Как я звучу 11-14 лет

Оглавление
1. Основные характеристики ………………………………………………………...
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………….
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ....................................................
1.3. Планируемые результаты …….……....................................................................
1.4. Содержание общеразвивающей программы …………………………..……….
2. Организационно-педагогические условия ……………………………………….
2.1. Календарный учебный график ………………………………………………….
2.2. Условия реализации программы ………………………………………………..
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ……………..................
3. Список литературы …………………………………………..….............................
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 Примерный перечень методик диагностики

3
3
5
6
7
9
9
9
11
13

2

1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – развивающая.
Актуальность программы раскрывается через соответствие программы:
- нормативно-правовым актам и государственным программным документам;
- региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и
проблемам:
-потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей.
Подростковый период занимает особое место в развитии человека. Подростки
переживают множество существенных перемен - в самих себе и во взаимоотношениях с
другими людьми. Отличительная черта подросткового возраста – неустойчивость и
нестабильность развития. Этот важный и сложный для подростка период предполагает
кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде.
Современный подросток в связи с компьютеризацией, открытостью
информационной среды и распространенностью виртуального общения имеет большое
количество контактов, но при этом способность проявлять эмпатию, осознавать
собственные чувства, регулировать проявление собственных эмоций остается крайне
неразвитой.
В подростковом возрасте нередко наблюдаются эмоциональные нарушения –
страхи, тревожность, агрессия, общее эмоциональное напряжение, раздражительность,
депрессия, чувство одиночества, негативная «Я»-концепция, искаженная самооценка,
непринятие себя. При этом упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность
подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
Неудачные попытки любыми способами справиться с этими проблемами могут
привести к употреблению подростками психоактивных веществ, к рискованному,
сексуальному, самоповреждающему и суицидальному поведению и т. п.
Для психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции эмоционального
состояния подростков посредством музыкальной терапии была разработана развивающая
психолого-педагогическая программа «Как я звучу» (далее – Программа).
Отличительная особенность данной Программы заключается в том, что
развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков и гармонизация их
эмоциональной сферы достигается с помощью музыкальной терапии.
Музыкальная
терапия (дословно
—
«исцеление
музыкой»,
от
лат. musica «музыка» и греч. therapeuein «лечить») — это профессиональное применение
музыки и музицирования (во всех формах) как метода терапии с целью позитивных
изменений в самочувствии, эмоциональном и психологическом состоянии человека
(подростка), в его отношениях с другими людьми.
Музыкальная терапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве
средства психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции.
Музыка на занятиях становится активным и действенным средством
эмоциональной коммуникации. Расширение и обогащение эмоциональной сферы
подростков, формирование адекватной самооценки и позитивной «Я»-концепции –
главные составляющие музыкальной терапии.

3

В процессе занятий подросток учится тому, что каждое его переживание, любое
душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках вокальной
импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям жизни.
Творческая деятельность в любом своем проявлении по своей природе
интегративна, так как является выражением жизненного опыта человека и его природных
способностей. И поэтому подросток, вовлекаемый в творчество, неминуемо переходит из
состояния разрозненности отдельных элементов своего опыта к его интеграции.
В процессе музыкального творчества происходит более полное познание
подростком самого себя, своих способностей и возможностей, формируются навыки
невербального, чувственного контакта с окружающим миром.
Адресат программы Программа предназначена для обучающихся 11–14 лет.
Структура и содержание Программы соответствует возрастным особенностям
детей данного возраста.
Возрастные особенности детей подросткового возраста
Подростковый возраст является уникальным периодом формирования личности.
Начало его приходится на 10–11 лет. Своеобразие этого достаточно длительного периода
заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью.
Содержанием психического развития подростка, центральным новообразованием
его личности становится формирование чувств взрослости и развитие самосознания.
Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является
формирование «Я-концепции» (системы внутренне согласованных представлений о себе,
образов «Я»). Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себя,
каким бы он хотел быть. Познание действительности во многом идет «от себя», через свои
переживания. Подросток задается вопросами: «Какой я?», «Какое место я занимаю в этом
мире?», «Каковы мои возможности?», «Что я значу в этом мире?».
Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые
усваиваются подростками в это время.
Ведущим типом деятельности становится интимно-личностное общение со
сверстниками, а ведущим мотивом поведения - стремление найти свое место среди
сверстников. Круг общения становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах,
образуются неформальные группы, компании.
Подростковый период является очень ответственным, поскольку он зачастую
определяет дальнейшую жизнь человека. Именно в этом возрасте происходит активное
формирование самооценки, самосознания и системы взаимоотношений подростка с
миром, развиваются и закрепляются социальные и эмоциональные привычки,
вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений.
Формы и режим занятий. Продолжительность одного академического часа 45
минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа. Еженедельно проводится одно занятие.
Объем и срок освоения. Программа рассчитана на 1 год обучения и составляет
72 часа.
Виды занятий: музыкально-терапевтическое занятие, беседа, тематическое
занятие, комплексное занятие, тренинг, музыкально-литературная гостиная, концерт,
творческая мастерская и др.
4

Особенности организации образовательного процесса. В состав группы на
постоянной основе входят дети в возрасте 11–14 лет. Оптимальное количество детей в
группе – 8–12 человек.
Программа предполагает вариативность ее реализации в зависимости от состава
группы подростков, выявленных проблем, целей и задач на определенный период.
Алгоритм реализации Программы может быть представлен в виде следующих этапов:
1. Знакомство с группой, выявление потребностей подростков.
2. Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит,
мотивирование на сотрудничество.
3. Выбор направлений, форм и методов работы в зависимости от результатов
диагностики.
5. Реализация программы.
6. Анализ эффективности достигнутых результатов.
Форма обучения – очная, групповая.
Традиционная модель реализации данной программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в МАУ ДО
Центр «Остров».
Перечень форм подведения итогов реализации Программы: практическое
занятие, тематическое занятие, комплексное занятие, концерт, творческая мастерская.

1.2. Цель и задачи программы
Цель Программы - содействие личностной интеграции подростков через
становление и познание своего неповторимого «Я» посредством музыкальной терапии.
Основные задачи:
1) обучающие:
- развитие способности к самопознанию и самовыражению;
- развитие способности к рефлексивному восприятию своих эмоций;
- обучение техникам релаксации, снятия напряжения;
- формирование умения работать в команде;
2) развивающие:
- развитие коммуникативной культуры;
- развитие навыков понимания и принятия своих эмоций;
-развитие навыков саморегуляции, контроля за поведением и проявлением эмоций,
снятия физического и эмоционального напряжения;
- развитие социальных навыков (умение слушать, договариваться, уступать,
просить о помощи);
- снижение повышенной возбудимости и тревожности;
- стабилизация психофизиологического состояния;
- гармонизация эмоциональной сферы;
3) воспитательные:
- формирование потребности содержательного взаимодействия с окружающим
миром, людьми и самим собой;
- формирование общей культуры личности;
- воспитание уважительного отношения между членами коллектива, чувства
ответственности за общее дело;
5

- формирование потребности в творческом самовыражении;
- содействие формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности,
эмпатии, толерантности;
-раскрытие творческого потенциала и внутренних ресурсов, возможность
творческого самовыражения;
- содействие формированию положительной «Я»- концепции.
Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебнопознавательные, коммуникативные, социально-трудовые.
1.3. Планируемые результаты
Результатом освоения Программы являются следующие знания, умения и навыки:
1) метапредметные:
- наличие интереса и стремления к самопознанию и самовыражению;
- освоение умения выражать свои чувства символически посредством
невербальных образов (через рисунок, музыкальную, вокальную или двигательную
импровизацию и т. п.);
- навыки общения со сверстниками и взрослыми;
- умение соотносить свои действия с деятельностью других;
- умение работать индивидуально и в группе;
2) личностные:
- приобретение навыков самооценки, понимания и принятия своих эмоций;
- практическое обретение навыков саморегуляции, контроля за поведением и
проявлением эмоций, снятия физического и эмоционального напряжения;
- формирование положительной «Я-концепции»;
- повышение уверенности в себе
- приобретение навыков осознанного и ответственного отношения к общему делу и
собственным поступкам;
3) предметные:
- элементарные психологические знания о характере, основных чувствах и эмоциях
человека;
- умение распознавать эмоции людей;
- умение передавать различные образы с помощью вербальных и невербальных
выразительных средств;
Основными наблюдаемыми показателями эффективности реализации Программы
являются:
- создание в группе положительного эмоционального настроя;
- снятие негативных эмоциональных состояний и их проявлений;
- улучшение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми, развитие
способности к взаимному принятию, эмпатии;
- умение выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме;
- получение подростками эстетического опыта, практических навыков творческого
самовыражения.

6

1.4. Содержание программы

№
п/п
1

2

3

4

5
6

Учебный (тематический) план
Тема раздела, занятия

Количество часов

Всего
«Будем знакомы» (знакомство с участниками группы,
4
установление контакта между участниками, принятие
правил группы, диагностика)
«Я и мои чувства» (знакомство с основными
18
эмоциональными
состояниями,
эмоциями
и
чувствами; развитие навыков понимания и принятия
своих эмоций)
«Как
я
звучу?»
(возможность
творческого
24
самовыражения в различных формах музыкальной
терапии)
«Я и мир вокруг» (формирование умения слышать,
22
понимать и передавать настроения, чувства, эмоции;
развитие коммуникативной культуры; развитие
навыков саморегуляции, контроля за поведением и
проявлением эмоций, снятия физического и
эмоционального напряжения)
Промежуточная аттестация
2
Аттестация - заключительное занятие (обсуждение
опыта, полученного за время прохождения тренинга).
Итого

Теория
1

Практика
3

6

12

4

20

4

18

1

1

2

1

1

72

17

55

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1 «Будем знакомы»
На первой встрече происходит знакомство участников. Перед началом занятия
участники рассказывают о своих ожиданиях от Программы.
В ходе совместного обсуждения происходит выработка правил группы, которые
записываются на доске или листе ватмана.
Правила группы могут выглядеть следующим образом:
1. Пунктуальность (приходить на занятия группы вовремя, без опозданий).
2. Выключенные телефоны (на время проведения занятия телефоны всех
участников отключаются).
3. Активность (все участники группы активно участвуют в выполнении заданий).
4. Принятие (безоценочное принятие любых действий, высказываний и точек
зрения участников группы).
5. Я-высказывание (каждый из участников говорит от своего имени, высказывает
свое личное мнение, рассказывает о своих чувствах и состояниях)
6. Этика общения (участники группы высказываются по очереди, не перебивая
других и, прежде чем взять слово, поднимают руку).
7. «Здесь и сейчас» (участники обсуждают только, что происходит в группе в
данный момент времени - здесь и сейчас).
7

8. Закрытость и безопасность участников (все, что происходит в группе, может
обсуждаться только в процессе работы группы, и остается между участниками. Вне
группы каждый может рассказывать только то, что переживал сам).
Очень важно уже на первом занятии создать эмоционально комфортное и
безопасное пространство для участников группы.
Для снятия напряжения и установления контакта между участниками группы могут
проводиться следующие упражнения: «Подражательный круг», «Звуковой мяч»,
«Музыкальный диалог», «Оркестр», двигательные импровизации под музыку, «Пять
ритмов» и др.
Тема 2 «Я и мои чувства»
На занятиях, посвященных этой теме, подростки знакомятся с основными
эмоциями и чувствами (Приложение 1).
В ходе совместного обсуждения составляется список слов, обозначающих разные
чувства. Этот список может использоваться на протяжении всего учебного года, в ходе
работы группы он может дополняться, что будет означать расширение эмоционального
опыта группы.
В различных упражнениях подростки через двигательные и вокальные
импровизации, игру на инструментах передают, выражают и изображают различные
чувства и эмоции.
В работе над этой темой используются музыкальные произведения, выражающие
различные чувства (Приложение 2) и изображения людей в разных эмоциональных
состояниях (фотографии, произведения живописи). (Приложение 3).
Тема 3 «Как я звучу?»
Занятия этого раздела включают в себя все виды музыкальной терапии, и
направлены на раскрытие творческого потенциала подростков, освоение различных
способов невербального самовыражения.
Тема 4 «Я и мир вокруг»
Упражнения этой темы направлены на освоение социально приемлемых моделей
поведения и способов выражения эмоций, освоение и коррекцию коммуникативных
навыков. Помимо форм музыкальной терапии в этот раздел включены различные
дыхательные упражнения, несложные техники релаксации, коммуникативные тренинги.
Тема 5 «Заключительное занятие»
Заключительное занятие посвящено обсуждению опыта, полученного подростками
в ходе прохождения Программы.

8

2. Организационно-педагогические условия
№
п/п

2.1. Календарный учебный график на 2025–2026 учебный год
Основные характеристики образовательного
процесса

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10

Окончание учебного года

36
36
2
72
16
20
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства
31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации педагогических и профессиональных задач необходимо:
- помещение для проведения групповых занятий, соответствующее санитарногигиеническим нормам, с достаточным количеством стульев, соответствующих возрасту
обучающихся;
- качественные инструменты (пианино);
- техническое оборудование (музыкальный центр, видеоаппаратура);
- набор музыкальных и ударно-перкуссионных инструментов (барабаны, бонги,
тамтамы, тарелки, литавры, ксилофон, колокольчики, тамбурин, кастаньеты, маракасы и
т.п.);
- материалы для изобразительной деятельности (листы бумаги формата А4, А3,
цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, кисти);
9

- наглядные и дидактические материалы (иллюстрации и репродукции
произведений живописи, аудио- и видеоматериалы, художественная литература).
Кадровое обеспечение. Реализацией Программы занимается специалист, имеющий
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по
направлениям подготовки «Музыкальное искусство» и «Педагогика и психология».
Функционал специалиста регламентируется требованиями профессиональных
стандартов педагога-психолога.
Методические материалы:
№ Название раздела,
Материально-техническое Формы,
методы,
п/п темы
оснащение,
дидактико- приемы обучения.
методический материал
Педагогические
технологии
1
«Будем знакомы»
Диагностические
Словесные,
тесты,
методики, материалы для наблюдение, анализ
изобразительной
продуктов
деятельности
деятельности
2
«Я и мои чувства» Иллюстрации,
аудио-, Словесные,
видеоматериалы,
наглядные,
музыкальные и шумовые практические.
инструменты, материалы Методы
для
изобразительной музыкальной
деятельности,
терапии.
художественная
Игровые технологии,
литература
тренинг
3
«Как я звучу?»
Музыкальные и шумовые Словесные,
тесты,
инструменты, материалы наблюдение, анализ
для
изобразительной продуктов
деятельности,
аудио-, деятельности.
видеоматериалы,
Методы
иллюстрации
музыкальной
терапии. Тренинг
4
«Я и мир вокруг»
Иллюстрации,
аудио-, Словесные,
видеоматериалы,
наглядные,
музыкальные и шумовые практические.
инструменты, материалы Методы
для
изобразительной музыкальной
деятельности,
терапии.
Игровые
художественная
технологии.
литература
Тренинг
5
Промежуточная
Диагностические
Словесные,
аттестация
методики, материалы для практические, тесты,
изобразительной
наблюдение, анализ
деятельности
продуктов
деятельности
6
Аттестация
- Диагностические
Словесные,

Формы
учебного
занятия
Групповая

Групповая

Групповая

Групповая

Групповая

Групповая
10

заключительное
занятие

методики, материалы для практические, тесты,
изобразительной
наблюдение, анализ
деятельности
продуктов
деятельности

Работа с родителями является необходимым средством методического
обеспечения Программы.
Основные формы работы с родителями: - проведение родительских собраний и
групповых консультаций. Темы для консультаций отбираются в соответствии с запросами
родителей и с учетом состава группы подростков, особенностей и запросов участников
музыкально-терапевтической группы (Приложение 4).
При необходимости проводятся индивидуальные консультации для родителей.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы оценки эффективности музыкальной терапии направлены на
исследование эмоциональной сферы подростков.
Одним из основных методов оценки эффективности Программы является
наблюдение.
На первом занятии педагог знакомится с подростками, определяет уровень общего
развития и личностные особенности детей, выявляет склонности, интересы и способности
каждого участника группы. На основе полученных данных выделяются основные
направления психолого-педагогической работы на учебный год.
В течение года педагог-психолог ведет наблюдение за подростками во время
занятий, оценивает эффективность применяемых методов работы, корректирует их в
случае необходимости.
Обратную связь о своем состоянии после занятий дает сам подросток. Формой
обратной связи может служить беседа, эссе, ведение дневника самонаблюдения,
заполнение анкет, опросников, прохождение тестов, связанных с исследованием
психоэмоциональной сферы. Диагностику эмоциональной сферы рекомендуется
проводить до и после прохождения Программы.
Вид контроля

Цель проведения

Диагностический
инструментарий (формы,
методы, диагностики)
Входная
Определение
уровня
развития Беседа,
наблюдение,
диагностика
эмоциональной и коммуникативной опрос,
диагностические
сфер,
личностных
особенностей методики
подростков
Текущий
Оценка качества усвоения учебного Наблюдение, контрольное
контроль
материала,
оценка
готовности задание
обучающихся к восприятию нового
материала,
корректировка
методов
обучения
Промежуточная Определение
фактического
уровня Беседа, наблюдение,
аттестация
освоения программы обучающимися
диагностические методики
11

Итоговый
контроль
(аттестация)

Определение
успешности
освоения Беседа,
наблюдение,
программы, установление соответствия опрос,
диагностические
достижений обучающихся планируемым методики
результатам

Примерный перечень используемых анкет и опросников:
1. Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН)
2. Индивидуально-типологический опросник (Собчик)
3.Тест руки Вагнера (Hand Test)
4. Цветовой тест Люшера
5. Дневник самонаблюдения для подростков
Дата

Ситуация, событие

Моя реакция

Мои эмоции и чувства

Как я меняюсь

6. Дневник наблюдения (внешний мониторинг значимого для подростка
окружения) для заполнения родителями, другими значимыми взрослыми, друзьями:
Какие
эмоции Как эмоции проявляются в Как общается Что изменилось
проявляет чаще всего поведении

12

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
2. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)» от 24.07.2015 г. № 514н;
9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
10. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации «О
совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи» от 10.02.2015 г. № ВК- 268/07;
11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О мерах по
профилактике суицидального поведения обучающихся» от 27.02.2012 г. № 06–356.
12. Методические рекомендации Министерства образования Свердловской
области, ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный
центр, 2025 г.
Литература, использованная при составлении Программы
1. Абрамова, Галина Сергеевна. Практическая психология: Учебник для вузов и
ссузов. — М.: Прометей, 2018. — 540 с.
2. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. – СПб.: Питер, 2003. – 208 с: ил.
– (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
3. Выготский Л. С. Психология искусства/ Лев Выготский. – СПб.: Азбука, АзбукаАттикус, 2019. – 448 с. – (Азбука-классика. Non-Fiction).
4. Г.-Г. Декер-Фойгт, Д. Оберэгельсбахер, Т. Тиммерманн Учебник по музыкальной
терапии. – М.: ИД «Городец», 2021. – 544 с.
13

5. Гайнанова, А. А. Музыкотерапия, вокалотерапия: новые горизонты / Гайнанова
Аида Арслановна, Юдичев Сергей Вячеславович. Текст: электронный // Гуманитарные,
социальноэкономические
и
общественные
науки.
2014.
№
12–3.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/muzykoterapiya-vokaloterapiya-novye-gorizonty.
6. Гармаев А. Этапы нравственного развития / А. Гармаев — «Издательские
решения»
7. Герасимова И., Чернавцева Н. Музыкотерапия в работе с возбудимыми
подростками/ Московский психотерапевтический журнал, 2002, №3 с.96-109
8. Грецов А. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение,
самопознание— СПб.: Питер, 2011. – 416 с: ил. – (Серия «Книги А. Грецова»)
9. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов
/ил. Т. Бедаревой. — СПб.: Питер, 2008. — 190 с: ил. — (Серия «Книги А. Грецова»)
10. Грузевски, Кевин. Терапевтические игры для детей и подростков. 150
упражнений для повышения самооценки, налаживания отношений и совладания со
стрессом.: Пер. с англ. – СПб.: ООО «Диалектика», 2021.-224 с.: ил. – Парал. Тит. Англ.
11. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для
учителя и родителей.-М.: Просвещение, 1987.-207 с.
12. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст]/К. Э. Изард; пер. с англ. А.
Татлыбаевой. – СПб: Питер, 2000.- 464 с.: ил.
13. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии/ СПб: Издательский дом «Питер»,
2000.
14. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17
лет). Учебное пособие. 1–5 изд. – М.: изд. УРАО, 1996–1999. 176 с.
15. Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии Школьный психолог
Приложение к газете «Первое сентября». №03 (361), 2006-02-07
16. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер. с англ. С.
Коледа – М.: Институт Общегуманитарных Исследований,2006 – 256с.
17. Оленская Т.Л., Марченко А. А., Шебеко Л.Л., Врагов А.В., Марченко Е.А.
История и современные тенденции музыкотерапии / Т. Л. Оленская [и др.] // Здоровье для
всех: научно-практический журнал. – 2015. - № 2. – С. 15–21
18. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие
для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
19. Петрушин, В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии / В.И.
Петрушин // Журнал неврологии и психотерапии им. С.С. Корсакова. – 1991.– т. 91, №3.–
С. 96–99.
20. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер,
2001. — 448 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
21. Романин А.Н. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 208 с.
22. Рыбакова Н. А. Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки//
Психология и психотехника. -2015.-2 (77). – с. 150–158
23. Серебрякова Е. А. Влияние музыки на психофизическое состояние человека/
Вестник Брянского государственного университета. Издательство: Брянский
государственный университет имени академика И.Г.Петровского (Брянск) №1, 2014.
С.258-263
14

24. Соколова А. И. Музыкальная психотерапия: Использование самозвучащих
инструментов, перспектива применения/Вестник науки и образования №15(69). 2019.
С.108
25. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е. А.
Сергиенко, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова и др. — М.: Дрофа, 2019. — 248 с.: ил. —
Российский учебник.
26. Тарарина Е. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научнометодическое пособие. – Луганск: Элтон-2, - 160 стр.
27. Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Ф33 Основы музыкальной психологии: Учеб.
пособие. 2-е изд. / Е. Н. Федорович, Е. В. Тихонова. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 279 с.
28. Франкл В. Человек в поисках смысла. /Научное издание/ Сборник: пер. с англ.
Общ.ред. Л.Я. Гозмана. – М.: Прогресс, 1990 г.
29. Фромм Э. Человек для себя / Эрих Фромм; пер. с англ. А. В. Александровой. –
М.: Астрель, 2012–314 с.
30. Элькин В. М. Целительная сила музыки. Гармония цвета и музыки в терапии
болезней. - СПб.: «Респекс», 2000. – 224 с.
31. Информационно-образовательный ресурс о музыкальной терапии –
https://muzterapevt.ru
32. Научно-методический журнал «Музыкальная психология и психотерапия» и
другие материалы, и публикации Ассоциации музыкальных психологов и
психотерапевтов – http://www.ampp.ru
33. Портал психологических изданий PsyJournals.ru – https://psyjournals.ru/
34.. Журнал «Фома» https://foma.ru/
35. Всероссийский народный проект «Киноуроки в школах России»
https://lk.kinouroki.org/
Литература для обучающихся и родителей
1. Азбука эмоций / Н. Кедрова, ил Е. Хломовой. – М.: Редкая птица, 2021. – 112 с.
2. Баркан А. Практическая психология для родителей или Как научиться понимать
своего ребенка. – М.: 2000
3. Гармаев А. Этапы нравственного развития / А. Гармаев — «Издательские
решения»
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.:
АСТ. Астрель; ВКТ, 2011. 238 с.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ Ю. Б.
Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2014. – 256 с.
6. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для
учителя и родителей.-М.: Просвещение, 1987.-207 с.
7. Млодик И. Если они могут встретиться…или твой навигатор по дружбе. – Ростов
н /Д: Феникс, 2015.
8. Млодик И. Как строить мосты, а не стены: Книга для неидеальных родителей. –
М.: Суфлер; Ростов н /Д: Феникс, 2013.
9. Млодик И. Почти неволшебные превращения. – Ростов н /Д: Феникс, 2015.
10. Мусихин А. Зачем нужны эмоции и что с ними делать? Как сделать эмоции и
чувства своими друзьями / А. Мусихин — «Издательские решения»
11. Петрановская Л. В. Если с ребенком трудно. – М.:АСТ, 2013–144 с.
15

12. Петрановская Л. В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: АСТ,
2022. – 320 с.
13. Петрановская Л.В. Что делать, если…2? – М. Аванта+ и Астрель, 2012.
14. «Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей / Гюру Эйестад»:
Альпина Паблишер; Москва; 2014
15. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место
в жизни. – М.: Аст-пресс, 1999. (Практическая психология)
16. Суркова, Л. Ребенок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст/ Л. Суркова. –
Москва: Издательство АСТ, 2015. – 192.

Приложение 1а

16

Приложение 1б

17

Приложение 2
Примерный список музыкальных произведений
18

Альбинони Т. Адажио
Артемьев Э. Сибириада, Картины-настроения
Бах И. С. Ария из Оркестровой сюиты №3, Ариозо из кантаты №156,
Итальянский концерт, кантата №2, Бранденбургский концерт №3
Бетховен Л. Фортепианные сонаты №№8,14,23, финалы Симфоний
№№5,6,9
Бизе Ж. Пастораль, Старинная песенка
Бородин А. Ноктюрн из Струнного квартета
Брамс Й. Колыбельная, Вальсы, Венгерские танцы
Булез П. Пуантилизм
Вагнер Р. Полет валькирий, Увертюра к опере «Летучий голландец»
Гендель Ф. Аллилуйя
Глиэр Р. Концерт для арфы с оркестром
Григ Э. «Утро», «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт», «Сердце поэта»,
Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор
Дебюсси К. Лунный свет, Море
Дженкинс К. Палладио
Моцарт В. А. Маленькая ночная серенада, Реквием
Мусоргский М. Ночь на Лысой горе
Мэнселл К. Реквием по мечте
Орф К. Кармина бурана
Пендерецкий К. Сияние
Прокофьев С. Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»
Равель М. Болеро, Интродукция и Аллегро для арфы, струнного квартета,
флейты и кларнета
Рахманинов С. Вокализ, Фортепианные концерты
Россини Дж. Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
Рубинштейн А. Мелодия
Сен-Санс К. Лебедь
Уствольская Г. Дуэт для скрипки и фортепиано
19

Фибих З. Поэма
Хиндемит П. Соната для арфы
Чайковский П. «Времена года», Пятая симфония (I часть), Шестая
симфония (финал), Сентиментальный вальс
Шопен Ф. Прелюдии (№№16,24), вальсы, этюды (№№12, 23, 24), ноктюрны
Штраус И. Вальсы
Шуберт Ф. Ave Maria
Духовная музыка
Звуки природы (шелест листвы, шум моря, пение птиц и др.)

Приложение 3
Примерный список иллюстраций
20

Айвазовский И. «Вид на Капри», «Сигнал бури»
Амерлинг Ф. «Погруженная в мечты»
Андерсон С. «Рождество. Вот вам индюк»
Брюллов К. «Всадница», «Последний день Помпеи»
Буайи Л. «33 эмоции»
Бугро А. «Раскаяние», «Любимая птичка»
Васнецов В. «Аленушка»
Дега Э. «Балетная репетиция на сцене»
Дельво П. «Одиночество»
Дюкре Ж. «Автопортрет в образе зубоскала», «Ревнивый муж»
Крамской И. «Неутешное горе», «Оскорблённый еврейский мальчик»
Куинджи А. «Лунная ночь на Днепре», «Море. Крым», «Радуга», «Эльбрус»
Кустодиев Б. «Ярмарка»
Кюрбе Г. «Отчаяние»
Левитан И. «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «тихая обитель»,
«Березовая роща»
Малявин Ф. «Вихрь»
Моне К. «Сирень на солнце», «Кувшинки»
Морган Ф. «Поход на ярмарку»
Мунк Э. «Крик»
Перез Ф. серии «Эмоции» и «Чувства»
Поленов В. «Московский дворик»
Репин И. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный
убивает своего сына»
Рылов А. «В голубом просторе»
Стен Я. «Веселая семейка»
Фриан Э. «Детская печаль»
Чокарн-Моро П. серия «Приключения уличных сорванцов»
Приложение 4

21

Примерные темы консультаций для родителей
Особенности подросткового возраста
Общаться с подростком: как и о чём?
Эмоциональный интеллект и его развитие как условие позитивной
социализации и самосознания
Мироощущение современного подростка
Роль семьи в формировании психологического благополучия подростков

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».