Кроха 9 мес.-2 года

Оглавление
1. Основные характеристики программы……………….………..…………………………………......3
1.1. Пояснительная записка…………………………………….…………………………………….…...3
1.2. Цель и задачи программы..……………………………………………………………………..……7
1.3. Планируемые результаты освоения программы …………………………………………...………7
1.4. Содержание программы ……………………………………………………...……………..……….8
2. Организационно – педагогические условия…………………………………………………..……..10
2.1. Календарный учебный график……………………..……………………………………….………12
2.2. Условия реализации программы...……………………………………………................................13
2.3. Формы аттестации и контроля……………………………………………………………………...15
3. Список литературы………………………………………………….…………………………...……16
Приложения 1 …………………………………..……………………………………………………......18
Приложение 2…………………………………………………………………………………………….19
Приложение 3……………………………………………………………………….................................20
Приложение 4…………………………………………………………………………………………….21
Приложение 5………………………………………………………………………………………….…23

2

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы: социально-гуманитарная
1.1.2. Актуальность программы
Самый главный дефицит современного детства – это дефицит привязанности, и как
следствие - любви, которая врачует, исцеляет, помогает расти маленькому человеку. Кризис
семьи, пересмотр ценностей и смыслов родительства порождает подмену всего этого внешним
материальным замещением: игрушками, гаджетами, нянями, ранней интеллектуализацией взамен
«остальному» развитию.
В данных условиях дезориентированное поколение родителей 90-х и поколение виртуалов
и социальных сетей нуждается вместе со своими детьми в прохождении и проживании всех
этапов детства, в осмыслении своего родительства, ответственности и сопричастности.
Ответственное родительство – это взаимосвянный процесс разных сторон воспитания:
высокая степень эмоциональности в отношениях с ребенком, продуктивное общение с ним,
способность материального обеспечения, сохранение и укрепление его здоровья, передача
духовно-нравственных ценностей и социальных норм.
Исследования, проводимые за последние несколько лет в Североуральском городском
округе
психологами и специалистами отделения ранней помощи Центра «Остров»,
свидетельствуют о следующих острых проблемах в раннем развитии детей и современном
родительстве:
 Нарушение коммуникативных и эмоциональных взаимоотношений: непонимание
родителями своего ребенка (его потребностей, возможностей, неумение построить диалог со
своим ребенком и т.д.); и агрессивность и девиантное поведение детей как следствие отсутствия
должного внимания родителей и истинной родительской любви.
 Семейное воспитание становится все более узконаправленным на сохранение здоровья
и жизни ребенка, материальное обеспечение, на раннее интеллектуальное развитие и социальную
успешность, в ущерб диалога родитель-ребенок.
 Отсутствие или искаженные знания родителей о приоритетах воспитания, незнание и
неумения взаимодействовать в различных «трудных» ситуациях развития.
 В условиях кризиса духовно-нравственной жизни общества сам родитель находится в
постоянной ситуации выбора хорошего – плохого и т.д. Возникает проблема передачи духовнонравственных ценностей от родителя к ребенку, и как следствие подрастающему человечку
трудно «выстоять» среди мощных информационно-ценностных потоков окружающего мира.
 Младенческие рефлексы, не интегрированные вовремя, оказывают огромное
влияние на дальнейшее развитие ребенка. При сбое слаженной работы сенсорных систем мы
наблюдаем дисфункции сенсорной интеграции. Неврозы, расстройства аутистического спектра,
задержки психического развития и речи, психнаблюдаем осоматические заболевания, трудности
обучения, невнимательность, головные боли, ходьба «на цыпочках», моторная неуклюжесть
(дискоординация), гиперактивность, трудности социальной адаптации.
 При успешной интеграции у ребёнка формируются определённые навыки:
концентрация внимания и способность выполнять несколько задач одновременно,
координация положения тела и движений, распределение силы и мелкая моторика,
понимание речи, чтение, письмо, счёт, самооценка, уверенность в себе и т.д.
3

 Согласно мировым исследованиям, Института Раннего вмешательства
(ИРАВ СПб) влияние специалиста на функционирование, развитие, обучение и воспитание
ребенка раннего возраста составляет 7,8%, остальные 92,4% - формирует родитель или
значимый взрослый.
Таким образом, в современном обществе очень актуальна работа с родителями с
применением коучинговых стратегий, направленная на повышение уровня компетентности
родителей в вопросах развития и воспитания, а также на включение ребенка в среду
сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи, подготовка ребенка к
включению его в сферу образования.
В данном случае, коучинг - это форма обучения взрослых людей, когда помогающий
специалист содействует способности обучающегося размышлять над его действиями /
практикой, чтобы определить их эффективность, помочь построить план для улучшения
этих действий и использовать эти действия в текущей и будущей ситуации.
При этом, согласно «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на
период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р), чем раньше мы
подхватим ребенка с теми или иными «трудностями» или «недоразвитиями», тем
эффективнее будет работа с ребенком. Всегда легче заниматься профилактикой, чем
нарушением.
Программа «Кроха» направлена на воспитание и развитие детей раннего возраста,
формирование активной родительской позиции. Обеспечивает разностороннее развитие детей
в возрасте от 9 месяцев до 2,5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям – когнитивному, духовно-нравственному, физическому, социальноличностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Программа «Кроха» соответствует следующим нормативным документам:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН);
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (от 04.02.2010 г. Приказ –
271);
- ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред.
от 21.01.2019).
Программа «Кроха» является экспериментальной адаптивной программой развития детей с
особыми образовательными потребностями, соответствует требованиям ФГОС для детей с ОВЗ
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1598). Таким образом,
организация групп раннего развития детей и сопровождения родителей создает возможность для
воспитания и развития детей с ОВЗ, включение их в группу сверстников, с выбором маршрута
индивидуального развития в союзничестве с семьей.
4

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в группах «Кроха» - это
пространство для сенсорного и интеллектуального развития, свободной игры и спокойного
общения детей и взрослых, с проявлением собственной активности ребёнка, которую
корректно и содержательно направляют специалисты Центра в созидательное русло, обогащая и
влияя на мировоззрение родителей. Программа «Кроха» предполагает применение эффективных
отечественных и мировых практик работы с ранним возрастом, в том числе и сенсорную
интеграцию и эрготерапия (терапия деятельностью, трудом).
Содержание программы развития детей раннего возраста «Кроха» ориентирована на ФГОС
дошкольного образования:
 формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины
мира;
 интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
 формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
 развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде,
практической и духовной деятельности человека;
 развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
1.1.3. Отличительные особенности программы
Программа психолого-педагогического
сопровождения раннего детства дополнена
возможностью раннего выявления особенностей и отклонений в развитии.
Организация групп развития детей раннего возраста и сопровождения родителей:
 создает возможность для воспитания и развития детей раннего возраста, не посещающих ясли;
 создает возможность для детей раннего возраста пошаговой (легкой) адаптации в группе
сверстников (без отрыва от мамы);
 создает возможность для воспитания, развития и адаптации детей раннего возраста с ОВЗ;
 способствует адаптации родителей детей с ОВЗ в группе взрослых, принятию ими
особенностей своего ребенка;
 способствует формированию активной нравственной позиции мамы и папы в воспитании
ребенка; пониманию ребенка взрослыми (учет его возрастных потребностей, возможностей,
склонностей и т.п.), осознанию родителями собственных ценностных ориентаций, как
определяющих, создающих жизненный сценарий ребенка;
 способствует формированию отношений сотрудничества между педагогом и родителем;
 позволяет ранее предупреждать и выявлять проблемы и зоны риска в развитии детей;
 позволяет создавать траектории индивидуального развития в союзничестве с семьей.
1.1.4. Адресат программы
Программа предназначена для детей раннего возраста от 9 месяцев до 2,5 лет при
сопровождении родителей (законных представителей).
1.1.5.Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 учебный год, 144 учебных часа. Занятия проводятся с сентября
по май, включая каникулярные дни. Всего 36 учебных недель.

5

1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
В состав группы входят дети одного возраста на постоянной основе.
 Форма обучения – очная.
 Формы занятий:
- групповая форма;
- индивидуальная;
- индивидуально - групповая, предусматривает индивидуальный подход к ребенку на
занятиях, консультирование родителей и педагогов, а также позволяет включать детей в группу, и
оказывать поддержку детям, не справляющимся с общим темпом работы.
 Условия организации и режим занятий:
1. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью по 2 ак/часа с перерывами 15
минут, общее количество часов в неделю - 4 часа.
2. Оптимальное количество детей в группе 5-7 человек (группы формируются по возрасту
от 9 месяцев до 1.5 лет и от 1.5 до 2 лет; таким образом, в занятие включены упражнения и игры,
адекватные возрастным особенностям каждой группы). Оптимальное количество родителей в
группе 5-10 человек.
 Особенности организации образовательного процесса:
1. Традиционная модель реализации программы: представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в МАУ ДО Центр
«Остров». Программа «Кроха» реализуется в МАУ ДО Центр «Остров» в объединении «Стартовая
школа «Умное поколение», в рамках Отделения Ранней помощи. Форма организации ППС:
студия.
2. Занятия имеют гибкую структуру, и позволяют каждому ребенку включиться в тему и
содержание занятия, получить индивидуальную помощь, как от педагога, так и от родителей
которые присутствуют на занятии, и тем самым овладевают методами и приемами работы с
особыми детьми.
3. Набор детей проходит по предварительной записи.
 Основные формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая
формы обучения реализуются на основе личностно-ориентированного подхода:
индивидуальный подход к каждой диаде родитель – ребенок, с учетом их склонностей и
предпочтений.
 Основные виды занятий:
1. Словесные: устное изложение, беседа;
2. Наглядные: показ сказок, иллюстраций; наблюдение; работа по образцу, др.
3. Практические: тренинг, семинар для родителей, семинар-практикум, мастер-класс,
праздники.
 Формы подведения итогов реализации программы:
1. Включенное наблюдение
2. Мониторинг детского развития (см. Приложение 3).
3. Ведение индивидуального портфолио для каждого ребенка.
4. Выставки творческих работ детей.
5. Итоговое занятие – выпускное занятие с вручением портфолио детям, подведение
итогов.
6. Анкета – опросник для родителей по завершению цикла занятий. (см. Приложение 4).
6

1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание психолого-педагогических условий для воспитания и развития детей
раннего возраста и оказание психолого-педагогической помощи родителям в становлении
активной родительской позиции.
Основные задачи (на уровне ребенка):
Воспитательные задачи:
 формирование позитивного настроя на общение со сверстниками;
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде,
миру.
Развивающие задачи:
 формирование познавательно-речевого развития;
 художественно-эстетическое развитие;
 когнитивное развитие;
 развитие движений и двигательной активности.
Обучающие задачи:
 знакомство детей с особенностями национальной российской культуры;
 формирование у детей целостной картины мира через игровую деятельность;
 формирование знаний, умений, навыков культуры поведения;
 обучение родителей эффективному взаимодействию со своим ребенком.
Основные задачи (на уровне взрослого):
- организация эффективного психолого-педагогического взаимодействия с родителями в рамках
службы ранней помощи;
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития и воспитания своего ребенка.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Планируемый результат (на уровне ребенка):
 создание положительного эмоционального настроя на общение со сверстниками и
родителями;
 освоение детьми элементов дидактических и ролевых игр, навыков предметной, речевой
и двигательной деятельности;
 формирование миролюбия как активной черты личности ребенка;
 формированию активной родительской позиции;
 оптимальная ориентация родителей в проблемах воспитания и обучения детей раннего
возраста;
 конструктивное межличностное взаимодействие, включение в образовательное
пространство Центра.
Планируемый результат (на уровне взрослого):
 повышение компетентности родителей в вопросах развития и
воспитания, что в свою очередь, будет способствовать улучшению жизни ребенка в естественных
жизненных ситуациях, повышению качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями.
Критерии оценки результатов:
 возрастающий интерес к выполнению развивающих заданий для ребенка;
7

 увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных
склонностей;
 повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся, в желании
сотрудничества;
 повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и
ребенка.
Работа с родителями детей:
1. Первичный прием: определение нуждаемости семьи и ребенка в услугах ранней помощи.
2. Проведение оценочных процедур:
- заполнение родителями диагностических опросников для выявления актуального уровня
развития ребенка (KID, RCDI и MCAT и другие), опрос.
3. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках программы «Кроха».
4. Стендовая информация по актуальным вопросам развития ребенка раннего возраста.
5. Индивидуальное/групповое консультирование.
6. Обучающие сессии.
7. Мастер-классы для родителей «Игры для развития эмоциональной и сенсорной сферы у детей
раннего возраста»
Взаимодействие осуществляется на основании договора с родителями, в программе
предусмотрены совместные детско–родительские занятия, тренинги, консультации, праздники.

1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебный план
№ Название раздела (модуля)
п/п
1
2
3

4

5

6

Блок 1.
Вводная часть
Блок 2
Сенсорное развитие
Блок 3.
Развитие общих движений и
двигательной активности

Количество часов
(теория/практика)
1 год обучения
5 (0/5)

Формы
аттестации/контроля

44 (10/34)

Наблюдение,
мониторинг
Наблюдение

48 (10/38)

Блок 4.
33 (7/26)
Развитие
предметной
деятельности
Блок 5.
10 (2/8)
Художественно-эстетическое
развитие
Итоговые занятия
4 (0/4)

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

8

№
п/п

1

2

3

4

5
6

7
8

9

10
11

Учебно-тематический план «КРОХА» 1 уч/ год
Название раздела, темы
Количество часов
Всего

Ритуал приветствия

Теория

Практика

Блок 1. Вводная часть
5
0
5

Блок 2. Сенсорное развитие
Сенсорное
развитие:
умение 16
4
12
различать величину, форму, цвет,
основные свойства предмета
Сенсорное
развитие:
развитие 16
4
12
слухового внимание,
развития
слухового восприятия,
музыкально-ритмичной
деятельности
Сенсорное
развитие:
развитие 12
2
10
зрительного внимания

Форма
аттестации /
контроля

Наблюдение

Наблюдение,
мониторинг
Наблюдение,
мониторинг

Наблюдение

Блок 3. Развитие общих движений и двигательной активности
проприоцептивной 12
2
10
Наблюдение

Развитие
системы
Развитие вестибулярной системы,
крупной и билатеральной моторики,
координации движений.
Формирование пространственной
ориентировки.
Обучение
ходьбе
в
прямом
направлении, сохраняя равновесие
и постепенно включая движения
рук.
Формирование
у
детей
естественных
видов
движений
(ходьба,
ползание,
лазание,
бросание мяча, попытки бега и
подпрыгивания вверх и пр.).

16

4

12

Наблюдение

6

1

5

Наблюдение

6

1

5

Наблюдение

8

2

6

Наблюдение

Блок 4. Развитие предметной деятельности
Развитие предметной деятельности 13
3
10
Обогащение двигательного опыта 8
выполнением игровых действий с
предметами и игрушками, разными
по
форме,
величине,
цвету,

2

6

Наблюдение
Наблюдение

9

назначению
12

13

14

Развитие функциональных навыков,
необходимых в ЕЖС

12

2

10

Блок 5. Художественно-эстетическое развитие
Художественно-эстетическое
10
2
8
развитие (рисование, аппликация,
конструирование, лепка и др.)
Подведение итогов
Итоговое занятие

4

0

4

ИТОГО:

144

28

116

Наблюдение,
мониторинг

Наблюдение

Содержание программы включает работу по следующим образовательным областям:
когнитивному, духовно-нравственному, физическому, социально-личностному, познавательноречевому и художественно-эстетическому.
Все занятия опираются на принцип событийности. Событийный подход рассматривается
как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в
жизни детей дошкольного возраста, а именно значимые праздники и события происходящие в
повседневной жизни ребенка.
Занятия в группах «Кроха» предполагают применение эффективных отечественных и
мировых практик работы с ранним возрастом, в том числе и сенсорную интеграцию и
эрготерапия.
Процесс сенсорной интеграции малыша базируется на трех взаимосвязанных между собой
сенсорных системах: вестибулярная система (поддержание равновесия); проприоцептивная
(система кинестетического восприятия – собственной позы и движения), тактильная система
(система кожной чувствительности). Каждый этап занятия задействует все сенсорные системы
ребенка, при этом все упражнения, игры и дидактические приемы, в том числе и с элементами
эрготерапии, выполняют свою смысловую и деятельную функцию для правильного и успешного
раннего развития.
Структура и содержание занятий
1 БЛОК: ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Приход детей, свободное общение детей и родителей.
Адаптация ребенка к помещению и обществу других детей и взрослых перед началом
структурированного занятия.
«РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ» - ритуал начала структурированного занятия - направлен
на формирование культуры приветствия, позитивного настроя на общение в группе, развитие
внимания, наблюдательности, умения дожидаться своей очереди и действовать по очереди,
развития способности подражания, развитие речевого слуха, понимание речи взрослого,
эмоциональное обогащение.
2 БЛОК: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие ребенка – есть активное изучение сенсорных свойств объектов
окружающего мира, развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе
10

и т. д. Сенсорные навыки являются базой и фундаментом, на который и будет опираться
все дальнейшее развитие ребенка!
При успешной сенсорной интеграции у ребёнка формируются определённые навыки:
концентрация внимания и способность выполнять несколько задач одновременно,
координация положения тела и движений, распределение силы и мелкая моторика,
понимание речи, чтение, письмо, счёт, самооценка, уверенность в себе и т.д.
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Музыкальные игры способствуют речевому развитию, восприятию музыки посредством
движений, формированию положительного настроя детей на занятии, снятию эмоционального и
мышечного напряжения.
3 БЛОК: РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Направлен на развитие мелкой и крупной моторики, мобильности ребенка раннего
возраста, включает: развитие вестибулярной системы, крупной и билатеральной моторики,
координации движений; развитие внимания (устойчивости, переключения);
формирование умения действовать по просьбе взрослого и умения действовать по алгоритму;
формирование пространственной ориентировки; формирование у детей естественных видов
движений (ходьба, ползание, лазание, бросание мяча, попытки бега и подпрыгивания вверх и пр.);
обогащение двигательного опыта выполнением игровых действий с предметами и игрушками,
разными по форме, величине, цвету, назначению; обучение ходьбе в прямом направлении,
сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; формирование и отработка навыков
влезания – залезания - перелезания; формирование и отработка навыков отталкивания предметов
при бросании и катании; формирование у детей устойчивого положительного отношения к
подвижным играм.
4 БЛОК: РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направлен на развитие основных функциональных навыков ребенка раннего возраста,
обеспечивает развитие самостоятельности, научения, выполнения простых и сложных задач.
Включает в себя показ предметов и действий с ними (демонстрация «труда взрослых»:
забивание молоточком, стирка и глажение одежды, подметание пола, поливка цветов и др.); игры
с дидактической куклой (как кукла пляшет, купается, спит, танцует, катание на тележке и др.);
конструирование (конструктор «Лего», напольные и настольные кубики и др., сюжетные
фигурки, кубики – мякиши).
5 БЛОК: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Включает творческие задания по основной теме занятия (рисование, аппликация,
конструирование из бумаги, лепка и др.), а также дидактические игры с элементами
драматизации (кукольный театр, драматизация сказок, игры-инсценировки).
6 БЛОК: КОУЧИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПО ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
 Коучинговые стратегии по обучению родителей (рефлексивная беседа,
совместное планирование,
наблюдение, моделирование, практика, обратная
интегрированы в структуру и содержание занятий программы «Кроха».
 Коучинговые стратегии по обучения родителей, интегрированы

связь)

11

обучающие сессии и консультирование (см. Приложение 1).
Обучающая сессия – это форма помощи семьи в приобретении знаний по правильному
функционированию ребенка на основе ее внутренней мотивации.
Основная цель: помочь родителям действовать таким образом, чтобы оптимизировать
функционирование/развитие малыша.
Формат обучающих сессий и консультаций (очный и дистанционный):
 специалист - родитель - ребенок;
 специалист - родитель (родители);
 специалист - дети - родители.
Каждая обучающая сессия и консультация исходит из запроса родителей, потребностей
ребенка и семьи. Итак, достигаем главной цели: помочь родителям действовать таким
образом, чтобы оптимизировать функционирование малыша.

2. Организационно – педагогические условия реализации программы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

2.1. Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

36
72
4
144
16
20
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства.

10

Окончание учебного года

31 мая
12

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально – техническое обеспечение
Для реализации программы «Кроха» в МАУ ДО Центр «Остров» создана
специально организованная пространственная среда:
 студия, оснащённая мебелью в соответствии с СаНПИН;
 необходимый инструментарий и дидактический материал соответствующий
возрасту и требованиям программы с расчетом на каждого ребенка по
списочному составу;
 магнитофон для музыкального сопровождения занятий;
 игровая студия для проведения игровых пауз;
 конферец-зал, оборудованный интерактивной доской, ПК для проведения
обучающих сессий для родителей.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Занятия
проводит
квалифицированный
педагог-психолог,
трансдисциплинарный специалист Отделения РП МАУ ДО Центра «Остров»,
знающий возрастные особенности детей, владеющий навыками эффективной
коммуникации, арт-терапевническими техниками и проведения диагностического
исследования.
2.2.3. Методическое обеспечение
Методы организации занятия.
1. Словесные методы: устное изложение, беседа;
2. Наглядные методы: показ видеофильмов, иллюстраций; наблюдение;
работа по образцу и др.
3. Практические методы: тренинг, семинар для родителей, семинарпрактикум, мастер-класс, праздники.
Методы работы в группе:
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения (инсценировка сказок;
показ предметов и действий с ними и т.д.)
2. Репродуктивные методы обучения – побуждение детей через игровую
деятельность к воспроизведению ранее разученных действий, манипуляций с
предметом.
3. Метод проектов: участие родителей и детей в проектах Центра.
4. Метод сотворчества - основной метод в работе психолога, родителя и
ребенка, способствует эффективному взаимодействию родителя и ребенка,
позволяет преодолевать пассивную родительскую позицию.

13

5. Личностно-ориентированный метод – предполагает индивидуальный
подход к каждой диаде родитель – ребенок, с учетом их склонностей и
предпочтений.
6. Метод коучинга: рефлексивная беседа,
совместное планирование,
наблюдение, моделирование, практика, обратная связь.
Основные принципы организации и проведения занятий:
1. планомерность, последовательность проведения и тщательность подготовки
занятий;
2. событийность;
3. повторность отдельных элементов занятий;
4. эмоциональность проведения занятий, совместное «переживание» содержания;
5. творческий подход в работе с детьми раннего возраста;
6. наличие предметно-развивающей среды;
7. использование адекватных возрасту игровых форм деятельности;
8. сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, отвечающих
психологической специфике возраста;
9. применение наглядности в сочетании со словом;
10.позиция взрослого «рядом с ребенком» в сочетании с позицией «быть слитым с
ребенком, живущим с ним единой жизнью»;
11. организация детей на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей;
12. активное участие родителей - отношение, при котором взрослый в мире ребенка
– чуткий и готовый к пониманию человек.
Основные формы взаимодействия с родителями:
1. Первичный прием: определение нуждаемости семьи и ребенка в услугах ранней
помощи.
2. Проведение оценочных процедур: заполнение родителями диагностических
опросников для выявления актуального уровня развития ребенка (KID, RCDI и
MCAT и другие), опрос.
3. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках программы «Кроха».
4. Стендовая информация по актуальным вопросам развития ребенка раннего
возраста.
5. Индивидуальное/групповое консультирование.
6. Обучающие сессии.
7. Мастер-классы для родителей «Игры для развития эмоциональной и сенсорной
сферы у детей раннего возраста»
14

Для каждого содержательного блока в структуре занятия разработан
соответствующий перечень дидактических игр и упражнений (см. Приложение 4), а
также перечень игрового и развивающего оборудования (см. Приложение 5).

2.3. Формы аттестации и контроля
1. Включенное наблюдение с целью исследовать динамику взаимоотношений
родителя и ребенка, взаимоотношений ребенка со сверстниками, развития ребенка.
2. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития
ребенка, развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и
регуляторных. Мониторинг проводится в сентябре - октябре, в рамках первичной
приема. Далее по необходимости корректировки маршрута развития, запросу.
3. Ведение индивидуального портфолио для каждого ребенка.
4. Выставки творческих работ детей.
5. Итоговое занятие – выпускное занятие с вручением портфолио детям,
подведение итогов.
6. Анкета – опросник для родителей по завершению цикла занятий (см.
Приложение 3).

15

3. Список литературы
«Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до
2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р).
1. Барднер Г., Ромазан И., Череднякова Т. Психологическое сопровождение
естественного развития маленьких детей. Кишинев; СанктПетербург, 1993
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1991
3. Большая хрестоматия для детей дошкольного возраста/Колл.авторов;
колл.художников. – м.:Астрель:АСТ, 2010. – 559 с.
4. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к
дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание, 2006. №10
5. Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского
сада / Под ред. JI.H. Павловой. - М.: «Просвещение», 1986
6. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. Минск: «Лучи Софии», 2002
7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи. М.: «Айрис - пресс»,
2006.
8. Доман Г., Доман Дж. Как развить интеллект ребенка. М.: «Аквариум», 1999
9. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Как развивается дошкольник? О чем
нужно помнить психологам, педагогам и родителям. - М.: «Чистые пруды», 2007
10.Зеньковский В.В. Психология детства - Екатеринбург: «Деловая книга», 1995
11.Ильина Н.А.Играем в памперсах. М.: «Айрис - пресс», 2006
12. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы
психологии, 1985. №6
13. Камышанова К.И. Ребенок от рождения до двух лет. Популярное пособие для
родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 2000
14. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.Б.
Киселева. СПб.: Речь, 2006. 160 с.
15.Ларечина Е. В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психологопедагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года). – СПб.: Речь;
М.:Сфера,2011- 127 с.
16. Лешли Дженни. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать
проблемы. М.: «Просвещение», 1991
22. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец.
-М.: Педагогика, 1979
17. Новоселова C.JI. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: «Просвещение»,
1978
16

18. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.:
«Роспедагенство», 2006
19.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, м.а.
Васильевой. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
20.Программа Екатеринбургского Центра защиты материнства «КОЛЫБЕЛЬ». Екатеринбург, 2003.

17

Приложение 1
План обучающих сессий для родителей
№

Тема

Месяц
проведения

Ответствен-ный

1

«Мир начинается из детской»

Ноябрь

Глазкова А.В.

2

«Трудности с едой»

Декабрь

Глазкова А.В.,
Трушина А.Н.

3

«Как приучить ребенка к
горшку»

Январь

Глазкова А.В.
Трушина А.Н.

4

«Полезные и вредные
мультфильмы»

Март

Глазкова А.В.

5

«Игры понарошку»

Апрель

Глазкова А.В.
Трушина А.Н.

Май

Трушина А.Н.

6

«Особенности адаптации детей
раннего возраста к ДОУ»

18

Приложение 2
Воспитательный план работы

Участники
Дети,
родители
Дети,
родители

1 квартал (октябрь – ноябрь). «ОСЕНЬ»
Темы занятий
Кол-во
занятий
«Праздник осени»
1
«Моя мама – лучшая на свете!»
ИТОГО:

Кол-во
ак/часов
2

1

2

2

4

2 квартал (декабрь – февраль). «ЗИМА»
Тематический
Темы занятий
Кол-во
раздел
занятий
Дети,
«Зимняя
сказка»,
«Ангелы
2
родители
Рождества»
ИТОГО:
2

Кол-во
ак/часов
4
4

3 квартал (март – май). «ВЕСНА»
Тематический
Темы занятий
раздел
Дети,
«Пасхальная неделя добра»
родители
Дети,
«Игрушка, наполненная маминым
родители
теплом»
ИТОГО:
4 квартал (июнь). «ЛЕТО»
Темы занятий

Тематический
раздел
Дети,
Итоговое
родители
выпускной!»

занятие

«Первый

Кол-во
занятий
1

Кол-во
ак/часов
2

1

2

3

6

Кол-во
занятий
1

Кол-во
ак/часов
2

ИТОГО:
1
ВСЕГО: 8 занятий, 16 академических часов

2

19

Приложение 3
Анкета - опросник для родителей по завершении занятий

1. Возраст ребенка
лет
месяцев
2. Пол
м
ж
3. Как долго ребенок посещает группу:
Изменились ли Ваши взгляды и приоритеты в вопросах
воспитания и развития ребенка за время посещения Вами
4. группы, опишите как:

Изменились ли Ваши отношения с ребенком, если да, то
5. как:

Какие фрагменты занятия Вам кажутся наиболее
6. значимыми:

Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка:
7.
Что для Вас в работе группы было наиболее ценным и
8. интересным:

Ваши пожелания педагогу и психологу по работе
9. группы:

20

Приложение 4
ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
 БЛОК: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
 для развития проприоцептивной системы: игра с большими ящиками,
вёдрами, тазами. Находясь внутри таких предметов, ребёнок начинает ощущать
границы собственного тела;
 для развития всех сенсорных систем: игры с водой, песком,
гидрогелиевыми шариками, воздушными шариками, тестом, пластилином;
сенсорные и тематические коробки;
 для развития координации движений рук и мелкой моторики: пальчиковые
игры («Бабушка очки надела», «Ушки длинные у Зайки», «Сорока - Белобока»,
«Мальчик – спальчик»), вкладыши, кубики–мякиши, матрешки, пирамидки, кольца,
строительные материалы, забивание молоточком и т.п.;
 для развития умения различать величину и форму предметов: матрешки
пирамидки, кубики, мячи, фигуры, одинаковые по форме и разные по размеру и
наоборот, развивающее лото;
 для развития умения различать свойства предметов: тяжелый – легкий,
холодный – горячий, мягкий - твердый и др. (деревянные кубики и кубики –
мякиши, природный материал, воздушные шары и т.д.);
 для развития умения различать цвета: показ и называние цветов, рисование,
классификация фигур, одинаковых по цвету и различных по форме и наоборот;
 для развития слухового внимания: музыкальные занятия (кукла пляшет и
поет, «Как топает мишка, прыгает зайка?», «Зайка серенький сидит», хоровод, игра
на музыкальных инструментах), «Кто как кричит?», «Отгадай, что звучит»,
пропевание потешек;
 для развития зрительного внимания: «Кукла Катя, где же ты?» и др.
 БЛОК: РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ
 Развитие мелкой моторики: массажные и пальчиковые игры;
 развитие умения ходить возвышенным поверхностям: по бордюрам,
брёвнам, колёсам, лавочкам и другим предметам;
 развитие умения ходить без поддержки по прямой: «По ровненькой
дорожке», «Иди ко мне», «Научу куклу ходить по дорожке», «Найди игрушку»,
«Пройди по мостику, дорожке», «Поручения», «По дорогу едут машины», «Поезд»,
«Птичка», «Передай мяч», Наседка и цыплята»;
 развитие умения бегать: «Медведь и дети», «Колокольчик», «Догони
собачку», «Куры и кошка», «Уточки и собачка», «Комарики и лягушка»;
21

 развитие умения прыгать: «Серый зайка», «Воробышки», «Поймай птичку»,
«Позвони в колокольчик», «Прыгай как мячик», «Солнечные зайчики»;
 развитие самостоятельной игры детей с игрушками, стимулирующими
двигательную активность: с каталками, тележками, автомобилями и пр.;
 развитие умения ходить по наклонной дорожке, ходьба по массажным
коврикам, приседания, наклоны «Птички в гнездышках», «У медведя во
бору», «По дорожке мы пойдем», «Где же наши ручки» и др ;
 развитие умения бросать, катать, ловить: «Догони мяч», «Передай мяч»,
«Доползи до предмета», «Допрыгай до собачки», «Маленькие большие», «Попади в
корзину», «Сбей кеглю», «Кто дальше», «По дорожке в домик».
 БЛОК: МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Музыкальные игры - развлечения и упражнения:
 для развития слухового восприятия, слушания, певческих интонаций:
«Мама-пальчик», «Кукла пляшет и поет», музыкальные игры с использованием
музыкальных инструментов;
 для развития музыкально-ритмичной деятельности: хлопать,
притопывать, кружиться, приседать под звуки музыки («Зайке холодно сидеть»,
«Ладушки», «Мишка косолапый»», «Раздувайся пузырь», «Вышла курочка гулять»,
«Хоровод»), музыкальные игры с использованием музыкальных инструментов.
 БЛОК: РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 показ предметов и действий с ними (демонстрация «труда взрослых»:
забивание молоточком, стирка и глажение одежды, подметание пола, поливка
цветов и др.);
 игры с дидактической куклой (как кукла пляшет, купается, спит, танцует,
катание на тележке и др.);
 конструирование (конструктор «Лего», напольные и настольные кубики и др.,
сюжетные фигурки, кубики – мякиши).
 БЛОК: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Творческие задания по основной теме занятия:
 рисование (различные техники рисования красками, восковые карандаши,
мелки, маркеры);
 аппликация (пластилиновая, бумажная, тканевая, шерстяная и т.д.);
 конструирование из бумаги;
 лепка (тесто для лепки, пластилин).
Дидактические игры с элементами драматизации:
 кукольный театр (драматизация сказок, игры-инсценировки).
22

Приложение 5
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЮЩЕГО И ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Универсальное игровое оборудование: пластмассовые тазы, контейнеры и баночки
разного размера (например, для фасоли, муки и пр), разного диаметра, разной глубины
пластмассовые и деревянные совки, ложки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В
КОММУНИКАЦИИ
• Набор игрушек животных и птиц для звукоподражания (корова, гусь, кошка,
собака, курица,утка и т. д.)
• Пазлы (доски, рамки Монтессори)
• Мыльные пузыри
• Большие и маленькие мячи
• Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и формы
• Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки
• Палатка, домик, куда можно было бы залезать
• Заводные игрушки
• Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон, колокольчики и т. п.)
• Детское лото, разрезные картинки
• Звучащие игрушки (погремушки, пищалки и т. п., издающие звуки разной
частоты)
• Пластилин и формочки для формирования из него фигурок
• Шнурки, бусы (крупные, пластмассовые и деревянные)
• Мягкие игрушки
• Игрушки, надевающиеся на руку («варежка») и на палец (пальчиковые игрушки)
• Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками
• Разноцветные кубики разных размеров
• Ящик с отверстиями разной формы для опускания в него фигурок
• Игрушки на причинно-следственные связи (потянул, нажал — получил
результат)
• Деревянные молотки и доски с гвоздями-колышками
• Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки
• Машинки разных размеров и моделей (легковые, грузовые, пожарные,
краны и т. д.)
• Машинки разборные (типа «Лего» с небольшим количеством деталей)
• Краски пальчиковые
• Клеенчатые фартучки (для работы с красками)
• Куклы; кукольная мебель, посуда
• Набор формочек для игры с водой и песком
• Игрушки с веревкой, за которую можно тянуть
23

• Игрушечный телефон
• Прозрачные банки с крышками
• Лабиринт и труба для лазания.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
• Спортивные снаряды, такие как подушки, маты, лабиринты, мячи, обручи и т. д.
• Набор кукольной посуды, мебели, одежды, продуктов
• Набор музыкальных игрушек
• Наборы карандашей, красок, пластилина
• Большая машина, в которой можно ездить
• Конструкторы
• Фитболы
• Деревянные молотки и доски для забивания колышков




















СПИСОК ОБОРУДОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ
ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ИМЕЮЩИМ НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
Половое покрытие, позволяющее на него безболезненно падать (маты,
толстое однородное ковровое покрытые). Необходимо покрыть
максимальное пространство.
Маты, которые складываются на три части
Толстые маты для йоги, в которые можно заворачивать детей
Горка, деревянная, в 3-5 ступеней, с поручнем с одной стороны
Зеркало безопасное на уровне пола
Огромные подушки с поролоновым наполнением (1,5 на 1,5 метра), 3-4
штуки
Кресло-мешок (2-3 штуки)
Батут для помещения
Качель-платформа, с возможностью подвешивать ее за 1 точку
крепления, а также за 2, или 4 точки крепления (квадратная и
прямоугольная)
Качель-бревно
Гамак
Балансирующие доски разных размеров
Различной толщины веревки, канаты
Гимнастические мячи разного размера: 40 см в диаметре, 50 см, 60 см
Мягкие модули большого и маленького размера: кубы, «бревна», ступени,
мостики и др.
Туннель толстый, либо плотная труба
24

 Тяжелые мячи
 Тяжелые мешочки с крупой
 Утяжелители (от 250 гр до 1 кг, парами)
 Утяжелительные жилеты разных размеров
 Пальчиковая краска
 Мячи текстильные, разных размеров
 Пуговицы или мелкие детальки, коробки с дырками
 Игрушки-фигурки животных, людей
 Игра «Рыбалка» разных размеров
 «Кочки» на пол разного размера
 Пластиковые детские ведра разных размеров
 Чулок для всего тела от Сова-нянька
 Качель-капля.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
• Погремушки в форме булавы и гантели с ручками, которые удобно брать в
руки, в том числе мягкие
• Пазлы различной сложности
• Мячи различной формы из разных материалов, в том числе из ткани
• Большой резиновый мяч (диаметр 1 м)
• Пирамиды с кольцами разной формы и другие игрушки для развития
точных движений: банки и стаканчики, вставляющиеся друг в друга, кубики
разных размеров, брусочки и т. д.
• Кольца резиновые: гладкие и спиралевидные
• Емкости: банки и коробки из разных материалов разного размера, с узкими
и широкими отверстиями
• Крупные деревянные бусы на прочной нитке или проволоке
• Мелкие предметы разные по форме и из разных материалов: кубики, фасоль,
желуди, шишки,крупные пуговицы, каштаны, бантики из тряпочек
• Игрушки с веревочками, за которые их можно подтягивать
• Игрушки, надевающиеся на руку
• Различные на ощупь тряпочки, подушечки из разных тканей и материалов
• Крупные игрушки, чтобы держать их одновременно двумя руками
• Коробка с отверстиями разной формы (квадрат, круг, треугольник, овал)
• «Сухой бассейн» — бассейн с пластмассовыми шариками.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ГРУППОВЫХ ВСТРЕЧ
Групповые встречи проводятся для группы детей и их родителей 4-6 пар,
соответственно для каждой пары требуется своя игрушка, чтобы во время
25

групповой активности все были в нее включены. Далее в списке будет
использоваться слово «набор», что подразумевает 6-8 одинаковых предметов
или игрушек. Данный список является стартовым и должен
пополняться в зависимости от потребностей детей и специалистов.
 Наборы мячиков, дудочек, маракасов, маленьких мягких или
пластмассовых игрушек (цыплята, кошки, собачки и пр.)
 Набор пластмассовых мисок, контейнеров
 Наборы для рисования (пальчиковые краски, банки для краски и воды, кисти
и пр.)
 Наборы для лепки (подносы, закрывающиеся банки и пр.)
 Предметы для двигательной активности (большие мячи, маленькие
мячи, корзины, туннель, мягкие модули, обручи, конусы и палки и пр.)
 Наборы игрушек для сюжетных игр (стирка, кухня и еда, купание и пр.)
 Наборы дидактических игрушек
 Наборы книжек для группового чтения.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».