Выдумывание новых миров,
в конечном счете, приводит
к изменению нашего.
Умберто Эко
Программа психолого-педагогического сопровождения детей школьного
возраста ««АРТ-ХАУС»» является программой преемственности для детей,
закончивших психолого-педагогическую программу развития познавательного
интереса «Совушка» в рамках стартовой школы « УМНОЕ ПОКОЛЕНИЕ».
Программа «АРТ-ХАУС» имеет РАЗВИВАЮЩУЮ направленность и
включает в себя проектирование максимально детализированного образа,
интерьера помещения, инсталляции событий
Другими словами, это
и их
воплощение в миниатюре.
замысел, план, цель, эскиз, рисунок, схема, композиция,
дизайн – моделирование, конструирование своего собственного домика, комнаты,
здания, образа и т.п.
Программа нацелена на духовно-нравственное воспитание, эстетическое
развитие, развитие творческого мышления у детей от 10 лет, а также на
формирование у детей таких «пред»- профессиональных компетенций, как дизайнер
интерьеров, стилист, художник, графический дизайнер, архитектурный дизайнер.
Оглавление
Выдумывание новых миров,...................................................................................................................................................... 1
2
в конечном счете, приводит................................................................................................................................................... 1
к изменению нашего. Умберто Эко.........................................................................................................................................1
Оглавление.................................................................................................................................................................................. 1
1. Основные характеристики программы......................................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка............................................................................................................................................3
Задачи:................................................................................................................................................................................... 6
1.3. Содержание программы................................................................................................................................................7
Учебно-тематический план «АРТ-ХАУС» базовый уровень......................................................................................................8
Учебно-тематический план «АРТ-ХАУС» продвинутый уровень..............................................................................................9
1.4. Планируемые результаты......................................................................................................................................11
Основные параметры планируемого результата:.............................................................................................................11
2. Организационно-педагогические условия...............................................................................................................12
Календарный учебный график «Арт-хаус», базовый уровень...............................................................................................12
2.2. Условия реализации программы...........................................................................................................................15
2.2.3. Методическое обеспечение................................................................................................................................15
Основные принципы организации и проведения занятий.........................................................................................16
Список литературы..............................................................................................................................................................18
Положение о комплектовании и наполняемости групп при обучении по дополнительным общеразвивающим
программам в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детский
оздоровительно-образовательный Центр психолого-педагогической помощи «Остров»............................................18
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20)...................................................................................................................................18
Приложения.........................................................................................................................................................................19
Приложение 1........................................................................................................................................................................... 19
План работы с родителями......................................................................................................................................................19
Приложение 2.......................................................................................................................................................................... 21
Творческая экспозиция ко Дню Ведикой Победы..................................................................................................................21
«ОБОРОНА ДОМА ПАВЛОВА»..................................................................................................................................................21
Арт - проект «СКАЗКА В ЧЕМОДАНЕ».......................................................................................................................................21
.................................................................................................................................................................................................... 22
Презентация «Зимняя сказка».................................................................................................................................................23
в рамках проекта Центра «Остров».........................................................................................................................................23
«ЦВЕТНЫЕ ГОРОДА»................................................................................................................................................................. 23
.................................................................................................................................................................................................... 23
.................................................................................................................................................................................................... 23
.................................................................................................................................................................................................... 24
.................................................................................................................................................................................................... 24
.................................................................................................................................................................................................... 25
.................................................................................................................................................................................................... 26
.................................................................................................................................................................................................... 26
.................................................................................................................................................................................................... 27
.................................................................................................................................................................................................... 27
Фотопрезентация КАФЕ «МЕЧТАЙ».........................................................................................................................................27
.................................................................................................................................................................................................... 28
.................................................................................................................................................................................................... 28
.................................................................................................................................................................................................... 28
.
2
3
1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность – художественная.
Актуальность программы. Мы живем в эпоху кризисов и перемен. России
нужны креативные и творческие люди, способные принимать нестандартные
решения. Современное общество встало перед необходимостью раскрытия
творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать
основой для определения им своей жизненной стратегии. В свою очередь,
особенности развития и взросления современных детей проявляюся в более раннем
наступление у них подросткового кризиса (10-11 лет), в связи с этим возможны
появления трудностей в детско-родительских отношениях, стремления и неумения
выразить свою индивидуальность. При этом общеобразовательная школа требует от
детей творческих умений, способностей адаптироваться к постоянно меняющимся
жизненным ситуациям и искать пути нестандартного разрешения проблем.
Следовательно, возникает необходимость формирования креативной личности
школьников,
развитию
в них
стремления
к активному
творчеству,
а также
гармонизации развития личности ребенка, его эмоционального состояния, через
развитие способности самовыражения и самопознания в процессе творческой
деятельности.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей школьного
возраста
«АРТ-ХАУС»
включает
в
себя
проектирование
максимально
детализированного образа, интерьера помещения, инсталляции событий
и их
воплощение в миниатюре, через развитие креативности и раскрытие творческого
потенциала детей. Другими словами, это
схема,
композиция,
дизайн
–
замысел, план, цель, эскиз, рисунок,
моделирование,
конструирование
своего
собственного домика, комнаты, здания, образа и т.п.
Практическая значимость. Программа «Арт-хаус» позволяет в доступной и
наглядной форме развивать художественно – эстетический вкус обучающихся;
включает в себя три связанных между собой процесса: восприятие, воображение,
3
4
воспроизведение представленного образца в лепке, аппликации, конструировании и
т.д. Развиваются фантазия, усидчивость и мелкая моторика творческое мышление,
воспитывается
эстетический
вкус,
любознательность,
формируются
умения
наблюдать и проводить сравнения, практически воплощать свои идеи и минипроекты. Таким образом, данный курс занятий способствует духовно-нравственному
и
эстетическому воспитанию, развитию творческого потенциала детей,
формированию ассоциативно-образного пространственного мышления. При этом
обеспечивает способность подрастающего поколения к сохранению социальной
культуры общества, через усвоение детьми элементов социального опыта и
трансформацию его в личный опыт, а также приобщает детей к ценностному
отношению к объектам деятельности человека.
Программа
«Арт-хаус»
способствует
улучшению
детско-родительских
взаимоотношений, гармонизации развития личности ребенка, его эмоционального
состояния, через развитие способности самовыражения и самопознания в
творческой деятельности. В процессе лепки из глины, рисования, создания
миниатюрных вышивок,
ребенок
выражает
свои
конструирования, работы в технике декупажа и др.,
эмоции,
чувства,
обретает
свою
цельность
и
неповторимость. Каждая миниатюра, каждый созданный образ – это выражение
творческой индивидуальности ребенка, отражение его внутреннего мира,
ведь
создающий его ребенок вкладывает в своё творение душу и тепло, вкусы и
предпочтения, эмоциональные привязанности.
Программа соответствует «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20).
Адрес программы: программа предназначена для детей школьного возраста
от 9 лет.
Режим занятий:
1. Занятия проводятся по образовательной программе 1 раз в неделю в
течение 2,5 академических часов с перерывами 10 минут.
4
5
2. оптимальное количество детей в группе 8-10 человек. Данное количество
детей обосновано работой учащихся с режущими и колющими инструментами
(канцелярский нож, шило, иглы), нагревающимися приборами (выжигатель, клейпистолет) и др. в связи с этим
требуется усиление контроля педагога за
соблюдением техники безопасности.
Набор детей проходит по предварительной записи.
3. количество занятий рассчитано на 2 учебных года, по 90 академических
часов в год, которые проводятся согласно календарно-тематическому плану.
Объем и срок освоения:
программа рассчитана на 4 учебных года, 90 учебных часов на каждый год
обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. В состав группы
входят дети школьного возраста от 9 лет и старше на постоянной основе.
Условия организации образовательного процесса:
Программа «Арт-хаус» является разноуровневой: базовый уровень (1-2 год
обучения) и продвинутый (3-4 год обучения) уровень.
Программа реализуется в МАУ ДО Центр «Остров» в рамках проекта
«Особый ребенок». Форма организации ППС: студия.
Основные формы обучения:
групповая форма;
индивидуально - групповая, предусматривает индивидуальный подход к ребенку
на занятиях, консультирование родителей и педагогов, а также
позволяет
включать детей в группу, и оказывать поддержку детям, не справляющимся с
общим темпом работы.
Основные виды занятий: беседа; видео-показ, мастер - классы, открытые
занятия, праздники.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
Включенное наблюдение.
5
6
Проведение тренингов творческой самореализации – самостоятельное создание
творческого мини-проекта.
Организация арт-выставок и презентаций творческих проектов детей.
Участие в городских, областных, международных конкурсах творческих
проектов детей.
Итоговые занятия.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание психолого-педагогических условий для творческой
самореализации ребенка.
Задачи:
Воспитательные задачи:
воспитание
позитивного
эмоционально-ценностного
отношения
к
окружающей среде, миру;
воспитание трудолюбия, аккуратности;
воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Развивающие задачи:
развитие воображения и фантазии;
развитие активности и самостоятельности;
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
Обучающие задачи:
изучение особенностей и формирование у детей целостной картины мира
через экспериментальную и проектную деятельность;
формирование у детей навыков ручного труда;
обучение основам конструирования и моделирования;
расширение знаний об истории домоводства, традициях, творчестве, быте.
6
7
1.3. Содержание программы
Содержание программы включает работу по следующим образовательным
областям:
когнитивному,
духовно-нравственному,
социально-личностному
и
художественно-эстетическому.
Содержание программы включает в себя различные разделы и темы, которые
дают
последовательное
посредством
представление
о
художественном
проектировании,
комплексного, систематического подхода к каждому творческому
объекту.
Содержание программы включает следующие разделы и темы.
Рисунок как этап деятельности дизайнера. Создание эскиза будущего проекта.
Цвет.
Использование
цветового
круга.
Эмоционально-психологическое
воздействие цвета на человека. Символическое значение цвета.
Макетирование. Роль макета в творческом процессе проектирования.
Материал. Выбор материалов в зависимости от проектируемого изделия с
учетом конструктивных и пластических особенностей. Творческий практикум.
Мини-проект.
Интерьер. Дизайн интерьера. Основные стили дизайна интерьера. Внутреннее
пространство. Бытовое пространство. План помещения. Зонирование. Организация
освещения и звукового сопровождения.
Атрибуты. Дизайн и декор аксессуаров, украшений, подарков, сувенирных изделий.
Флористика.
Образ. Цветовые теории внешности человека. Подбор цветовой гаммы в
соответствии с типом внешности: «зима», «лето», «осень», «весна» Волосы.
Восстановление кукольных волос кукле, изготовление парика. Костюм как
отражение исторических эпох. Основные базовые стили при создании образа.
Основные пропорции фигуры человека. Моделирование одежды. Эскизы. Тань.
Цветовая композиция. Аксессуары: кулоны, броши, перстни, серьги. Материалы,
форма, цвет, композиция.
Занятия предполагают зачастую практическую творческую деятельность, при
этом педагог-психолог должен постоянно следить за тем, чтобы все участники были
7
8
включены в работу, не переутомлялись, не отвлекались. Поэтому в структуру
каждого занятия включены процедуры, способствующие саморегуляции детей,
физкультурные
паузы,
а
именно
упражнения
на
мышечную
релаксацию;
дыхательную и мимическую гимнастику.
Учебно-тематический план «АРТ-ХАУС» базовый уровень
№
1
Наименование раздела
Количество часов
Вводное занятие.
Форма
Теория
Практика
Всего
2
2
4
контроля
Организационные вопросы
Техника безопасности
2
Проектирование макетов на плоскости
2
2
4
3
Основы художественного
2
10
12
конструирования
Творческая
самопрезент
ация
4
Основы реконструкции
2
4
6
5
Каждому изделию - свой материал
2
7
9
6
Организация освещения и звукового
1
2
3
сопровождения
7
Дизайн аксессуаров, атрибутов
1
5
6
8
Дизайн настенных украшений
1
4
5
9
Дизайн и декор подарков, сувенирных
1
4
5
1
4
5
изделий
10
«Я могу…»
Тренинг творческой самореализации
11
Творческий
мини-проект
Композиция
1
8
3
4
9
12
Форма и цвет
1
3
4
13
Подготовка к итоговой выставке,
1
2
3
оформление
14
Создание декораций
1
3
4
15
Создание своей истории
0
4
4
Самопрезент
ация
16
Ткань – как основа декора
0
3
3
17
Подготовка фотоотчетов
0
2
2
18
Презентация творческих проектов
0
4
4
Групповая
презентация
19
Подведение итогов
Итого:
0
3
3
19
71
90
Учебно-тематический план «АРТ-ХАУС» продвинутый уровень
№
1
Наименование раздела
Количество часов
Вводное занятие.
Форма
Теория
Практика
Всего
2
2
4
3
3
6
2
2
4
Организационные вопросы
Техника безопасности
2
Цветовые теории внешности человека.
Подбор цветовой гаммы в соответствии с
типом внешности: «зима», «лето»,
«осень», «весна»
3
Использование цветового круга.
Эмоционально-психологическое
воздействие цвета на человека.
9
контроля
10
Символическое значение цвета
4
Волосы. Выбор прически.
2
6
8
1
2
3
2
7
9
Восстановление кукольных волос кукле,
изготовление парика
5
Стилистика женского образа.
Пять базовых стилей. Модные тенденции.
6
Сказкотерапия. Создание собственной
сказки.
Творческая
самопрезента
ция
7
Создание целостного образа с учетом всех
1
4
5
особенностей выбранного стиля
8
Что в имени тебе моем…
1
1
2
9
Художественное конструирование
2
4
6
10
Каждому изделию - свой материал
2
3
5
11
Организация освещения и звукового
1
1
2
сопровождения
12
Дизайн аксессуаров, атрибутов
1
3
4
13
Дизайн и декор сувенирных изделий
1
4
5
14
«Я могу…»
0
5
5
Тренинг творческой самореализации
Творческая
самопрезента
ция
15
Линия, силуэт.
2
Форма и пропорции.
Цвет
10
5
7
11
16
Подготовка к итоговой выставке,
1
2
3
оформление
17
Подготовка фотоотчетов
2
6
8
18
Презентация творческих проектов
0
5
5
Групповая
презентация
19
Подведение итогов
Итого:
0
3
3
26
64
90
1.4. Планируемые результаты
Основные параметры планируемого результата:
развитие творческого мышления, креативности, воображения, интеллекта,
фантазии;
развитие
восприятия
пространственного
соотношения
предметов,
цветового восприятия; внимания к деталям, чувство вкуса, гармонии и симметрии.
развитие способности к зрительным представлениям, умения предвидеть
результат;
развитие навыков конструирования и проектирования;
графический
дизайнер,
промышленный
дизайнер,
архитектурный
дизайнер;
расширение знаний и представлений о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
знакомство с новыми технологическими приемами обработки различных
материалов;
использование ранее изученных приемов в новых комбинациях и
сочетаниях;
развитие навыков трудовой деятельности в коллективе;
11
12
умение оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса,
школы, своего жилища.
Возможно формирование у детей
таких «пред»- профессиональных
компетенций, как дизайнер интерьеров, стилист, художник, специалист по 3Dмоделированию.
Особенно важно! Дети, обучающиеся в рамках продвинутого уровня, имеют
возможность демонстрировать свои навыки и умения для детей, обучающихся в
рамках начального уровня, т.е. пробуют себя в роли мастеров – наставников.
Работа с родителями детей:
анкетирование родителей;
просветительская работа в форме лекций, семинаров - практикумов и
круглых столов;
индивидуальная консультативная работа.
Взаимодействие осуществляется на основании договора с родителями, в
программе предусмотрены совместные детско–родительские занятия, тренинги,
консультации, праздники.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график «Арт-хаус», базовый уровень
п/п
Дата
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во
часов
1 квартал (сентябрь – ноябрь).
1
2
3
4
2,5
2,5
2,5
2,5
12
Форма
контроля
(при
наличии)
13
5
6
7
8
9
10
11
12
13
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 32,5 часа
2 квартал (декабрь – февраль).
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 30 часов
3 квартал (март – май).
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 27,5 часа
Всего: 90 часов
13
14
Календарный учебный график «Арт-хаус», продвинутый уровень
п/п
Дата
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во
часов
Форма
контроля
(при
наличии)
1 квартал (сентябрь – ноябрь).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 32,5 часа
2 квартал (декабрь – февраль).
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 30часов
3 квартал (март – май).
26
27
28
29
30
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
14
15
31
32
33
34
35
36
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 27,5 часа
Всего: 90 часов
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Арт-хаус» в МАУ ДО Центр «Остров» создана
специально организованная пространственная среда:
студия, оснащённая мебелью в соответствии с СаНПИН;
необходимый инструментарий и дидактический материал соответствующий
возрасту и требованиям программы с расчетом на каждого ребенка по
списочному составу;
магнитофон для музыкального сопровождения занятий.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Занятия проводит квалифицированный педагог-психолог ВКК, знающий
возрастные особенности детей, владеющий навыками эффективной коммуникации,
арт-терапевтическими техниками.
2.2.3. Методическое обеспечение
Занятия организуются в очной форме и дистанционно на время карантинных
мероприятий.
Методы организации занятия.
1. Словесные методы: устное изложение, беседа;
15
16
2. Наглядные методы: показ видеофильмов, иллюстраций; наблюдение;
работа по образцу и др.
3. Практические методы: самостоятельная
продуктивная, практическая
деятельность, мастер - классы, праздники.
4. Метод экспериментов.
Методы работы в группе:
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Метод проектов: участие родителей и детей в проектах Центра.
4. Метод сотворчества - основной метод в работе психолога и детей,
способствует эффективному групповому взаимодействию, позволяет преодолевать
пассивную личностную позицию.
5. Личностно-ориентированный метод – предполагает индивидуальный
подход к каждому
предпочтений
и
ребенку, с учетом его склонностей, возможностей,
личностного
потенциала.
Учет
возрастных,
речевых
и
психологических особенностей детей.
Основные принципы организации и проведения занятий
1. планомерность, последовательность проведения и тщательность подготовки
занятий;
2. творческий подход в работе со школьниками;
3. наличие предметно-развивающей среды;
4. сочетание
индивидуальных
и
коллективных
форм
деятельности,
отвечающих психологической специфике возраста;
5. применение
наглядности
в
сочетании
со
словом
(проектная,
экспериментальная практика).
Основные дидактические принципы:
1. Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку
право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
16
17
2. Принцип открытости.
Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не
имеющими единственно правильного решения.
3. Принцип деятельности.
Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической
творческой деятельности.
4. Принцип обратной связи.
Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может
проконтролировать степень освоения материала.
5. Принцип интеграции.
Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных
программных областях знаний.
Формы проведения занятий:
1. Учебное занятие усвоения новых знаний и способов действий.
2. Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
3. Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
4.Творческая мастерская.
5. Выставка-презентация.
6. Фотоотчеты и презентации.
2.4. Формы аттестации и контроля.
1. Включенное
наблюдение
с
целью
исследовать
динамику
взаимоотношений ребенка со сверстниками, развития творческих способностей
ребенка, навыков, умений и др.
2. Проведение тренингов творческой самореализации – самостоятельное
создание творческого мини-проекта.
3. Организация арт-выставок и презентаций творческих проектов детей
4. Участие в городских, областных, международных конкурсах творческих
проектов детей.
17
18
5. Итоговые занятия.
6. Опрос детей и родителей по завершению цикла занятий.
Список литературы
Положение о комплектовании и наполняемости групп при обучении по
дополнительным общеразвивающим программам в муниципальном автономном
учреждении
дополнительного
образования
«Детский
оздоровительно-
образовательный Центр психолого-педагогической помощи «Остров».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановления Главного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20).
1.
Альтов Г. И тут появился изобретатель... - М, 2000 г.
2.
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия
творческой личности. - МН., Беларусь,1994 г.
3.
Амнуэль П.Р. РТВ - это очень просто! / Курс лекций по развитию творческого
воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих http://www.trizminsk.org/e/rtv/index1.htm#02
4.
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности:
встреча с чудом. Наставники. Достойная цель – СПб: Издательство Буковского, 1995
5.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:
Просвещение, 1991.
6.
Методика обучения составлению творческого рассказа по сюжетной
картинке
/Мурашковска
И.Н.
"Картинка
без
запинки"
http://www.trizminsk.org/e/2312.htm.
7.
Сайфутдинов
А.Ф.
Открой
http://www.trizminsk.org/e/2500700.htm .
18
в
себе
талант
-
19
Приложения
Приложение 1
План работы с родителями
№
Тема
Форма работы
Месяц
проведения
1
2
«Этапы личностного становления
Школа для
Ноябрь
ребенка. Актуальный возраст»
родителей
«В со-творчестве с ребенком:
Мастер - класс
Декабрь
Мастер-класс
Март
Опрос
Май
совместный мини-проект
4
«Устал – рисуй цветы…» Приемы
релаксации для всей семьи.
«Опросник для родителей по
6
завершении цикла занятий»
19
20
20
21
Приложение 2
Творческая экспозиция ко Дню Ведикой Победы
«ОБОРОНА ДОМА ПАВЛОВА»
Арт - проект «СКАЗКА В
ЧЕМОДАНЕ»
21
22
22
23
Презентация «Зимняя сказка»
в рамках проекта Центра «Остров»
«ЦВЕТНЫЕ ГОРОДА»
23
24
24
25
25
26
26
27
Фотопрезентация КАФЕ «МЕЧТАЙ»
27
28
28