Оглавление
1.Основные характеристики. ......................................................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка............................................................................................................. 4
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы................................................................. 6
1.3.
Содержание общеразвивающей программы............................................................... 7
1.4. Планируемые результаты ................................................................................................ 6
2. Организационно-педагогические условия .............................................................................11
2.1 Календарный учебный график...................................................................................... 11
2.2 Условия реализации программы: .................................................................................. 12
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................. 12
3. Список литературы .....................................................................................................................15
2
1.Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы: художественная
1.1.2. Актуальность программы: образовательная
Актуальность общеразвивающей программы «Цветные сны»раскрывается через
соответствие образовательной программы:
-нормативно-правовым актам и государственным программным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14. Методические рекомендации Министерства образования Свердловской области , ГАНОУ
Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр, 2025 г.
-региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам:
-потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей:
1.1.3. Отличительная особенность программы
Направленность(профиль) программы
3
О чём думает ребёнок когда рисует? Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже
знает о вещах. Его еще не зрелой нервно-мышечной координации недостаточно для
объединения манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам.
В своих рисунках ребенок выделяет только то, что кажется достойным внимания.
Все мы знаем, что дети начинают рисовать рано, они умеют и хотят фантазировать. Занятия
направлены на развитие у ребенка эстетического воспитания, а также на формирование
образного мышления и творческих способностей, способствует развитию воображения,
фантазии, чтобы ребенок смог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию.
Программа должна помочь ребенку познать как можно больше навыков, гармоничность
красок, лаконичность композиции. Поэтому важно с самых первых лет жизни ребёнка учить
видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, замечать характерные признаки
предметов и явлений, формировать у детей изобразительное умение и желание рисовать.
Главное- суметь вовлечь детей в творческий процесс.
1.1.4. Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной
общеразвивающей программы от 6 до 8 лет. Число детей, одновременно обучающихся в
одной группе – до 10 человек.
1.1.5. Объем и срок освоения программы
Объем общеразвивающей программы - 144учебных часа. Программа рассчитана на
год обучения.
Срок освоения: программа рассчитана на 1 год обучения и является базовым курсом
обучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Занятия проводятся с
сентября по май, включая каникулярные дни. Всего 36 учебных недель.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Режим
занятий:
периодичность
–
2
раза
в
неделю,
8
занятий
в
месяц,
продолжительность занятия – 2 учебных часа (с перерывом на отдых 15 минут). Занятия
проводятся во второй половине дня.
Форма обучения: очная
Форма организации образовательного процесса Групповая.
Все
занятия
предусматривают
освоение
теоретических
знаний,
и
формирование
деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют у детей развитию
творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли
через продуктивные виды деятельности.
Формы реализации образовательной программы
Традиционная модель реализации данной программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в
МАУ ДО Центр «Остров»
4
Перечень форм проведения занятий
Беседа, занятие, мастер- класс, занятие- фантазии,
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы
Презентация творческой работы, выставка творческих работ
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – развитие творческих способностей, художественного восприятия и
эстетического вкуса у детей через изучение основ изобразительного и декоративноприкладного искусства, формирование навыков самостоятельного творчества и критического
мышления.
Задачи:
Обучающие: (связаны с овладением обучающимися основам изобразительной
деятельности)
Ознакомление с элементами композиции, цветовой гаммой и формами.
Обучение основам перспективы и пропорции в рисунке.
Освоение различных художественных техник. Применение различных материалов
(карандаш, акварель, гуашь, пастель).
Работа с текстильными материалами (вышивка, аппликации, лепка из полимерной глины)
Знакомство с историей искусства. Изучение произведений известных художников и
мастеров декоративно-прикладного искусства.
Понимание значимости культурных традиций в искусстве.
Развитие навыков самостоятельной работы. Создание собственных произведений на
основе изученного материала.
Умение планировать и реализовывать творческие проекты от идеи до вопрощения.
Развивающие: (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и
приобретением детьми общеучебных умений и навыков)
Стимулирование
креативного
мышления.
Поощрение
оригинальных
идей
и
нестандартных подходов к творчеству.
Проведение творческих заданий, направленных на развитие воображения.
Развитие аналитических навыков. Обучение анализу и интерпретации произведений
искусства.
Улучшение моторики. Развитие мелкой моторики через работу с различными
инструментами и материалами.
Формирование навыков сотрудничества. Работа над коллективными проектами,
способствующая взаимодействию с другими детьми.
Обсуждение идей и обмен мнениями в группе.
5
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующихосвоению
содержания программы; выражаются через отношение ребенка к обществу, другим людям,
самому себе)
Формирование эстетического вкуса. Воспитание чувства прекрасного через
знакомство с искусством и природой.
Поощрение осмысленного восприятия красоты в окружающем мире.
Воспитание уважения у культуре и традициям.
Ознакомление
с
культурным
наследием
различных
народов
и
их
художественным традициям.
Поддержка интереса к изучению искусства как важной части человеческой
культуры.
Развитие уверенности в себе.
Создание условий самовыражения и признания индивидуальности каждого
ребенка.
Формирование
ответственности
и
самодисциплины.
Обучение
детей
планированию времени и ресурсов при выполнении творческих задач.
Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы и уважение
труду к других
1.3. Планируемые результаты
К концу года обучения дети будут знать:
-метапредметные результаты
Работать самостоятельно и в коллективе;
Умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место
-личностные результаты
Трудолюбие
Самостоятельность
Уверенность в своих силах
-предметные результаты
Основные и дополнительные цвета;
Цветовую гамму красок;
Понятие симметрии, контрасты форм;
Свойства красок и графических материалов;
Смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
6
1.4.
Содержание общеразвивающей программы
1.4.1.Учебный план
Учебный план на каждый год обучения (тематический)
Базовый уровень обучения (1 год)
№
п/п
1
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
6
6.1
Название раздела, темы
Введение в изобразительное
искусство
Знакомство с понятием
изобразительного искусства.
Обсуждение различных видов
искусства (живопись, графика,
скульптура)
Создание первой работы:
"Мой мир" — рисование на
тему "Что меня окружает".
Цвет и его восприятие
Основы цветовой теории:
первичные, вторичные и
третичные цвета.
Психология цвета: как цвета
влияют на настроение.
Эксперименты с цветами:
смешивание красок.
Создание цветового круга.
Рисование простых форм
Обсуждение простых
геометрических форм и их
сочетаний.
Рисование и создание
композиций из простых форм.
Живопись (гуашь и акрил)
Знакомство с гуашью и
акрилом: свойства и техники.
Создание картины с
использованием разных
техник живописи.
Графика (карандаш, уголь,
пастель)
Обзор графических
материалов и их
использование.
Рисование натюрморта с
использованием разных
графических техник.
Композиция и пространство
Основные правила
Количество часов
Всего
6
Теория
2
Практика
4
-
-
-
3
1
2
3
1
2
12
3
4
1
8
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
12
6
4
2
8
4
6
2
4
16
8
4
2
12
6
8
2
6
12
4
8
6
2
4
6
2
4
12
6
4
2
8
4
Формы аттестации
(контроль)
Вводная лекция
Вводная лекция
Презентация работ
Презентация работ
Презентация работ
Презентация работ
Презентация работ
7
6.2
7
7.1
7.2
8
8.1
8.2
9
9.1
9.2
10
10.1
10.2
11
11.1
11.2
композиции: баланс, ритм,
контраст.
Создание композиций с
учетом изученных правил.
Техника коллажа
Знакомство с техникой
коллажа: материалы и методы.
Создание коллажей на
заданные темы.
Декоративно-прикладное
искусство
Введение в ДПИ: виды и
значение.
Изготовление простых
изделий в технике ДПИ
(например, текстильные
игрушки)
Оригами и квиллинг
Основы оригами и квиллинга:
история и техника.
Создание фигур из бумаги:
оригами и квиллинг.
Основы работы с глиной
Свойства глины и основные
методы работы с ней.
Лепка простых форм: посуды,
фигурок.
Итоговая работа
Обсуждение итоговых работ,
подготовка к выставке.
Создание итоговой работы,
которая объединяет
изученные техники
Итого:
Презентация работ
6
2
4
12
6
4
2
8
4
6
2
4
16
4
12
8
2
6
8
2
6
12
6
4
2
8
4
6
2
4
16
8
4
2
12
6
8
2
6
Презентация работ
10
5
2
1
8
4
Выставка работ
5
1
4
144
48
96
Презентация работ
Презентация работ
Презентация работ
Данный учебно-тематический план направлен на всестороннее развитие творческих
способностей детей от 6 до 8 лет через практические занятия и теоретические знания в
области изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства. Каждый раздел
программы включает в себя как теоретическую подготовку, так и практическое применение
знаний, что способствует лучшему усвоению материала и формированию художественного
вкуса у детей.
Содержание учебно-тематического плана
Базовый уровень обучения
1.Введение в изобразительное искусство
Цели и задачи. Провести вводный урок о значении изобразительного искусства,
егоистории и основных направлениях.
1.1Обсуждение различных видов искусства (живопись, графика, скульптура)
8
Цели и задачи. Организовать обсуждение различных видов искусства (живопись,
скульптура, графика, фотография и т.д.) с примерами.
1.2 Создание первой работы: "Мой мир" — рисование на тему "Что меня окружает".
Цели и задачи. Задать задание на создание работы «Мой мир», где обучающиеся смогут
выразить свои чувства и мысли о своем окружении.
2. Цвет и его восприятие
2.1 Основы цветовой теории: первичные, вторичные и третичные цвета.
Цели и задачи. Провести урок по теории цвета, объяснив первичные, вторичные и
третичные цвета, а также их смешивание.
2.2 Психология цвета: как цвета влияют на настроение.
Цели и задачи. Рассмотреть психологические аспекты цвета: как разные цвета могут
вызывать различные эмоции и ассоциации
2.3 Эксперименты с цветами: смешивание красок.
Цели и задачи. Организовать практическое занятие по смешиванию красок,
позволяющее обучающимся экспериментировать с цветами.
2.4 Создание цветового круга.
Цели и задачи. Ознакомить обучающихся с основами цветовой теории через создание
цветового круга. Провести занятие по смешиванию красок для создания цветового круга,
объяснив первичные, вторичные и третичные цвета.
3. Рисование простых форм
Цели и задачи. Научить обучающихся рисовать простые геометрические формы (круги,
квадраты, треугольники) и использовать их в своих работах.
3.1Обсуждение простых геометрических форм и их сочетаний.
Цели и задачи. Развить навыки работы с простыми геометрическими формами и их
сочетаниями. Провести урок о простых геометрических формах и их сочетании в искусстве.
3.2 Рисование и создание композиций из простых форм.
Цели и задачи. Научить обучающихся создавать композиции, используя простые
формы и различные техники живописи. Задать задание на создание композиции из простых
форм, используя разные цвета и текстуры.
4.Живопись (гуашь и акрил)
4.1Знакомство с гуашью и акрилом: свойства и техники.
Цели и задачи. Познакомить обучающихся с материалами для живописи и их
особенностями. Провести практическое занятие по использованию гуаши и акрила,
демонстрируя различные техники и нанесения красок.
9
4.2 Создание картины с использованием разных техник живописи.
Цели и задачи. Задать задание на создание картины, комбинируя разные техники
живописи (например, лессировка, импасто)
5. Графика (карандаш, уголь, пастель)
5.1Обзор графических материалов и их использование.
Цели и задачи. Провести обзор графических материалов, объясняя их особенности и
применение в искусстве.
5.2 Рисование натюрморта с использованием разных графических техник.
Цели и задачи. Организовать практическое занятие по рисованию натюрморта с
использованием графических техник (карандаш, уголь,пастель).
6. Композиция и пространство
6.1 Основные правила композиции: баланс, ритм, контраст.
Цели и задачи. Изучить основные правила композиции: баланс,ритм,контраст, с
примерами известных произведений.
6.2 Создание композиций с учетом изученных правил.
Цели и задачи. Задать заданиена создание композиций с учетом изучения правил,
поощряя индивидуальное выражение.
7. Техника коллажа
7.1 Знакомство с техникой коллажа: материалы и методы.
Цели и задачи. Провести урок о том, что такое коллаж, его история и примеры
известных художников.
7.2Создание коллажей на заданные темы.
Цели и задачи. Ознакомить обучающихся с материалами для коллажа (бумага,
текстиль, природные материалы) и методами их использования. Провести практическое
занятие по созданию коллажей на заданные темы, поощряя использование различных
методов.
8. Декоративно-прикладное искусство
8.1 Введение в ДПИ: виды и значение.
Цели и задачи. Обсудить что такое декоративно-прикладное искусство, его виды и
значение в культуре. Провести урок о различных видах ДПИ (текстиль, керамика,
деревообработка) и их функциональных значениях.
8.2 Изготовление простых изделий в технике ДПИ (например, текстильные игрушки)
Цели и задачи.Организовать практическое занятие по созданию простых текстильных
игрушек, объясняя основные техники шитья.
9. Оригами и квиллинг
10
9.1Основы оригами и квиллинга: история и техника.
Цели и задачи. Провести мастер-класс по техникам оригами и квиллинга, объясняя
основные шаги и методы работы с бумагой.
9.2Создание фигур из бумаги: оригами и квиллинг.
Цели и задачи.
10. Основы работы с глиной
10.1Свойства глины и основные методы работы с ней.
Цели и задачи.Рассказать об основных свойствах глины и ее применения в искусстве и
ремеслах.Научить обучающихся основным методам работы с глиной (лепка, моделирование,
обжиг).
10.2Лепка простых форм: посуды, фигурок.
Цели и задачи.Провести практическое занятие по лепке простых форм (посуды,
фигурок), акцентируя внимание на технике и деталях.
11. Итоговая работа
11.1Обсуждение итоговых работ, подготовка к выставке.
Цели и задачи. Организовать обсуждение итоговых работ, где ученики смогут
поделиться своими впечатлениями и идеями.
11.2Создание итоговой работы, которая объединяет изученные техники
Цели и задачи. Задать задание на создание итоговой работы, которая объединяет все
изученные техники позволяя проявить креативность.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№
Основные характеристики образовательного
п/п процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни
36
72 (36/36)
4 (2/2)
144(72/72)
16
20
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
11
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства.
10
Окончание учебного года
31 мая
2.2 Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение
Парта ученическая – 2 шт.
Стул ученический – 2 шт.
Стол конторка Эврика детская – 1 шт.
Растущий стул для детей компаньон – 1 шт.
Стол детский – 9 шт.
Стул детский - 9 шт.
Мебель модульная - 3 шт.
Мольберт напольный прозрачный – 2 шт.
кадровое обеспечение
Реализовать программу может педагог дополнительного образования, обладающий
профессиональными знаниями (со средне- специальным или высшим педагогическим
образованием), имеющим практические навыки организации учебной деятельности детей
в области декоративно- прикладного творчества
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Базовый уровень: Устный опрос, творческие и самостоятельные работы, участие в
творческих выставках на уровне объединения, выставках, конкурсах.
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с программой три раза в
учебном году:
-входной контроль (нулевой срез) – сентябрь,
-промежуточная аттестация – декабрь,
- аттестация – апрель, май.
Содержанием аттестации обучающихся является:
12
Входной контроль (нулевой срез) – определяет начальный уровень знаний, умений,
навыков обучающихся по данному предмету и возможность образования по данной
программе – при наборе обучающихся в 1-й год обучения (базовый); имеющиеся знания.
Промежуточная аттестация – содержание изученного текущего программного
материала, содержание образовательной программы определенного этапа обучения (1
полугодия учебного года);
Аттестация – содержание всей образовательной программы в целом после учебного
года.
Формы отслеживания и фиксация образовательных результатов:
Индивидуальное
наблюдение,
журнал
посещаемости;
грамоты,
сертификаты,
дипломы, копилки детских работ, отзывы родителей.
13
3. Список литературы
1.
Галанов А.С, Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусствук.-М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 80 с.
2.
Грек В.А. Рисую штрихом. - Мн.: Скарына, 1992.
3.
Давыдова Г.Н. Соленое тесто. - М.: АРТ, 2005. - 256с., ил.
4.
Дубровская Н.В. Игры с цветом: Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами
цветоведения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2005
5.
Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей.
- М.: Просвещение, 1996.
6.
Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. Дошкольное воспитание, 1991,
7.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании
Nº9.
изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР-М.,2004.
8.
Лыкова
И.А.Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
Учебно-
методическое пособие.-М.:Издательский дом «Цветной мир», 2013.-208с.
9.
конспекты
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
занятий,
методические
рекомендации.
-
М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
10.
Мосин И.Г. Рисование: Учебное пособие для педагогов, воспитателей и
родителей. - Екатеринбург: У-Фактория, 1996.
11.
Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность
.Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет.-Изд.2-е.-Волгоград:
Учитель, 2015.-95с.
12.
Популярное
Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство.
пособие
для
родителей
и
педагогов.
-
Ярославль: Академия развития, 1997.
14