Подготовка к школе по системе РКШ (Русской классической школы) с 6 лет

Оглавление
1.Основные характеристики. ..................................................................................................3
1.1 Пояснительная записка .............................................................................................................3
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы .................................................................5
1.3.Содержание общеразвивающей программы ....................................................................6
1.4. Планируемые результаты .............................................................................................. 17
2. Организационно-педагогические условия .................................................................16
2.1 Календарный учебный график ...................................................................................... 19
2.2 Условия реализации программы: ................................................................................... 19
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................. 20
3. Список

литературы ..................................................................................................... 21

Приложение 1. ...................................................................................................................... 22
Приложение 2…………………………………………………………………..……….……..23
Приложение3…………………………………………………………………………………..34

2

1.Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы:социально-гуманитарная
1.1.2. Актуальность программы:
Актуальность общеразвивающей программы «Подготовка
РКШ»раскрывается через соответствие образовательнойпрограммы:

к

школе

по

системе-

-нормативно-правовым актам и государственным программным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29
мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14. Методические рекомендацииМинистерства образования Свердловской области, ГАНОУ
Свердловской области «Дворец молодежи», Региональный молодежный центр, 2025 г.
-региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам:
Вопросы подготовки детей дошкольного возраста приобретают все большее значение. От того,
как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в
усвоении русского языка в целом. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие
в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы развитый фонематический
слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и
анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно
ориентироваться в тетради, имели элементарные математические представления. Ведущей идеей
второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через
3

ознакомление детей с разделом арифметики, что дает толчок для формирования логического
мышления.
Дети, получившие такую подготовку, имеют возможность легче пройти этап адаптации к
школьному обучению и безболезненно сменить ведущую игровую деятельность на учебную.
1.1.3. Отличительная особенность программы
Программа «Подготовка к школе по системе - РКШ» разработана по методике Русской
Классической Школы-инновационная образовательная программа, которая базируется на лучших,
проверенных временем традициях отечественной педагогике. (На основании идей К.Д. Ушинского)
Природосообразность методики - преподавание исходит от жизненного опыта ребёнка, т.е.
обучение чтению и письму осуществляется с учётом возрастных особенностей детей и психологии их
развития. Очень важно в дошкольном возрасте не перегрузить ребёнка, не отбить желание в
дальнейшем учиться в школе, что, к сожалению, происходит сейчас повсеместно.
Включение упражнений на развитие фонематического слуха является одним из самых важных
факторов последовательного обучения чтению - от звука к букве, а не наоборот. Слуховой жизненный
опыт ребёнка берётся за основу его подготовки к чтению и письму, что является профилактикой
дисграфии.
В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного и
начального общего образования, что способствует простому и естественному поступлению
ребёнка в первый класс.
1.1.4. Адресат программы.
Образовательная программа «Подготовка к школе по системе -РКШ» рассчитана на
целевую категорию детей в возрасте 6лет.
Этот возраст классифицируется как старший дошкольный. Характеризуется он
совершенствованием восприятия, памяти и мышления детей. Постепенно совершается переход от
непроизвольной памяти к произвольной, в развитии которой важную роль играет повторение,
обеспечивающее перевод информации из кратковременной памяти в долговременную. Поэтому
занятия, предлагаемые данной программой, построены по четкому алгоритму, новое органично
вписывается в контекст старого.
Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе. Зачисление в группы
производится на основании заполнения родителями заявления о зачислении в МАУ ДО Центр
«Остров», договора и согласияродителя (законного представителя) несовершеннолетнего
обучающегося на обработкуперсональных данных.
1.1.5. Объем и срок освоения программы
Объем общеразвивающей программы - 144учебных часа. Программа рассчитана на один год
обучения.
Срок освоения:программа рассчитана на 1 год обучения и является начальным уровнем
Занятия проводятся с сентября по май, включая каникулярные дни. Всего 36 учебных недель.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса


Режим занятий
4

Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, продолжительность
Одного академического часа занятия составляет 30 минут, с 10 - минутным перерывом между
учебными занятиями с группой детей (6-8 человек).
Индивидуально – групповое занятие проходит в игровой форме, насыщенном большим
разнообразием практических заданий, их чередований и прекрасно иллюстрированным большим
фактическим наглядным материалом.
Индивидуальная работа, ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к
ребенку на занятиях.


Форма обучения- очная.



Форма организации образовательного процесса: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая.



Формы реализации образовательной программы
Традиционная

модель

реализацииданной

программы

представляет

собой

линейную

последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в МАУ ДОЦентр «Остров»
При реализации программы в дистанционном формате используется платформа «Сферум»,
раздел сайта МАУ ДОЦентр «Остров» «Дистанционное образование».



Перечень форм проведения занятий: беседа, рассказ, объяснение, упражнения, задания,
практические работы, опрос, игры.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: Согласно
ФГОС дошкольного образования осуществляется с помощью наблюдения, игр, собеседований с
родителями для достижения детьми целевых ориентиров дошкольного воспитания.
Диагностика проводится два раза в год: в середине учебного года (вторая неделя декабря) и в
конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную
таблицу (Приложение 3)
Все занятия предусматривают усвоение теоретических знаний, и формирование деятельностнопрактического опыта.

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Научить детей осознанно, в соответствии с произносительными литературными нормами читать,
красиво и с удовольствием писать, развить все виды памяти, внимание, собранность, привить желание
учиться и познавать.
Обучающие задачи:
- Формирование слухового внимания и фонематического восприятия.
- Формирование умений звукобуквенного анализа слова.
- Формирование элементарных навыков чтения.
- Формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости;
- Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
5

- Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Развивающие задачи:
-Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
- Развитие произвольности психических процессов.
-Развитие образного и вариативного мышления, памяти, внимания, воображения.
- Развитие способности к само-регуляции поведения и проявления волевых усилий.
- Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, аналогии) в процессе чтения
- Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными
правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий
(работа с меловой доской)
- Развитие мотивации учения.
Воспитательные:
- формировать чувство патриотизма;
- формировать положительное отношение к культуре своей страны;
- развивать умение работать в коллективе (в паре, в группе);
- развивать самостоятельность ребенка.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.3.1.Учебный план
№

1
2
3

Наименование раздела

Добуквенный период
Буквенный период
Закрепление пройденного
материала
Итого:

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

4
27
0

12
83
18

16
110
18

36

108

144

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Учебный план на каждый год обучения (тематический)

№

Название раздела, темы

п/п

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма
аттестации/
контроля

Раздел 1. До буквенный период (16 ч.)

6

1.1

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

-Рисование орнаментов в тетради в клетку,
обводка каллиграфического рисунка
1.2

-Звуковые упражнения
-Рисование орнаментов в тетради в клетку,
обводка каллиграфического рисунка

1.3

-Звуковые упражнения
-Рисование орнаментов в тетради в клетку,
обводка каллиграфического рисунка

1.4

-Звуковые упражнения -Рисование
орнаментов в тетради в клетку, обводка
каллиграфического рисунка

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

1.5

-Звуковые упражнения -Рисование
орнаментов в тетради в клетку, обводка
каллиграфического рисунка

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

1.6

-Звуковые упражнения -Рисование
орнаментов в тетради в клетку, обводка
каллиграфического рисунка

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

1.7

-Звуковые упражнения - Рисование
орнаментов в тетради в клетку, обводка
каллиграфического рисунка

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

1.8

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

-Рисование орнаментов в тетради в клетку,
обводка каллиграфического рисунка
Раздел 2. Буквенный период (110ч.)
2.1

-Звуковые упражнения
А
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.2

-Звуковые упражнения М
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

7

2.3

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое

У
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.4

-Звуковые упражнения
Ш
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.5

-Звуковые упражнения
-«Печатание» С (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.6

-Звуковые упражнения
Л
«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.7

-Звуковые упражнения
О
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.8

-Звуковые упражнения
Р
- «Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.9

-Звуковые упражнения
П
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.10

-Звуковые упражнения

8

К

занятие

-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.11

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

И
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.12

-Звуковые упражнения
И
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.13

-Звуковые упражнения
Н
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.14

-Звуковые упражнения
Ы
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.15

-Звуковые упражнения
Т
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.16

-Звуковые упражнения
Т
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

9

2.17

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Е
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.18

-Звуковые упражнения
Е
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.19

-Звуковые упражнения
Е
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.20

-Звуковые упражнения
Ё
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.21

-Звуковые упражнения
Ё
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.22

-Звуковые упражнения
Ё
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.23

-Звуковые упражнения
Я

10

-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.24

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Я
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.25

-Звуковые упражнения
Я
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.26

-Звуковые упражнения
Ю
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.27

-Звуковые упражнения
Ю
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.28

-Звуковые упражнения
Ю
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.29

-Звуковые упражнения
Д
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

11

2.30

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Д
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.31

Звуковые упражнения
Б
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.32

-Звуковые упражнения Б
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.33

-Звуковые упражнения
Г
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.34

-Звуковые упражнения
Г
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.35

-Звуковые упражнения
З
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.36

-Звуковые упражнения.
-«Печатание» З побуквенное (переход к
слоговому)
-Чтение/беседа/письме

2.37

-Звуковые упражнения

12

Ч
-«Печатание» (переход к слоговому)
-Чтение/беседа/письмо
2.38

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Ч
-«Печатание» (переход к слоговому)
-Чтение/беседа/письмо
2.39

-Звуковые упражнения
Х
-«Печатание» (переход к слоговому)
-Чтение/беседа/письмо

2.40

-Звуковые упражнения
В
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.41

-Звуковые упражнения
В
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.42

-Звуковые упражнения
-«Печатание» Ф (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.43

-Звуковые упражнения
Ж
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

13

2.44

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Ж
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.45

-Звуковые упражнения
Ф
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.46

-Звуковые упражнения Ф
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.47

-Звуковые упражнения
Й
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.48

-Звуковые упражнения
Й
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.49

-Звуковые упражнения
Щ
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.50

-Звуковые упражнения
Щ
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

14

2.51

-Звуковые упражнения.

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое

Э
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
2.52

-Звуковые упражнения
Э
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.53

-Звуковые упражнения
-«Печатание» Ь (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.54

-Звуковые упражнения
-«Печатание» Ъ (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

Раздел 3. Закрепление пройденного материала (18 ч.)
3.1

-Звуковые упражнения
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками

3.2

-Звуковые упражнения
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками

3.3

-Звуковые упражнения
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками

3.4

-Звуковые упражнения
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками

3.5

-Звуковые упражнения

15

-Чтение/беседа/письмо

занятие

-Работа с меловыми дощечками
3.6

-Звуковые упражнения

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками
3.7

-Звуковые упражнения
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками

3.8

-Звуковые упражнения
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками

3.9

Итого:

Итоговые занятия

144

Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1.Добуквенный период
Теория.Понятие, что такое звуки. Разделение звуков на твердые и мягкие. Что такое слоги.
Работа на меловых дощечках.
Практика.Повторение поочередно звуков, из которых состоят произносимые слова.
Произнесение первого звука в сказанных словах. Короткий рассказ. Подобрать слова на
начинающиеся звуки: [л], [в], [о], [j] и др. Сложение слова из отдельно произнесенных педагогом
звуков. Разложить слова, состоящие из 2-х, 3-х букв на звуки. Посчитать слоги в словах и выделить
ударный звук.
Работа на меловых дощечках. Рисование орнамента в тетради в клетку. Обводка
каллиграфического рисунка.
Форма контроля. Вводная диагностика. Устный опрос. Практические задания.
Раздел 2. Буквенный период
Теория.Понятие, что такое звуки, что такое буквы. Разделение звуков на твердые и
мягкие.Деление слова на звуки.Деление слова на слоги. Понятие гласный звук. Понятие-согласный
звук. Глухие и звонкие согласные.Работа в Азбуке. Работа на меловых дощечках. Работа в прописях.
Практика.Повторение поочередно звуков, из которых состоят произносимые слова.
Произнесение первого звука в сказанных словах.Произнесение последнего звука в сказанных словах.
Короткий рассказ. Подобрать слова на начинающиеся звуки: [л], [в], [о], [j и др. Сложение слова из
отдельно произнесенных педагогом звуков. Разложение слована звуки. Посчитать слоги в словах и
выделить ударный звук. Работа с Азбукой- чтение слов/ предложений позвуковое, осмысление
16

прочитанного.Работа на меловых дощечках. Рисование орнамента в тетради в клетку. Обводка
каллиграфического рисунка. Работа в прописях- письмо элементов букв, письмо букв, слов.
Форма контроля. Устный опрос. Практические задания.
Раздел 3.Закрепление пройденного материала
Практика.Повторение поочередно звуков, из которых состоят произносимые слова.
Произнесение первых звуков в сказанных словах. Подобрать слова на начинающиеся звуки: [л], [в],
[о], [j]. Сложение слова из отдельно произнесенных педагогом звуков. Произнесение гласных звуков.
Определение твердых/мягкие согласных звуков. Определение звонких и глухих согласных звуков.
Разложение слова на звуки. Посчитать слоги в словах и выделить ударный звук. Работа с Азбукойчтение слов/ предложений позвуковое, осмысление прочитанного. Работа на меловых дощечках.
Рисование орнамента в тетради в клетку. Обводка каллиграфического рисунка.
Форма контроля. Итоговая диагностика. Устный опрос. Практические задания.
1.4. Планируемые результаты
Учебно-образовательные результаты
Предметные:
- артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция
способствуют эффективному общению;
- оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
- использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
- правильно произносить все звуки;
- отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- соблюдать элементарные гигиенические правила;
- ориентироваться на странице тетради/учебника;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Метапредметные:
- ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
- сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
17

- проводить наблюдения;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Личностные:
- соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
- осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро —
медленно, весело — грустно и т. д.;
- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
- знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
- обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
- самостоятельностьивнимательностьвработе;
- умениеработатьвколлективе(впаре,в группе).
- следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не
перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику
понять сказанное и т. д.

18

2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№ п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни

36
72 (36/36)
4 (2/2)
144(72/72)
16
20
1 сентября
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние
каникулы;
7 января — Рождество Христово;
23 февраля — День защитника
Отечества;
8 марта — Международный женский
день;
1 мая — Праздник Весны и Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного единства.

10

Окончание учебного года

31 мая

Календарный учебный график (Приложение 2)

2.2 Условия реализации программы
 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Подготовка к школе по системе - РКШ» в МАУ ДО Центр «Остров»
создана специально организованная пространственная среда:
o кабинет, оснащённый мебелью в соответствии с СанПиН;
o имеется

необходимый

инструментарий

и

дидактическийматериал,соответствующий

возрасту и требованиям программы с расчетом на каждого ребенка по списочному составу;


Кадровое обеспечение- педагог дополнительного образования, педагог-организатор, методист.
Занятия

проводит

квалифицированный

педагог

дополнительного

образования,

знающий

возрастные особенности детей, владеющий навыками эффективной коммуникации и педагогическими
технологиями.
19

Методические материалы - при выборе метода изложения материала учитывается уровень
подготовки детей, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Общеобразовательная

общеразвивающая

программа

дополнительного

образования

детей

«Подготовка к школе» составлена на основе: методики И.А. Горячевой «Обучение чтению и письму
детей шестилетнего возраста» по системе РКШ (Русской Классической Школы)
В учебно-методический комплект включены следующие материалы:
1. Азбука.
2. Тетрадь для рисования по клеткам.
3. Прописи.
4. Тетрадь для каллиграфического рисования.
5. Методическое пособие по обучению чтению и письму.
См. Приложение 1
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Согласно ФГОС дошкольного образования осуществляется с помощью наблюдения, игр,
собеседований с родителями для достижения детьми целевых ориентиров дошкольного воспитания.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная –1 неделя сентября)
и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную
таблицу (Приложение 1)
В диагностической таблице используется следующее обозначение:
0 б. — не научился (не проявил данное умение);
1 б. — частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений);
2 б. — в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение).На основе
полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые
стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата.
Всем детям предъявляются одни и те же задания, что позволяет определить уровень
успешности в выполнении, как отдельного упражнения, так и всего комплекса в целом.
Результаты заносятся в разработанную таблицу (Приложение 3)

20

3. Список литературы
Положение о комплектовании и наполняемости групп при обучении по дополнительным
общеразвивающим программам в муниципальном автономном учреждении дополнительного
образования «Детский оздоровительнообразовательный Центр психолого-педагогической помощи
«Остров».
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20).
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М.: Просвещение,1984.
2. Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. - Новосибирск: Наука, 1991.
3. Бобровская С.Л. Сущность системы Фребеля и применение ее в некоторых детских садах Германии.
- М.: Издательство Московской детской и педагогической библиотеки, 1872.
4. Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. - Л.: Учпедгиз, 1963.
5. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.Л. Чтение без принуждения. - М.: Знание,1987.
6. Бунаков Н.Ф. Родной язык как предмет обучения в народной школе с трехгодичным курсом. - СПб.,
1872.
7. Бунаков Н.Ф. Руководство к обучению грамоте по книжке «Азбука и уроки чтения и письма». СПб., 1903.
8.

Вахтеров В.П. На первой ступени обучения. Руководство к обучению письму и чтению по

«Русскому букварю». - М.: т-во И.Д. Сытина, 1912.
9. Водовозов В.И. Руководство к русской азбуке. - СПб., 1875.
10. Воскресенская А.И. Букварь. - М.: Учпедгиз, 1954.
11. Гербач В.С. Методическое руководство к обучению письму. - СПб., 1915.
12. Градобоев П. Руководство к чистописанию. - М., 1871.
13. Теплов Б.М. Психология. - М.: Учпедгиз, 1946.
14. Тихомиров Д.И. Азбука. - М.: Мартин, 2002.
15. Тихомиров Д.И. Как учить читать, писать и считать на первой ступени обучения. Общедоступное
руководство для учащих по букварю Д.И.
16. Чистописание. Методика преподавания чистописания. Программа дляпедагогических училищ. М., 1954.

21

Приложение 1.
Учебно-методическая литература.
Аудиоматериалы. Электронные ресурсы.
Учебно-методическая литература
№

Автор

Название

1

И.А. Горячева

Азбука

2

И.А. Горячева

Методическое пособие

Дида

Дидактический материал
№

Наименование

1

И.А. Горячева «Артикуляционная зарядка»

2

И.А. Горячева «Карточки с картинками»

3

Меловая доска двусторонняя 90х60

4

Меловая доска двусторонняя 55х30

22

Приложение 2
Календарный учебный график 20___-20___ учебный год
Группа №__ Педагог Карцева В.С.
ДООП «Подготовка к школе по системе - РКШ»

Дата

№

Название раздела, темы

п/п

Количество часов

Форма
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практи
ка

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

1.4

-Звуковые
упражнения
- 2
Рисование орнаментов в тетради
в
клетку,
обводка
каллиграфического рисунка

0.5

1.5

Практическое
занятие

1.5

-Звуковые
упражнения
- 2
Рисование орнаментов в тетради
в
клетку,
обводка
каллиграфического рисунка

0.5

1.5

Практическое
занятие

1.6

-Звуковые
упражнения
- 2
Рисование орнаментов в тетради
в
клетку,
обводка

0.5

1.5

Практическое
занятие

Раздел 1. До буквенный период (16 ч.)
1.1

-Звуковые упражнения
-Рисование
орнаментов
в
тетради в клетку, обводка
каллиграфического рисунка

1.2

-Звуковые упражнения
-Рисование
орнаментов
в
тетради в клетку, обводка
каллиграфического рисунка

1.3

-Звуковые упражнения
-Рисование
орнаментов
в
тетради в клетку, обводка
каллиграфического рисунка

23

каллиграфического рисунка
1.7

-Звуковые
упражнения
- 2
Рисование орнаментов в тетради
в
клетку,
обводка
каллиграфического рисунка

0.5

1.5

Практическое
занятие

1.8

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

-Рисование
орнаментов
в
тетради в клетку, обводка
каллиграфического рисунка
Раздел 2. Буквенный период (110ч.)
2.1

-Звуковые упражнения
А
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.2

-Звуковые упражнения М
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.3

-Звуковые упражнения
У
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.4

-Звуковые упражнения
Ш
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.5

-Звуковые упражнения
-«Печатание» С (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

24

2.6

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Л
«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.7

-Звуковые упражнения
О
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.8

-Звуковые упражнения
Р
- «Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.9

-Звуковые упражнения
П
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.10

-Звуковые упражнения
К
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.11

-Звуковые упражнения
И
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.12

-Звуковые упражнения
И

25

-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.13

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Н
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.14

-Звуковые упражнения
Ы
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.15

-Звуковые упражнения
Т
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.16

-Звуковые упражнения
Т
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.17

-Звуковые упражнения
Е
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.18

-Звуковые упражнения
Е
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

26

2.19

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Е
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.20

-Звуковые упражнения
Ё
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.21

-Звуковые упражнения
Ё
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.22

-Звуковые упражнения
Ё
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.23

-Звуковые упражнения
Я
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.24

-Звуковые упражнения
Я
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.25

-Звуковые упражнения
Я

27

-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.26

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Ю
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.27

-Звуковые упражнения
Ю
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.28

-Звуковые упражнения
Ю
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.29

-Звуковые упражнения
Д
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.30

-Звуковые упражнения
Д
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.31

Звуковые упражнения
Б
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

28

2.32

-Звуковые упражнения Б

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
2.33

-Звуковые упражнения
Г
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.34

-Звуковые упражнения
Г
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.35

-Звуковые упражнения
З
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо

2.36

-Звуковые упражнения.
-«Печатание» З побуквенное
(переход к слоговому)
-Чтение/беседа/письме

2.37

-Звуковые упражнения
Ч
-«Печатание»
слоговому)

(переход

к

-Чтение/беседа/письмо
2.38

-Звуковые упражнения
Ч
-«Печатание»

(переход

к
29

слоговому)
-Чтение/беседа/письмо
2.39

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Х
-«Печатание»
слоговому)

(переход

к

-Чтение/беседа/письмо
2.40

-Звуковые упражнения
В
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.41

-Звуковые упражнения
В
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.42

-Звуковые упражнения
-«Печатание» Ф (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.43

-Звуковые упражнения
Ж
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.44

-Звуковые упражнения
Ж
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

30

2.45

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Ф
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
2.46

-Звуковые упражнения Ф
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.47

-Звуковые упражнения
Й
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.48

-Звуковые упражнения
Й
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.49

-Звуковые упражнения
Щ
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.50

-Звуковые упражнения
Щ
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.51

-Звуковые упражнения.
Э
-«Печатание» (слоговое)

31

-Чтение/беседа/письмо

2.52

-Звуковые упражнения

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

2

0.5

1.5

Практическое
занятие

Э
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
2.53

-Звуковые упражнения
-«Печатание» Ь (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

2.54

-Звуковые упражнения
-«Печатание» Ъ (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо

Раздел 3. Закрепление пройденного материала (18 ч.)
3.1

-Звуковые упражнения

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое

-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками
3.2

-Звуковые упражнения
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками

3.3

-Звуковые упражнения
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками

3.4

-Звуковые упражнения
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками

3.5

-Звуковые упражнения

32

-Чтение/беседа/письмо

занятие

-Работа с меловыми дощечками
3.6

-Звуковые упражнения

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

2

0

2

Практическое
занятие

-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками
3.7

-Звуковые упражнения
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками

3.8

-Звуковые упражнения
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками

3.9

Итого:

Итоговые занятия

144

33

Приложение 3

Мониторинг достижения обучающихся
Промежуточная / итоговая диагностика ______________________учебный год
Педагог дополнительного образования _____________________________________

№ Обучающегося (Согласно

Вычленение

Аудирование

списку журнала)
первых звуков в
словах
конечных
звуков в словах

Деление слова на звуки
Деление слов на части
(слоги)

Чтение

Позвучное
Слоговое
Целыми словами

В. д.

И. д.

В. д.

И. д

В. д.

И. д

В. д.

И. д

В. д.

И. д

В. д.

И. д

В. д.

И. д

В. д.

И. д

В. д.

И. д

Прописывание слов на

Письмо

меловой доске
Работа в тетрадях для
рисования по клеткам
Работа в тетрадях для
каллиграфического
рисования
Освоениепрограммы

В диагностической таблице используется следующее обозначение:
0 б. — не научился (не проявил данное умение);
1 б. — частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений);
2 б. — в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение).

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».