Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Арт- хаус

Выдумывание новых миров,
в конечном счете, приводит
к изменению нашего.
Умберто Эко
Программа психолого-педагогического сопровождения детей школьного
возраста ««АРТ-ХАУС»» является программой преемственности для детей,
закончивших психолого-педагогическую программу развития познавательного
интереса «Совушка» в рамках стартовой школы « УМНОЕ ПОКОЛЕНИЕ».
Программа «АРТ-ХАУС» имеет РАЗВИВАЮЩУЮ направленность и
включает в себя проектирование максимально детализированного образа,
интерьера помещения, инсталляции событий
Другими словами, это

и их

воплощение в миниатюре.

замысел, план, цель, эскиз, рисунок, схема, композиция,

дизайн – моделирование, конструирование своего собственного домика, комнаты,
здания, образа и т.п.
Программа нацелена на духовно-нравственное воспитание, эстетическое
развитие, развитие творческого мышления у детей от 10 лет, а также на
формирование у детей таких «пред»- профессиональных компетенций, как дизайнер
интерьеров, стилист, художник, графический дизайнер, архитектурный дизайнер.

Оглавление
Выдумывание новых миров,...................................................................................................................................................... 1

2
в конечном счете, приводит................................................................................................................................................... 1
к изменению нашего. Умберто Эко.........................................................................................................................................1
Оглавление.................................................................................................................................................................................. 1
1. Основные характеристики программы......................................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка............................................................................................................................................3
Задачи:................................................................................................................................................................................... 6
1.3. Содержание программы................................................................................................................................................7
Учебно-тематический план «АРТ-ХАУС» базовый уровень......................................................................................................8
Учебно-тематический план «АРТ-ХАУС» продвинутый уровень..............................................................................................9
1.4. Планируемые результаты......................................................................................................................................11
Основные параметры планируемого результата:.............................................................................................................11
2. Организационно-педагогические условия...............................................................................................................12
Календарный учебный график «Арт-хаус», базовый уровень...............................................................................................12
2.2. Условия реализации программы...........................................................................................................................15
2.2.3. Методическое обеспечение................................................................................................................................15
Основные принципы организации и проведения занятий.........................................................................................16
Список литературы..............................................................................................................................................................18
Положение о комплектовании и наполняемости групп при обучении по дополнительным общеразвивающим
программам в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детский
оздоровительно-образовательный Центр психолого-педагогической помощи «Остров»............................................18
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20)...................................................................................................................................18
Приложения.........................................................................................................................................................................19
Приложение 1........................................................................................................................................................................... 19
План работы с родителями......................................................................................................................................................19
Приложение 2.......................................................................................................................................................................... 21
Творческая экспозиция ко Дню Ведикой Победы..................................................................................................................21
«ОБОРОНА ДОМА ПАВЛОВА»..................................................................................................................................................21
Арт - проект «СКАЗКА В ЧЕМОДАНЕ».......................................................................................................................................21
.................................................................................................................................................................................................... 22
Презентация «Зимняя сказка».................................................................................................................................................23
в рамках проекта Центра «Остров».........................................................................................................................................23
«ЦВЕТНЫЕ ГОРОДА»................................................................................................................................................................. 23
.................................................................................................................................................................................................... 23
.................................................................................................................................................................................................... 23
.................................................................................................................................................................................................... 24
.................................................................................................................................................................................................... 24
.................................................................................................................................................................................................... 25
.................................................................................................................................................................................................... 26
.................................................................................................................................................................................................... 26
.................................................................................................................................................................................................... 27
.................................................................................................................................................................................................... 27
Фотопрезентация КАФЕ «МЕЧТАЙ».........................................................................................................................................27
.................................................................................................................................................................................................... 28
.................................................................................................................................................................................................... 28
.................................................................................................................................................................................................... 28

.

2

3

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность – художественная.
Актуальность программы. Мы живем в эпоху кризисов и перемен. России
нужны креативные и творческие люди, способные принимать нестандартные
решения. Современное общество встало перед необходимостью раскрытия
творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать
основой для определения им своей жизненной стратегии. В свою очередь,
особенности развития и взросления современных детей проявляюся в более раннем
наступление у них подросткового кризиса (10-11 лет), в связи с этим возможны
появления трудностей в детско-родительских отношениях, стремления и неумения
выразить свою индивидуальность. При этом общеобразовательная школа требует от
детей творческих умений, способностей адаптироваться к постоянно меняющимся
жизненным ситуациям и искать пути нестандартного разрешения проблем.
Следовательно, возникает необходимость формирования креативной личности
школьников,

развитию

в них

стремления

к активному

творчеству,

а также

гармонизации развития личности ребенка, его эмоционального состояния, через
развитие способности самовыражения и самопознания в процессе творческой
деятельности.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей школьного
возраста

«АРТ-ХАУС»

включает

в

себя

проектирование

максимально

детализированного образа, интерьера помещения, инсталляции событий

и их

воплощение в миниатюре, через развитие креативности и раскрытие творческого
потенциала детей. Другими словами, это
схема,

композиция,

дизайн

–

замысел, план, цель, эскиз, рисунок,

моделирование,

конструирование

своего

собственного домика, комнаты, здания, образа и т.п.
Практическая значимость. Программа «Арт-хаус» позволяет в доступной и
наглядной форме развивать художественно – эстетический вкус обучающихся;
включает в себя три связанных между собой процесса: восприятие, воображение,
3

4

воспроизведение представленного образца в лепке, аппликации, конструировании и
т.д. Развиваются фантазия, усидчивость и мелкая моторика творческое мышление,
воспитывается

эстетический

вкус,

любознательность,

формируются

умения

наблюдать и проводить сравнения, практически воплощать свои идеи и минипроекты. Таким образом, данный курс занятий способствует духовно-нравственному
и

эстетическому воспитанию, развитию творческого потенциала детей,

формированию ассоциативно-образного пространственного мышления. При этом
обеспечивает способность подрастающего поколения к сохранению социальной
культуры общества, через усвоение детьми элементов социального опыта и
трансформацию его в личный опыт, а также приобщает детей к ценностному
отношению к объектам деятельности человека.
Программа

«Арт-хаус»

способствует

улучшению

детско-родительских

взаимоотношений, гармонизации развития личности ребенка, его эмоционального
состояния, через развитие способности самовыражения и самопознания в
творческой деятельности. В процессе лепки из глины, рисования, создания
миниатюрных вышивок,
ребенок

выражает

свои

конструирования, работы в технике декупажа и др.,
эмоции,

чувства,

обретает

свою

цельность

и

неповторимость. Каждая миниатюра, каждый созданный образ – это выражение
творческой индивидуальности ребенка, отражение его внутреннего мира,

ведь

создающий его ребенок вкладывает в своё творение душу и тепло, вкусы и
предпочтения, эмоциональные привязанности.
Программа соответствует «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20).
Адрес программы: программа предназначена для детей школьного возраста
от 9 лет.
Режим занятий:
1. Занятия проводятся по образовательной программе 1 раз в неделю в
течение 2,5 академических часов с перерывами 10 минут.
4

5

2. оптимальное количество детей в группе 8-10 человек. Данное количество
детей обосновано работой учащихся с режущими и колющими инструментами
(канцелярский нож, шило, иглы), нагревающимися приборами (выжигатель, клейпистолет) и др. в связи с этим

требуется усиление контроля педагога за

соблюдением техники безопасности.
Набор детей проходит по предварительной записи.
3. количество занятий рассчитано на 2 учебных года, по 90 академических
часов в год, которые проводятся согласно календарно-тематическому плану.
Объем и срок освоения:
программа рассчитана на 4 учебных года, 90 учебных часов на каждый год
обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. В состав группы
входят дети школьного возраста от 9 лет и старше на постоянной основе.
Условия организации образовательного процесса:
Программа «Арт-хаус» является разноуровневой: базовый уровень (1-2 год
обучения) и продвинутый (3-4 год обучения) уровень.
Программа реализуется в МАУ ДО Центр «Остров» в рамках проекта
«Особый ребенок». Форма организации ППС: студия.
Основные формы обучения:
 групповая форма;
 индивидуально - групповая, предусматривает индивидуальный подход к ребенку
на занятиях, консультирование родителей и педагогов, а также

позволяет

включать детей в группу, и оказывать поддержку детям, не справляющимся с
общим темпом работы.
Основные виды занятий: беседа; видео-показ, мастер - классы, открытые
занятия, праздники.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
 Включенное наблюдение.

5

6

 Проведение тренингов творческой самореализации – самостоятельное создание
творческого мини-проекта.
 Организация арт-выставок и презентаций творческих проектов детей.
 Участие в городских, областных, международных конкурсах творческих
проектов детей.
 Итоговые занятия.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание психолого-педагогических условий для творческой
самореализации ребенка.
Задачи:
Воспитательные задачи:
 воспитание

позитивного

эмоционально-ценностного

отношения

к

окружающей среде, миру;
 воспитание трудолюбия, аккуратности;
 воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Развивающие задачи:
 развитие воображения и фантазии;
 развитие активности и самостоятельности;
 развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
 обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
Обучающие задачи:
 изучение особенностей и формирование у детей целостной картины мира
через экспериментальную и проектную деятельность;
 формирование у детей навыков ручного труда;
 обучение основам конструирования и моделирования;
 расширение знаний об истории домоводства, традициях, творчестве, быте.

6

7

1.3. Содержание программы
Содержание программы включает работу по следующим образовательным
областям:

когнитивному,

духовно-нравственному,

социально-личностному

и

художественно-эстетическому.
Содержание программы включает в себя различные разделы и темы, которые
дают

последовательное

посредством

представление

о

художественном

проектировании,

комплексного, систематического подхода к каждому творческому

объекту.
Содержание программы включает следующие разделы и темы.
Рисунок как этап деятельности дизайнера. Создание эскиза будущего проекта.
Цвет.

Использование

цветового

круга.

Эмоционально-психологическое

воздействие цвета на человека. Символическое значение цвета.
Макетирование. Роль макета в творческом процессе проектирования.
Материал. Выбор материалов в зависимости от проектируемого изделия с
учетом конструктивных и пластических особенностей. Творческий практикум.
Мини-проект.
Интерьер. Дизайн интерьера. Основные стили дизайна интерьера. Внутреннее
пространство. Бытовое пространство. План помещения. Зонирование. Организация
освещения и звукового сопровождения.
Атрибуты. Дизайн и декор аксессуаров, украшений, подарков, сувенирных изделий.
Флористика.

Образ. Цветовые теории внешности человека. Подбор цветовой гаммы в
соответствии с типом внешности: «зима», «лето», «осень», «весна» Волосы.
Восстановление кукольных волос кукле, изготовление парика. Костюм как
отражение исторических эпох. Основные базовые стили при создании образа.
Основные пропорции фигуры человека. Моделирование одежды. Эскизы. Тань.
Цветовая композиция. Аксессуары: кулоны, броши, перстни, серьги. Материалы,
форма, цвет, композиция.
Занятия предполагают зачастую практическую творческую деятельность, при
этом педагог-психолог должен постоянно следить за тем, чтобы все участники были
7

8

включены в работу, не переутомлялись, не отвлекались. Поэтому в структуру
каждого занятия включены процедуры, способствующие саморегуляции детей,
физкультурные

паузы,

а

именно

упражнения

на

мышечную

релаксацию;

дыхательную и мимическую гимнастику.

Учебно-тематический план «АРТ-ХАУС» базовый уровень
№
1

Наименование раздела

Количество часов

Вводное занятие.

Форма

Теория

Практика

Всего

2

2

4

контроля

Организационные вопросы
Техника безопасности
2

Проектирование макетов на плоскости

2

2

4

3

Основы художественного

2

10

12

конструирования

Творческая
самопрезент
ация

4

Основы реконструкции

2

4

6

5

Каждому изделию - свой материал

2

7

9

6

Организация освещения и звукового

1

2

3

сопровождения
7

Дизайн аксессуаров, атрибутов

1

5

6

8

Дизайн настенных украшений

1

4

5

9

Дизайн и декор подарков, сувенирных

1

4

5

1

4

5

изделий
10

«Я могу…»
Тренинг творческой самореализации

11

Творческий
мини-проект

Композиция

1

8

3

4

9

12

Форма и цвет

1

3

4

13

Подготовка к итоговой выставке,

1

2

3

оформление
14

Создание декораций

1

3

4

15

Создание своей истории

0

4

4

Самопрезент
ация

16

Ткань – как основа декора

0

3

3

17

Подготовка фотоотчетов

0

2

2

18

Презентация творческих проектов

0

4

4

Групповая
презентация

19

Подведение итогов
Итого:

0

3

3

19

71

90

Учебно-тематический план «АРТ-ХАУС» продвинутый уровень
№
1

Наименование раздела

Количество часов

Вводное занятие.

Форма

Теория

Практика

Всего

2

2

4

3

3

6

2

2

4

Организационные вопросы
Техника безопасности
2

Цветовые теории внешности человека.
Подбор цветовой гаммы в соответствии с
типом внешности: «зима», «лето»,
«осень», «весна»

3

Использование цветового круга.
Эмоционально-психологическое
воздействие цвета на человека.
9

контроля

10

Символическое значение цвета
4

Волосы. Выбор прически.

2

6

8

1

2

3

2

7

9

Восстановление кукольных волос кукле,
изготовление парика
5

Стилистика женского образа.
Пять базовых стилей. Модные тенденции.

6

Сказкотерапия. Создание собственной
сказки.

Творческая
самопрезента
ция

7

Создание целостного образа с учетом всех

1

4

5

особенностей выбранного стиля
8

Что в имени тебе моем…

1

1

2

9

Художественное конструирование

2

4

6

10

Каждому изделию - свой материал

2

3

5

11

Организация освещения и звукового

1

1

2

сопровождения
12

Дизайн аксессуаров, атрибутов

1

3

4

13

Дизайн и декор сувенирных изделий

1

4

5

14

«Я могу…»

0

5

5

Тренинг творческой самореализации

Творческая
самопрезента
ция

15

Линия, силуэт.

2

Форма и пропорции.
Цвет
10

5

7

11

16

Подготовка к итоговой выставке,

1

2

3

оформление
17

Подготовка фотоотчетов

2

6

8

18

Презентация творческих проектов

0

5

5

Групповая
презентация

19

Подведение итогов
Итого:

0

3

3

26

64

90

1.4. Планируемые результаты
Основные параметры планируемого результата:
 развитие творческого мышления, креативности, воображения, интеллекта,
фантазии;
 развитие

восприятия

пространственного

соотношения

предметов,

цветового восприятия; внимания к деталям, чувство вкуса, гармонии и симметрии.
 развитие способности к зрительным представлениям, умения предвидеть
результат;
 развитие навыков конструирования и проектирования;
 графический

дизайнер,

промышленный

дизайнер,

архитектурный

дизайнер;


расширение знаний и представлений о традиционных и современных

материалах для прикладного творчества;
 знакомство с новыми технологическими приемами обработки различных
материалов;
 использование ранее изученных приемов в новых комбинациях и
сочетаниях;
 развитие навыков трудовой деятельности в коллективе;

11

12

 умение оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса,
школы, своего жилища.
Возможно формирование у детей

таких «пред»- профессиональных

компетенций, как дизайнер интерьеров, стилист, художник, специалист по 3Dмоделированию.
Особенно важно! Дети, обучающиеся в рамках продвинутого уровня, имеют
возможность демонстрировать свои навыки и умения для детей, обучающихся в
рамках начального уровня, т.е. пробуют себя в роли мастеров – наставников.
Работа с родителями детей:
 анкетирование родителей;
 просветительская работа в форме лекций, семинаров - практикумов и
круглых столов;
 индивидуальная консультативная работа.
Взаимодействие осуществляется на основании договора с родителями, в
программе предусмотрены совместные детско–родительские занятия, тренинги,
консультации, праздники.

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график «Арт-хаус», базовый уровень
п/п

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

1 квартал (сентябрь – ноябрь).
1
2
3
4

2,5
2,5
2,5
2,5
12

Форма
контроля
(при
наличии)

13

5
6
7
8
9
10
11
12
13

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 32,5 часа

2 квартал (декабрь – февраль).
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 30 часов

3 квартал (март – май).
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 27,5 часа
Всего: 90 часов

13

14

Календарный учебный график «Арт-хаус», продвинутый уровень
п/п

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

Форма
контроля
(при
наличии)

1 квартал (сентябрь – ноябрь).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 32,5 часа

2 квартал (декабрь – февраль).
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 30часов

3 квартал (март – май).
26
27
28
29
30

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
14

15

31
32
33
34
35
36

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Итого: 27,5 часа
Всего: 90 часов

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Арт-хаус» в МАУ ДО Центр «Остров» создана
специально организованная пространственная среда:
 студия, оснащённая мебелью в соответствии с СаНПИН;
 необходимый инструментарий и дидактический материал соответствующий
возрасту и требованиям программы с расчетом на каждого ребенка по
списочному составу;
 магнитофон для музыкального сопровождения занятий.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Занятия проводит квалифицированный педагог-психолог ВКК, знающий
возрастные особенности детей, владеющий навыками эффективной коммуникации,
арт-терапевтическими техниками.
2.2.3. Методическое обеспечение
Занятия организуются в очной форме и дистанционно на время карантинных
мероприятий.
Методы организации занятия.
1. Словесные методы: устное изложение, беседа;

15

16

2. Наглядные методы: показ видеофильмов, иллюстраций; наблюдение;
работа по образцу и др.
3. Практические методы: самостоятельная

продуктивная, практическая

деятельность, мастер - классы, праздники.
4. Метод экспериментов.
Методы работы в группе:
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Метод проектов: участие родителей и детей в проектах Центра.
4. Метод сотворчества - основной метод в работе психолога и детей,
способствует эффективному групповому взаимодействию, позволяет преодолевать
пассивную личностную позицию.
5. Личностно-ориентированный метод – предполагает индивидуальный
подход к каждому
предпочтений

и

ребенку, с учетом его склонностей, возможностей,

личностного

потенциала.

Учет

возрастных,

речевых

и

психологических особенностей детей.
Основные принципы организации и проведения занятий
1. планомерность, последовательность проведения и тщательность подготовки
занятий;
2. творческий подход в работе со школьниками;
3. наличие предметно-развивающей среды;
4. сочетание

индивидуальных

и

коллективных

форм

деятельности,

отвечающих психологической специфике возраста;
5. применение

наглядности

в

сочетании

со

словом

(проектная,

экспериментальная практика).
Основные дидактические принципы:
1. Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку
право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
16

17

2. Принцип открытости.
Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не
имеющими единственно правильного решения.
3. Принцип деятельности.
Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической
творческой деятельности.
4. Принцип обратной связи.
Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может
проконтролировать степень освоения материала.
5. Принцип интеграции.
Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных
программных областях знаний.
Формы проведения занятий:
1. Учебное занятие усвоения новых знаний и способов действий.
2. Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
3. Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
4.Творческая мастерская.
5. Выставка-презентация.
6. Фотоотчеты и презентации.
2.4. Формы аттестации и контроля.
1. Включенное

наблюдение

с

целью

исследовать

динамику

взаимоотношений ребенка со сверстниками, развития творческих способностей
ребенка, навыков, умений и др.
2. Проведение тренингов творческой самореализации – самостоятельное
создание творческого мини-проекта.
3. Организация арт-выставок и презентаций творческих проектов детей
4. Участие в городских, областных, международных конкурсах творческих
проектов детей.
17

18

5. Итоговые занятия.
6. Опрос детей и родителей по завершению цикла занятий.
Список литературы
Положение о комплектовании и наполняемости групп при обучении по
дополнительным общеразвивающим программам в муниципальном автономном
учреждении

дополнительного

образования

«Детский

оздоровительно-

образовательный Центр психолого-педагогической помощи «Остров».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановления Главного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20).
1.

Альтов Г. И тут появился изобретатель... - М, 2000 г.

2.

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия

творческой личности. - МН., Беларусь,1994 г.
3.

Амнуэль П.Р. РТВ - это очень просто! / Курс лекций по развитию творческого

воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих http://www.trizminsk.org/e/rtv/index1.htm#02
4.

Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности:

встреча с чудом. Наставники. Достойная цель – СПб: Издательство Буковского, 1995
5.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:

Просвещение, 1991.
6.

Методика обучения составлению творческого рассказа по сюжетной

картинке

/Мурашковска

И.Н.

"Картинка

без

запинки"

http://www.trizminsk.org/e/2312.htm.
7.

Сайфутдинов

А.Ф.

Открой

http://www.trizminsk.org/e/2500700.htm .

18

в

себе

талант

-

19

Приложения
Приложение 1
План работы с родителями
№

Тема

Форма работы

Месяц
проведения

1

2

«Этапы личностного становления

Школа для

Ноябрь

ребенка. Актуальный возраст»

родителей

«В со-творчестве с ребенком:

Мастер - класс

Декабрь

Мастер-класс

Март

Опрос

Май

совместный мини-проект

4

«Устал – рисуй цветы…» Приемы
релаксации для всей семьи.

«Опросник для родителей по
6

завершении цикла занятий»

19

20

20

21

Приложение 2
Творческая экспозиция ко Дню Ведикой Победы
«ОБОРОНА ДОМА ПАВЛОВА»

Арт - проект «СКАЗКА В
ЧЕМОДАНЕ»

21

22

22

23

Презентация «Зимняя сказка»
в рамках проекта Центра «Остров»
«ЦВЕТНЫЕ ГОРОДА»

23

24

24

25

25

26

26

27

Фотопрезентация КАФЕ «МЕЧТАЙ»
27

28

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».