ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка ……………………… .……………...……………...3
1.2 Цель и задачи общеобразовательной программы ………………………...13
1.3 Содержание общеразвивающей программы…………………………….....15
1.1.3. Учебно-тематический план стартового уровня…………………16
1.2.3. Учебно-тематический план базового уровня……………………..19
1.4 Планируемые результаты…………………………………………………...23
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ…………………27
2.1. Календарно-учебный график………………………………………..27
2.2. Условия реализации программы……………………………………27
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………31
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….........35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..36
ПИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей………………………………………..40
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность – художественная.
Актуальность программы.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок - утверждал В.А.Сухомлинский.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного
возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших
мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в
настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к
готовности детей к обучению.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,
не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно
собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными
палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки
и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом,
возможности освоения мира детьми оказываются обедненными.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных
действиях,
доступных
сверстникам.
Это
влияет
на
эмоциональное
благополучие ребенка, на его самооценку.
От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность
руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Одним из эффективных форм развития моторики рук у дошкольников
является лепка. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно,
2
особенно в плане умственного, речевого и эстетического развития ребенка.
Программа «Лепота» направлена на развитие мелкой моторики руки детей с
помощью нетрадиционного художественного искусства - пластилина.
Одним из несомненных достоинств занятий лепки из пластилина с
детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных
областей знаний: дети реализуют познавательную активность, в интересной
игровой форме обогащают словарный запас, знакомятся с художественными
произведениями,
тактильные
и
развивают сенсорные эталоны. У детей воспитывается
термические
чувства
пальцев,
появляются
первые
математические представления о счете, величине, размере.
В процессе лепки, больше чем в какой-либо другой изобразительной
деятельности можно добиться максимальной активности обеих рук,
развивать и укреплять пальцы, движения обеих рук становятся более
согласованными,
а
движения
пальцев
дифференцируются.
Этому
способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
Чтобы усвоить технику лепки, ребенку нужно усвоить специальные
движения
относительно
их силы,
точности,
темпа,
направленности,
плавности и ритмичности.
Занятия лепкой из пластилина комплексно воздействуют на развитие и
психику ребёнка, предоставляют
чрезвычайно широкие возможности для
получения сенсорного опыта, познавательного, нравственного, и трудового
воспитания дошкольников. Во время обыгрывания различных сюжетов
ребенок начинает подражать взрослому, при этом стимулируется речевая
активность, расширяется пассивный и активный словарь ребенка.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей
дошкольного формирует художественно-эстетический вкус ребенка. Он
учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. В
работе с пластилином включается воображение и творческое мышление.
Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые.
Подробнее знакомится с различными формами, учится сочетать цвета. Лепка
3
из пластилина позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы,
надолго сохранять полученный результат.
Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж
некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с
отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом, закладывается
фундамент для умственного развития. Лепка с пластилином «связывает»
координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.
Лепка из пластилина как деятельность в большей мере, чем рисование
или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве.
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество,
мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме
предметов. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь
с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым
действиям с ней. Организация занятий в виде игры развивает у детей интерес
к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением
родному
языку,
с
ознакомлением
художественной
литературой,
с
наблюдением за живыми объектами.
Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность,
творческое мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и
нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится
планировать
свою
деятельность,
вносить
изменения
в
технологию,
конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Полученные знания,
умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в
углубленном освоении приемов лепки, так и в изобразительно-творческой
деятельности в целом.
Нормативно-правовые акты
для проектирования дополнительной
общеобразовательной программы «Лепота»:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
4
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.Стратегия развития
воспитания в
РФ
на период
до 2025года(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и
науки
Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196«;
9. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей»;
5
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по
проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки
России
от
28.08.2015
№
АК-2563/05«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной
деятельности
с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК- 641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
общеобразовательных
адаптированных
программ,
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-
инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13.
Приказ
Министерства
общего
и
профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об
утверждении
Концепции
развития
образования
на
территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Отличительные
разработана
на
особенности
основе:
примерной
программы:
Данная
программа
общеобразовательной
программы
дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Вераксы
Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С; Закона «Об образовании в
Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
программы
психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик»
под редакцией Н.Ю. Куражевой и «Давайте поиграем» тренинговое развитие
мира социальных отношений детей 3-4 лет,
«Давайте познакомимся»
тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6
лет под редакцией И.А. Пазухиной.
6
Программа «Лепота» направлена на всестороннее развитие ребенка от
3 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным
направлениям
–
когнитивному,
эмоционально-волевому,
познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Программа позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за
счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания,
решаются
не
только
образовательные,
практические
развивается
задачи,
но
индивидуальный
и
воспитательно-
творческий
потенциал
ребенка на основе совместной игровой деятельности ребенок-взрослый.
Для
решения
поставленных
задач,
на
занятиях
максимально
используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный.
Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по
развитию мелкой моторики.
Дети
дошкольного
материалами через
возраста
тактильные
наилучшим
ощущения.
образом
На
знакомятся
с
занятиях происходит
реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в
изобразительном
творчестве.
Тактильная
активность,
особенно
ярко
проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на
формирование фантазии.
Мелкая моторика, сенсорика, координация
движения - ключевые понятия для периода младшего дошкольного возраста.
Программа включает несколько направлений:
- «пальчиковый игротренинг и массаж кистей рук (дети знакомятся с
различными пальчиковыми играми, направленными на закрепление умения
правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержания позы кистей
рук, развивает ловкость, подвижность, улучшает работу мозга);
- «ручная умелость» (дети выполняют различные действия с бумагой,
пластилином, конструирование из лего, выполнение аппликаций тем самым
создает условия для проявления творческих способностей, воображения);
-
графические
навыки
(рисование
по
трафаретам,
штриховка,
дорисовка). Формирование графического навыка тесно связано с развитием
7
таких учебно-важных качеств как способность принимать задачу и
произвольно управлять своими действиями, зрительного анализа, навыков
пространственной ориентации.
- игры и действия с мелкими предметами (сыпучие материалы, работа со
шнурками, песком). Совершенствуются двигательные навыки, развитие
сенсомоторики и координация и пространственные представления.
Создание
программы
дополнительного
образования
обусловлено
отсутствием методического обеспечения занятий по лепке из пластилина и
актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего
дошкольного возраста.
Программа
«Лепота»
обеспечивает
своевременное,
всестороннее
развитие личности ребенка, активно помогает каждому ребенку в освоении
соответствующих возрасту умений и знаний, обучает систематически и
грамотно анализировать полученные результаты творческой деятельности.
Адресат программы.
Рекомендуемый для освоения программы возраст детей с 3 до 5 лет,
имеющие недостатки в развитии предпосылок учебной деятельности.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью
физического и психического развития. Повышается активность ребенка,
более разнообразными и координированными становятся движения, в том
числе и мелкая моторика. Ведущий вид деятельности – предметнодейственное сотрудничество. В этом возрасте происходит дальнейшее
совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно
связаны процессы мышления.
Мелкая
моторика
теперь
формируется
в
совокупности
с
кинестетическим чувством. Процесс развития мелкой моторики не должен
быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной,
творческой работы каждого ребенка под руководством и при помощи
взрослого.
8
Режим занятий:
Продолжительность занятия
для младших
дошкольников 15-20 минут;
Перерыв между учебными занятиями 10 минут;
Общее количество часов в неделю –2 часа;
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 академическому часу.
Оптимальное количество участников в группе (7-10 человек), группа
формируется по возрасту и направлению работы. Набор детей проходит по
предварительной записи.
Объем:
Программа рассчитана на 72 часа на весь учебный год;
Программа рассчитана на 2 года обучения, согласно рабочей программе, в
рамках которой занимается ребенок:
1 год обучения – 72 часа
2 год обучения: 72 часа
Особенности организации образовательного процесса:
Обучать работать с пластилином нужно в порядке повышения уровня
сложности: начинать лучше с простых и постепенно переходить к созданию
более сложных изделий. В процессе обучения детей важно подкреплять их
уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в
освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам
радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
Все изучаемые темы распределены по разделам:
1. стартовый - изучение и изготовление изделий исходных форм,
лепка по нотации педагога;
2. базовый - доработка исходных форм, выполнение более сложных
изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные
навыки закрепляются, изделия еще более усложняются, В некоторых темах
9
создаются довольно сложные многопредметные композиции: "Птичка –
заботливая мама", "Подарок маме", "Ракетодром.
В конце изучения каждой темы дети осваивают композицию –
размещение предметов на плоскости и прием размазывания и растягивания
пластилина на плоскости (например, в теме "Магазин игрушек" – группами
по 2–3 игрушки на рабочих досках, изображая витрину или прилавок). В теме
"Картина из пластилина" по законам композиции осваивается плоскость
картины, в темах "Чаепитие", "Урожай", "Дары леса" правильно подбираются
предметы с учетом их соразмерности.
Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов
и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их
доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Программа «Лепота» стартового уровня (дети 3-5 лет) направлена на
развитие
интереса и мотивации детей к лепке, изучение и выполнение
изделий самых простых объемных форм,
лепки,
научиться работать на
ограниченном пространстве, работать по образцу, учит анализировать формы
предметов, аккуратно работать с пластилином, развить мелкую моторику и
гибкость пальцев, подготовить руки к письму и более сложному выполнению
изделий. Овладение основными приемами поможет создавать необходимые
формы, придавать фигурам соответствующее положение, даст привыкнуть
пальчикам к нагрузке.
Педагог объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном
предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая
акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть
правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в
изделии.
Программа «Лепота» базового уровня (дети 4-5 лет) составлена на
основе знаний и приёмов работы, с пластилином полученных на первом году
10
обучения. Занятия по лепке становятся разноплановыми, более сложными,
ребенок выполняет работу по нотации педагога.
В начале, повторяются ранее изученные приемы лепки и осваиваются
новые:
пластичный и конструктивный
способ лепки, предметная и
сюжетная лепка, работа с расписным пластилином, знакомство с техникой
рельеф, барельеф, использование различного материала для украшения и
стеки.
Чередуются виды деятельности: слуховое и зрительное восприятие с
практической работой. На втором году обучения дети выполняют сложные
изделия. Практическая работа составляет основную часть времени каждой
темы. Она имеет общественно полезную направленность.
При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить
назначение своего изделия. На начальном этапе работы – осваивание
способов и технологии – по каждому виду отдельно. Они могут быть
учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому
образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические
приемы
изготовления
изделия.
При
выполнении
творческих
работ
предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого ученика
в художественном и технологическом исполнении. Учебный курс второго
года обучения направлен на развитие творческого мышления и креативного
подхода к выполнению изделий из пластилина.
Перечень
форм
обучения:
фронтальная,
индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных
технологий.
Перечень видов занятий: беседа, практическая работа, проигрывание
по ролям сказки, практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие,
рассказ педагога, показ педагога способа действия.
Особенности организации образовательного процесса.
11
Гибкая форма организации в досуговой деятельности позволяет
учитывать индивидуальные особенности детей, нахождение на определенном
этапе реализации замысла. Каждый ребенок работает на своем уровне
сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Работа с
пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости,
поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки.
Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не
только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является
оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к
творчеству.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: выставки творческих работ, презентация
работ,
открытое занятие для родителей, совместные мастер-классы с
родителями и детьми, праздники, портфолио ребенка с творческими
работами, участие в муниципальных, региональных выставках, конкурсах,
оценка овладения детьми каждого вида технически работы с материалом.
1.2 Цель и задачи общеобразовательной программы.
Цель программы: развитие
художественно-творческих способностей,
укрепление мелкой моторики и координации движений рук, у детей
дошкольного возраста от 3 до 5 лет, через художественно-изобразительную
деятельность посредством лепки из пластилина.
Задачи программы:
Обучающие:
-обучить
основным приемам работы с пластилином, закреплять
приобретенные навыки и умения, показать широту их возможного
применения;
-формировать умение
передавать простейший образ предметов,
явлений природы посредством пластилина;
12
- научить обследовать различные объекты (предметы) с помощью
зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия
их формы, пропорции, цвета.
-научить лепить из пластилина объемные фигуры, овладение основами,
умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание
образов;
- научить работать на заданном пространстве;
- научить последовательно, аккуратно и добросовестно выполнять свою
работу.
- научить детей работать по образцу и плану, предложенному
воспитателем, самостоятельно анализировать полученный результат;
- формировать умение выполнять коллективные работы, воспитывать
взаимопомощь.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- развитие пространственного воображения, глазомера.
- развивать внимание, воображение, память, познавательное мышление;
- развивать трудолюбие, терпение, аккуратность в труде, творческую
фантазию, творческий подход к делу.
-развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать
словарный запас;
-развивать активную речь детей; коммуникативные навыки;
- способствовать развитию усидчивости, выдержки, терпения, умение
доводить начатое до конца;
- развивать художественный вкус, изобретательность, интерес к
процессу и результатам работы
Воспитательные:
- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность;
-воспитывать наблюдательность и усидчивость;
13
- воспитание аккуратности, старательности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии лепных
поделок;
-воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при
создании коллективных работ.
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего
развития. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор
и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка,
ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Задачи
изобразительного
и
технического
характера
связаны
с
дальнейшим обучением детей различать и лепить предметы, ориентируясь в
величине, составлять из них несложные фигуры.
Для младшего дошкольного возраста характерно создание объемных
форм - цилиндра, шара, диска, потому обучение формообразующим
движениям следует проводить через лепку простейших предметов: палочки,
мяча, блинчика, лепешки. Прежде чем научить детей изображать предмет,
надо научить их
рассматривать его, обследовать, уметь выделять его
основные свойства. Вместе с детьми педагог рассматривает предметы. Важно
чтобы при этом дети поддержали предмет в руках, ощутили объем, размер.
Такое активное знакомство с формой предмета не только подводит к
пониманию формы, но и позволяет понять строение, одновременно
уточняются
пропорциональные
первоначальное
обобщение.
соотношения
Также
развитие детской самостоятельности.
14
занятия
между
частями
и
должны предусматривать
Учебный тематический план общеразвивающей программы «Лепота»
стартовый уровень для детей 3-4 лет
№.
Количество часов
Тема
Всего
Теория Практика
Знакомство с пластилином
1. Проверка индивидуальных
способностей детей
1
1
2
1
1
2
2. Мой веселый звонкий мяч
2
3. Солнышко проснулось,
деткам улыбнулось
4. Ягодки на тарелочке
1
1
1
1
2
5. Играем в магазин. Баранки и 1
конфеты
1
2
Творю что хочу
6. (самостоятельная
деятельность детей)
2
2
7. Осеннее деревце
1
1
2
8. Падают, падают листья
1
1
2
9. Консервирование овощей
1
1
2
10. Грибы грибочки выросли в
лесочке
1
1
2
11. Веселый ежик в лесу
1
1
15
Форма
аттестации/
контроля
Практическое
занятие,
диагностика
Практическое
занятие,
обсуждение
анализ работ
Практическое
обсуждение
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение
анализ работ
Выставка
Презентация
работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
2
12. Фруктовый сад
1
Творю что хочу
13. (самостоятельная
деятельность детей)
14. Кукла - неваляшка
15.
Обобщение одежда и обувь.
Лепка по сказке Маша растеряша
1
2
2
2
1
1
1
1
2
2
16. Жители зимнего леса
1
1
2
17. Рукавичка
1
1
2
18. Веселый снеговик
1
1
2
19. Елочка-красавица
2
2
20. Раскрасим чашку кукле Даше 1
1
2
21. Коврик для зайчат
1
1
2
22. Украсим сарафан кукле Тане 1
1
2
23. День рожденье медвежонка
1
2
1
16
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Выставка
Презентация
работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Диагностика
Самостоятельная
работа
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
2
24. Домашние животные Кудряшки для овечки
1
1
25. Дикие животные - Мишка в
берлоге
1
1
2
2
2
Творю что хочу
26. (самостоятельная
деятельность детей)
27. Лепка сказочного домика по 1
сказке «Теремок»
1
2
28. Ромашки для мамы
1
1
2
29. Курочка с цыплятами
1
1
2
30. Аквариум. Золотые рыбки
1
1
2
31. Зоосад
1
1
2
32. Красивые бабочки
1
1
2
33. Улитка на листочке
1
1
2
34. Плывет, плывет кораблик
1
1
2
35. Воздушные шарики
1
1
2
Скоро лето
36 Итоговый контроль
17
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Выставка
Презентация
работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Диагностика
Выставка и
презентация
Итого:
работ,
открытое
занятие
1
1
2
36
36
72
Учебный тематический план общеразвивающей программы
«Лепота» базовый уровень для детей 4-5 лет
Практические навыки формируются и закрепляются неравномерно
среди детей одного возраста. Задача воспитателя — создать благоприятные
условия для развития каждого подопечного. Учитывая личностные качества
и темп овладения приёмами лепки, педагог разрабатывает разноуровневые
задания.
Итогом
работы
над
изучаемой
темой
должно
быть
создание
тематической композиции. Работы, получившие лучшую оценку учащихся и
учителя, в том числе и выполненные дома, достойны всеобщего обозрения.
Такая выставка детям необходима, как и каждому художнику.
Лучшие работы, находящиеся постоянно перед глазами, приучают к
усвоению стандарта лепки, стимулируют стремление к лучшему. Поскольку
эти работы выполнены учениками, а не учителем, у слабых учеников
возникает ощущение посильности такого качества исполнения.
Выставка воспитывает уважительное отношение к работам товарищей
и к искусству в целом. Выставку детских работ должны видеть и родители,
поскольку она наглядно отражает уровень усвоения программы, уровень
развития образного мышления.
№.
Форма
аттестации/
контроля
Количество часов
Тема
Теория
Вводное занятие. Что мы
знаем. Проверка
1.
индивидуальных
способностей детей
Практика
2
18
Всего
2
Практическое
занятие,
диагностика
2. Ветка рябины
1
1
2
3. Грибное лукошко
1
1
2
2
4. Дары Осени
1
1
2
5. Заюшкин огород
1
1
2
6. Фруктовая корзинка
1
1
Свободное творчество.
7. Композиция работ
1
1
Собака со щенком
8.
2
1
1
Здравствуй, гость зима
9.
2
2
1
1
1
1
2
1
1
2
12.
1
1
2
Снеговик мешок с
13. подарками
1
1
2
Маленькой елочке холодно
14 зимой
1
1
Снежинка на ладошке
10.
Зимовье зверей
11.
Совушка-сова
19
2
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Выставка работ,
открытое
занятие
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
Свободное творчество.
15. Коллективная работа
2
2
Снежная крепость
16.
1
1
2
Лепка посуды по сказке
17. «Федорино горе»
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
Лепка мебели по сказке «Три
18. медведя». Стол и стул для
медвежонка
Пятнышки для жирафа
19.
Животные Севера
20.
Всадник на коне
21.
2
1
Свободное творчество.
22. Коллективная работа
1
2
2
Волшебница - весна
23.
1
1
2
1
1
2
1
1
2
26.
1
1
2
Как зайка ходил весну
27. встречать
1
1
Весенняя капель
24.
Зеленый наряд
25.
Домик для птичек
20
анализ работ
выставка работ,
открытое
занятие
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Выставка работ,
открытое
занятие
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
2
Красная шапочка в гости к
28. нам пришла
1
1
2
29.
1
1
2
Красивый пароход по реке
30. идет
1
1
2
31.
1
1
2
Первые цветочки у меня в
32. садочке
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Летит, летит ракета
Черепашка
Паучок и паутинка
33.
Радостный лягушонок
34.
К нам приехал цирк!
35.
Пластилиновый алфавит
Итоговый контроль
36.
21
2
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Практическое
занятие,
обсуждение,
анализ работ
Диагностика,
выставка и
презентация
работ,
открытое
занятие
1.4.Планируемые результаты
Метапредметные
результаты
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с технологией, изобразительным искусством,
музыкой, литературой.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий,
определяющих
развитие
психологических
способностей
личности,
осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и
познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и
характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону
ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их
уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Личностные:
В ценностно-эстетической сфере- формировать устойчивый интерес к
художественной
лепке,
эстетический
вкус,
любовь
к
прекрасному,
сформировать умение различать и передавать в художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
продукту творчества;
В
познавательной
творческое мышление,
сфере
–
развить познавательную
воображение,
фантазию,
активность,
пространственное
представление и цветовое восприятие; сформировать у детей практические
приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание,
отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином;
В трудовой сфере - воспитывать аккуратность в работе с пластилином,
трудолюбие и старание, бережное отношение к продукту труда, развивать
мелкую моторику кистей рук;
Метапредметные:
Сформировать способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности, собственной и одногруппников. Формировать
22
навыки сотрудничества, сформировать мотивацию и умение организовывать
самостоятельную
деятельность,
выбирать
средства
для
реализации
художественного замысла.
- умение отвечать на поставленные вопросы.
К концу года дети:
-реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал
для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально
опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить
сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и
представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют
уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые
варианты обобщения.
-в интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе
обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином
ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация
деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое
подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком
речи окружающих.
-знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками,
пальчиковыми
играми.
У
детей
появляются
первые
элементарные
математические представления о счете, размере, величине.
- развивают сенсорные эталоны. У детей воспитывается тактильные и
термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического
чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни,
должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного
опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с
материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит
реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в
изобразительном творчестве.
23
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского
творчества в технике лепки из пластилина позволяет решать не только
практические, но и воспитательные и образовательные задачи, способствует
всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся
выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять
второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки,
знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования
бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной
деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам,
приемам и средствам композиции.
Должны знать:
-
правила
и
приемы
работы
с
пластилином
(размазывание,
сплющивание, раскатывание, надавливание);
- правильное понятие о пропорции и соразмерности;
- знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
Должны уметь:
- размазывать пластилин, не выходя за контур рисунка;
- размазывать пластилин от центра в разных направлениях;
- скатывать пластилин между двумя ладонями и между пальцами в
круглую форму (горошины), палочки и самостоятельно наносить на готовый
шаблон;
- дополнять композицию различными образами и изображениями
(солнце, облака и др.)
- инкрустировать работу дополнительными материалами;
-смешивать два цвета пластилина приемом смешивания и вливания;
- проявлять активность в выборе цветовой гаммы, создавая яркий,
выразительный образ;
- проявлять самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
Должны иметь представление:
- о материале пластилин;
24
- о свойствах пластилина;
-об
инкрустировании
(природного
и
бросового
картин
дополнительными
содержания)
с
целью
материалами
создания
ярких,
выразительных художественных образов;
- о сезонных явлениях, предметах и явлениях окружающей среды,
традиционных для семьи, общества и государства, праздничных событиях
(День Матери, Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества,
Международный женский день, Пасха, Вербное воскресенье и др.)
- о порядке подготовки к занятию и уборке рабочего места по
окончанию занятия.
Формами фиксации результатов обучения по программе «Лепота»
являются
записи
достижений
детей
в
журнале
работы
педагога
дополнительного образования, оформление портфолио, грамоты, дипломы,
сертификаты, благодарности по итогам участия в конкурсах, итоговые
выставки готовых работ, отзывы родителей и детей, данные мониторинга.
Уровни усвоения программы. Индикатором эффективности реализации
учебной дополнительной образовательной программы «Лепота» является
мониторинг прослеживания усвоения программы всей группой и каждого
ребенка отдельно.
25
2. Организационно-педагогические условия.
2.1. Календарно-учебный график
№
п/п
1.
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
34
2.
Количество учебных дней
68
3.
Количество часов в неделю
2
4.
Количество часов
72
5.
Недель в I полугодии
15
6.
Недель во II полугодии
19
7.
Начало занятий
сентябрь
8.
Каникулы
9.
Выходные дни
10.
Окончание учебного года
25 октября по 31
октября
31 декабря-9
января
31 мая
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Занятия
проводятся
в
помещении
с
соблюдением
санитарно-
гигиенических норм и правил: просторное помещение или групповая
комната, мебель (столы, стулья, шкафы для хранения материалов и
инструментов, стенды и полки для размещения образцов и наглядного
материала, хранения незавершённых работ; набор инструментов:
стеки,
подкладные дощечки, салфетки для вытирания рук; материал для работы пластилин цветной, природный материал, бытовые отходы, подручный
материал; компьютерная техника;
Важнейшим
пространственной
моментом
среды,
является
соблюдаются
организация
предметно
основные
принципы:
рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость
(обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).
26
В групповом помещении выделены рабочая часть для занятий и
пространство для свободной деятельности. Есть зоны для постановки
сказочных спектаклей, для организации процесса песочной терапии, сюжетно
ролевых игр, экспериментирования, дидактических игр, конструирования,
ручного труда, чтения и рассматривания книг.
Среда носит стабильный, разнообразный, вариативный, динамичный
характер и предполагает возможность преобразования. Она постоянно
обновляется эстетически и интеллектуально с учетом специфики возраста и
восприятия детей.
Методические
материалы
-
творческие
занятия
обеспечены
материалами для творчества: цветной бумагой, пластилином, красками
(пальчиковых) и гуашью, кисточками, карандашами, альбомами; а также
природным материалом: шишками, крупой, фасолью, семечками, песком и
пр.
На занятиях используются развивающие игрушки, лото, мозаика,
конструкторы, дидактические игры; иллюстрированный, наглядный и
раздаточный материалы.
Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам
соответствовать их возрастным показателям. В пользование детям даются
только исправные и безопасные предметы.
Материальные затраты.
Работа объединения, требует достаточных материальных затрат.
Необходимые материалы и инструменты для успешной работы: цветной
пластилин, дощечки для лепки, формочки, набор стеков, салфетки для рук,
картон, влажные салфетки.
А также необходима различная учебная и
методическая литература, наглядные учебные пособия.
Художественные
материалы
и оборудование,
реализации программы:
Набор пластилина;
Дощечки или клеенки для лепки;
27
необходимые
для
Набор стеков;
Картон для основы;
Образцы лепных моделей;
Дополнительный материал (природный и т.д.);
Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой,
чтобы пластилин к ним не прилипал);
Хлопчатобумажная салфетка для рук;
Магнитная доска;
Раздаточный материал (шаблоны);
Демонстрационный материал.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания,
воображения,
мышления),
психофизиологической
а
также
сферы,
на
развитие
волевой
художественно-эстетической
и
сферы
подобрано в соответствии с темами занятий. Атмосфера на занятиях должна
быть только доброжелательная.
Учитывая такую особенность детей
дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия выстраиваются
таким образом, чтобы имело
место смена видов деятельности по
необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр, просто перемещение
по кабинету.
Чтобы
создать
мотив
для
продуктивной
деятельности
детей
используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание
ребенка творить:
Яркая предметная и изобразительная наглядность;
Игровые ситуации;
Новизна впечатлений;
Эффекты неожиданностей;
Ситуации успешности, сомнения, юмористические;
Поощрения в разных видах;
Элементы соревнования;
28
Проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями;
Любопытство, познавательный интерес;
Путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли
персонажа;
Музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом;
Элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.
Принципы обучения.
Вся
программа
предполагает
образовательный,
воспитывающий
и
развивающий характер обучения и строится на принципах:
комплексная
реализация
целей:
продуктивная,
развивающая,
воспитывающая;
продуктивно-ориентированной направленности;
дифференцированного и интегрированного обучения;
осознанного владения техниками и их использование на практике;
активности на уроке, включение в творческую деятельность каждого
ребенка;
наглядности
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение
результата обучения, овладение и освоение детьми навыками в области лепке
из пластилина.
Методы обучения. Выбор форм и методов обучения зависит от степени
сложности изучаемого материала, уровня подготовки воспитанников,
эмоционального
настроя
группы
и
желания
учащихся
работать.
Используются:
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, просмотр
иллюстраций из журналов, демонстрация и иллюстрация.
Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.
Диалогический метод: диалог между воспитанником и педагогом,
который
обеспечивает
более
полное,
29
точное,
углубленное
изучение
материала, путём обсуждения, возникающих проблем при разработке
творческих проектов.
Эвристический метод:
воспитанники самостоятельно с
учётом
приобретённых знаний и умений изготавливают новые творческие работы,
проводят поиск новых решений.
Проблемно-исследовательские методы: воспитанники совместно с
педагогом проводят исследования, обобщают материалы, используют новые
технологии.
Игровые методы: занятие-путешествие, игра.
Педагог должен стремиться к созданию на занятиях атмосферы
увлеченности
и
творческой
активности
детей,
этому
способствует
возможность коллективного выполнения работ и игровой метод обучения.
Работа с родителями.
Один раз в полугодие проводятся родительские собрания, открытые
занятия, промежуточные и итоговые выставки детей с приглашением
родителей. Также с родителями проводится воспитательная работа каждому родителю памятки «Памятка для родителей и водителей»,
«Обучение детей наблюдательности на улице», «Правила дорожного
движения для водителей», «Причины детского дорожно-транспортного
травматизма»,
правила:
«Спорт-альтернатива
Уважайте
ребёнка,
пагубным
Доверяйте
привычкам»,
ребёнку!».
«Простые
«Методические
рекомендации при работе с пластилином», «Знакомьтесь: пластилин»,
«Развиваем речь», «Каким должен быть хороший пластилин», «Правила
работы с пластилином»
На занятиях предполагаются различные упражнения, обогащающие
словарный запас детей. Информационный материал, небольшой по объему,
интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и
вовремя работы.
30
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
- мониторинг - в начале года (уровень первоначальных навыков), в
середине
года
(промежуточный
результат,
коррекция
программы,
индивидуальные работа с детьми), в конце года (итоговый контроль
полученных навыков).
- в виде творческих индивидуальных, групповых работ, участие в
конкурсах.
- метод наблюдения за детьми во время занятия, их коммуникация с
другими.
Работа по формированию навыков
проводится в несколько этапов, на
каждом из которых перед ребенком ставятся освоение определённых умений.
Этап №1. Подготовительный
Ребенок должен:
- освоить прием надавливания;
- освоить прием вдавливания;
- освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;
- освоить правильную постановку пальца;
-освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и
скатывания шарика между двумя пальчиками;
-научиться работать на ограниченном пространстве.
Этап № 2. Основной
Ребенок должен:
- научиться не выходить за контур рисунка;
- научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как
будто закрашивая его
- использовать несколько цветов пластилина, смешивать их;
- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные
предметы; различные природные материалы;
- научиться пользоваться стекой;
- научиться доводить дело до конца;
31
- научиться аккуратно, выполнять свои работы;
- научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими
детьми;
-научиться
восстановлению
последовательности
выполняемых
действий;
- научиться действовать по образцу педагога, научиться действовать по
словесному указанию воспитателя.
Этап № 3. Итоговый
Ребенок должен:
- самостоятельно решать творческие задачи.
- самостоятельно выбирать рисунок для работы.
-формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Входной контроль. Осуществляется в виде пробного занятия и выполнения
работы по образцу, в качестве проверки исходного уровня подготовки
обучающегося.
Текущий контроль. Диагностика знаний, умений и навыков в процессе
усвоения очередной темы в виде практической творческой работы по
заданной теме или образцу под контролем педагога.
Промежуточный контроль. Творческое практическое задание или задание
повышенной сложности (выполняется при подсказке и помощи педагога).
Итоговый контроль. Творческие практические задания, которые обучаемый
должен выполнить самостоятельно, не прибегая к подсказке педагога.
Способ фиксации учебных результатов программы - уровни – высокий
уровень, средний уровень, низкий уровень. Способ выявления – наблюдение.
Система оценивания личностных результатов программыРезультаты воспитания – (показатели уровня воспитанности) терпение,
усидчивость,
аккуратность
выполнения
работы,
умение
работать
коллективе. Метод выявления уровня воспитанности - наблюдение.
32
в
Результаты развития – развитие моторики, творческие способности (умение
самостоятельно декорировать изделие); оцениваются: навыки лепки, темп
выполнения работы и качество изготовленного изделия. Метод выявления
уровня развития - наблюдение.
33
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1.
Яковлева К. «Чудо дивное, диво чудное». М.: Молодая гвардия, 1985 г.
2.
«Учимся лепить и рисовать» / Ред.- сост. Зимина М..- С.-Петербург:
изд. «Кристалл», «Валерии СПб», 1998 г.
3.
«Кружок «Умелые руки». / Ред.- сост.М. Зимина.- С.-Петербург: изд.
«Кристалл», «Валерии СПб», 2000 г.
4.
Кард В., Петров С. «Пластилин». – С.-Петербург: изд. «Валерии СПД»,
2001 г.
5.
РС СD – ROM «Уроки лепки из пластилина», Москва, 2002г.
6.
Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства». – Самара: изд. «Учебная
литература», 2003 г.
7.
Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская». – Самара: изд. «Учебная
литература», 2005 г.
8.
«Ребенок без проблем» - изд. «Эксмо», М., 2008г.
9.
Д.Гамон, Аллен, Б.Брегдон «Как развить умственные способности,
память и внимание» - изд. «Клуб семейного досуга», Харьков Белгород,
2009г.
10.
Шкицкая
И.О.
«Аппликации
из
пластилина»
-Ростов-на-Дону
«Феникс», 2012г.
11.
Багрянцева А. «Домашние любимцы из пластилина»-Москва, ЭКСМО,
2014 г.
12.
Папки -
передвижки «Технологические карточки пластилиновых
поделок»- личная копилка руководителя Сидяковой С.Г.
Для воспитанников и родителей
1.
Яковлева К. «Чудо дивное, диво чудное». М.: Молодая гвардия, 1985 г.
2.
«Учимся лепить и рисовать» / Ред.- сост. Зимина М..- С.-Петербург: изд.
«Кристалл», «Валерии СПб», 1998 г.
3.
Кард В., Петров С. «Пластилин». – С.-Петербург: изд. «Валерии СПД», 2001 г.
34
4.
РС СD – ROM «Уроки лепки из пластилина», Москва, 2002г.
5.
Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства». – Самара: изд. «Учебная
литература», 2003 г.
6.
Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская». – Самара: изд. «Учебная
литература», 2005 г.
7.
Шкицкая
И.О.
«Аппликации
из
пластилина»
-Ростов-на-Дону
«Феникс», 2012г.
8.
Багрянцева А. «Домашние любимцы из пластилина»-Москва, ЭКСМО,
2014 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Мониторинг для оценки знаний, умений, представлений уровня
освоения содержания образовательной программы
Начало
года
Шар
Конец
года
Начало
года
Колбаска
Конец
года
Начало
Сплющивание
года
формы
Конец
года
Начало
Прищипывание
года
краёв формы
Конец
года
Начало
Размазывание
года
на силуэте
Конец
года
Начало
Отщипывание
года
части от целого
Конец
куска
года
Начало
Вытягивание
года
Конец от целого куска
года
Ф.И. ребёнка
Основные формы и приёмы лепки
35
Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин,
испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина.
Самостоятельно
Средний
не
уровень.
может
Ребенок
применять
не
основные
испытывает
приёмы
трудности
лепки.
при
лепке.
Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых
фигур
самостоятельно
или
с
небольшой
помощью.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры,
составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при
неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.
Приложение 2.
стирк
а
итого
Н.г.
К.г.
К.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Ф.И.
К.г.
Упражнения
К.г.
дятел
К.г.
ножницы
Н.г.
коза
Н.г.
гусь
Н.г.
кольцо
Н.г.
№
Н.г.
Мониторинг развития мелкой моторики рук
1
2
Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с
помощью воспитателя.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью
воспитателя.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
36
КАРТА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
О. И. ребенка
дата рождения «
И. О. родителей
Телефон
дата обследования «
Параметры оценивания
О баллов — ребенок не выполнил задание;
•1
балл — ребенок выполнил задание частично, допустил более 2
ошибок, использовал помощь взрослого при выполнении задания;
• 2 балла
ребенок выполнил задание самостоятельно, в полном
объеме, но допустил
1—2 ошибки при выполнении задания;
• З балла — ребенок самостоятельно правильно выполнил задание в
полном объеме, демонстрирует уровень развития, превышающий
возрастную норму.
Подсчет результатов
• 0—22 баллов — низкий уровень (Н).
• 23—37 балла — средний уровень (С).
38—45 баллов — высокий уровень (В).
Диагностируемый
процесс или
сфера
Количественная оценка
Восприятие
Память
Внимание
Зрительная
Концентрация
Слуховая
Устойчи
вость
Воображение
37
Распределение
Особенности
Мелкая моторика
Зрительная инструкция
Слуховая
инструкция
Общее количество
баллов
Уровень развития
Диагностируемый
процесс или
сфера
Адекватность
Общий фон
настроения
Адаптация
Общение с
детьми
Общение со
взрослыми
Личностная сфера
Реакция на
критику или
неуспех
Адекватность
Самооценка
38
Темп деятельности
Ориентировка
Уровень
притязаний
Коммуникативная
сфера
Особенности
Работоспособность
Страхи
Эмоциональная сфера
Самоконтроль
Уверенность в
себе
Волевая сфера
Качественная оценка
Тревожность
Волевая сфера
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Будем признательны Вам, если Вы ответите на наши
вопросы. Информация конфиденциальна
1. Ф. И. ребенка
2. дата рождения
З. Количество детей в семье
Который по счету данный ребенок?
4. Когда ребенок заговорил (отдельные слова)?
5. Обращались ли к невропатологу?
Повод:
6. Охотно
ли
ребенок
посещает
дошкольное
учреждение?
• Если
да:
что
ему
особенно
нравится?
• Если
нет:
что
ему
особенно
не
нравится?
7. Какие
любимые
игры
и
занятия
есть
у
ребенка?
8. Какие черты присущи ребенку? Напишите, пожалуйста, несколько черт
характера.
9. Отношение ребенка к критике (замечаниям взрослых) и неуспеху в
деятельности:
10. Как ребенок засыпает? Как ребенок просыпается?
• с трудом
• поздно
• легко и быстро • рано,
• рано
• поздно
• с трудом, с помощью взрослого
11.Любит ли ребенок, когда ему читают вслух?
О. И. О. родителя, заполнившего анкету
39