Прогноз успехов и трудностей современных пятиклассников, 2022-2023 уч.г.

17.02.2023

16 февраля в центре «Остров» состоялся семинар-консультация «Прогноз  успехов и трудностей современных пятиклассников» с целью акцентировать внимание педагогов на проблемах современных пятиклассников и их адаптационных ресурсах при переходе в среднее звено.

Традиционно в рамках Городской педагогической Лаборатории «Школьные трудности» были проведены диагностические исследования пятиклассников, а именно изучение мотивации учения и эмоционального отношения к обучению, уровня тревожности при переходе в среднее  звено, исследование психологического климата в классе.

Семинар прошел в формате активного профессионального диалога, в котором принимали участие  педагоги-психологи и классные руководители 5 классов.

Особое внимание специалисты уделили резкому снижению познавательной активности и нарушению учебной деятельности.  Среди основных причин - недостатки развития интеллектуальных способностей учеников в младшем возрасте. При переходе в среднее звено заметно снижается успеваемость у  тех ударников и отличников, которые имели при поступлении в школу сильную память и высокий уровень общего речевого развития, но необходимые компоненты мышления были сформированы в недостаточной степени. В средней школе ребенок знакомится с основами научных знаний, и одной памяти для усвоения материала  становится недостаточно.  При отсутствии объединения запоминание + осмысление, эффективность зубрежки известна всем! После того, как ученик перестает понимать что-либо на большинстве уроков, наступает та самая социально-психологическая дезадаптация.

В этом году  заметно снизился уровень мотивации учения. Всего 19% пятиклассников имеют позитивное отношение к учению с преобладанием познавательной мотивации. А  год назад   «мотивированных»  пятиклассников было 58 %!

Продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными нарушениями  (низкой или защитно-высокой самооценкой, оборонительной агрессивностью, тревожностью и др.) Так например, 32% пятиклассников испытывают высокий уровень гнева, агрессии (внутренней, внешней), связанный с ситуацией их обучения, 25% учеников  - очень высокий уровень тревожности. При этом основными причинами школьной тревожности у 5-классников являются: страхи, связанные с ситуацией проверки знаний и проблемы в отношениях с учителями, а также страх самовыражения и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Если младшего школьника удовлетворяла похвала учителя, то пятиклассника больше затрагивает общественная оценка, оценка сверстников. Ведущая деятельность  - общение, поэтому свою успешность ребенок начинает расценивать через призму общения с одноклассниками. При этом только 54% пятиклассников высоко оценивают психологический климат в своем классе, т.е. детям нравится учиться друг с другом. 40 % школьников  безразличны отношения в классе, вероятно, у детей есть другая группа, где общение значимо. Остальные 6%  расценивают психологический климат в классе как очень плохой.Хочу такой сайт

          Взрослым необходимо помнить о возрастных и личностных особенностях подростка:  усиливается значимость мнения друзей, изменяются психофизиологические параметры  (рост сердца и легких, грудной клетки, костей) и   функционирование психических процессов. А именно, уменьшается  объем внимания, снижается скорость переработки информации, появляются головные боли, повышенная утомляемость. Но, несмотря на все сложности подросткового периода, у детей активизируется самоанализ, самооценка, стремление выработать у себя желаемые качества!

 

Руководитель Лаборатории «Школьные трудности»

Глазкова А.В.

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».