Прогамма ранеей помощи с элементами сенсорной интеграции и эрготерапии 9 мес.-3 года

Оглавление
1. Основные характеристики программы………………….………..………………………....….3
1.1. Пояснительная записка……………………………………….……………………………..….3
1.2. Цель и задачи программы..……………………………………………………………………..5
1.3. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………...6
1.4. Содержание программы ………………………………..……………………………………...6
2. Организационно – педагогические условия………………..…………………………..……….10
2.1. Календарный учебный график……………………..……………………………………….…15
2.2.Условия реализации программы...…………………………………………...………………...15
2.3. Формы аттестации и контроля…………………………………………………………….…..11
3. Список литературы……………………………………………………………..………………..12
Приложение 1. План обучающих сессий для родителей …………….……….…………………14
Приложение 2. Воспитательный план работы……………………………………………………15
Приложение 3. Перечень дидактических игр и упражнений…..………………………………..16
Приложение 4. Перечень развивающего и игрового оборудования…………………………….18

2

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы: социально-гуманитарная
1.1.2. Актуальность программы
Особенностью ранней помощи является то, что основные акценты в программах помощи
делаются на максимальную активность и участие ребенка в повседневной жизни и помощь его
родителям в том, чтобы оптимально заботиться о ребенке в течение дня. Целями программы
может быть улучшение процесса кормления ребенка, нахождение оптимальных положений, в
которых ребенок находится в течение дня, подбор игрушек и игр, в которые можно играть с
ребенком. Навыки, которые необходимы ребенку для успешного функционирования,
формируются на основе собственной активности ребенка.
Таким образом, в современном обществе назрела необходимость особого подхода,
направленного на улучшение развития детей, используя их собственную активность. В данном
случае, наиболее актуальна работа с родителями с применением коучинговых стратегий,
направленная на повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития и
воспитания, а также на включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных
контактов ребенка и семьи, подготовка ребенка к включению его в сферу образования. При
этом, коучинг - это форма обучения взрослых людей, когда помогающий специалист содействует
способности обучающегося размышлять над его действиями / практикой, чтобы определить их
эффективность, помочь построить план для улучшения этих действий и использовать эти действия
в текущей и будущей ситуации.
Следовательно, программа ранней помощи направлена на организацию помощи маленьким
детям с нарушениями развития. В основе программы лежат ежедневные взаимодействия, которые
происходят между маленькими детьми и их физическим и социальным окружением. В рамках
данной программы все обучение ребенка специально встроено в ориентированные на ребенка,
спланированные мероприятия, которые осуществляются внутри ежедневных рутин. При этом,
согласно «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»
(Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р), чем раньше мы подхватим ребенка с
теми или иными «трудностями» или «недоразвитиями», тем эффективнее будет работа с
ребенком. Всегда легче заниматься профилактикой, чем нарушением.
Программа ранней помощи является экспериментальной адаптивной программой
развития детей с особыми образовательными потребностями, соответствует требованиям
ФГОС для детей с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г.
№1598) и «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20).
Содержание программы ранней помощи ориентирована на Концепцию развития в РФ
системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей –
инвалидов на период до 2025 г.
Программа ранней помощи предполагает применение эффективных отечественных и
мировых практик работы с ранним возрастом, в том числе и сенсорную интеграцию и
эрготерапия (терапия деятельностью, трудом).
3

1.1.3. Отличительные особенности программы. Программа ранней помощи дополнена
возможностью раннего выявления особенностей и отклонений в развитии:
 создает возможность для воспитания и развития детей раннего возраста, не
посещающих ясли;
 создает возможность для детей раннего возраста пошаговой (легкой) адаптации в группе
сверстников (без отрыва от мамы);
 создает возможность для воспитания, развития и адаптации детей раннего возраста с
ОВЗ;
 способствует адаптации родителей детей с ОВЗ в группе взрослых, принятию ими
особенностей своего ребенка;
 способствует формированию активной нравственной позиции мамы и папы в воспитании
ребенка; пониманию ребенка взрослыми (учет его возрастных потребностей,
возможностей, склонностей и т.п.), осознанию родителями собственных ценностных
ориентаций, как определяющих, создающих жизненный сценарий ребенка;
 способствует формированию отношений сотрудничества между педагогом и родителем;
 позволяет ранее предупреждать и выявлять проблемы и зоны риска в развитии детей;
 позволяет создавать траектории индивидуального развития в союзничестве с семьей.
1.1.4. Адресат программы.
Программа направлена на детей раннего возраста от 9 месяцев до 3 лет.
1.1.5.Объем и срок освоения программы
Программа предназначена на 2 учебных года, 72 учебных часа в год, 36 учебных недель в
год.


Форма обучения – очная.

1.1.6. Особенности организации образовательного процесса.
В состав группы входят дети одного возраста и нозологий на постоянной основе.
 Формы занятий:
-групповая форма;
-индивидуально - групповая, предусматривает индивидуальный подход к ребенку на
занятиях, консультирование родителей и педагогов, а также позволяет включать детей в группу, и
оказывать поддержку детям, не справляющимся с общим темпом работы.
 Условия организации и режим занятий:
1. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью по 2 ак/часа с перерывами 15
минут, общее количество часов в неделю - 2 часа.
2. Оптимальное количество детей в группе 5-7 человек (группы формируются по возрасту
от 9 месяцев до 2 лет и от 2 до 3 лет; таким образом, в занятие включены упражнения и игры,
адекватные возрастным особенностям каждой группы);
 Особенности организации образовательного процесса:
1. Традиционная модель реализации программы: программа ранней помощи представляет
собой линейную последовательность освоения содержания, реализуется в МАУ ДО Центр
«Остров» в Службе Ранней помощи. Форма организации ППС: студия.
2. Занятия имеют гибкую структуру, и позволяют каждому ребенку включиться в тему и
содержание занятия, получить индивидуальную помощь, как от педагога, так и от родителей
4

которые присутствуют на занятии, и тем самым овладевают методами и приемами работы с
особыми детьми.
3. Набор детей проходит по предварительной записи.
 Основные формы обучения:
Фронтальная, индивидуально-групповая, групповая формы обучения реализуются на основе
семейно-центрированного подхода, с учетом возможностей и особенностей каждой семьи.
 Основные виды занятий:
1. Словесные: устное изложение, беседа;
2. Наглядные: показ сказок, иллюстраций; наблюдение; работа по образцу, др.
3. Практические: тренинг, обучающие сессии для родителей, семинар-практикум, мастеркласс.
 Формы подведения итогов реализации программы:
1. Включенное наблюдение.
2. Мониторинг детского развития.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание психолого-педагогических условий предоставления маленьким детям и их
семьям услуг ранней помощи для улучшения развития и функционирования детей в повседневной
жизни.
Основные задачи (на уровне ребенка):
 улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);
 обучение родителей эффективному взаимодействию со своим ребенком;
 повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими
ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
 повышение компетентности взрослых в вопросах развития и воспитания;
 включение ребенка в среду сверстников, расширение социальны контактов ребенка и
семьи в критические важны первые годы жизни ребенка.
Основные задачи (на уровне взрослого):
 организация эффективного психолого-педагогического взаимодействия с родителями в
рамках службы ранней помощи;
 повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития и воспитания своего
ребенка.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Планируемый результат (на уровне ребенка):
 улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);
 создание положительного эмоционального настроя на общение со сверстниками и
родителями;
 освоение детьми элементов дидактических и ролевых игр, навыков предметной, речевой
и двигательной деятельности;
 формированию активной родительской позиции;
5

 оптимальная ориентация родителей в проблемах воспитания и обучения детей раннего
возраста;
 конструктивное межличностное взаимодействие, включение в образовательное
пространство Центра.
Планируемый результат (на уровне взрослого):
 повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания, что в свою
очередь, будет способствовать улучшению жизни ребенка в
естественных жизненных ситуациях, повышению качества взаимодействия и отношений ребенка с
родителями.
Критерии оценки результатов:
 возрастающий интерес к выполнению развивающих заданий для ребенка;
 увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных
склонностей;
 повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся, в желании
сотрудничества;
 повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и
ребенка.
Работа с родителями детей:
1. Первичный прием: определение нуждаемости семьи и ребенка в услугах ранней помощи.
2. Проведение оценочных процедур:
- заполнение родителями диагностических опросников для выявления актуального уровня
развития ребенка (KID, RCDI и MCAT и другие), опрос.
3. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках программы.
4. Стендовая информация по актуальным вопросам развития ребенка раннего возраста.
5. Индивидуальное/групповое консультирование.
6. Обучающие сессии.
7. Мастер-классы для родителей «Игры для развития эмоциональной и сенсорной сферы у
детей раннего возраста».
Взаимодействие осуществляется на основании договора с родителями, в программе
предусмотрены совместные детско–родительские занятия, тренинги, консультации, праздники.
1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебный план
№
п/п

Название раздела (модуля)

1

Блок 1.
Вводная часть
Блок 2.
Сенсорное развитие
Блок 3.
Развитие общих движений
и двигательной активности

2
3

Количество часов
(теория/практика)
1 год
2 год
обучения
обучения
5 (1/4)
5 (1/4)

Формы
аттестации/контроля

19 (5/14)

19 (5/14)

27 (10/38)

27 (10/38)

Наблюдение,
мониторинг
Наблюдение

Наблюдение

6

4

6

№
п/п

1

2

3

4

5
6
7

8
9

10

Блок 4.
17 (4/13)
Развитие
предметной
деятельности
Итоговые занятия
4 (0/4)

17 (4/13)

Наблюдение

4 (0/4)

Наблюдение

Учебно-тематический план на 1-2 уч/ год
Название раздела, темы
Количество часов
Всего

Вводная часть. Приветствие.

Теория

Практика

Блок 1. Вводная часть
10
2
8

Блок 2. Сенсорное развитие
Сенсорное
развитие:
умение 13
4
9
различать величину, форму, цвет,
основные свойства предмета
Сенсорное
развитие:
развитие 13
4
9
слухового внимание,
развития
слухового восприятия,
музыкально-ритмичной
деятельности
Сенсорное
развитие:
развитие 12
2
10
зрительного внимания

Форма
аттестации /
контроля

Наблюдение

Наблюдение,
мониторинг
Наблюдение,
мониторинг

Наблюдение

Блок 3. Развитие общих движений и двигательной активности
проприоцептивной 12
2
10
Наблюдение

Развитие
системы
Развитие предметной деятельности

15

4

12

Наблюдение

Развитие вестибулярной системы, 15
крупной и билатеральной моторики,
координации движений.
Формирование пространственной 6
ориентировки.
Обучение
ходьбе
в
прямом 6
направлении, сохраняя равновесие
и постепенно включая движения
рук.

4

12

Наблюдение

1

5

Наблюдение

1

5

Наблюдение

Блок 4. Развитие предметной деятельности
Обогащение двигательного опыта 8
2
6

Наблюдение
7

11

12

13

выполнением игровых действий с
предметами и игрушками, разными
по
форме,
величине,
цвету,
назначению.
Формирование
у
детей 8
естественных
видов
движений
(ходьба,
ползание,
лазание,
бросание мяча, попытки бега и
подпрыгивания вверх и пр.).
Развитие функциональных навыков, 18
необходимых в ЕЖС

Итоговое занятие
ИТОГО:

2

6

Наблюдение

4

14

Наблюдение,
мониторинг

8

Наблюдение

Подведение итогов
8
0
144

28

116

Занятия в группах предполагают применение эффективных отечественных и мировых
практик работы с ранним возрастом, в том числе и сенсорную интеграцию и эрготерапия.
Процесс сенсорной интеграции малыша базируется на трех взаимосвязанных между собой
сенсорных системах: вестибулярная система (поддержание равновесия); проприоцептивная
(система кинестетического восприятия – собственной позы и движения), тактильная система
(система кожной чувствительности). Каждый этап занятия задействует все сенсорные системы
ребенка, при этом все упражнения, игры и дидактические приемы, в том числе и с элементами
эрготерапии, выполняют свою смысловую и деятельную функцию для правильного и успешного
раннего развития.
Структура и содержание занятий
1БЛОК: ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Приход детей, свободное общение детей и родителей.
Адаптация ребенка к помещению и обществу других детей и взрослых перед началом
структурированного занятия.
«РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ» - ритуал начала структурированного занятия - направлен
на формирование культуры приветствия, позитивного настроя на общение в группе, развитие
внимания, наблюдательности, умения дожидаться своей очереди и действовать по очереди,
развития способности подражания, развитие речевого слуха, понимание речи взрослого,
эмоциональное обогащение.
2 БЛОК: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие ребенка – есть активное изучение сенсорных свойств объектов
окружающего мира, развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе
и т. д. Сенсорные навыки являются базой и фундаментом, на который и будет опираться
все дальнейшее развитие ребенка!
8

При успешной сенсорной интеграции у ребёнка формируются определённые навыки:
концентрация внимания и способность выполнять несколько задач одновременно,
координация положения тела и движений, распределение силы и мелкая моторика,
понимание речи, чтение, письмо, счёт, самооценка, уверенность в себе и т.д.
3 БЛОК: РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Направлен на развитие мелкой и крупной моторики, мобильности ребенка раннего
возраста, включает: развитие вестибулярной системы, крупной и билатеральной моторики,
координации движений; развитие внимания (устойчивости, переключения);
формирование умения действовать по просьбе взрослого и умения действовать по алгоритму;
формирование пространственной ориентировки; формирование у детей естественных видов
движений (ходьба, ползание, лазание, бросание мяча, попытки бега и подпрыгивания вверх и пр.);
обогащение двигательного опыта выполнением игровых действий с предметами и игрушками,
разными по форме, величине, цвету, назначению; обучение ходьбе в прямом направлении,
сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; формирование и отработка навыков
влезания – залезания - перелезания; формирование и отработка навыков отталкивания предметов
при бросании и катании; формирование у детей устойчивого положительного отношения к
подвижным играм.
4 БЛОК: РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направлен на развитие основных функциональных навыков ребенка раннего возраста,
обеспечивает развитие самостоятельности, научения, выполнения простых и сложных задач.
Включает в себя показ предметов и действий с ними (демонстрация «труда взрослых»:
забивание молоточком, стирка и глажение одежды, подметание пола, поливка цветов и др.); игры
с дидактической куклой (как кукла пляшет, купается, спит, танцует, катание на тележке и др.);
конструирование (конструктор «Лего», напольные и настольные кубики и др., сюжетные
фигурки, кубики – мякиши).
5 БЛОК: КОУЧИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПО ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
 Коучинговые стратегии по обучению родителей (рефлексивная беседа,
совместное планирование,
наблюдение, моделирование, практика, обратная связь)
интегрированы в структуру и содержание занятий программы.
 Коучинговые стратегии по обучения родителей, интегрированы
обучающие сессии и консультирование (см. Приложение 1).
Обучающая сессия – это форма помощи семьи в приобретении знаний по правильному
функционированию ребенка на основе ее внутренней мотивации.
Основная цель: помочь родителям действовать таким образом, чтобы оптимизировать
функционирование/развитие малыша.
Формат обучающих сессий и консультаций (очный и дистанционный):
 специалист - родитель - ребенок;
 специалист - родитель (родители);
 специалист - дети - родители.
Каждая обучающая сессия и консультация исходит из запроса родителей, потребностей
ребенка и семьи. Итак, достигаем главной цели: помочь родителям действовать таким
образом, чтобы оптимизировать функционирование малыша.
9

2. Организационно – педагогические условия реализации программы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

2.1. Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

36
36
2
144 (72/72)
16
20
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства.

10

Окончание учебного года

31 мая

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально – техническое обеспечение
Для реализации программы в МАУ ДО Центр «Остров» создана специально
организованная пространственная среда:
 оснащённая студия в соответствии с СаНПИН;
 необходимый инструментарий и дидактический материал соответствующий возрасту и
требованиям программы с расчетом на каждого ребенка по списочному составу;
 магнитофон для музыкального сопровождения занятий.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Занятия проводит квалифицированный педагог-психолог, специалист Отделения ранней
помощи МАУ ДО Центра «Остров», знающий возрастные особенности детей, владеющий
10

навыками эффективной коммуникации,
диагностического исследования.

арт-терапевническими

техниками

и

проведения

2.2.3. Методическое обеспечение
Методы организации занятия.
1. Словесные методы: устное изложение, беседа;
2. Наглядные методы: показ видеофильмов, иллюстраций; наблюдение; работа по образцу
и др.
3. Практические методы: тренинг, семинар для родителей, семинар-практикум, мастеркласс, праздники.
Методы работы в группе:
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения (инсценировка сказок; показ
предметов и действий с ними и т.д.)
2. Репродуктивные методы обучения – побуждение детей через игровую деятельность к
воспроизведению ранее разученных действий, манипуляций с предметом.
3. Метод проектов: участие родителей и детей в проектах Центра.
4. Метод сотворчества - основной метод в работе психолога, родителя и ребенка,
способствует эффективному взаимодействию родителя и ребенка, позволяет преодолевать
пассивную родительскую позицию.
5. Личностно-ориентированный метод – предполагает индивидуальный подход к каждой
диаде родитель – ребенок, с учетом их склонностей и предпочтений.
Основные принципы организации и проведения занятий:
1. планомерность, последовательность проведения и тщательность подготовки занятий;
2. событийность;
3. повторность отдельных элементов занятий;
4. эмоциональность проведения занятий, совместное «переживание» содержания;
5. творческий подход в работе с детьми раннего возраста;
6. наличие предметно-развивающей среды;
7. использование адекватных возрасту игровых форм деятельности;
8. сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, отвечающих
психологической специфике возраста;
9. применение наглядности в сочетании со словом;
10. позиция взрослого «рядом с ребенком» в сочетании с позицией «быть слитым с
ребенком, живущим с ним единой жизнью»;
11. организация детей на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей;
12. активное участие родителей - отношение, при котором взрослый в мире ребенка –
чуткий и готовый к пониманию человек.
2.3. Формы аттестации и контроля
1. Включенное наблюдение с целью исследовать динамику взаимоотношений родителя и
ребенка, взаимоотношений ребенка со сверстниками, развития ребенка.
2. Мониторинг развития функциональных качеств включает в себя оценку всех сфер развития
ребенка по 8 доменам. Мониторинг проводится 2 раза в год в сентябре, в феврале (для
корректировки индивидуального маршрута развития).
3. Пролонгированное консультирование родителей.
11

3. Список литературы
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановления Главного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20).
«Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»
(Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р).
Концепция развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в
том числе детей – инвалидов на период до 2025 г.
1. Барднер Г., Ромазан И., Череднякова Т. Психологическое сопровождение естественного
развития маленьких детей. Кишинев; СанктПетербург, 1993
2. Бережковская Е., Кравцова Е.Ребенок как целостность // Дошкольный психолог, 2005. №5
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста. М.: «Просвещение», 1991
4. Большая хрестоматия для детей дошкольного возраста/Колл.авторов; колл.художников. –
м.:Астрель:АСТ, 2010. – 559 с.
5. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному
учреждению // Дошкольное воспитание, 2006. №10
6. Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада / Под
ред. JI.H. Павловой. - М.: «Просвещение», 1986
7. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. Минск: «Лучи Софии», 2002
8. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи. М.: «Айрис - пресс», 2006.
9. Доман Г., Доман Дж. Как развить интеллект ребенка. М.: «Аквариум», 1999
10. Доронова Т.И., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.
М.: «Просвещение», 1992
11. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Как развивается дошкольник? О чем нужно
помнить психологам, педагогам и родителям. - М.: «Чистые пруды», 2007
12. Зеньковский В.В. Психология детства - Екатеринбург: «Деловая книга», 1995
13. Ильина Н.А.Играем в памперсах. М.: «Айрис - пресс», 2006
14. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии,
1985. №6
15. Камышанова К.И. Ребенок от рождения до двух лет. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль: «Академия развития», 2000
16. Ларечина Е. В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая
программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года). – СПб.: Речь; М.:Сфера,2011- 127 с.
17. Лешли Дженни. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.
М.: «Просвещение», 1991
18. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, м.а. Васильевой. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2011
19. Хилтунен Елена. Помоги мне стать самостоятельным. Упражнения для маленьких детей в
повседневной жизни. М.: ЮНИОН - паблик», 2005

12

Приложение 1
№

Тема

План обучающих сессий для родителей
Форма работы
Месяц
проведения

Ответственный

1

«Мир начинается из детской»

Школа для
родителей

Ноябрь

Глазкова А.В.

2

«В со-творчестве с ребенком:
подарок своими руками»

Мастер - класс

Декабрь

Глазкова А.В.
Глазкова А.В.

3

«Ангелы Рождества»

Мастер-класс

Январь

4

«Полезные и вредные мультфильмы»

Групповая
консультация

Март

Глазкова А.В.

5

Мини-проект вместе с мамой
(«Народная игрушка своими руками»)

Мастер-класс

Апрель

Глазкова А.В.

«Этапы личностного становления
ребенка»

Беседа

Май

Глазкова А.В.

«Особенности адаптации детей
раннего возраста к ДОУ»

Беседа

Май

Трушина
А.Н.

6

7

13

Приложение 2
Воспитательный план работы

Участники
Дети, родители
Дети, родители

Тематический
раздел
Дети, родители

1 квартал (октябрь – ноябрь). «ОСЕНЬ»
Темы занятий
Кол-во
занятий
«Праздник осени»
1
«Моя мама – лучшая на свете!»
1
ИТОГО:
2
2 квартал (декабрь – февраль). «ЗИМА»
Темы занятий

Кол-во
ак/часов
2
2
4

Кол-во
занятий
1
1

Кол-во
ак/часов
2
2

Кол-во
занятий
«Пасхальная неделя добра»
1
«Игрушка, наполненная маминым теплом»
1
ИТОГО:
2
ВСЕГО: 5 занятий, 10 академических часов

Кол-во
ак/часов
2
2
4

«Зимняя сказка»
ИТОГО:
3 квартал (март – май). «ВЕСНА»

Тематический
раздел
Дети, родители
Дети, родители

Темы занятий

14

Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
 БЛОК: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
 для развития проприоцептивной системы: игра с большими ящиками,
вёдрами, тазами. Находясь внутри таких предметов, ребёнок начинает ощущать границы
собственного тела;
 для развития всех сенсорных систем: игры с водой, песком, гидрогелиевыми шариками,
воздушными шариками, тестом, пластилином; сенсорные и тематические коробки;
 для развития координации движений рук и мелкой моторики: пальчиковые игры
(«Бабушка очки надела», «Ушки длинные у Зайки», «Сорока - Белобока», «Мальчик – спальчик»),
вкладыши, кубики–мякиши, матрешки, пирамидки, кольца, строительные материалы, забивание
молоточком и т.п.;
 для развития умения различать величину и форму предметов: матрешки пирамидки,
кубики, мячи, фигуры, одинаковые по форме и разные по размеру и наоборот, развивающее лото;
 для развития умения различать свойства предметов: тяжелый – легкий, холодный –
горячий, мягкий - твердый и др. (деревянные кубики и кубики – мякиши, природный материал,
воздушные шары и т.д.);
 для развития умения различать цвета: показ и называние цветов, рисование,
классификация фигур, одинаковых по цвету и различных по форме и наоборот;
 для развития слухового внимания: музыкальные занятия (кукла пляшет и поет, «Как
топает мишка, прыгает зайка?», «Зайка серенький сидит», хоровод, игра на музыкальных
инструментах), «Кто как кричит?», «Отгадай, что звучит», пропевание потешек;
 для развития зрительного внимания: «Кукла Катя, где же ты?» и др.
 БЛОК: РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
 Развитие мелкой моторики: массажные и пальчиковые игры;
 развитие умения ходить возвышенным поверхностям: по бордюрам,
брёвнам, колёсам, лавочкам и другим предметам;
 развитие умения ходить без поддержки по прямой: «По ровненькой
дорожке», «Иди ко мне», «Научу куклу ходить по дорожке», «Найди игрушку», «Пройди по
мостику, дорожке», «Поручения», «По дорогу едут машины», «Поезд», «Птичка», «Передай мяч»,
Наседка и цыплята»;
 развитие умения бегать: «Медведь и дети», «Колокольчик», «Догони
собачку», «Куры и кошка», «Уточки и собачка», «Комарики и лягушка»;
 развитие умения прыгать: «Серый зайка», «Воробышки», «Поймай птичку»,
«Позвони в колокольчик», «Прыгай как мячик», «Солнечные зайчики»;
 развитие самостоятельной игры детей с игрушками, стимулирующими
двигательную активность: с каталками, тележками, автомобилями и пр.;
 развитие умения ходить по наклонной дорожке, ходьба по массажным
коврикам, приседания, наклоны «Птички в гнездышках», «У медведя во
бору», «По дорожке мы пойдем», «Где же наши ручки» и др ;
 развитие умения бросать, катать, ловить: «Догони мяч», «Передай мяч»,
15

«Доползи до предмета», «Допрыгай до собачки», «Маленькие большие», «Попади в корзину»,
«Сбей кеглю», «Кто дальше», «По дорожке в домик».
 БЛОК: РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 показ предметов и действий с ними (демонстрация «труда взрослых»: забивание
молоточком, стирка и глажение одежды, подметание пола, поливка цветов и др.);
 игры с дидактической куклой (как кукла пляшет, купается, спит, танцует, катание на
тележке и др.);
 конструирование (конструктор «Лего», напольные и настольные кубики и др., сюжетные
фигурки, кубики – мякиши).

16

Приложение 4
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЮЩЕГО И ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Универсальное игровое оборудование: пластмассовые тазы, контейнеры и баночки разного
размера (например, для фасоли, муки и пр), разного диаметра, разной глубины пластмассовые и деревянные
совки, ложки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В КОММУНИКАЦИИ
• Набор игрушек животных и птиц для звукоподражания (корова, гусь, кошка, собака, курица,
утка и т. д.)
• Пазлы (доски, рамки Монтессори)
• Мыльные пузыри
• Большие и маленькие мячи
• Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и формы
• Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки
• Палатка, домик, куда можно было бы залезать
• Заводные игрушки
• Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон, колокольчики и т. п.)
• Детское лото, разрезные картинки
• Звучащие игрушки (погремушки, пищалки и т. п., издающие звуки разной частоты)
• Пластилин и формочки для формирования из него фигурок
• Шнурки, бусы (крупные, пластмассовые и деревянные)
• Мягкие игрушки
• Игрушки, надевающиеся на руку («варежка») и на палец (пальчиковые игрушки)
• Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками
• Разноцветные кубики разных размеров
• Ящик с отверстиями разной формы для опускания в него фигурок
• Игрушки на причинно-следственные связи (потянул, нажал — получил результат)
• Деревянные молотки и доски с гвоздями-колышками
• Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки
• Машинки разных размеров и моделей (легковые, грузовые, пожарные, краны и т. д.)
• Машинки разборные (типа «Лего» с небольшим количеством деталей)
• Краски пальчиковые
• Клеенчатые фартучки (для работы с красками)
• Куклы; кукольная мебель, посуда
• Набор формочек для игры с водой и песком
• Игрушки с веревкой, за которую можно тянуть
• Игрушечный телефон
• Прозрачные банки с крышками
• Лабиринт и труба для лазания.

•
•
•
•
•

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Спортивные снаряды, такие как подушки, маты, лабиринты, мячи, обручи и т. д.
Набор кукольной посуды, мебели, одежды, продуктов
Набор музыкальных игрушек
Наборы карандашей, красок, пластилина
Большая машина, в которой можно ездить
17

• Конструкторы
• Фитболы
• Деревянные молотки и доски для забивания колышков
СПИСОК ОБОРУДОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ,
ИМЕЮЩИМ НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
 Половое покрытие, позволяющее на него безболезненно падать (маты, толстое
однородное ковровое покрытые). Необходимо покрыть максимальное пространство.
 Маты, которые складываются на три части
 Толстые маты для йоги, в которые можно заворачивать детей
 Горка, деревянная, в 3-5 ступеней, с поручнем с одной стороны
 Зеркало безопасное на уровне пола
 Огромные подушки с поролоновым наполнением (1,5 на 1,5 метра), 3-4 штуки
 Кресло-мешок (2-3 штуки)
 Батут для помещения
 Качель-платформа, с возможностью подвешивать ее за 1 точку крепления, а также за
2, или 4 точки крепления (квадратная и прямоугольная)
 Качель-бревно
 Гамак
 Балансирующие доски разных размеров
 Различной толщины веревки, канаты
 Гимнастические мячи разного размера: 40 см в диаметре, 50 см, 60 см
 Мягкие модули большого и маленького размера: кубы, «бревна», ступени, мостики и
др.
 Туннель толстый, либо плотная труба
 Тяжелые мячи
 Тяжелые мешочки с крупой
 Утяжелители (от 250 гр до 1 кг, парами)
 Утяжелительные жилеты разных размеров
 Пальчиковая краска
 Мячи текстильные, разных размеров
 Пуговицы или мелкие детальки, коробки с дырками
 Игрушки-фигурки животных, людей
 Игра «Рыбалка» разных размеров
 «Кочки» на пол разного размера
 Пластиковые детские ведра разных размеров
 Чулок для всего тела от Сова-нянька
 Качель-капля.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
• Погремушки в форме булавы и гантели с ручками, которые удобно брать в руки, в том
числе мягкие
• Пазлы различной сложности
• Мячи различной формы из разных материалов, в том числе из ткани
18

• Большой резиновый мяч (диаметр 1 м)
• Пирамиды с кольцами разной формы и другие игрушки для развития точных движений:
банки и стаканчики, вставляющиеся друг в друга, кубики разных размеров, брусочки и т. д.
• Кольца резиновые: гладкие и спиралевидные
• Емкости: банки и коробки из разных материалов разного размера, с узкими и широкими
отверстиями
• Крупные деревянные бусы на прочной нитке или проволоке
• Мелкие предметы разные по форме и из разных материалов: кубики, фасоль, желуди, шишки,
крупные пуговицы, каштаны, бантики из тряпочек
• Игрушки с веревочками, за которые их можно подтягивать
• Игрушки, надевающиеся на руку
• Различные на ощупь тряпочки, подушечки из разных тканей и материалов
• Крупные игрушки, чтобы держать их одновременно двумя руками
• Коробка с отверстиями разной формы (квадрат, круг, треугольник, овал)
• «Сухой бассейн» — бассейн с пластмассовыми шариками.
ОБОРУДОВАНИИ ДЛЯ ГРУППОВЫХ ВСТРЕЧ
Групповые встречи проводятся для группы детей и их родителей 4-6 пар, соответственно
для каждой пары требуется своя игрушка, чтобы во время групповой активности все были в
нее включены. Далее в списке будет использоваться слово «набор», что подразумевает 6-8
одинаковых предметов или игрушек. Данный список является стартовым и должен
пополняться в зависимости от потребностей детей и специалистов.
 Наборы мячиков, дудочек, маракасов, маленьких мягких или пластмассовых игрушек
(цыплята, кошки, собачки и пр.)
 Набор пластмассовых мисок, контейнеров
 Наборы для рисования (пальчиковые краски, банки для краски и воды, кисти ипр.)
 Наборы для лепки (подносы, закрывающиеся банки и пр.)
 Предметы для двигательной активности (большие мячи, маленькие мячи, корзины,
туннель, мягкие модули, обручи, конусы и палки и пр.)
 Наборы игрушек для сюжетных игр (стирка, кухня и еда, купание и пр.)
 Наборы дидактических игрушек
 Наборы книжек для группового чтения.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».