Жар- птица 9-12 лет

Оглавление
1.Основные характеристики .................................................................................................. 3
1.1 Пояснительная записка .................................................................................................... 3
1.1.3. Отличительная особенность программы ..................................................................... 3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ............................................................... 4
1.3. Планируемые результаты ............................................................................................... 6
1.4.

Содержание общеразвивающей программы .............................................................. 6

2. Организационно-педагогические условия ....................................................................... 9
2.1 Календарный учебный график........................................................................................ 9
2.2 Условия реализации программы ................................................................................... 10
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................. 10
3. Список литературы .......................................................................................................... 12

2

1.Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы: художественная
1.1.2. Актуальность программы:
Актуальность общеразвивающей программы
соответствие образовательной программы:

«Жар

птицы»раскрывается

через

-нормативно-правовым актам и государственным программным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14. Методические рекомендации Министерства образования Свердловской области , ГАНОУ
Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр, 2025 г.
-региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам:
-потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей:
1.1.3. Отличительная особенность программы
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее
эмоциональные сферы деятельности детей. Рисование и бумагопластика имеют большое
значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с
3

различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка,
развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует
развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений
и навыков, необходимых для успешного обучения.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности,
желание создать красивое изображение, интереснее придумать. В своем творчестве дети
передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
1.1.4. Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы от 9 до 12
лет. Число детей, одновременно обучающихся в одной группе - до 10 человек.
1.1.5. Объем и срок освоения программы
Объем общеразвивающей программы - 144учебных часа. Программа рассчитана на 1
год обучения. Занятия проводятся с сентября по май, включая каникулярные дни. Всего 36
учебных недель.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса


Режим

занятий:

периодичность

–

2

раза

в

неделю,

8

занятий

в

месяц,

продолжительность занятия – 2 учебных часа (с перерывом на отдых 15 минут). Занятия
проводятся во второй половине дня.


Форма обучения: очная



Форма организации образовательного процесса
Групповая.
Все занятия предусматривают освоение теоретических знаний, и формирование

деятельностно- практического опыта. Практические знания способствуют у детей развитию
творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли
через продуктивные виды деятельности.


Формы реализации образовательной программы
Традиционная модель реализации данной программы представляет собой линейную

последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в
МАУ ДО Центр «Остров»


Перечень форм проведения занятий
Беседа, занятие, мастер- класс, занятие- фантазии,
 Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы

Презентация творческой работы, выставка творческих работ
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы

4

Цель программы – развитие творческих способностей, художественного восприятия и
эстетического вкуса у детей через изучение основ изобразительного и декоративноприкладного искусства, формирование навыков самостоятельного творчества и критического
мышления.
Задачи:
Обучающие: (связаны с овладением обучающимися основам изобразительной
деятельности)


Ознакомление с элементами композиции, цветовой гаммой и формами.



Обучение основам перспективы и пропорции в рисунке.



Освоение различных художественных техник. Применение различных материалов
(карандаш, акварель, гуашь, пастель).



Работа с текстильными материалами (вышивка, аппликации, лепка из полимерной глины)



Знакомство с историей искусства. Изучение произведений известных художников и
мастеров декоративно-прикладного искусства.



Понимание значимости культурных традиций в искусстве.



Развитие навыков самостоятельной работы. Создание собственных произведений на
основе изученного материала.



Умение планировать и реализовывать творческие проекты от идеи до вопрощения.
Развивающие:(связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и

приобретением детьми обще учебных умений и навыков)


Стимулирование

креативного

мышления.

Поощрение

оригинальных

идей

и

нестандартных подходов к творчеству.


Проведение творческих заданий, направленных на развитие воображения.



Развитие аналитических навыков. Обучение анализу и интерпретации произведений
искусства.



Улучшение моторики. Развитие мелкой моторики через работу с различными
инструментами и материалами.



Формирование навыков сотрудничества. Работа над коллективными проектами,
способствующая взаимодействию с другими детьми.



Обсуждение идей и обмен мнениями в группе.
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующихосвоению

содержания программы; выражаются через отношение ребенка к обществу, другим людям,
самому себе)


Формирование эстетического вкуса. Воспитание чувства прекрасного через
знакомство с искусством и природой.



Поощрение осмысленного восприятия красоты в окружающем мире.
5



Воспитание уважения у культуре и традициям.



Ознакомление

с

культурным

наследием

различных

народов

и

их

художественным традициям.


Поддержка интереса к изучению искусства как важной части человеческой
культуры.



Развитие уверенности в себе.



Создание условий самовыражения и признания индивидуальности каждого
ребенка.



Формирование

ответственности

и

самодисциплины.

Обучение

детей

планированию времени и ресурсов при выполнении творческих задач.


Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы и уважение
труду к других

1.3. Планируемые результаты
К концу года обучения дети будут знать:
-метапредметные результаты



Работать самостоятельно и в коллективе;
Умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место

-личностные результаты




Трудолюбие
Самостоятельность
Уверенность в своих силах

-предметные результаты







1.4.

Основные и дополнительные цвета;
Цветовую гамму красок;
Понятие симметрии, контрасты форм;
Свойства красок и графических материалов;
Смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;
Содержание общеразвивающей программы

1.4.1.Учебный план
Учебный план (тематический)
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Введение в ИЗО.

Всего
4

Теория
2

Практика
2

Формы аттестации
(контроль)
Вводная лекция
6

1.2
2
2.1
3
3.1

4
4.1
5
5.1
6
6.1

7
7.1

8
8.1
9
9.1

10
11
11.1
12
13
13.1
13.2
14

15
15.1

- История искусства, основные
направления, материалы.
Рисование с натуры.
Основы композиции, работа с
натурой, изучение пропорций.
Цвет и его использование.
Цветовая палитра,
смешивание цветов,
эмоциональное восприятие
цвета.
Живопись акрилом и
гуашью
Техники живописи,
создающие картины
Графика и рисунок
Работа с карандашом, углем,
тушью.
Композиция и пространство
Правила композиции,
создание глубины
в изображении
История искусства
Знаменитые художники и их
работы, влияние искусства на
культуру.
Техники коллажа
Создание коллажей из
различных материалов
Искусство в современном
мире
Современные художники,
новые направления в
искусстве.
ДПИ. Что такое дпи виды
декоративного искусства.
Работа с бумагой
Основы оригами,создание
квиллинг-работ.
Создание книги сказочный
лес
Керамика и глина
Основы работы с глиной.
Создание простых
керамических изделий.
Декорирование предметов.
Техника декупажа и роспись
по дереву.
Создание украшений
Изготовление бижутерии из
различных материалов.

Опрос

4

2

2

5
4

1
-

4
4

Презентация работ

5
4

1
-

4
4

Презентация работ

8

2

6

8

-

8

Презентация работ

8
6

2
-

6
6

Презентация работ

6
2

2
1

4
1

Презентация работ

6
2

4
1

2
1

Презентация работ

5
4

1
-

4
4

Презентация работ

3

1

2

3

1

2

3

1

2

6

1
1

5

7

1

6

5
5

1
1

4
4

Презентация работ

6

1

5

Презентация работ

6
6

1
1

5
5

Презентация работ

Презентация работ

Презентация работ

7

16
16.1
17
17.1

Экологическое искусство
Использование вторичных
материалов в творчестве.
Выставка работ.
Организация выставки
собственных работ.
Итого:

6

1
-

5
-

Презентация работ

4
4

1
1

3
3

Выставка

144

31

113

Содержание учебно-тематического плана
1. Введение в изобразительное искусство
Цель и задачи программы. С чего нужно начать. Знакомство детей друг с другом.
1.2 История искусства, основные направления, материалы.
Цель и задачи. Изучить ключевые направления в искусстве и их характеристику.
2. Рисование с натуры.
Цель и задачи.Научитьобучающихсяпередавать обьекты с натуры, развивая навыки
наблюдения и композиции.
2.1Основы композиции, работа с натурой, изучение пропорций
Цель и задачи. Изучить основные правила построения композиции (симметрия,
ассиметрия, правило третей).
.3. Цвет и его использование.
Цель и задачи. Ознакомить обучающихся с теорией цвета, его значением и влиянием на
восприятие произведений искусства.
3.1Цветовая палитра, смешивание цветов, эмоциональное восприятие цвета.
Цель и задачи. Практиковать смешивание цветов для создания новых оттенков.
Изучить восприятие различных цветовых комбинаций и их применение в художественных
работах.
4. Живопись акрилом и гуашью.
Цель и задачи. Изучение техник живописи и создание картин с использованием гуаши
и акрила.
5. Графика и гуашь.
Цель и задачи. Освоение работы с карандашом, углем и тушью для создания
графических произведений.
6. Композиция и пространство.
Цель и задачи. Изучение правил композиции и создание глубины в изображении.
7. История искусства.
Цель и задачи.Ознакомление с биографиями известных художников разных эпох.
Анализ их в произведении и их влияние на развитие искусства и культуры.
8

7.1 Знаменитые художники и их работы, влияние искусства на культуру.
Цель и задачи. Обсуждение значимости художественных движений и стилей.
8. Техники коллажа
Цель и задачи. Изучение основ создания коллажей как художественного метода.
8.1 Создание коллажей из различных материалов
Цель и задачи. Практика в комбинировании различных материалов и текстур для
создания уникальных работ. Разработка собственных коллажей на заданные темы.
9.Искусство в современном мире
Цель и задачи. Обзор современных художественных течений (например

поп-арт,

инсталяция).
9.1Современные художники, новые направления в искусстве.
Цель и задачи. Изучение работ современных художников и их подходов к творчеству.
Дискуссии о роли искусства в современном обществе.
10. ДПИ. Что такое дпи виды декоративного искусства.
Цель и задачи. Понимание концепции и его значение в культуре. Изучение различных
видов ДПИ. Практика создания изделий в технике ДПИ.
11. Работа с бумагой
Цель и задачи. Освоение техник оригами складывание фигур из бумаги. Создание
собственных работ в обеих техниках.
13.Керамика и глина
Цель и задачи. Изучение основы работы с глиной. Изучение свойств глины и методов
ее обработки. Освоение основных техник лепки.
13.1 Создание простых керамических изделий.
Цель и задачи. Практика в создании простых керамических изделий (чашки, тарелки,
фигурки) Декорирование готовых изделий с использованием глазури и других материалов).

2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№
Основные характеристики образовательного
п/п процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни

36
72
4 (2/2)
144(72/72)
16
20
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
9

Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства.
10

Окончание учебного года

31 мая

2.2 Условия реализации программы
 материально-техническое обеспечение








Парта ученическая – 2 шт.
Стул ученический – 2 шт.
Стол конторка Эврика детская – 1 шт.
Растущий стул для детей компаньон – 1 шт.
Стол детский – 9 шт.
Стул детский - 9 шт.
Мебель модульная - 3 шт.



Мольберт напольный прозрачный – 2 шт.



кадровое обеспечение
Реализовать программу может педагог дополнительного образования, обладающий
профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим
образованием), имеющим практические навыки организации учебной деятельности детей
в области декоративно- прикладного творчества

2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Устный опрос, творческие и самостоятельные работы, участие в творческих
выставках на уровне объединения, выставках, конкурсах.
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с программой три раза в
учебном году:
-входной контроль (нулевой срез) – сентябрь,
-промежуточная аттестация – декабрь,
10

- аттестация – апрель, май.
Содержанием аттестации обучающихся является:
Входной контроль (нулевой срез) – определяет начальный уровень знаний, умений,
навыков обучающихся по данному предмету и возможность образования по данной
программе – при наборе обучающихся в 1-й год обучения (базовый); имеющиеся знания.
Промежуточная аттестация – содержание изученного текущего программного
материала, содержание образовательной программы определенного этапа обучения (1
полугодия учебного года);
Аттестация – содержание всей образовательной программы в целом после учебного
года.
Формы отслеживания и фиксация образовательных результатов:
Индивидуальное

наблюдение,

журнал

посещаемости;

грамоты,

сертификаты,

дипломы, копилки детских работ, отзывы родителей.

11

3. Список литературы
1. Александрова, Т. Н. «Чудесная клякса»/Т.Н. Александрова. - М.: логос ,1998г.-86 с.
2. Воспитателям детских садов, учителям в школах и педагогам по
И30: http://www.maam.ru/detskijsad/spisok-literatury-dlja-zanjatii-izo.html
3. Галанов, А. С., Корнилова, С. Н., Куликова, С. Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству/А. С. Галанов, С. Н.
Корнилова, С. Л. Куликова. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 80 с.
4. Давыдова, Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»/г. Н. Давыдова.
- М.: Просвещение, 2007.-143с.
5. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми младших школьного возраста/Р. Г.
Казакова. - М.: Творческий центр СФЕРА,2004 - 463 с.
6. Казакова, Р. Г., Сайганова, Т. И., Седова, Е. М. Рисование с детьми младших
школьного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Р. Г.
Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. - М.:
Сфера, 2005. - 43 с.
7. Кожохина, С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» [Текст] / С. К.
Кожохина. - Ярославль, 2007.-75 с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».