Арт- хаус 9-15 лет

Выдумывание новых миров,
в конечном счете, приводит
к изменению нашего.
Умберто Эко
Программа психолого-педагогического сопровождения детей школьного возраста
««АРТ-ХАУС»» является программой преемственности для детей, закончивших психологопедагогическую программу развития познавательного интереса «Совушка» в рамках
стартовой школы « УМНОЕ ПОКОЛЕНИЕ».
Программа «АРТ-ХАУС» имеет РАЗВИВАЮЩУЮ направленность и включает в себя
проектирование максимально детализированного образа, интерьера помещения, инсталляции
событий и их воплощение в миниатюре. Другими словами, это замысел, план, цель, эскиз,
рисунок, схема, композиция, дизайн – моделирование, конструирование своего собственного
домика, комнаты, здания, образа и т.п.
Программа нацелена на духовно-нравственное воспитание, эстетическое развитие,
развитие творческого мышления у детей от 10 лет, а также на формирование у детей таких
«пред»- профессиональных компетенций, как дизайнер интерьеров, стилист, художник,
графический дизайнер, архитектурный дизайнер.

2

Оглавление
1. Основные характеристики программы…………………………………..…….......................….......3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………....4
1.2. Цель и задачи программы..…………………………………………………………………………..7
1.3. Планируемые результаты…………………………………………..……...………………………....7
1.4. Содержание программы ………………………….…………….…………………………………....9
2. Организационно-педагогические условия……………………………………….…………………17
2.1. Календарный учебный график……………………………………………………………….…….17
2.2. Условия реализации программы ………….………………………………...……………………..18
2.3. Формы аттестации и контроля………..………………………….………………………………...20
3.Список литературы для педагога ………………...…………………………………………....….….21
4. Список литературы для учащихся…………………..…………………………………………….….22
Приложение 1. План работы с родителями…………………………………………………………….23
Приложение 2. План воспитательной работы……………………………………………….…………24
Приложение 3. Методические материалы……………………………………………………………...25
Приложение 4. Арт-терапевтический тренинг «Я и мое время года»……………………………….26
Приложение 5. Творческая мастерская «Кактусы и божьи коровки»………………………………28
Приложение 6. Арт-терпевтические техники в работе с подростками………………………………34

3

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность – социально-гуманитарная
1.1.2. Актуальность программы. Мы живем в эпоху кризисов и перемен. России нужны
креативные и творческие люди, способные принимать нестандартные решения. Современное
общество встало перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка,
чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. В
свою очередь, особенности развития и взросления современных детей проявляюся в более раннем
наступление у них подросткового кризиса (10-11 лет), в связи с этим возможны появления
трудностей в детско-родительских отношениях, стремления и неумения выразить свою
индивидуальность. При этом общеобразовательная школа требует от детей творческих умений,
способностей адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям и искать пути
нестандартного разрешения проблем.
Следовательно, возникает необходимость формирования креативной личности школьников,
развитию в них стремления к активному творчеству, а также гармонизации развития личности
ребенка, его эмоционального состояния, через развитие способности самовыражения и
самопознания в процессе творческой деятельности.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей школьного возраста «АРТХАУС» включает в себя проектирование максимально детализированного образа, интерьера
помещения, инсталляции событий и их воплощение в миниатюре, через развитие креативности и
раскрытие творческого потенциала детей. Другими словами, это замысел, план, цель, эскиз,
рисунок, схема, композиция, дизайн – моделирование, конструирование своего собственного
домика, комнаты, здания, образа и т.п.
Программа «АРТ-ХАУС» соответствует:
 нормативно-правовым актам и государственным программным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
4

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14. Методические рекомендации Министерства образования Свердловской области ,
ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр, 2025 г.
 региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам;
 потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей.
1.1.3. Отличительная особенность программы
Практическая значимость. Программа «Арт-хаус» позволяет в доступной и наглядной
форме развивать художественно – эстетический вкус обучающихся; включает в себя три
связанных между собой процесса: восприятие, воображение, воспроизведение представленного
образца в лепке, аппликации, конструировании и т.д. Развиваются фантазия, усидчивость и мелкая
моторика творческое мышление, воспитывается эстетический вкус, любознательность,
формируются умения наблюдать и проводить сравнения, практически воплощать свои идеи и
мини-проекты. Таким образом, данный курс занятий способствует духовно-нравственному и
эстетическому воспитанию, развитию творческого потенциала детей, формированию
ассоциативно-образного пространственного мышления. При этом обеспечивает способность
подрастающего поколения к сохранению социальной культуры общества, через усвоение детьми
элементов социального опыта и трансформацию его в личный опыт, а также приобщает детей
к ценностному отношению к объектам деятельности человека.
Программа «Арт-хаус» способствует улучшению детско-родительских взаимоотношений,
гармонизации развития личности ребенка, его эмоционального состояния, через развитие
способности самовыражения и самопознания в творческой деятельности, а также в процессе
тренинговых упражнений, основанных арт-терапевтических методах, включенных в процесс
занятий. Данные упражнения способствуют гармонизации и развитию психики ребенка, учат
детей передавать свое эмоциональное состояние с помощью арт-терапевтических техник,
развивают произвольное управление поведением, способность сопереживать, сосредоточенность
на определенной работе, учится позитивным выходам злости, агрессии, страхов. В процессе лепки
из глины, рисования, создания миниатюрных вышивок, конструирования, работы в технике
декупажа и др., ребенок выражает свои эмоции, чувства, обретает свою цельность и
неповторимость. Каждая миниатюра, каждый созданный образ – это выражение творческой
индивидуальности ребенка, отражение его внутреннего мира, ведь создающий его ребенок
вкладывает в своё творение душу и тепло, вкусы и предпочтения, эмоциональные привязанности.
1.1.4. Адресат программы
Программа предназначена для детей школьного возраста от 9 лет на постоянной основе.
Набор детей проходит по предварительной записи.

5

1.1.5. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 4 учебных года, 90 учебных часов на каждый год обучения.
Программа «Арт-хаус» является разноуровневой: базовый уровень 180 часов (1-2 год обучения) и
продвинутый 180 часов (3-4 год обучения) уровень.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
 Режим занятий:
1. Занятия проводятся по образовательной программе 1 раз в неделю в
течение 2,5
академических часов с перерывами 10 минут.
2. Оптимальное количество детей в группе 8-10 человек. Данное количество детей обосновано
работой учащихся с режущими и колющими инструментами (канцелярский нож, шило, иглы),
нагревающимися приборами (выжигатель, клей-пистолет) и др. в связи с этим требуется
усиление контроля педагога за соблюдением техники безопасности.
3. Количество занятий рассчитано на 4 учебных года, по 90 академических часов в год, которые
проводятся согласно календарно-тематическому плану.
 Форма обучения – очная.
 Форма организации образовательного процесса
Индивидуальная, индивидуально - групповая, групповая.
 Формы реализации образовательной программы
Традиционная модель реализации данной программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в МАУ
ДО Центр «Остров».
При реализации программы в дистанционном формате используется платформа «Сферум»,
раздел сайта МАУ ДО Центр «Остров» «Дистанционное образование».
Программа реализуется в МАУ ДО Центр «Остров». Форма организации ППС: студия.
 Основные формы проведения занятий
1. Учебное занятие усвоения и закреплению знаний и способов действий.
2. Творческая мастерская, проведение мастер-классов.
3. Выставки по декоративно-прикладному искусству.
6. Фотоотчеты и презентации.
7. Экспериментирование с различными художественными материалами.
8. Творческий проект /проектная деятельность.
9. Соревнования, развлечения, экскурсии.
10. Конкурсы декоративно-прикладного искусства.
 Процесс организации учебного занятия при дистанционной форме:
взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие
учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства
обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-ресурсов. Детям высылаются
задания через мессенджер Сферум: мастер класс - инструкция с пошаговым фото, видеоролики,
список необходимых материалов для занятия. Дети просматривают задания, готовят рабочее
место, материалы к занятию и выполняют задания, фотографируют, снимают на видео процесс
работы, высылают педагогу. В группе проходит обсуждение выполнения задания.
6

Индивидуальные консультации по проблемам выполнения задания могут проходить по видеозвонку в Сферум. Результаты (фото, видео, скриншоты) полученных работ высылают педагогу.

1.
2.
3.
4.
5.

 Основные формы подведения итогов реализации программы
Включенное наблюдение.
Проведение тренингов творческой самореализации – самостоятельное создание творческого
мини-проекта.
Организация арт-выставок и презентаций творческих проектов детей.
Участие в городских, областных, международных конкурсах творческих проектов детей.
Итоговые занятия.

1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание психолого-педагогических условий для творческой самореализации
ребенка.
Задачи:
 Воспитательные задачи:
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, миру;
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
 Развивающие задачи:
- развитие воображения и фантазии;
- развитие активности и самостоятельности;
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
 Обучающие задачи:
- изучение особенностей и формирование у детей целостной картины мира
через
экспериментальную и проектную деятельность;
- формирование у детей навыков ручного труда;
- обучение основам конструирования и моделирования;
- расширение знаний об истории домоводства, традициях, творчестве, быте.
1.3. Планируемые результаты
 Предметные результаты:
- расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
- развитие восприятия пространственного соотношения предметов, цветового восприятия;
внимания к деталям, чувство вкуса, гармонии и симметрии.
- использование ранее изученных приемов в новых комбинациях и сочетаниях;
- знакомство с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- развитие навыков конструирования и проектирования
 Метапредметные результаты:
- умение оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- развитие творческого мышления, креативности, воображения, интеллекта, фантазии;
- развитие способности к зрительным представлениям, умения предвидеть результат;
 Личностные результаты
7

- развитие навыков творческой и трудовой деятельности;
- развитие умения работать в коллективе
Возможно формирование у детей таких «пред»- профессиональных компетенций, как
дизайнер интерьеров, стилист, художник, специалист по 3D-моделированию.
Особенно важно! Дети, обучающиеся в рамках продвинутого уровня, имеют возможность
демонстрировать свои навыки и умения для детей, обучающихся в рамках начального уровня, т.е.
пробуют себя в роли мастеров – наставников.




















1.3.1. Знания и умения (базовый уровень)
Учащиеся должны знать:
Обобщенные сведения об истории игрушки, аппликации, лоскутной пластики, соленого теста,
вязания, витража, лепке из глины, свит-дизайна и видах этих рукоделий;
требования безопасной работы при ручных, машинных, утюжильных работах: организации
труда и рабочего места;
роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на
примере декоративно-прикладного искусства;
основные свойства и назначении используемых материалов: подбор материалов по цвету,
фактуре, орнамента, композиции;
наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений;
приемы и технологическая последовательность выполнения различных видов изделий;
общие сведения о ведущих профессиях;
исторические сведения по развитию народных промыслов;
основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании
новых изделий.
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены, составлять план работы;
обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы;
экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, оборудованию;
уметь контролировать правильность выполнения работы;
самостоятельно изготавливать изделия по рисунку, эскизу, чертежу: оказывать помощь
товарищам: изготавливать шаблоны, выкройки; обрабатывать различные материалы;
составлять композиции, орнаменты, эскизы;
изготавливать изделия по образцу и самостоятельно;
ориентироваться на качество изделия; в процессе работы учитывать форму, пропорцию,
композицию цветовое решение изделия.

1.3.2. Знания и умения (продвинутый уровень)
Учащиеся должны знать:
 Обобщенные сведения об истории игрушки, аппликации, соленого теста, лепке из глины, а так
же об использовании современных материалов для творчества, например, дрифтвуд, шерсть
для валяния и др.;
 требования безопасной работы при ручных, машинных, утюжильных работах и при
организации труда и рабочего места;
8

 роль искусства и творческой деятельности в жизни современного человека;
 основные свойства и назначении используемых материалов, подбор материалов по цвету,
фактуре, орнамента, композиции;
 наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений;
 приемы и технологическая последовательность выполнения различных видов изделий;
 общие сведения о ведущих профессиях;
 исторические сведения по развитию народных промыслов;
 основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании
новых изделий.
Учащиеся должны уметь:
 Соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены, составлять план работы;
 обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы;
 экономно расходовать материалы и бережно относиться к инструментам, оборудованию;
 уметь контролировать правильность выполнения работы, основываясь на схемы, чертежи, а так
же на собственные эскизы;
 самостоятельно изготавливать изделия по рисунку, эскизу, чертежу: оказывать помощь
товарищам в изготовлении изделий;
 составлять композиции, орнаменты, эскизы;
 изготавливать изделия по образцу и самостоятельно;
 ориентироваться на качество изделия; в процессе работы учитывать форму, пропорцию,
композицию цветовое решение изделия.

1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебный план на 1-2 год обучения (базовый уровень)
№
Название раздела
Количество часов (теория/практика)
п/п (модуля)
Базовый уровень
Базовый уровень
1 год обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Вводное занятие
Работа с бумагой
Работа с тканью,
шерстью, кожей
Работа с соленым
тестом, глиной, гипсом
Дрифтвуд
Галечное искусство
Смешанные техники
Арт-терапевтическая
работа
Итоговые занятия

Формы
аттестации/контроля

2 обучения

1 (1/0)
17 (2/15)
15 (2/13)

1 (1/0)
17 (2/15)
15 (2/13)

Конкурс

8 (1/7)

8 (1/7)

Наблюдение

9 (2/7)
7 (1/6)
10 (2/8)
19 (3/16)

9 (2/7)
7 (1/6)
10 (2/8)
19 (3/16)

Конкурс, выставка
Конкурс
Конкурс
Наблюдение

4 (0/4)

4 (0/4)

-

9

Учебный план на 3-4 год обучения (продвинутый уровень)
№
Название раздела
Количество часов (теория/практика)
п/п (модуля)
Продвинутый
Продвинутый

1
2
3
4
5
6
7
8
9

№
п/п
1

Вводное занятие
Работа с бумагой
Работа с тканью,
шерстью, кожей
Работа с соленым
тестом, глиной, гипсом
Дрифтвуд
Смешанные техники
Эпоксидная смола
Арт-терапевтическая
работа
Итоговые занятия

Формы
аттестации/контроля

уровень обучения

уровень обучения

(3 год)

(4 год)

2 (1/1)
21 (10,5/10,5)
28 (14/14)

2 (1/1)
21 (10,5/10,5)
28 (14/14)

Конкурс

18 (9/9)

18 (9/9)

Наблюдение

16
20 (10/10)
8 (4/4)
46 (23/23)

16
20 (10/10)
8 (4/4)
46 (23/23)

Конкурс, выставка
Конкурс
Наблюдение

8 (4/4)

8 (4/4)

-

Учебно-тематический план «АРТ-ХАУС» базовый уровень (1, 2 год обучения)
Тема занятий
Количество часов в год/всего
Форма
контроля
Теор.
Практ.
Всего
Вводное занятие

Работа с бумагой

1/2

-

1/2

2/4

15/30

17/34

3

4

2

Коллаж

3

Создание 3Д открыток

1

3

4

4

Скрапбукинг

1

4

4

5

Папье-маше

1

4

5

6
7

Декупаж на стеклянной поверхности
Декупаж на деревянной поверхности

4
4

4
4

8

Декупаж на ткани

4

4

9

Шарнирная кукла

4

4

2/4

13/26

15/30

1

3

4

11 Сумка шоппер

4

4

12 Миниатюрный декор

5

5

Работа с тканью, шерстью, кожей

10

Косметичка и ее декор

1

Конкурс

Конкурс

10

13 Текстильная кукла (тедди, чердачная)

2

4

6

4

4

2

6

6

1/2

7/14

8/16

16 Бижутерия

1

5

6

17 Скульптура

1

5

6

4

4

2/4

7/14

9/18

1

4

5

2

6

8

1

4

5

1/2

6/12

7/14

4

4

1

4

4

1

4

5

2/4

8/16

10/20

24 Проектная деятельность

2

6

8

25 Эпоксидная смола: украшения

1

5

6

26 «Сказка в сундучке» (проектирование
домиков)

1

5

6

3/6

16/32

19/38

27 Аутотреннинг

4

4

28 Тренинг творческой самореализации «Я
могу…»

6

6

5

6

14 Миниатюрный декор в стиле пэчворк
15 Авторская кукла

Работа с соленым тестом, глиной

18 Картина в смешенной технике

Дрифтвуд

18 Миниатюра
19

Домики, композиции дрифтвуд

20 Арт - фигуры Дрифтвуд
Галечное искусство

21 Картина из морской гальки
22 Арт-объекты в стиле галечного искусства
23

Галечный декор

Смешанные техники

Арт-терапевтическая работа

29 Работа с метафорическими картами

1

Наблюде
ние

Конкурс
выставка

Конкурс

Конкурс

Наблюде
ние

11

30 Сказкотерапия

1

31 Арт-терапевтический тренинг «Я и мое время
года», «Поиск мечты» и др.
32 Арт-терапевтическая мастерская «Что в имени
тебе моем?»

1

33 Рефлексия в рамках творческой работы
33 Итоговые занятия

5

6

6

6

3

4

8

8

4/8

4/8

Итого:

№
п/п
1

90/180

Учебно-тематический план «АРТ-ХАУС» продвинутый уровень
(3, 4 год обучения)
Тема занятий
Количество часов
Теор.
Практ.
Всего
Вводное занятие

Работа с бумагой

1/2

-

1/2

2/4

13,5/17

10,5/21

2

Различные виды декупажа

1

3

4

3

Создание 3Д открыток

1

3

4

4

Скрапбукинг

1

3

4

4

4

4

5

4/8

4/8

Шарнирная кукла
5

Папье-маше

1

Эпоксидная смола

6

Бижутерия

4

4

7

Предметы интерьера

4

4

2/4

9/24

14/28

1

3

4

11 Сумка шоппер

4

4

12 Игольница

6

6

13 Чердачная кукла

4

4

Работа с тканью, шерстью, кожей

10

Кукла - закрутка

Форма
контроля

Конкурс

Наблюден
ие

Наблюден
ие

12

14 Авторская кукла

1

4

5

15 Валяние из шерсти

2

3

5

1/2

8/16

9/18

16 Бижутерия

1

6

7

17 Скульптура

1

6

7

4

4

2/4

6/12

8/16

4

12

16

1/2

5,5/11

6,5/13

4

4

1

3

4

1

4

5

1,5/3

8,5/17

10/20

23 Проектная деятельность

1

7

8

24 Рисование в разных стилях

1

5

6

25 «Сказка в сундучке» (проектирование
домиков)

1

5

6

23/46

23/46

26 Рефлексия в рамках творческих мастерских

8

8

27 Аутотреннинг

6

6

28 Тренинг творческой самореализации «Я
могу…»

8

8

29 Работа с метафорическими картами

4

4

30 Сказкотерапия

8

8

Работа с глиной, гипсом

18 Композиция

Дрифтвуд
19

Композиции дрифтвуд, композиции

Галечное искусство

20 Картина из морской гальки
21 Арт-объекты в стиле галечного искусства
22

Галечный декор

Работа с разными материалами

Арт-терапевтическая работа

Конкурс

Выставка,
конкурс

Конкурс

Конкурс

Наблюден
ие

13

31 Арт-терапевтический тренинг «Мой образ» и
др.

8

8

32 Арт-терапевтическая мастерская «Что в имени
тебе моем?»

4

4

4/8

4/8

Итоговые занятия
Итого:

90/180

Содержание учебно-тематического плана
Содержание учебно-тематического плана включает в себя различные разделы и темы,
которые дают последовательное представление о художественном проектировании, посредством
комплексного, систематического подхода к каждому творческому объекту. При этом в каждом
содержательном разделе учитываются следующие особенности работы над творческим проектом.
Рисунок как этап деятельности дизайнера. Создание эскиза будущего проекта.
Цвет. Использование цветового круга. Эмоционально-психологическое воздействие цвета
на человека. Символическое значение цвета.
Макетирование. Роль макета в творческом процессе проектирования.
Материал. Выбор материалов в зависимости от проектируемого изделия с учетом
конструктивных и пластических особенностей. Творческий практикум. Мини-проект.
Интерьер. Дизайн интерьера. Основные стили дизайна интерьера. Внутреннее
пространство. Бытовое пространство. План помещения. Зонирование. Организация освещения и
звукового сопровождения.
Атрибуты. Дизайн и декор аксессуаров, украшений, подарков, сувенирных изделий.
Флористика.
Образ. Цветовые теории внешности человека. Подбор цветовой гаммы в соответствии с
типом внешности: «зима», «лето», «осень», «весна». Основные базовые стили при создании
образа. Основные пропорции фигуры человека. Моделирование одежды. Эскизы. Тань. Цветовая
композиция. Аксессуары: кулоны, броши, серьги. Материалы, форма, цвет, композиция.
Занятия предполагают зачастую практическую творческую деятельность, при этом педагогпсихолог должен постоянно следить за тем, чтобы все участники были включены в работу, не
переутомлялись, не отвлекались. Поэтому в структуру каждого занятия включены процедуры,
способствующие саморегуляции
детей, физкультурные паузы, а именно упражнения на
мышечную релаксацию; дыхательную и мимическую гимнастику.
Базовый уровень обучения (1-2 год обучения)
1. Вводное занятие.
Знакомство. Ребята называют себя и рассказывают, чем они любят заниматься и т.д.
Рассматривание творческих изделий, представленных в творческой студии. Знакомство с планом
работ на год (обсуждение плана, пожелания детей, возможна корректировка плана). Правила
безопасности труда и личной гигиены на занятиях. Содержание рабочего места. Инструменты и
материалы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Работа с бумагой
Теоретическая часть включает изучение основных особенностей бумаги, цвета, фактуры.
Виды бумажных изделий. Различные способы применения.
14

Практические занятия включают в себя разработку и создание следующих видов бумажных
изделий:
 Коллаж
 Создание 3Д открыток
 Скрапбукинг
 Папье-маше
 Декупаж на стеклянной поверхности
 Декупаж на деревянной поверхности
 Декупаж на ткани
 Шарнирная кукла.
3. Работа с тканью, шерстью, кожей
Теоретическая часть включает знакомство с основными особенностями ткани, кожи,
шерсти, кружева и т.д. Выбор материалов в зависимости от проектируемого изделия с учетом
основных особенностей.
Практические занятия включают в себя разработку и создание следующих видов изделий:
 Косметичка и ее декор
 Сумка шоппер
 Миниатюрный декор
 Текстильная кукла (тедди, чердачная)
 Миниатюрный декор в стиле пэчворк
 Авторская кукла
4. Работа с соленым тестом, глиной
Теоретическая часть включает изучение основных особенностей соленого теста и глины,
виды, свойства, отличия т.д. Выбор материалов в зависимости от проектируемого изделия с
учетом основных особенностей.
Практические занятия включают в себя разработку и создание бижутерии, скульптурных
фигурок, картины / панно в смешенной технике .
5. Дрифтвуд
Теоретическая часть включает знакомство с материалом дрифтвуд, особенности работы,
применение в различных сферах и др.
Практические занятия включают в себя разработку и создание миниатюры, домиков,
композиций в стиле дрифтвуд, арт - фигур дрифтвуд.
6. Галечное искусство
Теоретическая часть включает знакомство обучающихся с галечным искусством. Выбор
материалов в зависимости от проектируемого изделия с учетом основных особенностей.
Практические занятия включают в себя разработку и создание картин из морской гальки,
арт-объектов в стиле галечного искусства, галечного декора.
7. Смешанные техники
Теоретическая часть включает знакомство обучающихся с проектами, выполненными в
смешанной техники, с различными сочетаниями материалов.
Практические занятия включают проектную деятельность, создание украшений из
эпоксидной смолы, проектирование домиков «Сказка в сундучке».
8. Арт-терапевтическая работа

15

Включает в себя тренинговые упражнения, основанных арт-терапевтических методах.
Данные упражнения способствуют гармонизации и развитию психики ребенка, учат детей
передавать свое эмоциональное состояние с помощью арт-терапевтических техник, развивают
произвольное управление поведением, способность сопереживать, сосредоточенность на
определенной работе, учится позитивным выходам злости, агрессии, страхов.
Основные виды используемых арт-терапевтических техник:
 Тренинг творческой самореализации «Я могу…»
 Работа с метафорическими картами
 Сказкотерапия
 Арт-терапевтический тренинг «Я и мое время года», «Поиск мечты» и др.
 Арт-терапевтическая мастерская «Что в имени тебе моем?»
 Рефлексия в рамках творческой работы
9. Итоговые занятия
Подведение итогов. Групповая и индивидуальная рефлексия.
Продвинутый уровень обучения (3-4 год обучения)
1. Вводное занятие.
Знакомство. Погружение в особенности творческого процесса. Знакомство с планом работ на
год (обсуждение плана, пожелания детей, возможна корректировка плана). Правила безопасности
труда и личной гигиены на занятиях. Содержание рабочего места. Инструменты и материалы.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Работа с бумагой
Теоретическая часть включает изучение основных особенностей бумаги, цвета, фактуры.
Виды бумажных изделий. Различные способы применения.
Практические занятия включают в себя создание следующих бумажных изделий:
 Работа с бумагой
 Различные виды декупажа
 Создание 3Д открыток
 Скрапбукинг
 Шарнирная кукла
 Папье-маше.
3. Работа с эпоксидной смолой
Теоретическая часть включает изучение основных особенностей эпоксидной смолы, сферы
ее применения, сочетания с различными материалами.
Практические занятия включают в себя создание эпоксидной бижутерии и предметов
интерьера.
3. Работа с тканью, шерстью, кожей
Теоретическая часть включает более глубокое изучение основных особенностей ткани,
кожи, шерсти, кружева и т.д. Выбор материалов в зависимости от проектируемого изделия с
учетом основных особенностей.
Практические занятия включают в себя разработку и создание более сложных видов
изделий, например, таких, как кукла – закрутка, сумка шоппер, игольница, чердачная кукла,
авторская кукла
4. Работа с глиной, гипсом
16

Теоретическая часть включает повторение и закрепление знаний об основных особенностей
глины, виды, свойства, отличия т.д. Знакомство с гипсом.
Практические занятия включают в себя разработку и создание гипсовой бижутерии,
фигурок, композиций.
5. Дрифтвуд
Теоретическая часть включает изучение основных особенностей плавучего дерева,
сочетание дрифтвуда с другими материалами, особенности работы, применение в различных
сферах и др.
Практические занятия включают в себя разработку и создание сложных композиций в
стиле дрифтвуд.
6. Галечное искусство
Теоретическая часть включает изучение обучающимися различных сфер галечного
искусства. Выбор материалов в зависимости от проектируемого изделия с учетом основных
особенностей.
Практические занятия включают в себя разработку и создание картина из морской
гальки, арт-объектов и декора.
7. Смешанные техники. Работа с разными материалами
Теоретическая часть включает знакомство обучающихся с проектами, выполненными в
смешанной техники, с различными сочетаниями материалов.
Практические занятия включают проектную деятельность, различные стили рисования,
проектирование домиков «Сказка в сундучке».
8. Арт-терапевтическая работа
Включает в себя следующие виды деятельности:
 Рефлексия в рамках творческих мастерских
 Аутотреннинг
 Тренинг творческой самореализации «Я могу…»
 Работа с метафорическими картами
 Сказкотерапия
 Арт-терапевтический тренинг «Мой образ» и др.
 Арт-терапевтическая мастерская «Что в имени тебе моем?»
9. Итоговые занятия
Подведение итогов. Групповая и индивидуальная рефлексия.

2. Организационно-педагогические условия

№
п/п
1
2
3
4
5
6

2.1 Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии

36
36
2,5
90
16
20
17

7
8
9

Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства.

10

Окончание учебного года

31 мая

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Арт-хаус» в МАУ ДО Центр «Остров» создана специально
организованная пространственная среда:
 студия, оснащённая мебелью в соответствии с СаНПИН;
 необходимый инструментарий и дидактический материал соответствующий возрасту и
требованиям программы с расчетом на каждого ребенка по списочному составу;
 магнитофон для музыкального сопровождения занятий.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Занятия проводит квалифицированный педагог-психолог ВКК, знающий возрастные
особенности детей, владеющий навыками эффективной коммуникации, арт-терапевтическими
техниками.
2.2.3. Дидактические и методические материалы
Для качественного проведения занятий в кабинете необходимо иметь:
- методическую и дополнительную литературу;
- ресурсы Интернет;
- образцы практических работ, изделий, эскизов;
- журналы, книги, фотографии, буклеты, таблицы, рисунки;
- инструменты, приспособления для ручных, машинных, утюжильных работ;

18

- инструменты и материалы для работ с тканью, природными материалами, соленым тестом,
бумагой и т.д.
Формы проведения занятий в очной форме:
1. Учебное занятие усвоения и закреплению знаний и способов действий.
2. Творческая мастерская, проведение мастер-классов.
3. Выставки по декоративно-прикладному искусству.
6. Фотоотчеты и презентации.
7. Экспериментирование с различными художественными материалами.
8. Творческий проект /проектная деятельность.
9. Соревнования, развлечения, экскурсии.
10. Конкурсы декоративно-прикладного искусства.
Методы организации занятия:
1. Словесные методы: устное изложение, беседа;
- объяснение основных законов композиции, технологии работы над куклой, смысл условных
обозначений;
- рассказ об истории возникновения того или иного вида творчества, его отличительных
особенностях, стилях и техниках декоративно-прикладного творчества и дизайна.
2. Демонстрационные методы:
- показ готового изделия, фотографий;
- показ технологии изготовления работы;
- показ мультимедийных презентаций по темам программы.
Репродуктивный метод:
- практическое повторение происходит по принципу «посмотри-сделай»;
- закрепление знаний при самостоятельной работе;
- отработка умений и навыков.
3. Репродуктивные методы:
- практическое повторение происходит по принципу «посмотри-сделай»;
- закрепление знаний при самостоятельной работе;
- отработка умений и навыков.
4. Метод экспериментов
5. Физкультминутки – обеспечивают мышечную разрядку и органически вписываются в
занятия. Они представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие моторики,
зрительно-моторной координации, помогают снять утомление, позволяют разнообразить занятие.
6. Творческие лаборатории позволяют самостоятельно создать целостный
художественный образ в авторских композициях.
7. Метод сотворчества - основной метод в работе психолога и детей, способствует
эффективному групповому взаимодействию, позволяет преодолевать пассивную личностную
позицию.
Основные принципы организации и проведения занятий
1. планомерность, последовательность проведения и тщательность подготовки занятий;
2. творческий подход в работе со школьниками;
3. наличие предметно-развивающей среды;
19

4. сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, отвечающих
психологической специфике возраста;
5. применение наглядности в сочетании со словом (проектная, экспериментальная
практика).
Основные дидактические принципы:
1. Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В
самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
2. Принцип открытости.
Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими
единственно правильного решения.
3. Принцип деятельности.
Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой
деятельности.
4. Принцип обратной связи.
Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может
проконтролировать степень освоения материала.
5. Принцип интеграции.
Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных
областях знаний.
Дидактические и методические материалы, необходимые средства для реализации
программы прописаны в Приложение 3 – 6.
2.3. Формы аттестации и контроля
1. Включенное наблюдение с целью исследовать динамику взаимоотношений ребенка со
сверстниками, развития творческих способностей ребенка, навыков, умений и др.
2. Проведение тренингов творческой самореализации – самостоятельное создание
творческого мини-проекта.
3. Организация арт-выставок и презентаций творческих проектов детей
4. Участие в городских, областных, международных конкурсах творческих проектов
детей.
5. Итоговые занятия.
6. Опрос детей и родителей по завершению цикла занятий.
Работа с родителями:
- анкетирование родителей;
- просветительская работа в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов;
- индивидуальная консультативная работа.
Взаимодействие осуществляется на основании договора с родителями, в программе
предусмотрены совместные детско–родительские занятия, тренинги, консультации, праздники.

20

3. Список литературы для педагога
Положение о комплектовании и наполняемости групп при обучении по дополнительным
общеразвивающим программам в муниципальном автономном учреждении дополнительного
образования «Детский оздоровительно-образовательный Центр психолого-педагогической
помощи «Остров».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановления Главного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20).
1. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. МН., Беларусь,1994 г.
2. Амнуэль П.Р. РТВ - это очень просто! / Курс лекций по развитию творческого воображения и
теории
решения
изобретательских
задач
для
начинающих
http://www.trizminsk.org/e/rtv/index1.htm#02
3. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 895с.
4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности: встреча с чудом.
Наставники. Достойная цель – СПб: Издательство Буковского, 1995
5. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебнометодическое пособие. – СпбГУ, 2012. – 156с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
7. Декупаж. Красивый декор своими руками/ И.В. Резько. – Минск: Харвест, 2010. – 255с.
8. Жук С.М. Игрушки-подушки: практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 318с.
9. Зайцева А.А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010. – 189с.
10. Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2012. – 198с.
11. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебнометодическое пособие/Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 152с.
12. Пэйнтер Л. Декупаж, соленое тесто, лоскутное шитье, папье-маше, декоративное стекло и
многое другое: полная энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ, 2010. – 511с.
13. Рэри Э. Скрапбукинг. Оригинальные проекты для всей семьи. – М.: Контэнт, 2013. – 80с.
14. Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с.
15. Хитер Дж. Основы скрапбукинга. Техники, приемы, креативные идеи. – М.: Контэнт, 2015. –
64с.
16. Юсель С. Декупаж: инструменты и материалы для декупажа, основные приемы работы, уроки
мастерства. – М.: Контэнт, 2013. – 80с.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
2. Сайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru
3. Книги Тони Финангер «Тильда»: http://mirtilda.ru
4. Блоги по рукоделию: http://liveinternet.ru
http://blogspot.ru
http://ola-la77.blogspot.ru
http://www.nkale.ru

21

4. Список литературы для учащихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 895с.
Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.
Горячева И.А. Топиарии. Простые модели. – М.: АСТ-пресс, 2015. – 32с.
Жук С.М. Игрушки-подушки: практическое пособие. – Ростов-На-Дону: Феникс, 2010. – 318с.
Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2012. – 198с.
Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с.
Рэри Э. Скрапбукинг. Оригинальные проекты для всей семьи. – М.: Контэнт, 2013. – 80с.

1.
2.
3.

Интернет-ресурсы:
Сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Сайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru
Книги Тони Финангер «Тильда»: http://mirtilda.ru

22

Приложение 1
№

План работы с родителями
Тема
Форма работы

Месяц
проведения

1

«Этапы личностного становления ребенка.
Актуальный возраст»

Школа для
родителей

В течение года

2

«В со-творчестве с ребенком: совместный
мини-проект

Мастер - класс

Декабрь

4

«Устал – рисуй цветы…»
Приемы релаксации для всей семьи

Мастер-класс

В течение года

5

Дети и родители: посадка деревьев, цветов в
эко-дворике «Стрекоза»

Экологическая
акция

Май

23

Приложение 2
№

План воспитательной работы
Тема
Форма работы

Месяц
проведения

1

«Безопасное детство»

Беседа, практикум

Сентябрь

2

Областная акция «Родной край, читай!»

Беседа, совместное
чтение

Октябрь
Декабрь

3

Рождественская история о любви, добре,
вере в чудо

Спектакль,
тематическая
беседа

4

Великая Победа. Святой Георгий
Победоносец – покровитель российского
воинства
Дети и родители: посадка деревьев, цветов в
эко-дворике «Стрекоза»

Тематический
классный урок

Май

Экологическая
акция

Май

5

24

Приложение 3
Методические материалы
1. Методические пособия по различным видам рукоделия, художественного творчества (шитье
интерьерных игрушек, скрапбукинг, кардмейкинг, декупаж).
2. Тематические папки по видам творчества:
- «Дрифтвуд»;
- Изготовление чердачных игрушек;
- Галечное искусство;
- «Творческие идеи».
3. Образцы изделий по всем разделам программы.
Материалы и оборудование
Материалы и инструменты: ткани (хлопок, лен, ситец), нитки, иголки, английские
булавки, шерстяные нитки или пряжа для валяния, синтепон (синтепух, холофайбер), карандаш
простой и белый, краски акриловые, краски акварельные, краски для ткани, кисти, картон, бумага
для скрапбукинга, бусины, полубусины, пуговицы, акварельная бумага, бумажные цветы,
проволока, ножницы портновские, ножницы фигурные, фигурные дыроколы, клей-карандаш, клей
«Титан», клей ПВА, декоративные элементы, бросовый материал, дрифтвуд, галька, дерево, кора,
глина, пластика.
Демонстрационный
и
раздаточный
материал:
информационные
стенды,
мультимедийные презентации, выкройки, картинки и фотографии.
Техническое оснащение: компьютер, проектор.
ГЛОССАРИЙ
Ассамбляж – подрисовка в декупаже.
Винтаж – «ложностаринный» стиль в интерьере и рукоделии. В моде и домашнем декоре под
этим словом понимается стилизация под прошлые эпохи. Надо заметить, что речь идет чаще о периоде с
40-х до 60-х годов 20 века.
Декупаж – техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка,
картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции
лаком ради эффективности, сохранности и долговечности.
Интерьерные игрушки – игрушки ручной работы, служащие не только для детских игр, но и
преображают интерьер, и в отличие от детских игрушек, предназначенных для «игры», создаются для
украшения, созерцания и любования.
Кардмейкинг – изготовление открыток своими руками. Техника кардмейкинг очень схожа со
скрапбукингом.
Примитивные игрушки - это изготовленные вручную игрушки, намеренно стилизованные под
примитивную, простую вещь.
Скрапбукинг – вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных
или личных фотоальбомов.
Стимпанк - это направление/стиль в искусстве. Научная фантастика, которая моделирует
человечество, освоившее в совершенстве технологии и механику, а также паровые машины.
Тильда - это кукла, зверек или предмет интерьера, выполненный по выкройкам норвежской
художницы Тони Финнангер (Tone Finnanger). Игрушки Тильда выполнены в примитивно-тряпичном стиле.
Шебби-шик - потёртый шик – это название стиля в интерьере, декоре и моде. Это стиль
Викторианской романтики, рождённый в конце 1980-х годов 20-го века.

25

Приложение 4
Арт-терапевтический тренинг «Я и мое время года»
Правила:
1. Конфиденциальность – личная информация, полученная на занятиях о ком-то из
участников, за пределы группы не выносится.
2. Уважение к чужому мнению.
3. Один человек – один голос.
4. Стремление понять другого человека.
5. Добровольность участия.
Ход тренинга
1. Упражнение «Имя с прилагательным»
Цель: знакомство участников группы и тренера.
Время: 5—7 мин.
Процедура проведения. Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним.
Эпитет-прилагательное должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например, Мудрая Марина,
Доблестный Денис. Прилагательные должны быть только позитивные. Следующий называет имя
предыдущего + свое.
Анализ:
— Это упражнение позволило нам не только познакомиться друг с другом, но и узнать некоторые
особенности характера каждого из вас.
2. Упражнение «Комплимент»
Цель: сплочение группы, формирование положительного настроя на совместную работу.
Время: 5–7 мин.
Процедура проведения. Участники группы стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий предлагает
придумать и сказать комплимент соседу слева. Комплименты не должны повторяться.
Анализ:
— Трудно ли было говорить комплименты? Почему?
— Приятно ли было слушать комплименты в свой адрес?
3. Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности.
Время: 5–7 мин.
Процедура проведения. Участники группы стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из
участников, на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например:
«Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос» (или наши
имена начинаются на одну и ту же букву и т.д.). Света выходит в круг и приглашает выйти когонибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не
окажутся в кругу.
Анализ:
— Как вы себя чувствовали, когда старались найти нечто, вас объединяющее?
— Было ли у вас несколько вариантов ответа, так что приходилось выбирать?
4. «Я и мое время года»
26

Мы действительно похожи друг на друга, и не только внешне, но и внутренними чертами
характера и т.д. … Девушку, женщину очень часто сравнивают с погодой, потому что она не
постоянна, а еще чаще со временем года.
Представьте, что в вашей внешности, характере, в личностных особенностях, поведении, чувствах
и желаниях, настроении и мыслях отражены времена года. Возможно, это какое-то одно время
года, какое? А возможно, разные. Как они отражаются в вашей личности? Если бы вы были
временем года, то каким? Расскажите о себе через метафору времён года.
Пример: Мне кажется, в моей внешности много весны, например, зелёные глаза. Лето отражает
мой внутренний оптимизм и надежду на лучшее, доброе, светлое. Золото осени про важность
замечать красоту вокруг, а серые дожди про внутреннюю меланхолию. Холод зимы про умение
прятаться в свой внутренний мир и укутываться им как пледом.
5. Арт-терапевтическая практика «Я и мое время года»
6. Групповая рефлексия. Обратная связь.
7. Видео-коллаж «Я и мое время года» в технике «Рисунки на асфальте»
https://vk.com/wall58462099_2890

27

Приложение 5
Творческая мастерская «Кактусы и божьи коровки»
Тематический раздел «Галечное искусство»
Форма проведения: лекция-беседа, мастер-класс.
Метод организации занятия: объяснительно-иллюстративный метод, метод практической
демонстрации и практической работы, словесные методы обучения (лекция, беседа).
Оборудование и используемые материалы для оформления композиции: компьютер
или телефон с выходом в интернет, клеевые пистолеты и удлинители, ножницы, клей ПВА или
селикатный, краски (гуашь, акрил), пластиковый или керамический горшок\плошка, карандаш для
прорисовки контура, камушки-галька разных размеров, камушки или природный материал для
оформления, цветной песок (не обязательно).
Ход занятия.
Мы обращаемся к популярной теме галечного искусства. И будем работать с
раскрашенными камнями.
Одним из известнейших художников, работающих с галькой и цветом на стыке
изобразительного искусства и декоративного интерьерного дизайна, по праву считается Микела
Буфолини.
С середины 80–х годов итальянка работала в рекламе, в студии AS – Admarco как
графический дизайнер. Затем она руководила более 10 лет своей собственной дизайн - студией. В
какой–то момент ей захотелось заняться чистым творчеством. Сначала она примкнула к
художникам–анималистам, а потом увлеклась созданием картин из гальки – направлением под
названием Pebble Art.
Работы Микелы Буфалини быстро приобрели широкую популярность. Они представляют
собой интересную смесь наивного искусства и эстетики современного минимализма. Картины
художницы отличаются простотой исполнения, схематичностью образов, идеальным подбором
цветовых сочетаний и особым вниманием к деталям.
Картины настолько реалистичны, что издалека кажутся живыми! Присмотревшись с
близкого расстояния, зритель понимает, что все рисунки нанесены на камни. Сказочные образы
выполнены из элементарных составляющих и доступны каждому. Композиция, внимание к
цветам, деталям и перспективе – ключевые моменты, которые позволяют придать рисунку его
натуральность. В картинах Микелы очень важна детализация. Яркие детали – именно они
добавляют неповторимый колорит и создают особый характер и игривое настроение!
Работу художница начинает с поиска и подбора камней. Найденный материал промывается,
а затем сушится под солнечными лучами. В зависимости от изначальной формы материала
Микела изображает красками необыкновенных персонажей и неповторимые пейзажи, из которых
складывается настоящий сюжет. Посмотрим на ее панно.

28

Практика.
Воспользовавшись опытом галечных художников, мы создадим несложную композицию с
раскрашенной галькой: «Кактусы и божьи коровки».

Мастер-класс.
1.Отбираем камушки нужной формы. Грунтуем белой акриловой краской. Это необходимо
для того, чтобы краски потом на камушках не темнели. Когда грунт высохнет, а происходит это
очень быстро, окрашиваем камни краской-основой: кактусы-зелеными оттенками, божьих
коровок-красной.
2. Пока краска сохнет, подготавливаем емкость. Если у вас есть керамический горшочек
или плошка, хорошо. Пластиковый горшок лучше закрыть или покрасить. Внутрь горшка
укладывается пенопласт кусочками и приклеивается, но можно залить гипсом.

29

30

3. Краска-основа высохла, начинаем наносить рисунок.
На зеленых камушках-кактусах ставим точки краской или ПВА и просыпаем песком. Или
прочерчиваем полосы и рисуем схематичные колючки.

У божьих коровок черной гуашью обозначаем пятна, усики, мордочку. Белой краской
рисуем глаза и ставим черные точки-зрачки.
Можно нанести сверху слой прозрачного лака
или ацетатного клея.
4. Готовим камушки для оформления основы.
Можно декорировать пенопласт лишайником, песком,
опилками. У нас белые камни. Устанавливаем
камушки-кактусы, подклеиваем силиконовым клеем,
подпираем белыми кварцевыми камнями. Закрепляем
божьих коровок.

31

Силиконовый клей камни закрепляет плохо, лучше использовать селикатные составы или
густой ПВА.

5. Если у вас керамический горшок\плошка, то оформлять емкость ничем не нужно. Пластиковый
горшок мы оформили при помощи объемных рисунков, которые создали силиконовым клеем и
цветным песком.

32

Источники
1. Каменные
картины
Микелы
Буфалини.[Электронный
ресурс]http://placetolive.ru/dekor/kamennye_kartiny_mikely_bufalini/
2. Наивные
КАМНИ
|
Michela
Bufalini
[Электронный
ресурс]https://actualartist.ru/kamen/naivnye-kamni-michela-bufalini.html
3. Полянова И.М. Конспект занятия по изобразительному искусству в 3 классе по теме
«Ожившие
камушки».[Электронный
ресурс]
- https://infourok.ru/konspekt-uroka-podekorativnoprikladnomu-iskusstvu-zhivie-kamushki-782391.html
4. Что такое флористический арт-объект? - [Электронный ресурс]- http://kursflorista.ru/floristicheskii-art-obect.htm

33

Приложение 6
Арт-терпевтические техники в работе с подростками
К каждой теме разработаны тренинговые упражнения, основанные на арт-терапевтическом
методе, представлены в арт-терапевтическом альбоме к Программе «Арт-хаус».
 Тема 1. «Я»
«Автобиография»
«Прошлое/настоящее/будущее»
«Моя неделя, мой день, моя жизнь»
«Космический корабль (направленная визуализация)»
«Безопасные места (направленная визуализация)»
«Моя карта»
«Исполнение мечты»
«Я хочу...»
«Любимая вещь»
«Мой сон»
«Я... (визуализация)»
«Воображаемый зверь»
«Что мне в себе нравится...»
«Мой портрет в лучах солнца»
 Тема 2. «Мои чувства»
«Мое настроение»
«Чувства»
«Ларец счастья (визуализация)»
«Сундук того, что меня огорчает (визуализация)»
«Противоположные чувства»
«Издание буклетов в обложках с названиями»
 Тема 3. «Мое тело»
«Что говорят газеты»
«Карта моего тела»
«Рисунки тела»
 Тема 4. «Я и общество»
«Дружба»
«Портреты того, что внутри/снаружи»
«Преодоление»
«Я хочу/я могу сделать»
 Тема 5. «Я работаю в группе»
«Опиши и нарисуй»
«Прекрасный сад»
«Фруктовый/овощной салат»
«Поэтапный рисунок».
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».