Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей
дошкольного возраста в условиях детского сада.
Паспорт программы
Наименование программы
Разработчики программы
Цель программы
Ожидаемые конечные
результаты программы
Система контроля
исполнения программы
Ломоносовская школа
Кондрева Г.Р., педагог дополнительного
образования МАУ ДОЦентр «Остров» г.
Североуральск
Создание условий для выявления, поддержки и
развития одаренных детей, их самореализации
- увеличение числа одаренных детей, которым
оказывается поддержка;
- совершенствование системы работы с
одаренными детьми.
Контроль в рамках программы осуществляет
администрация МАУ ДОЦентр «Остров».
Вопросы исполнения заслушиваются на
заседаниях методических объединений,
педагогических советах, родительских собраниях.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………4
Цели и задачи учебного курса………………...……………………………..………6
Календарный учебный график
………………...…………………………….……7
Формы и методы организации занятий………………………………………...…...7
Принципы и подходы к формированию программы……………………….….…...9
Планируемые результаты …………………………………………………………...11
Учебно- тематический план………………………………………………………….12
Календарно-тематический план……………………………………………………..12
Календарно-тематический план работы………………………………………….....14
Содержание программы………………………………………………………..……..18
Система контроля и оценивания результатов………………………………………19
Список литературы…………………………………………………… …………….20
Приложения ……………………………………………………………….…………..21
Пояснительная записка
В основу разработки общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности «Ломоносовская школа» положен принцип
амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях
развития дополнительного образования дошкольников обеспечивает возможности для
удовлетворения как возрастных потребностей ребенка, так и потребностей, связанных
с индивидуальной траекторией развития дошкольника, что позволяет реализовывать
права и свободы подрастающей личности.
Данная программа призвана заложить основы всего последующего
формирования личности ребенка. Современное состояние системы образования
характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего
потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых,
значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей
потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных
созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших
аспектов деятельности детского сада.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости.
Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются
слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с
другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах
выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной
практике, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной,
планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению,
поддержанию и развитию одарённых детей. В эту работу должны быть включены
родители, социальные институты, широкая общественность.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми,
следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые
группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах
вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной
адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного
времени одаренности других воспитанников.
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является
раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения
наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно
развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем
развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является
обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с
целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует
подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду
на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом,
поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост
его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей
в дополнительном образовании.
Занимаясь диагностированием детей, мы обнаружили следующее: результаты
диагностики выявили количество детей с высоким и выше среднего уровнем
интеллекта и креативности.
Таким образом, одним из приоритетных направлений работы учреждения
дополнительного образования должна являться работа с одаренными детьми, которая
является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого
потенциала личности.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Уже в 5—6 лет
развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его природного
потенциала. Один из показателей одаренности ребенка – высокая познавательная
мотивация, повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого
мышления, личностное авторское проявление. Зависит она от умения мысленно
обобщать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов, т. е.
способности выходить из рамок привычных мыслительных стереотипов.
На этом этапе педагог дополнительного образования создает интеллектуальнотворческий портрет одаренного ребенка: у него явно выражены определенные
способности, он быстро схватывает информацию и сосредотачивается на интересующих его видах деятельности. Одаренный ребенок заметно опережает своих
сверстников, легко достигает хороших результатов, стремится к успеху. Педагог
рекомендует родителям правильно организовать и создать условия для дальнейшего
развития одаренности у такого дошкольника.
На протяжении всего периода работы с детьми педагог совместно с педагогом
психологом эмоционально поддерживает одаренных детей. Для этого проводятся
следующие мероприятия:
- анкетирование родителей и педагогов
- подборка методик, предназначенных для тестирования способностей. Как
повышенная, так и пониженная тревожность препятствуют развитию способностей и
творческого потенциала. Для выявления уровня эмоционального состояния
достаточно использовать: проективную методику диагностики тревожности (В.
Амен, М. Дорки, Р. Тэммел) или методику диагностики тревожности Р. Сирса.
В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды
И. С. Авериной, А. Г. Асмолова, Ю. Д. Бабаевой,В. И. Панова, А. И. Савенкова, Д. В.
Ушакова, М. А. Холодной,В. Э. Чудновского, В. Д. Шадрикова, Г. Т. Шпаревой, Н. Б.
Шумаковой,В. П. Эфроимсона и др. Развитию творческих способностей как
составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д. Б. Богоявленской, Л.
А. Венгера, А. М. Матюшкина, Е. Л. Яковлевой, в которых предложены программы по
развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения.
Основаниями для разработки программы являются:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.
- Семейный кодекс РФ
- Конституция РФ
- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской
Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
Цели и задачи учебного курса
Цель программы: создание условий для построения образовательного процесса,
направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое
развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей
Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными
навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных
убеждений.
Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства
дополнительного образования для социально значимой реализации индивидуальной
образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую
духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей
региона, страны и самой личности.
Задачи программы.
Создать систему целенаправленного выявления и отбора интеллектуально одаренных
детей, поиск и систематизация методов диагностики.
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития
одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для
реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой
деятельности.
Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения
одаренных детей.
Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными
детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации
образовательных и творческих возможностей.
Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение
интеллектуально одаренных детей.
Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными
организациями.
Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и
региональном уровне.
Календарный учебный график на 2024-2025 год
№
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
36
3
Количество часов в неделю
2
4
Количество часов
72
5
Недель в I полугодии
16
6
Недель во II полугодии
20
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Окончание учебного года
5 сентября
31 мая
Формы и методы организации занятий
Реализация программы осуществляется в форме групповых и индивидуальных
занятий, а также работы с родителями.
Комплектация групп и продолжительность занятий.
Возраст
6лет
Количество детей в группе
6 человек
Время занятия
30 минут
Индивидуальная работа включает в себя входную (в начале года),
промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику
познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её
результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на
занятиях, в составлении индивидуальной траектории развития одаренного ребенка и в
консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей - участников программы предусматривает
привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее
полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и
реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме
лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему
могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения,
мышления), а также на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы
подобраны в соответствии с темами занятий.
Этапы занятий:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе (ритуал
приветствия), упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме,
сообщение темы занятия, появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных,
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления,
воображения) и творческих способностей, отработка полученных навыков на
практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала, подведение итогов занятия,
ритуал прощания.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры
В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр и
заданий, так и внесение различных дополнений, в соответствии с состоянием,
потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных
детей можно порекомендовать дома поиграть с ребенком в те же игры.
Эффективность развивающей работы зависит от выбора методов проведения игровых
занятий, обусловленных задачами, которые решает педагог на данном этапе работы,
индивидуальными особенностями детей.
Методы реализации программы:
Анализ и синтез информации из библиографических источников, наблюдение за
детьми, анкетирование, беседы, опрос родителей, изучение документации МАУ
ДОЦентр «Остров», обобщение, диагностика. Во время занятий используется метод
игровой терапии.
Принципы и подходы к формированию программы
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к
внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А.
Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности
каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования
действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:
Системный подход, который реализуется через:
интеграцию различных форм образования одаренных детей на всех
этапах становления, развития их личности (детские дошкольные учреждения, школы
всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);
взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей
культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;
направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как
системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую
сферы;
обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов образовательного
процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения
(подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание
методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение
конференций, семинаров и т.д.).
Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в ребенке творческого
потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую
действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
Принцип индивидуализации в образовании одаренных детей заключается в том,
что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по
индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его
непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя
замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность,
т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им
обязательным программным материалом.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и
развития одаренных детей предполагает, что процесс развития одаренности будет
протекать постепенно – от дошкольного детства до завершения образования,
вступления в самостоятельную жизнь.
Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с
одаренными детьми. Содержание и формы деятельности одаренных детей надо
организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и
прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия,
интереса к разным видам деятельности.
Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и
взаимодействие следующих принципов:
принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом,
именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует
насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с
отвращением;
принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для
его деятельности.
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре
основных стратегии обучения:
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной
категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен
применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу
особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия
необходимых условий обучения применение других форм организации
образовательной деятельности не представляется возможным.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые
обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области
знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение
ими этих знаний, деятельности.
Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось
достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой
деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития
воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании
оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и
альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у одаренного
ребенка личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также
рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как
самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо
реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ.
Планируемые результаты
Реализация представленной Программы предполагает достижение следующих
результатов:
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных
одаренности интеллектуального типа.
Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными
детьми.
Повышение качественных показателей образовательного процесса
воспитанников.
Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к
одаренным детям.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
Положительная динамика проявления интереса детей к различным видам
интеллектуальной деятельности.
Рост профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными
детьми.
Уровень социальной успешности воспитанников.
Подведения итогов реализации программы
Документальной формой подтверждения итогов реализации программы является
документ об окончании обучения «Сертификат» установленного Центром образца.
Календарно-тематический план
Цель:
− Развитие внимания, восприятия (слухового, зрительного), оперативной памяти,
логического и творческого мышления.
− Формирование понятийного мышления.
− Формирование предпосылок теоретического мышления.
− Развитие речи, кругозора.
− Формирование культуры умственного труда.
− Формирование учебной мотивации.
Задачи:
− Создать условия для формирования мотивации к изучаемому предмету и развития
учебной мотивации в целом.
− Способствовать развитию произвольности внимания, оперативной памяти,
слухового и зрительного восприятия.
− Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, аналогии,
классификации.
− Сформировать понятия: признак предмета, величина, границы фигур.
− Сформировать представления о понятиях площадь, объём (ёмкость), масса.
− Формировать умение давать определение понятиям.
− Сформировать умение использовать буквы для обозначения конкретного значения
выделенного параметра.
− Обучить графическому моделированию (изображению с помощью отрезков)
отношений равенства и неравенства, изменения величин.
− Сформировать умение измерять величины с помощью мерок.
− Способствовать формированию умения понимать инструкцию при прослушивании
или прочтении.
− Способствовать развитию творческих мыслительных способностей (беглости,
гибкости, оригинальности, разработанности).
Учебно-тематический план работы
Наименование раздела, темы
Тема 1. Введение в предмет
Тема 2. Развитие внимания
Тема 3. Развитие памяти
Тема 4. Развитие
логического и понятийного
мышления
Интеллектуальные игры
Подведение итогов
Теория
1
Количество часов
Практика
1
Всего
2
2
2
6
6
6
40
8
8
46
6
6
2
2
ИТОГО
14
58
72
Календарно - тематический план работы
№ п.п.
1.1.
Тема занятия
Вводное занятие
(теория)
Вводное занятие
(практика)
1.2.
Развитие внимания
(теория)
КолСодержание занятия
во
РАЗДЕЛ 1. СЕНТЯБРЬ
2 Принятие правил работы в группе. Диалоганализ «Что значит уметь учиться».
Введение понятия «познавательные
процессы». Инструктаж.
2
Развитие внимания
(практика)
1.3.
Развитие внимания
(теория)
2
Развитие внимания
(практика)
1.4
2.1
2.2
Развитие внимания
(практика)
Упражнения, способствующие знакомству
в группе, самопрезентация. Запись всех
познавательных процессов, их роль в жизни
обучающегося.
Познавательный процесс – внимание.
Свойства внимания (точность,
переключение, распределение, объем).
Работа с инструкцией. Работа по образцу.
Тренинг работы по образцу. Поиск слов в
наборе букв. Расшифровка пословиц.
Решение примеров в пределах одного
десятка на скорость. Разгадывание путаниц.
Расстановка чисел в порядке
возрастания(убывания) за определенное
время.
Упражнение «Зарядка внимания».
Упражнение «Найди слово».
Упражнение «Шифровка». Упражнение
«Устный счет».
РАЗДЕЛ 2. ОКТЯБРЬ
Развитие
2 Упражнение «Путаница». Упражнение
внимания(практика)
«Расставь по порядку».
Развитие памяти.
2 Познавательный процесс – память. Виды
(теория)
памяти (долговременная, кратковременная,
образная). Свойства памяти (точность,
Развитие памяти.
объем, скорость запоминания).
(практика)
2
Запоминание и выполнение инструкции из
4-5 шагов. Запоминание с однократной
2.3
Развитие
памяти.(теория)
2
Развитие памяти.
демонстрации картинки и ее последующее
воспроизведение..
Упражнение «Фотограф». Упражнение
«Инструкции». Упражнение
«Телеграфист». Упражнение «Установи
порядок». Упражнение «Предложения».
(практика)
2.4
3.1.
3.2.
3.3.
Запоминание и воспроизведение звуковых
сигналов.
Развитие памяти.
2 Запоминание последовательности 6
картинок (логически связанных и не
(практика)
связанных между собой).
РАЗДЕЛ 3. НОЯБРЬ
2 Запоминание с однократного прочтения и
Развитие памяти.
последующее воспроизведение
(практика)
предложений
Развитие логического
2 Познавательный процесс – мышление.
и понятийного
Виды мышления (логическое, понятийное).
мышления. (теория)
Установление отношений между
Развитие логического
понятиями, умение находить лишнее
и понятийного
понятие, установление закономерностей.
мышления. (практика)
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
и понятийного
мышления. (теория)
2
Установление отношений между
понятиями, умение находить лишнее
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
и понятийного
мышления. (практика)
3.4.
Развитие логического
и понятийного
мышления. (теория)
Развитие логического
и понятийного
мышления. (практика)
Роль мышления в жизни человека.
2
Признаки предмета. Цвет, форма, размер.
Установление отношений между
понятиями, умение находить лишнее
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
3.5
Развитие логического
и понятийного
мышления. (теория)
2
Расположение. Границы фигур. Площадь.
Объем. Величина.
Развитие логического
и понятийного
мышления. (практика)
4.1.
Установление отношений между
понятиями, умение находить лишнее
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
РАЗДЕЛ 4. ДЕКАБРЬ
Развитие логического
Изменение величины. Обозначение
и понятийного
величин буквами. Сравнение величин.
мышления. (теория)
Измерение величин.
Установление отношений между
понятиями, умение находить лишнее
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
и понятийного
мышления. (практика)
4.2.
Развитие логического
и понятийного
мышления. (теория)
2
Единицы счета. Время. Упражнение
«Отношения». Упражнение
«Закономерности».
Установление отношений между
понятиями, умение находить лишнее
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
и понятийного
мышления. (практика)
4.3.
Развитие логического
и понятийного
мышления. (практика)
2
Установление отношений между
понятиями, умение находить лишнее
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
4.4.
НОВЫЙ ГОД
Интеллектуальные
игры
2
Кроссворды, логические раскраски ,
поделки к новому году.
5.1.
РАЗДЕЛ 5. ЯНВАРЬ
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
5.2.
5.3.
6.1
6.2
6.3
6.4
7.1.
7.2.
7.3.
логических задач.
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
РАЗДЕЛ 6. ФЕВРАЛЬ
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
РАЗДЕЛ 7. МАРТ
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
7.4.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
9.1.
9.2.
9.3.
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
РАЗДЕЛ 8. АПРЕЛЬ
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
РАЗДЕЛ 9. МАЙ
Развитие логического
2 Установление отношений между
и понятийного
понятиями, умение находить лишнее
мышления. (практика)
понятие, установление закономерностей.
Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Интеллектуальные
2 Напиши слова про то , что бывает.
игры
Преврати обычные предметы в большие.
Найди два одинаковых рисунка. Соедини
подходящие пары. Переложи (узоры с
палочками). Найди два одинаковых
рисунка. Составь рассказ из группы слов.
Подбери пару.
Интеллектуальные
2 Напиши слова про то, что бывает. Преврати
игры
обычные предметы в большие. Найди два
одинаковых рисунка. Соедини подходящие
9.4
Подведение итогов
2
пары. Переложи (узоры с палочками).
Найди два одинаковых рисунка. Составь
рассказ из группы слов. Подбери пару.
Тестовые задания.
Содержание программы
Учащиеся должны знать:
− значение понятия познавательные процессы. Иметь представление о функциях
памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия.
− основные этапы и шаги учебной деятельности.
− понимать инструкцию после прочтения или прослушивания.
− понимать, что эффективность решения учебной задачи зависит от выбора
рационального способа её решения.
− знать определение понятий признак, величина, площадь, объём (ёмкость), границы
фигур (внешние и внутренние).
− Учащиеся должны уметь:
− формулировать учебную задачу.
− работать по заданным алгоритмам.
− вычленять величины из набора признаков.
− использовать буквы латинского алфавита для обозначения величин.
− сравнивать величины и записывать результаты сравнения с помощью букв и знаков
сравнения, с помощью графического моделирования.
− измерять величины с помощью мерок и подбирать мерки для измерения величин.
− запоминать графические изображения через зрительные ассоциации.
− устанавливать отношения между данными и отношения аналогичные данным.
− запоминать последовательность из 6 единиц информации путём установления
ассоциативных связей.
− запоминать ритм, состоящий из 5 – 7 сигналов и записывать его с помощью точек и
тире.
− удерживать в памяти инструкцию, содержащую 4 – 5 команд.
− рисовать по образцу.
− работать в заданных временных рамках.
Тема 1. Введение в предмет.
Теория. Знакомство в группе. Принятие правил работы в группе. Диалог-анализ «Что
значит уметь учиться». Введение понятия «познавательные процессы».
Практика. Упражнения, способствующие знакомству в группе, самопрезентация.
Запись всех познавательных процессов, их роль в жизни ученика.
Тема 2. Развитие внимания.
Теория. Познавательный процесс – внимание. Свойства внимания (точность,
переключение, распределение, объем). Работа с инструкцией. Работа по образцу.
Упражнение «Зарядка внимания». Упражнение «Найди слово». Упражнение
«Шифровка». Упражнение «Устный счет». Упражнение «Путаница». Упражнение
«Расставь по порядку».
Практика. Тренинг работы по образцу. Поиск слов в наборе букв. Расшифровка
пословиц. Решение примеров в пределах одного десятка на скорость. Разгадывание
путаниц. Расстановка чисел в порядке возрастания(убывания) за определенное время.
Тема 3. Развитие памяти.
Теория. Познавательный процесс – память. Виды памяти (долговременная,
кратковременная, образная). Свойства памяти (точность, объем, скорость
запоминания). Упражнение «Фотограф». Упражнение «Инструкции». Упражнение
«Телеграфист». Упражнение «Установи порядок». Упражнение «Предложения».
Практика. Запоминание и выполнение инструкции из 4-5 шагов. Запоминание с
однократной демонстрации картинки и ее последующее воспроизведение.
Запоминание и воспроизведение звуковых сигналов. Запоминание последовательности
6 картинок (логически связанных и не связанных между собой). Запоминание с
однократного прочтения и последующее воспроизведение предложений.
Тема 4. Развитие логического и понятийного мышления.
Теория. Познавательный процесс – мышление. Виды мышления (логическое,
понятийное). Роль мышления в жизни человека. Признаки предмета. Цвет, форма,
размер. Расположение. Границы фигур. Площадь. Объем. Величина. Изменение
величины. Обозначение величин буквами. Сравнение величин. Измерение величин.
Единицы счета. Время. Упражнение «Отношения». Упражнение «Закономерности».
Практика. Установление отношений между понятиями, умение находить лишнее
понятие, установление закономерностей. Работа со схемами, чертежами. Решение
логических задач.
Система контроля и оценивания результатов
Диагностика детей дошкольного возраста проводится 3 раза в год: вводная (сентябрь),
промежуточная (январь), итоговая (май).
Обследование проходит по следующим параметрам:
- Восприятие, память, внимание, мышление;
- Игровая деятельность;
- Эмоционально-волевая сфера;
- Коммуникативная сфера.
Список литературы
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н.,
Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..
4. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
5. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
6.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
7. «Азбука общения» Л. М. Шипицина, О. А. Защиринская, А. П. Воронцова, Т. А.
Нилова (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками
от 3 до 6), - Детство – ПРЕСС, С-Пб, 1998.
8. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Программа психологопедагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик», - Спб.: Речь,
2016.
9. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» М:, просвещение,
1991.
Приложение 1
Карта одаренного ребенка
ФИО ребенка
Возраст ребенка
Медицинское заключение (последний
медосмотр)
Сведения о родителях.
Состав семьи.
Статус семьи.
Результаты психологической диагностики
Область одаренности
Признаки одаренности
Диагностика одаренности
Выводы и рекомендации
Развивающая программа
Дата________ Педагог дополнительного образования КондреваГ.Р._____________
Приложение 2
Методики, используемые для выявления одаренности детей.
Для выявления интеллектуальной одаренности ребенка используется
методика экспертных оценок Лосева А.А..
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Если какая-то
характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они
выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Общее количество
набранных баллов разделите на количество вопросов (12) и полученное число
запишите. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его
поведения, умственного и физического развития.
ФИ детей
Критерии
оценки
1.Высокая
познавательная
активность,
мобильность.
2.Быстрота и
точность
выполнения
умственных
операций.
3.Устойчивость
внимания.
4.Оперативная
память —
быстро
запоминает
услышанное или
прочитанное без
специальных
заучиваний, не
тратит много
времени на
повторение
того, что нужно
запомнить.
5.Навыки
логического
мышления,
хорошо
рассуждает,
ясно мыслит, не
путается в
мыслях.
6.Богатство
активного
словаря.
7.Быстрота и
оригинальность
вербальных
(словесных)
ассоциаций.
Хорошо
улавливает
связь между
одним событием
и другим, между
причиной и
следствием.
Хорошо
понимает
недосказанное,
догадывается о
том, что часто
прямо не
высказывается
взрослыми, но
имеется в виду.
Улавливает
причины
поступков
других людей,
мотивы их
поведения
8.Выраженная
установка на
творческое
выполнение
заданий
9.Развитость
творческого
мышления и
воображения.
10.Владение
основными
компонентами
умения учиться.
11.Способность
контролировать
собственную
творческую
деятельность,
повышенный
темп
умственного
развития.
12.Возможность
предвосхищения
результата
деятельности.
Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального
развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте
тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни,
воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в
принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она,
как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития.
Как справедливо подчеркивается, высокие оценки не являются существенными
признаками гениальности. Зачастую случается так, что люди с такими оценками
незаметно для окружающих проводят дни своей жизни, а люди со средним значением
добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность
(в обучении и конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных
способностей, оригинальности, целеустремленности и т.д. По этим причинам скольконибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об
интеллектуальном потенциале, «потолке» развития ребенка является в моральном
плане недопустимым, а в научном – необоснованном.
Выявление интеллектуально и креативно одаренных детей (построено на основе
методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»).
Критерии одаренности
1. Оригинальность мышления способность выдвигать новые,
неожиданные идеи,
отличающиеся от широко
известных, общепринятых,
банальных.
Проявляется в мышлении и
поведении ребенка, в общении со
сверстниками и взрослыми, во
всех видах его деятельности
(ярко выражена в характере и
тематике самостоятельных
рисунков, сочинении историй,
конструировании и др.).
Методика диагностирования
Игра «Теремок»
Каждый ребенок получает свой рисунок и
играет за нарисованный объект. Ведущий,
выбирает одного из детей хозяином
теремка, а остальные по очереди подходят
к теремку. Диалог: Тук, тук, кто в
теремочке живет? - Я, (называет себя,
например, гитара). А ты кто? - А я (называет себя, например, - яблоко).
Пустишь меня в теремок? - Если
скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка,
выявить общие признаки и назвать их.
Например, и у гитары и у яблока есть
палочка. После этого гость заходит в
теремок, а к хозяину обращается
следующий участник игры. И так, пока
все не зайдут в теремок. Если кто-то не
сможет ответить хозяину, остальные дети
могут помочь.
Игра «Дразнилка»
2. Гибкость мышления способность быстро и легко
находить новые стратегии
решения, устанавливать
На столе разложены картинки с
отгадками. Не произнося настоящих
названий картинок, дать шуточные именадразнилки: Смотрелки, плакалки,
моргалки, подмигивалки и др.- … глаза
Каталка, возилка, скакалка, ржалка,
цоколка - … лошадка. Забивалка,
ударялка, стучалка - … молоток. Разгадав
загадку, игроки стараются как можно
скорее поставить пальчики на
соответствующую картинку. Можно
поменяться ролями, дети сами
придумывают и загадывают загадки, а
родители должны угадать, о чём идёт
речь.
Сказочная задача «Как перенести воду в
решете?».
Воспитатель формирует противоречие;
ассоциативные связи и
переходить (в мышлении и
поведении) от явлений одного
класса к другим, часто далеким
по содержанию.
Проявляется в умении находить
альтернативные стратегии
решения проблем, оперативно
менять направление поиска
решения проблемы.
вода должна быть в решете, чтобы ее
перенести и воды не должно быть, так как
в решете ее не перенести – вытечет.
Разрешается противоречие изменением
агрегатного состояния вещества – воды.
Вода будет в решете в измененном виде
(лед ) и ее не будет, т. к. лед это не вода.
Решение задачи – перенести в решете
воду в виде льда.
Игра: «Предложи выход из ситуации».
Маше на день рождение друзья подарили
энциклопедию «Животный мир», мама
подарила такую же энциклопедию,
бабушка подарила такую же
энциклопедию. Предложи Маше, что с
ними.
3. Продуктивность, или беглость, Игра «Как использовать предмет?»
мышления обычно
рассматривается как способность Перечислить как можно больше
к генерированию большого числа необычных способов использования
предмета. Ход игры: Газета используется
идей.
для чтения. Ты же можешь придумать
Проявляется и может
другие способы ее использования. Что из
оцениваться по количеству
нее можно сделать? Как ее можно еще
вариантов решения
использовать?
разнообразных проблем и
продуктов деятельности
(проекты, рисунки, сочинения и
др.).
4. Способность к анализу и
Игра «Внутри – снаружи».
синтезу. Анализ - линейная,
Решение задач развивающих логическое и
последовательная, логически
пространственное мышление. Ход игры:
точная обработка информации,
предлагается ребенку рассмотреть
предполагающая ее разложение
задания с карточками и ответить на
на составляющие. Синтез,
вопросы. Внутри каждой предложенной
напротив, - ее синхронизация,
объединение в единую структуру. фигуры располагается какой-нибудь
предмет. Необходимо определить его
Наиболее ярко эта способность
местонахождение, правильно ответив на
проявляется при решении
вопросы.
логических задач и проблем и
может быть выявлена
практически в любом виде
деятельности ребенка.
5. Классификация и
Игра« Круглые предметы».
категоризация - психические
Предлагается найти предметы
процессы, имеющие решающее
значение при структурировании
новой информации,
предполагающие объединение
единичных объектов в классы,
группы, категории.
Проявляется, кроме специальных
логических задач, в самых разных
видах деятельности ребенка,
например, в стремлении к
коллекционированию,
систематизации добываемых
материалов.
определенной формы в окружающих
предметах.
6. Высокая концентрация
внимания выражается обычно в
двух основных особенностях
психики: высокой степени
погруженности в задачу и
возможности успешной
«настройки» (даже при наличии
помех) на восприятие
информации, относящейся к
выбранной цели.
Проявляется в склонности к
сложным и сравнительно
долговременным занятиям
(другой полюс характеризуется
«низким порогом отключения»,
что выражается в быстрой
утомляемости, в неспособности
долго заниматься одним делом).
7. Память - способность ребенка
запоминать факты, события,
абстрактные символы, различные
знаки - важнейший индикатор
одаренности. Однако следует
иметь в виду, что преимущество в
творчестве имеет не тот, у кого
больше объем памяти, а тот, кто
способен оперативно извлечь из
памяти нужную информацию.
Проявление различных видов
памяти (долговременная и
кратковременная, смысловая и
механическая, образная и
символическая и др.) несложно
обнаружить в процессе общения с
Упражнение «Отдели цифры, буквы».
Игра «Случайные предметы» (находить
лишний предмет в однородной группе).
Предложить ребенку рассмотреть
предметы, изображенные на карточке и
сказать, что из них лишнее.
(умение концентрировать внимание на
выполнении поставленной задачи).
Предлагается ребенку внимательно
рассмотреть таблицу. В ней изображены
буквы и абстрактные значки. Ребенок
должен вычеркнуть из таблицы все, что
не является буквами.
Игра «Посмотри и запомни» ( запоминать
пары «Предмет – символ»).
Ребенок рассматривает иллюстрацию и
старается обнаружить сходство между
предметами и животными на левой
стороне карточек и символами справа.
Дается время (20 – 30 сек.) на
запоминание. Затем картинки
перемешиваются, нужно вернуть каждой
карточке потерявшуюся половинку т.е.
найти изображение предмета и
соответствующий символ.
ребенком.
Шкала оценки результатов исследования креативного мышления у ребенка
Оцениваемое свойство личности
развито хорошо, четко выражено,
проявляется часто в различных
видах деятельности и поведения
Свойство заметно выражено, но
проявляется непостоянно, при
этом противоположное ему
свойство проявляется очень
редко
Оцениваемое и противоположное
свойства личности в поведении и
деятельности уравновешивают
друг друга
Более ярко выражено и чаще
проявляется свойство личности,
противоположное оцениваемому
Четко выражено и часто
проявляется свойство личности,
противоположное оцениваемому,
оно фиксируется в поведении и
во всех видах деятельности
Сведений для оценки данного
качества нет (не имею).
Баллы
5
4
3
2
1
0
Сводная таблица по результатам исследований
ФИ ребенка
Критерии оценки
1. Оригинальность
мышления
2. Гибкость
мышления
3. Продуктивность,
4. Способность к
анализу и синтезу.
5. Классификация
и категоризация -
психические
процессы,
6. Высокая
концентрация
внимания
7. Память
Средний балл
При оценке результатов мы понимаем, что комплексный подход к выявлению
одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть
«пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть
отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей
деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
Навешивание ярлыков типа «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только
из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно
показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно
повлиять на личностное развитие ребенка.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных
детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с
оказанием им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство
позволяет существенно расширить сферу используемых психодиагностических
методик и учесть целый ряд дополнительных моментов:
особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
наличие (или отсутствие) различных форм диссинхронии (неравномерности) в
развитии одаренного ребенка;
особенности развития эмоциональной сферы ребенка и т.д.
Мы считаем, что проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения
специалистов по разным направлениям деятельности высокой квалификации.
Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич)
Цель: изучение познавательной активности детей(используются картинки и словесные
ситуации).
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте
слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые
игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы
ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать
все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений,
отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная
информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их
интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем
сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без
познавательных целей.
Приложение 3
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Методика адресована родителям. Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его
родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту
методик для специалистов.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно
наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему
ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется
часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и
противоположное ему проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в
проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет.
Любознательность (познавательная потребность).
Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют
любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него
стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой
информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей
исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение
предметов, растений, поведение людей, животных).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что
обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего
необычного не замечают, – важная характеристика творчески мыслящего человека.
Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию – способность представить результат решения
проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия
действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые
разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не
отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей
прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития
умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве
используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные
синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании
новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых
событий.
Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления.
Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и
действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать
решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность – способность находить оригинальные, неожиданные решения в
поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в
играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически – способность к анализу, синтезу,
классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) – способность и стремление упорно двигаться
к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете
деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах
деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) –
стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым
высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор,
пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если
эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие
ребенка.
№ Качество Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствительность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Перфекционизм
Анкета – опросник для родителей по завершении занятий
1. Имя ребенка:
2. Возраст ребенка:
3. Изменились ли Ваши взгляды и приоритеты в вопросах воспитания и развития
ребенка за время посещения Вашим ребенком группы? Если да, то опишите как:
4. Изменились ли Ваши отношения с ребенком? Если да, то как:
5. Какие результаты занятий Вам кажутся наиболее значимыми:
6. Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка:
7. Что для Вас в работе с педагогом было наиболее ценным и интересным:
8. Ваши пожелания педагогу по работе группы:
Индивидуальный маршрут одаренного ребенка
этапы
задачи
методы
сроки
участни
результат
ки
Мониторинг разв Выявление
Диагностика. Сентябр Педагог, Составление
ития
признаков
ьпсихологическ
Педагог
Наблюдение.
одаренности.
октябрь
ой
Анализ
характеристик
Анкетировани
психолог
продуктов
ии
е.
деятельности,
индивидуально
широты
го маршрута
Собеседовани
кругозора
развития
е.
ребенка
Развитие
Формировани Развивающие Октябрь Педагог Повышение
мышления
е у ребенка
упражнения и -апрель
общих
ребенка,
адекватного игры.
интеллектуаль
самовосприят
ных умений.
социальная
Практикум
ия. Развитие
помощь,
коммуникатив
Активизация
форм
творческого
конструктивн
развитие
коммуникативныхспособностей.
ого общения но-гообщения.
со
сверстниками Мозговой
штурм.
.
Оказание
помощи в
адаптации в
окружающем
мире.
Расширение
кругозора
ребенка.
Просвещение
родителей и
педагогов по
взаимодейств
ию с
ребенком:
беседы,
семинары,
деловые игры,
тренинги,
Мониторинг
одаренности
индивидуальн
ые
консультации
Отслеживани Метод оценки Январь,
е
общей
май
одаренности.
динамики
Проведение
развития
психологичес
одаренности кой
ребенка
диагностики.
мышления.
Овладение
коммуникатив
ны-ми
навыками
общения со
сверстниками.
Повышение
педагогическо
й, социальной
и
психологическ
ой
компетенции у
родителей и
педагогов.
Педагог, Составление
психологоПедагог педагогическог
о портрета
психолог ребенка.
Выработка
рекомендаций
по
дальнейшему
сопровождени
ю ребенка.