Профилактическая программа ППС первоклассников Большая перемена

Оглавление
1. Основные характеристики программы……………………………….…….3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………4
1.3. Нормативно-правовые и научно-методические основания реализации
программы……………………………..............................................................5
1.4. Содержание программы……………………………………………………7
1.5. Планируемые результаты освоения программы………………………..9
2. Организационно-педагогические условия………………………………….10
2.1. Календарный учебный график……………………………………………10
2.2. Условия реализации программы…………………………………………12
2.2.1. Материально-техническое обеспечение………………………….12
2.2.2. Кадровое обеспечение…………………………………………….13
2.2.3. Методическое обеспечение………………………………………13
2.3. Формы аттестации и контроля……………………………………………15
Список литературы………………………………………………………….…16
Приложение 1. Используемые диагностические методики..………………....17
Приложение 2. Примерные тренинговые задания и упражнения………...…19
Приложение 3. Терапевтическая сказка «Колобок идет в школу»…..……….21

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность – социально-гуманитарная.
Актуальность. Поступление в школу вносит большие перемены в
жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период
адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. Меняется
привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена
окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием
общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
В настоящее время адаптация учеников к школьной жизни является
одной из актуальных проблем начального образования.
Диагностические исследования, проводимые психологами городской
педагогической Лабораторией «Школьные трудности» МАУ ДО центра
«Остров» в течение ряда лет, а также анализ консультаций и обращений за
помощью родителей говорят о том, что у детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста не достаточно сформированы основы
понятийного мышления и другие трудности обучения, связанные с
нарушением

произвольного

такженевысокий

уровень

внимания,
общей

памяти,

речи

осведомленности,

и

т.д.

а

ранняя

цифровизация.
Таким образом, среди основных причин, вызывающих школьную
дезадаптацию, можно выделить следующие:
1. социально-педагогическая запущенность и психологический и
психический инфантилизм;
2. соматическая ослабленность;
3. нарушения формирования отдельных психических функций и
познавательных процессов;
4. двигательные нарушения;
5. эмоциональные расстройства.

2

В связи с этим, у детей возникают трудности в освоении основной
общеобразовательной программы, что усугубляет проблемы адаптации в
начальный период школьного обучения. Становится очевидным факт, что
педагогические и психологические инструменты при взаимодействии
педагога с классом должны быть не только образовательными. Очень важно
найти контакт с каждым ребенком, целенаправленно развивать в нем личный
интерес к учебной деятельности, как к ведущему виду деятельности

на

данном возрастном этапе. В школе ученику должно быть комфортно,
интересно, познавательно; это поможет избежать опыта негативных
установок к дальнейшему школьному обучению. Таким образом, в
Североуральском городском округе разработана и успешно реализуется
крайне актуальная профилактическая программа «Большая перемена».
Данная программа психолого-педагогического сопровождения младших
школьников в адаптационный период направлена на профилактику и
прогноз школьных трудностей и социализации, отклонений в развитии
и поведении обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ и инвалидностью.
Данный курс программы является углубленным, адаптирован для
индивидуально-групповой работы, в зависимости от индивидуальных
потребностей обучающихся.
Программа «Большая перемена» включает не только практические
занятия и диагностику обучающихся, но и предполагает включение
родителей как субъектов образовательных отношений
адаптации

первоклассников

к

школе,

а

также

в процесс

консультационное

сопровождение педагогов.
1.2. Цели и задачи
Цель: создание психолого-педагогических условий

для адаптации

детей младшего школьного возраста к ОУ в период вхождения в школьную
жизнь.
Задачи:
3



Формирование и укрепление учебной мотивации;



развитие

навыков

положительной

коммуникации

и

социальной

компетентности;


формирование

эмоциональной

устойчивости

и

положительного

отношения к школе;


снижение психо-эмоционального напряжения в адаптационный период;



обучение навыкам саморегуляции;



повышение педагогической компетентности родителей.
Адрес программы: программа предназначена для детей в возрасте 7-8

лет, первоклассников ОУ СГО.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1
учебный год, 72 учебных часов на каждый класс.
Формы обучения – очная.
1.3. Нормативно-правовые и научно-методические основания
реализации программы
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
актами, программно-целевыми и концептуальными документами.
1) Документы в сфере защиты прав детей:
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (изменения и
дополнения от 20.07.2000 г.);
- Федеральный закон Российской Федерации «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г.
№ 436-ФЗ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации«Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от
29.05.2015 г. № 996-р;

4

- Распоряжение Правительства Российской Федерации «План основных
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027
года» от 23.01.2021 г. № 122-р;
-

Распоряжение

Правительства

Российской

Федерации

«План

мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 12.11.2021 г.
№ 2945-р;
- Федеральный закон «О персональных данных»от 27 июля 2016 г.
№152-ФЗ.
2) Документы в сфере образования:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273 – ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №
1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»от
09.11.2018 № 196;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»от 30.03.2018 г. №
162-Д;
- Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от
18.11.2015 г. № 09–3242;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения
организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

5

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ» от 23.08.2017 г. №816.
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. №28.
3) Документы в сфере организации психолого-педагогического
сопровождения:
- Приказ Минобразования Российской Федерации «Об утверждении
Положения о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации» от 22.10.1999 г. № 636;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагогпсихолог (психолог в сфере образования)» от 24.07.2015 г. № 514н;
- Письмо Федеральной службы занятости РоссийскойФедерации «О
Службе практической психологии образования» от 26.07.1995 г. № П-3-111450;
- Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации
«О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи» от 10.02.2015 г. № ВК- 268/07;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся» от
27.02.2012 г. № 06–356;
- Концепция развития психологической службы в системе образования

в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России
от 19.12.2017 г.)
-

Этический

кодекс

педагога-психолога

службы

практической

психологии образования России, принятый на Всероссийском съезде
практических психологов образования 26.03.2003 г.

6

1.4. Содержание программы
Программа «Большая перемена» позволяет детям легче, быстрее и
успешнее адаптироваться в классе, способствует повышению уверенности в
своих силах, позволяет создать атмосферу, способствующую максимально
комфортному и интересному познанию окружающего.
Программа включает в себя следующие разделы:
1. Коррекционно-развивающий: направлен на развитие и коррекцию
понятийного

мышления,

когнитивных

процессов

и

познавательной

мотивации. Для этого в структуру каждого занятия включены
способствующие

развитию

мышления,

памяти,

внимания,

задания,
нейро-

психологические упражнения; дыхательную и мимическую гимнастику.
2.Тренинговый: работа педагогов-психологов направлена на обеспечение
психологического
способствует

комфорта,

формированию

психо-эмоционального
навыков

коммуникации,

благополучия,
саморегуляции,

самопрезентации.
3. Сказкотерапевтический: направлен на развитие внутренних ресурсов,
повышение уверенности в себе, нормализацию самооценки и адаптации,
решение

проблем

поведенческого

и

коммуникативного

характера

первоклассников.
4. Диагностический: включает в себя исследование скорости переработки
информации и переключения внимания; мотивационной сферы и личностных
особенностей младших школьников.
5. Информационно-консультативный: включает сопровождение педагогов,
Школы для родителей по результатам занятий с детьми, просветительская
работа, социально - значимые акции.
Занятия с детьми имеют гибкую структуру и позволяют каждому
ребенку включиться в тему и содержание занятия.
Работа с родителями:
 просветительская работа в форме лекций, семинаров - практикумов и
круглых столов;
7

 индивидуальная консультативная работа.
Взаимодействие осуществляется на основании договора с родителями,
в программе предусмотрены совместные детско–родительские

занятия,

тренинги, консультации.
Учебно-тематический

план

занятий

и

диагностических

исследований
№
п/п

Название
раздела, темы

Всего

Количество часов
Теория
Практика

1

Диагностический

10

2

8

2
3

Тренинговый
Коррекционноразвивающий

6
30

1
6

5
24

4

Сказкотерапия

20

0

5

5

Консультация
для родителей
Итоговое
занятие

4

1

3

ИТОГО

16

6

2

2

4

Форма
аттестации /
контроля
Экспертное
заключение
Диагностические
методики
(см. Приложение
1,2,3)
Терапевтические
сказки, экосказки
консультации,
памятки
Подведение
итогов,
групповая
рефлексия

12

1.5. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты на уровне ребенка:
1. снятие психо - эмоционального напряжения;
2. развитие когнитивных процессов;
3. благополучная, положительная адаптация к школе;
4. развитие познавательной интереса и учебной мотивации;

8

5. стабилизация внутренних ресурсов и положительный настрой на решение
проблем адаптации всех участников образовательных отношений.
Планируемые результаты на уровне взрослых:
1.

повышение

психолого-педагогической

компетентности

педагогов,

специалистов, родителей;
2. стабилизация внутренних ресурсов иположительный настрой на решение
проблем адаптации всех участников образовательных отношений.

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
п/п

Дата

Тема занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

Форма
контроля
(при
наличии)

1 квартал (сентябрь – ноябрь).
1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

2

10

2

11

2

12

2

13

2

9

14

2

15

2

16

2

17

2

18

2

19

2

20

2

21

2

22

2

23

2
Итого: 20 часов

3 квартал (март – май).
24

2

25

2

26

2

27

2

28

2

29

2

30

2

31

2

32

2

33

2

34

2

35

2

36

2
Итого: 26 часов
Всего: 72 часов

10

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
1. Помещения:
-

школьный

класс

или

студия

соспециально

организованной

пространственной средойв МАУ ДОЦентр «Остров», соответствующие
санитарно-гигиеническим нормам, с достаточным количеством столов и
стульев, с учетом возраста обучающихся;
-

консультационный

кабинет

для

проведения

индивидуальных

консультаций;
- конференц-зал для проведения семинаров, школ

для родителей,

оборудованный мультимедийным проектором с экраном.
2. Техническое оборудование:
- проектор;
- музыкальная аппаратура;
- принтер;
- ламинатор.
3. Дидактический материал:
-

необходимый

инструментарий,

соответствующий

возрасту

и

требованиям программы с расчетом на каждого ребенка по списочному
составу;
- кукольный театр;
- ширма.
4. Материалы для арт-терапевтической деятельности:
- листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры,
акварельные краски и др.
5. Материалы для диагностических исследований:
11

- диагностические бланки;
- простые и цветные карандаши.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Программу

реализуют

специалисты,

имеющие

высшее

профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и
психология», имеющие высшую квалификационную категорию, знающие
возрастные

особенности

коммуникации,

детей,

владеющие

диагностическими

и

навыками

эффективной

арт-терапевтическими

техниками,

регулярно проходящие курсы повышения квалификации по арт-терапии,
нейропсихологии и др.
2.2.3. Методическое обеспечение
- Наличие библиотеки, укомплектованной специальной литературой,
видеоматериалами.
-

Ежегодное

пополнение

библиотечного

фонда

специальными

периодическими изданиями.
- Наличие банка наглядных и дидактических материалов для занятий
(иллюстрации

и

репродукции

произведений

живописи,

аудио-

и

видеоматериалы и др.)
Методы организации занятия.
1. Словесные методы: устное изложение, беседа;
2.Наглядные методы: показ иллюстраций; наблюдение; работа по
образцу и др.
3.Практические

методы:

самостоятельная

продуктивная,

практическая деятельность.
4. Метод экспериментов.
Методы работы в группе:
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
12

3. Метод проектов: участие родителей и детей в проектах Центра.
4. Личностно-ориентированный
индивидуальный подход к каждому

метод

–

предполагает

ребенку, с учетом его склонностей,

возможностей, предпочтений и личностного потенциала. Учет возрастных,
речевых и психологических особенностей детей.
Основные принципы организации и проведения занятий
1. планомерность, последовательность проведения и тщательность
подготовки занятий;
2. творческий подход в работе со школьниками;
3. сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности,
отвечающих психологической специфике возраста;
4. применение наглядности в сочетании со словом (проектная,
экспериментальная практика);
Основные дидактические принципы:
1. Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии предоставлять
ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная
степень свободы.
2. Принцип открытости.
Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами,
не имеющими единственно правильного решения.
3. Принцип деятельности.
Освоенные

детьми

мыслительные

операции

отрабатывать

в

практической творческой деятельности.
4. Принцип обратной связи.
Одно практическое задание пересекается с другим, тем самым педагог
может проконтролировать степень освоения материала.

13

2.3. Формы аттестации и контроля
1. Включенное

наблюдение

с

целью

исследовать

динамику

взаимоотношений ребенка со сверстниками,
2. Проективная методика рисунок «Дерево».
3. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лусканова.
4. ТООР для 1 классов (Ясюкова Л.А.)
5. Диагностика Тулуз-Пьерона.
6. Эксперное заключение.
7. Итоговые занятия.

14

Список литературы
1.

Александровская

Э.М.

Социально-психологические

критерии

адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М.: Инфра-М, 2008. – 153 с.
2. Битянова М.Р. Адаптация ученика в школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка: Сб. метод.мат. для админ., педагогов и шк.
психол. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 209 с.
3. Балл Г.А. Понятие адаптации, её значение для психологии личности /
Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 2009. – №6. – С. 14–15.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 5-е изд. - СПб.:
Питер, 2011. - 208 с.
5. Диагностика психологической готовности ученика к школе / Под ред.
С.М. Тромбах. – М.: Мирта, 2010. – 281 с.
6.

Журба

Е.А.

Кинотератия

/

Е.А.Журба,

М.А.

Песковацкова

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legendikinо.narоd.ru/
kinоterapiya.html
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к
обучению в школе. - 3-е изд. - СПб.: Речь, 2010. - 152 с.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология становления,
детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – 4-е изд., стер.
– М.: Академия, 2009. – 456 с.
9. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.
Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.
10. Ясюкова Л.А. Определение готовности к школе. Прогноз и
профилактика проблем обучения в начальной школе: метод. руководство –
СПб.: Иматон, 1999.

15

Приложение 1
Используемые диагностические методики
1. Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов "корректурной
пробы. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по
форме и содержанию в течение длительного, точно определенного времени.
Тест первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации,
устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично оценивает точность и надежность переработки информации, волевую
регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику
работоспособности во времени.
Для детей 6-8 лет (1-2 класс) мы предлагаем упрощенный вариант
методики. Он был разработан с учетом еще не полного сенсомоторного
развития детей этого возраста и меньшего объема их оперативной памяти.

16

2. Проективная методика рисунок «Дерево»
Рисунок дерева рассматривается в проективной психодиагностике как
самопортрет, в котором целостно отражаются отношение к себе, самооценка,
характер взаимоотношений ребенка с окружающими, а также его личностные
проблемы.
3. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» Н.Г.
Лусканова.
Данная методика определяет, как дети относятся
взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также

к школе,

мотивационную

готовность к учебе в школе.

17

Приложение 2
Примерные тренинговые задания и упражнения
1. Знакомство. Разминка
- Встаньте все те, кого зовут…
- Поднимите руки все, кого зовут….
- Похлопайте в ладоши все, у кого голубые глаза…
- Затопайте все, кто любят мороженое и т.д.
2. Психогимнастика, растяжка. «Тополь — ива»
Встаньте около парт. Когда я скажу «ива», вы принимаете неподвижную позу
«плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки висят свободно вдоль туловища,
голова наклонена влево, на лице — печаль). По хлопку — принимаете
обычную позу. Когда я скажу «тополь», вы принимаете неподвижную позу
«гордого тополя» (пятки вместе, носки врозь, руки подняты вверх над
головой, смотреть на кончики пальцев, на лице — гордость).
3. Дыхательные упражнения.
Повышение

эффективности

достигается

благодаря

выполнения

использованию

дыхательных
образного

упражнений
представления,

подключения воображения, так хорошо развитого у детей.
«Шарик»:детям предлагается вокализировать на выдохе, пропевая
отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в
щ, хи и т. п.).
«Ветер»: на медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать
воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист
птицы.
«Фигуры». Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг,
треугольник, квадрат). Глазами нарисуйте 6 кругов (треугольников,
квадратов) по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
4.Глазодвигательные упражнения.
18

«Стрельба глазами»: вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
«Цифры»:глазами напишите цифры от 0 до 9.
«Имя»: глазами напишите свое имя.
«Пружинки»:глазами нарисуйте пружинки (вверх, вниз).
5. Перекрестные (реципроктные) телесные упражнения
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги.
Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать
одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При
выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится
эффективность работы мозга.
«Бровь - Погоны». Указательный палец правой руки прикасается к
левой брови. Пальцы левой руки кладутся на правое плечо – «Погоны».
Хлопок. Затем движения повторяются, меняя руки. Затем движения
ускоряются.
«Клешня

краба».

Средний

палец

накладывается

и

зажимает

указательный, безымянный кладется на средний, мизинец - на безымянный.
Поза удерживается 10-20 с. После выполнения правой рукой то же - левой, а
затем - двумя руками одновременно.
«Соку-бачи-вира». Детям показывают картинку – схема, где каждая
фигура обозначает определенное действие.

19

Приложение 3
Терапевтическая сказка «Колобок идет в школу»
Жили-были дед и бабка. Говорит дед бабке: “Испеки-ка бабка
колобок”.Испекла бабка колобка. Рос, рос колобок, вырос и пошёл в первый
класс.
Собрал портфель и катится радостный по дороге, поет свою песенку «А
я в школу иду, там я знания найду!» Навстречу ему заяц-прогульщик.
- Привет, колобок, ты куда бежишь?
- В школу тороплюсь!
- А зачем торопиться? Школа никуда не убежит. На уроки можно и опоздать.
- Правда? А я не знал.
И побежал колобок дальше, навстречу ему волк-хулиган.
- Колобок, колобок, куда так торопишься?
- В школу бегу!
- А ты знаешь, как себя надо вести в школе?
- Нет, не знаю.
- Можно прыгать и скакать, играть в мяч.
- Спасибо тебе волк за совет.
Покатился колобок дальше, поет свою песенку «А я в школу иду, там я
знания найду!» Катится, катится, а навстречу ему медведь-говорун.
- Здравствуй, колобок, ты куда идешь?
- В школу!
- Правда? Ты знаешь как себя нужно вести в школе?
- Как? Расскажи.
- Чтобы тебя все в классе услышали надо громко кричать с места.
- Спасибо медведь.
Катится колобок дальше, поет свою песенку «А я в школу иду, там я
знания найду!», а навстречу ему лиса.
20

- Привет колобок! Ты куда идешь?
-Иду в школу!
- Как себя в школе надо вести, ты знаешь?
- Да, мне заяц, волк и медведь рассказали, что на уроки можно опаздывать,
бегать, прыгать, играть в мяч, кричать с места.
- А еще можно на уроке вскакивать с места и ходить по классу.
- Спасибо тебе лиса за совет!
Пришел колобок в школу, опоздал на первый урок. Вёл себя так, как
научили его лесные звери (болтал, баловался, кричал, перебивал и т.д.)
-Учительница: “ Колобок, тебе еще рано в школу, ты себя совершенно
не умеешь вести. Вот когда научишься себя вести, тогда и приходи в школу”.
- Плачет колобок: “Как же я домой пойду к бабушке и дедушке? Мне
стыдно. Я не знаю как же себя надо вести в школе. Кто бы мне помог,
рассказал, какие правила существуют в школе”…
Беседа с детьми:
-Давайте поможем Колобку. Но сначала скажите, что такое «правило»?
Правило – это порядок, как нужно делать, как себя вести.
- Где можно их встретить? (на улице, дома, в школе, в каф, в кино.…)
- Вспомните правила поведения в школе.
Дети называют правила поведения.
-Что может произойти, если правила не соблюдать?

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».