материалы
На занятиях используются развивающие игрушки, лото, мозаика, конструкторы,
дидактические игры; иллюстрированный, наглядный и раздаточный материалы.
Художественные материалы и оборудование, необходимые для реализации
программы:
 Набор пластилина;
 Дощечки для лепки;
 Набор стеков различной формы, валиков, штампов;
 Материал для основы пластилиновых картин;
 Образцы лепных моделей; иллюстраций, аудио-видео материалов;
 Дополнительный природный и творческий материал;
 Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы
пластилин к ним не прилипал);
 Хлопчатобумажная салфетка для рук; фартук и нарукавники;
 Магнитная доска; мольберт;
 Раздаточный материал (шаблоны);
Методы обучения.
Как известно, основными являются следующие методы обучения:
1) наглядный – показ иллюстраций показ приемов исполнения, использование
наглядно-иллюстрированного материала; наблюдение, работа по образцу;
2) словесный – беседа, рассказ, диалог;
3) практический – самостоятельная продуктивная практическая деятельность
4) метод экспериментов
16

проблемный - поиск решения ситуации, ответы на вопросы;
методы мотивации и стимулирования;
методы обучающего контроля, самоконтроля;
игровые
Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в соответствии
с сюжетным замыслом занятий.
Программой предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подход при
определении и решении учебных и воспитательных задач, что позволяет педагогу
полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка,
достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей обучающихся.
Основными формами занятий являются:
 тематическое занятие;
 занятие – игра;
 занятие поиск;
 комплексное занятие;
 открытое занятие для родителей.
 комбинированный
Наиболее продуктивные формы работы - это тематическое занятие, включающее в
себя диалог, рассказ, краткое объяснение, учебно-практические и творческие занятия.
В рамках программы практическая часть направлена на выполнение творческих,
исследовательских проектов (проектная деятельность обучающихся, как итоговая форма
освоения программы). В рамках проектов могут взаимодействовать такие виды урочной и
внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Методические принципы реализации программы:
 Технология сотрудничества – технология совместной развивающей
деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в
духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.
 Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность
ребёнка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы
личностноориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы
раскрыть и развить способности каждого ребёнка

5)
6)
7)
8)



Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных
задач по всем разделам программы.



Принцип положительной оценки деятельности детей способствует еще
более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию
дальнейшего участия в творчестве. Что бы и как бы ни сделал ребенок – все хорошо.
Организация занятий
Структура занятия остается относительно постоянной в течение учебного года: с
самых первых занятий вводится последовательность разных форм работы.
Постоянство помогает детям усвоить порядок занятия, что особенно важно для
тревожных детей, имеющих трудности адаптации в меняющейся обстановке.
17

Повторяющиеся элементы занятий создают у детей ощущение безопасности,
снижают уровень тревоги, удерживают границы группы, помогают в преодолении
защит, повышают вовлеченность участников. Основные ритуалы связаны с началом и
окончанием занятия — приветствием и прощанием.
Во время занятия важно поддерживать определенный уровень активности
детей. Занятия должны быть наполнены положительными эмоциями.
Примерная структура занятия:
1.Приветствие (создание эмоционально-комфортной среды);
2.Разминка (пальчиковые игры, дидактические игры, упражнения, направленные
на концентрацию внимания, коммуникативные игры);
3. Основная часть;
4. Творческая деятельность;
5.Релаксационная часть (упражнения на физическое и эмоциональное
расслабление);
6. Прощание (подведение итогов занятия, завершение занятия на позитивном
настрое).
Наиболее естественным, доступным и интересным для детей дошкольного
возраста способом усвоения знаний, переработки и выражения эмоций и впечатлений
является игра. В игре дети приобретают вместе с необходимыми знаниями и
навыками уверенность в себе, артистичность, свободу, воображение.
Работа с родителями - участниками программы.
Работа с родителями является необходимым средством методического обеспечения
программы. Основные формы работы с родителями:
 проведение родительских собраний;
 проведение просветительских акций; участие в мероприятиях;
 открытые занятия для родителей

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Основным методом, позволяющим оценить эффективность Программы,
является наблюдение. Мониторинг проводится в три этапа (входящая,
промежуточная, итоговая диагностика).
Входящая диагностика проводится в первые дни обучения и имеет своей
целью выявление исходного уровня подготовки детей. На первых занятиях педагог
знакомится с детьми, определяет уровень общего развития и личностные особенности
детей, выявляет склонности, интересы и способности каждого ребенка. На основе
полученных данных выделяются основные направления учебно-воспитательного
процесса, планируется работа на учебный год.
В течение года педагог ведет наблюдение за детьми во время занятий и
определяет степень усвоения ими учебного материала, оценивает эффективность
применяемых методов работы, корректирует их в случае необходимости.
Промежуточная аттестация проводится в форме итогового занятия в конце
первого учебного полугодия. В качестве промежуточных результатов работы может
рассматриваться подготовка творческих проектов, выставка работ детей, открытые
занятия с родителями.
18

Итоговая аттестация проводится в конце учебного года с целью определения
степени достижения результатов обучения, закрепления знаний.
Формы отслеживания и фиксация образовательных результатов: индивидуальное
наблюдение, журнал посещаемости; дипломы, участие в мероприятиях Центра и
городских творческих конкурсах, защита проекта. Устный опрос, творческие и
самостоятельные работы, участие в творческих выставках на уровне объединения,
выставках, конкурсах. Проверочные задания по лепке могут включать в себя практические
задания на знание и применения различных техник лепки, а также теоретические вопросы
на знание материалов и способ лепки.
Форма фиксации
Практические контрольные задания (умение работать различными способами
лепки):
- лепка из целого куска (слепить предмет, используя только кусок пластилина);
- лепка из частей (лепить сложный предмет, из отдельных частей и потом их
соединить);
- лепка с элементами декора (слепить предмет, добавить к нему элементы декора,
используя различные техники и приемы).
Оценка результата:
Воспринял натуру в целом, самостоятельно провел ее анализ, в лепке передал
внешнее сходство, форму, расположение частей, пропорции, используя необходимые
приемы лепки (4 балла);
Воспринял натуру в целом, определил составные части после дополнительной
словесной инструкции педагога, в лепке передал внешнее сходство (форму, расположение
частей, пропорции, используя необходимые приемы лепки (3 балла);
В работе передал сходство с натурой после подробного словесного анализа
педагогом, может допустить неточности в передаче формы, пропорций. Не всегда
использует необходимые приемы лепки (2 балла);
Передал элементарное сходство с натурой после подробного анализа педагогом.
Могут быть грубые нарушения в передаче формы, пропорций. Не всегда использует
необходимые приемы лепки (1 балл);
Не смог выполнить работу после подробного анализа педагога; изображение не
имеет внешнего сходства с натурой (0 баллов).
Практические контрольные задания (воспроизведение по образцу и по собственному
замыслу):
-

воспроизведение по образцу;
самостоятельное творчество;

Оценка результата:
Выполнил лепку по представлению, самостоятельно применил необходимые
способы лепки (конструктивный или скульптурный), изображение имеет сходство с
натуральным объектом (правильно передал пропорции человека в движении (форму

19

частей и их расположение). Использовал необходимые для лепки приемы :деление на
части, разрезание, вытягивание, прощипывание, расплющивание (4 балла);
Правильно выполнил лепку по представлению. Самостоятельно применил
необходимые способы лепки (конструктивный или скульптурный). Изображение имеет
внешнее сходство с натуральным объектом, но может допустить неточности в передаче
пропорций, формы, расположения частей. Использовал все необходимые приемы (3
балла);
Выполнил лепку после показа образца, правильно передал пропорции форму,
расположение частей, применил необходимые приемы лепки (конструктивный или
скульптурный). Может допустить некачественное выполнение приемов лепки: деление на
части, разрезание, раскатывание, сглаживание, вытягивание, прощипывание,
расплющивание (2 балла);
Работу выполнил после показа педагога. Могут быть допущены грубые нарушения
в передаче внешнего сходства с натуральным объектом (пропорции, форма, расположение
частей). Не может самостоятельно применить необходимые способы и приемы лепки (1
балл);
Не выполнил работу после подробного показа педагога, нецеленаправленные
действия с пластилином или отказывается работать (1 балл).
Проверка теоретических и практических знаний по программе:
-назовите основные этапы и способы лепки;
-опишите основные приемы работы с пластилином;
-умение декорировать продукт творчества;
- знание и применение специальными инструментами;
- основы композиции; художественность образа
Критерии оценки результативности не должны противоречить следующим
показателям:
высокий уровень – обучающийся овладел и успешно применяет на практике
умения и навыки, предусмотренные программой за конкретный период; работает
самостоятельно, не испытывает трудностей при выполнении практических заданий;
средний уровень - обучающийся овладел умениями и навыками, испытывает
некоторые трудности при применении, затрудняется самостоятельно выполнить работу,
работает с помощью педагога, выполняет практические задания по образцу, низкая
активность и участие;
низкий уровень – обучающийся не владеет умениями и навыками, испытывает
серьезные проблемы с выполнением практических заданий, задания выполняются под
постоянным руководством педагога, затрудняется при выявлении ошибок, неусидчивый,
невнимательный.
Творческая активность:
20

Высокий уровень: Повышенный интерес, творческая активность;
Средний уровень: Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но
выполняет работу по указанию педагога;
Низкий уровень: Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.
Общая ручная умелость:
Высокий уровень: Хорошо развита моторика рук, аккуратность.
Средний уровень: Ручная умелость развита.
Низкий уровень: Слабо развита моторика рук.
Умение объединять вылепленные фигурки в композицию
Высокий уровень - 3 балл (обладает способностью моделирования, составляет
интересные композиции самостоятельно, передает характерные черты образа);
Средний уровень - 2 балла (объединяет вылепленные фигурки в композицию только с
помощью воспитателя);
Низкий уровень - 1 балл (cоставить композицию даже с помощью воспитателя
затрудняется).
В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень
овладения художественными умениями (в сравнении с начальным) и творческие
достижения каждого обучающегося.
В ходе промежуточной аттестации обучающихся оцениваются результаты обучения
по программе, и заполняется таблица мониторинга «Результаты обучения по программе
«Лепота» полугодие учебного года». Введение личного портфолио на каждого ребенка.
По результатам аттестации заполняются таблицы мониторинга, в которых
оцениваются:
1.Результаты обучения по программе за учебный год (или по окончании работы по
программе).
2. Личностное развитие обучающихся;
3. Творческая активность обучающихся.
В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень
овладения художественными умениями (в сравнении с начальным) и творческие
достижения каждого обучающегося.

21

Список литературы
1.Положение о комплектовании и наполняемости групп при обучении по
дополнительным общеразвивающим программам в муниципальном автономном
учреждении дополнительного образования « Детский оздоровительно образовательный
Центр психолого-педагогической помощи «Остров»;
2. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 г.№28 «ОБ утверждении санитарных правил СП 2.43648-20);
3.Т.А.Ткаченко Развиваем мелкую моторику, издательство Эксмо, г. Москва, 2014 г.;
4.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1991.;
5.Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой,
В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, Москва, Мозаика-Синтез 2005г.;
6. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С. М.А.
Васильевой, Москва, Мозаика-Синтез, 2014 г;
7. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей
детского сада./ Под ред. JI.H. Павловой. - М.: «Просвещение», 1986;
8.Доронова Т.И., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке,
аппликации в игре. М.: «Просвещение», 1992;
9.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208 с.;
10. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик –
семицветик»Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 34 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера,2012. – 160 с.;
11. Болшакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Методическое пособие, ТЦ.Сфера, 2021 г.;
12. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного
оборудования, издательство Детство-Пресс,2024 г.;
13. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми
дошкольного возраста, издательство Корона-век, г. Санкт-Петербург, 2012;
14. А.А Венгер, Э. Г.Пелюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка»,
Просвещение , 1988 г.;
15.Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие»,
издательство Владос, 2019 г.;
16.С.Кобаченко «Как лепить из пластилина. Рукоделие. Чудеса из пластилина»,
издательство Бомбора, 2023 г.;
17.Д.Н. Колдина «Лепка в детском саду», Мозайка-синтез Москва, 2022г.;
18. Рони Орен «Секреты пластилина. Академия дошколят», Издательство Харвест,
2013;
19. Карлёнок Инна Викторовна: Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом.
Издательство Эксмо, 2015 г.;
20. Интернет ресурс https://lil.school/lessons/catalog/plasticine.ru;
21. Интернет ресурс www.babv-consultant.ru
22

Конец года

Начало
года

Конец года

Начало
года

Конец года

Начало
года

Конец года

Начало
года

Конец года

Начало
года

Конец года

Начало
года

Конец года

Начало
года

Вытягивание
от целого куска

Отщипывание
части от целого
куска

Размазывание
на силуэте

Прищипывание
краёв формы

Сплющивание
формы

Колбаска

Шар

Ф.И. ребёнка

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.

Мониторинг для оценки знаний, умений, представлений уровня освоения содержания
образовательной программы

Основные формы и приёмы лепки

23

Мониторинг по выявлению уровня развития творчества у дошкольников в продуктивной
деятельности лепки из пластилина
Приложение 2.

Технические
умения
навыки

Передача
формы
предмета
Строение
предмета
Передача
пропорций

композиция

Передача
движения

Отношение к
деятельности

Цветовое
решение
изображени
я
Интерес к
лепке

Отношение
к
оценке
взрослого

Высокий
уровень
форма
передана
точно
части
расположены
верно;
пропорции
предмета
соблюдаются;

Средний
уровень
есть
незначительн
ые искажения
есть
незначительные
искажения;
есть
незначительные
искажения;

отношение по
величине
разных
изделий
составляющих
сюжет
движение
передано
достаточно
четко
передан
реальный цвет
предметов

соблюдается
пропорциона
льность
в
изделии
разных
предметов
движение
передано
неопределенн
о, неумело
есть
отступление
от реальной
окраски
У
детей
наблюдается
заинтересова
нность
деятельность
ю в начале
работы, при
возникновени
и требований,
дети
становятся
пассивными

проявление
интереса
к
лепке
и
результату
лепки: лепит
увлеченно,
проявляет
искреннюю
заинтересован
ность,
непосредствен
ность
переживаний
в
процессе
создания
образа.
адекватно
реагирует на
замечания
взрослого,
стремится

эмоциональн
о реагирует
на
оценку
взрослого

Низкий уровень
форма
удалась.

не

искажения
значительные,
пропорции
предмета
переданы
не
верно
пропорционально
сть
разных
предметов
передана
не
верно
изображение
статичное.

цвет предметов
передан не верно
отсутствует
заинтересованнос
ть к процессу
деятельности

безразличен
к
оценке взрослого

24

творчество

самостояте
льность

инициатива

активность

исправить
ошибки,
не
точности.
выполняет
задания
самостоятельн
о, без помощи
педагога,
в
случае
необходимост
и обращается
с вопросами.
стремление к
наиболее
полному
раскрытию
замысла.
Переносит
умения
и
навыки
из
одних условий
в
другие,
поиск новых
способов
и
приёмов для
создания
выразительног
о образа
расширяет
границы
содержания
изделия,
опираясь
на
личный опыт,
руководствуяс
ь замыслом,
фантазией,
эмоционально
-оценочным
восприятием и
отношением к
изображению

требуется
незначительн
ая помощь, с
вопросами к
взрослым
обращается
редко
Частичная
реализация
замысла. Для
раскрытия
творческого
замысла дети
применяют
тот способ,
которым
хорошо
владеют.

В процессе
деятельности
проявляется
активность в
поиске новых
решений по
подсказке
педагога
необходима
постоянная
поддержка.

необходима
поддержка
и
стимуляция
деятельности со
стороны
взрослого, сам с
вопросами
к
взрослым
не
обращается
процессе
деятельности не
проявляется
инициатива,
необходима
постоянная
поддержка

процессе
деятельности не
проявляется
активности
в
поиске
новых
решений.

25

Диагностические задания
Что изучается?

Дидактические игры,
упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания Критерии оценки

1

2

3

4

Диагностические задания на начало-середину года
Умение лепить из Лепка «Чашечка»
Материалы: пластилин,
целого куска
пластилина
доска для лепки, стеки.

Ребенку предлагается вылепить
предмет чашечку. Обращать
внимание на приемы лепки.

Умение лепить
предметы,
состоящие из
нескольких частей
используя приемы
лепки, украшать
предметы
при помощи стеки

Ребенку предлагается вылепить
предметы. Спросить у ребенка о
названии формы исходной для
лепки (шар, цилиндр). В процессе
обращать внимание на
необходимость точно передавать
натуру.

Лепка «Овощи и
фрукты на тарелке»
Материалы: пластилин,
доска для лепки, стеки.

Умение лепить
Лепка «Котенок»
фигуры человека и Материалы: пластилин,
животных в
доска для лепки, стеки.
движении

Ребенку предлагается вылепить
фигуру животного.

Умение лепить
птиц, животных,
людей по типу
народных игрушек
(дымковская, филимоновская),
украшать узорами
(налепы, рельефы

Ребенку предлагается вылепить
фигуру птиц, животных по типу
народных игрушек.

Лепка «Петушок»,
«Олешек» Материалы:
пластилин. Доска для
лепки, стеки

3 балла - ребенок
самостоятельно справляется
с заданием.
2 балла - ребенок
справляется с заданием с
помощью взрослого или со
второй попытки.
1 балл - ребенок не
справляется с заданием.
3 балла - ребенок
самостоятельно справляется
с заданием.
2 балла - ребенок
справляется с заданием с
помощью взрослого или со
второй попытки.
1 балл - ребенок не
справляется с заданием
3 балла - ребенок
самостоятельно справляется
с заданием.
2 балла - ребенок
справляется с заданием с
помощью взрослого или со
второй попытки.
1 балл - ребенок не
справляется с заданием.
3 балла - ребенок
самостоятельно справляется
с заданием.
2 балла - ребенок
справляется с заданием с
помощью взрослого или со
второй попытки.
1 балл - ребенок не
справляется с заданием.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».