Звуки музыки 2-5 лет

Оглавление
1. Основные характеристики ………………………………………………….
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ...........................................
1.3. Планируемые результаты …….……...........................................................
1.4. Содержание общеразвивающей программы …………………………..…
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………
2.2. Условия реализации программы ………………………………………….
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы …………….........
3. Список литературы …………………………………………..….........
Приложение 1 Примерные темы консультаций для родителей
Приложение 2 Карта учета результатов освоения Программы

3
3
5
6
7
13
13
13
15
19

2

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы раскрывается через соответствие:
- нормативно-правовым актам и государственным программным документам;
- региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и
проблемам:
-потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей.
Раннее и дошкольное детство – это особый период в формировании всех
свойственных человеку психофизиологических процессов.
Именно в это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии
детей – возрастает речевая активность ребенка, и речь становится основным средством
общения не только со взрослыми, но и со сверстниками, формируются и развиваются
мышление, память, воображение, внимание, активно развивается двигательная сфера,
появляются первые устойчивые качества личности.
Формирование гармоничной личности возможно только при условии равномерного
развития двух основных сфер психики – интеллектуальной и эмоциональной. В
дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического. Под ее
влиянием происходит формирование у ребенка высших психических функций, поведения,
личности в целом. Одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной
сферы ребенка является музыка.
Любое общение с музыкой помогает развитию ребенка. Музыка активизирует
работу мозга, влияет на развитие многих психических функций. На музыкальных занятиях
естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, общая
моторика, память, мышление, слуховое внимание и восприятие.
Кроме того, музыка обеспечивает эмоциональную основу для общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, эмоциональное
знакомство с музыкой и освоение ее через различные виды музыкальной деятельности и
игру была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности «Звуки музыки» (далее – Программа).
Отличительная особенность данной Программы заключается в том, что
музыкальный занятия с детьми дошкольного возраста направлены больше не на развитие
музыкальных способностей детей, а на развитие эмоциональной сферы и общее развитие
детей, где музыка становится средством, а не целью.
Поэтому в занятиях наряду с методами традиционной музыкальной педагогики
используются методы музыкальной терапии.
Адресат программы.
Программа предназначена для обучающихся 2–5 лет.
Структура и содержание программы соответствует возрастным особенностям детей
данного возраста.
Возрастные особенности психического и музыкального развития детей 2–5 лет
Дети третьего года жизни очень много двигаются. Ходьба становится более
равномерной, постепенно исчезают лишние движения. К трем годам ребенок умеет
3

согласовывать свои движения с движениями других детей, менять движения по темпу,
направлению, характеру в зависимости от словесного указания, сдерживать свои
движения, ожидая сигнал к действию.
Самые большие изменения происходят в развитии речи. Ребенок легко может
повторить стихи, песенки.
На третьем году интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение
вслушиваться в музыку, запоминание и различение особенностей ее звучания.
Продолжается развитие слуха и голоса ребенка. Он учится подпевать голосу взрослого и
инструменту, играть в музыкальные игры, связывая при этом свои движения с общим
характером музыкального произведения.
В этом возрасте ребенок способен различать звуки низкого и высокого регистров
(медведь – птичка), детские музыкальные инструменты по тембру (колокольчик, дудочка).
Ребенок все более активно включается в пение: подпевает отдельные слоги,
звукоподражания.
Большой популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с
удовольствием исполняет пляску под песни, выполняет несложные движения: топает,
машет руками, качает головой и т.д.
Внимание становится более устойчивым, но продолжает оставаться
непроизвольным. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на какомлибо одном виде деятельности, им трудно сохранять одну и ту же позу, они быстро
устают от однообразных движений. Поэтому на занятиях необходимо своевременно
обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности.
У детей четвертого года жизни только начинают формироваться различные
виды музыкальной деятельности. В период с 3 до 4 лет дети постепенно начинают
осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и
игровые упражнения.
Диапазон голоса небольшой. У большинства детей этого возраста есть проблемы в
звукопроизношении.
На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества, но
координация движений сформирована еще недостаточно.
Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах
музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то
любит больше петь, кто-то танцевать. В этом возрасте дети очень энергичны, подвижны,
эмоциональны. Однако, внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям
нужен показ, поддержка взрослых.
Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении
требует необходимости поддерживать внимание игровыми приемами, подбирать музыку
непродолжительного звучания.
Содержание музыкального занятия должно быть разнообразным, интересным,
доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным.
Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке,
формируется музыкальная восприимчивость и развивается музыкальная активность.
Необходимо органично использовать на занятиях такие виды музыкальной деятельности,
как слушание музыки, музыкально-ритмические движения, подпевание, игры и пляски,
которые показал взрослый.
4

Формы и режим занятий
Музыкальное занятие – основная форма организации музыкальной деятельности
детей, посредством которой наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется
процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.
Дети набираются в группу без предварительного прослушивания. В состав группы
входят дети одного возраста на постоянной основе. Оптимальное количество детей в
группе – 6–8 человек.
Продолжительность одного занятия для детей 2–3 лет составляет 10 минут, для
детей 3–4 лет - 15 минут, для детей 4–5 лет – 20 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа для каждой группы. Занятия проводятся
1 раз в неделю.
Объем и срок освоения. Объем программы - 216 часов. Программа рассчитана на
3 года обучения: 1 год обучения – 72 часа в год, 2 год обучения – 72 часа в год, 3 год
обучения – 72 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется в
традиционной модели (линейная последовательность освоения содержания в течение трех
лет обучения в МАУ ДО Центр «Остров»).
Программа предполагает вариативность ее реализации в зависимости от состава и
запросов группы.
Форма обучения – очная, групповая.
Виды занятий: музыкальное занятие, беседа, практическое занятие, тематическое
занятие, комплексное занятие, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
практическое занятие, тематическое занятие, комплексное занятие, открытое занятие,
праздник.
1.2. Цель и задачи программы
Цель данной программы – развитие эмоциональной сферы и общее развитие
детей раннего и дошкольного возраста через эмоциональное знакомство с музыкой и
освоение ее в разных видах музыкальной деятельности.
Достижению этой цели подчинены задачи музыкального воспитания детей
дошкольного возраста:
1) обучающие:
- эмоциональное знакомство с музыкой и освоение ее в различных видах
музыкальной деятельности и играх;
- формирование и накопление начальных музыкально-слуховых впечатлений;
- знакомство с основными жанрами музыки и средствами выразительности;
2) развивающие:
- развитие внимания, памяти, двигательных навыков, координации движений;
- развитие слухового внимания, чувства ритма;
- развитие интереса и любви к музыке через музыкальную активность ребенка
(подпевание, пение, движение под музыку, игры, танцы);
- формирование эмоциональной отзывчивости на музыку;
5

- воспитание и развитие творческих способностей посредством различных видов
музыкальной деятельности;
3) воспитательные:
- формирование музыкальной культуры и вкуса;
- развитие навыков общения и совместной деятельности со сверстниками.
1.3. Планируемые результаты
Главный ожидаемый результат освоения программы - ярко выраженный интерес
детей к музыке, музыкальная активность в разных видах музыкальной деятельности.
Результатом освоения программы являются следующие знания, умения и навыки:
1) метапредметные:
- наличие заинтересованности, внимание во время слушания музыки;
- умение выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу с помощью
эмоциональных возгласов, мимики, жестов; реагирование на содержание музыки
соответствующими движениями;
- навыки общения со сверстниками и взрослыми;
- умение соотносить свои действия с деятельностью других;
2) личностные:
- навыки начального понимания и принятия своих эмоций и эмоций других людей;
- начальные навыки контроля за поведением и проявлением эмоций;
- повышение уверенности в себе;
- навыки понимания и самостоятельного выполнения указаний взрослого;
- усвоение норм поведения;
3) предметные:
- эмоционально окрашенное участие в различных видах музыкальной
деятельности;
- умение выразительно двигаться под музыку;
- умение определять на слух основные средства музыкальной выразительности
(темп, регистр, динамику, штрихи, лад);
- умение выполнять простые танцевальные движения и игровые действия;
- навыки коллективного музицирования (пение, игра на музыкальных
инструментах).
В процессе музыкальных занятий у детей формируются некоторые простейшие
навыки и умения, необходимые для музыкальной деятельности.
Кроме того, у многих детей музыкальные способности начинают проявляться
только в процессе непосредственной музыкальной деятельности.
С накоплением музыкального опыта происходит и развитие музыкальных способностей.

6

1.4. Содержание программы

№
п/п

Название раздела, темы

Учебный план
Количество часов (теория/практика)
1-й год
2-й год
3-й год
обучения
обучения обучения
10 (1/9)
10 (1/9)
10 (1/9)

Формы
аттестации/контро
ля

1

Слушание музыки

2

Движение под музыку
(упражнения, игры, пляски,
хороводы)
Пение

12 (2/10)

12 (2/10)

12 (2/10)

10 (2/8)

12 (2/10)

12 (2/10)

4

Игра на музыкальных
инструментах

12 (2/10)

12 (2/10)

12 (2/10)

5

26 (4/22)

24 (4/20)

24 (4/20)

6

Игры и упражнения
(музыкально-дидактические,
пальчиковые, фонопедические,
на развитие музыкального
слуха, чувства ритма,
коммуникативных навыков,
развитие и коррекцию
эмоциональной сферы и т. д.)
Промежуточная аттестация

1

1

1

Открытое занятие

7

Аттестация

1

1

1

Открытое занятие/
Творческий отчет

72 (11 /61)

72 (11/61)

72 (11/61)

3

Итого

Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение

Всего по программе: 216 часов
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное
материала в каждой группе в течение всего срока обучения.

распределение

учебного

Учебный (тематический) план первого года обучения
№
п/
п
1

Название раздела, темы

Звуки вокруг нас.
немузыкальные звуки

Музыкальные

Количество
Итоговая
часов
аттестация
(теория/практика
)
и
2 (1/1)
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
7

2
2.1
2.2
2.3
2.4
3

Средства музыкальной выразительности
Высота звука. Регистры
Громкость звука. f-p (громко-тихо)
Темп. Быстро-медленно
Лад. Мажор-минор (весело-грустно)
Метрическая пульсация в музыке

4

Жанры музыки (марш, танец, песня)

8 (2/6)

5

Музыка и окружающий мир. Животные и
птицы в музыке

8 (2/6)

6

Музыкальные и шумовые инструменты

10 (2/8)

7
8

Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Итого

32 (8/24)
8 (2/6)
8 (2/6)
8 (2/6)
8 (2/6)
10 (2/8)

1
1
72 (17 /55)

Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение

Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Открытое занятие
Творческий отчет

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1. Звуки вокруг нас. Музыкальные и немузыкальные звуки.
Теория: Звуки вокруг нас. Музыкальные и немузыкальные звуки (речь, звуки животных и
птиц; шумовые звуки).
Практика: Определение на слух звуков природы, быта.
2. Средства музыкальной выразительности
2.1 Высота звука. Регистры
Теория: Звуки высокие и низкие.
Практика: Определение на слух высоких и низких звуков. Отражение высоты звука в
движениях и игровых упражнениях.
2.2. Громкость звука. f-p
Теория: Громкость звука. Громкое-тихое звучание (f-p)
Практика: Определение на слух динамических оттенков. Отражение динамических
оттенков в движениях, игровых упражнениях.
2.3. Темп. Быстро-медленно.
Теория: Быстрый и медленный темп.
Практика: Выполнение игровых и двигательных упражнений в разных темпах.
2.4. Лад. Мажор-минор
Теория: Мажор и минор (весело-грустно).
Практика: Слушание коротких пьес и песен, написанных в разных ладах. Отражение
ладовой окраски в двигательных и игровых упражнениях.
3. Метрическая пульсация в музыке
Теория: Метрическая пульсация в музыке.
Практика: Исполнение метрической пульсации в произведениях разных жанров (хлопки,
игра на шумовых инструментах).
4. Жанры музыки (марш, танец, песня).
Теория: Отличительные признаки марша, танца, песни.
8

Практика: Слушание музыки. Движение под музыку. Сопровождение музыки разных
жанров игрой на шумовых инструментах. Пение и подпевание песен разного характера.
5. Музыка и окружающий мир
Теория: Изображение животных и птиц в музыке. Звукоподражание в музыке.
Практика: Слушание музыки. Исполнение песен с элементами звукоподражания.
6. Музыкальные и шумовые инструменты (фортепиано, бубен, колокольчик,
маракас, клавесы, барабан)
Теория: Знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами.
Практика: Игра на шумовых инструментах. Определение на слух звучания разных
инструментов.

№
п/
п
1

2
2.1
2.2
2.3
2.4
3

4

5
5.1
5.2
6

7
8

Учебный (тематический) план второго года обучения
Название раздела, темы
Количество
Итоговая
часов
аттестация
(теория/практика
)
Звуки вокруг нас. Музыкальные и
2 (1/1)
Итоговое занятие/
немузыкальные звуки
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Средства музыкальной выразительности
32 (8/24)
Педагогическое
Высота звука. Регистры
8 (2/6)
наблюдение
Громкость звука. f-p (громко-тихо)
8 (2/6)
Темп. Быстро-медленно
8 (2/6)
Лад. Мажор-минор (весело-грустно)
8 (2/6)
Метрическая пульсация в музыке
10 (2/8)
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Жанры музыки (марш, танец, песня)
10 (2/8)
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Музыка и окружающий мир.
8 (2/6)
Педагогическое
Животные и птицы в музыке
4 (1/3)
наблюдение
Настроение в музыке
4 (1/3)
Музыкальные и шумовые инструменты
8 (2/6)
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Промежуточная аттестация
1
Открытое занятие
Итоговая аттестация
1
Творческий отчет
Итого
72 (17 /55)

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
1. Звуки вокруг нас. Музыкальные и немузыкальные звуки.
Теория: Звуки вокруг нас. Музыкальные и немузыкальные звуки (речь, звуки животных и
птиц; шумовые звуки).
Практика: Определение на слух звуков природы, города, быта.
2. Средства музыкальной выразительности
2.1 Высота звука. Регистры
Теория: Звуки высокие, низкие, средние.

9

Практика: Определение на слух звуков разных регистров. Отражение высоты звука в
движениях и игровых упражнениях. Проговаривание коротких считалок, стихов в разных
речевых регистрах.
2.2. Громкость звука. f-p
Теория: Громкость звука. Громкое-тихое звучание (f-p)
Практика: Определение на слух динамических оттенков. Отражение динамических
оттенков в движениях, игровых упражнениях. Проговаривание коротких стихов, считалок
с разной громкостью.
2.3. Темп. Быстро-медленно.
Теория: Быстрый и медленный темп. Выразительные возможности темпа в создании
музыкальных образов.
Практика: Выполнение игровых и двигательных упражнений в разных темпах. Слушание
музыки.
2.4. Лад. Мажор-минор
Теория: Мажор и минор (весело-грустно). Выразительные возможности лада в создании
музыкальных образов и настроений.
Практика: Слушание коротких пьес и песен, написанных в разных ладах. Отражение
ладовой окраски в двигательных и игровых упражнениях.
3. Метрическая пульсация в музыке
Теория: Метрическая пульсация в музыке.
Практика: Исполнение метрической пульсации в произведениях разных жанров (хлопки,
игра на шумовых инструментах).
4. Жанры музыки (марш, танец, песня).
Теория: Отличительные признаки марша, танца, песни.
Практика: Слушание музыки. Определение на слух жанров музыки. Движение под
музыку. Сопровождение музыки разных жанров игрой на шумовых инструментах.
Слушание, разучивание и исполнение песен разного характера.
5. Музыка и окружающий мир.
5.1. Изображение животных и птиц в музыке. Звукоподражание в музыке.
Теория: Изображение животных и птиц в музыке. Звукоподражание в музыке.
Практика: Слушание музыки. Исполнение песен с элементами звукоподражания.
5.2. Настроение в музыке.
Теория: Настроение в музыке. Какое бывает настроение?
Практика: Слушание музыки. Исполнение песен.
6. Музыкальные и шумовые инструменты
Теория: Музыкальные инструменты (фортепиано, скрипка). Шумовые инструменты
(бубен, колокольчик, маракас, клавесы, барабан, треугольник, металлофон).
Практика: Игра на шумовых инструментах. Определение на слух тембров разных
инструментов.

10

№
п/
п
1

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3

4

5
5.1
5.2
5.3
6

7
8

Учебный (тематический) план третьего года обучения
Название раздела, темы
Количество
Итоговая
часов
аттестация
(теория/практика
)
Звуки вокруг нас. Музыкальные и
2 (1/1)
Итоговое занятие/
немузыкальные звуки
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Средства музыкальной выразительности
28 (5/23)
Педагогическое
Высота звука. Регистры
6 (1/5)
наблюдение
Громкость звука. f-p (громко-тихо)
4 (1/3)
Темп. Быстро-медленно
6 (1/5)
Лад. Мажор-минор (весело-грустно)
6 (1/5)
Штрихи. Отрывисто-плавно
6 (1/5)
Метрическая пульсация в музыке
8 (2/6)
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Жанры музыки (марш, танец, песня)
10 (2/8)
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Музыка и окружающий мир.
14 (2/12)
Педагогическое
Животные и птицы в музыке
4 (1/3)
наблюдение
Настроение в музыке
6 (1/5)
Сказочные персонажи
4 (1/3)
Музыкальные и шумовые инструменты
8 (2/6)
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Промежуточная аттестация
1
Открытое занятие
Итоговая аттестация
1
Творческий отчет
Итого
72 (14 /58)

Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения
1. Звуки вокруг нас. Музыкальные и немузыкальные звуки.
Теория: Звуки вокруг нас. Музыкальные и немузыкальные звуки (речь, звуки животных и
птиц; шумовые звуки).
Практика: Определение на слух звуков природы, города, быта.
2. Средства музыкальной выразительности
2.1 Высота звука. Регистры
Теория: Звуки высокие, низкие, средние. Выразительные возможности высоты звука в
создании музыкальных образов.
Практика: Закрепление пройденных понятий на основе нового музыкального материала.
2.2. Громкость звука. f-p
Теория: Громкость звука. Громкое-тихое звучание (f-p). Выразительные возможности
динамики в создании музыкальных образов.
Практика: Закрепление пройденных понятий на основе нового музыкального материала.
2.3. Темп. Быстро-медленно.
Теория: Быстрый и медленный темп. Выразительные возможности темпа в создании
музыкальных образов.
Практика: Закрепление пройденных понятий на основе нового музыкального материала.
11

2.4. Лад. Мажор-минор
Теория: Мажор и минор (весело-грустно). Выразительные возможности лада в создании
музыкальных образов и настроений. Контраст в музыке.
Практика: Закрепление пройденных понятий на основе нового музыкального материала.
2.5. Штрихи. Отрывисто-плавно.
Теория: Штрихи. Отрывисто и плавно. Выразительные возможности штрихов в создании
музыкальных образов.
Практика: Закрепление пройденных понятий на основе нового музыкального материала.
3. Метрическая пульсация в музыке
Теория: Метрическая пульсация в музыке.
Практика: Исполнение метрической пульсации в произведениях разных жанров (хлопки,
игра на шумовых инструментах). Отражение метрической пульсации в движениях.
4. Жанры музыки (марш, танец, песня).
Теория: Отличительные признаки марша, танца, песни. Закрепление пройденных понятий
на основе нового музыкального материала
Практика: Слушание музыки. Определение на слух жанров музыки. Движение под
музыку. Сопровождение музыки разных жанров игрой на шумовых инструментах.
Слушание, разучивание и исполнение песен разного характера.
5. Музыка и окружающий мир.
5.1. Изображение животных и птиц в музыке. Звукоподражание в музыке.
Теория: Изображение животных и птиц в музыке. Звукоподражание в музыке.
Закрепление пройденных понятий на основе нового музыкального материала.
Практика: Слушание музыки. Исполнение песен с элементами звукоподражания.
5.2. Настроение в музыке.
Теория: Настроение в музыке. Чувства и эмоции. Закрепление пройденных понятий на
основе нового музыкального материала
Практика: Слушание музыки. Исполнение песен.
5.3. Сказочные персонажи.
Теория: Сказка в музыке.
Практика: Слушание музыки. Двигательная импровизация. Движение под музыку.
6. Музыкальные и шумовые инструменты
Теория: Музыкальные инструменты (фортепиано, скрипка). Шумовые инструменты
(бубен, колокольчик, маракас, клавесы, барабан, треугольник, металлофон).
Практика: Игра на шумовых инструментах. Определение на слух тембров разных
инструментов.

12

2. Организационно-педагогические условия
№
п/п

2.1. Календарный учебный график на 2025–2026 учебный год
Основные характеристики образовательного
процесса

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10

Окончание учебного года

36
36
2
216 (72/72/72)
16
20
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства
31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации педагогических и профессиональных задач необходимо:
- помещение для проведения занятий, для групповых занятий, соответствующие
санитарно-гигиеническим нормам, с достаточным количеством стульев, соответствующих
возрасту обучающихся;
- качественные инструменты (пианино);
- техническое оборудование (музыкальный центр, видеоаппаратура);
- набор музыкальных и шумовых инструментов (металлофон, бубен, маракасы,
погремушки, колокольчики, дудочки, свистульки и т. д.);
- спортивные принадлежности (мячи, обручи);
- куклы, животные, птицы (резиновые, деревянные или мягкие).

13

Методическое сопровождение Программы включает рабочую программу, нотные
сборники.
Кроме того, программа предусматривает использование в музыкальной
деятельности интересного и яркого наглядного материала: иллюстраций и репродукций,
аудио- и видеоматериалов.
Кадровое обеспечение. Реализацией программы занимается специалист, имеющий
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по
направлению подготовки «Музыкальное искусство».
Функционал специалиста регламентируется требованиями профессионального
стандарта педагога дополнительного образования.
Методические материалы:
№ Название раздела, темы
Материальноп/п
техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
1
Слушание музыки
Аудиои
видеоматериалы,
иллюстрации
2
Движение под музыку Аудиоматериалы,
(упражнения, игры, пляски, музыкальные и
хороводы)
шумовые
инструменты
3

Пение

4

Игра
на
музыкальных
инструментах

5

Игры
и
упражнения
(музыкальнодидактические,
пальчиковые,
фонопедические,
на
развитие
музыкального
слуха,
чувства
ритма,

Формы,
методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,
наглядные,
практические
Словесные,
наглядные,
практические.
Игровые
технологии
Аудио-,
Словесные,
видеоматериалы, наглядные,
нотные
практические.
сборники,
Игровые
иллюстрации
технологии
Аудио-,
Словесные,
видеоматериалы, наглядные,
музыкальные и практические.
шумовые
Методы
инструменты
музыкальной
терапии.
Игровые
технологии
Аудиоматериалы, Словесные,
музыкальные и наглядные,
шумовые
практические.
инструменты
Методы
музыкальной
терапии.
Игровые

Формы учебного
занятия

Групповая

Групповая

Групповая

Групповая

Групповая

14

6

коммуникативных
навыков,
развитие
и
коррекцию эмоциональной
сферы и т. д.)
Промежуточная аттестация Аудио-,
видеоматериалы,
иллюстрации,
нотные сборники

технологии

Наблюдение.
Словесные,
наглядные,
практические

Групповая

Аттестация

Наблюдение.
Словесные,
наглядные,
практические

Групповая

Аудио-,
видеоматериалы,
иллюстрации,
нотные сборники

Работа с родителями является необходимым средством
обеспечения Программы.
Основные формы работы с родителями:
- проведение родительских собраний;
- проведение групповых консультаций (Приложение 1);
- концерты и открытые занятия для родителей.

методического

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Цель проведения
Диагностический
инструментарий
(формы,
методы, диагностики)
Входная
Выявление исходного уровня Беседа, наблюдение, задание
диагностика
подготовки. Определение уровня
развития
музыкальных
способностей,
эмоциональной
сферы, личностных особенностей
Текущий
Оценка
качества
усвоения Наблюдение,
контрольное
контроль
учебного
материала,
оценка задание
готовности
обучающихся
к
восприятию нового материала,
корректировка методов обучения
Промежуточная Определение фактического уровня Беседа, наблюдение, задание,
аттестация
освоения
программы открытое занятие
обучающимися
Итоговый
Определение
успешности Беседа, наблюдение, задание,
контроль
освоения
программы, открытое занятие, творческий
(аттестация)
установление
соответствия отчет
достижений
обучающихся
планируемым результатам
Вид контроля

15

Формы диагностики
Самым главным показателем освоения программы для детей раннего и младшего
дошкольного возраста является ярко выраженный интерес детей к музыке, музыкальная
активность в разных видах музыкальной деятельности.
Диагностическое тестирование способностей детей 3–5 лет может проводиться в
течение нескольких занятий в процессе любой совместной творческой деятельности.
Задания выполняются небольшими группами и индивидуально.
Для диагностики используется специальный стимульный материал -незнакомые
ребенку музыкальные фрагменты (полное предложение), игры, картинки и т. п. В
противном случае эти стимулы перестают выполнять диагностическую функцию, и такие
результаты не могут быть верно интерпретированы.
Для диагностики определяются показания и задания, которые позволяют судить о
способностях детей и динамике их развития.
Диагностируются:
1) музыкальные данные:
- эмоциональная отзывчивость;
- чувство метра и ритма;
- слух (звуковысотный, тембровый, ладовый);
- вокальные данные (тембр, диапазон голоса, интонационная точность);
2) уровень моторно-двигательного развития (пластика, координация движений);
3) уровень коммуникативного и эмоционального развития.
Диагностика музыкальных способностей и уровня моторно-двигательного
развития может включать следующие задания:
- определить жанр, характер небольшой пьесы;
- прохлопать метрическую пульсацию отрывков разных жанров и в разном темпе;
- определить регистр звучания мелодии/попевки;
- спеть песню, прохлопать ритм песни;
- повторить ритм (прохлопать, простучать, протопать);
- движение под музыку, двигательная импровизация.
Для диагностики эмоциональной отзывчивости на музыку ребенку предлагается
для прослушивания два фрагмента музыкальных произведений (полное предложение)
разного характера. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки
фиксируются следующие особенности восприятия:
- сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);
- воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;
- проявление у ребенка интереса к слушанию музыки;
- наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в
процессе слушания);
- адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении
настроению.
После прослушивания можно предложить ребенку несколько вариантов заданий:
- вербальный - подобрать слова, подходящие для описания переживания музыки;
- невербально-художественный – нарисовать образы, картинки, которые ребенок
представлял себе во время прослушивания этой музыки;

16

- невербально-двигательный – движение под музыку (двигательная импровизация).
Оценивается адекватность выбранных движений, соответствие характеру и образному
содержанию музыки, их разнообразность.
Диагностика коммуникативного и эмоционального развития. Основным
методом, позволяющим выявить особенности эмоционального развития и оценить
эффективность Программы, является наблюдение.
В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных
проявлений, как:
- эмоциональный фон, который может быть либо положительным, либо
отрицательным;
- выраженность эмоций. Для этого можно использовать шкалу оценки проявления
эмоций ребенка по степени выраженности (незначительное, среднее и сильно выраженное
проявление);
- эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что
внешне выражается в быстрой и легкой смене настроения. Однако чрезмерно быстрая и
частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности и
неустойчивости.
Каждый ребенок проявляет свои эмоции по-разному, поэтому необходимо
обращать внимание на степень проявления эмоции конкретного ребенка в той или иной
ситуации, и именно эту реакцию положить в основу оценки эмоционального состояния.
Примерный перечень используемых тестов:
- Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных
на картинке (понимание и осознание эмоционального состояния других людей и свое
собственное, способ выражения своих эмоций);
- Методика «Линеограмма» (выявление уровня различения эмоций у ребенка,
наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления);
- Методика «Паровозик» (определение степени позитивного и негативного
психического состояния);
- Детский апперцептивный тест (Л. Беллак);
- опросники и анкеты для родителей («Эмоциональное состояние вашего ребенка»,
«САН (самочувствие, активность, настроение)» и др.)
Уровень способностей оценивается по трехбалльной системе:
«3» – высокий уровень (ребенок быстро осмысливает задание, точно и
выразительно выполняет его без помощи взрослых);
«2» - средний уровень (ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в
выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ,
повтор);
«1» - низкий уровень (ребенок не активен, не способен к самостоятельности, не
справляется с заданием).
Не существует универсальной методики, которая бы позволила получить
исчерпывающую информацию об уровне развития музыкальных способностей и других
свойствах и качествах личности ребенка. Методы и формы диагностики могут
варьироваться (беседа, игра, театрализация, досуг и т. д.). Возможно использование
нескольких разных тестов, каждый из которых направлен на изучение структурных
17

компонентов как музыкальных способностей, так и психологических особенностей
ребенка.
Диагностика позволяет не только оценить актуальное эмоциональное состояние
ребенка и уровень его музыкальных способностей, но и разработать программу
музыкально-психологической помощи в развитии соответствующих свойств и качеств
личности.
Результаты диагностики заносятся в карту учета результатов освоения Программы
(Приложение 2). В ней отмечается динамика результатов конкретного ребенка.
В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень
овладения художественными умениями (в сравнении с начальным) и творческие
достижения каждого обучающегося.

18

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
2. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)» от 24.07.2015 г. № 514н;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09–3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
12. Методические рекомендации Министерства образования Свердловской
области, ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный
центр, 2025 г.
13. Положение о комплектовании и наполняемости групп при обучении по
дополнительным общеразвивающим программам в МАУ ДО Центр «Остров» (29.04.2021
г.).
Литература, использованная при составлении Программы
1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей: талантливому
педагогу – заботливому родителю / И. Агапова, М. Давыдова // Москва – Лада - 2006. - С.
224.
19

2. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
3. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для дошкольников. - Ярославль:
Академия развития, 2005
4. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.
сада. -. М.: Просвещение, 1991. - 127 с: ил.
5. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.,
«Просвещение», 1957. – 191 с. с нот.
6. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. - СПб.: Питер, 2003. - 208 с: ил. (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - М.:
Просвещение, 1968. – 416 с.
8. Гармаев А. Этапы нравственного развития / А. Гармаев — «Издательские
решения»
9. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе,
В.А.Деркунская
10. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3–7 лет
[Текст] / сост. Н. Д. Денисова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 202 с.: ил., табл.; 20 см. (ДОУ: федеральные государственные требования) (В помощь педагогу ДОУ).
Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3–7 лет. ФГОС ДО. 2-е
издание, исправленное
11. Домогацкая И. Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных
способностей 3–5 лет». – М.: Классика-XXI, 2004. – 32 с.
12. Зимина А. Н., Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2000. —304 с: ноты.
13. Измайлова Е. Воспитание музыкальных навыков в детских играх. – М.: Музыка,
1964. – 28 с.: нот.
14. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста. Издательство: Ладушки, 2015. - изд. второе,
доп. и перераб.
15. Картушина М.Ю. Вокально – хоровая работа в детском саду. Издательство
«Скрипторий 2003»., 2008. – 176 с.
16. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению : учебно-методическое
пособие / О. В. Кацер. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : Музыкальная палитра, 2008. - 54
с.: ноты.
17. Костина Э. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и
дошкольного возраста. «Линка-Пресс», 2008.-290 с., илл.
18. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17
лет). Учебное пособие. 1–5 изд. – М.: изд. УРАО, 1996–1999. 176 с.
19. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя и
муз. руководителя дет. сада/ Сост. Е. П. Раевскаяи др. – 3-е изд., дораб. – М.;
Просвещение, 1991. – 222 с.: илл., нот.

20

20. Немкин В. А. Музыкальная педагогика: Материалы к зачету для студентов IV
курса ОЗО музыкально-педагогического факультета. – Челябинская государственная
академия культуры и искусств, 77 с.
21. Образцова Т. Н. Музыкальные игры для детей: ИКТЦ «Лада», Гамма Пресс
2000; 2005
22. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. – СПб.: КАРО, 2009. – 64 с.: илл.
23. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой,
В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208 с.
24. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1997 Ч. 1–608 с.: нот.
25. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное
воспитание дошкольников: Для студентов факультетов дошкольного воспитания средних
и высших педагогических учебных заведений. Рекомендовано Учебно-методическим
объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому
образованию. Учебное пособие. - М.: Академия, 2000 г. – 240 с.
26. Роот З. Музыкально-дидактические игры. - М.: Айрис-пресс, 2005
27. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е. А.
Сергиенко, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова и др. — М.: Дрофа, 2019. — 248 с.: ил. —
Российский учебник.
28. Тютюнникова Т. Э. Крошечная музыка. Хрестоматия по слушанию музыки. Москва, 2010–65 с.
29. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками
Программа (теоретические основы). - «Музыкальный руководитель». Иллюстрированный
методический журнал для музыкальных руководителей 2009, № 5. – ООО Издательский
дом «Воспитание дошкольника», 2009.
30. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3–5 лет: Кн.
для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М.:
Просвещение, 1987. – 143 с.: нот.
31. Ходонович Л.С. Весёлые игры с музыкальными звуками и инструментами. - М.:
Национальный институт образования, 2012
32. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: РИПОЛ классик:
ДОМ. XXI век, 2010. – 186 с. – (Учимся играючи, Азбука развития).
33. Чистякова, М. И. Психогимнастика : методическое пособие / М.И.
Чистякова, М. И. Буянова. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1995. – 160 с.: ил.
Литература для обучающихся и родителей
1. Агеева И. Д. 500 стишков для зарядки язычков. - М.: ТЦ Сфера,2010. – 96 с.
2. Азбука эмоций / Н. Кедрова, ил Е. Хломовой. – М.: Редкая птица, 2021. – 112 с.
3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
фольклор. М., 1957
4. Баркан А. Практическая психология для родителей или Как научиться понимать
своего ребенка. – М.: 2000
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.:
АСТ. Астрель; ВКТ, 2011. 238 с.
21

6. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ Ю. Б.
Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2014. – 256 с
7. Детская энциклопедия. Музыка. - М., Астрель АСТ, 2013.- 449 с.
8. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. - М.,
Детская литература, 2015. – 224 с.
9. Кленов А. Там, где музыка живет. - М., Педагогика, 2016.-152 с.
10. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : Попул.
пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль: Акад.
развития, 1996. - 237 с.: ил.
11. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов/ Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия
развития, 1997. – 208 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
12. Куберский И. Ю. Истоки музыкальной культуры. Музыкальные термины и
инструменты. Композиторы и исполнители. Опера, балет, оперетта, мюзикл. //
Энциклопедия для юных музыкантов / Составители: Куберский И. Ю., Минина Е. В. —
Санкт-Петербург: Диамант, Золотой век, 1999. — 576 с.
13. Михайлова М. А. Поем, играем, танцуем дома и в саду: поп. пособ. для
родителей и педагогов / М. А. Михайлова, Е.В. Горбина. - Ярославль: Академия развития,
1997. - 240 c.: ил.
14. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и
фантазиями. Детская музыкальная энциклопедия для домашнего и школьного
образования. – СПб.: Композитор, 2008. - 120 с.: ил.
15. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей. Составитель: Мазнин И. А.
М. ТЦ «Сфера», 2011. – 96 с.
16. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: РИПОЛ классик:
ДОМ. XXI век, 2010. – 186 с. – (Учимся играючи, Азбука развития).

Приложение 1
22

Примерные темы консультаций для родителей
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Зачем моему ребенку музыка?
Социально-эмоциональное развитие детей с помощью музыки
Музыкальные инструменты своими руками (мастер-класс)
Слушание музыки (методические рекомендации; примерный список произведений)
Музыкальные игры дома (примеры игр)
Музыкальное воспитание в семье
«Рисуем музыку» (методические рекомендации)

Приложение 2
23

Карта учета результатов освоения Программы
Фамилия и имя ребенка _________________________________________________________
Возраст ______________________________________________________________________
Дата: входная диагностика - 25 сентября — 3 октября
промежуточная диагностика – 25–30 декабря
итоговая диагностика – 20–25 мая
Диагностируемые параметры

Входная
диагностика
Музыкальные данные
Эмоциональная отзывчивость на музыку
Метроритмическое чувство
Музыкальный слух (звуковысотный,
тембровый, ладовый)
Вокальные данные (тембр, диапазон
голоса, чистота интонации)

Промежуточная
диагностика

Итоговая
диагностика

Моторно-двигательное развитие
Коммуникативное и эмоциональное
развитие
Общий балл

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».