Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план МАУ ДО Центр «Остров» разработан на основе следующих
нормативных документов:
1.
Федеральный
закон
от
29.12.2012
N
273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
4. Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный Центр психолого-педагогической помощи
«Остров».
5. Годовой календарный учебный график на 2025-2026 учебный год.
Учебный план отражает специфику многопрофильного учреждения дополнительного
образования в решении задач образовательной деятельности, закрепленных в Порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, Уставе и Образовательной программе учреждения.
В соответствии с квалификацией педагогов, возможностями каждой программы,
методическим обеспечением учебный план позволяет организовать деятельность
обучающихся по следующим направленностям:
физкультурно-спортивной
художественной
социально-гуманитарной (изм. от 07.11.2020)
технической
психолого-педагогическое сопровождение (профориентационное, профилактическое,
общеразвивающее, коррекционное)
В зависимости от набора детей
вносится корректировки.
и нагрузки педагогов в учебный план могут
Педагоги дополнительного образования и педагоги- психологи МАУ ДО Центр
«Остров» планируют реализовать во 2 полугодии 2025 года (1 полугодие 2025-2026 учебного
года) 35 программ. Всего учебных групп -42. Всего детей- 690 (Приложение).
Кроме этого будет вестись
следующим программам:
внеурочная,
воспитательная, профилактическая работа по
1. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура для школьников»
(13-18 лет)
2. Комплексная программа позитивной (ресурсной) профилактики социально-опасного
поведения детей и взрослых «Вперёд, в здоровое будущее!» (Профилактика ВИЧинфекции, суицидов, жестокого обращения в семье, зависимого поведения,
экстремизма)
3. Рабочая программа воспитания на 2025-2026 учебный год
Планируют осуществлять работу Отделения ранней помощи, Консультативной службы,
проект «Школа для родителей», городскую лабораторию «Школьные трудности».
Программы рассчитаны на 16 учебных недель с сентября 2025 года по декабрь 2026 года
(1 полугодие 2025-2026 учебного года), за учебную неделю считать: 5 – понедельник-
пятница, либо вторник- суббота.
Наиболее широко представлены программы
художественной и социально-гуманитарной направленностей, психолого-педагогического
сопровождения, реализуются в основном модифицированные программы. Изменения
вносятся с учетом особенностей набора детей.
Логика развития образовательного процесса в МАУ ДО Центр «Остров» предполагает
следующую последовательность задач:
на уровне дошкольного образования проект Стартовой школы «Ладушки» -это
эмоционально-привлекательное «вхождение» в мир дополнительного образования с
помощью общеразвивающих программ для детей раннеговозраста, в том числе с включением
родителей в образовательный процесс, таких как «Кроха», «Умное поколение» (1 ступень) ,
«Звуки музыки»и другие;
на уровне начального общего образования проект «Умное поколение» -ставится
следующая задача: формируя мотивацию к познанию и творчеству, развивать интерес
ребенка к различным видам деятельности миру культур и самопознанию. Решению этих
задач способствуют дополнительные общеобразовательные программы: «Интеллектуалы»,
«Умное поколение» (2 ступень), «Тико-мастера», «Развитие речи», «Английский язык»,
«После школы», «Жар птица» и др.;
на уровне основного общего
образования
осуществляется образовательная
деятельность с детьми с уже сформированным интересом, на основе которого формируется
мотивация к проектно-исследовательской деятельности, развивается творческое проектное
мышление, социальная инициатива, интерес к социальному проектированию, авторству.
Решению этих задач способствуют дополнительные общеобразовательные программы: «Мир
вокруг нас», «Шерстяника», «Арт- хаус», «Тико- мастера» и др. ;
уровень средине общего образования – социальное самоопределение. Программы
этого уровня направлены на создание условий самореализации личности. Это программы:
«Сталкер», «Scale», «Как я звучу» и другие. На этом уровне в полной мере реализуется
принцип преемственности: к обучающимся, которые осваивают данные программы от
начала до конца, присоединяются те, кто прошел обучение на уровне основного образования
по другим программам.
Наполняемость учебных групп согласно Уставу учреждения и Санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам для учреждений дополнительного образования
детей соответствует следующим нормам:
первый год обучения:
- в возрасте до 8 лет – 7-12 человек;
- в возрасте с 9 до 18 лет – не менее 10 человек;
второй и последующие годы обучения:
- в возрасте до 8 лет – не менее 10 человек;
- в возрасте с 9 до 18 лет – не менее 8 человек.
Обучение детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных
объединениях, студиях. Формами организации обучения в МАУ ДОЦентр «Остров»
являются студия, школа, творческое объединение, театр, клуб, группа, проектная команда и
др.
Виды занятий определяются в соответствии с задачами и содержанием учебных
программ: групповые, индивидуальные,
по подгруппам, совместные с родителями.
Индивидуальная работа ведется с высокомотивированными детьми занимающимися
проектно-исследовательской деятельностью, и с детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
Срок обучения различается в зависимости от целей и задач программы: от
краткосрочных программ рассчитанных на 1 месяц до 4 лет обучения.
Продолжительность одного занятия для обучающихся дошкольного возраста от 10 до
30 минут в зависимости от возраста, для остальных обучающихся 45 минут, для детей с ОВЗ
32 минут, перемены между занятиями составляют 10 минут, перерывы на проветривание и
уборку помещений между учебными группами составляют 30 минут.
Количество недельных часов
для реализации каждой дополнительной
общеобразовательной программы зависит от количества учебных групп и режима учебной
нагрузки на одного обучающегося, закрепленного в Уставе учреждения и Санитарноэпидемиологических правилах и нормативах:
- в возрасте до 8 лет не более 4 часов в неделю;
- в возрасте от 9 до 12 лет не более 6 часов в неделю;
- с 12 до 18 лет не более 9 часов в неделю.
Допускается проведение дополнительно воспитательного или оздоровительного
мероприятия: социальное проектирование, дня здоровья, просветительской программы или
экскурсии, игры на свежем воздухе, поездки, экспедиции, добровольческие акции и др..
Расписание занятий объединений составляется методистом для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха детей по представлению педагогических работников
с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и
установленных санитарно-гигиенических норм.
Во время занятий педагоги обеспечивают баланс разных видов активности детей
(умственной, физической), а также применение различных педагогических технологий,
среди которых преобладающими выступают технология личностно-ориентированного
обучения, игровые технологии, проектные, и технологии развивающего обучения, здоровье
сберегающие технологии. В программах предусмотрен блок психолого-педагогического
сопровождения обучающихся, кроме того, реализуются коррекционные программы на
основании результатов диагностики, заказа педагогов или родителей обучающихся.
С целью повышения качества дополнительного образования в образовательных
программах предусматривается аттестация обучающихся, форма которой определена в
образовательных программах.
Во всех образовательных программах предусматривается обязательный инструктаж
по технике безопасности и целевые инструктажи при проведении практических занятий,
экскурсий, поездок, массовых мероприятий.
Приложение
Учебный план на 2 полугодие 2025 года
(1 полугодие 2025-2026 учебного года)
№
Направленность
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Техническая
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Художественная
Социальногуманитарная
Наименование
программы
"ТИКО-мастера"
"ТИКО-мастера"
"Шерстяника"
"Лепота-2"
"Лепота»
«Жар- птица»
«Цветные сны»
«Радуга»
"Интеллектуалы»
"Мир вокруг нас"
«После школы»
«Подготовка к
школе по системе
РКШ»
«Английский язык»
2 ступень
«Английский язык»
4 ступень
«Английский языкstart»
«Развиваем
пальчики»
"Мир внутри и
вокруг нас"
«Кроха»
«Ломоносовская
школа»
Возраст
обучающихся
Срок
реализации
программы
Количество
часов на
неделю
Год
обучения
Количество
групп
Количество
детей
4 года
2 года
2 года
2 год
2 год
1 год
1 год
1 год
2 года
3 года
1 год
Количество
часов на
группу
(16 учебных
недель)
32
32
32
32
32
64
64
32
64
64
32
7-10
4-6
8-13
5-7
3-5
8-12
6-8
4-5
5-7
7-14
7-8
2
2
2
2
2
4
4
2
4
4
2
2,3
1, 2
2
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
2
2
2
2
1
1
1
2
19
22
10
20
20
18
18
9
11
10
24
6-7
1 год
128
8
1
1
4
32
8-9
1 год
64
4
2
1
9
9-10
1 год
64
4
4
1
9
6-7
1год
16
1
1
1
10
6-7
1 год
32
2
1
1
11
9-10
1 год
32
2
1
1
10
9 мес.-2
4-5
1 год
1 год
64
32
4
2
1
1
2
1
14
11
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Адаптированная
программа социальногуманитарной
направленности
(индивидуальные
занятия)
Адаптированная
программа
художественной
направленности
(индивидуальные
занятия)
Психологопедагогическая
коррекционноразвивающая программа
для обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья
Программа
психологопедагогического
сопровождения детей с
синдромом
Дауна
коррекционноразвивающей
направленности
Психолого-
«Развитие речи»
«Созвучие»
«Арт- хаус»
«Стартум»
«Умное поколение»
«Я и мир»
«Как я звучу»
«Большая
перемена»
«Я радом»
5-6
5-7
9-13
7-8
4 -5
7-8
12-14
7-8
2 года
1 год
2 года
1 год
1 год
2 года
1 год
1 год
64
32
40
64
64
64
32
32
4
2
2,5
4
4
4
2
2
1,2
1
1
1
1
1,2
1
1
2
2
1
2
1
2
1
30
12
13
12
12
20
10
250
3-8
1 год
32
2
1
0
6
«Ловкие пальчики»
4-5
1 год
16
1
1
0
3
Индивидуальное
сопровождение
5-9
1 год
32
2
1
0
7
9-10
1 год
32
2
1
0
1
9 мес.-3
1 год
64
4
1
1
12
«Солнечные дети»
педагогическая
программа
ранней
помощи с элементами
сенсорной интеграции и
эрготерапии
33.
34.
35.
Коррекционноразвивающая программа
для детей с нарушением
опорно-двигательного
аппарата (ДЦП)
Программа тренинга по
развитию
коммуникативных
навыков для подростков
Психологопедагогическая
коррекционноразвивающая программа
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья
«Растем вместе»
4-5
1 год
32
2
1
0
1
«ПроОбщение»
13-17
1 год
32
2
1
1
7
индивидуальное
музыкальнотерапевтическое
сопровождение
5–9 лет
1 год
16
1
1
0
7