Оглавление
1.Основные характеристики .................................................................................................. 3
1.1
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ........................................................... 6
1.3. Планируемые результаты ........................................................................................... 9
1.4.
Содержание общеразвивающей программы ........................................................ 10
Базовый уровень обучения (1 год) .................................................................................. 10
Продвинутый уровень обучения (2 год) ......................................................................... 10
2. Организационно-педагогические условия ..................................................................... 15
2.1 Календарный учебный график ................................................................................. 15
2.2 Условия реализации программы ............................................................................... 15
3. Список литературы .......................................................................................................... 19
Приложение 1 ....................................................................................................................... 20
1.Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Речь – великий дар природы, благодаря которому дети получают широкие возможности
общения друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его
деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняются в общении с другими
людьми. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становление и развитие всех сторон речи – фонетической, лексической,
грамматической. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества
компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический
слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи (О.
Цаплина). Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в
окружающем мире.
1.1.1.Направленность программы: социально-гуманитарная.
Программа « Развитие речи» направлена:
на формирование активной речи у детей дошкольного возраста и построена в
соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей;
на всестороннее развитие ребенка 5-7 лет, социальную
коммуникативной и социально-успешной личности.
адаптацию,
развитие
1.1.2. Актуальность программы:
Актуальность общеразвивающей программы «Развитие речи» раскрывается через
соответствие образовательной программы:
-нормативно-правовым актам и государственным программным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14. Методические рекомендацииМинистерства образования Свердловской области ,
ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр,
2025 г.
-региональным
проблемам:
социально-экономическим
и
социокультурным
потребностям
и
-потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей:
1.1.3. Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью
дополнительной общеобразовательной программы
«Развитие речи» является то, что она адаптирована для детей дошкольного возраста 5-7
лет и предполагает обучение детей в игровой форме. Программа предполагает:
одновременное
воздействие
информации
на
сенсорную,
двигательную,
интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что помогает пробудить у детей
интерес к родному языку и родной речи.
- проведение комплексных занятий по предупреждению и преодолению фонетикофонематического недоразвития у детей дошкольного возраста, такие занятия направлены
на развитие у детей рече-мыслительной деятельности, на которых у детей развивается
умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать.
- развитие и совершенствования психических процессов детей, мелкой и общей моторики,
что необходимо для подготовки руки к письму.
- обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий, которые обеспечивают
формирование фонематического восприятия для предупреждения нарушений устной и
письменной речи.
1.1.4. Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы от 5 до 7
лет. Число детей, одновременно обучающихся развитию речи в одной группе – до 8
человек, так как технические характеристики согласно требованиям СанПиН
предполагают определенное количество учебных мест. В составе объединения обучаются
дети с ограниченными возможностями здоровья, что отражено в Положении о
комплектовании и наполняемости групп при обучении по дополнительным
общеразвивающим
программам
в
муниципальном
автономном
учреждении
дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный Центр
психолого-педагогической помощи «Остров»
1.1.5. Объем и срок освоения программы
288 учебных часа на весь период обучения. Продолжительность части образовательной
программы (года обучения) по учебному плану в часах – первый год обучения -144 часа,
второй год обучения -144 часа.
Занятия проводятся с сентября по май, включая каникулярные дни. Всего 36
учебных недель.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
программа реализуется в МАУ ДОЦентр «Остров» в объединении «Развитие речи» в
очной форме и дистанционно на время карантинных мероприятий.
Еженедельно для каждой возрастной группы проводится два занятия.
Продолжительность одного занятия:
- для детей 5-6 лет составляет 20 минут,
-для детей 6-7 лет 25минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Одно занятие по развитию речи и одно занятие по звукопроизношению, физкультминутка.
.
Форма обучения
Форма проведения занятия очная. Групповая форма с выраженным индивидуальным
подходом.
Форма организации образовательного процесса
Индивидуальная, индивидуально - групповая, групповая.
Формы реализации образовательной программы
Традиционная модель реализацииданной программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения
в МАУ ДОЦентр «Остров»
При реализации программы в дистанционном формате используется платформа
«Сферум», раздел сайта МАУ ДОЦентр «Остров» «Дистанционное образование».
Перечень форм проведения занятий
интегрированные, комплексно – комбинированные, театрализованные Занятия
путешествия, занятия – игры, занятия – сказка, итоговые занятия.
Содержание каждого занятия включает методы и приёмы:
1. Словесные (беседы, объяснения, диалоги, описания, чтение, рассказывание, пересказы,
анализы)
2. Наглядные (картины, картинки, игрушки, настольно – печатные игры)
3. Практические (упражнения, дидактические игры)
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы
– беседа, спектакль, конкурс стихов, открытое занятие.
«Первый год обучения»:
Форма обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Виды занятий: интегрированные, комплексно – комбинированные, театрализованные.
Занятия путешествия, занятия – игры, занятие – сказка.
Формы подведения результатов: открытое занятие, беседа, конкурсы стихов.
«Второй год обучения».
Форма обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Виды занятий: интегрированные, комплексно – комбинированные, театрализованные.
Занятие - путешествие, занятие – игры, занятие – сказка, итоговые занятия.Формы
подведения результатов: открытое занятие, беседа, конкурсы стихов.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель
- развитие коммуникативной функции речи у детей в возрасте от 5 до 7 лет в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
Задачи
Обучающие:
- заложить основу для:
развития связной речи;
развития фонетической и фонематической сторон речи;
развития лексической стороны речи;
развития грамматической стороны речи;
формирования приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать,
обобщать.
Развивающие:
- развивать речевые способности;
- развивать произвольность психических познавательных процессов;
- активизировать эмоционально-образную сферу мышления;
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к
сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и терпение;
- формировать интерес к родному слову и словесному творчеству;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать культуру общения;
- прививать гуманное и эстетическое отношение к окружающему миру.
«Первый год обучения»
Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи обучающегося.
Задачи
1. Развитие связной речи:
-активизировать монологическую речь;
-совершенствовать диалогическую речь;
-воспитывать уважительное отношение к речи говорящего, умение выслушать и не
перебивать;
-развивать умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме
-развивать умение составлять рассказы по предметным и сюжетным картинкам;
-развивать воображение.
2. Расширение словарного запаса:
-расширить знания об обобщающих понятиях;
-развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
-познакомить с семантикой слов.
3. Формирование грамматического строя речи:
-научить правильному произнесению сложных грамматических форм слов;
-совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.
4. Развитие произносительной стороны речи:
-развитие артикуляционной моторики
-формирование костабдоминального типа дыхания
-развитие силы, высоты голоса
-формирование правильного звукопроизношения.
-развитие фонематических процессов.
«Второй год обучения».
Цель: создание условий для развития и формирования устной речи, обогащение
словарного запаса и навыков речевого общения
Задачи:
Развитие связной речи:
-формировать умение отличать монологическую речь от диалогической;
-изучить виды монологической речи;
-обучить пересказу;
-обучить рассказыванию по памяти;
-развивать умение содержательно и выразительно пересказывать;
-воспитывать доброжелательность и корректность в беседе;
-формировать умение отстаивать свою точку зрения.
2. Расширение словарного запаса:
-воспитывать интерес к семантике слов;
-формировать умение отличать слова по родовому признаку;
-расширять знания об обобщающих понятиях;
-развивать языковое чутье (точно использовать слова разных частей речи в соответствии с
их значением и целью высказывания).
3. Формирование грамматического строя речи:
-упражнять в правильном употреблении в речи трудных грамматических форм слов;
-совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова;
-формировать грамматические навыки в построении сложноподчиненных предложений с
использованием союзов;
-упражнять в согласовании слов в предложении.
4. Развитие произносительной стороны речи:
-развитие артикуляционной моторики
-формирование костабдоминального типа дыхания
-развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
-формирование правильного звукопроизношения.
-развитие фонематических процессов.
1.3. Планируемые результаты
«Первый год обучения»:
-метапредметные результаты
1.активное развитие словарного запаса посредством подбора родственных слов,
антонимов, синонимов, тематических групп слов;
2.активное развитие рече-зрительного, рече-слухового
и рече-двигательного
анализаторов;
3. развитие грамматического строя речи через речевую деятельность на основе бесед,
разговоров, высказываний;
4. развитие художественного вкуса, интереса к литературе и чтению;
5. активное развитие мыслительных процессов.
-личностные результаты
1.учащиеся приобретут навык речевого общения;
2.разовьются
эмоционально-волевые
качества
и
коммуникативные
способствующие социальной самореализации;
3. появится первоначальная основа культуры речевого общения;
4. учащиеся приобщатся к истокам русского языка;
5. появится интерес к чтению.
навыки,
-предметные результаты
активно развивается:
1.связная речь;
2.фонетическая и фонематическая стороны речи - ориентирование в звуковой системе
языка, умение производить звукобуквенный анализ слов;
3.грамматический строй речи - желание делиться впечатлениями со сверстниками,
задавать вопросы, привлекать к общению детей;
4. обогатится словарный запас.
5. инициативность и самостоятельность в придумывании сказок, рассказов.
«Второй год обучения».
-метапредметные результаты
1.Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
2.Развитие грамматического строя речи.
3.Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
4.Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
5.Обучение звуко-слоговому анализу слов.
6.Развитие мелкой моторики руки.
-личностные результаты
1. развитие целостного восприятия окружающего мира;
2.умение анализировать свои действия и управлять ими;
3. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
4.положительное отношение к обучению;
5.знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
сверстников.
-предметные результаты
1.обогащение словарного запаса
2.употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и
предложений).
3.ответы на вопросы, участие в диалоге;
4.подробный пересказ текста по зрительной опоре
5.составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
6.уметь классифицировать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и
глухие,
7.определять положение звука в слове.
8. свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
9.правильно согласовывать слова в предложении;
Содержание общеразвивающей программы
1.4.
1.4.1.Учебный план
№
Название раздела
п/п
(модуля)
Количество часов (теория/практика)
Базовый
Продвинутый
уровень
уровень обучения
обучения (1
(2 год)
Формы
аттестации/контроля
год)
1
2
Ознакомление с
16(2/14)
природными
явлениями,
сезонными
изменениями,
жизнью животных
и птиц
Составление
20(2/18)
описательных
рассказов по
12(2/10)
Практическая работа
20(2/18)
Практическая работа
игрушкам и по
картинками
Пересказ
литературных
произведений
Творческое
рассказывание
Составление
рассказов
Я-человек. Линия
жизни.
Решение
противоречий
Моделирование
3
4
5
6
7
8
9
10
Знакомство с
линейной системой
Школа воспитания.
Нравственное
воспитание
20(2/18)
18(2/16)
Практическая работа
20(2/18)
20(2/18)
Практическая работа
16(2/14)
20(2/18)
Практическая работа
10(2/8)
14(4/10)
Практическая работа
10(2/8)
10(2/8)
Практическая работа
10(2/8)
10(2/8)
10(2/8)
10(2/8)
Практическая работа
Практическая работа
12(2/10)
10(2/8)
Практическая работа
Содержание учебно-тематического плана
Первый год обучения
1.Ознакомление с природными явлениями, сезонными изменениями, жизнью животных и
птиц.
Теория. Беседа с детьми о лете. Вспомнить, какое было лето (жаркое, холодное,
дождливое и т.д.). Куда ходили, что делали и т.д.. Наблюдение за деревьями. Как
меняются деревья и кусты. Наблюдение за животными и птицами.
Практика. Составить описательный рассказ из личного опыта. Описание деревьев с
помощью вопросов. Составить рассказ о жизни животных и птиц.
2.Составление описательных рассказов по игрушкам и по картинками.
Теория. Рассматривание игрушек (котёнок, щенок, поросёнок и т.д.). Какие они (большие,
маленькие, пушистые и т.д.).? Где живут?. Чем питаются?
Практика. Выбрать игрушку и составить рассказ.
3.Пересказ литературных произведений.
Теория. Чтение сказки «Два жадных медвежонка». «Лиса и козел». Чтение рассказа К.Д.
Ушинского « Четыре желания»
Практика. Пересказ сказок с помощью сюжетных картинок Пересказ литературного
произведения. Уметь составить законченный рассказ.
4.Творческое рассказывание.
Теория. Беседа с детьми по картине «Грустный щенок». Рассматривание картинок с
солнцем, мячом, яблоком и т.д. Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба»
Практика. Составить творческий рассказ по картине.
5.Составление рассказов.
Теория. Рассматривание иллюстрации «Грустный зайчик». Беседа по картине.
Беседа по картине из серии «Времена года». Рассматривание игрушечного
медведя.
Практика. Составить рассказ по картине, по игрушке.
6.Я-человек. Линия жизни.
Теория. Сравнение человека и куклы. Как находить общее и различие. Как происходит
смена поколений человека.
Практика. Рассказать, где делают кукол, из каких частей состоит,, что на голове у куклы и
т.д.. Описать человека. Рассказать, как человек меняется с возрастом.
7.Решение противоречий.
Теория. Знакомство с пейзажем. Беседа по картинам о природе, о временах года,
изображенных на картине.
Практика. Отвечать на вопросы по содержанию картины. Найти противоречия в явлениях
природы.
8.Моделирование.
Теория. Беседа о композиторах (портреты), о музыкальных инструментах.
Весенние изменения в живой и неживой природе.
Практика. Слушание музыки М. Крутицкого «Зима». Ответить на вопросы.
Описать по схеме лес, луг, озеро.
9. Знакомство с линейной системой.
Теория. Беседа по картинам с изображением леса и скотного двора, диких и домашних
животных. «Хлеб всему голова»
Практика. Составление описательных рассказов.
10. Школа воспитания. Нравственное воспитание.
Теория. Беседа о правилах хорошего тона. Беседа на нравственную тему. Что такое
линия жизни (развитие и рост человека).
Практика. Учиться отвечать на вопросы, решать нравственные ситуации, аргументировать
свои ответы
«Второй год обучения».
Ознакомление с природными явлениями, сезонными изменениями, жизнью животных и
птиц.
Теория. Беседа с детьми о лете. Вспомнить, какое было лето (жаркое, холодное,
дождливое и т.д.). Куда ходили, что делали и т.д.. Наблюдение за деревьями. Как
меняются деревья и кусты. Наблюдение за животными и птицами.
Практика. Составить описательный рассказ из личного опыта. Описание деревьев с
помощью вопросов. Составить рассказ о жизни животных и птиц, подбирая обобщающие
слова. Закрепить правила поведения на улице.
2.Составление описательных рассказов по игрушкам и по картинками.
Теория. Рассматривание игрушек (котёнок, щенок, поросёнок и т.д.). Какие они (большие,
маленькие, пушистые и т.д.)? Где живут?. Чем питаются? Какую играют роль для
человека?
Практика. Выбрать игрушку и составить рассказ.
3.Пересказ литературных произведений.
Теория. Чтение сказки «У страха глаза велики». «Лиса и журавль». Чтение рассказа
Л.Н.Толстого « Лев и собачка»
Практика. Пересказ сказок с помощью сюжетных картинок Пересказ литературного
произведения. Уметь составить законченный рассказ.
4.Творческое рассказывание.
Теория Чтение рассказа И. Акимушкина «Жил-был ежик», И. Соколова-Миткова «Ежи».
Рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные»
Практика. Составить творческий рассказ по картине.
5.Составление рассказов.
Теория. Рассматривание иллюстрации «Храбрый заяц». Беседа по картине.
Беседа по картине из серии «Времена года». Рассматривание игрушечного зайца.
Практика. Составить рассказ по картине, по игрушке.
6.Я-человек. Линия жизни.
Теория. Знакомство детей с линией жизни растений, животных, рыб и птиц.
Практика. С помощью картинок (животные, растения, рыбы, птицы) построить простую
систему «линия жизни»
7.Решение противоречий.
Теория. Знакомство с пейзажем. Беседа по картинам о природе, о временах года,
изображенных на картине.
Практика. Отвечать на вопросы по содержанию картины. Находить самостоятельно
нужный ответ. Отгадывать загадки. Найти противоречия в явлениях природы.
8.Моделирование.
Теория. Знакомство детей с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков», с
переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое. Знакомство с понятием
«воздух»
Практика. Экспериментальная деятельность.
9. Знакомство с линейной системой.
Теория. Беседа о взаимосвязи живой и неживой природы.
Практика. Составление описательных рассказов по предметным картинкам ( деревья,
кустарники,цветы)
10. Школа воспитания. Нравственное воспитание.
Теория. Беседа о правилах хорошего тона. Беседа на нравственную тему. Что такое
линия жизни (развитие и рост человека).
Практика. Учиться отвечать на вопросы, решать нравственные ситуации, аргументировать
свои ответы
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№
Основные характеристики образовательного
п/п процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни
36
72 (36/36)
4 (2/2)
144(72/72)
20
16
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства.
10
Окончание учебного года
31 мая
2.2 Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение
для реализации дополнительной образовательной программы имеются следующие
условия:
занятия проходят в теплой, хорошо освещенной и проветриваемой студии;
каждый ребенок обеспечивается удобным рабочим местом за столом, в соответствии с
его ростом и состоянием здоровья или на коврике;
в студии боковое левостороннее естественное освещение;
искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям
к нему;
во время занятий обязательно проводятся физкультминутки, динамические паузы с
целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей;
перед каждым занятием осуществляется сквозное проветривание;
на занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе
разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников.
кадровое обеспечение/методические материалы
Реализовать программу может педагог дополнительного образования, обладающий
профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим
образованием), имеющим практические навыки организации учебной деятельности детей
в области декоративно- прикладного творчества и опыт работы, педагог-организатор,
методист.
№
Название раздела, Материально-
п/п темы
Формы,
методы, Формы
техническое
приемы
обучения. учебного
оснащение,
Педагогические
дидактико-
технологии
занятия
методический
материал
1.
2.
3
Ознакомление
с
природными
явлениями,
сезонными
изменениями,
жизнью животных
и птиц
Составление
описательных
рассказов
по
игрушкам и по
картинками
Раздаточный
материал
демонстрация
иллюстраций
Пересказ
литературных
произведений
Схемы,
Схемы.Иллюстрации, Наглядный,
практические
наглядное пособие.
задания
Раздаточный
упражнения
5
6
Творческое
рассказывание
Составление
рассказов
Коллективная
Коллективная и
индивидуальная
и
материал
демонстрация
иллюстраций
4
Наглядный,
практический
Схемы.демонстрация
иллюстраций
Схемы.демонстрация
иллюстраций
Я-человек. Линия демонстрация
жизни.
иллюстраций.
Раздаточный
Наглядный,
практические
задания
упражнения
Наглядный,
практические
задания
упражнения
Наглядный,
практические
задания
упражнения
Наглядный,
практические
задания
Индивидуальнои
фронтальная
и
коллективная
Индивидуальная
коллективная.
и
Индивидуальная
и
Индивидуальная
коллективная
и
7
Решение
противоречий
8
Моделирование
9
Знакомство
материал
демонстрация
иллюстраций
Раздаточный
материал
демонстрация
иллюстраций
Раздаточный
материал
с демонстрация
линейной системой
10
Школа
упражнения
Наглядный,
практические
задания
упражнения
Наглядный,
практические
задания,
репродуктивный
Наглядный,
иллюстраций
практические
Раздаточный
задания
материал
упражнения
воспитания. демонстрация
Индивидуальная
коллективная
и
Индивидуальная
коллективная
Индивидуальная
коллективная
и
Наглядный,
Индивидуальная
коллективная
Нравственное
иллюстраций
практические
воспитание
Раздаточный
задания
материал
упражнения
и
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
«Первый год обучения»:
Виды контроля
Формы проведения
Сроки
Входной
-Педагогическое
наблюдение;
-выполнение практических
заданий, дидактических игр
Беседа.
Наблюдение
педагога.
Дидактические
игры.
Наблюдения за детьми,
вопросы,
отдельные
тестовые задания
Экспресс-диагностика,
(Приложение 1)
Сентябрь
Текущий
Промежуточный
Аттестация
«Второй год обучения»
В течении года
Декабрь
Май
Виды контроля
Формы проведения
Сроки
Входной
-Педагогическое
Сентябрь
наблюдение;
-выполнение практических
заданий,
дидактических
игр.
Текущий
Беседа.
педагога.
Наблюдение В течение года
Дидактические
игры.
Промежуточный
Наблюдения
за
вопросы,
детьми, Декабрь
отдельные
тестовые задания
Аттестация
Экспресс-диагностика,.
(Приложение 1)
Май
3. Список литературы
Е.П. Ульева «Сценарий занятий с дошкольниками» 5-6 лет
Н.Г.Комратива «Учимся говорить правильно». Учебно-методическое пособие по развитию
речи детей 3-7 лет
Т.А.Фалькович, Л.П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма» 4-7 лет
И.К.Боровская «Учимся рассказывать и пересказывать». Посопие для развития связной
речи детей 5-7 лет.
И. Скворцова. « Логопедические игры» - 2008
Е.Куцина, Н. СОЗОНОВА, Н Хрушкова. « Учимся пересказывать» - 2020
Л.В.Петленко, О.А.Агибалова. «Познавательно-речевое развитие детей» 5-6 лет.
Практическое пособие. ФГОС ДО Москва - 2019
Приложение 1
Диагностика речевого развития
(словарь и грамматика)
I серия заданий
1. Ты знаешь уже много слов. Что означают слова посуда, кукла, мяч? Ребенок:
1) правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1 – 2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым? Ребенок:
1) выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к каждому прилагательному (глубокая яма,
глубокое море);
2) подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;
3) выполняет одно задание, т.е. подбирает слово только к одному прилагательному
(высокий забор).
3. Что называют словом «ручка»?
Ребенок:
1) называет несколько значений этого слова (ручка пишет; у ребенка ручка; у двери есть
ручка).
2) называет 1 – 2 значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1 – 3 слова).
4.Придумай предложение со словом «ручка».
Ребенок: 1) составляет грамматически правильно предложение из 3-х слов; 2) называет 2
слова (словосочетание);
3) называет только одно слово (ручка).
5. Ручка нужна, чтобы … (писать, держать чашку, держать сумку т.п.). Ручкой можно …
(писать, открывать дверь).
Ребенок: 1) правильно заканчивает разные типы предложений;
2) называет 2 слова;
3) подбирает только одно слово.
6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: - Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него
веселое. Вернулся он домой такой… (радостный, оживленный, довольный). А если
зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а … (мчался, несся, летел).
Ребенок: 1) правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2) называет 2 – 3 слова;
3) подбирает только одно слово.
Педагог предлагает другую ситуацию: - Другой зайчик пришел невеселый, его обидели. К
слову «веселый» подберите слова, противоположные по смыслу… (грустный, печальный,
обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а … (плелся, тащился,
брел).
Ребенок:
1) правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
2) называет 2-3 слова;
3) подбирает только одно слово.
7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (убежал бы, спрятался бы,
испугался бы).
Ребенок:
1) правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2) подбирает 2 слова;
3) называет только одно слово.
8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
Ребенок:
1) правильно называет слова в повелительном наклонении;
2) подбирает 2 слова;
3) называет одно слово.
9. Скажи, кто детеныш у зайца?.. (зайчонок) А как называют детенышей? (зайчата), у
зайца много … (зайчат). Аналогичные вопросы задаются про других животных (лису,
волка, медведя, ежа).
Ребенок:
1) называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
2) называет правильно только одну форму;
3) не выполняет задание.
10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака – щенок щенки, много
щенят; корова – теленок – телята – двое телят; лошадь – жеребенок – жеребята – много
жеребят: овца – ягненок – ягнята – много ягнят).
Ребенок:
1) называет все слова правильно;
2) называет 2-3 слова;
3) говорит одно слово.
11. Где живут звери?.. (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес?.. (лесной,
лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок). Ребенок:
1) называет более 2-х слов;
2) называет 2 слова;
3) повторяет заданное слово.
12. Что называют словом «игла»? Какие иглы ты еще знаешь?
Ребенок:
1) называет иглы (у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу);
2) называет только одно значение этого слова;
3) повторяет слово за взрослым.
13. Какие иголки у ежа? (острые.) Про что мы говорим острый? острая? острые?
Ребенок:
1) называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
2) правильно подбирает 2 слова;
3) называет одно слово.
14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
Ребенок:
1) называет разные действия (шить, вышивать, зашивать);
2) называет 2 действия (накалывать грибы, шить);
3) называет одно действие (шить).
15. Составить предложения со словом «игла».
Ребенок:
1) составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол); 3) называет одно слово.
16. Взрослый приводит высказывание детей из другого детского сада: «Папа, иди
шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинок наизнанку надел». – Можно ли
так сказать? Как сказать правильно? Ребенок:
1) правильно исправляет по смыслу предложения: Папа, иди тихо; Мамочка, я тебя сильно
люблю; Я надел ботинок не на ту ногу;
2) правильно исправляет 2 предложения;
3) повторяет предложения без изменения.
II серия заданий (звуковая культура речи)
1. В названии каких животных слышится звук л? (лошадь, лиса, леопард).
2. В названии каких животных слышится звук р? (тигр, корова, баран, жираф); рь?
(черепаха, курица).
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш? (старушка, Саша, сушка), ж и з (железо).
Ребенок:
1) различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
2) называет более 2-х слов;
3) называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро – медленно, тихо – громко –
шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
Ребенок:
1) говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2) недостаточно четко произносит;
3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу: « Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует
или ты об этом спрашиваешь.
Ребенок:
1) передает заданные интонации;
2) предает только вопросительную интонацию;
3) повторяет повествовательную интонацию.
Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно. Ежик-ежик, где гулял?.. (Я
грибочки собирал). Ежик-ежик, где ты был? .. (Я все по лесу бродил).
Ребенок: 1) ритмично заканчивает фразу;
2) отвечает, нарушая ритм;
3) говорит одно слово.
III серия (связная речь)
Педагог предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
Ребенок:
1) составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало,
середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они
нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах);
2) рассказывает, опуская начало (или конец);
3) перечисляет отдельные качества.
2. Педагог показывает ребенку серию картинок (3-4), объединенных сюжетов, предлагая
ему разложить их последовательно и составить рассказ. Ребенок:
1) раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) перечисляет нарисованное на картинках.
3Педагог предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельную выбранную
тему.
Ребенок:
1) придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2) составляет рассказ с помощью взрослого.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по
специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного
высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно
выбранную тему).
Критерии:
1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересные сюжеты,
развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем:
признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3
балла; если сюжет заимствован – 2 балла, если только перечисляет признаки – 1 балл.
2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начало, середина,
конец), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла;
наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное
нарушение логики изложения – 2 балла;
отсутствие начала и конца – 1 балл.
3. Грамматическая правильность построения предложений, простых и сложных,
правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла,
использование только простых предложений – 2 балла,
однотипных конструкций (назывные предложения) – 1 балл.
4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла; использование
способов формально-сравнительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла;
неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов –
определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение
точности словоупотребления – 2 балла;
однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность,
изложение в умеренном темпе) – 3 балла;
прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла; монотонное,
невыразительное изложение – 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий педагог дает, подсчитав общее количество баллов.