Радуга-4-5 лет

Оглавление
1.Основные характеристики. ......................................................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка............................................................................................................. 3
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы................................................................. 4
1.3.

Содержание общеразвивающей программы............................................................... 5

1.4. Планируемые результаты ................................................................................................ 6
2. Организационно-педагогические условия .............................................................................. 7
2.1 Календарный учебный график........................................................................................ 8
2.2 Условия реализации программы: .................................................................................... 9
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................... 9
3. Список литературы .....................................................................................................................10

2

1.Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы:художественная
1.1.2. Актуальность программы:
Актуальность общеразвивающей программы «Радуга»раскрывается через соответствие
образовательной программы:
-нормативно-правовым актам и государственным программным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14. Методические рекомендацииМинистерства образования Свердловской области , ГАНОУ
Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр, 2025 г.
-региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам:
-потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей:
1.1.3. Отличительная особенность программы
Развитие художественного восприятия, занятия направлены на формирование у детей
способности воспринимать и оценивать искусство, а также на развитиеэстетического вкуса.
Дети знакомятся с основами рисования, живописи, коллажа, лепки и других техник. Это
3

помогает развивать мелкую моторику и креативность. Программапоощряет самовыражение и
индивидуальность. Обучающиеся могут создавать свои работы без строгих рамок и правил.
Часто используются простые и понятные темы (природа, животные, семья), которая близка
детям в этом возрасте. Занятия проводятся в игровой форме, что способствует интересу и
вовлеченности детей.
1.1.4. Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы от 4 до 6
лет. Число детей, одновременно обучающихся в одной группе - до 10 человек.
1.1.5. Объем и срок освоения программы
Объем общеразвивающей программы – 72 учебных часа. Программа рассчитана на 1
год обучения. Занятия проводятся с сентября по май, включая каникулярные дни. Всего 36
учебных недель.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса


Режим занятий: периодичность – 1раз в неделю, 4 занятий в месяц, продолжительность
занятия – 1 учебных часа (с перерывом на отдых 5 минут). Занятия проводятся во второй
половине дня.



Форма обучения: очная



Форма организации образовательного процесса
Групповая.
Все занятия предусматривают освоение теоретических знаний, и формирование

деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют у детей развитию
творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли
через продуктивные виды деятельности.


Формы реализации образовательной программы
Традиционная модель реализацииданной программы представляет собой линейную

последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в
МАУ ДОЦентр «Остров»


Перечень форм проведения занятий
Беседа, занятие, мастер- класс, занятие- фантазии,
 Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы

Презентация творческой работы, выставка творческих работ
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – развитие творческих способностей, художественного восприятия и
эстетического вкуса у детей через изучение основ изобразительного и декоративноприкладного искусства, формирование навыков самостоятельного творчества и критического
мышления.
4

Задачи:
Обучающие:(связаны

с

овладением

обучающимися

основам

изобразительной

деятельности)


Ознакомление детей с основами различных художественных техник (рисование,
живопись, лепка).



Обучение основам цветовой палитры, форм и композиции.



Развитие навыков работы с художественными материалами (краски, карандаши, глина).
Развивающие:(связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и

приобретением детьми общеучебных умений и навыков)


Обучение основам рисования, живописи, лепки и других техник.



Стимулирование воображения и креативного мышления через создание оригинальных
художественных работ.



Развитие способности к анализу и интерпретации произведений искусства.



Формирование навыков самостоятельной работы и принятия решений в процессе
творчества.



Проведение творческих заданий, направленных на развитие воображения.



Улучшение моторики. Развитие мелкой моторики через работу с различными
инструментами и материалами.
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующихосвоению

содержания программы; выражаются через отношение ребенка к обществу, другим людям,
самому себе)


Воспитание уважения к труду художников и ценности искусства.



Формирование навыков работы в команде через совместные проекты.



Развитие уверенности в себе и своих способностях через успешное завершение
творческих заданий.

1.3. Планируемые результаты
К концу года обучения дети будут знать:
-метапредметные результаты



Работать самостоятельно и в коллективе;
Умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место

-личностные результаты




Трудолюбие
Самостоятельность
Уверенность в своих силах
5

-предметные результаты







1.4.

Основные и дополнительные цвета;
Цветовую гамму красок;
Понятие симметрии, контрасты форм;
Свойства красок и графических материалов;
Смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;
Содержание общеразвивающей программы

1.4.1.Учебный план
Учебный план (тематический)
№
п/п
1
1.2
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Название раздела, темы
Введение в мир искусства
Цвет и его значение
Основы рисования
Живопись и техника
акварели
Лепка из глины
Аппликации
Плетение
Вышивка
Создание коллажа
Итоговый проект
Выставка работ
Итого:

Количество часов
Всего
6
6
8
8
8
8
8
6
6
6
6
72

Теория
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
24

Практика
4
4
6
6
6
6
6
4
4
6
6
48

Формы аттестации
(контроль)
Вводная лекция
Опрос
Презентация работ
Презентация работ
Презентация работ
Презентация работ
Презентация работ
Презентация работ
Презентация работ
Презентация работ

Содержание учебно-тематического плана
1. Введение в мир искусства
Цели: Ознакомление детей с различными видами искусства, развитие интереса к творчеству.
Задачи: Обсуждение различных художественных материалов, знакомство с художниками и их
работами.
Практика: Создание простых рисунков на тему "Что такое искусство?".
Цель и задачи программы. С чего нужно начать. Знакомство детей друг с другом.
1.2 Цвет и его значение

6

Цели: Понимание цветовой палитры, изучение основных цветов и их сочетаний.
Задачи:

Эксперименты

с

цветами,

создание

цветовых

кругов.

Практика: Рисование с использованием разных цветов, создание коллажей.
2. Основы рисования
Цели:

Развитие

навыков

рисования

и

восприятия

форм.

Задачи: Изучение простых форм, работа с различными материалами (карандаши,
мелки).
Практика: Рисование предметов, животных, людей.
Цель и задачи.Научитьобучающихсяпередавать обьекты с натуры, развивая навыки
наблюдения и композиции.
2.1Основы композиции, работа с натурой, изучение пропорций
Цель и задачи. Изучить основные правила построения композиции (симметрия,
ассиметрия, правило третей).
3. Живопись и техника акварели.
Цели:
Задачи:

Ознакомление
Развитие

с живописью,
навыков

изучение

работы

техники
с

работы

кистью

с

акварелью.

и

акварелью.

Практика: Создание картин в технике акварели.
Цель и задачи. Ознакомить обучающихся с теорией цвета, его значением и влиянием на
восприятие произведений искусства.
4. Лепка из глины
Цели:

Развитие

Задачи:

тактильных

Изучение

навыков,

основ

знакомство

лепки,

с

работа

объемной
с

формой.
глиной.

Практика: Создание простых фигурок и предметов.
5. Аппликации
Цели: Развитие мелкой моторики, творчества через комбинирование материалов.
Задачи:

Изучение

различных

техник

аппликации.

Практика: Создание аппликаций на разные темы.
6. Плетение
Цели:

Ознакомление с техникой плетения,

развитие координации

движений.

Задачи: Изучение различных методов плетения.
Практика: Создание простых плетеных изделий.
7. Вышивка
Цели: Развитие терпения и усидчивости, знакомство с вышивкой как искусством.
Задачи:

Изучение

основных

стежков.

Практика: Создание простых вышивок на ткани.
7

8. Создание коллажа
Цели:

Развитие

Задачи:

креативности

Работа

с

через

бумагой,

комбинирование
тканью,

различных

природными

материалов.
материалами.

Практика: Создание коллажей на определенную тему.
9. Итоговый проект
Цели: Закрепление полученных знаний и навыков, создание коллективного проекта.
Задачи:

Планирование

и

реализация

итогового

проекта.

Практика: Работа над совместным художественным произведением.
9. Выставка работ
Цели:
Задачи:

Презентация
Подготовка

работ,

развитие

уверенности

выставки,

в

обсуждение

себе.
работ.

Практика: Организация выставки для родителей и друзей.

2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№
Основные характеристики образовательного
п/п процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни

36
72
2 (1/1)
72(36/36)
16
20
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января —
Новогодние каникулы;
7 января — Рождество
Христово;
23 февраля — День
защитника Отечества;
8 марта — Международный
женский день;
1 мая — Праздник Весны и
Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного
единства.

10

Окончание учебного года

31 мая
8

2.2 Условия реализации программы
 материально-техническое обеспечение








Парта ученическая – 2 шт.
Стул ученический – 2 шт.
Стол конторка Эврика детская – 1 шт.
Растущий стул для детей компаньон – 1 шт.
Стол детский – 9 шт.
Стул детский - 9 шт.
Мебель модульная - 3 шт.



Мольберт напольный прозрачный – 2 шт.



кадровое обеспечение
Реализовать программу может педагог дополнительного образования, обладающий
профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим
образованием), имеющим практические навыки организации учебной деятельности детей
в области декоративно- прикладного творчества

2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Устный опрос, творческие и самостоятельные работы, участие в творческих
выставках на уровне объединения, выставках, конкурсах.
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с программой три раза в
учебном году:
-входной контроль (нулевой срез) – сентябрь,
-промежуточная аттестация – декабрь,
- аттестация – апрель, май.
Содержанием аттестации обучающихся является:
Входной контроль (нулевой срез) – определяет начальный уровень знаний, умений,
навыков обучающихся по данному предмету и возможность образования по данной
программе – при наборе обучающихся в 1-й год обучения (базовый); имеющиеся знания.
Промежуточная аттестация – содержание изученного текущего программного
материала, содержание образовательной программы определенного этапа обучения (1
полугодия учебного года);
Аттестация – содержание всей образовательной программы в целом после учебного
года.
Формы отслеживания и фиксация образовательных результатов:
Индивидуальное

наблюдение,

журнал

посещаемости;

грамоты,

сертификаты,

дипломы, копилки детских работ, отзывы родителей.

9

3. Список литературы
1. Александрова, Т. Н. «Чудесная клякса»/Т.Н. Александрова. - М.: логос ,1998г.-86 с.
2. Воспитателям детских садов, учителям в школах и педагогам по
И30: http://www.maam.ru/detskijsad/spisok-literatury-dlja-zanjatii-izo.html
3. Галанов, А. С., Корнилова, С. Н., Куликова, С. Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству/А. С. Галанов, С. Н.
Корнилова, С. Л. Куликова. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 80 с.
4. Давыдова, Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»/г. Н. Давыдова.
- М.: Просвещение, 2007.-143с.
5. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми младших школьного возраста/Р. Г.
Казакова. - М.: Творческий центр СФЕРА,2004 - 463 с.
6. Казакова, Р. Г., Сайганова, Т. И., Седова, Е. М. Рисование с детьми младших
школьного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Р. Г.
Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. - М.:
Сфера, 2005. - 43 с.
7. Кожохина, С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» [Текст] / С. К.
Кожохина. - Ярославль, 2007.-75 с.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».