Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности Развиваем пальчики

ОГЛАВЛЕНИЕ
2. Основные характеристики……………………………………………………..3
2.1 Пояснительная записка ……………………… .……………...……………...3
2.2 Цель и задачи общеобразовательной программы ………………………….6
2.3 Содержание общеразвивающей программы…………………………….......7
2.4 Планируемые результаты…………………………………………………...33
3. Организационно-педагогические условия…………………………………………………33
3.1 Календарный учебный график………………………………………..........33
3.2. Условия реализации программы………………….......................................34
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ……………….......35
4.Список литературы…………………………………………………………….39

2. Основные характеристики

2.1 Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Направленность

общеразвивающей

программы

–

социально-

из

показателей

гуманитарная.
Уровень

развития

интеллектуальной

мелкой

готовности

к

моторики
школьному

–

один

обучению,

поэтому

в

дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком
двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Работа по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки
позволяет поставить руку, подготовить её к работе. Учёными доказано, что
развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением
ребёнка.
Уделяя внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, можно
стимулировать речевое развитие ребёнка, способствовать улучшению
артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее
важно, это является мощным средством, повышающим работоспособность
коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
В

моей

группе

уровень

владения

мелкой

моторикой

и

интеллектуальной готовности к школьному обучению у всех детей разный,
но я как педагог должна дать всем детям равные стартовые возможности для
поступления в школу. Проанализировав ситуация в группе, было определено,
что для детей необходимо проводить дополнительные упражнения, занятия
на развитие мелкой моторики, которые будут способствовать развитию
уверенности у детей в своих возможностях, научат их быть более развитыми
интеллектуально, у них разовьются

познавательные интересы, внимание,

память и другие психические процессы.
2

Нормативно - правовой базой для составления данной программы
являются следующие документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
No273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
2.

Федеральные

государственные

требования

дошкольного

образования;
3.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании»;
4. Типовое положение об образовательном учреждении для детей
дошкольного и младшего школьного возраста (утв. Постановлением
правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);
5. Федеральные государственные требования к реализации ООП
дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 20.07.2011
No2151);
6. Основная образовательная программа дошкольного образования на
2013 –2016 г.г.
7. Положение о рабочей программе педагога.
Отличительные особенности общеразвивающей программы
Программа разработана с учетом возрастных, психологических
особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена
именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. Учитывается
ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения
представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме
выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче
освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно
сформирует

графические

навыки,

разовьет

зрительно-моторные

координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения
базовыми навыками каллиграфии в школе. Выполнение разнообразных
3

пальчиковых игр, графических заданий и тренингов проходят в системе,
способствуют не только совершенствованию тонкокоординированных
движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Адресат общеразвивающей программы
Дошкольники в возрасте от 6 - 7 лет.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе
образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок
дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность

выступает

как

основа

познавательной

активности,

сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических
функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми
компетенциями.

Развитие

потенциальных

возможностей

ребенка

посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами
начального общего образования, составляет основу начального образования.
В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще
одной не менее важной целью программы.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительностью 2025 минут по образовательной программе с перерывами 10 минут.
Занятия проводятся с группой детей (7-10 человек) в форме игр и
игровых упражнений с использованием наглядного материала.
Индивидуально – групповое занятие проходит в игровой форме,
насыщенном большим разнообразием практических заданий, их чередований
и прекрасно иллюстрированным большим фактическим материалом.
-индивидуальная работа, ее результаты могут быть использованы в
индивидуальном подходе к ребенку на занятиях.

4

Срок освоения программы – возраст детей, участвующих в
реализации данной программы: 6 –7лет, программа рассчитана на учебный
год.
Срок освоения общеразвивающей программы:
Объем программы – 72 часов,
Программа рассчитана на 1 год обучения:
Перечень форм обучения: очная, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, открытое
занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: практическое занятие, открытое занятие.

2.2 Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель:
Развивать зрительно-моторную координацию.
Совершенствовать движения рук.
Формировать графические навыки.
Задачи
1.Формирование силы, точности движений, гибкости суставов посредством
гимнастических мелкомоторных упражнений.
2.Развитие

зрительно

-

моторной

координации,

зрительно-

пространственного восприятия, анализа форм
3.Ознакомление с основными графическими элементами письменных букв,
посредством использования их в качестве декорирующих элементов.
4.Развития

навыков

конструирования

через

использование

лекал,

транспортиров, линейки,

5

2.3 Содержание общеразвивающей прграммы
Учебный план на 2022-2023 учебный год

1 часть

Сентябрь

1

2

2 часть

3 часть

«Осень»
1.Ветер по лесу летал,
Плавные, волнообразные
движения ладонями
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Вот кленовый.
Загибать по одному пальчику
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Спокойно уложить ладони на
стол
2.

Задание
Поставь
карандаш на
точку и медленно Графический
веди каждую
диктант «Зигзаг
линию, не
отрывая
карандаша от
бумаги

Мышка
Мышка в норку пробралась,
Делаем двумя ручками
крадущиеся движения
На замочек заперлась.
Слегка покачиваем

Задание
Дорисуй бабочку
и цветок по
пунктирным
линиям.
Заштрихуй

примечания

Гимнастика
для глаз
«Осень»
Осень по
опушке краски
разводила,
По листве
тихонько
кистью
поводила.
Пожелтел
орешник и
зарделись
клены,
В пурпуре
осинки, только
дуб зеленый.
Утешает осень:
не жалейте
Графический
лета,
диктант «Змейка» Посмотрите –

Количество
часов
Все Тео Пра
го рия ктик
а
2
1
1

2

1

1

6

скрещенными в замок
пальчиками
В дырочку она глядит,
Делаем пальчиками колечко
На заборе кот сидит!
Прикладываем ручки к голове
как ушки и шевелим пальчиками

3

Тема «Семья»
Пальчиковая гимнастика: «Моя
семья», «Кто приехал», «Очки».
Ласковая игра для пальчиков
"Чудесный мешочек (выбрать
на ощупь из трёх игрушек одну
нужную).

лепестки у
цветочка и
кружочки у
бабочки

Фигурки из
палочек(очки,
рожица)

осень в золото
одета!
Круговые
движения
глазами :
налево – вверх –
направо – вниз
– вправо –
вверх – влево —
вниз
Посмотреть
влево – вправо.
Посмотреть
вверх – вниз.
Зажмурить
глаза, потом
поморгать 10
раз.
(повторить 2
раза).
"Дорисуй узор".

2

1

1

Игра с горохом
или бобами
(выложить
игрушку, кольцо ,
7

кубик).
4

Тема «Наша Родина»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Здравствуй», «Обогрей».

Фигурки из
палочек (Солнце)
Игра с пшеном
(Берёзовая роща).

Дорисуй узор.

2

1

1

Гимнастика
2
для глаз
«Дождик»
Капля первая
упала – кап!
И вторая
прибежала –
кап!
Мы на небо
посмотрели
Капельки «капкап» запели,
Намочили
лица,
Мы их
вытирали.
Туфли –
посмотрите –
Мокрыми
стали.

1

1

Геометрическая
мозайка

Октябрь

1

Лодочка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
Изображаем лодочку, прижав
друг к другу ладошки, большие
пальцы прижимаем к ладоням
так, чтобы они не соединялись
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя. При этом
кисти рук изображают волны
Паруса подниму, Поднимаем
вверх большие пальцы
Синим морем поплыву. При
этом кисти рук опять
изображают волны.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Соединяем вместе две ладошки
и изображаем рыбок, делая
волнообразные движения

Задание
Поставь
карандаш на
точку и быстро
веди каждую
линию, не
отрывая
карандаша от
бумаги

Графический
диктант «Ракета»

8

2

3

Засолка капусты
Мы капусту рубим. Ребром
ладони показывается, как
рубят капусту.
Мы капусту трем. Кулак правой
руки трет о ладонь левой руки.
Мы капусту солим. Пальцами
имитируется посыпание солью.
Мы капусту жмем. Пальцы
обеих рук интенсивно
сжимаются в кулаки.

Тема «Посуда и пища»

Задание
Дорисуй
пирамидку и
мячик по
пунктирным
линиям.
Заштрихуй
каждое второе
кольцо в
пирамидке и
колоски на
мячике

2. Фигурки из

Графический
диктант
«Слоник»

5. Дорисуй узор

Плечами
дружно
поведем
И все капельки
стряхнем
От дождя
Убежим,
Под кусточком
посидим.
Сверху пальцем
показывают
траекторию
движения
капли, глазами
вверх.
То же самое.
Смотрят
вверх.
Вытирают»
лицо руками.
Показывают
руками вниз и
смотрят
глазами вниз.
Движения
плечами.
Приседают,
поморгать
глазами.
2

1

1
9

4

1

1. Пальчиковая гимнастика:
«Шалун».

палочек
(Конфеты).
3. Игра с красной
фасолью
(выложить
свеклу).
4. Игра
«чудесный
мешочек».

Тема «Домашние животные»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Повстречались», «Лошадки»,
«Овечки».

2. Фигурки из
веточек (кошка).
3. Игра с
перловкой
(телёночек).

5. Дорисуй узор.
4. Соедини по
точкам (щенок).

2

1

1

2

1

1

10

Ноябрь

Налим
Жил в реке один налим,
Медленные движения
соединенными ладонями,
имитирующие плавание.
Два ерша дружили с ним.
Движения ладонями с двух
сторон. Прилетали к ним три
утки. Взмахи ладонями.
Согнуть кулачки. По четыре
раза в сутки, И учили их
считать Раз, два, три, четыре,
пять. Разгибать пальчики из
кулачков, начиная с больших.

Задание
Поставь
карандаш на
точку и быстро
веди каждую
линию, не
отрывая
карандаша от
бумаги

Графический
диктант
«Ключик»

Гимнастика
для глаз
«Глазкам
нужно
отдохнуть.»
(Ребята
закрывают
глаза)
«Нужно
глубоко
вздохнуть.»
(Глубокий
вдох. Глаза все
так же
закрыты)
«Глаза по кругу
побегут.»
(Глаза
открыты.
Движение
зрачком по
кругу по
часовой и
против часовой
стрелки)
«Много-много
раз моргнут»
(Частое
моргание
глазами)
«Глазкам стало
хорошо.»
(Легкое
касание

11

2

3

Выложи по образцу.
Детям можно предложить
выложить более сложные
фигуры по образцу. Когда
ребёнок выложит фигуру с
опорой на образец, можно
убрать картинку и предложить
выложить фигуру по памяти.

Задание
Дорисуй
тополиный и
дубовый листики.
Заштрихуй их.

Тема «Дикие животные»
1. Пальчиковая гимнастика: «На
лужок «, «Мишки»., «Зайка и
ушки», Волк и лиса».

2. Работа с
гуашью (желтой
гуашью
кончиками
пальцев
раскрасить
цыплят, скомкать
бумагу в
маленькие
комочки – корм).
3. Игра с рисом:
(обвести утенка
по контуру и
выложить его
рисом).

Графический
диктант «Змея»

4. Самомассаж
гранеными
карандашами.
5. Дорисуй узор.

1 часть.
2
Забор
Сад забором
оградили. Чтоб
деревья дольше
жили.
Пароход
Пароход
большой
плывёт,
Капитан его
ведёт
2

1

1

1

1

12

4

Тема «Почта»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Гости», «Почтовый ящик»

2.Фигурки из
палочек
(конверт).
3. Работа с
гуашью (
кончиком пальцев
нарисовать
открытку).

4.
Художественный
труд (конверт).
5. Дорисуй узор.

2

1

1

Гимнастика
2
для глаз
«Елка»
Вот стоит
большая елка,
Вот такой
высоты.
У нее большие
ветки.
Вот такой
ширины.
Есть на елке
даже шишки,
А внизу –
берлога мишки.
Зиму спит там
косолапый
И сосет в
берлоге лапу.

1

1

1
Десять котят
У Мурочки нашей есть десять
котят, Ребенок складывает
ладошки, пальцы прижимает
друг к другу.
Сейчас все котята по парам
стоят: Локти должны
опираться на стол. Ребенок
покачивает из стороны в
сторону, не разъединяя пальцев.
Два толстых, два ловких, Два
длинных, два хитрых, Два
маленьких самых И самых
красивых. Ребенок
постукивает
соответствующими пальцами
друг о другу – от большого к
мизинцу.

Задание
Дорисуй фигуры
и линии

Графический
диктант «Елочка

13

Декабрь

Выполняют
движения
глазами.
Посмотреть
снизу вверх.
Посмотреть
слева направо.
Посмотреть
вверх.
Посмотреть
вниз.
Зажмурить
глаза, потом
поморгать 10
раз,
Повторить 2
раза.

Придумай и сложи!

Задание

1 часть.

2

1

1
14

2

3

Игра заключается в
придумывании и выкладывании
различных фигур: людей,
животных, растений, домиков,
машин и т. п. с помощью
счётных палочек.

Дорисуй чашку с
блюдцем и
конфеты: обведи
их по
пунктирным
линиям и
раскрась узор

Тема «Одежда и обувь»
1. Пальчиковая гимнастика: «
Варежки, сапожки, крючки».
2. Работа с пуговицами,
крючками, молнией, замками.

7. Дорисуй узор.
3. Работа со
шнуровками.
4. Растягивание
резинки (держа
пальчиками за
концы).
5. Работа с
бросовым
материалом
(украсить одежду,
обувь). 6.
Плетение узора
из разноцветных
шнурков.

Графический
диктант
«Медведь»

Грибок
В лес с
корзинкой я
пошёл, У
пенька грибок
нашёл
Табуретка
На табуретке
сидят за
столом, и без
неё неуютен
наш дом
2

1

1

15

4

Тема «Зима»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Погреемся», «Лёд», «Мороз».
2. Игра: «Разложи льдинки по
формочкам».

3. Работа с ватой
(снежные
сугробы).
4. Работа с
тонкими
бумажными
полосками
(снежинка по
образу меньшего
размера).

5. Дорисуй узор

16

1

Шла кукушка
Шла кукушка мимо рынка,
Идём по столу на
выпрямленных указательном и
среднем пальцах, при этом
остальные пальцы поджаты.
У неё была корзинка, Ладони
соединяются "ковшом" –
корзинка.
А корзинка на пол – бух!
Ударяем сомкнутыми ладонями
по столу/коленям, разъединяем
руки.
Полетело десять (девять,
восемь) мух! Разводим руки в
стороны, шевеля пальцами –
летящие мухи. Количество
разогнутых пальцев
соответствует тексту.

Задание
Дорисуй фигуры
и линии

Графический
диктант
«Девочка»

Гимнастика
2
для глаз.
Ах, как долго
мы писали,
Глазки у ребят
устали
(поморгать
глазками),
Посмотрите все
в окно
(Посмотреть
влево-вправо),
Ах, как солнце
высоко
(посмотреть
вверх).
Мы глаза
сейчас закроем
(Закрыть глаза
ладошками),
В группе
радугу
построим,
Вверх по
радуге пойдем,
вправо, влево
повернем
(посмотреть
по дуге вверхвправо и вверх-

1

1

17

Январь

влево),
А потом
скатимся вниз,
(посмотреть
вниз),
Жмурься
сильно, но
держись
(зажмурить
глаза, открыть
и поморгать
ими).

2

Найди, что изменилось .
Один отворачивается, а другой,
скажем, добавляет к солнышку
один или два луча. Первый,
снова глядя на фигуры, должен
определить, какие фигуры
изменились, и как.

Задание
Дорисуй
автомобили,
заштрихуй их.

Графический
диктант

1 часть.
2
Возможностей
видоизменения
фигур много:
можно
удлинять или
укорачивать
вагоны и
лодки, надевать

1

1

18

«Груша»

3

Тема «Зимующие птицы»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Голуби», «Воробьи.
2. Работа с мелкими
геометрическими фигурами
(птичка).

6. Дорисуй узор.
3. Обрывание
(украсить снегиря
мелкими
кусочками).
4. Ниткография
(зимний лес).
5.
Бисероплетение.

4

Тема «Зимние забавы»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Снежный ком» «Снеговик».
2. Фигурки из палочек (санки).
4. Самомассаж с шарами.

3. Работа с рисом
(зимний пейзаж).

5.Дорисуй узор.

на человечков
шляпы,
пристраивать
дома и т.п.
Чтобы
уменьшение
числа было не
так заметно,
используйте
его, когда
выкладываете
фигуры из 8 -10
палочек.

2

1

1

19

1
Пчёлки
Одна из рук стоит на столе,
опираясь на локоть, пальцы
растопырены (ёлка) На второй
руке пальцы смыкаются в
кольцо (улей) «Улей» прижат к
«ёлке».
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Заглядываем в "улей".
Надо в дом постучать,
Сжимаем кулачки, стучим ими
друг о друга.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
Стучим кулаками друг о друга,
чередуя руки.
Стали вдруг вылетать:
Разводим руками,
растопыриваем пальцы и
шевелим ими, пчёлки летают.
Раз два, три, четыре, пять!

Задание
Дорисуй фигуры
и узор.
Заштрихуй
кружочки.

Гимнастика
для глаз
«Кошка»
Вот окошко
распахнулось,
Кошка вышла
Графический
на карниз.
диктант «Домик». Посмотрела
кошка вверх.
Посмотрела
кошка вниз.
Вот налево
повернулась.
Проводила
взглядом мух.
Потянулась,
улыбнулась
И уселась на
карниз.
Глаза вправо
отвела,
Посмотрела на
кота.
Разводят руки
в стороны.
Имитируют
мягкую,
грациозную
походку кошки.

2

1

1

20

Февраль

Смотрят
вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят
влево.
Взглядом
проводят
«муху» от
левого плеча к
правому.
Дети
приседают.
Смотрят
прямо.

21

Выложи по образцу.
Детям можно предложить
выложить более сложные
фигуры по образцу. Когда
ребёнок выложит фигуру с
опорой на образец, можно
убрать картинку и предложить
выложить фигуру по памяти.

Задание
Дорисуй
картинку по
пунктирным
Графический
линиям. Раскрась диктант
ее.
«Машина»

3

Тема «Защитники отечества»
1. Пальчиковая гимнастика :
«Солдаты», «Бойцы-молодцы».
2. Фигурки из палочек (танк,
самолёт).

3. Работа с рисом
(салют на синем
картоне).
4. Конкурс "Кто
больше узелков
завяжет на
верёвке".

5. Штампуем
пальчиком
(дорисовать образ).
6. Дорисуй узор и
раскрась, не
выходя за контур.

2

1

1

4

Тема «Рыбы»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Рыбки».
2. Фигурки из палочек (рыбка,
ракушка).

3. Работа с
цветными
шерстяными
нитками
(аквариум).
4. Работа со
штампами

7. Дорисуй узор и
раскрась, не
выходя за контур.

2

1

1

2

1 часть.
Машина
Машина по
улицам мчится,
из - под колёс
пыль клубится.
Лодка с
парусом
Лодка с
парусом
плывёт,
Путешествоват
ь зовёт.

22

(превращение в
рыбку).
5. Работа с
манкой (шторм).
6. Ниткография
(волны).
1

2

1

1

23

Март

Гроза
Закапали капли .Постучать
двумя пальцами каждой руки по
столу
Идет дождь. Постучать
четырьмя пальцами
Он льет как из ведра! Стучим
сильнее
Пошел град .Косточками
пальцев выбиваем дробь
Сверкает молния. Шипящий
звук, рисуем молнию пальцем в
воздухе
Гремит гром! Барабаним
кулаками или хлопаем в
ладошки
Все быстро убегают домой
Прячем руки за спину
А утром снова ярко светит
солнце! Описываем руками
большой круг

Задание
Дорисуй фигуры,
не отрывая
карандаша от
бумаги.
Графический
диктант
«Зонтик»

Гимнастика
для глаз
Бабочка
Спал
цветок (закрыт
ь глаза,
расслабиться)
И вдруг
проснулся, (по
массировать
веки, слегка
надавливая на
них по часовой
стрелке и
против неё)
Больше спать
не
захотел, (помор
гать глазами)
Встрепенулся,
потянулся, (рук
и поднять
вверх - вдох,
посмотреть на
руки, руки
согнуты в
стороны выдох)
Взвился вверх
и
полетел. (потр
ясти кистями,
посмотреть
вправо-влево)

24

2

Придумай и сложи!
Игра заключается в
придумывании и выкладывании
различных фигур: людей,
животных, растений, домиков,
машин и т. п. с помощью
счётных палочек.

Задание
Дорисуй деревья
по пунктирным
линиям.
Графический
диктант
«Осиновый
листик»

1 часть.
Самолет
Самолёт я в
небе чистом
увидал. Жалко,
что ни разу в
нём Я не летал.
Санки
Санки зимой с
горки летят. В
санках ребята
хохочут,
визжат

2

1

1

3

Тема «Весна»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Весенний дождик».

2. Работа с
бумагой
(скатывание)
«дождик лей».
3. Работа со
штампами
(наполним тучку
дождиком).
4. Ниткография
(краски весны).

5. Дорисуй узор и
раскрась не выходя
за контур.

2

1

1

4

Тема «Мамин праздник»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Мамочка, тюльпан».

Фигурка из
палочек (цветок
для мамы)
3. Плетение (бант

26. Дорисуй узор и
раскрась, не
выходя за контур.

2

1

1

25

на коробку).
4.
Бисероплетение
(бусы для мамы).
5. Обрывание
(план).

Апрель

1

«Мои веселые пальчики»
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке. На первые
две строчки – поднять руки
вверх и поворачивать ладони
внутрь и наружу, затем
хлопать в ладоши, далее по
тексту.

Задание
Поставь
карандаш на
точку и веди
каждую линию,
не отрывая
карандаша от
бумаги

Графический
диктант
«Кораблик»

Гимнастика
для глаз
2
Буратино
Буратино
потянулся,
Вправо – влево
повернулся,
Вниз – вверх
посмотрел
И на место
тихо сел.
Встают на
носочки,
поднимают
руки и смотрят
на кончики
пальцев.
Не поворачивая
головы,
смотрят вверх –
вниз, вправо –
влево.

1

1

26

2

Найди, что изменилось .
Один отворачивается, а другой,
скажем, добавляет к солнышку
один или два луча. Первый,
снова глядя на фигуры, должен
определить, какие фигуры
изменились, и как.

3

Тема «Школа и библиотека»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Мы писали, колокольчик».

Задание
Дорисуй домик и
заборчик по
пунктирным
линиям.

1 часть.
Возможностей
видоизменения
фигур много:
можно
удлинять или
Графический
укорачивать
диктант «Цветок»
вагоны и
лодки, надевать
на человечков
шляпы,
пристраивать
дома и т.п.
Чтобы
уменьшение
числа было не
так заметно,
используйте
его, когда
выкладываете
фигуры из 8 -10
палочек.
2
2. Фигурки из
3. Графический
палочек ( тетрадь, диктант.
6. Дорисуй узор и
карандаш).
раскрась, не
4. Игра (с
выходя за контур.
закрытыми
глазами
выстроить

1

1

27

4

1

Тема «Космос»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Игра ладонями, Комета».
2. Фигурки из палочек
(звёздочка, ракета).

матрёшек
подряд).
5. Выложить
буквы и цифры
горохом.
6. Дорисуй узор.
3. Выложить
отгадки на
загадки
камушками
(ракета, небо).
4. Обрывание
(звёзды на тёмносинем небе).
5. Работа с рисом.

2

1

1

2

1

1

28

Май

Паучок
Руки скрещены. Пальцы
каждой руки "бегут" по
предплечью, а затем по плечу
другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Кисти свободно опущены,
выполняем стряхивающее
движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по
столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами
прижаты друг к другу, пальцы
растопырены, качаем руками
(солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
Действия аналогичны
первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
«Паучки» ползают по голове.

Задание
Дорисуй
картинку по
пунктирным
линиям. Дорисуй
недостающие
элементы.
Раскрась ее.

Графический
диктант «Лебедь»

Гимнастика
для глаз
Стрекоза
Вот какая
стрекоза - как
горошины
глаза.
Влево – вправо,
назад – вперед Ну, совсем как
вертолет.
Мы летаем
высоко.
Мы летаем
низко.
Мы летаем
далеко.
Мы летаем
близко.
Пальцами
делают очки.
Глазами
смотрят
вправо- влево.
Круговые
движения глаз.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят
вперед.
Смотрят вниз.

29

Выложи по образцу.
Детям можно предложить
выложить более сложные
фигуры по образцу. Когда
ребёнок выложит фигуру с
опорой на образец, можно
убрать картинку.

Задание
Дорисуй
картинку по
точкам. Раскрась
рыбок, водоросли Графический
и камешки
диктант
«Бабочка».

3

Тема «Цветы»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Цветки, мак,
хризантемы»
2. Фигурки из палочек (кактус,
ваза).

5.Дорисуй узор и
3. Обвести
раскрась, не
рисунок по
точкам (тюльпан). выходя за края.
4. Работа с
тычками
(полевые цветы).

4

Тема «День победы»
1. Пальчиковая гимнастика:
«Салют», «Солдаты».
2. Фигурки из палочек (танк,
флаг).

3. Ниткография
(вечный огонь).
4. Работа с
катушками
(памятник
павшим
солдатам).

2

5. Дорисуй
картинку в
зеркальном
отражении.

1 часть.
2
Бабочка
Крыльями
бабочка машет,
летает с цветка
на цветок нектар
собирает.
Мельница
Мельница
крыльями
машет вдали.
Будет мука,
чтоб пирог
испекли.
2

1

1

1

1

2

1

1

30

31

2.4 Планируемые результаты:
Предполагается развитие и совершенствование у детей:
 мелкой

моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные

координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
 крупных движений и умения владеть своим телом;
 пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в
пространстве – на примере собственного тела);
 активной речи, словарного запаса;
 мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
 навыков

учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять

словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их,
педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным
показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений
и навыков, которым ребенок должен овладеть за учебный год.
Диагностика ожидаемых результатов проводится в начале и конце учебного
года, определяющая уровень развития детей по подготовке руки к письму.

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарно-учебный график на 2022-2023 год
№ Основные характеристики образовательного
процесса
1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

36

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

72

5

Недель в I полугодии

16

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

5 сентября
31 декабря – 9 января

10 Окончание учебного года

31 мая

3.2 Условия реализации программы
Для реализации программы «Развиваем пальчики» в МАУ ДО Центр «Остров»
создана специально организованная пространственная среда:
- кабинет, оснащённый мебелью в соответствии с СаНПИН.
-

имеется

необходимый

инструментарий

и

дидактический

материал

соответствующий возрасту и требованиям программы с расчетом на каждого
ребенка по списочному составу.
- магнитофон для музыкального сопровождения занятий.
- имеется помещение для проведения физкультурных пауз.
Занятия проводит квалифицированный педагог дополнительного образования,
знающий возрастные особенности детей, владеющий навыками эффективной
коммуникации и педагогическими технологиями.
Методические материалы и материально-техническое оснащение


Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики
разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель».



Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы,
пуговицы,

крупный

бисер,

крупы

(горох,

фасоль,

гречка),

семена

подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки.


Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик,
рисунков по клеточкам.



Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,



Тетради в клетку, линейки, карандаши, лекала, транспортиры, тетради на
печатной основе с заданиями.



Тематические иллюстрации.
33

3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Диагностика ожидаемых результатов проводится в начале и конце
учебного года, определяющая уровень развития детей по подготовке руки к
письму по следующим тестам:
Тест 1 «Развитие тонкой моторики и умения работать по образцу»
(И.В.Дубровина, Т.В.Вохмянина, Е.Е.Данилова)
Ребенку предлагается срисовать слово, написанное латинскими буквами
(или любое прописное слово).
1 уровень (высокий) – выполняет задание без ошибок или

с одной

незначительной ошибкой;
2 уровень (средний) – выполняет с 2-3 ошибками;
3 уровень (низкий) – не справляется с заданием, воспроизведение очень
отдаленно напоминает образец.
Тест 2 «Пробы моторной одаренности» (Н.И.Озерецкого)
Определение

уровня

развития

зрительно-моторной

регуляции

действий,

моторной координации и ловкости.
Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
Проба 1.
Простоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки
вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками
пола.
Проба 2.
Скатать шарик из квадратного листа

бумажной салфетки (5см x 5см)

поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения
34

для правой руки – 15 секунд, а для левой – 20. Задание не засчитывается: 1) если
ребенок помогал себе другой рукой; 2) скатал недостаточно компактные шарики.
Проба 3.
Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой сначала на
правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не
засчитывается, если ребенок отклонился от прямой больше чем на полметра,
размахивал руками, коснулся пола согнутой ногой.
Проба 4.
Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец нити закреплен
на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками
указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить.
Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то
задание необходимо прервать и оно не засчитывается.
Проба 5.
Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок.
По бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по
10 в каждом – левом и правом рядах). Необходимо, действуя одновременно
двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из
обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд.
Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны.
Задание не засчитывается: 1) если движения обеих рук разновременные; 2)
уложено меньше чем по 5 спичек с каждой стороны.
За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл
1 уровень (высокий) – 5 баллов
2 уровень (средний) – 4 балла
3 уровень (низкий) – 1-3 балла
35

Тест 3 «Графический диктант» (Д.Б.Эльконина)
На тетрадном листе (каждому ребенку выдается такой листок с указанием его
имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставится одна под другой
3 точки (расстояние между ними по вертикали – 7 клеток). После объяснения,
сказав ставить ручку на первую точку, под диктовку воспитателя, не отрывая
руки от листочка, двигать по клеточкам (Первая строка 1 клетка вниз, 1 клетка
направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, дальше продолжайте рисовать такой же узор
сами; вторая строка: 1 клетка вверх, 1 направо, 1вверх,1 направо,1клетка вниз,1
направо, а теперь сами продолжайте рисовать этот узор; третья строка: 3 клетки
вниз, 1 клетка направо, 2 вверх, 1 направо,2 вниз,1 направо,3 вверх, 1 направо,
дальше рисуем узор сами.
1уровень (высокий) – узоры в целом соответствуют диктуемым; в одном из них
встречаются отдельные ошибки;
2 уровень (средний) – все узоры частично соответствуют диктуемым, но
содержат ошибки, или только один узор сделан безошибочно, а другие не
соответствуют диктуемым.
3 уровень (низкий) – ни один узор не соответствует диктуемым.

Тест 4 «Штриховка прямоугольника» (Е.А.Солнцева)
Инструкция: выполнить штриховку по образцу: вертикально (сверху вниз),
расстояние между линиями одинаковое
Критерии оценки:
1 уровень (высокий) – следует точному выполнению задания по образцу; линия
ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; выдерживает одинаковое
расстояние между линиями (2 балла)

36

2 уровень (средний) – придерживается при выполнении задания образцу; линия
ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; не всегда выдерживает
одинаковое расстояние между линиями (1 балла)
3 уровень (низкий) – часто смотрит на образец; линия не ровная отрывистая;
путается с направлением штриховки; не выдерживает одинакового расстояния
между линиями (0 баллов)
ФИ
ребёнка

Тонкая моторика, Моторная
умение работать координация
по образцу
ловкость
Н.г

К.г

Н.г

К.г

Графический
и диктант
Н.г

К.г

Штриховка

Н.г

К.г

37

4. Список литературы
1. Журнал «Дошкольное воспитание» №1-8 2012.
2.

З.Михайлова

«Игровые

занимательные

задачи

для

дошкольников»

М.

«Просвещение» 1990г.
3. Л. Генденштейн , Е. Мадышева Энциклопедия развивающих игр «Арифметические
игры для детей 6-7 лет»
4. С.А.Козлова «Я хочу в школу»-2007г
5.К.Утехина. "Развитие графических навыков у дошкольников" //Дошкольное
воспитание №5 1998
6.Аксенова М. "Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи."
//Дошкольное воспитание. 1990 - № 8.
7.Толбанова А." Пальцы помогают говорить" //Дошкольное воспитание. 1988-№9;
1989-№10.
8.Физкультурная минутка" Е.А.Каралашвили. Творческий центр Сфера Москва 2001

Интернет ресурсы
http://www.kindergenii.ru/;
http://www.maam.ru/;
http://nsportal.ru/;

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».