Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «После школы»

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………….3
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………..3
1.2. Цель и задачи программы ………………….................................8
1.3. Содержание программы ………………………………………….10
1.4. Планируемые результаты …………………………………………12
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
……………………………………………………………………………………15
2.1. Календарно-учебный график………………………………………15
2.2. Условия реализации программы…………………………………..16
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ………….19
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..…….23

1

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность: социально-гуманитарная
Актуальность:

В России число детей, проводящих время перед

монитором компьютера дома или в компьютерном клубе, с каждым днем
становится все больше и больше. Во времена Советского Союза достаточно
широко была развита инфраструктура так называемого детского и
молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества, дома юных техников
- их было столько, что в детской среде существовал устойчивый стереотип:
не ходить никуда после школы - аномалия. Сегодня такие места не исчезли,
но их количество значительно уменьшилось, они стали платными или
ребенок о них попросту ничего не знает. И постепенно становится уже
исключением ребенок, занимающийся какой-либо деятельностью, помимо
учебы - ситуация перевернулась.
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно
подростка, занимает досуговая сфера. Неорганизованный, стихийный досуг
детей и подростков, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях часто

источник

отрицательной

реакции

на

неудовлетворенность

в

потребностях, причина противозаконной деятельности детской компании,
импульс к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа жизни .
Количество зависимых от компьютера детей, которым не хватает
родительского внимания, живого общения, творческой деятельности растет с
каждым днем.. Дети стали меньше заниматься спортом и творчеством. Это
привело к слабому физическому и творческому развитию личности, к малому
духовному росту. Дети все меньше и меньше читают, общаясь виртуально, у
них плохо развиваются коммуникативные навыки общения.

2

Свободное время

ребенка -

мост в большой мир, это всегда

самореализация и самореабилитация,

самовоспитание. Суть досуга -

поддержать ребенка как человека и деятеля.
Грамотно организованный досуг школьника
бездуховности,

эмоциональной

бедности,

- школа профилактики

интеллектуальной

узости,

практической ограниченности, инфантильности. Интересная, насыщенная
положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстанавливать
свои физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы
эмоционального благополучия.
С целью формирования здорового образа жизни детей и профилактики
девиантного поведения, необходимо проводить активную работу по
привлечению их в разные формы досуга. Через различные направления
досуга осуществляется непрерывный процесс воспитательной работы,
необходимый для достижения определенных результатов развития личности
и адаптации в обществе.
Психологические и медицинские исследования доказывают, что
ребенок младшего школьного возраста не должен быть предоставлен самому
себе,

так

как

невозможности

в

силу недостаточной

самостоятельного

развитости

планирования,

волевых качеств,

отвлекаемости

досуг

проходит бесцельно, бесполезно, а зачастую и вредит психическому и
физическому здоровью ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования предусматривает реализацию основной образовательной
программы начального общего образования через урочную и внеурочную
деятельность.
Одной из моделей организации досуговой (внеурочной) деятельности
младших школьников, их нравственного воспитания, интеллектуального и
личностного развития становится занятия по программе «После школы».
Актуальностью дополнительной

общеобразовательной

программы

является создание условий и возможностей для успешной социализации и
3

эффективной самореализации детей в социально значимой деятельности.
Программа «После школы»
внеурочной

деятельности

призвана обеспечить единство урочной и
учащихся,

способствовать

укреплению

их

здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее
физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.
Задача педагога заключается не только в том, чтобы занять ребенка
игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия,
которые

были

бы

интересны

и

полезны

младшему

школьнику,

способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали
его эмоционально. Программа «После школы» оказывает положительное
влияние на поведение младшего школьника, развивает культурный уровень
ребенка, способствует его социальной адаптации.
В процессе занятий

у младших школьников вырабатываются такие

значимые качества социально адаптированной личности, как трудолюбие,
внимательность, упорство в достижении цели, самостоятельность, умение
осознанно выбирать вид деятельности и способность доводить начатое дело
до конца. Занятия способствуют также формированию системы отношений
к самому себе, другим людям, окружающему миру. Доброжелательная
обстановка, внимательное отношение, помощь друг другу, взаимовыручка –
необходимые условия для личностного развития младшего школьника,
которые создаются в группе. Микроклимат группы даёт возможность всем
детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою
индивидуальность. Внеурочная деятельность во второй половине дня
стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает
условия для самореализации каждого ребенка.
Программа содержит теоретические положения по формированию
целостной воспитательной среды развития младшего школьника. Определяет
уклад школьной жизни интегрированного во внеурочную (прогулки,
подвижные игры, литературные чтения, развивающие игры и упражнения,
самоподготовка,) внешкольную (реализация индивидуальных маршрутов
4

развития,

экскурсии,

походы,

посещение

культурно

–

массовых

мероприятий) деятельность учащихся.
Отличительные особенности программы.
Первоклассникам тяжелее всего вступить в учебный процесс после
летнего отдыха, тем более, что они это делают впервые. Им приходиться
вживаться в новый коллектив, знакомиться с новыми правилами. Ребёнок
идёт в первый класс с уверенностью в том, что ему будет здесь хорошо.
Нужно сделать всё, чтобы оправдать эти ожидания.
Задача педагога сформировать такой классный коллектив, в котором
каждый ребёнок чувствовал бы себя комфортно, смог раскрыть свои
способности. Педагог организует деятельность по сплочению учащихся
класса и формированию детского школьного коллектива, а также по
изучению норм поведения в школе, семье, общественных местах.
Вся неурочная деятельность проводится с учётом работы учителей в
первой половине дня и составляется на основе единых требований к
учащимся. Совместные действия учителей-предметников и педагога ведут к
более успешной и эффективной работе с детьми, в познавательной
деятельности, эмоционально-волевой сферы и навыков взаимодействия в
коллективе.

Данная рабочая программа разработана на достижение

планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов
учащихся,

посещающих группу продлённого

дня, на формирование

универсальных учебных действий.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознания ответственности человека за благосостояние общества; уважения
истории и культуры каждого народа;
•

формирование

психологических

условий

развития

общения,

сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к
людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в
5

ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать
партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать
решения с учётом позиций всех участников;
• развитие

ценностно-смысловой

сферы

личности

на

основе

общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и
уважения ценностей семьи и общества, и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств
(стыда,

вины,

совести)

как

регуляторов

морального

поведения;

формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с
национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов,
инициативы

и

любознательности,

мотивов

познания

и

творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности
личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения
и эмоционально-положительного отношения к себе, развитие готовности к
самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности

к

формирование

преодолению
умения

трудностей

противостоять

и

жизненного

действиям

и

оптимизма;
влияниям,

представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и
общества,

в пределах своих возможностей,

в частности проявлять

избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда
других людей.
Деятельность по реализации программы осуществляется на основе
следующих нормативных документов:
6

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №
1726-р);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Адресаты программы – дети 7-8 лет.
Формы организации образовательного процесса: беседы, прогулка-поиск,
прогулка-наблюдение, наблюдение, подвижные игры, игры на сплочение,
викторины, творческие работы (коллективные и индивидуальные), проект,
практическое занятие, экологические акции, открытое занятие, экскурсии,
чтение произведений.
Продолжительность одного академического часа: 45 минут;
Перерыв между занятиями: 10 минут;
7

Общее количество часов в неделю: 4 часа;
Срок освоения программы и объем программы: программа рассчитана на
144 часа, 2 раза в неделю. Каждое занятие рассчитано на 2 часа.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: выставки,
презентация работ, выступление, защита.

1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

Цель: создание социально-психологических условий для
адаптации школьников,

развитие мотивации учения,

успешной

познавательного

интереса к миру, социальных и коммуникативных умений ребенка.
Задачи:


предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к

окружающему миру;


воспитание коллективно-групповой деятельности: основы общения и

взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация;


развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;



формирование бережного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих; полезных привычек, навыков личной гигиены;



стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений;

выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.


активизация познавательно-поисковой деятельности;



повысить образовательный и культурный уровень детей;



развивать основные нравственные качества личности ребенка;



развивать коммуникативные отношения ребенка;



развивать

творческие

способности

детей

на

основе

чтения,

изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;


приобретение первоначального опыт участия в различных видах

общественно полезной и личностно значимой деятельности;


формирование трудовых умений и навыков;
8



интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и
мировую культуру;



формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;



развитие

позитивного

эмоционально-ценностного

отношения

к

окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;


развитие

потребности

в реализации

собственных

творческих

способностей.
Программы «После школы»

направлена

на адаптацию школьника к

новым образовательным условиям и социализации в новой группе.
Профилактика возможных трудностей возникающих в ходе учебновоспитательного процесса, развитие саморегуляции своего поведения.
Второй год обучения программы направлен на развитие самого ребенка
как личности, его познавательной мотивации и творческих способностей,
развитие навыка коммуникации и сотрудничества с сверстниками.

9

1.3. Содержание программы
Учено - тематический план 1 года обучения программы
№ п/п

1.
2.

Название раздела,
темы
Праздник Осени. Знакомство с группой.
Солнышко в ладошке. Адаптационные
занятия
Имена, имена, имена в нашей жизни
звучат не случайно. Создание символа
своего имени

Всего

Количество часов
Теория
Практика

2

2

2

1

1

3-4

Я - исследователь. Прогулка-наблюдение
за природой. Почему листья желтые?
Собираем гербарий

4

2

2

5-6

Умелые руки не знают скуки: поделки
из
природного
материала
и
пластилина.
Все мы разные. Мой портрет в лучах
солнца. Настроение в лицах

4

2

2

4

2

2

В гостях у сказки. Чтение русских
народных сказок. Иллюстрации героев.

4

2

2

Юный краевед. Животные в мире людей.
По звериным следам.

4

2

2

4

2

2

7-8

8-9

10-11

12-13

Учимся сотрудничать. Психологический
тренинг.

14-15

Школа вежливости. Учусь говорить
красиво. Словарь вежливых слов

4

2

2

16-17

Руки матери сотканы из нежности

4

2

2

4

2

2

18-19

Юный краевед. Путешествие по родному
краю. Создание макета Красной книги

10

Формы
аттестации/
контроля
Презентация работ
Творческая работа
Беседа
Викторина
Презентация работ
Выставка
Экскурсия
Поиск - задача
Творческая
работа
Конкурс творческих
работ
Выставка
Наблюдение
Обсуждение
Творческая
работа
Обсуждение
Проигрывание
ситуаций
Творческая работа
Беседа
Мозговой штурм
Творческая работа
Тренинг
Игровые ситуации
Наблюдение
Обсуждение
Анализ
Коллективная
работа
Обсуждение
Игровая задача
Проигрывание
Творческая
работа
Анализ
Выставка
Коллективная
работа
Видео-экскурсия
Обсуждение
Коллективная

работа
Развиваем способности. Задачки для
смекалистых

2

1

1

21-22

Международный день пожилых людей.
Наши бабушки и дедушки. Создание
портрета.

4

2

2

23-24

Давайте жить дружно. Какой я друг?
Портрет моего друга. Киноурок для детей.

4

2

2

25-26

История семьи в истории страны. Моя
семья. Традиции моей семьи

4

2

2

27-28

Моя Родина-Россия. Народы России.
Традиции и обычаи. Азбука народной
мудрости

4

2

2

29

Уроки добра. Всемирный день доброты.

2

1

1

30

Я и общество.

4

1

1

31-32

Мой дом - моя крепость. Изучаем дома
различных народов.

4

2

2

33-34

Каждой вещи свое место.
Вещь-портрет владельца

4

2

2

35-36

Учимся общаться. Находим
выход
из
«трудных»
ситуаций
Я - исследователь.
Прогулка –
наблюдение. Изучаем природу. Защитные
свойства снега
Зимняя сказка. Знакомство с картинами
русских художников
Конструирование из бумаги. Можно ли
жить в холоде. День оленевода

4

2

2

4

2

2

4

2

2

1

1

2

20

37-38

39-40
41

11

Интеллектуальная
игра
Обсуждение
Анализ
Выставка
Творческих
работ
Выступление
Обсуждение
Игровые ситуации
Обсуждение
Анализ
Коллективная
работа
Просмотр видео
Обсуждение
Творческая
работа
выступление
Просмотр видео
Обсуждение
Творческая
работа
Акции
Обсуждение
Творческая
работа
Игровые ситуации
Обсуждение
Анализ работ
Коллективная
работа
Презентация
Обсуждение
Творческая
работа
Обсуждение
Анализ работ
Игровые ситуации
Обсуждение
тренинг
Экскурсия, опыты
Поиск задачи
Творческая работа
Обсуждение
Посещение музея
Обсуждение
Творческая

работа
Видеоэкскурсия
Обсуждение
Творческая работа
Выставка
Презентация работ
Обсуждение
Анализ
Презентация
Обсуждение
Анализ работ

Город, в котором я живу.
Бумагопластика. Создание макета города

4

2

2

Чудеса света. Познавательная
интеллектуальная игра

2

1

1

45-46

Берегите труд людей. Профессии моих
родителей. Какой я помощник?

4

2

2

47-48

Сам себе я помогу и здоровье сберегу

4

2

2

Я - исследователь. Календарь и погода.
Наблюдение за природой. Что изменилось
в природе.
Я - исследователь. Наблюдение
практика. Как растут растения.

2

1

1

2

1

1

Международный день птиц. Пернатые
изобретатели. «Гнездо, символ домашнего
уюта.
Нравственная беседа: Есть место подвигу
в жизни. Волонтеры победы

4

2

2

4

2

2

55-56

День морских путешествий. Делаем
корабли из дерева

4

2

2

57-58

День святого Георгия

4

2

2

59-60

Международный день музея

4

2

2

Видео-экскурсия
Обсуждение
Творческая работа

61-62

Мои достижения

4

2

2

Мы изменились

2

1

1

Обсуждение
Творческая
работа
Выставка работ
Презентация работ
Анализ

144

72

72

42-43

44

49

50

51-52

53-54

63

Всего:

12

Интерактивная
игра
Обсуждение
Выставка
Экскурсия
Наблюдение
Творческая работа
Опыт
Наблюдение
Анализ
Обсуждение
Обсуждение
Творческая работа
Презентация
Просмотр фильма
Обсуждение
Мозговой штурм
Творческая работа
Просмотр фильма
Акция
Обсуждение
Творческая работа
Просмотр фильма
Обсуждение
Творческая работа

1.4.

Планируемые результаты программы

Результатом освоения программы являются следующие знания, умения и
навыки:
Личностными результатами являются умение:
- ориентация на моральные нормы поведения и их выполнение;
- будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная
мотивация

учебной

деятельности,

целенаправленная

познавательная

мотивация; повышение уверенности в себе;
- формирование системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок;
- навыки контроля за поведением и проявлением эмоций, снятия
физического и эмоционального напряжения способствующего успешной
социальной адаптации;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Приращение личностного потенциала осуществляется через развитие
самосознания, умения находить выходы из трудных ситуаций, нести
ответственность за свои поступки. Ребёнок учится объяснять самому себе,
что он может сделать для того, чтобы помочь себе (и другим) справиться с
трудной ситуацией, как это можно сделать. В результате появляется
уверенность в своих силах, повышается самооценка.
Метапредметными результатами являются формирование следующих
умений и навыков:

13

Регулятивные: развитие навыка самообслуживания и

гигиены, научаться

контролировать и оценивать свои действия и поступки, принимать оценку
других людей, развитие навыка самостоятельности;
Познавательные: умение вести самостоятельный поиск и выделять нужную
информацию в тексте, строить рассуждения, делать логические выводы,
развивать познавательный интерес путем обогащения опыта познавательноисследовательской деятельности, развитие интереса к предметам,
Коммуникативные:

овладеть

навыками

общения

с

взрослыми

и

сверстниками, умение донести свою позицию до других: высказывать свою
точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, умение
договариваться с людьми: принимая различные роли в группе, сотрудничать
в совместном творческом деле, принимать и соблюдать правила общения.
Занятия

продуманы с

учетом

того,

чтобы атмосфера

на

них

распространялась по типу «заражения эмоциями» и являлась основным
механизмом регуляции и формирования эмоционального состояния и
контроля.
Формирование

уверенности

в

себе

и

снятие

тревожности

осуществлялось по таким направлениям, как формирование у детей
оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной
установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов,
переключаться с неприятных впечатлений, освобождаться от текущих
жизненных стрессов, укрепления уважения к себе, доверия к своим
способностям, умениям и навыкам.

2.Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный (учебный) график
№
п/п

Основные характеристики образовательного
процесса
14

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы

9.

Выходные дни

40
60
4
144
15
19
1 сентября
25 октября-31октября
28 декабря-9 января
27 марта-9 марта
4 ноября, 31 декабря9 января, 23февраля, 8
марта, 1,2, 8, 9 мая
31 мая

10. Окончание учебного года

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для

реализации

педагогических

и

профессиональных

задач

необходимо:
- просторное помещение для проведения занятий, для групповых
занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам, с достаточным
количеством стульев, соответствующих возрасту обучающихся;
- техническое оборудование (проектор, ноутбук, магнитофон, принтер);
-доска для записи мелом, определенное место для выставок творческих
работ, проектов, изделий.
При использовании методов художественного искусства понадобятся
материалы для изобразительной деятельности - листы бумаги формата А4,
пластилин, альбом, краски, карандаши, мольберты.
Кроме того, программа предусматривает использование в деятельности
интересного и яркого наглядного материала: иллюстраций и репродукций,
аудио- и видеоматериалов, фильмы, видео-экскурсии и презентации.

15

Кадровое обеспечение: программа предназначена для работы с детьми
младшего школьного возраста.
предполагает занятие с
включением

Реализация

педагогом

данной

программы

дополнительного образования

с

педагога – психолога (на базе школы) или в рамках

лаборатории «Школьные трудности». Совместное сотрудничество поможет в
полной мере составить психолого-педагогический портрет ребенка, его
«проблемные» зоны развития.
Методические материалы
Организация занятия
Структура группового занятия остается относительно постоянной в
течение учебного года: с самых первых занятий вводится последовательность
разных форм работы. Постоянство помогает детям усвоить порядок занятия,
что особенно важно для тревожных детей, имеющих трудности адаптации в
меняющейся обстановке.
Важной особенностью занятия является ритуализация процесса – ритуал
приветствия, ритуал прощания, ритуал для привлечения внимания и т.д.
Повторяющиеся элементы занятий создают у детей ощущение безопасности,
снижают уровень тревоги, удерживают границы группы, помогают в
преодолении защит, повышают вовлеченность участников.
Целенаправленная и систематическая работа с детьми поможет
развивать свои таланты, осознавая собственную уникальность и принять себя
как часть большого мира, страны, города. Позволит маленькому ребенку,
стать гармоничной личностью, имеющей нравственную устойчивость и
способность более эффективно использовать свои ресурсы в дальнейшей
жизни, во благо человечеству.
Основные подходы в проведении занятий:
1. Сохранение эмоционального благополучия каждого ребенка, путем
поддержания

атмосферы

доброжелательности,

безопасности, творчества и сотрудничества;
16

психологической

2. Формирование основных механизмов познания, через переживание знания
и осознание ребенком оснований собственной деятельности;
3. Деятельностный подход, принцип активности и самостоятельности;
4. Создание

условий

для

раскрытия

индивидуальных

способностей

учащихся как внутри группы, так и при участии в различных конкурсах,
интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических
конференциях
Формы и методы работы
Для реализации программы необходимы разные формы обучения:
занятие; интерактивные экскурсии; посещение музеев и библиотек;
театральная деятельность; арт-акции, праздники; участие в проектной
деятельности, опыты; наблюдение,

занятия с родителями, праздники и

выставки, фестивали и др. Программа включает два больших блока:
1.

Профилактическая

направлены

на

решение

работа

в

следующих

учебных

группах

Мероприятия

задач

программы:

осознанное

саморазвитие обучающихся и развитие позитивного (оптимистичного)
мироощущения: адекватное самовосприятие и самооценка, адаптивное
поведение,

поиск

совершенствование

и

обретение

волевых

жизнеутверждающих

качеств,

социальной

ценностей,

компетентности,

коммуникативных умений.
2. Психологические практикумы и тренинги (помощь психолога).
Основной задачей
расширение

реализации психологического практикума является

информационного

поля

обучающихся

в

вопросах

межличностного конструктивного взаимодействия, социального давления,
эффективных
саморегуляции
формирования

способов
и

выхода

из

саморазвития

сложных

жизненных

эмоциональной

жизнеутверждающих

17

установок,

ситуаций,

сферы

личности,

активной

жизненной

позиции.

Также

применяются

различные

психолого-педагогические

упражнения:
- Нейрогимнастика;
- Дидактические имитационные игры;
- Рисуночные методы (дерево, несуществующее животное)
- Напряжение-расслабление;
- Словарик добрых слов (коммуникация)
- Очищение от тревог
- Пилот и диспетчер (доверие)
Направление деятельности
Творческая деятельность: Занятия направленны на развитие творческого и
интеллектуального потенциала обучающихся, изучение предметов и явлений
окружающего мира и дальнейшее их изготовление или моделирование. А так
же осознание духовно- нравственной составляющей.
Игровая деятельность направлена, на формирование таких качеств личности
как: социальный и эмоциональный интеллект, толерантное отношение друг к
другу.

Поддержание

физического

здоровья

детей,

развитие

коммуникативных навыков.
Исследовательская

деятельность

направлена

на

исследование

и

наблюдение различных явлений окружающего мира.
Мероприятия и выставки:
Сплочение семьи, осознание ребенком общих семейных ценностей и
традиций. Творческое самовыражение через художественную, творческую
или деятельность. Уголок творческих работ в классе.

2.3. Форма аттестации /контроля и оценочные материалы.
18

Основным методом оценки эффективности программы является
педагогическое наблюдение. На первых занятиях педагог знакомится с
детьми, определяет уровень общего развития и личностные особенности
детей, выявляет склонности и способности каждого ребенка. В течение года
педагог ведет наблюдение за детьми во время занятий, оценивает
эффективность применяемых методов работы, корректирует их в случае
необходимости. В конце учебного года проводится итоговое занятие.
Развитие социальной компетентности у младших школьников является
одной из приоритетных задач в начальной школе. Насколько успешно
младший школьник сможет адаптироваться к новым для него условиям,
настолько успешно будет проходить социализация его в будущем.
Программа «После школы» предоставляет возможности для развития всех
компонентов социальной компетенции. В пространстве образования по
предмету младшие школьники не только получают возможность для
развития своих талантов и способностей, но и возможность расширить свой
социальный

опыт, пережить опыт успеха, реализовать свой потенциал в

социально значимой деятельности.
Изучение

педагогического

опыта

и

психолого-педагогической

литературы по проблеме исследования позволило выделить критерии
социальной компетенции младших школьников:
1. Когнитивный критерий
2. Мотивационно-ценностный критерий;
3. Поведенческий критерий;
4. Коммуникативный критерий.
В начале (сентябрь-октябрь) и конце (апрель-май) работы с группой
проводится мониторинг достижений детей.

19

Критерии

Показатели

Мотивационный

Отношение к другому человеку как
высшей ценности; проявления доброты,
внимания, заботы, помощи, милосердия
Познание другого человека (взрослого,
сверстника, способностью понять его
особенности и потребности; увидеть
возникшие перед ним трудности;
заметить
изменения
настроения,
эмоционального состояния и т. д.),
знания норм
Выбор адекватных ситуации способов
общения, этически ценных образцов
поведения
Умение обходится со своими чувствами
и эмоциями (понимание, выражение) и с
чувствами и эмоциями других людей

Когнитивный

Поведенческий
Коммуникативный

На

диагностическом

и

контрольном

этапе

используются

следующие методики:
1. В

целях

диагностики

первоначального

компетенции младших школьников

уровня

социальной

используется

«Шкала

социальной компетентности» А.М. Прихожан;
2. Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).
3. Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
4. Методику «Капитан корабля» (оценить уровень комфорта детей во
взаимоотношениях, узнать уровень статуса ребенка в группе,
проанализировать

заинтересованность

детей

в

общении

со

сверстниками.
5. Методика Рукавички» (Г.А.Цукерман) коммуникативные действия,
направленные на организацию и осуществление сотрудничества
(кооперацию)
6. Методика по выявлению нравственных представлений «Что такое
хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.

20

7. Диагностика жизнестойкости. Тест жизнестойкости. Методика С.
Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева. Позволяет определить уровень
сформированности жизнестойкости в целом и ее компонентов:
вовлеченность, принятие решений, контроль.
Перечень

форм

подведения

итогов

реализации

дополнительной

общеразвивающей программы:
1.

Включенное

наблюдение

с

целью

исследовать

динамику

взаимоотношений родителя и ребенка, взаимоотношений ребенка со
сверстниками, развития ребенка.
2. Цикл открытых занятий, мастер-классов для родителей, педагогов.
3. Дневник наблюдений за собой (записывать свои мысли, предложения)
4. Итоговые творческие занятия – выпускные занятие с вручением папок
достижений, подведение итогов программы.
5. Выставки и представление работ детей в конце каждого полугодия.
6. Участие детей в олимпиадах, творческих конкурсах и проектах на
международном, всероссийском уровне
7. Проектная деятельность детей, участие в Альтернативе «Первые
шаги»

21

3.Список литературы
1. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897].
2. Заворотов В.А. Группа, где всем интересно. М., 1989.
3. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. М.:
Айрис-пресс, 2003.
4

Буйлова

Л.Н.

“Современные

педагогические

технологии

в

дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
5.Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в
процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
6. Белопольская, И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая
эмоционально-коммуникативная игра для детей [Текст]/ И.Л.Белопольская –
М.: Когито-центр, 1994.
7.Битянова М.Р. На перекрёстке развития ситуации. //Школьный
психолог. – 2000. – №10. – С. 15 – 18с.
8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.:
Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
9. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
10.

Малкова

Ю.

“Умный

читатель”.

совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
22

Серия

“Через

игру

к

11. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1991
12. Большая хрестоматия для детей дошкольного возраста/Колл.
авторов; колл. художников. – м.:Астрель:АСТ, 2010. – 559 с.
13. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. Минск: «Лучи
Софии», 2002
14.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками /
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
15.

Ильин И.А. Значение семьи // Просветитель, 2006. №1

16.

Песенки. Потешки. Загадки. –М .:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп»,

2006; Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб.: Речь, 2007.
296
17.

Хилтунен

Елена.

Помоги

мне

стать

самостоятельным.

Упражнения для детей в повседневной жизни. М.: ЮНИОН - паблик»,
2005.
18.

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к

своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175с.

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».