Оглавление
1.Основные характеристики………………………………………………………………3
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………..3
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы……………………………………….7
1.3.Содержание общеразвивающей программы…………………………………………8
1.4.Планируемые результаты……………………………………………………………..9
2.Организационно-педагогические условия…………………………………………….14
2.1. Календарный учебный график……………………………………………………..14
2.2. Условия реализации программы……………………………………………………15
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………………17
Список литературы……………………………………………………………………….20
Приложение……………………………………………………………………………….22
2
I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1.Направленность – художественная.
1.1.2.Актуальность программы.
Актуальность общеразвивающей программы «Лепота» раскрывается через
соответствие образовательной программы:
нормативно-правовым актам и государственным программным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
7 . Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
10. Методические рекомендации Министерства образования Свердловской
области, ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный
центр, 2025 г. региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям
и проблемам:
знакомство с национальной культурой, народным искусством родного края,
приобщение к декоративно-прикладному творчеству и искусству;
сотрудничество потребностям и проблемам детей и их родителей или законных
представителей: с родителями имеет важное значение. Отношения с родителями
строятся на основе партнерства, развивается дружественное взаимодействие с семей,
создание условий для совместной деятельности ребенка, родителей и педагога,
3
совместное наблюдение за динамикой роста ребенка. Родители и дети находятся в
сотворчестве: сотворчество позволяет родителям принять
участие
в
совместном
изготовлении изделия своими руками, познакомиться с нетрадиционным материалом,
применить знания в свободном творчестве ребенка.
Актуальность программы заключается в создании условий для развития личности
ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим
ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей,
взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на
протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психологопедагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением
требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению.
Одним из эффективных форм развития моторики рук у дошкольников является
лепка из пластилина. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно,
особенно в плане умственного, речевого и эстетического развития ребенка.
Программа «Лепота» направлена на развитие мелкой моторики руки детей с
помощью нетрадиционного художественного искусства - пластилина.
Одним из несомненных достоинств занятий лепки из пластилина с детьми
младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний: дети
реализуют познавательную активность, в интересной игровой форме обогащают
словарный запас, знакомятся с художественными произведениями, развивают сенсорные
эталоны. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
В процессе лепки, больше чем в какой-либо другой изобразительной деятельности
можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы,
движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев
дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
Занятия лепкой из пластилина комплексно воздействуют на развитие и психику
ребёнка, предоставляют чрезвычайно широкие возможности для получения сенсорного
опыта, познавательного, нравственного, и трудового воспитания дошкольников
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного
формирует художественно-эстетический вкус ребенка. Он учится видеть, чувствовать,
оценивать и созидать по законам красоты. В работе с пластилином включается
воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или
воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами, учится сочетать
цвета. Лепка из пластилина позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы,
надолго сохранять полученный результат.
Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое
мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к
предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить
изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Полученные
знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в
углубленном освоении приемов лепки, так и в изобразительно-творческой деятельности в
целом.
4
1.1.3. Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью программы является предоставление возможности
каждому ребенку реализовать свои творческие возможности в практической деятельности.
Программа «Лепота» является модифицированной, разработана на основе типовых
программ и методических разработок, дополняет и углубляет дошкольное образование.
Программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих,
воспитательных и образовательных задач педагогики.
Программа призвана научить детей не только осваивать сложные приёмы и
различные техники создания изделий, картин, фигур из пластилина, применять их в своей
творческой деятельности, но и побудить самостоятельную творческую деятельность,
направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Лепка из пластилина
не только увлекательное, но и полезное занятие,
предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного,
эстетического и трудового воспитания дошкольников.
Лепка положительно влияет на эмоциональное развитие ребёнка: помогает ребёнку
выразить пережить свои чувства. Снимает напряжение: создавая фигурку или картину из
пластилина, ребёнок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от
плохого настроения. Формирует эмоциональную устойчивость: процесс создания чего-то
нового из обычного материала вызывает у ребёнка чувство удовлетворения, уверенности в
своих силах и радости от результатов своей деятельности.
Лепка из пластилина развивает и укрепляет мышцы рук; запускает речевой
аппарат, развивает речь и обогащает словарный запас, дает представление о
математических формах, развивает воображение, пространственное мышление,
конструкторские способности.
Заниматься по данной программе могут как все желающие дети, так и дети с
ограниченными возможностями здоровья. Работа педагога с детьми с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется по индивидуальному образовательному
маршруту. Обучение происходит в присутствии законного представителя ребенка.
Требуется предоставление медицинской справки о состоянии здоровья данного ребенка.
Программой предусмотрен принцип разноуровневости, который позволяет
учитывать индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся, разный
уровень развития обучающихся и разную степень освоения ими содержания. В занятиях
используется момент наставничества, когда учащиеся 2 года обучения, перешедшие на
углубленный уровень изучения материала, помогают обучающимся базового уровня в
изучении и освоении новых техник , а также используется момент наставничества –
«педагог – обучающийся».
Первый уровень – базовый для детей 5-6 лет (1 год обучения).
На первом году обучения главное назначение пластилинографии
—
совершенствование творческих навыков. Дошкольники 5-летнего возраста уже без особых
затруднений создают сложные изображения, состоящие из множества мелких деталей,
причем не только предметные, но и сюжетные, создают свои композиции. Дети могут
использовать декоративную лепку и самостоятельно украшать лепное изделие. На занятиях
в основном используется метод самостоятельной творческой работы и создание
5
коллективных композиций.
Второй уровень - творческий для детей 6-7 лет (2 год обучения). Главное задача
выполнение сложных изделий, создание новых предметов, объемной и полуобъемной
формы, фигурки с каркаса чтобы создавать цельную композицию, создание многослойной
картины. Главная задача – научить детей передавать фактуру в изделии. Каждая тема
включает в себя изготовление новых предметов и охватывает все полученные навыки:
изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Главные персонажи композиций усложнены большим количеством деталей трудоемкой
формы, требующей применения разнообразных приемов доработки, развитой моторики
рук и довольно развитого глазомера. Лепка изделий этих разделов знакомит детей с
новым для них использованием исходных форм, расширяет предметный ряд, развивает
фантазию и объемное видение.
1.1.4. Адресат программы.
По данной программе могут обучаться дети в возрасте с 5-6 лет, дети в возрасте 6-7
лет. Число детей, одновременно обучающихся в одной группе – 9 человек. Структура и
содержание программы соответствует возрастным особенностям детей данного возраста.
При реализации программы в соответствии с профилем учитывается характеристика
возрастных особенностей обучающихся. У младших школьников ещё недостаточно развита
мускулатура и мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит
глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку.
Программа построена таким образом, чтобы ребенок развивал творческую
самостоятельную деятельность.
Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе. Зачисление в группы
производится на основании заполнения родителями заявления о зачислении в МАУ ДО
Центр
«Остров»,
договора
и
согласия родителя
(законного
представителя)
несовершеннолетнего обучающегося на обработку персональных данных.
1.1.5. Объем и срок освоения программы.
Объем общеразвивающей программы - 144 учебных часа. Программа рассчитана на
два года обучения. Первый год обучения– 72 часа, второй год обучения – 72 часа.
Срок освоения: программа рассчитана на 2 года обучения и является базовым курсом
обучения лепки из пластилина. Занятия проводятся с сентября по май, включая
каникулярные дни. Всего 36 учебных недель.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Практическое занятия – основная форма организации творческой деятельности детей,
на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс творчества,
развития и гармонизации эмоциональной сферы.
Продолжительность одного занятия для детей 5–6 лет - 25 минут, для детей 6–7 лет –
30 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Форма обучения – форма проведения занятий очная. Групповая форма с
выраженным индивидуальным подходом.
6
Форма
организации
образовательного
процесса:
индивидуальная,
индивидуально - групповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Формы реализации образовательной программы. Традиционная модель
реализации данной программы представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного или нескольких лет обучения в МАУ ДО Центр «Остров».
Перечень форм проведения занятий: беседа, тематическое занятие,
комплексное занятие, открытое занятие, мастер-класс, занятие - поиск, занятие-фантазия.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы творческий отчет, фестиваль, презентация, творческих работ, мастер-класс,
выставка, открытое занятие для родителей.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через освоения
различных техник лепки из пластилина.
Обучающие:
ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и умений
в дальнейшей жизни, развивать трудовую и творческую активность;
научить
лепить
пластическим,
конструктивным
и
комбинированным способами;
научить лепить предметы, передавая их характерные особенности,
пропорции; позы, и движения;
научить соединять детали в единое целое и сглаживать места соединения;
научить лепить из пластилина объемные фигуры;
научить различным техникам лепки;
научить
оформлять предметы
мелкими
деталями,
вылепленными из пластилина;
научить смешивать цвета пластилина, получать новый цвет;
познакомить обучающихся с основами декоративной композиции, как одним из
видов декоративно-прикладного искусства;
расширять знания детей по истории декоративно-прикладного искусства;
научить объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;
обучить самостоятельному созданию детьми декоративных изделий из
пластилина.
Развивающие:
формировать умение объективно оценивать результаты своего и чужого труда,
формировать и развивать коммуникативные навыки;
формировать умение согласованно работать двумя руками, мелкую моторику и
координацию рук; точность движений, наблюдательность;
формировать навыки декорирования образа с помощью различных техник
7
(налеп, мозаика, отпечатки);
развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
совершенствовать изобразительную технику лепки;
развивать волевые качества, аккуратность, самостоятельность
Воспитательные:
воспитывать интерес к лепке, декоративно народному творчеству, культуре;
формировать и развивать у детей художественный вкус;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии лепных изделий.
1.3. Планируемые результаты.
Ожидаемые результаты освоения программы – выраженный интерес детей к лепке
из пластилина, творческая активность и самостоятельность в создании разнообразных
изделий из пластилина.
Результатом освоения программы являются следующие знания, умения и навыки:
метапредметные:
умение работать по предложенному плану, соблюдать последовательность
действий при выполнении задания;
умение самостоятельно или совместно с учителем и другими детьми давать
эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
умение, сравнивать, анализировать, выделять главное в своей работе;
учиться оценивать результаты своей работы, видеть ошибку и исправить;
умение проектировать изделие по собственному замыслу;
развитие мелкой моторики и координации движения рук;
умение взаимодействовать в парной и групповой работе.
личностные:
повышение уверенности в себе, воспитание аккуратности, усидчивости;
развитие этических чувств, доброжелательности, понимания чувств других
людей и сопереживания;
развитие навыков сотрудничества и коллективной деятельности в процессе
совместной творческой деятельности.
предметные:
формировать интерес к лепке из пластилина; декоративно-прикладному
творчеству;
учить применять различные способы лепки, создавать сюжетные композиции из
2-3 фигур;
учить лепить объемные и полуобъемные фигуры;
учить декорировать лепное изделие различными способами, ленточным
способом;
использовать разные виды лепки: предметная, сюжетная, декоративная;
учить передавать характерные детали, формы, размер пропорции животных,
растений, человека;
8
учить лепить по собственному замыслу;
учить видоизменять знакомую форму для создания нового предмета;
создавать пластилиновые картины различными способами;
1.4.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.1. Учебный план
№
Название раздела (модуля)
п/п
1.
2.
3.
Введение в
пластилинографию. Виды и
особенности лепки
Основные приемы лепки.
Техники соединение
деталей.
Создание различных
композиций и предметов
Количество часов
(теория/практика)
Базовый
Творческий
уровень
уровень
обучения
обучения
(1 год)
(2 год)
4(2/2)
4(2/2)
4(2/2)
8(2/4)
14(4/10)
12 (2/10)
4.
Полуобъемная изображения
на картоне
10(4/6)
12(2/10)
5.
Объемная лепка
8(2/6)
10 (2/8)
6.
Лепка по замыслу.
8(2/6)
10(2/8)
7.
Декоративная лепка
6(2/4)
4(1/3)
8.
Пластилиновый театр по
сказкам народов мира
8(2/6)
8(2/6)
9.
Рисование на пластилине
6(2/4)
4(2/2)
11.
12.
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Итого:
1
1
72(25/47)
1
1
72(20/52)
Формы
аттестации/контроля
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Творческие работы
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Творческие работы
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Открытое занятие
Творческий отчет
Всего:144 часа
9
Учебный план на каждый год обучения (тематический)
Базовый уровень обучения (1 год)
№
п/п
Название раздела, темы
1.1.
Вводный инструктаж по технике
безопасности. Диагностика умений и
знаний по лепке.
Введение в пластилинографию
Виды пластилинографии. Закрепение
приемов.
2(1/1)
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
2(1/)
2.2.
Выбор эскиза. Работа над эскизом.
Примеры
2(1/1)
2.3
Создание работы в технике
пластилинографии
2(1/2)
3.
Основные приемы лепки. Техника
соединение фигур
6(2/4)
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
4.
4.1
Создание различных композиций и предметов
Лепка растений, цветов и листьев
(1/2)
4.2
Лепка насекомых и природы
(1/2)
4.3
Лепка различных бытовых предметов
(кувшины, вазы и чашки)
(1/2)
4.4
Лепка композиции «Зоопарк» человек и животное
(1/4)
5.
Полуобъемные изображения на
картоне
10 (4/6)
6.
Объемная лепка
8 (4/6)
6.1
Дом, в котором мы живем
4(2/2)
2.
2.1.
Количество часов
(теория/практика)
10
Формы аттестации
(контроль)
Педагогическое
наблюдение
Практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое
занятие
6.2
Изучение природы разных стран.
Животные и птицы.
4(2/4)
7.
Лепка по замыслу
8(2/6)
8.
Пластилин и бумага. Создание
спектакля по сказкам народов мира
8(26)
9.
Декоративная лепка. Народные
мотивы и роспись
6(2/4)
10.
Рисование на пластилине. Мозаичная
техника.
6(2/4)
11.
12.
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
1
1
Итого: 72 (25/47)
Педагогическое
наблюдение
Практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
Творческий проект
Педагогическое
наблюдение
Практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие
Открытое занятие
Творческий отчет
Учебный план на каждый год обучения (тематический)
Творческий уровень обучения (2 год)
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
(теория/практика)
Формы аттестации
(контроль)
Педагогическое
наблюдение
Тест
Педагогическое
наблюдение
Практическое занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое занятие
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
Практическое занятие
Итоговое занятие
наблюдение
Практическое занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое занятие
Итоговое занятие
Педагогическое
1.
Вводный инструктаж по технике
безопасности. Проверка знаний.
2(1/1)
2.
Пластилинография. Мой портрет
8(2/6)
3.
Лепка сложных фигур. Затерянный
мир динозавров
8(2/6)
4.
4.1
4.2
Создание различных композиций
Создание пейзажа
Моя семья
12(4/8)
6(2/4)
6(2/4)
5.
12(4/8)
6.
6.1
6.2
Полуобъемные изображения.
Изготовление подарков.
Объемная лепка
Моя страна
Путешествие на море
7.
Пластилиновый город
12 (4/8)
6(2/4)
6(2/4)
8(2/6)
11
8.
Декоративная лепка.
4(1/3)
9.
Рисование на пластилине. Контурная
техника.
4(2/2)
10.
11.
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
1
1
наблюдение
Итоговое занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое занятие
Педагогическое
наблюдение
Практическое занятие
Открытое занятие
Творческий отчет
Итого: 72 (20/52)
Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Диагностика теоретических знаний и практических навыков лепки.
Практика: Выполнение практических работ самостоятельно.
2.Введение в пластилинографию. Виды и особенности техники. Понятие эскиз. Работа
с будущим эскизом. Этапы выполнения.
Теория: Продолжать знакомить с техникой пластилинография. Дополнительные
инструменты и материал.
Практика: Создание работы в технике пластилинографиина картоне. Мой портрет.
Выставка работ.
3.Лепка сложных фигур. Выразительность образа и движений. Иллюстрация
изображений.
Теория: Продолжать знакомить с техниками лепки. Приемы лепки чешуи у рыб,
шерсти животных. Инструменты.
Практика: Создание выразительного образа с помощью стеки. Лепка фигур в
разных положения.
4. Создание различных композиций и предметов.
Теория: Закрепление знаний о композиции. Повторение и закрепление приемов.
Создание 2-х фигурных композиций.
Практика: Создание композиций на разные темы: лепка растений, цветов и листьев,
насекомых, посуды и животных.
5.Полуобъемные изображения. Изготовление подарков на праздник.
Теория: Знакомство с лепными картинами с изображением полуобъёмных
предметов на горизонтальной поверхности. Особенности техники выполнения. Материалы
и инструменты. Дополнение композиции мелкими деталями.
Практика: Создание самостоятельного полуобъемного изображения.
6. Объемная лепка.
Теория: учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетать разные
способы и приёмы лепки, планировать работу, развивать воображение, чувство формы и
пропорций.
Практика: Создание самостоятельного объемного изображения.
12
7. Пластилиновый и бумажный спектакль по сказкам народов мира.
Теория: Познакомить с театром. Виды театров в России. Герои из пластилина и
бумаги.
Практика: Коллективная работа по созданию героев, атрибута и декораций.
8. Декоративная лепка
Теория: Продолжать знакомить с народным промыслом. Лепить украшения разными
методами. Лепка на форме.
Практика: Самостоятельная творческая работа по декоративной лепке.
9. Рисование на пластилине.
Теория: Продолжать знакомить с техниками рисования пластилином. Особенности
мозаичной техники. Поэтапность выполнения.
Практика: Самостоятельная творческая работа по выбору.
Содержание учебного (тематического) второго года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Диагностика теоретических знаний и практических навыков лепки.
Практика: Выполнение практических работ самостоятельно.
2.Введение в пластилинографию. Виды и особенности техники. Понятие эскиз. Работа
с будущим эскизом. Этапы выполнения.
Теория: Познакомить детей с методом пластилинографии. Рассмотрение примеров.
Практика: Создание работы в технике пластилинографии.
3.Основные приемы и техники лепки. Методы соединения деталей. Нажим.
Теория: Знакомство с методами соединения деталей. Деформация деталей.
Иллюстрация примеров.
Практика: Лепка фигур из пластилина на выбор: человек, животное, птица,
персонаж.
4. Создание различных композиций и предметов.
Теория: Закрепление знаний и правил композиции. Работа с фоном. Переход одного
цвета в дугой.
Практика: Создание более сложных композиций на свободную тему
5.Полуобъемные изображения на картоне
Теория: Знакомство с лепными картинами с изображением полуобъёмных
предметов на горизонтальной поверхности. Особенности техники выполнения.
Материалы и инструменты. Дополнение композиции мелкими деталями.
Практика: Создание самостоятельного полуобъемного изображения на картоне.
6. Объемная лепка.
Теория: учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетать разные
способы и приёмы лепки, планировать работу, развивать воображение, чувство формы и
пропорций.
Практика: Создание самостоятельного объемного изображения. Примерные темы на
выбор: «Моя страна», «Путешествие на море».
7. Пластилиновый город будущего.
Теория: Познакомить с приемами лепки различных домов, составлять из них
композицию.
Практика: Коллективная работа по созданию пластилинового города и его
обитателей.
13
8. Декоративная лепка
Теория: Продолжать знакомить с народным промыслом. Познакомить с
национальным костюмом. Разбор иллюстраций народных костюмов.
Практика: Коллективная творческая работа по народному костюму.
9. Рисование на пластилине.
Теория: Закрепить знания техники рисования пластилином.
Практика: Самостоятельная творческая работа по выбору. Различные техники.
Выставка работ
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№
Основные характеристики образовательного
п/п процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни
10
Окончание учебного года
14
36
72 (36/36)
4 (2/2)
144(72/72)
20
16
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства.
31 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации дополнительной образовательной программы «Лепота» создана
специально организованная среда:
- студия, оснащенная мебелью в соответствии СаНПИН;
- необходимый инструментарий и дидактический материал соответствующий
возрасту и требованиям программы с расчетом на каждого ребенка по списочному
составу;
- мольберт для показа иллюстраций;
- материалы для изобразительной деятельности;
-магнитофон для музыкального сопровождения занятий;
- наборы инструментов для лепки, валиков, штампов, основ для лепки.
Во время занятий обязательно проводятся физкультминутки, динамические паузы с
целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей. Перед каждым
занятием осуществляется сквозное проветривание.
На занятия осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе
разнообразных игр, игровых ситуации. Реализация программы основывается на принципах
учета индивидуальных способностей ребенка, его возможностей, уровня подготовки.
Кадровое обеспечение:
Реализацией
программы
занимается
специалист,
имеющий
высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование по
художественной направленности. Функционал специалиста регламентируется требованиям
профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
Методические материалы
На занятиях используются развивающие игрушки, лото, мозаика, конструкторы,
дидактические игры; иллюстрированный, наглядный и раздаточный материалы.
Художественные материалы и оборудование, необходимые для реализации
программы:
Набор пластилина;
Дощечки для лепки;
Набор стеков различной формы, валиков, штампов;
Материал для основы пластилиновых картин;
Образцы лепных моделей; иллюстраций, аудио-видео материалов;
Дополнительный природный и творческий материал;
Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы
пластилин к ним не прилипал);
Хлопчатобумажная салфетка для рук; фартук и нарукавники;
Магнитная доска; мольберт;
Раздаточный материал (шаблоны);
Занятия лепкой должны начинаться с ознакомления обучающихся кабинетом,
инструментом, правилами техники безопасности, правилами группы. На первом занятии
15
педагог дает несложное задание на свободную тему и по результатам его выполнения
выясняет степень подготовленности учеников, их видение и понимание объема знаний по
предмету.
Методы обучения:
Как известно, основными являются следующие методы обучения:
1) наглядный –
показ иллюстраций показ приемов исполнения,
использование наглядно-иллюстрированного материала;
наблюдение,
работа по образцу;
2) словесный – беседа, рассказ, диалог, групповое обсуждение;
3) практический;
4) проектный;
5) эмоциональный;
6) игровые методы.
Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в
соответствии с сюжетным замыслом занятий.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития. Принцип
личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала
исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и
потенциальные возможности.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на
каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой
атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у детей заинтересованности
в собственной творческой деятельности.
Основным методом общения педагога с обучающимися является диалогическое
общение. Диалоги между педагогом и ребенком направлены на совместное обсуждение
творческой работы и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является
одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
Структура проведения занятий:
1. Дружественное приветствие;
2. Гимнастика для пальцев и кистей рук, глаз;
3. Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций);
4. Планирование этапов работы;
5. Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
6. Практическая работа (реализация задачи);
7. Анализ и оценка творческой работы (продукта труда и деятельности);
8. Уборка рабочего места.
16
Суть лепки состоит в конструировании максимально напоминающих реальный объект
трёхмерных поделок из различного вида пластилина. Изобразительная деятельность детей
6—7 лет значительно совершенствуется. Прежде всего, более законченной становится форма
вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей появляется желание дополнить
свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной.
Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, развилась мелкая мускулатура
рук, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает
возможность выполнять сложные детали, используя налепы и роспись. У детей появляется
эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность, как к изобразительным,
так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе.
Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных
пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных игрушек. Одновременно углубляются
знания детей о народных промыслах.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую
направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает
выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и
представления, хранящиеся в долговременной памяти. На занятиях происходит реализация
впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Основным методом, позволяющим оценить эффективность Программы, является
наблюдение. Мониторинг проводится в три этапа (входящая, промежуточная, итоговая
диагностика).
Входящая диагностика проводится в первые дни обучения и имеет своей целью
выявление исходного уровня подготовки детей. На первых занятиях педагог знакомится с
детьми, определяет уровень общего развития и личностные особенности детей, выявляет
склонности, интересы и способности каждого ребенка. На основе полученных данных
выделяются основные направления учебно-воспитательного процесса, планируется работа на
учебный год.
В течение года педагог ведет наблюдение за детьми во время занятий и определяет
степень усвоения ими учебного материала, оценивает эффективность применяемых
методов работы, корректирует их в случае необходимости.
Промежуточная аттестация проводится в форме итогового занятия в конце первого
учебного полугодия. В качестве промежуточных результатов работы может
рассматриваться подготовка творческих проектов, выставка работ детей, открытые занятия
с родителями.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года с целью определения
степени достижения результатов обучения, закрепления знаний.
Формы отслеживания и фиксация образовательных результатов: индивидуальное
наблюдение, журнал посещаемости; дипломы, участие в мероприятиях Центра и городских
творческих конкурсах, защита проекта. Устный опрос, творческие и самостоятельные
работы, участие в творческих выставках на уровне объединения, выставках, конкурсах.
Проверочные задания по лепке могут включать в себя практические задания на знание и
17
применения различных техник лепки, а также теоретические вопросы на знание материалов
и способ лепки.
К концу 1 года обучения года дети должны уметь:
-самостоятельно планировать свою работу, отбирать способы лепки;
-передавать форму, пропорции предметов, их характерные признаки;
-правильно изображать объемную форму предмета;
-вытягивать мелкие части из основного куска глины;
-передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры;
- создавать изображения по собственному замыслу;
-выполнять изображения по представлению и с натуры;
-создавать индивидуальные и коллективные композиции предметного, сюжетного и
декоративного содержания;
-создавать изображения по мотивам народного декоративно – прикладного искусства;
-пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами.
Для диагностики определяются показания и задания, которые позволяют судить о
способностях детей и динамике их развития.
Диагностируются:
1. Умение лепить фигуру человека в движении и создавать выразительные образы;
2.Умение лепить фигуру животных в движении, передавать пропорции частей, их
соотношение по величине, создавать выразительные образы;
3. Умение использовать разные способы лепки: налеп, углубленный рельеф при
декоративной лепке;
4. Умение создавать сюжетные, предметные индивидуальные, коллективные
композиции;
5. Умение расписывать пластину, создавая узор стекой.
Диагностируемые задания:
1.Лепка "Как мы делаем зарядку" Предложить выбрать наиболее интересные
выразительные движения фигур, выразительность поз и вылепить, используя приемы
лепки;
2.Лепка «Вылепи любое животное» Ребенку предлагается вылепить животное,
которое ему нравится. Воспитатель обращает внимание на изображение характерной
формы, пропорций, деталей, изображения движений и на использование разных приемов
лепки;
3. Лепка «Дымковская игрушка» Ребенку предлагается вспомнить дымковскую
игрушку, ее выразительные особенности, обращать внимание на использование
разнообразных приемов лепки (налеп, рельеф);
4. Лепка игрушек, предметов для игры в «Магазин игрушек». Ребенку
предлагается выбрать тему для лепки, обращать внимание при лепке на характерные
особенности формы, деталей. Обращать внимание на умение создавать сюжетные,
коллективные композиции, на использование разнообразных приемов лепки, стремление
украшать узором при помощи стеки;
5. Лепка «Осенний листочек» Ребенку предлагается вспомнить способ лепки
18
пластины. Выбрать узор на листьях и внимательно рассмотреть их. Обращать внимание
на умение расписывать пластину стекой.
Критерии оценки:
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй
попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием.
К концу 2 года обучения года дети должны уметь:
- свободно использует для создания образов предметов, объектов природы, сказочных
персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее приемы и техники;
- передает форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные
особенности изображаемых объектов;
-передаёт характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы
- обрабатывает поверхность формы движениями пальцев и стекой;
- использует приёмы декоративной лепки (налеп, углубленный рельеф), применяет стеку.
- наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой
картинки на картоне;
-украшать изделие пластилиновым барельефом;
-аккуратно работать с пластилином;
- оценивать результаты художественно - творческой деятельности собственной и
одногруппников, навыки сотрудничества.
- организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации
художественного замысла
-управлять своим эмоциональным состоянием;
-умение прилагать волевые усилия при возникновении трудностей в создании практических
работ.
Для диагностики определяются показания и задания, которые позволяют судить о
способностях детей и динамике их развития.
Диагностируются:
1. умение лепить из целого куска пластилина;
2. умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей используя приемы лепки,
украшать предметы при помощи стеки;
3. умение делить плаcтилин на равные части;
4. умение применять технические знания и способы лепки;
5. умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковская,
филимоновская), украшать узорами (налепы, рельефы);
6. умение использовать в лепке дополнительные материалы (косточки, зернышки,
бусинки);
7. самостоятельность, оригинальность;
8. творческая активность;
9. сенсорные навыки, развитие моторики руки.
Уровни усвоения программы. Индикатором эффективности реализации учебной
дополнительной
образовательной
программы
«Лепота»
является
мониторинг
19
прослеживания усвоения программы всей группой и каждого ребенка отдельно.
Диагностика коммуникативного и эмоционального развития.
Основным методом, позволяющим выявить особенности эмоционального развития и
оценить эффективность программы, является наблюдение.
В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры
эмоциональных проявлений, как:
- эмоциональный фон;
- выраженность эмоций;
- эмоциональная подвижность.
Каждый ребенок проявляет свои эмоции по-разному, поэтому необходимо обращать
внимание на степень проявления эмоции конкретного ребенка в той или иной
ситуации, и именно эту реакцию положить в основу оценки эмоционального состояния.
20
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1.
Яковлева К. «Чудо дивное, диво чудное». М.: Молодая гвардия, 1985 г.
2.
«Учимся лепить и рисовать» / Ред.- сост. Зимина М..- С.-Петербург: изд.
«Кристалл», «Валерии СПб», 1998 г.
3.
«Кружок «Умелые руки». / Ред.- сост.М. Зимина.- С.-Петербург: изд. «Кристалл»,
«Валерии СПб», 2000 г.
4.
Кард В., Петров С. «Пластилин». – С.-Петербург: изд. «Валерии СПД», 2001 г.
5.
РС СD – ROM «Уроки лепки из пластилина», Москва, 2002г.
6.
Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства». – Самара: изд. «Учебная литература», 2003 г.
7.
Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская». – Самара: изд. «Учебная литература»,
2005 г.
8.
«Ребенок без проблем» - изд. «Эксмо», М., 2008г.
9.
Д.Гамон, Аллен, Б.Брегдон «Как развить умственные способности, память и
внимание» - изд. «Клуб семейного досуга», Харьков Белгород, 2009г.
10.
Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина» -Ростов-на-Дону «Феникс», 2012г.
11.
Багрянцева А. «Домашние любимцы из пластилина»-Москва, ЭКСМО, 2014 г.
12.
Папки - передвижки «Технологические карточки пластилиновых поделок»- личная
копилка руководителя Сидяковой С.Г.
Для воспитанников и родителей
1.
Яковлева К. «Чудо дивное, диво чудное». М.: Молодая гвардия, 1985 г.
2.
«Учимся лепить и рисовать» / Ред.- сост. Зимина М..- С.-Петербург: изд.
«Кристалл», «Валерии СПб», 1998 г.
3.
Кард В., Петров С. «Пластилин». – С.-Петербург: изд. «Валерии СПД», 2001 г.
4.
РС СD – ROM «Уроки лепки из пластилина», Москва, 2002г.
5.
Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства». – Самара: изд. «Учебная литература», 2003 г.
6.
Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская». – Самара: изд. «Учебная литература»,
2005 г.
7.
Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина» - Ростов-на-Дону «Феникс», 2012г.
8.
Багрянцева А. «Домашние любимцы из пластилина» -Москва, ЭКСМО, 2014 г.
21
Приложение 1.
Основные приемы лепки пластилином
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и
выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно
периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр.
Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо
получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить
раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик,
потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что
необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого
соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая
ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его
оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к
другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком.
Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом
нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
22
Приложение 2.
Мониторинг для оценки знаний, умений, представлений уровня освоения содержания
образовательной программы
Критерии
(индикаторы)
Высокий
Средний
Низкий
уровень
уровень
уровень
Ребенок
самостоятельно и
легко разминает,
сплющивает
пластилин,
раскатывает
в
заданную форму,
размазывает
по
картону
в
заданном
направлении
на
рисунке
Ребенок иногда
обращается
за
помощью
к
Ребенок не
активен,
не
выражает интерес к
работе с
пластилином и не
пытается
освоить
формы
работы
с
пластилином
Развитие
мелкой моторики
(общая ручная
умелость)
Хорошо развита
моторика рук,
аккуратность.
Ручная
умелость развита.
Слабо развита
моторика рук.
Сенсорные
способности
(чувство цвета,
формы).
Форма передана
точно.
Разнообразие
цветовой
гаммы,
передан реальный
цвет,
Выразительность
изображений
Повышенный
интерес,
творческая
активность.
Есть
незначительные
искажения.
Отступления
от
окраски.
Форма
не
удалась, искажения
значительные.
Безразличие
к
цвету,
одноцветность.
Технические
навыки
(раскатывание,
сплющивание,
размазывание)
Творческая
активность.
взрослому
для
разминания
пластилина,
придания
пластилину
заданной формы,
определения
направления
в
размазывании
Ребенок активен,
Ребенок
не
есть
активен, выполняет
интерес
к работу
без
особого желания.
данному
виду
деятельности,
но
выполняет работу
по указанию
педагога
23
Проявление
самостоятельности
Выполняет
задание
самостоятельно, без
помощи.
Ребенок
самостоятельно
умеет планировать
свои действия,
выбирать
выразительные
средства, доводить
начатое
дело до конца.
Требуется
незначительная
помощь.
24
Не
может
самостоятельно
выполнять задания,
без
помощи педагога,
необходима
поддержка
и
стимуляция.
25
26
27
28
29
30