Мир внутри и вокруг нас 10-13 лет

Оглавление
1. Основные характеристики ............................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка .................................................................................. 3
1.1.3. Отличительная особенность программы .................................................. 4
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ............................................. 7
1.3. Планируемые результаты............................................................................. 8
1.4.

Содержание общеразвивающей программы ............................................ 9

2.1 Календарный учебный график.................................................................... 11
2.2 Условия реализации программы ................................................................. 12
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .............................. 12
3. Список литературы ........................................................................................ 14
Приложение 1 ..................................................................................................... 15
Приложение 2 ..................................................................................................... 19

2

1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы: социально- гуманитарная
1.1.2. Актуальность программы:
Общеобразовательная программа составлена на основании следующих
нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14. Методические рекомендации Министерства образования Свердловской области ,
ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр,
2025 г.
Программа
соответствует
региональным
социально-экономическим
и
социокультурным потребностям и даёт возможность развития талантов и способностей
дошкольников посредством дополнительного образования.
Программа «Мир внутри и вокруг нас» составлена на основе ФГОС НОО и
авторских программ эмоционального развития детей младшего школьного возраста
Ветровой В. В. , И. Е. Чесновой., Мониной Г.Б., Лютовой-Робертс Е.К., ЗинкевичЕвстигнеевой Т.
Соответствие потребностям времени определяется тем, что младший подростковый
возраст это - важный период становления личности ребенка, в течение которого
формируются гражданские качества, представления о человеке, обществе, культуре.
Включение программы «Мир внутри и вокруг нас» в дополнительное образование
школьников соответствует
региональным социокультурным потребностям и
3

потребностям детей и их родителей (или законных представителей) во взаимодействии с
социумом с опорой на культурные ценности Уральского региона и других народов.
1.1.3. Отличительная особенность программы
Отличительные особенности программы состоят в том, что она направлена на
формирование эмоционального интеллекта в предподросковом возрасте.
Содержание программы направлено на преодоление эмоционального и
психического напряжения связанного с вступлением детей в подростковый кризис.
Состоит из занятий, направленных на:
-осознание собственной индивидуальности и неповторимости;
-пробуждение и укрепление мотива учебной деятельности;
-воспитание уверенности в своих силах;
-расширение границ любознательности;
-сплочение группы;
-умение общаться, используя «Я-сообщение»;
-позитивную коммуникацию.
1.1.4. Адресат программы.
Программа адресована для школьников младшего подросткового возраста от 11 до
14 лет.
Возрастные особенности обучающихся:
Дети 11 -14 лет (учащиеся 5-7 классов) находятся в переходном возрасте – от
младшего возраста к подростковому.
Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом.
Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны
усиление независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не
поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной
ситуации развития.
Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток
находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании
стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения, подросток стремится
отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от опеки взрослых
является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва
отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем
возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к
автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.
Все то, к чему подросток привык с детства, – семья, школа, сверстники, –
подвергается оценке и переоценке, обретает новое значение и смысл.
Вызов взрослым – не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько
попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению” (Ч. Шелтон).
Внешние психологические предпосылки подросткового кризиса:
1. Изменение характера учебной деятельности:
а) многопредметность;
б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук;
в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое
познавательное отношение к знаниям.
2.
Отсутствие единства требований (с 1-го по 4-й класс был один учитель
начальных классов, а сейчас – несколько преподавателей-предметников): сколько
преподавателей, столько различных оценок окружающей действительности, а также
поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда –
необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного
влияния взрослых.
4

3. Приобщение к общественно-полезному труду приводит к появлению у подростка
переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
4.
Появление новых требований со стороны взрослых – реальной помощи по
хозяйству, возложение ответственности.
5.
Изменение положения ребенка в семье – с ним начинают советоваться.
Расширение социальных связей подростка – предоставляется возможность для участия в
многогранной общественной жизни коллектива.
Младшим подросткам присуща повышенная утомляемость.
В целях профилактики утомления необходимо осуществлять контроль
за соблюдением младшими подростками возрастной нормы сна и режима учебной работы.
В идеале младший подросток должен, по крайней мере, в течение нескольких часов в день
поиграть со сверстниками на свежем воздухе.
Рекомендации при определенном поведении
(реакции) подростка
Характерное поведение
Рекомендации взрослым
(реакции) подростков
Переполнены энергией,
Планируйте разнообразные полезные занятия: ручной
быстро
растут,
любят труд, активные игры и т.п. Поощряйте размышления о
действовать:
сначала последствиях своих поступков.
делают, потом думают.
Учатся
в
активной
Необходимо активно задействовать детей в обучении.
деятельности.
Им быстро надоедают занятия в виде лекций. Каждое
занятие для них должно быть новым и интересным.
Активно
развивается
Дайте возможность детям высказываться на занятиях,
логическое мышление.
делать свой выбор в поступках. Учите их разумно
обосновывать поступки.
Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте
понять детям, что вы не безразличны к их мнению.
Преобладает конкретное
Объясняйте просто и ненавязчиво, не используйте
мышление.
Трудно замысловатые фразы и символы.
воспринимают абстракции.
Желают
делать
все
Привлекайте и поощряйте попытки новых видов
хорошо,
но
теряют деятельности, помогайте им развиваться и одновременно
интерес, если оказывается учите доводить дело до конца. Чаще хвалите и
давление.
поддерживайте идеи подростков.
Шумные,
любят
Поощряйте уравновешенность и спокойствие.
ссориться.
Сами создавайте спокойную атмосферу.
Очень
критичны,
В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же
особенно к взрослым.
время можно положиться, поэтому будьте примером
осмысленности и правоты.
Умейте выслушивать подростков и чаще говорите с
ними на интересующие их темы.
Могут
принимать
Придумывайте каждому какие-нибудь постоянные
ответственность на себя.
поручения, чтобы каждый нес какую-то ответственность, и
осторожно помогайте им в этом. Важна партнерская
позиция взрослого по отношению к личности младшего
подростка. Не будьте безучастными, ограничиваясь
контролированием детей.
Сильное
чувство
Помогите взводу стать дружной командой. Усиливайте
компании, команды.
чувство принадлежности к группе и личное внимание. Но
не надейтесь, что они примут Вас в свою компанию: они
5

хотят быть самостоятельными. Для поддержания интереса
на уроке нуждаются в полной занятости. Необходимо
задействовать их во время работы в классе.
Сверхчувствительны к
Будьте осторожны, выбирая путь к их душе. Берегите
критике.
чувства детей.
Никогда не исправляйте, унижая.
Острое
чувство
Вызывайте и правильно направляйте юмор.
юмора, много
шума
и
Учите оценивать, что смешно, а что нет.
хихиканья.
Позволяйте себе смеяться вместе с ними.
Одновременно в одной группе может обучаться от 7 до 15 человек.
1.1.5. Объем и срок освоения программы
Объем программы: 72 часа.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 36 учебных недель.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса


Режим занятий

Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между занятиями- 10 минут.
Общее количество часов в неделю- 2 часа.
Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия по данному блоку
программы в соответствии с календарным планированием составляет 2 академический
часа с перерывами на отдых и физическую активность.
 Форма обучения
Очная.


Форма организации образовательного процесса
Индивидуальная, индивидуально- групповая, групповая.

Прохождение программы предполагает освоение базового уровня в связи с
неоднородностью контингента обучающихся (ОВЗ, ЗПР, инвалидность).
Педагогические технологии:
- групповое обучение в сочетании с технологией индивидуализации обучения
- технология развивающего обучения
- возможность применения технологии дистанционного обучения
- технология игровой деятельности
- коммуникативная технология обучения
- технология коллективной творческой деятельности
- технология портфолио


Формы реализации образовательной программы
Традиционная модель реализации данной программы представляет собой линейную

последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения
в МАУ ДО Центр «Остров»
6



Перечень форм проведения занятий

- групповая,
- с линейной последовательностью освоения содержания, формирующая определенные
компетенции в ходе её освоения (культурологические, регулятивные, познавательные,
коммуникативные, предметные, личностные, социальные, музыкальные).
-использование дистанционных технологий (на случай пандемии и др.).
 Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы
- выставка творческих работ
- портфолио
- защита творческих работ
- мастер-класс
- спектакль
- открытое занятие
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: создать условия для формирования эмоционального интеллекта.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитание аккуратности и усидчивости в работе, интерес к творческим видам
деятельности.
- формирование позитивного отношения к сверстникам;
- предупреждение и снижение тревожности и страхов;
- снятие мышечных и психологических зажимов;
- создание благоприятных условий для проявления чувств;
- более мягкое вхождение в подростковый возраст, позитивная профилактика проблем
взросления
Обучающие:
- обучать и знакомить детей с основами коммуникации, командообразования;
- формировать целостную картину мира;
- формировать знания умения, навыки культуры поведения;
- обучать родителей эффективному взаимодействию со своим ребенком.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, умение анализировать учебный материал;
-развивать творческие способности детей с помощью навыков рисования, лепки,
конструирования, аппликации, оригами и др.
- развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.
-формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- укреплять физическое и духовное здоровье обучающихся;
На протяжении всей работы по программе развиваются:
- чувство уверенности в своих силах;
- память, воображение, мышление, внимание, воля;
- мелкая моторика руки;
- доверие к взрослому, желание с ним сотрудничать;
- коммуникативные и лидерские навыки;
- позитивное и положительное отношение к жизни.
7

1.3. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
1.
способность к приобретению самостоятельно и в сотрудничестве
новых знаний и практических умений;
2.
владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и творческой деятельности;
3.
умение устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
4.
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками;
5.
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
6.
формировать и развивать компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
7.
формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его на
практике;
Личностные результаты:
1
формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к познанию мира, формирование устойчивых познавательных
интересов;
2
формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню
современного развития, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
3
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другим странам, культурам;
4
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группе;
5
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной и творческой видов деятельности;
6
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления;
Предметные результаты:
1. овладение основами коммуникации, командообразования;
2. формирование начальных представлений о целостной картине мира;
3. формирование знаний умений, навыков в области культуры поведения;
4. овладение родителями навыками эффективного взаимодействия со своим ребенком
По окончании программы у детей формируется:
- положительная мотивация к общению, познанию нового;
-пробуждение познавательных интересов;
-овладение навыками конструктивного взаимодействия в группе;
-улучшение психологического эмоционального состояния (уверенность, открытость,
терпимость), принятие себя и другого на пороге возрастного кризиса.

8

1.4. Содержание общеразвивающей программы
1.4.1. Учебный план
№

Название раздела, темы

Количество часов
(теория/практика)

п/п
1

Модуль 1.

Форма аттестации /
контроля

16 (7/9)

Контрольные задания /
диагностика

20 (9/11)

Контрольные задания /
диагностика

16 (7/9)

Контрольные задания /
диагностика

20 (9/11)

Контрольные задания /
диагностика

Коммуникативный тренинг
2

Модуль 2.
Тренинг «Формирование
эмоционально-волевой сферы»

3

Модуль 3.
Тренинг личностного роста

4

Модуль 4.
Практические техники, арттерапия, сказкотерапия
Итого

72 (32/40)

Учебный план на год обучения (тематический)
№

Название раздела, темы

п/п

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Модуль 1. Коммуникативный тренинг

1.

Самосознание

4

2

2

2.

Самоконтроль

4

2

2

3.

Социальная чуткость

4

2

2

4.

Я и мир вокруг

4

1

3

2

Модуль 2. Тренинг Формирование эмоционально-волевой сферы»

5.

Я – эмоция - чувство

4

2

2

6.

Я - понимаю, я - доверяю

4

2

2

7.

Я - знаю

4

1

2

Форма
аттестации /
контроля

9

8.

Я- настоящий

4

2

2

9.

Я - друг

4

2

3

3

Модуль 3. Тренинг личностного роста

10.

Я – сын (дочь)

4

2

2

11.

Я - могу

4

2

2

12.

Я - хочу

4

2

2

13.

Я - надо

4

1

3

4

Модуль 4.Практические техники, арттерапия, сказкотерапия

14.

Я - конфликты

4

2

2

15.

Я - собеседник

4

2

2

16.

Я - выбираю

4

2

2

17.

Я - эмпатия

4

1

2

18.

Я - антипатия

4

2

3

Итого:

72

32

40

Содержание учебно-тематического плана
Занятия проводятся педагогом-психологом с младшими школьниками в режиме
индивидуального сопровождения, один раз в неделю.
В работе используются следующие техники:
-психогимнастики;
-имитационных ролевых игр;
-рисуночных методов;
-элементов групповой дискуссии;
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков
эмоциональной регуляции поведения.
Ι часть эмоциональная: направлена на создание эмоционально благоприятного
фона, знакомство с различными чувствами и состояниями.
Включает в себя:
-приветствие;
-этюды на выражение эмоций;
-работа с пиктограммами;
ΙΙ часть когнитивная: направлена на развитие познавательных процессов, мелкой
моторики руки, формирование любознательности и произвольности
Включает в себя:
-игры и упражнения на развитие памяти, внимания, речи;
-игры формирующие различные виды мыслительных операций (опыты,
эксперименты, ребусы, головоломки);
-ТРИЗ (развитие проектного и исследовательского мышления);
ΙΙΙ часть поведенческая: направлена формирование атмосферы положительного
принятия детьми друг друга, снятие негативных проявлений и отрицательных эмоций.
10

Включает в себя:
-элементы театрализованных представлений;
-групповое обсуждение ситуаций;
-элементы тренинга (овладение новыми поведенческими стратегиями, снятие
конфликтности);
Тематика и план занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем
конкретного ребенка. Но при этом необходимо соблюдать последовательность и
взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление
приобретенных навыков.
Для проведения занятий необходимо:
- отдельное помещение;
-ковер на полу;
-ИЗО материалы;
-развивающие игры и упражнения;
-методическая литература;

2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№ Основные характеристики образовательного
процесса
1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

72

5

Недель в I полугодии

20 недель

6

Недель в II полугодии

16 недель

7

Начало занятий

1 сентября

8

Каникулы

-

9

Выходные дни

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
11

единства.
Окончание учебного года

10

31 мая

2.2 Условия реализации программы
 материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Мир внутри и вокруг нас» в МАУ ДО Центр
«Остров» создана специально организованная пространственная среда:
1.
2.
3.
4.
5.


студия для занятий с детьми.
необходимая мебель в соответствии с САНПиН;
методические пособия
компьютерные презентации, видеоматериалы, музыкальный центр
комплект канцелярских принадлежностей на каждого ребёнка.

кадровое обеспечение

Занятия по реализации общеобразовательной программы проводят педагог-психолог,
имеющий высшее образование, квалификационную категорию, владеющие знаниями об
особенностях детского развития.
 методические материалы
Методические материалы:
- учебно-методическая литература
- дидактические материалы
- диагностический материал
- разработки конспектов занятий
Дидактические материалы:
- раздаточный материал
- карты, атласы
- задания
- образцы готовых изделий
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы отслеживания фиксации образовательных материалов:
- журнал посещаемости
- материалы для анкетирования и тестирования
- портфолио
- перечень готовых работ Приложение 2.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выставка творческих работ
- портфолио
- защита творческих работ
- участие в конкурсах
Мониторинг достижений.

12

Мониторинг проводится в начале учебного года, когда у большинства детей
проходит ситуативная тревога, связанная с началом учебного года и с переходом на новый
возрастной этап. И в конце года, когда можно проанализировать полученные результаты.
Мониторинг проводится с помощью следующих методик:
1. ИТО (Л.Н. Собчик).
(Приложение №1).
2. Проективная методика «Дерево» (Приложение №2).

13

3. Список литературы
1. Бернс Р.С. Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.
2.. Бук. Дж. Тест «дом, дерево, человек. (ДДЧ) // Проективная психология.
М., 2000.
3. Выготский Л. С. Психология. – М.: Апрель – Пресс, 2000.
4.Венгер А.Л.Психологические рисуночные тесты: иллюстрированные
руководство/.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с.: ил.- (Психология
для всех).
5. Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред. проф. Т.Д.. – М.:
Гардарики, 2005. – 255 с.
6. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Коммуникативный тренинг (педагоги,
психологи, родители)./СПб: Речь, 2013. – 224 с.
7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб, пособие для
студ. психол. фак. университетов.- М.: Издательский центр «Академия»,
20003. - 448 с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2
кн. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. –
Кн. 2: Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.
– 480 с: ил.
9. Стишенок И. В. Сказкотерапия для решения личных проблем. – СПб.:
Речь; М.: Сфера, 2010. – 141 с.
10. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и
профилактика проблем обучения в начальной школе (Часть I): методическое
руководство / Л. Ю. Ясюкова. – издание 2-е. – СПб: ИМАТОН, 2007. – 208 с.

14

Приложение 1
ИТО
Ф.И.О. _______________________________________________________________
Возраст:_____
Дата:________
Инструкция
Прочитай каждое утверждение, если ты согласен (согласна) с ним — подчеркни “Да”,
если
не
согласен
(не
согласна)
—
“Нет”.
Будь внимателен: если звучит отрицание, к примеру “Я не люблю ходить в гости...” и т.д.,
то ответ “согласен, не люблю” обозначается как “Да”. Или “Мне не бывает стыдно, когда
я...” ответ “Нет”, означает, что тебе “бывает стыдно, когда...”.
1.

Я постараюсь отвечать на все вопросы очень правдиво и откровенно.

Да

Нет

2.

У меня очень плохой характер.

Да

Нет

3.

Я лучше делаю уроки дома, чем в классе.

Да

Нет

4.

Я все делаю без посторонней помощи.

Да

Нет

5.

Я часто заговариваю первым (первой) с незнакомыми ребятами.

Да

Нет

6.

Мне ужасно не везет в жизни.

Да

Нет

7.

Если я чего-то захочу, то сделаю по-своему, даже если все вокруг будут
против.

Да

Нет

8.

Я часто беспокоюсь, все ли я успел (успела) сделать, тревожусь по
пустякам.

Да

Нет

9.

В моих неудачах виноваты определенные люди (ребята, родители,
учителя).

Да

Нет

10. Для меня важно иметь общее мнение с ребятами нашего класса.

Да

Нет

11. Меня мало касается все, что случается с другими.

Да

Нет

12. Мне нравятся люди, которые умеют хорошо петь, танцевать.

Да

Нет

13. Мне нет дела до чужих бед: хватает своих.

Да

Нет

15

14. В шумной компании я только смотрю, как веселятся другие.

Да

Нет

15. Мне всегда больно видеть, как кто-то переживает и мучается.

Да

Нет

16. Я всегда говорю только правду.

Да

Нет

17. Все мои беды — из-за моего плохого характера.

Да

Нет

18. Я самый несчастный человек на свете.

Да

Нет

19. Я часто не знаю, как поступить, и советуюсь с другими.

Да

Нет

20. Мне всегда приятно знакомиться с новыми людьми.

Да

Нет

21. Я всегда действую без долгих раздумий.

Да

Нет

22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я
уверен (уверена) в своей правоте.

Да

Нет

23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.

Да

Нет

24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок на
моем столе, в моей комнате.

Да

Нет

25. Я умею привлекать к себе внимание ребят и даже взрослых людей.

Да

Нет

26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных правил и принципов.

Да

Нет

27. Я не люблю ходить в гости, где все шумят и веселятся.

Да

Нет

28. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении
окружающих меня людей — дома и в школе.

Да

Нет

29. Я могу заинтересовать ребят нашего двора или класса и повести их за
собой.

Да

Нет

30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом плачет или огорчается.

Да

Нет

31. Я всегда делаю только то, что нравится другим.

Да

Нет

32. Часто из-за меня у окружающих портится настроение.

Да

Нет

33. Я лучше соображаю, когда я один (одна), а не в присутствии всего класса.

Да

Нет

16

34. Я бы легко справился (справилась), если бы меня выбрали старостой
класса.

Да

Нет

35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить, стоя у
доски.

Да

Нет

36. Мнение старших (родителей или учителей) для меня всегда имеет Да
большое значение.

Нет

37. Мне трудно заставить других ребят действовать так, как я считаю
нужным.

Да

Нет

38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.

Да

Нет

39. Я всегда бываю настойчив (настойчива), если уверен (уверена) в своей
правоте.

Да

Нет

40. Если в компании на меня не обращают внимания, мне становится скучно
и неинтересно.

Да

Нет

41. Никто не может изменить мое мнение.

Да

Нет

42. Мне нравится играть в разные игры с разными, каждый раз новыми
друзьями.

Да

Нет

43. Я могу изменить свое мнение, если родители или учитель считают, что я
не прав (не права).

Да

Нет

44. В метро или трамвае (троллейбусе) я с удовольствием могу поболтать с
незнакомыми ребятами.

Да

Нет

45. Я никогда не вру.

Да

Нет

46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

Да

Нет

47. Я вечно ничем не доволен (не довольна).

Да

Нет

48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих
мыслях, помечтать.

Да

Нет

49. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании.

Да

Нет

50. У меня не получится, если мне придется командовать другими.

Да

Нет

51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

Да

Нет

52. Мне не бывает стыдно или неловко за свои слова или поступки.

Да

Нет

17

53. Мне часто приходилось в драке защищать свои права.

Да

Нет

54. Я не стану огорчаться, если получу двойку или меня поймают на вранье.

Да

Нет

55. Мое настроение значительно зависит от того, как ладят между собой
родители.

Да

Нет

56. Мне трудно добиться успеха,
настойчивости.

Да

Нет

57. Я всегда слушаюсь старших дома и в школе.

Да

Нет

58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю интересный
фильм в кино или комедийное представление по телевизору.

Да

Нет

59. Меня совсем не волнуют неприятности в школе.

Да

Нет

60. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.

Да

Нет

61. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.

Да

Нет

так

как не хватает

упорства и

18

Приложение 2
Проективный тест «Дерево»
Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и
профилактика проблем обучения в начальной школе / Л. А. Ясюкова. – СПб.: ГП
ИМАТОН, 1999. – 178 с.
Рисунок дерева традиционно рассматривается в проективной психодиагностике как
самопортрет, в котором целостно отражаются отношение к себе, самооценка, характер
взаимоотношений ребенка с окружающими, а также его проблемы. Для понимания
личностных особенностей ребенка, по нашим данным, вполне надежны следующие
параметры рисунка:
1. Общий размер дерева.
Отражает эмоционально-окрашенное ощущение собственной ценности и
значимости. Крупное дерево (более 2/3 листа) — уверенность в себе, полнота жизни,
энергетическое богатство. Размер 1/2-2/3 листа соответствует норме. Уменьшение размера
дерева (менее 1/3 листа) — отсутствие уверенности в себе, ощущение собственной
незначимости, ненужности, сниженная энергетика.
2. Положение дерева.
Сдвинуто к верхней части листа — мечтательность, отсутствие склонности к
активным действиям; сдвинуто к нижней части листа — практичность, приземленность.
Сдвинуто влево — тяготеет к матери, находится под ее влиянием; сдвинуто вправо
— тяготеет к отцу, испытывает его влияние.
3. Толщина ствола. Отражает силу «Я».
4. Форма ствола.
Ствол в виде «морковки» острым концом вверх — инфантильность. Ствол«морковка» острым концом вниз — взрослость, чаще всего встречается у независимых,
развитых детей. Такие дети управляют родителями, занимают по отношению к ним
снисходительную позицию, дают им дельные советы, делают замечания.
5. Тип дерева.
Лиственное дерево — нормальные взаимоотношения с людьми; хвойное дерево —
«колючие» взаимоотношения с людьми; пальма — демонстративность в общении.
6. Соотношение кроны и величины дерева в целом.
Отражает потребность в общении. Крона составляет 1/2-2/3 величины дерева —
потребность в общении соответствует норме. Увеличение или уменьшение кроны
относительно указанных размеров отражает усиление или снижение потребности в
общении относительно нормы.
7. Листья.
Наличие листьев (или замкнутого силуэта кроны) — потребность в общении
удовлетворяется; отсутствие листьев, несколько листочков на голых ветках, опавшие
листья — потребность в общении не удовлетворяется.
8. Дупло.
Интерпретируется только в тех случаях, когда из дупла кто-то высовывается или ктото в нем сидит. Это свидетельствует о наличии неуправляемых импульсов: склонности
периодически совершать проступки, совершенно не характерные для поведения ребенка.
Взрослые, как правило, не верят, что такой хороший ребенок способен на это.
9. Солнце.
Солнце слева — свидетельствует об авторитете или давлении матери; солнце справа
— свидетельствует об авторитете или давлении отца.
10. Облака.

19

Облака слева — потеря контакта с матерью, облака справа — потеря контакта с
отцом (буквально — «за облаками»). Сплошные облака по всему верху листа, тучи грязносеро-синего цвета — полное нарушение эмоционального контакта с родителями.
11. Пень.
Свидетельствует о резких изменениях в жизни ребенка. Скорее всего, ребенок не
видит перспектив в будущем, жизнь может казаться ему законченной (аналогично
интерпретируется сломанное дерево).
12.Пень рядом с деревом (или немного в стороне, через дорогу,
через речку).
Резкая перемена жизни (буквально: «кончилась одна жизнь, началась другая»).
Важно сравнить толщину пня и дерева. Если дерево не тоньше пня, то, скорее всего,
ребенок не пострадал от произошедших перемен. Если толщина дерева меньше толщины
пня, можно предположить, что эти перемены травмировали ребенка, привели к потере
уверенности в себе.
13.Толстые
ветки
(одна
или
две)
в
нижней
части
ствола,
явно ниже кроны и отдельно от нее.
Свидетельствует о наличии «замещающей» деятельности, которая компенсирует
неуспешность ребенка в основной деятельности (например, плохо учится, но хороший
спортсмен). Ведущая деятельность становится незначимой, так как потребность в
достижениях удовлетворяется в замещающей деятельности.
14.Поникшие,
тонкие
ветки,
тонкий
ствол,
слабый
нажим.
Рисуются детьми чувствительными, впечатлительными, тревожными.
15. Дерево во весь лист, так что ствол и крона даже не поместились на нем
полностью (их продолжение подразумевается за верхним краем листа).
Свидетельствует о чрезмерной активности ребенка.
16. Яблоки на дереве.
Свидетельствуют о симбиотической связи с матерью, зависимости от матери,
привязанности к ней и естественном следовании ее влиянию.
17.Используемые цвета.
Использование чистых ярких цветов для раскрашивания — нормальное
эмоциональное состояние. Использование черного, грязно-синих, грязно-коричневых
цветов — преобладание отрицательных эмоций, тревожность, невротические страхи и
напряжение. Отсутствие цвета никак не интерпретируется.
18.Ствол, расщепленный в верхней половине (явно расходящийся ствол).
Свидетельствует о наличии конфликтующих установок, трудно согласуемых
интересов (стремление сохранить и то, и другое), сложности в процессе выбора.
19.Дерево, расщепленное до основания, или перекрещивающиеся стволы.
Возможны психические нарушения, связанные с неинтегрируемой двойственностью
внутренней жизни, расщеплением внутреннего мира (необходима консультация
психиатра).
20.Из
кроны
дерева
«вырастают»
самостоятельные
деревья
с кронами.
Возможны нарушения психики с элементами маниакальности, уход в придуманный
мир, фантастические страхи (необходима консультация психиатра).
21.Ствол не замкнут, фактически представляет собой две параллельные палки, либо
он похож на доску от забора, ровно срезанную сверху; грубые, толстые, похожи на
бревна или доски от забора, расходящиеся перпендикулярно от ствола ветви, на которых
нет листьев.
Свидетельствует о наличии элементов аутизма в поведении, нарушении общения,
мировосприятия, эмоциональной депривации (необходима консультация психиатра).
20

Для проведения проективных рисуночных тестов выдайте детям чистые листы
бумаги. Лист должен лежать перед ребенком вертикально.
Инструкция:
«А теперь каждый на своем листе рисует любое дерево, кто какое захочет.»
Никаких дополнительных наводящих инструкций (типа: посмотрите в окно,
вспомните, как вы гуляли в парке, что вы рисовали на уроке, что растет во дворе и пр.)
давать нельзя. Если ребенок уточняет, можно ли нарисовать елку, пальму, зимнее дерево
без листьев, осеннее дерево и т. п., скажите: «Можно все» (однако, такое пояснение
дается только в том случае, когда дети сами об этом спрашивают).
Рисовать можно чем угодно (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами,
фломастерами), но выбор должен сделать сам ребенок. Для дальнейшей интерпретации
личностных особенностей ребенка важно знать, каким цветом он пользуется и использует
ли он цвет вообще. Поэтому нельзя, например, говорить детям: «Приготовили цветные
карандаши, сейчас будем рисовать.» или «Рисовать лучше ручкой.». Необходимо, чтобы
на столе был пенал, в котором лежат и карандаши, и фломастеры, и ручки, чтобы ребенок
сам смог выбрать то, чем он будет рисовать.
Лист должен быть абсолютно чистым, чтобы ребенок мог расположить дерево там,
где ему захочется. Подписывать лист следует только после завершения работы. Если
заранее подписать лист снизу, то ребенок невольно перемещает изображение дерева
вверх. Если подпись — сверху, то ребенок опускает изображение ниже, вообще не рисует,
например, солнце или облака. Все это искажает интерпретацию

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».