Оглавление
1.Основные характеристики .................................................................................................. 3
1.1 Пояснительная записка .................................................................................................... 3
1.1.3. Отличительная особенность программы ..................................................................... 3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ............................................................... 4
1.3. Планируемые результаты ............................................................................................... 6
1.4.
Содержание общеразвивающей программы .............................................................. 6
2. Организационно-педагогические условия ....................................................................... 9
2.1 Календарный учебный график........................................................................................ 9
2.2 Условия реализации программы ................................................................................... 10
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................. 10
3. Список литературы .......................................................................................................... 12
2
1.Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы: художественная
1.1.2. Актуальность программы:
Актуальность общеразвивающей программы
соответствие образовательной программы:
«Жар
птицы»раскрывается
через
-нормативно-правовым актам и государственным программным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14. Методические рекомендации Министерства образования Свердловской области , ГАНОУ
Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр, 2025 г.
-региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам:
-потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей:
1.1.3. Отличительная особенность программы
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее
эмоциональные сферы деятельности детей. Рисование и бумагопластика имеют большое
значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с
3
различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка,
развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует
развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений
и навыков, необходимых для успешного обучения.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности,
желание создать красивое изображение, интереснее придумать. В своем творчестве дети
передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
1.1.4. Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы от 9 до 12
лет. Число детей, одновременно обучающихся в одной группе - до 10 человек.
1.1.5. Объем и срок освоения программы
Объем общеразвивающей программы - 144учебных часа. Программа рассчитана на 1
год обучения. Занятия проводятся с сентября по май, включая каникулярные дни. Всего 36
учебных недель.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Режим
занятий:
периодичность
–
2
раза
в
неделю,
8
занятий
в
месяц,
продолжительность занятия – 2 учебных часа (с перерывом на отдых 15 минут). Занятия
проводятся во второй половине дня.
Форма обучения: очная
Форма организации образовательного процесса
Групповая.
Все занятия предусматривают освоение теоретических знаний, и формирование
деятельностно- практического опыта. Практические знания способствуют у детей развитию
творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли
через продуктивные виды деятельности.
Формы реализации образовательной программы
Традиционная модель реализации данной программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в
МАУ ДО Центр «Остров»
Перечень форм проведения занятий
Беседа, занятие, мастер- класс, занятие- фантазии,
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы
Презентация творческой работы, выставка творческих работ
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
4
Цель программы – развитие творческих способностей, художественного восприятия и
эстетического вкуса у детей через изучение основ изобразительного и декоративноприкладного искусства, формирование навыков самостоятельного творчества и критического
мышления.
Задачи:
Обучающие: (связаны с овладением обучающимися основам изобразительной
деятельности)
Ознакомление с элементами композиции, цветовой гаммой и формами.
Обучение основам перспективы и пропорции в рисунке.
Освоение различных художественных техник. Применение различных материалов
(карандаш, акварель, гуашь, пастель).
Работа с текстильными материалами (вышивка, аппликации, лепка из полимерной глины)
Знакомство с историей искусства. Изучение произведений известных художников и
мастеров декоративно-прикладного искусства.
Понимание значимости культурных традиций в искусстве.
Развитие навыков самостоятельной работы. Создание собственных произведений на
основе изученного материала.
Умение планировать и реализовывать творческие проекты от идеи до вопрощения.
Развивающие:(связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и
приобретением детьми обще учебных умений и навыков)
Стимулирование
креативного
мышления.
Поощрение
оригинальных
идей
и
нестандартных подходов к творчеству.
Проведение творческих заданий, направленных на развитие воображения.
Развитие аналитических навыков. Обучение анализу и интерпретации произведений
искусства.
Улучшение моторики. Развитие мелкой моторики через работу с различными
инструментами и материалами.
Формирование навыков сотрудничества. Работа над коллективными проектами,
способствующая взаимодействию с другими детьми.
Обсуждение идей и обмен мнениями в группе.
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующихосвоению
содержания программы; выражаются через отношение ребенка к обществу, другим людям,
самому себе)
Формирование эстетического вкуса. Воспитание чувства прекрасного через
знакомство с искусством и природой.
Поощрение осмысленного восприятия красоты в окружающем мире.
5
Воспитание уважения у культуре и традициям.
Ознакомление
с
культурным
наследием
различных
народов
и
их
художественным традициям.
Поддержка интереса к изучению искусства как важной части человеческой
культуры.
Развитие уверенности в себе.
Создание условий самовыражения и признания индивидуальности каждого
ребенка.
Формирование
ответственности
и
самодисциплины.
Обучение
детей
планированию времени и ресурсов при выполнении творческих задач.
Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы и уважение
труду к других
1.3. Планируемые результаты
К концу года обучения дети будут знать:
-метапредметные результаты
Работать самостоятельно и в коллективе;
Умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место
-личностные результаты
Трудолюбие
Самостоятельность
Уверенность в своих силах
-предметные результаты
1.4.
Основные и дополнительные цвета;
Цветовую гамму красок;
Понятие симметрии, контрасты форм;
Свойства красок и графических материалов;
Смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;
Содержание общеразвивающей программы
1.4.1.Учебный план
Учебный план (тематический)
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
1
Введение в ИЗО.
Всего
4
Теория
2
Практика
2
Формы аттестации
(контроль)
Вводная лекция
6
1.2
2
2.1
3
3.1
4
4.1
5
5.1
6
6.1
7
7.1
8
8.1
9
9.1
10
11
11.1
12
13
13.1
13.2
14
15
15.1
- История искусства, основные
направления, материалы.
Рисование с натуры.
Основы композиции, работа с
натурой, изучение пропорций.
Цвет и его использование.
Цветовая палитра,
смешивание цветов,
эмоциональное восприятие
цвета.
Живопись акрилом и
гуашью
Техники живописи,
создающие картины
Графика и рисунок
Работа с карандашом, углем,
тушью.
Композиция и пространство
Правила композиции,
создание глубины
в изображении
История искусства
Знаменитые художники и их
работы, влияние искусства на
культуру.
Техники коллажа
Создание коллажей из
различных материалов
Искусство в современном
мире
Современные художники,
новые направления в
искусстве.
ДПИ. Что такое дпи виды
декоративного искусства.
Работа с бумагой
Основы оригами,создание
квиллинг-работ.
Создание книги сказочный
лес
Керамика и глина
Основы работы с глиной.
Создание простых
керамических изделий.
Декорирование предметов.
Техника декупажа и роспись
по дереву.
Создание украшений
Изготовление бижутерии из
различных материалов.
Опрос
4
2
2
5
4
1
-
4
4
Презентация работ
5
4
1
-
4
4
Презентация работ
8
2
6
8
-
8
Презентация работ
8
6
2
-
6
6
Презентация работ
6
2
2
1
4
1
Презентация работ
6
2
4
1
2
1
Презентация работ
5
4
1
-
4
4
Презентация работ
3
1
2
3
1
2
3
1
2
6
1
1
5
7
1
6
5
5
1
1
4
4
Презентация работ
6
1
5
Презентация работ
6
6
1
1
5
5
Презентация работ
Презентация работ
Презентация работ
7
16
16.1
17
17.1
Экологическое искусство
Использование вторичных
материалов в творчестве.
Выставка работ.
Организация выставки
собственных работ.
Итого:
6
1
-
5
-
Презентация работ
4
4
1
1
3
3
Выставка
144
31
113
Содержание учебно-тематического плана
1. Введение в изобразительное искусство
Цель и задачи программы. С чего нужно начать. Знакомство детей друг с другом.
1.2 История искусства, основные направления, материалы.
Цель и задачи. Изучить ключевые направления в искусстве и их характеристику.
2. Рисование с натуры.
Цель и задачи.Научитьобучающихсяпередавать обьекты с натуры, развивая навыки
наблюдения и композиции.
2.1Основы композиции, работа с натурой, изучение пропорций
Цель и задачи. Изучить основные правила построения композиции (симметрия,
ассиметрия, правило третей).
.3. Цвет и его использование.
Цель и задачи. Ознакомить обучающихся с теорией цвета, его значением и влиянием на
восприятие произведений искусства.
3.1Цветовая палитра, смешивание цветов, эмоциональное восприятие цвета.
Цель и задачи. Практиковать смешивание цветов для создания новых оттенков.
Изучить восприятие различных цветовых комбинаций и их применение в художественных
работах.
4. Живопись акрилом и гуашью.
Цель и задачи. Изучение техник живописи и создание картин с использованием гуаши
и акрила.
5. Графика и гуашь.
Цель и задачи. Освоение работы с карандашом, углем и тушью для создания
графических произведений.
6. Композиция и пространство.
Цель и задачи. Изучение правил композиции и создание глубины в изображении.
7. История искусства.
Цель и задачи.Ознакомление с биографиями известных художников разных эпох.
Анализ их в произведении и их влияние на развитие искусства и культуры.
8
7.1 Знаменитые художники и их работы, влияние искусства на культуру.
Цель и задачи. Обсуждение значимости художественных движений и стилей.
8. Техники коллажа
Цель и задачи. Изучение основ создания коллажей как художественного метода.
8.1 Создание коллажей из различных материалов
Цель и задачи. Практика в комбинировании различных материалов и текстур для
создания уникальных работ. Разработка собственных коллажей на заданные темы.
9.Искусство в современном мире
Цель и задачи. Обзор современных художественных течений (например
поп-арт,
инсталяция).
9.1Современные художники, новые направления в искусстве.
Цель и задачи. Изучение работ современных художников и их подходов к творчеству.
Дискуссии о роли искусства в современном обществе.
10. ДПИ. Что такое дпи виды декоративного искусства.
Цель и задачи. Понимание концепции и его значение в культуре. Изучение различных
видов ДПИ. Практика создания изделий в технике ДПИ.
11. Работа с бумагой
Цель и задачи. Освоение техник оригами складывание фигур из бумаги. Создание
собственных работ в обеих техниках.
13.Керамика и глина
Цель и задачи. Изучение основы работы с глиной. Изучение свойств глины и методов
ее обработки. Освоение основных техник лепки.
13.1 Создание простых керамических изделий.
Цель и задачи. Практика в создании простых керамических изделий (чашки, тарелки,
фигурки) Декорирование готовых изделий с использованием глазури и других материалов).
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№
Основные характеристики образовательного
п/п процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни
36
72
4 (2/2)
144(72/72)
16
20
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
9
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства.
10
Окончание учебного года
31 мая
2.2 Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение
Парта ученическая – 2 шт.
Стул ученический – 2 шт.
Стол конторка Эврика детская – 1 шт.
Растущий стул для детей компаньон – 1 шт.
Стол детский – 9 шт.
Стул детский - 9 шт.
Мебель модульная - 3 шт.
Мольберт напольный прозрачный – 2 шт.
кадровое обеспечение
Реализовать программу может педагог дополнительного образования, обладающий
профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим
образованием), имеющим практические навыки организации учебной деятельности детей
в области декоративно- прикладного творчества
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Устный опрос, творческие и самостоятельные работы, участие в творческих
выставках на уровне объединения, выставках, конкурсах.
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с программой три раза в
учебном году:
-входной контроль (нулевой срез) – сентябрь,
-промежуточная аттестация – декабрь,
10
- аттестация – апрель, май.
Содержанием аттестации обучающихся является:
Входной контроль (нулевой срез) – определяет начальный уровень знаний, умений,
навыков обучающихся по данному предмету и возможность образования по данной
программе – при наборе обучающихся в 1-й год обучения (базовый); имеющиеся знания.
Промежуточная аттестация – содержание изученного текущего программного
материала, содержание образовательной программы определенного этапа обучения (1
полугодия учебного года);
Аттестация – содержание всей образовательной программы в целом после учебного
года.
Формы отслеживания и фиксация образовательных результатов:
Индивидуальное
наблюдение,
журнал
посещаемости;
грамоты,
сертификаты,
дипломы, копилки детских работ, отзывы родителей.
11
3. Список литературы
1. Александрова, Т. Н. «Чудесная клякса»/Т.Н. Александрова. - М.: логос ,1998г.-86 с.
2. Воспитателям детских садов, учителям в школах и педагогам по
И30: http://www.maam.ru/detskijsad/spisok-literatury-dlja-zanjatii-izo.html
3. Галанов, А. С., Корнилова, С. Н., Куликова, С. Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству/А. С. Галанов, С. Н.
Корнилова, С. Л. Куликова. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 80 с.
4. Давыдова, Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»/г. Н. Давыдова.
- М.: Просвещение, 2007.-143с.
5. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми младших школьного возраста/Р. Г.
Казакова. - М.: Творческий центр СФЕРА,2004 - 463 с.
6. Казакова, Р. Г., Сайганова, Т. И., Седова, Е. М. Рисование с детьми младших
школьного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Р. Г.
Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. - М.:
Сфера, 2005. - 43 с.
7. Кожохина, С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» [Текст] / С. К.
Кожохина. - Ярославль, 2007.-75 с.
12