Я и Мир 8-10 лет

Оглавление
1. Основные характеристики ………………………………………………………
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………..
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы .................................................
1.3. Планируемые результаты …….……..................................................................
1.4. Содержание общеразвивающей программы ……………………………….…
2. Организационно-педагогические условия ……………………………………..
2.1. Календарный учебный график …………………………………………………
2.2. Условия реализации программы ……………………………………………….
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы …………….................
3. Список литературы …………………………………………..…............................
Приложение 1 Примерный список музыкальных произведений
Приложение 2 Примерный список иллюстраций
Приложение 3 Примерные темы консультаций для родителей
Приложение 4 Примерный перечень методик диагностики эмоциональной и
коммуникативной сфер

3
3
5
6
7
14
14
14
16
18

2

1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность программы раскрывается через соответствие программы:
- нормативно-правовым актам и государственным программным документам;
- региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и
проблемам:
-потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей.
Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка. С одной стороны,
это возраст развития фантазии, активного экспериментирования с окружающей средой.
Ребенок младшего школьного возраста начинает понимать происходящее вокруг и
активно выстраивать картину мира. С другой стороны, внешняя среда предъявляет
ребенку новые требования.
С началом школьной жизни ребенок должен освоить новую для себя социальную
роль, в которой иначе, чем у дошкольника, выстраиваются отношения со сверстниками и
взрослыми, появляются новые обязанности. Ребенок сталкивается с оценкой результатов
своей деятельности, не всегда положительной. Обучение становится ведущим видом
деятельности, в которой формируются основные психические новообразования.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного интеллектуального
развития детей и формирования значимых личностных качеств (ответственности,
коммуникативности, самостоятельности, трудолюбия, креативности).
Вступая в школьную жизнь, ребенок осваивает основные законы социального
взаимодействия. Многие дети испытывают трудности при выстраивании отношений с
одноклассниками (как правило, это связано с отсутствием опыта отношений со
сверстниками и коммуникативных навыков). На выстраивание коммуникации
накладывают отпечаток и личностные особенности ребенка (стеснительность,
тревожность, замкнутость, агрессивность), неразвитость эмоциональной сферы.
А ведь именно эмоциональная сфера является фундаментом развития интеллекта
ребенка, становления его личности и формирования духовного мира.
Для развития эмоциональной сферы, эмоционального интеллекта важно не просто
освоить некие знания, а эмоционально пережить их. И в этом неоценимое значение имеет
общение с произведениями искусства, в которых в образной форме представлен
внутренний мир человека, его переживания, мысли и чувства.
Искусство воздействует на человека комплексно, развивая его эстетические,
интеллектуальные и нравственные чувства. Человек, эмоциональная сфера которого
развита искусством, начинает видеть реальный мир полнее и ярче.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Я и Мир» (далее – Программа) направлена на
всестороннее развитие личности младших школьников, на выстраивание гармоничных
отношений с окружающим миром, людьми и самим собой.
Отличительная особенность данной Программы заключается в комплексном
подходе к развитию эмоциональной и коммуникативной сферы, гармоничному
3

всестороннему развитию личности младших школьников через игровую деятельность и
различные виды творческой деятельности с применением методов музыкальной терапии.
Программа состоит из трех модулей - «Я и Мир эмоций», «Я и Мир людей» и «Я и
Мир искусства». Каждый модуль имеет свои конкретные самостоятельные цели и задачи,
и может реализовываться отдельно, как автономный. Структура модулей предполагает
постепенное (спиральное) расширение знаний, умений и навыков, их углубление в ходе
освоения материала в течение учебного года. При этом содержание каждого из модулей
дополняет и расширяет содержание остальных.
Занятия направлены на формирование общей культуры младших школьников,
расширение их кругозора, развитие и гармонизацию эмоциональной сферы, развитие
коммуникативных навыков и успешную социализацию.
В занятиях модулей «Я и Мир эмоций» и «Я и Мир людей» используются методы
музыкальной терапии и элементы психологических тренингов.
Программа также может быть использована в работе с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья и инвалидность.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 8–10 лет.
Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и возрастных
особенностей детей.
Психофизические и возрастные особенности младших школьников
Ведущей становится учебная деятельность. По сути, ребенок учится учиться. Он
начинает принимать решения, определять важность того или иного действия,
деятельность становится осмысленной. Поэтому меняются характер, поведение, внимание
и память ребенка. Параллельно происходит внутренняя оценка и сравнивание себя с
окружающими сверстниками. В отношениях с учителем ребенок осваивает систему
деловых отношений. Закладываются дружеские взаимоотношения с одноклассниками.
Притязание на признание побуждает ребенка к развитию произвольности,
усидчивости, целеустремленности, навыков самоконтроля и самооценки (у некоторых
детей появляется тенденция к снижению самооценки). Развивается ответственность, т. е.
способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и
нормам, ответственность побуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.
Младшие школьники начинают контролировать свое поведение и более сдержано
выражать свои эмоции. Появляются новые оттенки в выражении чувств – ирония,
насмешка, сомнение. Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру, чувства становятся более сложными и глубокими. Возникают и развиваются
высшие чувства (эмпатия, сочувствие, сопереживание, эстетические, товарищеские и
социальные чувства).
Примерно к 10 годам внимание младших школьников начинает постепенно
смещаться с учебной деятельности на отношения с педагогами, родителями,
сверстниками. Начинается формирование взаимоотношений, основанных на любви,
сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По
сути, это первые шаги на пути взросления.
Объем и срок освоения. Объем программы – 72 часа. Программа рассчитана на 1
год обучения.
К обучению по Программе допускаются дети без предварительного отбора.
4

Программа предполагает вариативность ее реализации в зависимости от состава
группы.
Формы и режим занятий
Продолжительность одного академического часа 45 минут. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по
1 часу.
Форма обучения – очная, групповая. В состав группы входят дети 8–10 лет на
постоянной основе. Оптимальное количество детей в группе – 8–10 человек.
Традиционная модель реализации данной программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в МАУ ДО
Центр «Остров».
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тематическое занятие, комплексное
занятие, открытое занятие, тренинг, мастер-класс, концерт, праздник.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для развития эмоциональной и
коммуникативной сферы и самореализации детей младшего школьного возраста.
Основные задачи Программы:
1) обучающие:
- формирование представления о базовых эмоциях и чувствах;
- развитие способности детей к рефлексивному восприятию своих эмоций, их
классификации;
- эмоциональное знакомство с произведениями искусств;
- знакомство с основными жанрами музыки и живописи и средствами
выразительности этих жанров;
- формирование и накопление музыкально-слуховых и художественных
впечатлений;
2) развивающие:
- формирование навыков распознавания эмоций;
- развитие слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти,
воображения, образного мышления;
- освоение системы упражнений, творческих заданий, направленных на развитие у
ребенка творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие творческих способностей посредством различных видов игровой и
музыкальной деятельности;
3) воспитательные:
- формирование потребности содержательного взаимодействия с окружающим
миром, людьми и самим собой;
- формирование общей культуры личности;
- воспитание уважительного отношения между членами коллектива, чувства
ответственности за общее дело;
- формирование потребности в творческом самовыражении;
- содействие формированию эстетического восприятия и художественного вкуса;
5

- содействие формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности,
эмпатии, толерантности.
Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебнопознавательные, коммуникативные, социально-трудовые.
1.3. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты освоения Программы – активное, деятельное отношение
ребенка к окружающей действительности, интеграция в культурное пространство,
развитая эмоциональная сфера, раскрытие творческого потенциала, умение работать в
команде,
Результатом освоения Программы являются следующие знания, умения и навыки:
1) метапредметные:
- наличие заинтересованности, внимание во время занятий;
- умение произвольно удерживать внимание (на предмете или задании);
- развитое понятийное мышление и другие метакогнитивные навыки;
- умение выражать свои чувства символически посредством невербальных образов
(через рисунок, музыкальную, вокальную или двигательную импровизацию и т. п.);
- навыки общения со сверстниками и взрослыми;
- умение соотносить свои действия с деятельностью других;
- умение работать индивидуально и в группе;
2) предметные:
- элементарные психологические знания о базовых чувствах и эмоциях человека;
- знание основных жанров музыки и живописи и умение определять их;
- первоначальные представления о средствах выразительности в музыке и
живописи;
- умение распознавать эмоции людей;
- умение определять основные средства выразительности в музыкальных и
художественных произведениях искусства;
- умение передавать свое впечатление от прослушанного музыкального
произведения в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации);
- умение передавать различные образы с помощью вербальных и невербальных
выразительных средств;
3) личностные:
- навыки понимания и принятия своих эмоций и чувств;
- навыки саморегуляции и контроля за поведением и проявлением эмоций, снятия
физического и эмоционального напряжения;
- повышение уверенности в себе;
- умение слаженно работать в коллективе;
- приобретение навыков осознанного и ответственного отношения к общему делу и
собственным поступкам;
- формирование положительной «Я-концепции»;
- приобретение художественного вкуса и навыков освоения содержания
произведений искусства.
Основными показателями эффективности реализации Программы являются:
- наличие познавательной мотивации;
- формирование персональных интересов и активности;
6

- создание в группе положительного эмоционального настроя;
- снятие негативных эмоциональных состояний и их проявлений;
- улучшение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми, развитие
способности к взаимному принятию, эмпатии;
- умение выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме;
- получение детьми эстетического опыта, практических навыков творческого
самовыражения.
1.4. Содержание Программы

№
п/п
1
2
3

Учебный план Программы
Наименование модуля
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Я и Мир эмоций
24
8,5
15,5
Я и Мир людей
24
7
17
Я и Мир искусства
24
10
14
Итого
72
25,5
46,5

Модуль 1 «Я и Мир эмоций»
Цель модуля: развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Задачи модуля:
1) обучающие:
- расширение знаний о базовых эмоциях и чувствах;
- развитие навыков понимания и принятия своих эмоций;
- развитие навыков саморегуляции, контроля за поведением и проявлением эмоций,
снятия физического и эмоционального напряжения;
2) развивающие:
- развитие способности к самопознанию и самовыражению;
- гармонизация эмоциональной сферы;
- раскрытие творческого потенциала и внутренних ресурсов, возможность
творческого самовыражения;
3) воспитательные:
- снижение повышенной возбудимости и тревожности;
- повышение уверенности в себе.

№
п/п

Учебно-тематический план модуля «Я и Мир эмоций»
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория Практика
2

1

1

2

Вводное занятие.
Диагностика
эмоционального развития
«Я и мои чувства»

11

5,5

5,5

2.1

Радость

2

1

1

1

Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
7

2.2
2.3

Грусть
Страх

2
2

1
1

1
1

2.4

Гнев

2

1

1

2.5

Обида

1

0,5

0,5

2.6

Удивление

1

0,5

0,5

2.7

Отвращение

1

0,5

0,5

3

4

1

3

Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение

4

«Как я звучу?» (возможность
творческого самовыражения
в различных формах
музыкальной терапии)
«Я умею управлять собой»

4

1

3

5

Промежуточная аттестация

1

-

1

Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Открытое занятие

6

Аттестация

2

-

2

Творческий отчет

24

8,5

15,5

Итого

Педагогическое
наблюдение

Содержание учебно-тематического плана модуля «Я и Мир эмоций»
1. Вводное занятие.
Теория: Что такое эмоции? Для чего нужны эмоции? Знакомство с базовыми эмоциями и
примерами их проявления в жизни.
Практика: Диагностика эмоционального развития детей.
2. «Я и мои чувства»
2.1. Радость
Теория: Знакомство с эмоцией «Радость» и причинами возникновения этой эмоции.
Проявление эмоции в мимике, жестах, пантомимике, интонации и действиях. Развитие
способностей идентификации эмоций.
Практика: Изображение эмоции. Распознавание эмоции по выражению лица и действиям
2.2. Грусть.
Теория: Знакомство с эмоцией «Грусть» и причинами ее возникновения. Проявление
эмоции в мимике, жестах, пантомимике, интонации и действиях.
Практика: Изображение эмоции. Распознавание эмоции по выражению лица и действиям
2.3. Страх
Теория: Какие бывают страхи? Проявление страха в мимике, жестах, пантомимике,
интонации и действиях. Как справиться со страхом?
Практика: Изображение эмоции. Распознавание эмоции по выражению лица и действиям
2.4. Гнев
Теория: Знакомство с эмоцией «Гнев» и причинами ее возникновения. Проявление
эмоции в мимике, жестах, пантомимике, интонации и действиях. Как справиться с
гневом? Может ли гнев принести пользу?
Практика: Изображение эмоции. Распознавание эмоции по выражению лица и действиям.
Обучение навыкам безопасного отреагирования гнева.
2.5. Обида

8

Теория: Когда возникает чувство обиды? Проявление обиды в мимике, жестах,
пантомимике, интонации и действиях.
Практика: Изображение эмоции. Распознавание эмоции по выражению лица и действиям
2.6. Удивление
Теория: Знакомство с эмоцией «Удивление» и причинами ее возникновения. Проявление
эмоции в мимике, жестах, пантомимике, интонации и действиях.
Практика: Изображение эмоции. Распознавание эмоции по выражению лица и действиям
2.7. Отвращение
Теория: Знакомство с эмоцией «Отвращение» и причинами ее возникновения. Проявление
эмоции в мимике, жестах, пантомимике, интонации и действиях.
Практика: Изображение эмоции. Распознавание эмоции по выражению лица и действиям
На занятиях, посвященных этой теме, происходит знакомство с основными
эмоциями и чувствами. В различных упражнениях дети через двигательные и вокальные
импровизации, игру на инструментах передают, выражают и изображают различные
чувства и эмоции.
В работе над этой темой используются мультфильмы, отрывки литературных
произведений, музыкальные произведения, выражающие различные чувства, и
изображения людей в разных эмоциональных состояниях (фотографии, произведения
живописи).
3. «Как я звучу»
Теория: Невербальное выражение эмоций (в движении, звучании, рисунке).
Практика: Освоение различных способов невербального выражения эмоций. Занятия
этого раздела включают в себя все виды музыкальной терапии, и направлены на
раскрытие творческого потенциала детей и освоение различных способов невербального
самовыражения.
4. «Я умею управлять собой»
Теория: Как справляться с эмоциями. Саморегуляция.
Практика: Развитие навыков саморегуляции. Освоение несложных техник дыхания и
релаксации для снятия физического и эмоционального напряжения.
Модуль 2 «Я и Мир людей»
Цель модуля: развитие коммуникативных навыков младших школьников.
Задачи модуля:
1). обучающие:
- обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций;
- развитие способности детей к рефлексивному восприятию своих эмоций, их
классификации;
- формирование умения слышать, понимать, предавать настроение, чувства,
эмоции;
- обогащение поведенческого репертуара социально приемлемыми навыками
взаимодействия в различных ситуациях;
2). развивающие:
- развитие навыков и способов выражения своих эмоций социально приемлемыми
способами;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям;
9

3). воспитательные:
- формирование потребности содержательного взаимодействия с окружающим
миром, людьми и самим собой;
- воспитание уважительного отношения между членами коллектива, чувства
ответственности за общее дело;
- формирование навыков сотрудничества, умения работать в команде.
Учебно-тематический план модуля «Я и Мир людей»
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
п/п
контроля
Всего Теория Практика
1
Вводное занятие. Диагностика
2
1
1
коммуникативного развития
2
«Какой я? Какой ты?»
6
2
4
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
3
«Почему люди ссорятся?»
2
1
1
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
4
«Что такое дружба?»
4
1
3
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
5
«Я умею общаться» (развитие
6
2
4
Итоговое занятие/
коммуникативных навыков)
Педагогическое
наблюдение
6
Промежуточная аттестация
2
2
Открытое занятие
7

Итоговая аттестация
Итого

2

-

2

24

7

17

Итоговое занятие

Содержание учебно-тематического плана модуля «Я и Мир людей»
1. Вводное занятие.
Теория: Почему для общения важно уметь распознавать эмоциональное состояние
окружающих людей и проявлять свои эмоции в определенной ситуации? Актуализация
знаний о базовых эмоциях человека.
Практика: Диагностика коммуникативного развития детей.
2. «Какой я? Какой ты?»
Теория: Чем люди отличаются друг от друга? Что такое качества людей и какие они
бывают? Индивидуальные особенности человека (характер, темперамент, способности,
возможности, достоинства и недостатки).
Практика: Изучение разных типов характеров на примере персонажей мультфильмов,
литературных произведений.
3. «Почему люди ссорятся?»
Теория: Почему важно слышать и понимать других, уметь контролировать свои эмоции,
проявлять их приемлемыми способами и сдерживать их проявление.
Практика: Тренинговые упражнения. Обсуждение поведения персонажей мультфильмов и
литературных произведений.
10

4. «Что такое дружба?»
Теория: Что такое дружба? Какие качества нужны для дружбы? Как научиться дружить?
Практика: Просмотр мультфильмов, чтение рассказов о дружбе. Тренинговые
упражнения.
5. «Я умею общаться» (развитие коммуникативных навыков)
Теория: С какими людьми приятно общаться? С какими людьми общаться не хочется?
Какие качества помогают легко общаться?
Практика: Формирование коммуникативных навыков, развитие способности
конструктивно решать конфликты, отстаивать свою точку зрения в играх, упражнениях,
тренингах.
Модуль 3 «Я и Мир искусства»
Цель модуля: создание условий для эстетического воспитания младших
школьников, формирования и расширения их кругозора, приобретения опыта творческой
деятельности.
Задачи модуля:
1). обучающие:
- приобретение начальных знаний об основных музыкальных жанрах и средствах
музыкальной выразительности;
- активизация познавательных и музыкальных способностей;
- развитие навыков слушания и восприятия музыкальных произведений различных
жанров и стилей;
- развитие навыков элементарного анализа музыкальных произведений.
2). воспитательные:
- формирование духовной культуры младших школьников;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;
- развитие художественного вкуса;
3). развивающие:
- формирование интереса к музыкальному искусству;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие любознательности, расширение общего кругозора.
Учебно-тематический план модуля «Я и Мир искусства»
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
п/п
аттестации/
Всего Теория Практика
контроля
1
Вводное занятие.
1
1
Итоговое занятие/
Что такое искусство? Для чего
Педагогическое
нужно искусство? Место
наблюдение
искусства в жизни человека.
2
Основные жанры музыки
3
1
2
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
3
Основные жанры живописи
2
1
1
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
11

Средства выразительности в
музыке и живописи
Средства выразительности в
музыке
Средства выразительности в
живописи
Образы природы в искусстве

8

4

4

4

2

2

4

2

2

2

1

1

6

Чувства и эмоции в
произведениях искусства

4

1

3

7

Фантастические и сказочные
персонажи в музыке и живописи

2

1

1

8

Промежуточная аттестация

1

-

1

Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение
Открытое занятие

9

Итоговая аттестация

1

-

1

Творческий отчет

24

10

14

4
4.1
4.2
5

Итого

Итоговое занятие/
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебно-тематического плана модуля «Я и Мир искусства»
1. Вводное занятие. Что такое искусство? Для чего нужно искусство? Место
искусства в жизни человека.
Теория: Что такое искусство? Когда появилось искусство? Для чего людям нужно
искусство? О чем могут «рассказать» произведения музыки и живописи? Какое искусство
близко современным детям?
Практика: Беседа с детьми
2. Основные жанры музыки
Теория: Основные жанры музыки (песня, танец, марш), их особенности. Различные виды
маршей (военный, детский, физкультурный и т. д.). Различные виды танцев (старинные,
бальные, народные). Жанровое разнообразие песен.
Практика: Определение на слух жанров музыки. Движение под музыку. Исполнение песен
разной жанровой направленности. Сопровождение музыки и пения игрой на шумовых
инструментах.
3. Основные жанры живописи
Теория: Основные жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет), их особенности.
Практика: Определение разных жанров живописи.
4. Средства выразительности в музыке и живописи
4.1. Средства выразительности в музыке
Теория: Мелодия – основа музыкального образа произведения. Основные средства
музыкальной выразительности – лад, регистр, темп, штрихи, динамика, ритм, мелодия.
Использование различных средств выразительности для создания музыкальных образов и
настроений.
Практика: Определение на слух различных средств музыкальной выразительности.
Отражение выразительных средств в движении, различных упражнениях, играх.
12

4.2. Средства выразительности в живописи.
Теория: Основные средства выразительности в живописи – цвет (теплые и холодные
цвета), цветовое пятно, линия, насыщенность цвета.
Практика: Определение средств выразительности в картинах разных жанров.
5. Образы природы в искусстве
Теория: Времена года в искусстве (циклы разных композиторов). Состояние природы в
разное время суток. Музыка о животных и птицах.
Практика: Слушание музыки. Движение под музыку.
6. Чувства и эмоции в произведениях искусства
Теория: Чувства и эмоции в произведениях искусства. Использование разных средств
выразительности для создания и передачи определенного настроения, чувства.
Практика: Слушание музыки. Рассматривание репродукций картин разных жанров.
7. Фантастические и сказочные персонажи в музыке и живописи
Теория: Фантастические и сказочные персонажи в музыке и живописи
Практика: Слушание музыки. Рассматривание репродукций картин разных жанров.
Темы этого раздела вводят в мир искусства, дают первоначальные представления
об основных жанрах музыки и живописи, средствах выразительности этих жанров,
знакомят со специальными терминами.
При выборе иллюстративного материала предпочтение отдается программным
произведениям искусства, имеющим яркую образную основу (Приложения 1,2).
Для анализа произведений искусства можно использовать короткий план:
1. Какие мысли, чувства, настроения выражены в произведении?
2. Жанр произведения.
3. Какие средства музыкальной выразительности использовал автор и почему?
Учебный материал модуля закрепляется в практической и творческой деятельности
детей – слушании музыки, двигательных импровизациях, игре на шумовых и
музыкальных инструментах, движении под музыку, рисовании, написании эссе о
любимых произведениях, подборе иллюстраций и поэтических текстов, создании слайдшоу к музыкальным произведениям и т. д.
На итоговом занятии закрепляются полученные знания. Возможно проведение
викторины по изученным произведениям, организация выставки рисунков к музыкальным
произведениям.

13

2. Организационно-педагогические условия
№
п/п

2.1. Календарный учебный график на 2025–2026 учебный год
Основные характеристики образовательного
процесса

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10

Окончание учебного года

36
36
2
72
16
20
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства
31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации педагогических и профессиональных задач необходимо:
- помещение для проведения групповых занятий, соответствующее санитарногигиеническим нормам, с достаточным количеством стульев, соответствующих возрасту
обучающихся;
- качественные инструменты (пианино);
- техническое оборудование (музыкальный центр, видеоаппаратура);
- набор музыкальных и ударно-перкуссионных инструментов (барабаны, бонги,
тамтамы, тарелки, литавры, ксилофон, колокольчики, тамбурин, кастаньеты, маракасы и
т.п.);
- материалы для изобразительной деятельности (листы бумаги формата А4, А3,
цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, кисти);
- куклы, фигурки животных (резиновые, деревянные или мягкие), мячи;
14

- наглядные и дидактические материалы (иллюстрации и репродукции
произведений живописи, аудио- и видеоматериалы, художественная литература).
Кадровое обеспечение. Реализацией Программы занимается специалист, имеющий
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по
направлениям подготовки «Музыкальное искусство» и «Педагогика и психология».
Функционал специалиста регламентируется требованиями профессиональных
стандартов педагога-психолога и педагога дополнительного образования.
Методические материалы:
№ Название раздела, темы
Материальноп/п
техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
1
Вводное
занятие. Диагностические
Диагностика
методики,
эмоционального развития и материалы для
коммуникативных навыков изобразительной
деятельности,
иллюстрации
2
Я и Мир эмоций
Иллюстрации,
аудио-,
видеоматериалы,
музыкальные и
шумовые
инструменты,
материалы для
изобразительной
деятельности,
художественная
литература
3
Я и Мир людей
Иллюстрации,
аудио-,
видеоматериалы,
музыкальные и
шумовые
инструменты,
материалы для
изобразительной
деятельности,
художественная
литература
4
Я и Мир искусства
Аудио-,
видеоматериалы,
иллюстрации,

Формы,
методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,
тесты,
наблюдение,
анализ
продуктов
деятельности
Словесные,
наглядные,
практические.
Методы
музыкальной
терапии.
Игровые
технологии

Формы учебного
занятия

Словесные,
наглядные,
практические.
Методы
музыкальной
терапии.
Игровые
технологии.
Тренинг

Групповая

Словесные,
практические,
наглядные

Групповая

Индивидуальная,
групповая

Групповая

15

5

Промежуточная аттестация

6

Аттестация

материалы для
изобразительной
деятельности,
музыкальные и
шумовые
интсрументы
Диагностические
методики,
материалы для
изобразительной
деятельности,
аудио-,
видеоматериалы,
иллюстрации
Диагностические
методики,
материалы для
изобразительной
деятельности,
аудио-,
видеоматериалы,
иллюстрации

Словесные,
тесты,
наблюдение,
анализ
продуктов
деятельности

Индивидуальная,
групповая

Словесные,
тесты,
наблюдение,
анализ
продуктов
деятельности

Индивидуальная,
групповая

Работа с родителями является необходимым средством
обеспечения Программы.
Основные формы работы с родителями:
- проведение родительских собраний;
- проведение групповых консультаций (Приложение 3);
- концерты и открытые занятия для родителей.

методического

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На первых занятиях проводится входная диагностика уровня развития
эмоциональной и коммуникативной сфер. Педагог знакомится с детьми, определяет
уровень общего развития и личностные особенности детей, выявляет склонности и
способности каждого ребенка. На основе полученных данных выделяются основные
направления учебно-воспитательного процесса, планируется работа на учебный год.
В течение года педагог ведет наблюдение за детьми во время занятий, оценивает
эффективность применяемых методов работы, корректирует их в случае необходимости.
Способы оценки эффективности направлены на исследование эмоциональной и
коммуникативной сфер.
Вид контроля

Цель проведения

Входная

Определение

уровня

Диагностический
инструментарий
(формы,
методы, диагностики)
развития Беседа, наблюдение, методики
16

диагностика

эмоциональной
коммуникативной
личностных особенностей

и диагностики
эмоциональной
сфер, сферы и
уровня развития
коммуникативных
навыков
(Приложение 4)
Текущий
Оценка
качества
усвоения Наблюдение,
контрольное
контроль
учебного
материала,
оценка задание
готовности
обучающихся
к
восприятию нового материала,
корректировка методов обучения
Промежуточная Определение фактического уровня Беседа, наблюдение, методики
аттестация
освоения
программы диагностики
эмоциональной
обучающимися
сферы и
уровня развития
коммуникативных
навыков,
открытое занятие
Итоговый
Определение
успешности Беседа, наблюдение, методики
контроль
освоения
программы, диагностики
эмоциональной
(аттестация)
установление
соответствия сферы и
уровня развития
достижений
обучающихся коммуникативных
навыков,
планируемым результатам
открытое занятие
Основными наблюдаемыми показателями эффективности реализации модуля
являются:
- создание в группе положительного эмоционального настроя;
- снятие негативных эмоциональных состояний и их проявлений;
- улучшение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми, развитие
способности к взаимному принятию, эмпатии;
- умение выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме;
- получение младшими школьниками эстетического опыта, практических навыков
творческого самовыражения.
Обратную связь о своем состоянии после занятий дают сами дети. Формой
обратной связи может служить беседа, заполнение анкет, опросников, прохождение
тестов, связанных с исследованием психоэмоциональной сферы. Диагностику
эмоциональной сферы рекомендуется проводить до и после прохождения Программы.

17

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
2. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)» от 24.07.2015 г. № 514н;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
11. Методические рекомендации Министерства образования Свердловской
области, ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный
центр, 2025 г.
12. Положение о комплектовании и наполняемости групп при обучении по
дополнительным общеразвивающим программам в МАУ ДО Центр «Остров» (29.04.2021
г.).
Литература, использованная при составлении Программы
1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей: талантливому
педагогу – заботливому родителю / И. Агапова, М. Давыдова // Москва – Лада – 2006. – С.
224.;
2. Азбука эмоций / Н. Кедрова, ил Е. Хломовой. – М.: Редкая птица, 2021. – 112 с.;
3. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. – СПб.: Питер, 2003. – 208 с: ил.
– (Серия «Золотой фонд психотерапии»);
4. Визер В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2004. – 192
с.: ил.;
18

5. Гармаев А. Этапы нравственного развития / А. Гармаев — «Издательские
решения»;
6. Г.-Г. Декер-Фойгт, Д. Оберэгельсбахер, Т. Тиммерманн Учебник по музыкальной
терапии. – М.: ИД «Городец», 2021. – 544 с.;
7. Грецов А. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение,
самопознание— СПб.: Питер, 2011. – 416 с: ил. – (Серия «Книги А. Грецова»);
8. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М.: Просвещение, 1969.-76 с.;
9. Грузевски, Кевин. Терапевтические игры для детей и подростков. 150
упражнений для повышения самооценки, налаживания отношений и совладания со
стрессом.: Пер. с англ. – СПб.: ООО «Диалектика», 2021.-224 с.: ил. – Парал. Тит. Англ.;
10. Изард, К. Э. Психология эмоций/К. Э. Изард; пер. с англ. А. Татлыбаевой. –
СПб: Питер, 2000.- 464 с.: ил.;
11. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии/ СПб: Издательский дом «Питер»,
2000;
12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17
лет). Учебное пособие. 1–5 изд. – М.: изд. УРАО, 1996–1999. 176 с.;
13. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов/ Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия
развития», 1997. – 208 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»);
14. Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии Школьный психолог
Приложение к газете «Первое сентября». №03 (361), 2006-02-07;
15. Мусихин А. Зачем нужны эмоции и что с ними делать? Как сделать эмоции и
чувства своими друзьями / А. Мусихин — «Издательские решения»
16. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. –
М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 232 с.: ил.: ноты. – (Б-ка учителя музыки);
18. Певзнер Б.И. Понимать музыку может каждый. – Свердловское книжное
издательство, 1960.-47 с.;
19. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие
для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.;
20. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер,
2001. — 448 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»);
21. Рыбакова Н. А. Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки//
Психология и психотехника. -2015.-2 (77). – с. 150–158;
22. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е. А.
Сергиенко, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова и др. — М.: Дрофа, 2019. — 248 с.: ил. —
Российский учебник;
23. Старовойтова Н. Услышать музыку в цвете: Музыкальная психология и
психотерапия: Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и
психотерапевтов. - №4 (7) /2008;
24. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. — М.: Генезис, 1998.
25. Шило Т. В., Редкова Ю. Н. Средства и методы развития эмоциональной сферы
ребенка [Текст]//Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар.
Науч. Конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. – С. 48–51. –
URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11749/;
19

26. Ширина, О. А. Перечень личностных качеств младших школьников / О. А.
Ширина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С.
108–112. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45368/ (дата обращения: 24.06.2024);
Интернет-ресурсы
1. Портал «Культура для школьников» https://культурадляшкольников.рф/;
2. Портал «Культура РФ» https://www.culture.ru/
3. Портал «История.РФ» https://histrf.ru/
4. Лекторий «Достоевский» https://dostoverno.ru/
5. Журнал «Фома» https://foma.ru/
6. Всероссийский народный проект «Киноуроки в школах России»
https://lk.kinouroki.org/
7. Научно-методический журнал «Музыкальная психология и психотерапия» и
другие материалы, и публикации Ассоциации музыкальных психологов и
психотерапевтов https://ampp.ru/
8. Портал психологических изданий PsyJournals.ru – https://psyjournals.ru/
Литература для обучающихся и родителей
1. Азбука эмоций / Н. Кедрова, ил. Е. Хломовой. – М.: Редкая птица, 2021. – 112 с.
2. Баркан А. Практическая психология для родителей или Как научиться понимать
своего ребенка. – М.: 2000
3. Большая детская энциклопедия. Искусство. – М.: Аванта+, 010. – 592 с.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ.
Астрель; ВКТ, 2011. 238 с.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ Ю. Б.
Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2014. – 256с
6. Детская энциклопедия. Музыка. – М., Астрель АСТ, 2013.-449с.
7. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для
учителя и родителей.-М.: Просвещение, 1987.-207 с.
8. Живопись. Самые известные художники мира. Детская энциклопедия. – М.:
АСТ, 2016. – 96 с.
9. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. – М.,
Детская литература, 2015. -224 с.
10. Кленов А. Там, где музыка живет. – М., Педагогика, 2016.-152с.
11. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : Попул.
Пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Акад.
Развития, 1996. – 237 с.: ил.
12. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов/ Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия
развития, 1997. – 208 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
13. Куберский И. Ю. Истоки музыкальной культуры. Музыкальные термины и
инструменты. Композиторы и исполнители. Опера, балет, оперетта, мюзикл. //
Энциклопедия для юных музыкантов / Составители: Куберский И. Ю., Минина Е. В. —
Санкт-Петербург: Диамант, Золотой век, 1999. — 576 с.
14. Млодик И. Как строить мосты, а не стены: Книга для неидеальных родителей. –
М.: Суфлер; Ростов н /Д: Феникс, 2013.
15. Петрановская Л. В. Если с ребенком трудно. – М.:АСТ, 2013 – 144 с.
20

16. Петрановская Л. В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: АСТ,
2022. – 320 с.
17. Серия «Энциклопедия живописи для детей» Издательство «Белый город»
18. Суркова, Л. Ребенок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст/ Л. Суркова. –
Москва: Издательство АСТ, 2015. – 192.
19. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и
фантазиями. Детская музыкальная энциклопедия для домашнего и школьного
образования. – СПб.: Композитор, 2008. – 120 с.: ил.
20. Ходж С. Искусство. Энциклопедия для детей. – Издательство: Манн, Иванов и
Фербер, 2021. – 208 с.
Интернет-ресурсы
1. Портал «Культура для школьников» https://культурадляшкольников.рф/;
2. Портал «Культура РФ» https://www.culture.ru/
3. Портал «История.РФ» https://histrf.ru/
4. Лекторий «Достоевский» https://dostoverno.ru/
5. Журнал «Фома» https://foma.ru/

Приложение 1
Примерный список музыкальных произведений
Альбинони Т. Адажио
Бах И. С. Ария из Оркестровой сюиты №3, Бранденбургский концерт №3
21

Бетховен Л. К Элизе
Бизе Ж. Пастораль, Старинная песенка
Брамс Й. Колыбельная, Вальсы, Венгерские танцы
Булез П. Пуантилизм
Вивальди А. Времена года
Григ Э. «Утро», «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт»
Дебюсси К. Лунный свет, Море
Дженкинс К. Палладио
Моцарт В. А. Маленькая ночная серенада
Мусоргский М. «Картинки с выставки»
Прокофьев С. Детский марш, вариации Феи Осени и Феи Весны из балета «Золушка»,
Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»
Рахманинов С. Итальянская полька
Россини Дж. Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
Рубинштейн А. Мелодия
Сен-Санс К. «Карнавал животных»
Чайковский П. «Времена года», «Детский альбом», музыка из балетов «Щелкунчик»,
«Лебединое озеро»
Штраус И. Вальсы
Шуберт Ф. Ave Maria
Звуки природы (шелест листвы, шум моря, пение птиц и др.)

Приложение 2
Примерный список иллюстраций
Айвазовский И. «Вид на Капри», «Сигнал бури»
Амерлинг Ф. «Погруженная в мечты»
Андерсон С. «Рождество. Вот вам индюк»
22

Брюллов К. «Всадница», «Последний день Помпеи»
Бугро А. «Любимая птичка»
Васнецов В. «Аленушка»
Дега Э. «Балетная репетиция на сцене»
Дельво П. «Одиночество»
Куинджи А. «Ранняя весна», «Радуга»
Кустодиев Б. «Ярмарка», «Масленица»
Кюрбе Г. «Отчаяние»
Левитан И. «Март», «Березовая роща»
Малявин Ф. «Вихрь»
Моне К. «Сирень на солнце», «Кувшинки»
Морган Ф. «Поход на ярмарку»
Поленов В. «Московский дворик»
Рылов А. «В голубом просторе»
Саврасов А. «Грачи прилетели»
Фриан Э. «Детская печаль»
Чокарн-Моро П. серия «Приключения уличных сорванцов»

Приложение 3
Примерные темы консультаций для родителей
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Зачем моему ребенку музыка?
Социально-эмоциональное развитие детей с помощью музыки
23

Музыкальные инструменты своими руками (мастер-класс)
Слушание музыки (методические рекомендации; примерный список произведений)
Музыкальное воспитание в семье
«Рисуем музыку» (методические рекомендации)

Приложение 4
Примерный перечень методик диагностики
эмоциональной и коммуникативной сфер

№

Название методики

Цель методики
24

п/п
1

«Изучение понимания эмоциональных Цель: изучение понимания
состояний людей, изображенных на эмоциональных
состояний
картинке» (В.Б. Никишина)
изображенных на картинке

эмоций
людей,

2

«Нарисуй, как ты играешь с другом определение уровня взаимоотношений
(подругой)» (Т.А. Репина)
во взаимодействии со сверстниками

3

Тест тревожности для дошкольников
Теммл Р., Дорки М., Амен В.

выявление уровня тревожности у детей

4

Графическая методика «Кактус»

5

Проективные рисуночные методики
«Несуществующее
животное»,
«Нарисуй человека», «Рисунок семьи»,
«Дом, дерево, человек»

6

Цветовой тест Люшера

7

Методика Рене Жиля

8

Проективная
методика
«Дорисовывание: мир вещей – мир
людей – мир эмоций» (М.А. Нгуен).

определение эмоционального состояния
ребенка, наличия агрессивности, ее
направления и интенсивности.
диагностика
эмоциональноаффективной
сферы,
диагностика
тревожности, наличие агрессивных
тенденций,
получение
данных,
касающихся сферы взаимоотношений
ребенка с окружающим миром в целом
и с конкретными людьми в частности
оценка
актуального
психоэмоционального
состояния
ребенка
исследование
социальной
приспособленности
ребенка,
его
взаимоотношений с окружающими, а
также восприятия им внутрисемейных
отношений
выявление эмоциональной ориентации
ребенка (на мир вещей или на мир
людей)

9

Проективная
методика
желания» (М.А. Нгуен)

10

Методика «Что – почему – как» (М.А. выявление степени готовности ребенка
Нгуен)
учитывать эмоциональное состояние
другого
человека,
сопереживать,
заботиться о нем.
Методика «Линеограмма»
выявление уровня различения эмоций у
ребенка,
наличие
эмоционального
дискомфорта, отдельных личностных
проявлений
Детский апперцептивный тест (Л.
Беллак);

11

12

«Три выявление эмоциональной ориентации
ребенка (на себя или на других людей)

25

13

опросники и анкеты для родителей оценка психоэмоционального состояния
(«Эмоциональное состояние вашего
ребенка»,
«САН
(самочувствие,
активность, настроение)»

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».