Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности Тико - мастера

Оглавление
2. Основные характеристики ________________________________________3
2.1. Пояснительная записка_________________________________________ 3
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы_______________________ 6
2.3. Содержание общеразвивающей программы________________________ 7
2.4. Планируемые результаты_______________________________________13
3. Организационно-педагогические условия_________________________ 14
3.1 Календарный учебный график __________________________________ 14
3.2. Условия реализации программы_________________________________ 14
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы_______________ 16
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________________ 17

2

1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – техническая.
Актуальность

программы

«ТИКО-мастера» обусловлены важностью

создания условий для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Для
полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального,
физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения.
Конструкторская

деятельность,

как

никакая

другая,

реально

может

обеспечить такую интеграцию.
Замечательным инструментом развития личности ребенка в области
научно-технического направления является методика ТИКО-моделирования,
способствующая

формированию

свободного

творческого

мышления

учащихся, эффективно действующая в условиях учебного сотрудничества и
реализующая

главные

системообразующие

компоненты

федеральных

государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Программа «ТИКО-мастера» с младшими школьниками реализуется
через практические занятия с ТИКО – конструктором и имеет научнопознавательное направление.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
обусловлена важностью навыков пространственного мышления как в плане
математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального
развития. Предлагаемая система практических заданий и занимательных
упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать у младших
школьников пространственные и зрительные представления, а также
помигает детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом
данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать
самостоятельно».

Конструирование

в

рамках

программы

–

процесс

творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и
детей, детей друг с другом, позволяющий учащимся провести интересно и с
3

пользой.

Через

развивающие

практические

занятия

дети

научатся

преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний
момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
умений

младших

самореализации

и

школьников,
формирования

необходимых
личности

для

дальнейшей

ребенка.

Программа

соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм
работы, направленных на вовлечение младших школьников в динамичную
деятельность, на обеспечение понимания ими логического, математического
материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков
самостоятельной деятельности.
Методика

ТИКО-моделирования,

направлена

на

решение

приоритетных задач:
•

создание

условий

для

творческой

самореализации

и

формирования личных достижений младших школьников на основе
предметно-преобразующей деятельности;
•

развитие познавательных мотивов и интереса к техническому

творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с опытом
конструкторской деятельности;
•

формирование

устойчивого

интереса

к

«предметам»

технического профиля и профессиональному самоопределению, в том числе,
развитие интереса к инженерным специальностям.
Методика ТИКО-моделирования основана на совместной практической
работе с конструктором ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор
Объемного моделирования). Конструктор «ТИКО» имеет сертификат
гигиенической безопасности СЭС и РОСТЕСТ (см. приложение) и одобрение
от Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена и Ленинградского областного института развития образования.
4

Отличительные особенности данной программы. Моделирование
предоставляет широкие возможности для организации и проведения
развивающей работы с детьми. Конструирование можно отнести к
продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный
продукт.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для детей 7 - 8 лет. Структура и
содержание программы соответствует возрастным особенностям детей
младшего школьного возраста.
Оптимальное количество детей в группе – 8 человек.
Объем программы – 36 часов,
Программа рассчитана на 2 год обучения:
1 год обучения: 36 часа в год,
Особенности организации образовательного процесса. В состав
группы входят дети одного возраста на постоянной основе.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с
групповой

формой

работы,

во

время

занятий

осуществляется

индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе
одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из
младших школьников разных возрастов. Занятия строятся на основе
практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО
(Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Форма организации дополнительного образования детей: студия.

5

2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель - формирование у младших школьников способности и
готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством
технического конструирования.
Задачи программы:


формирование представлений о гармоничном единстве мира и о

месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;


расширение

кругозора

об

окружающем

мире,

обогащение

эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;


развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения,

мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация и обобщение);


развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание,

прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и
результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);


развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через

формирование практических умений;


создание условий для творческой самореализации и формирования

мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности;


воспитание

трудолюбия,

добросовестного

и

ответственного

отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человекутворцу, умения сотрудничать с другими людьми.

6

2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
на 1 год обучения.
№
п/п

Название раздела, темы

1
2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Исследование многоугольников.
Изучение комплекции
конструктора ТИКО.
Конструирование по образцу.
Исследование многоугольников.
Четырёхугольники – квадрат.
Конструирование по образцу.
Исследование
многоугольников.
Четырёхугольники
–
прямоугольник.
Конструирование по образцу.
Исследование многоугольников.
Сравнительный анализ
треугольников.
Конструирование по образцу.
Исследование многоугольников.
Треугольники - остроугольный
треугольник.
Конструирование по
технологической карте.
Исследование многоугольников.
Треугольники - равносторонний
треугольник.
Конструирование по
технологической карте.
Исследование многоугольников.
Треугольники - равносторонний
треугольник.
Конструирование по
технологической карте.
Исследование
многоугольников.
Четырехугольники – ромб.
Конструирование по образцу.
Исследование многоугольников.
Четырехугольники - трапеция
Конструирование. по
технологической карте.
Исследование многоугольников.
Четырехугольники –
параллелограмм.
Конструирование по образцу.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

7

Форма
аттестации /
контроля

Исследование
многоугольников.
Пятиугольник.
Исследование
многоугольников.
Шестиугольник.
Исследование
многоугольников.
Треугольники - прямоугольный
треугольник.
Исследование многоугольников.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Разработка
и
реализация
конструкторских проектов.
Проект «Мастерская Деда Мороза»
Итоговое занятие за первое
полугодие. Выставка.
Исследование
многоугольников.
Пятиугольник.
Исследование
многоугольников.
Шестиугольник.
Сравнительный
анализ
многоугольников. Прямой угол
Сравнительный
анализ
многоугольников. Острый угол
Исследование
многоугольников.
Восьмиугольник.
Исследование многогранников.
Треугольная пирамида

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

24

Исследование многогранников.
Четырёхугольная пирамида

1

0,5

0,5

25

Исследование многогранников.
Пятиугольная пирамида.

1

0,5

0,5

26

Исследование многогранников.
Шестиугольная пирамида.

1

0,5

0,5

27

Исследование
многогранников.
Треугольная призма.
Исследование
многогранников.
Четырёхугольная призма.
Исследование
многогранников.
Пятиугольная призма.
Исследование многогранников.
Шестиугольная призма.
Сравнительный анализ
многогранников призмы и
пирамиды.
Разработка и реализация
конструкторских проектов. Проект
«Космический транспорт».

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

12
13
14

15
16

17
18
19
20
21
22
23

28
29
30
31

32

8

33

34
35

36

Конструирование предметов
окружающего мира на основе
изученных многогранников.
Призмы и пирамиды.
Сравнительный
анализ
многогранников. Кубооктаэдр.
Конструирование
предметов
окружающего мира на основе
изученных
многогранников.
Кубооктаэдр.
Итоговое занятие.

Всего

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

36

1 год обучения
Первые шаги детей по стране Геометрии должны быть интересными,
увлекательными и в то же время практически ориентированными,
понятными, опирающимися на ранее приобретённые знания. Превратить
скучные

занятия

по

геометрии

в

занимательное

путешествие

по

Геометрическому лесу вам поможет ТИКО.
Геометрический лес – это лес, в котором всё сконструировано из
геометрических фигур – растения, животные и т.д. Путешествуя вместе с
зайчонком ТИКО, дети познакомятся с его друзьями – лесными животными,
с гостями Геометрического леса – экзотическими животными. Узнаете о
повседневных заботах лесных животных и о забавных приключениях,
которые всё время происходят с ними.

Например, осенью Ёжик с

Бельчонком готовятся к зиме – надо помогать собирать им яблоки, орехи,
грибы, а весной у Скворца всё время возникает проблема с жилплощадью изза его длительного отсутствия зимой – приходится конструировать из ТИКО
скворечники. Фантазируйте, изобретайте! новые забавные приключения
Зайчонка ТИКО в Геометрическом лесу, одновременно изучая с учащимися 1
класса геометрические понятия и исследуя окружающий мир.
Рекомендуемые темы для изучения в 1 классе кружка «Геометрика»:
- времена года;
9

- праздники – Новый год, День защитника Отечества, Международный
женский день - 8 марта;
- взаимосвязь растений и животных в лесном сообществе;
- домашние животные;
- животные Севера и Юга;
- пауки,
- динозавры;
- зимняя и летняя олимпиады;
-

техника

–

военная,

строительная,

космическая

техника,

робототехника, наземный, водный, воздушный транспорт;
- профессии – спортсмен, архитектор, космонавт, плотник, парикмахер,
воспитатель, военный, ди-джеи;
- архитектура;
- космос.
На первом году обучающиеся знакомятся с окружающим природным
миром и различными сферами жизни человека, изучив темы: «Домашние и
лесные животные», «Перелетные птицы», «Животные Севера и Юга»,
«Динозавры – исчезнувшие животные», «Растения», «Времена года»,
«Транспорт», «Профессии», «Новый год!», «8 марта». Следующие три года
обучения рекомендуется посвятить более глубокому изучению окружающего
природного мира и таких областей человеческой деятельности как техника,
архитектура, градостроительство.

10

Учебно-тематический план
2 год обучения.
№
п/п

Название раздела, темы

1

Вводное занятие.
Основные геометрические фигуры.
Черчение многоугольников.
Четырёхугольники –
прямоугольник.
Виды техники.
Первый транспорт - носилки
Черчение многоугольников.
Четырёхугольники – квадрат.
Черчение
многоугольников.
Четырёхугольники
–
параллелограмм.
Изобретение колеса. Двухколесная
тележка.
Трех-, четырехколесная тележка.
Проект «Карета для Золушки»
Черчение многоугольников.
Четырёхугольники – ромб.
Водный транспорт – плот.
Черчение многоугольников.
Четырёхугольники – трапеция.
Водный транспорт – лодка.
Проекты «Парусные судна»,
«Пароход».
Черчение
многоугольников.
Развертка гексаэдра.
Изобретение
воздушного
транспорта.
Черчение многоугольников.
Развертка пирамиды.
Проекты «Современные
самолеты», «Вертолет».
Черчение многоугольников.
Развертка треугольной призмы.
Воздушный шар.
Черчение многоугольников.
Развертка четырехугольной
призмы. Дирижабль.
Черчение многоугольников.
Развертка кубооктаэдра.
Строительная техника .
Черчение многоугольников.
Развертка ромбокубооктаэдра.
Грузовой транспорт.

2

3

4

5
6

7

8
9

10

11

12

13

14

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

11

Форма
аттестации /
контроля

План, вид сверху, вид сбоку.
Прямоугольный параллелепипед.
Снегоуборочная техника.
Разработка
и
реализация
конструкторских проектов.
Проект «Мастерская Деда Мороза»
Проект «Зимние олимпийские
виды спорта».
Проект
«Бытовая
техника»,
«Компьютерная техника».
План, вид сверху, вид сбоку.
Треугольная призма. Танки и
бронетранспортеры.
План, вид сверху, вид сбоку.
Призма (основание – ромб). Ручное
вооружение.
План, вид сверху, вид сбоку.
Призма (основание –
параллелограмм). Военные
самолеты.
План, вид сверху, вид сбоку.
Трапециевидная призма. Военные
вертолеты.
План, вид сверху, вид сбоку.
Треугольная пирамида. Военные
ракеты, корабли.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

24

Проект «Военная техника».

1

0,5

0,5

25

Проект «Подарок маме!».

1

0,5

0,5

26

Черчение многоугольников.
Развертка октаэдра. Самокат.

1

0,5

0,5

27

Исследование
многогранников.
Додекаэдр. Велосипед.
Исследование
многогранников.
Икосаэдр. Мотоцикл.
Исследование
многогранников.
Усеченный икосаэдр. Скейт.
Исследование многогранников.
Ромбоусеченный кубооктаэдр.
Космическая техника.
Исследование многогранников.
Икосододекаэдр. Ракета.
Исследование многогранников
Курносый куб. Звездолет.
Исследование многогранников.
Звездчатые многогранники. Виды
космических тел.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

15

16

17
18
19

20

21

22

23

28
29
30

31
32
33

12

34

Проект «Техника Победы!».

1

0,5

0,5

35

Проект «Летнее путешествие».

1

0,5

0,5

36

Итоговое занятие.

1

0,5

0,5

Всего

36

2 год обучения
На втором году обучения с целью исследования окружающего
предметного мира предлагается «погружение» обучающихся в область
технического знания. Вариант формулировки темы, предназначенной для
глубокого изучения в течение всего учебного года – «История развития
техники с Древнего мира до наших дней». В рамках данной темы в
программе предлагается изучение и анализ форм технических объектов,
созданных руками человека и их воссоздание посредством сочетания
нескольких геометрических объектов.
2.4 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на
формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному
творчеству

в

окружающем

мире,

на

развитие

изобразительных,

конструкторских способностей, формирование элементарного логического
мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не
исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую
деятельность.
Изучив курс «ТИКО-мастера», дети успешно владеют основными
приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в
пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются
самостоятельным техническим творчеством.

13

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности
можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и
положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа
«ТИКО-мастера» создает для этого самые благоприятные возможности. В
дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и
приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции,
рекомендуем организовывать именные выставки

индивидуальных работ

детей и работ, созданных в результате совместного семейного творчества.
В ходе освоения каждого года обучения программы возможно
достижение предметных результатов в области математических знаний и
знаний предметов окружающего мира.
3.Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график на 2023-2024 год
№

Основные характеристики
образовательного процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

36

3

Количество часов в неделю

1

4

Количество часов

36

5

Недель в I полугодии

17

6

Недель во II полугодии

19

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

6 сентября
31 декабря – 9 января

10 Окончание учебного года

31 мая

3.2 Условия реализации программы
Для реализации программы «ТИКО-мастера» в МАУ ДО Центр
«Остров» создана специально организованная пространственная среда:
14

1.

Помещение со свободным пространством, соответствующее

санитарно-гигиеническим нормам.
2.

Стеллаж для хранения наглядного материала.

2. Наборы конструкторов ТИКО.
3. Учебный комплекс:
-иллюстрации;
-конспекты занятий;
-технологические карты.
Методические материалы
Занятия организуются в очной форме и дистанционно на время
карантинных мероприятий. Методы организации занятий.
Метод
Наглядный
Информационно – рецептивный

Репродуктивный
Практический
Словесный
Игровой

Рассматривание
иллюстраций,
технологических карт, готовых построек,
демонстрация способов крепления.
Обследование деталей для знакомства с
формой, определения пространственных
соотношений между ними (на, под, слева,
справа).
Воспроизведение знаний и способов
деятельности (собирание конструкций по
образцу, беседа, упражнения по аналогу).
Использование полученных знаний и
увиденных приемов работы на практике.
Краткое описание и объяснение действий,
сопровождение и демонстрация образцов,
разных вариантов моделей.
Использование сюжета игр для организации
детской деятельности, персонажей для
обыгрывания сюжета.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала и при выполнении творческих работ.

15

3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способами определения результативности программы являются:
- Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде
естественно-педагогического наблюдения.
- Выставки ТИКО-поделок «Город ТИКО-мастеров»
Предметные результаты:
Знание:
- основных терминов, используемых при работе с конструктором ;
Понимание:
- принципов соединения геометрических фигур от простых к сложным
Умение:
- использовать функции простейших геометрических форм при сборке
изделий и создании собственных конструкций.
Учащиеся приобретут начальные навыки создания изделий и конструкций по
технологическим картам.
Метапредметные результаты
Умение:
- планировать последовательность шагов для достижения целей;
- работать в паре и в коллективе;
- создавать изделия по собственному замыслу.
Личностные результаты
Проявление:
- стойкого познавательного интереса, трудолюбия;
- дружелюбия, инициативности;
- ответственности за свои действия, соблюдение правил поведения;
- нравственности (доброжелательности, правдивости, вежливости).

16

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Карпова

Н.М.

ТИКО-конструирование:

метод.рекомендации.

–

Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и
кадровых ресурсов», 2011
2.

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/

ресурсы

(методические

и

дидактические

материалы

-

для

интернетработы

с

конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации
для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
3.

Белошистая,

А.

В. Развитие

логического

мышления

младших

школьников: учебное пособие для академического бакалавриата / А. В.
Белошистая, В. В. Левитес. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.
— 129 с.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».