Оглавление
1. Основные характеристики программы……………………………….…….3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………4
1.3. Нормативно-правовые и научно-методические основания реализации
программы……………………………..............................................................5
1.4. Содержание программы……………………………………………………7
1.5. Планируемые результаты освоения программы………………………..9
2. Организационно-педагогические условия………………………………….10
2.1. Календарный учебный график……………………………………………10
2.2. Условия реализации программы…………………………………………12
2.2.1. Материально-техническое обеспечение………………………….12
2.2.2. Кадровое обеспечение…………………………………………….13
2.2.3. Методическое обеспечение………………………………………13
2.3. Формы аттестации и контроля……………………………………………15
Список литературы………………………………………………………….…16
Приложение 1. Используемые диагностические методики..………………....17
Приложение 2. Примерные тренинговые задания и упражнения………...…19
Приложение 3. Терапевтическая сказка «Колобок идет в школу»…..……….21
1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность – социально-гуманитарная.
Актуальность. Поступление в школу вносит большие перемены в
жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период
адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. Меняется
привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена
окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием
общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
В настоящее время адаптация учеников к школьной жизни является
одной из актуальных проблем начального образования.
Диагностические исследования, проводимые психологами городской
педагогической Лабораторией «Школьные трудности» МАУ ДО центра
«Остров» в течение ряда лет, а также анализ консультаций и обращений за
помощью родителей говорят о том, что у детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста не достаточно сформированы основы
понятийного мышления и другие трудности обучения, связанные с
нарушением
произвольного
такженевысокий
уровень
внимания,
общей
памяти,
речи
осведомленности,
и
т.д.
а
ранняя
цифровизация.
Таким образом, среди основных причин, вызывающих школьную
дезадаптацию, можно выделить следующие:
1. социально-педагогическая запущенность и психологический и
психический инфантилизм;
2. соматическая ослабленность;
3. нарушения формирования отдельных психических функций и
познавательных процессов;
4. двигательные нарушения;
5. эмоциональные расстройства.
2
В связи с этим, у детей возникают трудности в освоении основной
общеобразовательной программы, что усугубляет проблемы адаптации в
начальный период школьного обучения. Становится очевидным факт, что
педагогические и психологические инструменты при взаимодействии
педагога с классом должны быть не только образовательными. Очень важно
найти контакт с каждым ребенком, целенаправленно развивать в нем личный
интерес к учебной деятельности, как к ведущему виду деятельности
на
данном возрастном этапе. В школе ученику должно быть комфортно,
интересно, познавательно; это поможет избежать опыта негативных
установок к дальнейшему школьному обучению. Таким образом, в
Североуральском городском округе разработана и успешно реализуется
крайне актуальная профилактическая программа «Большая перемена».
Данная программа психолого-педагогического сопровождения младших
школьников в адаптационный период направлена на профилактику и
прогноз школьных трудностей и социализации, отклонений в развитии
и поведении обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ и инвалидностью.
Данный курс программы является углубленным, адаптирован для
индивидуально-групповой работы, в зависимости от индивидуальных
потребностей обучающихся.
Программа «Большая перемена» включает не только практические
занятия и диагностику обучающихся, но и предполагает включение
родителей как субъектов образовательных отношений
адаптации
первоклассников
к
школе,
а
также
в процесс
консультационное
сопровождение педагогов.
1.2. Цели и задачи
Цель: создание психолого-педагогических условий
для адаптации
детей младшего школьного возраста к ОУ в период вхождения в школьную
жизнь.
Задачи:
3
Формирование и укрепление учебной мотивации;
развитие
навыков
положительной
коммуникации
и
социальной
компетентности;
формирование
эмоциональной
устойчивости
и
положительного
отношения к школе;
снижение психо-эмоционального напряжения в адаптационный период;
обучение навыкам саморегуляции;
повышение педагогической компетентности родителей.
Адрес программы: программа предназначена для детей в возрасте 7-8
лет, первоклассников ОУ СГО.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1
учебный год, 72 учебных часов на каждый класс.
Формы обучения – очная.
1.3. Нормативно-правовые и научно-методические основания
реализации программы
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
актами, программно-целевыми и концептуальными документами.
1) Документы в сфере защиты прав детей:
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (изменения и
дополнения от 20.07.2000 г.);
- Федеральный закон Российской Федерации «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г.
№ 436-ФЗ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации«Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от
29.05.2015 г. № 996-р;
4
- Распоряжение Правительства Российской Федерации «План основных
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027
года» от 23.01.2021 г. № 122-р;
-
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
«План
мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 12.11.2021 г.
№ 2945-р;
- Федеральный закон «О персональных данных»от 27 июля 2016 г.
№152-ФЗ.
2) Документы в сфере образования:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273 – ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №
1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»от
09.11.2018 № 196;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»от 30.03.2018 г. №
162-Д;
- Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от
18.11.2015 г. № 09–3242;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
5
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ» от 23.08.2017 г. №816.
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. №28.
3) Документы в сфере организации психолого-педагогического
сопровождения:
- Приказ Минобразования Российской Федерации «Об утверждении
Положения о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации» от 22.10.1999 г. № 636;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагогпсихолог (психолог в сфере образования)» от 24.07.2015 г. № 514н;
- Письмо Федеральной службы занятости РоссийскойФедерации «О
Службе практической психологии образования» от 26.07.1995 г. № П-3-111450;
- Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации
«О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи» от 10.02.2015 г. № ВК- 268/07;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся» от
27.02.2012 г. № 06–356;
- Концепция развития психологической службы в системе образования
в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России
от 19.12.2017 г.)
-
Этический
кодекс
педагога-психолога
службы
практической
психологии образования России, принятый на Всероссийском съезде
практических психологов образования 26.03.2003 г.
6
1.4. Содержание программы
Программа «Большая перемена» позволяет детям легче, быстрее и
успешнее адаптироваться в классе, способствует повышению уверенности в
своих силах, позволяет создать атмосферу, способствующую максимально
комфортному и интересному познанию окружающего.
Программа включает в себя следующие разделы:
1. Коррекционно-развивающий: направлен на развитие и коррекцию
понятийного
мышления,
когнитивных
процессов
и
познавательной
мотивации. Для этого в структуру каждого занятия включены
способствующие
развитию
мышления,
памяти,
внимания,
задания,
нейро-
психологические упражнения; дыхательную и мимическую гимнастику.
2.Тренинговый: работа педагогов-психологов направлена на обеспечение
психологического
способствует
комфорта,
формированию
психо-эмоционального
навыков
коммуникации,
благополучия,
саморегуляции,
самопрезентации.
3. Сказкотерапевтический: направлен на развитие внутренних ресурсов,
повышение уверенности в себе, нормализацию самооценки и адаптации,
решение
проблем
поведенческого
и
коммуникативного
характера
первоклассников.
4. Диагностический: включает в себя исследование скорости переработки
информации и переключения внимания; мотивационной сферы и личностных
особенностей младших школьников.
5. Информационно-консультативный: включает сопровождение педагогов,
Школы для родителей по результатам занятий с детьми, просветительская
работа, социально - значимые акции.
Занятия с детьми имеют гибкую структуру и позволяют каждому
ребенку включиться в тему и содержание занятия.
Работа с родителями:
просветительская работа в форме лекций, семинаров - практикумов и
круглых столов;
7
индивидуальная консультативная работа.
Взаимодействие осуществляется на основании договора с родителями,
в программе предусмотрены совместные детско–родительские
занятия,
тренинги, консультации.
Учебно-тематический
план
занятий
и
диагностических
исследований
№
п/п
Название
раздела, темы
Всего
Количество часов
Теория
Практика
1
Диагностический
10
2
8
2
3
Тренинговый
Коррекционноразвивающий
6
30
1
6
5
24
4
Сказкотерапия
20
0
5
5
Консультация
для родителей
Итоговое
занятие
4
1
3
ИТОГО
16
6
2
2
4
Форма
аттестации /
контроля
Экспертное
заключение
Диагностические
методики
(см. Приложение
1,2,3)
Терапевтические
сказки, экосказки
консультации,
памятки
Подведение
итогов,
групповая
рефлексия
12
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты на уровне ребенка:
1. снятие психо - эмоционального напряжения;
2. развитие когнитивных процессов;
3. благополучная, положительная адаптация к школе;
4. развитие познавательной интереса и учебной мотивации;
8
5. стабилизация внутренних ресурсов и положительный настрой на решение
проблем адаптации всех участников образовательных отношений.
Планируемые результаты на уровне взрослых:
1.
повышение
психолого-педагогической
компетентности
педагогов,
специалистов, родителей;
2. стабилизация внутренних ресурсов иположительный настрой на решение
проблем адаптации всех участников образовательных отношений.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
п/п
Дата
Тема занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Форма
контроля
(при
наличии)
1 квартал (сентябрь – ноябрь).
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
2
10
2
11
2
12
2
13
2
9
14
2
15
2
16
2
17
2
18
2
19
2
20
2
21
2
22
2
23
2
Итого: 20 часов
3 квартал (март – май).
24
2
25
2
26
2
27
2
28
2
29
2
30
2
31
2
32
2
33
2
34
2
35
2
36
2
Итого: 26 часов
Всего: 72 часов
10
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
1. Помещения:
-
школьный
класс
или
студия
соспециально
организованной
пространственной средойв МАУ ДОЦентр «Остров», соответствующие
санитарно-гигиеническим нормам, с достаточным количеством столов и
стульев, с учетом возраста обучающихся;
-
консультационный
кабинет
для
проведения
индивидуальных
консультаций;
- конференц-зал для проведения семинаров, школ
для родителей,
оборудованный мультимедийным проектором с экраном.
2. Техническое оборудование:
- проектор;
- музыкальная аппаратура;
- принтер;
- ламинатор.
3. Дидактический материал:
-
необходимый
инструментарий,
соответствующий
возрасту
и
требованиям программы с расчетом на каждого ребенка по списочному
составу;
- кукольный театр;
- ширма.
4. Материалы для арт-терапевтической деятельности:
- листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры,
акварельные краски и др.
5. Материалы для диагностических исследований:
11
- диагностические бланки;
- простые и цветные карандаши.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Программу
реализуют
специалисты,
имеющие
высшее
профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и
психология», имеющие высшую квалификационную категорию, знающие
возрастные
особенности
коммуникации,
детей,
владеющие
диагностическими
и
навыками
эффективной
арт-терапевтическими
техниками,
регулярно проходящие курсы повышения квалификации по арт-терапии,
нейропсихологии и др.
2.2.3. Методическое обеспечение
- Наличие библиотеки, укомплектованной специальной литературой,
видеоматериалами.
-
Ежегодное
пополнение
библиотечного
фонда
специальными
периодическими изданиями.
- Наличие банка наглядных и дидактических материалов для занятий
(иллюстрации
и
репродукции
произведений
живописи,
аудио-
и
видеоматериалы и др.)
Методы организации занятия.
1. Словесные методы: устное изложение, беседа;
2.Наглядные методы: показ иллюстраций; наблюдение; работа по
образцу и др.
3.Практические
методы:
самостоятельная
продуктивная,
практическая деятельность.
4. Метод экспериментов.
Методы работы в группе:
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
12
3. Метод проектов: участие родителей и детей в проектах Центра.
4. Личностно-ориентированный
индивидуальный подход к каждому
метод
–
предполагает
ребенку, с учетом его склонностей,
возможностей, предпочтений и личностного потенциала. Учет возрастных,
речевых и психологических особенностей детей.
Основные принципы организации и проведения занятий
1. планомерность, последовательность проведения и тщательность
подготовки занятий;
2. творческий подход в работе со школьниками;
3. сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности,
отвечающих психологической специфике возраста;
4. применение наглядности в сочетании со словом (проектная,
экспериментальная практика);
Основные дидактические принципы:
1. Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии предоставлять
ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная
степень свободы.
2. Принцип открытости.
Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами,
не имеющими единственно правильного решения.
3. Принцип деятельности.
Освоенные
детьми
мыслительные
операции
отрабатывать
в
практической творческой деятельности.
4. Принцип обратной связи.
Одно практическое задание пересекается с другим, тем самым педагог
может проконтролировать степень освоения материала.
13
2.3. Формы аттестации и контроля
1. Включенное
наблюдение
с
целью
исследовать
динамику
взаимоотношений ребенка со сверстниками,
2. Проективная методика рисунок «Дерево».
3. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лусканова.
4. ТООР для 1 классов (Ясюкова Л.А.)
5. Диагностика Тулуз-Пьерона.
6. Эксперное заключение.
7. Итоговые занятия.
14
Список литературы
1.
Александровская
Э.М.
Социально-психологические
критерии
адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М.: Инфра-М, 2008. – 153 с.
2. Битянова М.Р. Адаптация ученика в школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка: Сб. метод.мат. для админ., педагогов и шк.
психол. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 209 с.
3. Балл Г.А. Понятие адаптации, её значение для психологии личности /
Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 2009. – №6. – С. 14–15.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 5-е изд. - СПб.:
Питер, 2011. - 208 с.
5. Диагностика психологической готовности ученика к школе / Под ред.
С.М. Тромбах. – М.: Мирта, 2010. – 281 с.
6.
Журба
Е.А.
Кинотератия
/
Е.А.Журба,
М.А.
Песковацкова
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legendikinо.narоd.ru/
kinоterapiya.html
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к
обучению в школе. - 3-е изд. - СПб.: Речь, 2010. - 152 с.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология становления,
детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – 4-е изд., стер.
– М.: Академия, 2009. – 456 с.
9. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.
Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.
10. Ясюкова Л.А. Определение готовности к школе. Прогноз и
профилактика проблем обучения в начальной школе: метод. руководство –
СПб.: Иматон, 1999.
15
Приложение 1
Используемые диагностические методики
1. Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов "корректурной
пробы. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по
форме и содержанию в течение длительного, точно определенного времени.
Тест первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации,
устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично оценивает точность и надежность переработки информации, волевую
регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику
работоспособности во времени.
Для детей 6-8 лет (1-2 класс) мы предлагаем упрощенный вариант
методики. Он был разработан с учетом еще не полного сенсомоторного
развития детей этого возраста и меньшего объема их оперативной памяти.
16
2. Проективная методика рисунок «Дерево»
Рисунок дерева рассматривается в проективной психодиагностике как
самопортрет, в котором целостно отражаются отношение к себе, самооценка,
характер взаимоотношений ребенка с окружающими, а также его личностные
проблемы.
3. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» Н.Г.
Лусканова.
Данная методика определяет, как дети относятся
взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также
к школе,
мотивационную
готовность к учебе в школе.
17
Приложение 2
Примерные тренинговые задания и упражнения
1. Знакомство. Разминка
- Встаньте все те, кого зовут…
- Поднимите руки все, кого зовут….
- Похлопайте в ладоши все, у кого голубые глаза…
- Затопайте все, кто любят мороженое и т.д.
2. Психогимнастика, растяжка. «Тополь — ива»
Встаньте около парт. Когда я скажу «ива», вы принимаете неподвижную позу
«плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки висят свободно вдоль туловища,
голова наклонена влево, на лице — печаль). По хлопку — принимаете
обычную позу. Когда я скажу «тополь», вы принимаете неподвижную позу
«гордого тополя» (пятки вместе, носки врозь, руки подняты вверх над
головой, смотреть на кончики пальцев, на лице — гордость).
3. Дыхательные упражнения.
Повышение
эффективности
достигается
благодаря
выполнения
использованию
дыхательных
образного
упражнений
представления,
подключения воображения, так хорошо развитого у детей.
«Шарик»:детям предлагается вокализировать на выдохе, пропевая
отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в
щ, хи и т. п.).
«Ветер»: на медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать
воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист
птицы.
«Фигуры». Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг,
треугольник, квадрат). Глазами нарисуйте 6 кругов (треугольников,
квадратов) по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
4.Глазодвигательные упражнения.
18
«Стрельба глазами»: вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
«Цифры»:глазами напишите цифры от 0 до 9.
«Имя»: глазами напишите свое имя.
«Пружинки»:глазами нарисуйте пружинки (вверх, вниз).
5. Перекрестные (реципроктные) телесные упражнения
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги.
Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать
одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При
выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится
эффективность работы мозга.
«Бровь - Погоны». Указательный палец правой руки прикасается к
левой брови. Пальцы левой руки кладутся на правое плечо – «Погоны».
Хлопок. Затем движения повторяются, меняя руки. Затем движения
ускоряются.
«Клешня
краба».
Средний
палец
накладывается
и
зажимает
указательный, безымянный кладется на средний, мизинец - на безымянный.
Поза удерживается 10-20 с. После выполнения правой рукой то же - левой, а
затем - двумя руками одновременно.
«Соку-бачи-вира». Детям показывают картинку – схема, где каждая
фигура обозначает определенное действие.
19
Приложение 3
Терапевтическая сказка «Колобок идет в школу»
Жили-были дед и бабка. Говорит дед бабке: “Испеки-ка бабка
колобок”.Испекла бабка колобка. Рос, рос колобок, вырос и пошёл в первый
класс.
Собрал портфель и катится радостный по дороге, поет свою песенку «А
я в школу иду, там я знания найду!» Навстречу ему заяц-прогульщик.
- Привет, колобок, ты куда бежишь?
- В школу тороплюсь!
- А зачем торопиться? Школа никуда не убежит. На уроки можно и опоздать.
- Правда? А я не знал.
И побежал колобок дальше, навстречу ему волк-хулиган.
- Колобок, колобок, куда так торопишься?
- В школу бегу!
- А ты знаешь, как себя надо вести в школе?
- Нет, не знаю.
- Можно прыгать и скакать, играть в мяч.
- Спасибо тебе волк за совет.
Покатился колобок дальше, поет свою песенку «А я в школу иду, там я
знания найду!» Катится, катится, а навстречу ему медведь-говорун.
- Здравствуй, колобок, ты куда идешь?
- В школу!
- Правда? Ты знаешь как себя нужно вести в школе?
- Как? Расскажи.
- Чтобы тебя все в классе услышали надо громко кричать с места.
- Спасибо медведь.
Катится колобок дальше, поет свою песенку «А я в школу иду, там я
знания найду!», а навстречу ему лиса.
20
- Привет колобок! Ты куда идешь?
-Иду в школу!
- Как себя в школе надо вести, ты знаешь?
- Да, мне заяц, волк и медведь рассказали, что на уроки можно опаздывать,
бегать, прыгать, играть в мяч, кричать с места.
- А еще можно на уроке вскакивать с места и ходить по классу.
- Спасибо тебе лиса за совет!
Пришел колобок в школу, опоздал на первый урок. Вёл себя так, как
научили его лесные звери (болтал, баловался, кричал, перебивал и т.д.)
-Учительница: “ Колобок, тебе еще рано в школу, ты себя совершенно
не умеешь вести. Вот когда научишься себя вести, тогда и приходи в школу”.
- Плачет колобок: “Как же я домой пойду к бабушке и дедушке? Мне
стыдно. Я не знаю как же себя надо вести в школе. Кто бы мне помог,
рассказал, какие правила существуют в школе”…
Беседа с детьми:
-Давайте поможем Колобку. Но сначала скажите, что такое «правило»?
Правило – это порядок, как нужно делать, как себя вести.
- Где можно их встретить? (на улице, дома, в школе, в каф, в кино.…)
- Вспомните правила поведения в школе.
Дети называют правила поведения.
-Что может произойти, если правила не соблюдать?
21