Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Ломоносовская школа» (4-5 лет)

ОГЛАВЛЕНИЕ
2. Основные характеристики……………………………………………………..3
2.1 Пояснительная записка ……………………… .……………...……………...3
2.2 Цель и задачи общеобразовательной программы ………………………….8
2.3 Содержание общеразвивающей программы…………………………….....10
2.4 Планируемые результаты…………………………………………………...27
3. Организационно-педагогические условия…………………………………………………29
3.1 Календарный учебный график………………………………………...........29
3.2. Условия реализации программы………………….......................................35
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ……………….......35
4.Список литературы…………………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………38-39

2.Основные характеристики
2

2.1 Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно
затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из
путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из
разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное
образование. Предшкольное образование, как образование вообще, – это
система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с
одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой –
вхождение его в это общество (социализацию).
В основу данной программы заложен принцип системно-деятельного
подхода, личностно-ориентированного обучения. У каждого ребенка есть
способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания
учиться. Разнообразные игры не только помогают приобрести основные
навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и
творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические
умозаключения.
Пособия по программе «Ломоносовская школа» представляют собой
рабочие тетради по развитию математических представлений, обучению
грамоте и чтению, подготовки руки к письму, ознакомлению с окружающим
миром. Для детей 4-5 лет используются рабочая тетрадь Петерсон Л. Г.,
Кочемасовой Е.Е. «Игралочка.Математика для детей 4 лет. Часть 1». В
программу входит обязательная исследовательская деятельность: 3-4 года «Опыты с бумагой». Раздел «Развитие речи» включает в себя: развитие
словаря и звуковой культуры речи, формирование грамматического строя,
развитие монологической и диалогической стороны речи. Данный раздел
тесно связан с остальными разделами программы.
Актуальность программы заключается в том, что она органически
соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в
методике дошкольного обучения. Иногда дошкольная подготовка детей
3

сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако, исследования
психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что
наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают
недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов
к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств,
как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно,
желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится
на основе следующей системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической
комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности);
-обеспечивается

возможность

разноуровневого

обучения

детей,

продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
-при введении нового знания
предметами

и

явлениями

раскрывается его взаимосвязь с

окружающего

мира

(принцип

целостного

представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на
основании некоторого критерия (принцип вариативности).
-

процесс

обучения

сориентирован

на

приобретение

детьми

собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).
Нормативно - правовой базой для составления данной программы
являются следующие документы:
1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – 273 – ФЗ),
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №
1008

«Об

утверждении

порядка

4

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
3. Концепция развития дополнительного образования детей от
04.09.2014г. № 1726-р,
4.

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы образоваельных организаций
дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), 5. Приказ
Департамента образования города Москвы №922 от 17ю12ю2014г. « О мерах
по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году»
( в редакции от 07.08.2015г. № 1308, от 08.09.2015г. № 2074, от 30.08.2016г.
№1035, от 31.01.2017г. № 30). 6. Учебный план дополнительного
образования ГБОУ Школа 2072 на 2018-2019 учебный год.
Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного
подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном
занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи и на их основе —
развитие связанной речи.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и
взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине,
времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для
интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя
речи,

развития

связной

речи,

способствуют

общему

умственному

воспитанию ребенка.
На занятиях по РМП также широко используются словесные,
наглядные,

проблемно-поисковые

практических

заданий,

что

методы

обучения,

способствует

а

развитию

также

метод

математических

способностей, а значит, дети будут подготовлены к дальнейшему обучению в
школе. Использование

тетрадей

на

печатной

основе

помогает

организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки
самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них
правильной самооценки результатов своих действий.
5

Также формированию навыков самооценки способствует также
подведение итогов занятия. В течение 2 – 3 минут внимание детей
акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать
свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.
Эта обратная связь поможет педагогу впоследствии скорректировать свою
работу. В занятия включены физкультминутки, в перерыве между занятиями
проводятся

упражнения

на

снятие

мышечного

и

эмоционального

напряжения. Программа направлена на формирование у дошкольников более
высокого уровня интеллектуального и личностного развития, а также
развитие социальной зрелости (готовности), что позволяет успешно учиться.
Отличительные особенности данной программы.
Адресат программы.
Дошкольники в возрасте 4-5 лет.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительностью 2025 минут по образовательной программе с перерывами 10 минут.
Занятия проводятся с группой детей (7-10 человек) в форме игр и
игровых упражнений с использованием наглядного материала.
Групповое занятие проходит в игровой форме, насыщенным большим
разнообразием

практических

заданий,

их

чередований

и

прекрасно

иллюстрированным большим фактическим материалом.
-индивидуальная работа, ее результаты могут быть использованы в
индивидуальном подходе к ребенку на занятиях.
Срок освоения общеразвивающей программы:
Объем программы – 72 часа,
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса. В состав
группы входят дети одного возраста на постоянной основе. Программа
построена с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Ведущей
6

деятельностью является игра. Значение игровой деятельности влияет на
развитие содержательной стороны интеллекта ребенка, его произвольного
внимания и памяти, развития речи, на формирование доброжелательных
отншений в коллективе, на воспитание способности справедливо оценивать
свои поступки и поступки играющих. На занятиях дети совершают познание
окружающего мира в увлекательной форме, при этом, на самом деле, они
учатся вычленять проблему, анализировать путь решения задач, искать
разные подходы к выполнению заданий, осознавать причины возможных
неудач.

2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к
новым

образовательным

условиям

и

создание

условий

гуманного

(комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Суть
программы «Ломоносовская школа» состоит в том, чтобы научить ребенка
мыслить, развить у него память, внимание, воображение, логику и др.
психометрические параметры Будущий первоклассник должен владеть
элементарными

навыками

универсальных

учебных

действий

(УУД),

коммуникативными и речевыми компетенциями.
Задачи программы:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.

7

2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план «Ломоносовская школа»
№
п/п

«Игралочка» Часть 1

1

Занятие 1
«Цвет» Цели:
закрепление названий
цветов, учить правильно
согласовывать название
предмета с его цветом,
учить классифициро вать
предметы по цвету.

Знаком
ство с
буквам
и,
Колесн
икова
«Разсловечк
о, два –
словечк
о»
Буквы
А и У.
Цели:
учить
узнават
ь буквы
А и У,
визуаль
но и на
ощупь,
учить
распозн
авать
звуки
[а] и [о]
в начале
слова.

Колесн
икова –
занятия1, 2

Развивае м
мелкую
моторику

Ознак-ие с
окружающ
им миром

Развитие
речи

Опыты

Творческа я
деятельно
сть

Количество
часов
Вс Те Пра
его ор ктик
ия а

Рисовани е
прямых
горизонта
льных и
ломанны х
линий.

«Игрушки»
Цель:
обогащать и
совершенс
твовать
представл
ения детей
об
игрушках,
материала
х, из
которых
сделаны
игрушки,
учить
использов
ать
обобщающ
ее понятие

А. Барто
«Игрушки»
Цель:
Обогащать
словарный
запас за счет
обозначен ий
качеств.
Развивать
зрительну ю
и слуховую
память.
память,
связную
речь.

Занятие
1
Опыт 1
Цель:
познако
м ить с
основн
ым и свми
бумаги.

Занятие 1
«Пирамид
ка»
(аппликац
ия)
Цель: учить
разрезать
полоску
бумаги,
сост-ть
пирамиду
из 3-5
частей.

2

1

1

2

Занятие 2
«Цвет» Цели:
закрепление названий
цветов, учить правильно
согласовывать название
предмета с его цветом,
учить классифициро вать
предметы по цвету.

3

Занятие 3
«Цвет» Цели:
закрепление названий
цветов, учить правильно
согласовывать название
предмета с его цветом,
учить классифициро вать
предметы по цвету.

Буквы
О и Ы.
Цели:
учить
узнават
ь буквы
УиЫ
визуаль
но и на
ощупь,
учить
распозн
авать
звуки
[у] и [ы]

Буквы Э и
И. Цели:
учить
узнават ь
буквы Э и
И
визуаль
но и на
ощупь,
учить
распозн
авать
звуки [э]
и [и] в
словах
Квест
Колесн
икова –
занятия
6,7, 8.

Рисуем
прямые
вертикал
ьные и
волнисты е
линии.

«Мы живём
в городе»
Цель: учим
различать
дома по
высоте, по
материала м
из которых
они
сделаны,
сравнивать
город и
деревню.
(Что есть в

Сказка
«Три
поросёнка
»
Цель: учить
передавать
интонации,
говорить
полными
предложен
иями

Рисуем
изогнуты е
линии,
ямки и
холмики.
Квест

Повторение
пройденно
го

Повторение
пройденно го

9

Занятие
1
Опыт 2
Цель:
узнать,
как
сгибает
ся
бумага,
прочнос
ть
разной
бумаги.

Занятие 2
Рисовани е
«Парк»
(акварель)
.

4

2

2

Создание
коллектив
ной работы
Квест

4

2

2

4

Занятие 4
«Цвет» Цели:
закрепление названий
цветов, учить правильно
согласовывать название
предмета с его цветом,
учить классифицировать
предметы по цвету.

Буква
М.
Звуки
М-МЬ.
Колесн
икова –
занятие
9.

Рисуем
дорожки

«Осень.
Деревья»
Цель:
расширить
знания о
временах
года,
основных
приметах
осени:
пасмурно,
опадают
листья,
идёт
мелкий
дождь,
становится
холоднее

«Листопад,
листопад»
Цель:
знакомить с
характерны
ми
особенност
ями осенних
деревьев,
строением
цветов,
воспитыват ь
желание
заботиться о
природе

Занятие
1
Опыт 3
Цель:
исследо
в ать
звук,
которы
й
издаёт
бумага
при
сминан
ии,
(мятая
бумага
пригоди
тс я на
творчес
ко й
деятел
ьн
ости)

«Осенняя
берёза»
Цель:
учить
рисовать
мятой
бумагой.

4

2

2

5

Занятие 5
«Оттенки цветов»
Цель: закрепить
знания детей о том, что
цвет
может иметь

Буква
Н.
Звуки
Н-НЬ.
Колесн
икова –
занятие
10.

Рисуем
квадрат.

«Где
ночует
солнце?
Цель:
формиров
ать
интерес к
явлениям

Составлени е
предложен ий
по картинкам
Части
суток»

опыт
«Свет и
бумага
» Цель:
узнать
может
ли
бумага

Рисовани е
восковым и
карандаш
ами
«День и
ночь»

4

2

2

10

6

Занятие 6
«Оттенки цветов»
Цель: закрепить
знания детей о том, что
цвет может иметь
несколько оттенков, учить
классифициро вать
предметы по цвету.

Буква Б.
Звуки
Б-БЬ.
Колесн
икова –
занятие
11.

Рисуем
круги

«Птицы»
Цель:
познакоми
ть детей с
перелётны
ми (2-3
птицы) и
зимующим
и ( 2-3 пт.)
птицами,
учить
находить
общие
признаки у
птиц,
называние
детёныше й
и жилища
птиц.

Словесные
игры
«Птицы».
Цель:
закрепить
знания о
птицах,
называть
части тела,
движения
птиц, какие
звуки
воспроизво
дят птицы.

7

Занятие 7
«Оттенки цветов»
Цель: закрепить
знания детей о том, что
цвет может иметь
несколько оттенков, учить
классифициро вать
предметы по цвету.

Буква
П.
Звуки
П-ПЬ.
Колесн
икова –
занятие
12, 13.

Рисуем
треугольн
ики

«Фрукты и
овощи»
Цель: учить
различать и
называть
овощи и
фрукты по
внешнему
виду, вкусу.

«Фрукты и
овощи»
Цель: учить
составлять
загадки об
овощах и
фруктах.

Раскладывать
по группам

11

Занятие
1
Опыт
4»
Цель:
провери
т ь,
сколько
места
занимае
т
бумага
в
простра
нс тве.
(рванна
я
бумага
пригоди
тс я для
творчес
ко й
деят-ти)
«Для
чего
нужны
салфетк
и
»
Цель:
узнать
свойств
а

Аппликац
ия из
рванной
бумаги
«Жарптица»

4

2

2

Рисовани е
овощным и
штампами

4

2

2

(овощи –
огород,
фруктысад).

8

Занятие 8
«Большой и маленький»
Цель: закрепить умение
классифициро вать
предметы по размеру
(большой- маленький),
правильно согласовывать
прилагательно е с
существительн ым.

Буква
Д.
Звуки
Д-ДЬ.
Колесн
икова –
занятие
14

9

Занятие 8
«Большой и маленький»
Цель: закрепить умение
классифициро вать
предметы по размеру
(большой- маленький),
правильно согласовывать
прилагательно е с
существительн ым,
сравнивать предметы,
используя слова большеменьше.

Буква
Т. Звуки
Т- ТЬ.
Колесн
икова занятие
15, 16.

Рисуем овалы

Рисуем
прямоуго
льники.

«Грибы и
ягоды»
Цель:
закрепить
знания о
грибах и
ягодах, о
способах их
приготовле
ния.

«Домашни е
животные»
Цель:
познакоми ть с
домашним и
животным и и
их детёныша
ми; формиров
ать навык
словообра
зования имён
существите
льных,
обозначаю щих
детёныше й,

12

Сказка
Сутеева
«Под
грибом»
Цель: учить
отвечать на
вопросы
полными
предложен
иями,
воспроизво
дить
очерёдност ь
действия в
сказке.

Словесные игры
по теме
«Домашни е
животные»
«Кто где
живёт?»
«кто у кого»,
«Ктокак
кричит?»
«Кто чем
питается?»
«Какую пользу
приносит?»

разных
салфето
к
(влажн
ых,
сухих).
«Спря
чь
грибо
к»
Цель:
узнать,
какая
бумага
лучше
для
обёрты
ва ния
предме
то в.
Занятие
2
Опыт 1
Цель:
узнать.
Может
ли
бумага
служит
ь
мостом.

«Спрячь
грибок»
Цель:
узнать,
вырезани е
и приклеив
ание

4

2

2

Лепка
«Кошка»

4

2

2

учить
называть
жилища
животных

10

Занятие 10
«Цвет и форма» Цель:
закрепить умение
находить и называть:
прямоугольник
, квадрат, треугольник,
круг.
Закрепить умение
называть правильно
цвета,
соотносить свои действия

Буква и
звук Г.
Колесн
икова –
занятие
17.

Рисуем
геометри
ческие
фигуры.

«Дикие
звери»
Цель: учить
устанавлив
ать
простейши е
связи
между
сезонными
изменения
ми в
природе и
поведение м
животных,
узнавать и
называть

13

Сказка
«Теремок»
Цель: учить
инсцениро
вать
знакомые
произведе
ния,
показывать
голосом
героев.

Занятие
2
Опыт 2
Цель:
узнать,
можно
ли
удержа
ть книгу
с
помощь
ю
бумаги.

Строим
теремок.
Конструир
ование.

2

1

1

11

Занятие 11
«Один, много» Цель:
закрепить понятия
«один-много», умение
находить предметы,
которых по одному и
которых много, находить
отличия между картинками.

Буква и
звук К.
Колесн
икова –
занятие
18, 19.

Учимся
штрихова
ть.
Штрихуе м
и раскраши
ваем.
Рисуем по
точкам.

«Кто где
живёт?»
Цель:
повторени е
материала о
диких и
домашних
животных.

Словесные
игры по теме
«Кто где
живёт?»

12

Занятие 12
«Столько же, больше,
меньше» Цель: учить
сравнивать группы
предметов по количеству,
находить лишний
предмет в группе по
какому-либо признаку.

Буква
В. Звуки
В-Вь.
Колесн
икова –
занятие
20.

Рисуем
большие и
маленьки е
предмет ы

«Посуда»
Цель: учить
проводить
элементар
ную
классифик
ацию
предметов
посуды по
их
назначени
ю,
использов
анию,
форме,
величине,
цвету.

«День
рождения»
Цель:
закреплени е
знаний о
чайной
посуде.

14

Занятие
1
Опыт 5
Цель:
выясни
ть, как
пишущ
ие
инстру
ме нты
взаимо
де
йствую
тс
бумаго
й.
Занятие
2
Опыт 3
Цель:
Узнать,
можно
ли
удержат
ь
бумагой
сыпучи
й
материа
л.

Учимся
штриховат ь.
Штрихуем и
раскраши
ваем.
Рисуем по
точкам

2

1

1

Укрась
тарелку.
Рисовани е
красками.

2

1

1

13

Занятие 13
«Столько же, больше,
меньше» Цель: учить
сравнивать группы
предметов по количеству,
находить лишний
предмет в группе по
какому-либо признаку.

Буква
Ф.
Звуки
Ф-ФЬ.
Колесн
икова –
занятие
21, 22.

Дорисов
ываем и
раскраши
ваем

14

Занятие 14
«Столько же, больше,
меньше» Цель: учить
сравнивать группы
предметов по количеству,
находить лишний предмет
в группе по какому-либо
признаку, закрепить
умение находить
закономерност ь
расположения
предметов.

Буква и
звук Х.
Колесн
икова –
занятие
23.

Обводим по
контуру.
Обводим по
пунктиру и
соединяе м

«Наступил а
зима» Цель:
формиров ать
представл
ения о
временах
года (зима),
связях между
временам и
года и
погодой,
учить
называть
основные
приметы
зимнего
периода.

«Зима в
лесу» Цель:
формиров
ать
представл
ения о
животном и
растительн
ом мире в
зимний
период.

15

Чтение и
заучивание
стихов о
зиме.
Цель:
показать
образность
слов в стихах
детских
поэтов.

Опыт
Цель:
узнать
какой
вид
бумаги
самый
лёгкий,
словно
снежин
ки
.

Рисовани е
пальчика
ми.
«Снег
идёт»
Начало
изготовле
ния
зимнего
пейзажа.

Рассматрив
ание и беседа
по картинам
«Зима в
лесу»

Опыт 5
Цель:
исследов
ать
прочност
ь бумаги
на разрыв.
(жгутики
пригодятс
яв
творческо
й деят-ти)

Продолже
ние
изготовле
ния зимнего
пейзажа.
«Сугробы
из
скрученно й
бумаги»

2

1

1

15

Занятие 15
«Столько же, больше,
меньше» Цель: учить
сравнивать группы
предметов по количеству,
находить лишний предмет
в группе по какому-либо
признаку, закрепить
умение находить предметы
на листе бумаги по
словесной инструкции(ор
иентировка в пространстве
и на листе
бумаги).

Буква
Л.
Звуки
Л-ЛЬ.
Колесн
икова –
занятие
24.

Рисуем
узоры

16

Занятие 16
Счёт до двух. Число 2
Цель: учить находить
изображения двух
предметов, закрепить
умение
соотносить предметы по
количеству.

Буква
С. Звуки
С-СЬ.
Колесн
икова –
занятие
25.

Рисуем и
раскраши
ваем по
контуру.

«Семья»
Цель:
формиров
ать
представл
ения о
семье и
своём месте
в ней;
побуждать
называть
членов
семьи, род
их занятий,
проявлять
заботу о
родных и
близких.
«Одежда»
Цель: дать
понятие
обобщающ
его слова
«одежда»;
учить
дифферен
цировать
виды
одежды по
временам
года,
называть
предметы
одежды.

16

Чтение и
пересказ
сказок и
рассказов о
семье Л.
Толстого

Занятие
2
Опыт 4
Цель:
исслед
ов ать
режущ
ие свва
бумаги
.

Лепка из
солёного
теста.
«Моя
ладошка»
отпечаток

Игра
«Ателье»
Цель: учить
выбирать
ткань в
соответств ии
с назначение
м одежды;
подбирать
слова –

Опыт
Цель:
узнать,
долгове
ч на ли
одежда
из
бумаги

Укрась
платье
(рубашку).
Гуашь и
ватные
палочки.

17

Закрепление
пройденного материала.

18

Занятие 17
«Числа и цифры 1 и 2»
Цель: познакомить с
цифрами 1 и 2, учить
находить один или два
предмета, находить
высокий и низкий
предметы.

19

Занятие 18
«Длиннее, короче» Цель:
учить сравнивать
предметы по длине,
объединять предметы по
два, зарисовывать столько
предметов, сколько
показывает число,
вычленять предмет из
группы,видеть
закономерност и

Закреп
ление
пройде
нного
матери
ала.
Буква З.
Звуки
З- ЗЬ.
Колесн
икова –
заняти
я 26, 27.

Изготовл
ение
ёлочных
игрушек

Закреплен
ие
пройденно
го
материала.

Закреплен ие
пройденно го
материала.

Рисуем
палочки

«Мебель»
Цель:
познакоми ть с
обобщающ им
понятием
«мебель»;
учить
классифиц
ировать
предметы
мебели по
форме,
величине,
цвету.

Сюжетноролевая игра
«Новосель е»
Цель:
познакоми ть с
обобщающ им
понятием
«мебель»; учить
классифиц
ировать
предметы
мебели по
форме,
величине,цвету

Буква и
звук Ц.
Колесн
икова –
занятие
28.

Обводим и
раскраши
ваем.

«Обувь»
Цель: дать
понятие
обобщающ
его слова
«обувь»;
учить
дифферен
цировать
виды обуви

Игра
«Потерянн ая
пара» Цель:
учить
составлять
описательн
ые рассказы
об обуви.

по временам
года,
называть
предметы
обуви.

17

Изготов
ле ние
ёлочны
х
игруше
к.
Опыт
Цель:
узнать,
из
какого
вида
бумаги
лучше
сделать
мебель
для
игруше
к.
Опыт
Цель:
узнать,
может
ли
бумага
согрева
ть.

Изготовле
ние
ёлочных
игрушек.
Конструир
ование
мебели.

Аппликац
ия из
бумажных
шариков
«Красные
сапожки»

20

Занятие 19
«Круг» Цель:
закрепить
знания о круге, умение
рисовать круги, находить
предметы, похожие на
круг, видеть цветовую
закономерност ь при
раскрашивани и бус.

Буква и
звук Ж

Рисуем
и
раскраши
ваем

21

Занятие 20
«Шар» Цель: учить
находить предметы,
которые
имеют форму шара,
различать круг и шар,
закрепить умение
сравнивать предметы по
длине, находить
закономерност ь в
изображении
предметов.

Буква и
звук Ш

Дорисов
ываем
сказочны х
героев

«Головные
уборы»
Цель: дать
понятие
обобщающ
его слова
«головные
уборы»;
учить
дифферен
цировать
виды
головных
уборов по
временам
года.
«Транспор
т»
Цель: дать
понятия о
разных
видах
транспорта
:
воздушно
м, водном,
наземном.

18

Отгадыван
ие загадок об
одежде,
головных
уборах,
обуви.
Цель:
закреплени е
пройденны х
тем.

Опыт
Цель:
узнать,
что
может
заменит
ь нам
если
летом
не
оказало
сь
панамы.

Рисовани е
карандаш
ами
«Волшебн
ый
колпачок
для
гномика»

Игра
«Путешеств ие»
Цель:
познакоми ть с
пассажирск им и
грузовым
транспортом,
учить различать
основные части
транспорта

Опыт
Цель:
узнать
, тонет
ли
бумага
.

Рисовани е
фломасте
рами по
трафарету
«Транспор
т»

22

Занятие 21
«Счёт до трёх» Цель:
закрепить устный счёт в
пределах трёх, учить
находить группу
предметов, состоящую из
трёх, находить лишнюю
картинку, находить
предметы, сделанные из
определённог
о материала,

Буква и
звук Ч.

Дорисов
ываем
предмет ы

«Професси
и.
Продавец»
Цель: дать
детям
представл
ение о
профессии
продавца.
Дать
представл
ения о
различных
видах
магазинов.

«Професси и.
Продавец»
Цель:
совершенс
твование
диалогичес
кой речи,
учить
употреблят ь
глаголы,
обозначаю
щие
трудовые
действия
продавца.
Закрепить
умение

Опыт 1
Цель:
сравнит
ь
скорост
ь
разложе
н ия
бумаги
и
полиэти
л ена в
почве.

Лепка из
солёного
теста
«Хлебный
магазин»

23

«Как растёт человек»
Цель: формировать
основные
этапы развития мужчины.

Изготовл
ение
открытки

«Защитник
и родины»
Цель: дать
понятия о
военных
профессия
х. И
государств
енном
празднике.

Чтение
стихов по
теме
«Защитник и
Родины»

Изготов
ле ние
открытк
и

Изготовле
ние
открытки

24

«Как растёт человек»
Цель: формировать
основные
этапы развития женщины.

Учить
соотнос
ить
слова –
образц
ыс
написа
нными
словам
и

Разучивани е
стихотворе
ния о маме

Изготов
ле ние
открытк
и

Изготовле
ние
открытки

Учить
соотносить
слова –
образцы с
написанны
ми словами

Изготовл
ение
открытки

«Мамы
всякие
нужны,
мамы
всякие
важны»

19

25

Повторение пройденного
материала в соответствии
с темой недели.

Буква и
звук Щ.

Изготовл
ение
поделки по
теме
недели

26

Занятие 22
«Треугольник»
Цель: закрепить знания о
треугольнике, учить
находить предметы
треугольной формы,
закрепить умение
сортировать предметы по
определённо му признаку,
находить закономерно
сть в цепочке.

Буква и
звук Й.

Рисуем
и
раскраши
ваем.
Соединяе м
и раскраши
ваем.

27

Занятие 23
«Число и цифра 3»
Цель: познакомить с
цифрой 3, закрепить
умение соотносить
количество предметов с
числом, раскладывать
предметы по словесной
инструкции.

Буква Р.
Звуки
Р- РЬ.

Дорисов
ываем,
украшае м,
раскраши
ваем.
Играем в
сказку.

«Маслени
ца пришла
– отворяй
ворота»
Цель:
познакоми
ть с
народным и
обычаями.
«Космос»
Цель:
продолжит ь
знакомств о
с объектами
неживой
природы:
небом,
солнцем,
луной,
звёздами,
дать
понятие –
планета.

«Маслениц а
пришла –
отворяй
ворота

Изготов
ле ние
поделки
по теме
недели

чаепитие

Беседа по
теме
«Космос»

«Наша
планета»
конструир
ование из
полосок
бумаги.

«Професси и.
Почтальон
»
Цель: дать
детям
представл
ение о
профессии
почтальон а.

С/р игра
«Почта» Цель:
обогащени е
словаря: почта,
письмо,
бандероль,
посылка и т.д.

Опыт
«Секре
тн ое
слово»
Цель:
узнать,
как
можно
написат
ь
«тайное
»
письмо
на
бумаге.

20

Опыт
Цель:
закрепить
знания
детей о
том, что
бумагу
можно
склеивать

Рисовани е
«Открытк а
другу»

28

Занятие 24
«На, над, под» Цель:
закрепить знания
пространствен ных
предлогов, закрепить
умение ориентировать ся в
пространстве и на листе
бумаги, рисовать круги и
треугольники, соотносить
количество предметов с
числом.

Буква Е

Рисуем
дорожки,
круги и
палочки.
Рисуем
овалы.

«Професси и
на
транспорте
»
Цель: дать
представл
ения о
профессия х
шофёра,
водителя,
лётчика,
машиниста

29

Занятие 25
«Выше, ниже» Цель: учить
сравнивать предметы и
объекты по высоте.
Употребляя слова:
высокий, низкий, выше,
ниже, средний, находить
нужные числа, соотносить
количество с числом до
трёх.

Буква Ё.

Рисуем
дорожки и
раскраши
ваем.
Обводим по
пунктиру и
раскраши
ваем.

«Весна»
Цель:
уточнить
представл
ения о
признаках
весны.

21

«Професси и
на
транспорте
»
Цель: дать
представле
ния о
профессиях
шофёра,
водителя,
лётчика,
машиниста
.
«Весна»
Цель: ввести
в речь сущ-е
оттепель,
проталины,
сосулька.

Опыт
Цель:
закрепи
ть
знания
детей о
том, что
бумага
горит.

Конструир
ование
«Мой
любимый
транспорт
»

Опыт
Цель:
закрепить
знания о
том, что
на бумаге
можно
рисовать
разными
способам
и.
Начало
работы по
рисовани
ю
«Весенне
го
пейзажа»
(рисуем
протали
ны
губкой)

Продолже
ние
рисования
«Весеннег о
пейзажа»
(гуашь,
кисточки)

30

Занятие 26
«Слева, справа» Цель:
закрепить умение
ориентировать ся в
пространстве и на листе
бумаги, употребляя слова
«слева» и «справа».

Буква
Ю.

Раскраши
ваем,
обводим и
соединяе м.

«Первые
весенние
цветы»
Цель:
познакоми
ть детей с
первыми
весенними
цветами:
мимоза,
подснежни
к, мать-имачеха.

22

Разучивани е
стихотворе
ния о первых
весенних
цветах.

Опыт
«Цвето
к
распуск
ае тся»
Цель:
показат
ь детям
что,
если
положи
ть
бумажн
ый
цветок
с
закрыт
ым и
лепестк
а ми на
воду,
он
раскрое
тс
я.

Аппликац
ия или
рисовани е
«Мимоза»

31

Занятие 27
«Число и цифра 4.
Повторение» Цель:
закрепить знания о
предметах разной
высоты, называть
стороны
«право» и
«лево», учить соотносить
количество предметов с
цифрой.
Познакомить с числом 4,
заполнять таблицу
недостающим предметом.

Буква Я.

Любим
сказки.
Воображ
аем и
рисуем.

32

Занятие 28
«Число и цифра 5.
Повторение»

Буквы
ъ, ь

Ищем,
соединяе м,
раскраши
ваем.

«Цветущие
комнатные
растения»
Цель:
познакоми
ть с
бегонией и
фиалкой,
уточнить
представл
ения о
биологиче
ских
процессах в
природе.
«Аквариум
ные рыбы»
Цель:
расширить
представл
ения об
аквариумн
ых рыбах:
гуппи,
золотая
рыбка,
меченосец

23

Составлени е
рассказа о
понравивш емся
комнатном
растении по
вопросам
педагога.
«Цель: учить
составлять
рассказы из 3
предложен ий.

Опыт
Цель:
сделать
из
бумаги
свисток

Рисовани е
понравив
шегося
цветка.

Коллективн
ая творческая
работа
«Аквариум
»
Цель:
закрепить
знания детей
о жизни
аквариумн
ых рыб, их
названии.

Коллек
ти вная
творчес
ка я
работа
«Аквар
иу м»
Цель:
закрепи
ть
знания
детей о
жизни
аквариу
м ных
рыб, их
названии
.

Коллектив
ная
творческа я
работа
«Аквариу
м»
Цель:
закрепить
знания
детей о
жизни
аквариум
ных рыб, их
названии.

33

Занятие 29
Повторение

Колесн
икова –
занятие
29.
Закреп
ление
пройде
нного
матери
ала
(гласны
е
звуки).

Рисуем
петлеобр
азные
линии.

«Насекомы
е»
Цель: дать
представл
ения о
жизни
насекомых
, учить
различать
их.

24

Словесные
игры
«Узнай по
описанию»
«Загадай
загадку»
Цель:
продолжат ь
учить
составлять
рассказыописания из
2-3
предложен
ий, закрепить
названия
насекомых:
жук, бабочка,
божья
коровка, оса,
пчела,
шмель,
муравей,
стрекоза.

Опыт
Цель:
узнать
как
можно
притяну
ть
бумагу
с
помощь
ю
воздуш
но го
шара.

Лепка
«Божья
коровка»

34

Занятие 30
Повторение

Колесн
икова –
занятие
30.
Закреп
ление
пройде
нного
матери
ала
(соглас
ные
звуки).

Превращ
аем
ладошки в
рисунки.

«Правила
дорожного
движения»
Цель:
закрепить
знания
детей о
правилах
дорожного
движения.

35

Занятие 31 Повторение

Занятие
42.
Превращ
аем
ладошки в
рисунки.

«Лето.
Цветы на
лугу» Цель:
обобщать
представл
ения детей о
лете и
летних
явлениях в
природе,

36

Занятие 32 Повторение

Колесн
икова –
занятие
31.
Закреп
ление
пройде
нного
матери
ала
(соглас
Колесн
икова –
занятие
32.
Закреп

Дидактиче
ская игра
«Экскурсия
»
Цель:
закреплени е
слов переход,
светофор,
дорожные
знаки, ввести
в речь
название
родного
города,
улицы, на
которой
живёт
ребёнок.
Словесные
игры
«Четвёрты й
лишний»,
«Что
перепутал
художник»,
«Когда это
бывает»
и
т.д.

Повторяе м
разные
типы
линий.

«Лето.
Море»
Цель:
обогащени е
знаний

«Отдых на
море» Цель:
обогащени е
словаря по
теме.

25

Занятие
42.
Превраща
ем ладошки
в рисунки.

Опыт
Цель:
как
преврат
ит ь
лист
бумаги
в
«полянк
у
»
Эколог
ич
еская
сказка
Цель:

Занятие
42.
Превраща
ем ладошки
в рисунки.

Рисовани е
на манке
«Три
характера
моря»

ление
пройде
нного
матери
ала
(соглас
ные
звуки).

37

Итоговое тестирован ие
Открытый урок
«Приключе ния лося
Аристотеля и дятла
Тук-тук» 2- е занятие

Провед
ение
открыт
ого
урока
для
родите
лей

детей о
море и его
жителях.

Проведен ие
открытог о
урока для
родителе й

Задания от
Знайки

26

Проведени е
открытого
урока для
родителей

узнать
какой
упаков
оч ный
матери
ал
менее
вреден
для
окружа
ю щей
среды.
Изготов
ле ние
своего
листа
бумаги

(соотнесе
ние с
музыкой)

Проведен ие
открытого
урока для
родителе й

2.4 Планируемые результаты:
Модули:
- «Знакомство с элементарными математическими
представлениями»
- «Знакомлюсь с буквами»
- «Знакомлюсь с окружающим миром»
- «Развиваю мелкую моторику»
Продолжительность курса 1 учебный год (учебный год
составляет 9месяцев с 01 сентября по 31 мая).

К концу 1-го учебного года обучения ребёнок может:
•
называть геометрические фигуры и тела (овал,
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар),
•

соотносить предмет с геометрической фигурой,

•
различать и называть предметы по размеру и цвету
(большой- маленький, длинный короткий, высокий-низкий,
широкий-узкий, от 8цветов),
•

различать цифры от 1 до 5,

•

вести счёт в пределах 5,

•

ориентироваться в пространстве (впереди, сзади, между, праволево),

•
•

определять и называть части суток и времена года,
употреблять пространственные предлоги,

•

сравнивать количество предметов (больше-меньше),

•

различать и называть буквы русского алфавита,

•

называть слова, начинающиеся на заданный звук,

•
классифицировать и обобщать предметы по темам («Одежда»,
«Обувь», «Мебель» и т.д.),
•

называть основные свойства предметов,

•

составлять предложения и короткие рассказы на заданную тему,

•

рассказывать короткие стихи и сказки,

•

проводить различные линии,

•

заштриховывать и аккуратно раскрашивать нарисованные
предметы,

•

обводить рисунки по пунктирной линии,

•

проводить простые опыты с бумагой.

3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарно-учебный график на 2022-2023 год
№ Основные характеристики образовательного
процесса
1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

36

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

72

5

Недель в I полугодии

16

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

5 сентября
31 декабря – 9 января

10 Окончание учебного года

31 мая

3.2 Условия реализации программы
Для реализации программы «Ломоносовская школа» в МАУ ДО Центр
«Остров» создана специально организованная пространственная среда:
- кабинет оснащённый мебелью в соответствии с СаНПИН.
-

имеется

необходимый

инструментарий

и

дидактический

материал

соответствующий возрасту и требованиям программы с расчетом на каждого
ребенка по списочному составу.
- магнитофон для музыкального сопровождения занятий.
- имеется помещение для проведения физкультурных пауз.

28

Занятия

проводит

квалифицированный

педагог

дополнительного

образования, знающий возрастные особенности детей, владеющий навыками
эффективной коммуникации и педагогическими технологиями.

3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Согласно ФГОС дошкольного образования осуществляется с помощью
наблюдения, игр, собеседований с родителями для достижения детьми целевых
ориентиров дошкольного воспитания.
В конце года проводится экспресс-диагностика по результатам изучения
программы на развитие способности анализировать, планировать, рассуждать и
комбинировать (Приложение 1, 2).

29

4. Список литературы
1.
Володина Н.В. «Знакомлюсь с буквами: для детей 3-4 года»
М.: Эксмо, 2017.
2.
Володина Н.В. «Узнаю цифры: для детей 3-4 года»» М.: Эксмо,
2016.
3.
Володина Н.В. «Знакомлюсь с окружающим миром: для
детей 3-4года» М.: Эксмо, 2017.
4.
Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в
логопедическойгруппе для детей с ОНР» - СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2003.
5.
Султанова М. «Простые опыты с бумагой», М.: ООО
«Хатбер –пресс»,2016.
6.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка. Математика
для детей 3-4 лет» часть 1 М.: Ювента,
2008.
7.
Елена Колесникова: Программа "От звука к букве" М.:
Ювента, 2010 г4-5 лет
1.
Пьянкова Е.А. «Начинаю считать: для детей 4-5 лет»М: Эксмо,
2016.
2.
Пятак С.В. «Узнаю звуки и буквы» М: Эксмо, 2016.
3.
Егупова В.А. «Познаю мир: для детей 4-5 лет»М: Эксмо, 2016.
4.
Султанова М. «Простые опыты с водой», М.: ООО
«Хатбер –пресс»,2016.
5.
Елена Колесникова: Программа "От звука к букве" М.:
Ювента, 2010г
5-6
лет

30

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».