Индивидуальное музыкально- терапевтическое сопровождение 5-9 лет

Оглавление
1. Основные характеристики ………………………………………………………...
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………….
1.2. Цель и задачи коррекционно-развивающей программы ....................................
1.3. Планируемые результаты …….…….....................................................................
1.4. Содержание коррекционно-развивающей программы ………………..……….
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график …………………………………………………..
2.2. Условия реализации программы ………………………………………………..
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ……………..................
3. Список литературы …………………………………………..….............................
Приложение 1 Анкета-опросник музыкальной терапии
Приложение 2 Профиль ребенка
Приложение 3 Оценка результатов (текущая диагностика)
Приложение 4 Примерные темы консультаций для родителей

3
3
6
7
7
10
10
10
12
15

2

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – коррекционно-развивающая.
В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих различные отклонения
в развитии.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) – лицо с
недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему
в получении образования без особых условий. К таким недостаткам относятся нарушения
слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, задержка
психического и эмоционального развития, аутизм, нарушения поведения, повреждения
мозга в результате травм, а также комплексные сочетания этих факторов.
Дети, имеющие отклонения в развитии испытывают затруднения в выполнении тех
или иных жизненно необходимых функций. Основная трудность детей с ОВЗ –
ограниченность их взаимодействия с миром. Поэтому подготовка таких детей к
полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация становятся одной из важнейших
задач.
Актуальность психолого-педагогической коррекционно-развивающей программы
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья раскрывается через
соответствие программы:
- нормативно-правовым актам и государственным программным документам;
- региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и
проблемам:
-потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей.
Актуальность программы продиктована необходимостью оказания психологопедагогической помощи обучающимся с ОВЗ в формировании высших психических
функций, актуального интеллектуального и эмоционального развития, и является важной
предпосылкой для социальной адаптации детей.
Дети с ОВЗ требуют большего внимания и особого, индивидуализированного
подхода к воспитанию и обучению.
Одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и
воспитания ребенка, другие – лишь сглаживаться, а некоторые – только
компенсироваться.
В коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения, особое место
занимают музыкально-терапевтические занятия.
Для некоторых категорий детей с ОВЗ музыка является более доступным, нежели
обычная вербальная коммуникация (а иногда и единственным) средством взаимодействия
с миром.
Музыка мультисенсорна – на занятиях музыкой ребенок с ОВЗ получает слуховой,
зрительный, двигательный, сенсорный и эмоциональный опыт.
Музыка активизирует работу мозга, влияет на развитие многих психических
функций (памяти, внимания, воображения, мышления).
Музыка играет важную роль в развитии речи и коррекции речевых нарушений.
Музыка обеспечивает эмоциональную основу для общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками. Положительные эмоции, которые вызывает
3

музыка, оказывают терапевтическое воздействие на психосоматические и
психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка.
Для абилитации и реабилитации детей с различными нарушениями и их
адаптации к жизни в обществе была разработана коррекционно-развивающая программа
для обучающихся с ОВЗ (далее – Программа).
Отличительные особенности данной программы. Программа направлена на
коррекцию эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов детей с
ограниченными возможностями здоровья с помощью музыкальной терапии.
Музыкальная
терапия (дословно
—
«исцеление
музыкой»,
от
лат. musica «музыка» и греч. therapeuein «лечить») - достаточно новое научное
направление в отечественной педагогике, психологии, медицине.
По определению Всемирной федерации музыкальной терапии «это
профессиональное применение музыки и ее элементов как метода терапии в медицинской,
образовательной и повседневной среде с индивидуальными клиентами, группами,
семьями и сообществами, стремящимся улучшить качество жизни и оптимизировать свое
физическое, социальное, коммуникативное, эмоциональное, интеллектуальное и духовное
здоровье и благополучие».
У музыкальной терапии всегда есть определенные цели. При этом эти цели не
являются музыкальными (научиться красиво петь или играть на каком-то инструменте).
Музыкальная терапия способствует развитию ребенка не через обучение определенным
навыкам - основной акцент ставится именно на воздействие на эмоционально-волевую
сферу ребенка, на коррекцию и развитие познавательных, двигательных и речевых
функций.
Нередко музыка становится той невербальной формой, через которую ребенку
легче всего выразить свое эмоциональное состояние. Благодаря этому свойству
музыкально-терапевтические занятия становятся наиболее эффективным методом работы
с детьми с ОВЗ. Ребенок получает возможность использовать новые средства выражения,
недоступные в других видах деятельности – он «говорит» о том, что чувствует без
привлечения вербальных средств, с помощью пластики, жестов, мимики, игры на
музыкальных инструментах.
Благодаря этому музыка занимает важное место в воспитании особого ребенка и, в
первую очередь, в развитии его эмоциональной сферы.
Реализация Программы включает три направления работы:
1. Взаимодействие с детьми с ОВЗ:
- реализация Программы;
- диагностика и коррекция.
2. Взаимодействие с родителями:
- психологическое просвещение (Школа для родителей);
- консультативная помощь (индивидуальные и групповые консультации родителей)
(Приложение 4).
3. Взаимодействие со специалистами:
- мониторинг затруднений;
- консультативная работа (проведение консилиумов с привлечением разных
специалистов).
Адресат программы. Программа ориентирована на детей дошкольного и
младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4

Психологические особенности детей с ОВЗ
Широта различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно высока: от испытывающих
временные и относительно легко устранимые проблемы, до детей с необратимыми,
тяжелыми патологиями центральной нервной системы.
● Умственная отсталость проявляется не только в несформированности
познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы:
незрелость эмоциональной сферы является, одной из главной особенностей личности
таких детей.
● Задержка психического развития у детей проявляется в замедленном созревании
эмоциональной и волевой сфер, в недостаточном развитии мотивации и познавательной
деятельности, в нарушении поведения.
● У детей с церебральным параличом основным дефектом развития являются
двигательные нарушения. В результате несформированности двигательных навыков
происходит нарушения зрительно-моторной координации, пространственного анализа и
синтеза. На фоне чего формируется нарушения познавательной деятельности. Около 25%
детей с ДЦП имеют аномалии зрения.
● Детей с расстройствами аутистического спектра отличает снижение способности
к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Для
таких детей типичны трудности установления зрительного контакта, выражения своих
эмоциональных состояний и понимания состояния других людей. Характерна
стереотипность в поведении и особая задержка и нарушение развития речи, особенно её
коммуникативной функции. Такие дети плохо могут организовать себя, у них слабо
развита функция регуляции и контроля поведения.
● Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется в
трудностях концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активности
(гиперактивности), импульсивности и эмоциональной лабильности. К сопутствующим
расстройствам, характерным для детей с СДВГ, относятся: нарушения координации
тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации; нарушения
взаимоотношений с окружающими вследствие «плохого поведения»; нарушение сна;
расстройства речи, задержка психического развития.
Как правило, дети с ОВЗ помимо различных нарушений в развитии испытывают
проблемы с социальным взаимодействием, освоением речи и целым рядом
эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных особенностей, а также
отставанием в развитии этих способностей. У большинства детей с ОВЗ отмечаются
нарушения эмоционально-волевой сферы, общения.
Проблемы развития у детей могут проявляться по-разному и встречаться в разных
сочетаниях. Не у каждого ребенка с одним и тем же общим диагнозом проблемы
обнаруживаются в равной степени. В зависимости от особенностей патологии некоторые
дефекты развития могут практически полностью преодолеваться при правильном
процессе обучения и воспитания ребенка, другие - сглаживаться, а некоторые только
компенсироваться.
Программа выстроена с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ и
учитывает создание особых условий для их личностно-индивидуального развития.
При необходимости в Программу могут вноситься изменения в зависимости от
возможностей ребенка.
5

Формы и режим занятий. Музыкально-терапевтическое индивидуальное занятие основная форма реализации Программы. Еженедельно проводится одно занятие.
Продолжительность одного занятия составляет от 20 до 45 минут.
Объем и срок освоения. Объем программы - 36 часов. Программа рассчитана на 1
год обучения.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся
индивидуально. В зависимости от состояния ребенка и степени выраженности нарушений
в развитии занятия могут проходить как в присутствии родителей/законных
представителей, так и без их участия.
В целях комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке
методов и средств воспитания и обучения каждого конкретного ребенка с ОВЗ при
планировании музыкально-терапевтических занятий учитываются рекомендации других
специалистов, работающих с этим ребенком (логопед, психолог и др.).
Противопоказаниями к музыкально-терапевтическим занятиям являются:
- музыкогенная эпилепсия;
- амузия (неспособность воспринимать музыку);
- звуковая гиперчувствительность.
Форма обучения – индивидуальная, очная.
Виды занятий: диагностическое, музыкально-терапевтическое, контрольное.
1.2. Цель и задачи программы
Основная цель Программы – создание условий для установления
эмоционального контакта с окружающим миром, развития способности к самовыражению
у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной терапии.
Основные задачи Программы:
- развитие коммуникативных навыков;
- стимулирование и развитие речи;
- развитие слухового внимания, чувства ритма;
- развитие внимания, памяти, двигательных навыков, координации движений,
мелкой и крупной моторики;
- стимуляция собственной игровой, коммуникативной и речевой активности;
- формирование произвольной регуляции поведения;
- коррекция нарушений эмоциональной и познавательной сфер;
- оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и
воспитания родителям/законным представителям.
Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкально-терапевтических
занятий, от подбора используемого репертуара, методов и приемов музыкальной терапии,
форм организации музыкальной деятельности для каждого конкретного случая. Поэтому
для каждого ребенка составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей
работы с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей.

6

1.3. Планируемые результаты
Реализация Программы предполагает индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ.
Для каждого ребенка определяется цель и задачи коррекционно-развивающей работы в
зависимости от структуры и степени тяжести нарушений.
Поэтому главный

ожидаемый

результат

освоения

Программы

–

это

достижение ребенком запланированного для него уровня коррекции и развития
эмоционально-волевой и познавательной сфер, коммуникативных и двигательных
навыков, речевой функции.
Основными показателями эффективности реализации Программы являются
коррекция недостатка, его компенсация, социальная и личностная абилитация и
реабилитация ребенка с ОВЗ.

1.4. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

1

Входная диагностика

2

Количество часов
Всего
2

Теория
1

Практика
1

Развитие
эмоционально-волевой
сферы

8

1

7

3

Развитие двигательных
навыков

6

1

5

4

Воспитание
коммуникативных
навыков

8

1

7

5

Формирование
произвольной
регуляции поведения

8

1

7

6

Промежуточная
аттестация

2

1

1

Формы аттестации/контроля
Наблюдение, опрос
Психолого-педагогическое
наблюдение
Музыкально-терапевтические
упражнения
Итоговое занятие
Итоговое занятие
Психолого-педагогическое
наблюдение
Музыкально-терапевтические
упражнения
Итоговое занятие
Психолого-педагогическое
наблюдение
Музыкально-терапевтические
упражнения
Итоговое занятие
Психолого-педагогическое
наблюдение
Музыкально-терапевтические
упражнения
Итоговое занятие
Психолого-педагогическое
7

наблюдение
7

Аттестация

2

1

1

Итого

36

7

29

Итоговое занятие
Психолого-педагогическое
наблюдение

Учебный (тематический)план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
2

Теория
1

Практика
1

1

Входная диагностика

2

Развитие эмоциональноволевой сферы

8

4

4

2.1

Радость

2

1

1

2.2

Грусть

2

1

1

2.3

Злость (гнев)

2

1

1

2.4

Закрепление знаний об
эмоциях
Развитие двигательных
навыков, координации
движений, мелкой и крупной
моторики
Воспитание коммуникативных
навыков

2

1

1

8

1

7

8

1

9

5

Формирование произвольной
регуляции поведения

8

1

7

5.1

6

1

5

2

1

1

6

Произвольная регуляция
двигательной активности и
поведения (игры по правилам)
Концентрация и
переключение внимания
Промежуточная аттестация

1

-

1

7

Аттестация

1

-

1

Итого

36

7

29

3

4

5.2

Формы
аттестации/контроля
Итоговое занятие/
Психологопедагогическое
наблюдение

Итоговое занятие/
Психологопедагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Психологопедагогическое
наблюдение
Итоговое занятие/
Психологопедагогическое
наблюдение

8

Содержание учебно-тематического плана
1. Входная диагностика
Практика: Диагностика актуального уровня способностей, возможностей, ограничений,
особенностей и потребностей ребенка.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы
2.1. Радость
Теория: Знакомство с эмоцией «Радость». Проявление эмоции в мимике и действиях.
Развитие способностей идентификации эмоций. Эмоция радости в музыкальных
произведениях.
Практика: Распознавание эмоции по невербальным проявлениям. Творческое выражение
эмоции.
2.2. Грусть.
Теория: Знакомство с эмоцией «Грусть». Проявление эмоции в мимике и действиях.
Развитие способностей идентификации эмоций. Эмоция грусти в музыкальных
произведениях.
Практика: Распознавание эмоции по невербальным проявлениям. Творческое выражение
эмоции.
2.3. Злость (гнев)
Теория: Знакомство с эмоцией «Гнев». Проявление эмоции в мимике, жестах и действиях.
Практика: Распознавание эмоции по невербальным проявлениям. Выражение гнева в
игровой форме.
3. Развитие двигательных навыков, координации движений, мелкой и крупной
моторики
Теория: Схема собственного тела. Пространственные представления «сверху-снизу»,
«справа-слева», «впереди-сзади».
Практика: Освоение схемы собственного тела и временных представлений в играх,
упражнениях, танцах. Упражнения, пальчиковые игры на координацию движений,
развитие крупной и мелкой моторики.
4. Воспитание коммуникативных навыков
Теория: Формирование коммуникативных навыков.
Практика: Игры, танцы, упражнения на взаимодействие. Стимуляция собственной
игровой, речевой и коммуникативной активности.
5. Формирование произвольной регуляции поведения
5.1. Произвольная регуляция двигательной активности и поведения (игры по
правилам)
Теория: Структура занятия. Правила игры.
Практика: Соблюдение неизменной структуры занятия, использование визуального
расписания (наглядное представление структуры действий).
5.2. Концентрация и переключение внимания
Практика: Игры и упражнения на развитие внимания.
6. Промежуточная аттестация
Теория: Актуализация знаний и навыков.
Практика: Диагностическое занятие
7. Аттестация
Теория: Актуализация знаний и навыков.
9

Практика: Итоговое занятие.
Программа предполагает вариативность ее реализации в каждом конкретном
случае. Поэтому для каждого ребенка составляется индивидуальный план коррекционноразвивающей работы с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей.

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2025–2026 учебный год
№
п/п

Основные характеристики образовательного
процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

36

3

Количество часов в неделю

1

4

Количество часов

36

5

Недель в I полугодии

16

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

1 сентября
1–8 января
31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации педагогических и профессиональных задач необходимо:
- помещение для проведения занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим
нормам;
- качественные инструменты (пианино);
- техническое оборудование (музыкальный центр, видеоаппаратура);
- набор музыкальных и шумовых инструментов (металлофон, бубен, маракасы,
погремушки, колокольчики, дудочки, свистульки и т. д.);
- спортивные принадлежности (мячи, обручи);
- машинки, куклы, животные, птицы (резиновые, деревянные или мягкие).
Методическое сопровождение Программы включает рабочую программу, нотные
сборники.
Кроме того, Программа предусматривает использование интересного и яркого
наглядного материала: иллюстраций и репродукций, аудио- и видеоматериалов.
10

Кадровое обеспечение. Реализацией Программы занимается специалист, имеющий
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по
направлению подготовки «Музыкальное искусство», высшее профессиональное
образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» или дополнительное
профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология»,
прошедший курсы повышения квалификации или переподготовки по музыкальной
терапии.
Функционал специалиста регламентируется требованиями профессионального
стандарта педагога-психолога.
Методические материалы:
№ Название раздела, МатериальноФормы,
методы,
п/п темы
техническое
приемы обучения.
оснащение,
Педагогические
дидактикотехнологии
методический
материал
1
Входная
Аудиоматериалы,
Наблюдение.
диагностика
музыкальные
и Словесные,
шумовые
наглядные,
инструменты
практические.
Методы музыкальной
терапии.
Игровые
технологии
2
Развитие
Иллюстрации,
Словесные,
эмоциональномузыкальные
и наглядные,
волевой сферы
шумовые
практические.
инструменты
Методы музыкальной
терапии.
Игровые технологии
3
Развитие
Аудиоматериалы,
Словесные,
двигательных
музыкальные
и наглядные,
навыков
шумовые
практические.
инструменты
Методы музыкальной
терапии.
Игровые
технологии
4
Воспитание
Иллюстрации,
Словесные,
коммуникативных аудио-,
наглядные,
навыков
видеоматериалы,
практические.
музыкальные
и Методы музыкальной
шумовые
терапии.
Игровые
инструменты
технологии
5
Формирование
Аудиоматериалы,
Словесные,
произвольной
музыкальные
и практические,
регуляции
шумовые
наглядные.
поведения
инструменты
Методы музыкальной

Формы учебного
занятия

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

11

6

Промежуточная
аттестация

7

Аттестация

терапии.
Игровые технологии
Аудиоматериалы,
Наблюдение.
Индивидуальная
музыкальные
и Словесные,
шумовые
наглядные,
инструменты
практические.
Методы музыкальной
терапии.
Игровые
технологии
Аудиоматериалы,
Наблюдение.
Индивидуальная
музыкальные
и Словесные,
шумовые
наглядные,
инструменты,
практические.
иллюстрации
Методы музыкальной
терапии.
Игровые
технологии

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Особенности развития детей с ОВЗ требуют особого подхода к оценке их
достижений в ходе реализации Программы. При оценке должны учитываться особенности
диагноза, нервно-психического развития ребенка, а также регулярность посещения
занятий.
Основным методом, позволяющим оценить эффективность программы, является
наблюдение.
На первых занятиях педагог знакомится с ребенком, выявляет его склонности и
способности.
На основе полученных данных выделяются основные направления коррекционноразвивающей работы на учебный год.
В течение года педагог ведет наблюдение за ребенком во время занятий, оценивает
эффективность применяемых методов работы, корректирует их в случае необходимости.
Общими показателями освоения Программы являются ярко выраженный интерес
ребенка к музыкальным занятиям, его активность в разных видах музыкальной
деятельности, улучшение социальной коммуникации, стабилизация эмоционального
состояния.
Кроме этого, оценивается степень достижения каждым ребенком конкретных
индивидуальных целей и задач, на которые были направлены музыкальнотерапевтические занятия.
Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка и его
достижений является наблюдение, используются таблицы фиксации результата.
Вид контроля

Входная

Цель проведения

Диагностический
инструментарий
методы, диагностики)
Определение актуального уровня Беседа, наблюдение

(формы,

12

диагностика

развития
ребенка,
его
ограничений, потребностей
Текущий
Оценка
качества
усвоения Наблюдение
контроль
учебного
материала,
оценка
готовности
обучающихся
к
восприятию нового материала,
корректировка методов обучения
Промежуточная Определение фактического уровня Беседа, наблюдение
аттестация
освоения
программы
обучающимися
Итоговый
Определение
успешности Беседа, наблюдение
контроль
освоения
программы,
(аттестация)
установление
соответствия
достижений
обучающегося
планируемым результатам
Этапы музыкально-терапевтической коррекционно-развивающей работы:
1. Сбор информации.
Перед проведением первого занятия родители/законные представители ребенка
заполняют Анкету-опросник музыкальной терапии (Приложение 1).
2. Входная диагностика.
На начальном этапе при установлении контакта с ребенком, во время наблюдения
за ним определяется актуальный уровень способностей, возможностей, ограничений,
особенностей и потребностей каждого ребенка.
Диагностируются:
- коммуникативные навыки;
- экспрессия (выражение лица, мимика, язык тела);
- внимание, концентрация;
- память;
- сенсомоторное восприятие;
- крупная и мелкая моторика;
- ориентация в пространстве;
- музыкальность;
- музыкальные предпочтения.
Музыкальная диагностика в музыкальной терапии обычно проводится в виде
«пробного занятия», и включает в себя движение под музыку, импровизацию
(инструментальную, вокальную), прослушивание музыки, пение.
3. Составление профиля ребенка (Приложение 2).
4. Определение зоны актуального развития ребенка, первоочередных и
второстепенных целей и задач музыкальной терапии.
5. Составление индивидуального плана коррекционно-развивающих занятий.
Выбор средств, методов, методических приемов и способов организации музыкальнотерапевтического занятия для решения коррекционно-развивающих задач.
6. Практическая реализация Программы.
7. Оценка результатов (текущая диагностика). Для того, чтобы оценить
эффективность выбранных методов музыкальной терапии и скорректировать или
13

заменить их в случае необходимости, важно фиксировать результаты каждого занятия
(Приложение 3).
8. Итоговая диагностика (достижение планируемых результатов, целевых
ориентиров).

14

3. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2024 г.);
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» от 28.09.2020 г. №28;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)» от 24.07.2015 г. № 514н;
7. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации «О
совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи» от 10.02.2015 г. № ВК- 268/07
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
«Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года» от 30.03.2018 г. № 162-Д;
9. Методические рекомендации Министерства образования Свердловской области,
ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр,
2025 г.
Литература, использованная при составлении Программы
1. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ.
Ю.В. Князькиной. – М.: Теревинф, 2004. – 208 с. – (Особый ребенок).
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и
высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А.
Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.
3. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. - СПб.: Питер, 2003. - 208 с: ил. (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
4. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М.: Изд-во
Института психотерапии, 2004. — 90 с.
5. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для
развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013.
512 с.
6. Декер-Фойгт Г.-Г., Д. Оберэгельсбахер, Т. Тиммеманн Учебник по муззыкальной
терапии. – М.: ИД «Городец», 2021. - 544 с.
7. Еремина Н. И. Применение методов музыкальной терапии в детских
оздоровительных программах
8. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и
описание игр/ И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. – М.: Теревинф, 2022. – 152 с.
15

9. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
возраста: Учебник для студентов вузов / А. Н. Зимина. - М.: Владос, 2000. - 302 с.
10. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.
— 160 с, илл.
11. Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции
речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост.
О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.
12. Константинова И. С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд
нейропсихолога/И.С.Константинова. -Изд.4-е – М.: Теревинф, 2019. – 392 с.
13. Котышева Е. Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными
возможностями. – СПб.: Речь: М.: Сфера, 2010. – 112 с.
14. Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии Школьный психолог
Приложение к газете «Первое сентября». №03 (361), 2006-02-07
15. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
16. Попова О. Ю., Хатуцкая С.А. «Музыкальные занятия при нарушении общения у
детей»/ Особый ребенок. [Электронный ресурс]: Исследования и опыт помощи ; Вып. 4:
науч.-практ. сб. – Эл. изд. – Электрон. текстовые (1 файл pdf : 142 с.). – М.: Теревинф,
2016. – Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10".
17. Рапацкая Л.А. Технологии музыкальной терапии в контексте психологопедагогической коррекционной практики / Л.А. Рапацкая, Е. Ю. Тишина // Вестник
Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: серия: Педагогика.
Психология. Социальная работа. — 2011. — Том 17, №3. — С.36-40.
18. Рапацкая Л. А., Бученкова М. Н. Технологии музыкальной терапии как средство
общего оздоровления детей с задержками психического развития//Вестник КГУ им. Н. А.
Некрасова № 4, 2010. – С. 235–240.
19. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития:
Учебное пособие. – СПб, 2001. – 144 с.
20. Соколова А. И. Музыкальная психотерапия: Использование самозвучащих
инструментов, перспектива применения/Вестник науки и образования №15(69). 2019.
С.108
21. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях
[электронный ресурс] / А. Л. Битова и др.; под ред. Ю. В. Липес. - 3-е изд. (эл.). –
Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 49 с.). – М.: Теревинф, 2015. – (Лечебная
педагогика: методические разработки).
22. Яруллин И.Ф. Основы специальной педагогики и психологии: Краткий
конспект лекций / Яруллин И.Ф.; Казанский (Приволжский) федеральный университет. –
Казань, 2013. – 136 с.
Литература для обучающихся и родителей
1. Баркан А. Практическая психология для родителей или Как научиться понимать
своего ребенка. – М.: 2000
3. Гармаев А. Этапы нравственного развития / А. Гармаев — «Издательские
решения»
16

4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.:
АСТ. Астрель; ВКТ, 2011. 238 с.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ Ю. Б.
Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2014. – 256 с.
6. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для
развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013.
512 с.
7. Млодик И. Как строить мосты, а не стены: Книга для неидеальных родителей. –
М.: Суфлер; Ростов н /Д: Феникс, 2013.

17

Приложение 1
Анкета-опросник музыкальной терапии
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________
Посещал ли ребенок какие-либо музыкальные занятия ранее?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Какой любимый музыкальный жанр(ы) ребенка? (песни, танцевальная или маршевая
музыка; быстрая, ритмичная или плавная, спокойная)
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Какая у ребенка любимая песня(и) или исполнитель?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Как ребенок реагирует на музыку? (поёт, танцует, двигается и т. д.)
_____________________________________________________________________________
Какой любимый музыкальный инструмент ребенка? ________________________________
Какие музыкальные инструменты и игрушки есть у ребенка дома?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Есть ли у ребенка любимые мультфильмы, персонажи, игрушки?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

18

Приложение 2
Профиль ребенка
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________________
Образовательное учреждение, которое посещает ребенок _________________
Сведения о семье: а) семья полная/не полная, с кем постоянно проживает ребенок;
братья, сестры (год рождения); б) мама – ФИО, год рождения, образование, профессия,
место работы; папа - ФИО, год рождения, образование, профессия, место работы; в)
социально-бытовые условия семьи, отношение к ребенку в семье; г) значимые для ребенка
взрослые.
Группа здоровья. Диагноз. Заключение и рекомендации ПМПК.
Краткая характеристика
1) познавательное развитие (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления;
ориентировка в схеме тела, в окружающем пространстве; особенности речевого развития,
понимание обращенной речи; умеет ли читать/писать);
2) эмоционально-личностное развитие (особенности личности, тип нервной системы,
работоспособность, темп выполнения заданий);
3) особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон, настроение,
эмоциональные реакции, их адекватность, стабильность/нестабильность);
4) особенности коммуникативного развития (общение со сверстниками, взрослыми;
инициирует ли общение; использует ли ребенок какие-либо иные способы общения, кроме
речи? (жесты, возгласы, движения и т.д.); как выражает удовольствие/недовольство
(характерные жесты, слова, позы, действия и т.д.); конфликтность);
5) особенности игровой деятельности (вид игры, предпочитаемые игры, любимые
игрушки; соответствие/не соответствие игры возрасту).
6) сильные стороны ребенка (что умеет делать, что нравится, чем интересуется);
7) зоны потребностей ребенка;
Дополнительная информация
1) получает ли ребенок какие-либо другие виды терапии или специальные услуги? (какие
и где)
2) принимает ли ребенок в настоящее время или постоянно какие-либо медикаменты?
3) есть ли специфическая среда/обстановка, в которой ребенок испытывает бОльшие
трудности? Должны ли приниматься какие-то меры предосторожности в работе с
ребенком? (что может вызвать негативную реакцию);
4) проявляет ли ребенок агрессивное поведение/занимается ли порчей имущества?
5) может ли ребенок самостоятельно ходить в туалет?

19

Приложение 3

Оценка результатов (текущая диагностика)
Имя ребенка _______________________________________________________
Дата проведения занятия ____________________________________________
Цели занятия

Выполнение цели
занятия (+/-)

Комментарии

Цель 1
Цель 2
Музыкальный материал
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наблюдения:
1) эмоциональное поведение
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) музыкальное поведение
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) взаимодействие с терапевтом
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выводы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

20

Приложение 4
Примерные темы консультаций для родителей
Социально-эмоциональное развитие детей с помощью музыки
Музыкальные инструменты своими руками (мастер-класс)
Музыкальное воспитание в семье
Слушаем музыку дома (методические рекомендации; примерный список
произведений)
Музыкальные игры дома (примеры игр)
Как помочь детям, которые отстают в развитии
Как строить общение с особым ребенком?
Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние
ребенка

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».