Солнечные дети 9-10 лет

Оглавление
1. Основные характеристики программы………………….……………………………………….…...3
1.1. Пояснительная записка……………………………………….…………...…………………………3
1.2. Цель и задачи программы..………………………………………………………………………..…4
1.3. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………………....5
1.4. Содержание программы ………………………………...…………………………………………...6
2. Организационно-педагогические условия………………….……………………..………………….9
2.1. Календарный учебный график…………………………………………………..…………………..9
2.2. Условия реализации программы …………………………………….………….............................10
2.3. Формы аттестации и контроля…………...………………….………………….………………….12
3. Список литературы……………………………………………..……………………………………..13
Приложение 1…………………………………………………………………………………………….14
Приложение 2………………………………………………………………………………………….…17
Приложение 3…………………………………………………………………………………………….18

2

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы: коррекционно - развивающая.
1.1.2. Актуальность программы
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и
отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.
Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом
развитии является актуальной проблемой современной коррекционной психологии и педагогики.
Аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического
развития следует рассматривать как психолого-педагогическую и социальную проблему, а именно
недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, с нарушениями зрения, координации
двигательной сферы детей с синдромом Дауна.
Для успешной адаптации детей с синдромом Дауна нами создана коррекционноразвивающая программа психолого-педагогического сопровождения «СОЛНЕЧНЫЕ ДЕТИ».
Программа «Солнечные дети» соответствует нормативно-правовым актам и
государственным программным документам:
- ФГОС для детей с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014г. №1598);
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
- Методические рекомендации Министерства образования Свердловской области, ГАНОУ
Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр, 2025 г.
 региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам;
 потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей.
1.1.3. Отличительная особенность программы
Программа «Солнечные дети» обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с синдромом Дауна,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
 создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей,
обучающихся с синдромом Дауна;

3

 осуществление
индивидуально-ориентированного
психолого-педагогического
сопровождения, обучающихся с синдромом Дауна с учетом их особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
 оказание родителям (законным представителям) обучающихся с синдромом Дауна
консультативной помощи по различным вопросам воспитания и обучения.
1.1.4. Адресат программы
Программа предназначена для детей с синдромом Дауна 9-10 лет на постоянной основе.
1.1.5. Объем и срок освоения программы
Объем программы - 72 учебных часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия
проводятся с сентября по май, включая каникулярные дни. Всего 36 учебных недель.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
 Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 2 ак/час по образовательной программе
с перерывом 10 минут.
 Форма обучения – очная.
 Форма организации образовательного процесса
Индивидуальная - предусматривает индивидуальный подход к ребенку на занятиях,
консультирование родителей и педагогов.
 Формы реализации программы
Программа «Солнечные дети» реализуется в МАУ ДО Центр «Остров» в рамках проекта
«Особый ребенок». Форма организации: студия.
Традиционная модель реализации данной программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в МАУ
ДО Центр «Остров».
При реализации программы в дистанционном формате используется платформа «Сферум»,
раздел сайта МАУ ДО Центр «Остров» «Дистанционное образование».
 Формы проведения занятий: беседа; показ предметов и действий с ними, сказок,
иллюстраций; наблюдение; работа по образцу и др.
 Формы подведения итогов реализации программы:
1. Включенное наблюдение.
2. Ведение индивидуального портфолио для каждого ребенка.
3. Участие в различных конкурсах, выставках, фестивалях для детей с ОВЗ и инвалидов.
4. Итоговое занятие с вручением портфолио детям, подведение итогов.

1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание психолого-педагогических условий для формирования у ребенка с
синдромом Дауна правильного многогранного полифункционального представления об
окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более
эффективной социализации в обществе.

4

Задачи:
Коррекционные:
 коррекция когнитивных процессов;
 коррекция социальных и коммуникативных умений;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 коррекция поведения.
Воспитательные задачи:
 формирование позитивного настроя на общение со сверстниками;
 психологическая коррекция поведения ребёнка;
 социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения;
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
Развивающие задачи:
 познавательно-речевого развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения,
навыков группировки и классификации;
 совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
 развитие движений и двигательной активности.
Обучающие задачи:
 формирование у детей целостной картины мира через игровую деятельность;
 формирование знаний, умений, навыков культуры поведения.

1.3. Планируемые результаты освоения программы
Планируемый результат:
 создание положительного эмоционального настроя на общение со сверстниками и
родителями;
 освоение детьми элементов дидактических и ролевых игр, навыков предметной, речевой
и двигательной деятельности;
 формирование миролюбия как активной черты личности ребенка;
 формированию активной родительской позиции;
 психологическая коррекция поведения ребёнка;
 социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения;
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;
 формирование обще-интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения,
обобщения, навыков группировки и классификации;
 развитие движений и двигательной активности.
Критерии оценки результатов:
 возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для
ребенка;
 увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных
склонностей;
5

 повышение уровня активности ребенка, проявляющийся, в желании сотрудничества;
 повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и
ребенка.
Работа с родителями детей:
 анкетирование родителей;
 просветительская работа в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов;
 индивидуальная консультативная работа.
Взаимодействие осуществляется на основании договора с родителями, в программе
предусмотрены совместные детско–родительские занятия, тренинги, консультации, праздники.

1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебный план
№
Название раздела (модуля)
п/п
1
2

Познавательное развитие
Развитие социальнокоммуникативных умений

3
4

Речевое развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое развитие
Итоговые занятия

5
6

№
п/п
1

Количество часов
(теория/практика)
1 год обучения
20 (6/14)
16 (4/12)

Формы
аттестации/контроля

14 (4/10)
8 (2/6)

Наблюдение
Наблюдение

11 (2/9)
2 (0/2)

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Учебно-тематический план , 1 год обучения
Название раздела
Количество часов
(модуля)
Всего Теория Практика
Познавательное развитие (коррекция 20
когнитивных процессов)
- обучение ребенка различать свойства
и качества предметов: мягкий -твердый,
мокрый - сухой, большой - маленький,
громкий – тихий;
- развитие умения воспроизводить в
отраженной речи некоторые знакомые
свойства
и
качества
предметов
(большой - маленький, горячий холодный, кубик - шарик);
- развитие умения различать основные

6

14

Форма
аттестации /
контроля
Наблюдение

6

цвета
(красный,
желтый,
синий,
зеленый);
-формирование целостного восприятия
представлений об окружающем мире;
расширениие
представления
о
ближайшем окружении.
2

3

Развитие
социально- 16
коммуникативных умений
- развитие умения обращаться к
сверстникам с просьбой;
совершенствование
навыков
в
осуществлении
разнообразных
предметно-игровых
действий
с
использованием игрушек;
- развитие понимания обращенной речи
взрослого в виде поручений, вопросов,
сообщений;
- обучение сопровождению игровой
деятельности словами и репликами;
- формирование стойкого интереса к
игре, учить взаимодействию в игре со
взрослым и сверстником;
- формирование представления о частях
собственного тела, их назначении,
расположении;
- обучение совершать с игрушкой: предметные действия, -процессуальные
действия, -цепочку игровых действий, игру с элементами сюжета;
- формирование умения соотносить
игрушки с потешками и стихами.
14
Речевое развитие
- развитие умения слушать говорящего,
концентрировать внимание на предмете
разговора независимо от окружающей
обстановки; выслушивать простую
инструкцию до конца;
- развитие умения в течение 5-10 минут
внимательно слушать короткий рассказ,
находясь с рассказчиком наедине;
умения слушать рассказ, отвечая
словами ил жестами на простые
вопросы;
- обучение навыкам здороваться и

4

12

Наблюдение

4

10

Наблюдение

7

прощаться («пока»), просить дать
предмет («дай», «хочу»); просить об
услуге, отказываться («да», «нет»),
отказываться от предмета.
4

5

6

8
Художественно-эстетическое
развитие
- рисование;
- лепка;
- аппликация.
11
Физическое развитие
- развитие координации и гибкости;
- развитие равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики
обеих рук.
Итоговые занятия
2

2

6

Наблюдение

2

9

Наблюдение

0

2

Всего

18

54

72

Содержание учебно-тематического плана включает в себя работу по следующим
основным разделам психологической коррекции:
Раздел 1. «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Раздел 2. «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Раздел 3: «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Раздел 4: «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) через методы художественного
творчества.
8

Основные направления работы:
Рисование:
 Знакомить детей с кистью, красками; учить правильно держать кисть, учить набирать
краску на кисть.
 Воспитывать аккуратность при работе с краской.
 Продолжать развивать мелкую моторику рук детей, знакомить с нетрадиционным
способами изображения (печатание сухими листьями, губкой, кусочком поролона).
Лепка:
 Продолжать работать над созданием у детей положительного эмоционального отношения к
лепке.
 Воспитывать желание играть с поделками.
 Учить детей работать аккуратно; после занятия протирать доски.
 Продолжать развивать мелкую моторику детей, учить работать с тестом, глиной.
Аппликация:
 Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации.
 Учить самостоятельно работать с кистью, клеем.
 Продолжать учить детей работать аккуратно, пользоваться салфеткой, мыть руки после
работы.
Раздел 5: «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Раздел 6: Итоговые занятия.

2. Организационно – педагогические условия
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

2.1. Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

36
36
2
72
16
20
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
9

защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства.
Окончание учебного года

10

31 мая

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально – техническое обеспечение
Для реализации программы «Солнечные дети» в МАУ ДО Центр «Остров» создана
специально организованная пространственная среда:
 студия, оснащённая мебелью в соответствии с СаНПИН;
 необходимый инструментарий и дидактический материал соответствующий возрасту и
требованиям программы с расчетом на каждого ребенка по списочному составу;
 магнитофон для музыкального сопровождения занятий.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Занятия проводит квалифицированный педагог-психолог, знающий возрастные
особенности детей, владеющий навыками эффективной коммуникации, арт-терапевтическими
техниками и проведения диагностического исследования.









2.2.3. Методическое обеспечение
Принципы психокоррекционной работы с детьми
Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом
диагностических данных
Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и
особенностями личности.
Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни
организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание
комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Коррекционно-развивающие разделы
Раздел 1. «Социально-коммуникативное развитие»
Психолого-педагогические методы работы направлены на:
развитие умения обращаться к сверстникам с просьбой;
10









совершенствование навыков в осуществлении разнообразных предметно-игровых действий
с использованием игрушек;
развитие понимания обращенной речи взрослого в виде поручений, вопросов, сообщений;
обучение сопровождению игровой деятельности словами и репликами;
формирование стойкого интереса к игре, учить взаимодействию в игре со взрослым и
сверстником;
формирование представления о частях собственного тела, их назначении, расположении;
обучение совершать с игрушкой: -предметные действия, -процессуальные действия, цепочку игровых действий, -игру с элементами сюжета;
формирование умения соотносить игрушки с потешками и стихами.

Раздел 2. «Познавательное развитие»
Психолого-педагогические методы работы направлены на:
 обучение ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий -твердый, мокрый сухой, большой - маленький, громкий – тихий;
 развитие умения воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и
качества предметов (большой - маленький, горячий - холодный, кубик - шарик);
 развитие умения различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый);
 формирование целостного восприятия представлений об окружающем мире; расширениие
представления о ближайшем окружении.













Раздел 3: «Речевое развитие»
Психолого-педагогические методы работы направлены на:
развитие умения слушать говорящего, концентрировать внимание на предмете разговора
независимо от окружающей обстановки; выслушивать простую инструкцию до конца;
развитие умения в течение 5-10 минут внимательно слушать короткий рассказ, находясь с
рассказчиком наедине; умения слушать рассказ, отвечая словами ил жестами на простые
вопросы;
обучение навыкам здороваться и прощаться («пока»), просить дать предмет («дай»,
«хочу»); просить об услуге, отказываться («да», «нет»), отказываться от предмета.
Раздел 4: «Художественно-эстетическое развитие»
Основные направления работы:
Рисование:
Знакомить детей с кистью, красками; учить правильно держать кисть, учить набирать
краску на кисть.
Воспитывать аккуратность при работе с краской.
Продолжать развивать мелкую моторику рук детей, знакомить с нетрадиционным
способами изображения (печатание сухими листьями, губкой, кусочком поролона).
Лепка:
Продолжать работать над созданием у детей положительного эмоционального отношения к
лепке.
Воспитывать желание играть.
11

3. Список литературы
ФГОС для детей с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014г. №1598);
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН);
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Методические рекомендации Министерства образования Свердловской области, ГАНОУ
Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр, 2025 г.

1. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2010
2. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2014.
3. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО,
2012.
4. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
5. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
6. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008.
7. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 2004.
8. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
9. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

12

Приложение 1
Дидактические игры и упражнения
Раздел 1. «Социально-коммуникативное развитие»
Дидактические игры:
 Игры-занятия с использованием элементов сюжетно-ролевой игры: «Кукла кушает»,
«Покатаем на машине», «Построим дом», «Вымой ручки», «У нас в гостях лошадка»,
«Покатаемся на машине», «Покатаемся на поезде».
 Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»;
«Кошка и котята», «Маша и медведь», «В гостях у ежика» и













Раздел 2. «Познавательное развитие»
Игры и оборудование:
«Возьми чашку», «Покажи, где такой кубик», «Кто тебя позвал?», «Ку-ку», «Дай, что
катится (не катится)», «Спрячь шарик, кубик», «Кто в домике живет?», «Матрешка»,
«Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди
игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?»,
«Разрезные картинки», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?»,
«Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто
играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Передай мяч»,
«Найди пару», «Лото», «Собери посуду», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?»,
«Дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Кто что ест?», «Кто где живет?» и др.
Разноцветные колокольчики, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, мешочки; коробки
форм (разного вида); надувные мячи; разнообразные матрешки; пирамидки разного размера
и разной конструкции; игрушки сюжетные; различные музыкальные инструменты;
пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной
величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, наборы сыпучих
материалов (горох, речной песок, крупа).
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим темам: «Части тела»,
«Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда».
Раздел 3: «Речевое развитие»
Игры-занятия:
«Мы играем», «Что это?», «Найди свою игрушку», «Что надеваем?», «Что надела
девочка?», «С чем это делают?», «Разложи картинки», «Овощи», «Назови и положи
правильно», «Огород», « Кто с нами живёт?» (домашние животные), «Кто к нам пришёл?»,
«Кто как кричит?», «Кого мы встретили в лесу?», «Курочка - пеструшка», «Как зовут
лошадку?», «Зайчик и кошечка».
Русские народные песенки, потешки, сказки.
Раздел 3. Коррекция поведения "Познавая себя и других»
Игры и оборудование:
«Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик», «Покажи, где такой кубик»,
«Кто тебя позвал?», «Ку-ку», «Покажи, где ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)», «Дай, что
катится (не катится)», «Спрячь шарик», «Спрячь кубик», «Кто в домике живет?»,
13

















«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок»,
«Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что
изменилось?», «Разрезные картинки», « «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что
спряталось?», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери
посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего»,
«Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «История
о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «По грибы», «Найди пару», «Одень куклу»,
«Лото», «Сугробы», «Снеговички», «Блестят на елке бусы», «Мы посуду мыли, мыли»,
«Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Ай дилидили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие
помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.
Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки;
коробки форм (разного вида); надувные мячи; разнообразные матрешки; пирамидки
разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные; различные музыкальные
инструменты; пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов, грибов;
корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус,
наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа).
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим темам: «Части тела»,
«Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда».
Раздел 4. «Художественно-эстетическое развитие»
Примерные темы занятий:
Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, позже между ладонями
(«блинчики», «тарелочки», «диски для пирамидки»).
Раскатывать пластилиновые столбики на столе. прямое движение руки («колбаски»,
«конфетки»).
Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук
«бревнышки для домика» (сам домик собирает педагог);
Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («ежики»).
Соединять края пластилинового столбика («сушки», «колечки для пирамидки.
После лепки фигуры круглой формы оттягивать острый кончик («овощи-фрукты»).
Прищипывать края изделия из пластилина («пирожок», «цветок»).;
Делать стеком вмятины в пластилине («глазки у ежика», «пуговки у неваляшки»).
Расплющивать пластилин на картоне, делать вмятины стеком («пуговки», «глазки»,
«цветочки»).
Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к поверхности, намазанной клеем
(«снег», «листочки», «цветы»).
Прикреплять природный материал и мелкие бытовые предметы к картону с помощью камка
пластилина, прижимая их ладонью или указательным пальцем (пуговицы: «игрушки на
елку», «колеса к машине», «глазки зверятам».
Раздел 5: «Физическое развитие»
Физические упражнения:
14


























Во время непосредственно образовательной деятельности и в промежутках проводить
физкультминутки длительностью 1-3 минуты.
1 квартал:
Ходьба, бег. Продолжать упражнять детей в равновесии, учить ориентироваться в
пространстве зала, групповой комнаты. Учить ходить по извилистой линии между
игрушками за воспитателем; учить детей ходить поп кругу, держась за руку.
Игра с мячом. Продолжать учить детей бросать мяч в корзину (расст. 1 м.). рокатывать мяч
в ворота, бросать мяч и ловить его двумя руками снизу.
Лазание. Продолжать учить детей ползать на четвереньках по лежащей на полу доске (шир.
30 см. дл. 1,5 м.); учить влезать на гимнастическую стенку (выс. 1 м.) и спускаться с нее
произвольно.
2 квартал:
Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить по извилистой линии между предметами
(кеглями).
Игра с мячом. Продолжать учить детей бросать мяч левой и правой рукой в даль; учить
бросать мяч вверх, стараясь поймать его. Учить детей прокатывать мячи между кеглями
(расст. 3 м., шир. ворот 30 см.). Учить детей бросать мячи в корзину из-за головы (выс.
корзины 1-2 м. расст. 1,5 м.).
Лазание. Учить детей пролезать под веревку, дугу (выс.50 см.), учить влезать по
гимнастической стенке с помощью согласованных движений рук и ног.
3 квартал:
Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить змейкой между предметами, ходить по шнуру,
лежащему на полу.
Игра с мячом. Учить детей бросать мяч в горизонтальную цель двумя руками; учить
ударять мяч об пол и ловить его.
Лазание. Продолжать учить детей подниматься по гимнастической стенке (с помощью
взрослого), стараться согласовать движение рук и ног.
4 квартал:
Ходьба, бег. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве зала, омнаты:
ходить группами с нахождением игрушек. Продолжать развивать координацию движений:
учить детей ходить по извилистой дорожке между предметами; продолжать учить детей
ходить с перешагиванием через предметы. Учить детей ходить, держа руки на поясе.
Метание, игры с мячом. Продолжать учить детей попадать мячом (диам.6- 8 м.) в корзину,
стоящую на полу, с расстояния 1,5-2 м., бросая мяч двумя руками из-за головы. Учить
детей метать маленькие мячи в горизонтальную цель.
Лазание. Продолжать учить детей подниматься по гимнастической стенке и спускаться с
помощью взрослого, стараясь согласовать движение рук и ног.
Рекомендуемые игры:
Подвижные игры: «Кто ходит и летает», «Где самый большой мяч», «Пузырь», «Мой
веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит» и др.
Пальчиковые игры.

15

Приложение 2
1.
2.
3.
4.

Методические пособия для осуществления диагностики
Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.:
Просвещение, 2004. - 164 с. + Прил. (268. с. ил.).
Забрамная С. Д., Т. Н. Исаева. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и
умеренной умственной отсталостью. - М.: Творческий Центр, 2007
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка.
Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005.-384 с.
Поле Е.В. Дневник развития. - М.: БФ «Даунсайд Ап», 2014

16

Приложение 3
Мониторинг развития ребенка с синдромом Дауна
Критерии
Декабрь
Май
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное воспитание:
- воспринимает отдельные предметы из общего
фона. Выделяя их по просьбе взрослого;
- различает свойства и качества предметов:
мокрый – сухой, большой – маленький,
сладкий – горький, горячий – холодный;
-воспроизводит в отражённой речи некоторые
знакомые свойства в качестве предметов;
- сличает два основных цвета (красный,
жёлтый);
- дифференцированно реагирует на звучание
определённых музыкальных инструментов;
- складывает разрезную картинку из двух
частей;
- дифференцирует звукоподражание.
Ознакомление с окружающим миром:
- имеет представление о разнообразии
предметного мира (ближайшее окружение);
- умеет ориентироваться в групповом
помещении.
Умственное развитие:
- рассматривает последовательно 2-3 объекта и
ясно их воспринимает;
- переключает своё внимание с одной игрушки
на другую;
- находит верные предметы и картинки (2-3
пары);
- понимает и выполняет указания взрослого;
- освоил способы действия с предметами;
- воспроизводит действия взрослого путём
подражания;
узнаёт
знакомые
предметы
среди
17

незнакомых.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
действия со

- выполняет предметные
взрослыми и сверстниками;
- выполняет простейшие поручения и просьбы;

пользуется
невербальными
формами
коммуникации;
- воспроизводит знакомые звукоподражания,
усечённые фразы на основе подражания
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- демонстрирует готовность к совместным
действиям со взрослым, принимает помощь
взрослого;
- положительно реагирует на сверстников,
умеет находиться рядом, не создавая
дискомфорта;
- выполняет предметно – игровые действия с
игрушками и предметами из ближайшего
окружения;
- адекватно ведёт себя в привычных ситуациях;
- выполняет по речевой инструкции 2-3
элементарных действия с игрушками.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- эмоционально реагирует на произведения
искусства;
- проявляет интерес к процессу рисования;
овладел
навыками
«щепотного»
и
«пинцетного» захватов;
- понимает рисунок взрослого как изображение
предмета.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- выполняет движения по подражанию, по
образцу, по слову – сигналу;
- выполняет серию движений под музыку;
выполняет
согласованные
и
координированные движения глаз и рук;

18

производит
движения
пальцами
одновременно
с
произнесением
текста
потешки, пальчиковой игры;
- выполняет упражнения по самомассажу по
показу взрослого;
- захватывает горох, фасоль, макароны
большим и указательным пальцем в играх с
«сухим бассейном»;
- играет с пирамидкой, снимает и нанизывает
кольца на стержень

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».