Адаптированная общеразвивающая программа Ловкие пальчики

ОГЛАВЛЕНИЕ
2. Основные характеристики программы …………………………………………………….3
2.1 Пояснительная записка ……………………….……………...………………………3
2.2 Цель и задачи общеобразовательной программы ………………………………….7
2.3 Содержание программы……………………………..............................................9
2.4 Планируемые результаты…………………………………………………... ……….10
3. Организационно-педагогические условия…………………………………………………11
3.1 Календарный учебный график……………………………………….......................12
3.2. Условия реализации программы…………………................................................14
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ………………..................15
4.. Список литературы…………………………………………………………………………20

1

2.Основные характеристики программы
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – художественная.

Актуальность программы.
В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста количества детей с
ограниченными возможностями здоровья. При сохранении этой тенденции прогноз
будущего для населения нашей страны крайне пессимистичен. Каждый ребенок
особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для
того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить
отличающие его особые образовательные потребности.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное
обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики
детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники
Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи
находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений
пальцев рук.
Особую категорию составляют дети с ОВЗ и нарушением опорно-двигательного
аппарата. Отличительная особенность таких детей заключается в том, что они
испытывают огромные трудности в обучении школьных предметов, взаимодействии с
другими людьми в общении, социальной адаптации. Поиск наиболее эффективных
методов адаптации детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является
актуальной проблемой современной педагогики.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Ловкие пальчики»
относится к адаптированным программам художественной направленности для работы с
детьми ОВЗ. Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики
детей с ОВЗ и своевременной помощи в формировании последовательной координации
движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Для развития детей с ОВЗ просто необходимы занятия по лепке из пластилина,
поскольку они развивают мелкую моторику, позволяют корректировать работу с
мышечным тонусом кисти рук, развивают творческую направленность, творческое
мышление,

воображение,

коммуникативные

навыки,

все

это

способствует

формированию адекватной самооценки обучающихся. Лепка из пластилина расширяет
2

познания об окружающем мире, представление о форме и цвете.
Новизна программы заключается в возможности успешного решения
вопросов, связанных с развитием у обучающихся моторики и ориентировки в
пространстве. Развивающие занятия лепкой направлены на изучение чувств,
способствуют

развитию

межличностных

навыков

и

отношений,

укреплению

самооценки детей с невротическими, психосоматическими нарушениями, а также детей
с трудностями в обучении, социальной адаптации.
В процессе занятий лепкой происходит «включение» обоих полушарий
головного мозга за счет равноправных согласованных действий ребенка обеими
руками, что особенно благоприятно для гармоничного развития двух сфер мышления –
эмоционально-творческой и рационально-логической. Помимо этого, процесс лепки,
как ни в какой другой деятельности, способствует активизации сенсорного развития
ребенка через тактильное восприятие формы предмета и его фактуры.
Занятия

по программе содействует реабилитации, социальной адаптации и

интеграции в общество, что особенно важно для детей с ОВЗ.
Программа «Ловкие пальчики» направлена на реализацию возможности
каждому обучающемуся ощутить радость достижения успеха, осознание своих
способностей, веры в собственные силы.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в создание
условий для снижения эмоционального напряжения, агрессивности, снятия мышечных
зажимов средствами декоративно-прикладного творчества. Лепка помогает выявить на
символическом уровне динамику внутреннего мира человека, передает характер и
эмоции, позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение.
Лепка

это способ психологической и эмоциональной

разрядки,

который

опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к внутренним ресурсам
организма, способствует обучению новым моделям поведения и развитию творчества.
Детям с ОВЗ сложно контролировать свои эмоции, выражать свои чувства,
взаимодействовать с окружающим миром. Благодаря лепке ребенок может научиться
управлять собой.
Обучение и развитие ребенка с ОВЗ направлено на всестороннем развитии его
личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает
целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные
возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. В
дальнейшем такой ребенок сможет обучаться с норматипичными детьми в
3

образовательной группе.
индивидуальный

В программе

для детей с ОВЗ является приоритетным

подход к ребенку с любыми способностями и разным уровнем

знаний, сочетание традиционных приемов лепки с техниками, направленными на
развитие сенсорных способностей и активизацию творческой деятельности учащихся.
Опыт работы с детьми с ОВЗ показывает, что на занятиях должна быть особенно
доверительная спокойная обстановка, поэтому данная программа нацелена на создание
комфортной среды общения.
Занятия лепкой способствуют решению как общеобразовательных, так и
коррекционных задач, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ
способностей, через овладение навыками тонкой ручной моторики и зрительнопространственной координации. Так же решаются задачи социально-личностного
развития - формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками, адекватно
воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относится к ним.

Нормативно-правовые основания программы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля
2015

г.

№

ВК-268/07

«О

совершенствовании

деятельности

центров

психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 17-26-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Программа «Мы можем всё» соответствует требованиям ФГОС для детей с ОВЗ
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1598),
«Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного санитарного врача
4

РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20). Закона об
образовании РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенции о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 г.
Структура

программы

обеспечивает

учет

возрастных

и

индивидуально-

психологических особенностей детей. Адресат программы – дети с ОВЗ, в работе с
которыми необходимо учитывать, во-первых, психофизиологические особенности
каждого обучающегося, особенности развития двигательных навыков; а во-вторых,
продолжительность и структуру занятий согласно требованиям СанПиН к занятиям по
программам
Адресность программы:
Программа «Ловкие пальчики» предназначена для детей дошкольного возраста с 4 до
6 лет с особенностями психофизического развития и с ограниченными возможностями
здоровья.
Для данных детей характерны, прежде всего, недостаточность познавательных
способностей: наблюдательности, воображения, памяти, логического мышления, речи,
пространственной ориентировки,расторможенность.
Также занятия лепкой необходимы детям, у которых имеются трудности,
связанные с особенностями их моторной, эмоционально-волевой, личностной сферы.
Для значительной части детей типичен и дефицит социальных способностей,
проявляющихся в трудностях усвоения норм взаимодействия с окружающими детьми и
взрослыми, нарушениями поведения. В части случаев подобная «социальная незрелость»
тесно связана с проблемами эмоциональной регуляции и неравномерном становлении
познавательной деятельности, трудности произвольной регуляции деятельности и
поведения.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю, продолжительностью 1 ак/час по
образовательной программе с перерывом 10 минут.
Объем и срок освоения: программа предназначена на 1 учебный год, 36 часов в год.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма организации работы – очная, индивидуальная. Занятия проходят совместно с
родителями.
Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется Уставом,
Положением об организации и осуществлении образовательного процесса и другими
локальными актами.
5

Организация и проведение занятий строятся с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
В программе используются разнообразные формы: рассказ, беседа, наблюдение, показ
предметов и действия с ними, проигрывание, работа по образцу, самостоятельная творческая
работа ребенка, выставка творческих работ, творческий проект, консультация родителей.
Программа «МЫ можем все» реализуется в МАУ ДО Центр «Остров» в рамках проекта
«Особый ребенок». Набор детей проходит по предварительной записи.

2.2. Цель программы
Цель программы: создание условий для развития и реализации внутреннего
потенциала ребенка с ОВЗ, развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук
через художественное творчество-лепку из пластилина.
Задачи:
1.

познакомить учащихся с назначением и применением пластилина;

2.

обучать элементарным приёмам работы с этим материалом, формировать

двигательные трудовые навыки, координирующие работу кистей рук;
3.

гармонизация эмоционального состояния ребенка; преодоление страхов

неудачи;
4.

развитие познавательного интереса, сенсорного восприятия;

развитие творческого мышления, воображения, фантазии, эстетического воспитания;
5.

формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

6.

формировать технические умения и навыки работы с разнообразными

материалами для лепки;
7.

Уточнять, обогащать и систематизировать словарь на основе ознакомления с

явлениями и предметами окружающего мира;
8.

Освоение трудовых умений и навыков, формирование трудолюбия и навыков

самообслуживания;
9.

Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза,

гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной
чувствительности пальцев рук;
10.

Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость,
6

целенаправленность.
Продолжительность занятия в группе –40 минут. В процессе обучения используются
игровые технологии, личностный ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
На первом занятии детей знакомят с пальчиковыми играми и элементами массажа, на втором
занятии задания повторяются.
2.3.Принципы работы по развитию мелкой моторики рук
Эффективность развивающей работы будет высокой при условии соблюдения некоторых
принципов:
1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия
желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например,
«Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или
разгибаются?»

и

т.п.

Данный

принцип

полезен

для

формирования

межфункциональных связей мозговых структур.
2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков
у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая
часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве
занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в
оптимальном именно для него режиме.
3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает,
подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных
двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти).
Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать
свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

7

2.3.Содержание общеразвивающей программы
Учебный план на 2024-2025 гг.
№
п/п

Название тем

Всего

Теория

Практика

Контроль

1. Развитие мелкой моторики руки и координации движения (12 часов)
1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.
1.7.

Диагностика. Определение
особенностей
развития
мелкой моторики ведущей
руки
Игры
с
карандашом,
массажным
мячом,
гимнастика для глаз
Работа с сыпучими и
природными материалами.
Развитие
тактильных
ощущений
Работа с пуговицами,
шнуровками,
нитками.
Развитие
ловкости
и
координации пальцев
Работа
с
мелким
строительным материалом,
фигуры
из
палочек.
Выкладывание по образцу,
развитие
мышление
и
памяти
Работа
с
бумагой,
моделирование
Рисуночные
задания,
дорисуй фигуру, обведи,
графические умения и
навыки
Всего:

1

0

1

Наблюдение,
диагностика

2

1

1

Наблюдение,
диагностика

2

0

2

Наблюдение

2

0

2

Наблюдение,
диагностика

2

1

1

Наблюдение,
диагностика

3

1

2

наблюдение

3

1

2

Наблюдение,
диагностика

14

4

10

2. Основы лепки и пластилинография (24 часа)
2.1. Вводное занятие. Основы
лепки. Диагностика

1

2.2. Наш сад. Лепка по
образцу, представлению

2

1

1

2.3. Осеняя картина.
Нанесение пластилина на
картон. Размазывание
2.4.
В лес за грибами.

3

1

2

2

1

1

8

1

наблюдение
практическая
работа
наблюдение,
практическая
работа
наблюдение,
практическая
работа
наблюдение,

Основные формы конус,
шарик, валик, жгут
Лепка домашних
животных. Разные
способы лепки
Мой дом, моя семья.
Лепка фигуры человека

2.5.

2.6.
2.7.

2.8.
2.9

2.10.
2.11.
2.12

4

1

3

2

1

1

Волшебные птицы.
Полубъемные
плоскостные фигуры
Животные нашего леса.
Разные способы лепки

2

1

1

4

1

3

Морское приключение.
Полубъемные
плоскостные фигуры
Кто живет на лугу.
Композиция на картоне

2

1

1

2

1

1

Природа родного края
Самостоятельная работа
Наша Родина

2

2

2

2

Итого:

24

9

практическая
работа
наблюдение,
практическая
работа
наблюдение,
практическая
работа
наблюдение,
практическая
работа
наблюдение,
практическая
работа
наблюдение,
практическая
работа
наблюдение,
практическая
работа
наблюдение,
диагностика
диагностика

14

В разделе «Развитие мелкой моторики руки и координации движения» дети
знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное
сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с предметами. В
ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений,
которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а
веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений
способствует

развитию

внимания,

мышления,

тактильной

памяти,

оказывает

благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и
гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыкам
«Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как
аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и
свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют
произвольное внимание и пространственные представленияи письма.
9

«Работа со шнурками, нитками» направлена на развитие мелкой моторики рук,
совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о
декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов,
таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений,
развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности,
трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Лепка» используются предметы различные по размеру, материалу,
фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды и способы лепки, создание
картин и объемных фигур, изготовление поделок из пластилина.

2.4 Планируемые результаты:
Предполагается развитие и совершенствование у детей:


мелкой

моторики

рук

(гимнастическое

развитие,

зрительно-моторные

координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
 крупных движений и умения владеть своим телом;
 пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в
пространстве – на примере собственного тела);
 активной речи, словарного запаса;
 мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
 навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять
словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их, педагог
учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем
полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков,
которым ребенок должен овладеть за учебный год. Диагностика ожидаемых результатов
проводится в начале и конце учебного года, определяющая уровень развития детей по
подготовке руки к письму.

1
0

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарно-учебный график на 2024-2025 год

№

Основные характеристики образовательного
процесса

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

36
36
2
36
16
20
5 сентября
31 декабря-9 января
31 мая

3.2 Условия реализации программы
Для реализации программы «Ловкие пальчики» в МАУ ДО Центр «Остров»
создана специально организованная пространственная среда:
- кабинет, оснащённый мебелью в соответствии с СаНпИН;
.

-

имеется

необходимый

инструментарий,

и

дидактический

материал

соответствующий возрасту и требованиям программы с расчетом на каждого ребенка
по списочному составу;
- магнитофон для музыкального сопровождения занятий;
- имеется помещение для проведения физкультурных пауз;

- подготовка – инструментов для лепки: деревянные скалки, стеки и нож с
тупым или не очень острым концом, формочки для вырезания, текстурных листов,
мелкие предметы для нанесения рисунков и отверстий (зубочистки, пуговицы,
колпачки от фломастеров и др.);
Занятия проводит квалифицированный педагог дополнительного образования,
знающий возрастные особенности детей, владеющий навыками эффективной
коммуникации и педагогическими технологиями.

1
1

Методические материалы и материально-техническое оснащение:
 Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики
разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»;
 Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы,
крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни,
ракушки;
 Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по
клеточкам;
 Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки;
 Тетради в клетку, линейки, карандаши, лекала, транспортиры, тетради на печатной
основе с заданиями;
 Тематические иллюстрации.

Методические материалы
Формы и методы работы по программе.
Каждое занятие по адаптированной дополнительной образовательной программы
включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические занятия – это может быть повтор пройденного материала, объяснение
нового, информация познавательного характера о способах работы с пластилином.
Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме
рассказа, информации или беседы, сопровождаемой вопросами к ребенку. На занятиях
используются различные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов,
журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных
приемов работы, которые дают достаточную возможность обучающемуся закрепить их в
практической деятельности.
Практические работы. При проведении практических работ в процессе работы с
различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает ребенку о
правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники
безопасности. Для проведения практических работ у обучающегося имеется набор
инструментов и материалов, необходимых для конкретного задания.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов
самомассажа кисти и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики.
Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры
1
2

головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается еѐ
регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается
самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
-Самомассаж тыльной стороны кистей рук;
-Самомассаж ладоней;
Самомассаж пальцев рук.
На каждом занятии выполняется:
1.Пальчиковая гимнастика
2.Физкультминутки по 2 за каждое занятие;
3 Непосредственные занятия по лепке (обучение начинается с простейших форм,
одновременно обучающиеся осваивают элементарные технические умения);
4. Прием пассивных движений (рука в руку);
5.Использование трафаретов;
6.Словесное сопровождение движений при последовательности изготовления изделия;
7.Акцентирование внимания на моменте начала работы;
8..Использование технологических карт со схемами описания последовательности
выполнения работы;
9.Акцентирование внимания на исполнительской деятельности (умение доводить
начатое дело до конца).

3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения
знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май ). На
первых занятиях педагог знакомится с детьми, определяет уровень общего развития и
личностные особенности детей, выявляет склонности и способности каждого ребенка. На
основе полученных данных выделяются основные направления учебно-воспитательного
процесса, планируется работа на учебный год.
В течение года педагог ведет наблюдение за детьми во время занятий, оценивает
эффективность применяемых методов работы, корректирует их в случае необходимости. В
конце учебного года проводится итоговое занятие. Не существует универсальной методики,
которая бы позволила получить исчерпывающую информацию об уровне развития мелкой
моторики руки и других свойствах и качествах личности ребенка. Поэтому педагог использует
несколько разных тестов, каждый из которых направлен на изучение структурных компонентов
1
3

таких способностей, так и психологических особенностей ребенка.
Для

1.

проведения

мониторинга

образовательного

процесса

используется

тестирование по следующим показателям:


Дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и

синхронности движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности.


Насколько точно выполняется действие; способность к переключению с одного

движения на другое, точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук,
координация движений пальцев рук;


Способность синхронно выполнять движения обеими руками.
Уровень

Количество баллов

О (Оптимальный)

6 баллов

Д (Достаточный)

4-5 балла

Н (недостаточный)

до 3 баллов

2. Практические задания для определения уровня развития мелкой моторики рук.
1.

«Ладонь-кулак».

Ребенку

предлагалось

«поиграть

ладошками

и

кулачками». Левая рука — ладонь: правая — кулак (и наоборот). Сначала дети
выполняют движения по показу, затем самостоятельно. Оценивается умение ребенка
точно выполнить движение.
2.«Бусы в подарок маме» - нанизывание бусин на ниточку. Дети нанизывают
круглые пластмассовые шары с отверстием диаметром 2,5 сантиметра на шнурок со
стопором на одном конце. Оценивается точность действий (умение продевать шнурок в
отверстие шарика) на ловкость пальцев. Уровни развития:
3. «Прятки». Упражнения на сгибание и разгибание пальцев. Ребенку
показывается движение с ритмичным проговариванием слов: «В прятки пальчики
играли и головки убирали. Вот так, вот так и головки убирали»: затем предлагается
повторить это упражнение ребенку. Оценивается быстрота и ритмичность выполнения
движений.
4. «Помоги ежику донести яблоки» - застегивание и расстегивание пуговиц
(фигура ежика — плотный материал с пришитыми пуговицами; яблоки — плотный
материал, с прорезанными отверстиями под пуговицы). Оценивается ловкость пальцев
ребенка;
5. «Дорожки», «Заборчик» - умение проводить горизонтальные и вертикальные
движения. Оценивалось сила, с которой дети рисовали: т.е. сильный или слабый
1
4

нажимая руки на карандаш;
6. «Спрячь мышку» - штриховка изображения карандашом. Оценивалось
умение ребенка закрашивать изображение карандашом: затрачивая при этом
достаточно времени и сил: т.е. выносливость;
7. «Солнышко и дождик» - нанесение мазков краской на половину листа
бумаги. Производилась оценка умения ребенка зрительного контроля движений.
Уровень развития:
- сформирован в достаточной мере — ребенок самостоятельно справляется с
заданием;
- сформирован в недостаточной мере — ребенок выполняет задание после показа
взрослого, с небольшой помощью;
- не сформирован — ребенок не справляется с заданием.
3.Методика «Оценка уровня развития действия при лепке».
Уровень развития - лепных умений и навыков детей оценивается в процентном
соотношении
Навыки и умения

ФИО

ФИО

Скатывание
«колбасок»
«Морковка»
Скатывание
округлых форм
Получение
произвольных
форм из шара и
куба
Прищипывание
Вдавливание
Сглаживание
Произвольная
комбинация
техники
Придание
определенной
формы
Разрезание на
равные части
1
5

ФИО

Декоративное
украшение
Создание
сложных форм из
целого куска
Условные обозначения: 1 балл - не сформированы; не справляется самостоятельно. 2
балла - на стадии формирования; частично нуждается в помощи. 3 балла - сформированы;
справляется полностью.

4.В качестве начальной диагностики используется задание «Полянка:



формообразующие движения (скатывание и соединение шариков (гусеница),

раскатывание и соединение колбасок (мостик);


зрительно - двигательная координация (придавливание шариков (цветок),

размазывание пластилина по основе (полянка);


творческие качества и инициатива (дополнение картинки деталями позамыслу).

Для контроля результатов проделанной работы оцениваются следующие показатели
детской деятельности на начало и конец учебного года: владение материалом,
заинтересованность, коммуникативность, проявление творчества, развитие моторики,
усидчивость
Тестирование
Освоение

основных

способов

работы

с

материалом:

создание

шарообразной,

цилиндрической, конусообразной форм, раскатывание тонких колбасок, овладение
различными способами соединения частей в целую игрушку, способы декорирования
работы, создание игрушки на основе.
Развитие

художественно-эстетической

сферы.

Проявление

творчества,

фантазии,

воображения, инициативы.
Развитие коммуникативных качеств. Организация совместной деятельности с детьми в
группе и партнерской деятельности с взрослым для создания общей картины.
Развитие

социально-личностной

сферы

(трудовых

качеств

и

навыков

самообслуживания).
Прогнозируемые результаты:
 Дети будут знать особенности лепки из пластилина;
 Дети будут уметь передавать характерные особенности различныхпредметов;
1
6

 Дети будут уметь лепить предметы пластическим, конструктивным и
комбинаторным способами;
 Дети будут уметь передавать в лепке выразительность образа, создаваемого
предмета;


Дети будут владеть элементарными техническими умениями и навыками

работы с разнообразными материалами для лепки;


Дети смогут выполнять разнообразные действия, тонкой ручной координации;

 Дети будут способны к волевым усилиям, рефлексии;
 Дети будут готовы к овладению умениями программировать, контролировать,
оценивать результаты при выполнении заданий.
Прогнозируемые результаты :

- индивидуальные показатели положительной динамики тестирования детей;
-

изменения в психоэмоциональном состоянии детей (появился интерес к игровой,

учебной деятельности, повысилась самооценка, возросла работоспособность);
- развитие двигательно-моторной координации и мелкой моторики руки;

- активизация межличностного взаимоотношения «ребенок-родитель» (участие родителей
в процессе занятий, совместное выполнение с ребенком предложенного задания
положительно отражается на результатах коррекции и на взаимоотношениях в семье)

- самоотчет детей, участие в коллективных работах и в выставках детских работ. (Это
помогает ребенку научиться занимать себя продуктивной деятельностью, помогает
побороть застенчивость и неуверенность в себе;
- ребенок проявляет интерес к творческой работе, любит заниматься лепкой совместно с
взрослым и самостоятельно;
-

эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного

произведения (по тематике близкой опыту детей);

- инициативен и творчески активен в процессе собственной деятельности: может
самостоятельно определить замысел будущей работы, а также охотно принимает тему,
предложенную педагогом, может ее конкретизировать;
- уверенно использует освоенные техники, создает оригинальные выразительные образы,
подбирает для их создания средства выразительности;
-

освоил различные изобразительные техники (способы создания изображения, способы

использования изобразительных материалов и инструментов); демонстрирует хороший
1
7

уровень технической грамотности,аккуратность в создании изображения.
- может организовать рабочее место; проявляет аккуратность и собранность в процессе
выполнения,

бережное

отношение

1
8

к

материалам,

инструментам.

Список литературы
1. Горяева Н. А. «Маленький художник: пособие для работы с детьми»; под ред. Б. М.
Неменского. – М.: «Просвещение», 2011г.
2. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки». Изд. ООО «Карапуз» «Гелиос»2008г.
3. Сергей Олюнин. Уроки лепки из пластилина. Мастер-класс.- «Издательскийдом
4. АСТ», 2009
5. Оклендер Вайолет «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии». Изд.
«Класс» 2005г.
6.

Лыкова И.А. «Лепим с мамой и папой». Изд. ООО «Карапуз – дидактика» 2006 г.

7.

Рони Орен «Секреты пластилина», Москва, изд. «Махаон», 2011г.

8.

Михайлова

З.

«Игровые

занимательные

задачки

для

дошкольников».

М.

«Просвещение»1990 г.
9.

Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству:

пособие для педагогов дошкольных учреждений - М., ВЛАДОС, 2001г.
10.

В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб, 1986г.

11.

О.В. Шустина. Уроки лепки: методические рекомендации. Рязанская область,

институт развития образования. Рязань, 2000г.
12.

К.Утехина.

"Развитие

графических навыков

у

дошкольников"

//Дошкольноевоспитание №5 1998
13.

Аксенова М. "Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи"

//Дошкольное воспитание. 1990 - № 8.
14.

Толбанова А." Пальцы помогают говорить" //Дошкольное воспитание. 1988-№9;

1989-№10.

9. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3–7 лет [Текст] / сост. Н. Д.
Денисова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 202 с.: ил., табл.; 20 см. - (ДОУ: федеральные государственные
требования) (В помощь педагогу ДОУ). Диагностика эмоционально-личностного развития
11
9

дошкольников 3–7 лет. ФГОС ДО. 2-е издание, исправленное 10. Добрович А. Б. Воспитателю о
психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей.-М.: Просвещение, 1987.-207 с.

Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru/technics (21.08.2015г.)

12
0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».