ОГЛАВЛЕНИЕ
2. Основные характеристики……………………………………………………..3
2.1 Пояснительная записка ……………………… .……………...……………...3
2.2 Цель и задачи общеобразовательной программы ………………………….8
2.3 Содержание общеразвивающей программы…………………………….....10
2.4 Планируемые результаты…………………………………………………...27
3. Организационно-педагогические условия…………………………………………………29
3.1 Календарный учебный график………………………………………...........29
3.2. Условия реализации программы………………….......................................35
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ……………….......35
4.Список литературы…………………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………38-39
2.Основные характеристики
2
2.1 Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно
затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из
путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из
разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное
образование. Предшкольное образование, как образование вообще, – это
система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с
одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой –
вхождение его в это общество (социализацию).
В основу данной программы заложен принцип системно-деятельного
подхода, личностно-ориентированного обучения. У каждого ребенка есть
способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания
учиться. Разнообразные игры не только помогают приобрести основные
навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и
творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические
умозаключения.
Пособия по программе «Ломоносовская школа» представляют собой
рабочие тетради по развитию математических представлений, обучению
грамоте и чтению, подготовки руки к письму, ознакомлению с окружающим
миром. Для детей 4-5 лет используются рабочая тетрадь Петерсон Л. Г.,
Кочемасовой Е.Е. «Игралочка.Математика для детей 4 лет. Часть 1». В
программу входит обязательная исследовательская деятельность: 3-4 года «Опыты с бумагой». Раздел «Развитие речи» включает в себя: развитие
словаря и звуковой культуры речи, формирование грамматического строя,
развитие монологической и диалогической стороны речи. Данный раздел
тесно связан с остальными разделами программы.
Актуальность программы заключается в том, что она органически
соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в
методике дошкольного обучения. Иногда дошкольная подготовка детей
3
сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако, исследования
психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что
наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают
недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов
к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств,
как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно,
желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится
на основе следующей системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической
комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности);
-обеспечивается
возможность
разноуровневого
обучения
детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
-при введении нового знания
предметами
и
явлениями
раскрывается его взаимосвязь с
окружающего
мира
(принцип
целостного
представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на
основании некоторого критерия (принцип вариативности).
-
процесс
обучения
сориентирован
на
приобретение
детьми
собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).
Нормативно - правовой базой для составления данной программы
являются следующие документы:
1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – 273 – ФЗ),
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №
1008
«Об
утверждении
порядка
4
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
3. Концепция развития дополнительного образования детей от
04.09.2014г. № 1726-р,
4.
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образоваельных организаций
дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), 5. Приказ
Департамента образования города Москвы №922 от 17ю12ю2014г. « О мерах
по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году»
( в редакции от 07.08.2015г. № 1308, от 08.09.2015г. № 2074, от 30.08.2016г.
№1035, от 31.01.2017г. № 30). 6. Учебный план дополнительного
образования ГБОУ Школа 2072 на 2018-2019 учебный год.
Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного
подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном
занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи и на их основе —
развитие связанной речи.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и
взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине,
времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для
интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя
речи,
развития
связной
речи,
способствуют
общему
умственному
воспитанию ребенка.
На занятиях по РМП также широко используются словесные,
наглядные,
проблемно-поисковые
практических
заданий,
что
методы
обучения,
способствует
а
развитию
также
метод
математических
способностей, а значит, дети будут подготовлены к дальнейшему обучению в
школе. Использование
тетрадей
на
печатной
основе
помогает
организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки
самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них
правильной самооценки результатов своих действий.
5
Также формированию навыков самооценки способствует также
подведение итогов занятия. В течение 2 – 3 минут внимание детей
акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать
свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.
Эта обратная связь поможет педагогу впоследствии скорректировать свою
работу. В занятия включены физкультминутки, в перерыве между занятиями
проводятся
упражнения
на
снятие
мышечного
и
эмоционального
напряжения. Программа направлена на формирование у дошкольников более
высокого уровня интеллектуального и личностного развития, а также
развитие социальной зрелости (готовности), что позволяет успешно учиться.
Отличительные особенности данной программы.
Адресат программы.
Дошкольники в возрасте 4-5 лет.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительностью 2025 минут по образовательной программе с перерывами 10 минут.
Занятия проводятся с группой детей (7-10 человек) в форме игр и
игровых упражнений с использованием наглядного материала.
Групповое занятие проходит в игровой форме, насыщенным большим
разнообразием
практических
заданий,
их
чередований
и
прекрасно
иллюстрированным большим фактическим материалом.
-индивидуальная работа, ее результаты могут быть использованы в
индивидуальном подходе к ребенку на занятиях.
Срок освоения общеразвивающей программы:
Объем программы – 72 часа,
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса. В состав
группы входят дети одного возраста на постоянной основе. Программа
построена с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Ведущей
6
деятельностью является игра. Значение игровой деятельности влияет на
развитие содержательной стороны интеллекта ребенка, его произвольного
внимания и памяти, развития речи, на формирование доброжелательных
отншений в коллективе, на воспитание способности справедливо оценивать
свои поступки и поступки играющих. На занятиях дети совершают познание
окружающего мира в увлекательной форме, при этом, на самом деле, они
учатся вычленять проблему, анализировать путь решения задач, искать
разные подходы к выполнению заданий, осознавать причины возможных
неудач.
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к
новым
образовательным
условиям
и
создание
условий
гуманного
(комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Суть
программы «Ломоносовская школа» состоит в том, чтобы научить ребенка
мыслить, развить у него память, внимание, воображение, логику и др.
психометрические параметры Будущий первоклассник должен владеть
элементарными
навыками
универсальных
учебных
действий
(УУД),
коммуникативными и речевыми компетенциями.
Задачи программы:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
7
2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план «Ломоносовская школа»
№
п/п
«Игралочка» Часть 1
1
Занятие 1
«Цвет» Цели:
закрепление названий
цветов, учить правильно
согласовывать название
предмета с его цветом,
учить классифициро вать
предметы по цвету.
Знаком
ство с
буквам
и,
Колесн
икова
«Разсловечк
о, два –
словечк
о»
Буквы
А и У.
Цели:
учить
узнават
ь буквы
А и У,
визуаль
но и на
ощупь,
учить
распозн
авать
звуки
[а] и [о]
в начале
слова.
Колесн
икова –
занятия1, 2
Развивае м
мелкую
моторику
Ознак-ие с
окружающ
им миром
Развитие
речи
Опыты
Творческа я
деятельно
сть
Количество
часов
Вс Те Пра
его ор ктик
ия а
Рисовани е
прямых
горизонта
льных и
ломанны х
линий.
«Игрушки»
Цель:
обогащать и
совершенс
твовать
представл
ения детей
об
игрушках,
материала
х, из
которых
сделаны
игрушки,
учить
использов
ать
обобщающ
ее понятие
А. Барто
«Игрушки»
Цель:
Обогащать
словарный
запас за счет
обозначен ий
качеств.
Развивать
зрительну ю
и слуховую
память.
память,
связную
речь.
Занятие
1
Опыт 1
Цель:
познако
м ить с
основн
ым и свми
бумаги.
Занятие 1
«Пирамид
ка»
(аппликац
ия)
Цель: учить
разрезать
полоску
бумаги,
сост-ть
пирамиду
из 3-5
частей.
2
1
1
2
Занятие 2
«Цвет» Цели:
закрепление названий
цветов, учить правильно
согласовывать название
предмета с его цветом,
учить классифициро вать
предметы по цвету.
3
Занятие 3
«Цвет» Цели:
закрепление названий
цветов, учить правильно
согласовывать название
предмета с его цветом,
учить классифициро вать
предметы по цвету.
Буквы
О и Ы.
Цели:
учить
узнават
ь буквы
УиЫ
визуаль
но и на
ощупь,
учить
распозн
авать
звуки
[у] и [ы]
Буквы Э и
И. Цели:
учить
узнават ь
буквы Э и
И
визуаль
но и на
ощупь,
учить
распозн
авать
звуки [э]
и [и] в
словах
Квест
Колесн
икова –
занятия
6,7, 8.
Рисуем
прямые
вертикал
ьные и
волнисты е
линии.
«Мы живём
в городе»
Цель: учим
различать
дома по
высоте, по
материала м
из которых
они
сделаны,
сравнивать
город и
деревню.
(Что есть в
Сказка
«Три
поросёнка
»
Цель: учить
передавать
интонации,
говорить
полными
предложен
иями
Рисуем
изогнуты е
линии,
ямки и
холмики.
Квест
Повторение
пройденно
го
Повторение
пройденно го
9
Занятие
1
Опыт 2
Цель:
узнать,
как
сгибает
ся
бумага,
прочнос
ть
разной
бумаги.
Занятие 2
Рисовани е
«Парк»
(акварель)
.
4
2
2
Создание
коллектив
ной работы
Квест
4
2
2
4
Занятие 4
«Цвет» Цели:
закрепление названий
цветов, учить правильно
согласовывать название
предмета с его цветом,
учить классифицировать
предметы по цвету.
Буква
М.
Звуки
М-МЬ.
Колесн
икова –
занятие
9.
Рисуем
дорожки
«Осень.
Деревья»
Цель:
расширить
знания о
временах
года,
основных
приметах
осени:
пасмурно,
опадают
листья,
идёт
мелкий
дождь,
становится
холоднее
«Листопад,
листопад»
Цель:
знакомить с
характерны
ми
особенност
ями осенних
деревьев,
строением
цветов,
воспитыват ь
желание
заботиться о
природе
Занятие
1
Опыт 3
Цель:
исследо
в ать
звук,
которы
й
издаёт
бумага
при
сминан
ии,
(мятая
бумага
пригоди
тс я на
творчес
ко й
деятел
ьн
ости)
«Осенняя
берёза»
Цель:
учить
рисовать
мятой
бумагой.
4
2
2
5
Занятие 5
«Оттенки цветов»
Цель: закрепить
знания детей о том, что
цвет
может иметь
Буква
Н.
Звуки
Н-НЬ.
Колесн
икова –
занятие
10.
Рисуем
квадрат.
«Где
ночует
солнце?
Цель:
формиров
ать
интерес к
явлениям
Составлени е
предложен ий
по картинкам
Части
суток»
опыт
«Свет и
бумага
» Цель:
узнать
может
ли
бумага
Рисовани е
восковым и
карандаш
ами
«День и
ночь»
4
2
2
10
6
Занятие 6
«Оттенки цветов»
Цель: закрепить
знания детей о том, что
цвет может иметь
несколько оттенков, учить
классифициро вать
предметы по цвету.
Буква Б.
Звуки
Б-БЬ.
Колесн
икова –
занятие
11.
Рисуем
круги
«Птицы»
Цель:
познакоми
ть детей с
перелётны
ми (2-3
птицы) и
зимующим
и ( 2-3 пт.)
птицами,
учить
находить
общие
признаки у
птиц,
называние
детёныше й
и жилища
птиц.
Словесные
игры
«Птицы».
Цель:
закрепить
знания о
птицах,
называть
части тела,
движения
птиц, какие
звуки
воспроизво
дят птицы.
7
Занятие 7
«Оттенки цветов»
Цель: закрепить
знания детей о том, что
цвет может иметь
несколько оттенков, учить
классифициро вать
предметы по цвету.
Буква
П.
Звуки
П-ПЬ.
Колесн
икова –
занятие
12, 13.
Рисуем
треугольн
ики
«Фрукты и
овощи»
Цель: учить
различать и
называть
овощи и
фрукты по
внешнему
виду, вкусу.
«Фрукты и
овощи»
Цель: учить
составлять
загадки об
овощах и
фруктах.
Раскладывать
по группам
11
Занятие
1
Опыт
4»
Цель:
провери
т ь,
сколько
места
занимае
т
бумага
в
простра
нс тве.
(рванна
я
бумага
пригоди
тс я для
творчес
ко й
деят-ти)
«Для
чего
нужны
салфетк
и
»
Цель:
узнать
свойств
а
Аппликац
ия из
рванной
бумаги
«Жарптица»
4
2
2
Рисовани е
овощным и
штампами
4
2
2
(овощи –
огород,
фруктысад).
8
Занятие 8
«Большой и маленький»
Цель: закрепить умение
классифициро вать
предметы по размеру
(большой- маленький),
правильно согласовывать
прилагательно е с
существительн ым.
Буква
Д.
Звуки
Д-ДЬ.
Колесн
икова –
занятие
14
9
Занятие 8
«Большой и маленький»
Цель: закрепить умение
классифициро вать
предметы по размеру
(большой- маленький),
правильно согласовывать
прилагательно е с
существительн ым,
сравнивать предметы,
используя слова большеменьше.
Буква
Т. Звуки
Т- ТЬ.
Колесн
икова занятие
15, 16.
Рисуем овалы
Рисуем
прямоуго
льники.
«Грибы и
ягоды»
Цель:
закрепить
знания о
грибах и
ягодах, о
способах их
приготовле
ния.
«Домашни е
животные»
Цель:
познакоми ть с
домашним и
животным и и
их детёныша
ми; формиров
ать навык
словообра
зования имён
существите
льных,
обозначаю щих
детёныше й,
12
Сказка
Сутеева
«Под
грибом»
Цель: учить
отвечать на
вопросы
полными
предложен
иями,
воспроизво
дить
очерёдност ь
действия в
сказке.
Словесные игры
по теме
«Домашни е
животные»
«Кто где
живёт?»
«кто у кого»,
«Ктокак
кричит?»
«Кто чем
питается?»
«Какую пользу
приносит?»
разных
салфето
к
(влажн
ых,
сухих).
«Спря
чь
грибо
к»
Цель:
узнать,
какая
бумага
лучше
для
обёрты
ва ния
предме
то в.
Занятие
2
Опыт 1
Цель:
узнать.
Может
ли
бумага
служит
ь
мостом.
«Спрячь
грибок»
Цель:
узнать,
вырезани е
и приклеив
ание
4
2
2
Лепка
«Кошка»
4
2
2
учить
называть
жилища
животных
10
Занятие 10
«Цвет и форма» Цель:
закрепить умение
находить и называть:
прямоугольник
, квадрат, треугольник,
круг.
Закрепить умение
называть правильно
цвета,
соотносить свои действия
Буква и
звук Г.
Колесн
икова –
занятие
17.
Рисуем
геометри
ческие
фигуры.
«Дикие
звери»
Цель: учить
устанавлив
ать
простейши е
связи
между
сезонными
изменения
ми в
природе и
поведение м
животных,
узнавать и
называть
13
Сказка
«Теремок»
Цель: учить
инсцениро
вать
знакомые
произведе
ния,
показывать
голосом
героев.
Занятие
2
Опыт 2
Цель:
узнать,
можно
ли
удержа
ть книгу
с
помощь
ю
бумаги.
Строим
теремок.
Конструир
ование.
2
1
1
11
Занятие 11
«Один, много» Цель:
закрепить понятия
«один-много», умение
находить предметы,
которых по одному и
которых много, находить
отличия между картинками.
Буква и
звук К.
Колесн
икова –
занятие
18, 19.
Учимся
штрихова
ть.
Штрихуе м
и раскраши
ваем.
Рисуем по
точкам.
«Кто где
живёт?»
Цель:
повторени е
материала о
диких и
домашних
животных.
Словесные
игры по теме
«Кто где
живёт?»
12
Занятие 12
«Столько же, больше,
меньше» Цель: учить
сравнивать группы
предметов по количеству,
находить лишний
предмет в группе по
какому-либо признаку.
Буква
В. Звуки
В-Вь.
Колесн
икова –
занятие
20.
Рисуем
большие и
маленьки е
предмет ы
«Посуда»
Цель: учить
проводить
элементар
ную
классифик
ацию
предметов
посуды по
их
назначени
ю,
использов
анию,
форме,
величине,
цвету.
«День
рождения»
Цель:
закреплени е
знаний о
чайной
посуде.
14
Занятие
1
Опыт 5
Цель:
выясни
ть, как
пишущ
ие
инстру
ме нты
взаимо
де
йствую
тс
бумаго
й.
Занятие
2
Опыт 3
Цель:
Узнать,
можно
ли
удержат
ь
бумагой
сыпучи
й
материа
л.
Учимся
штриховат ь.
Штрихуем и
раскраши
ваем.
Рисуем по
точкам
2
1
1
Укрась
тарелку.
Рисовани е
красками.
2
1
1
13
Занятие 13
«Столько же, больше,
меньше» Цель: учить
сравнивать группы
предметов по количеству,
находить лишний
предмет в группе по
какому-либо признаку.
Буква
Ф.
Звуки
Ф-ФЬ.
Колесн
икова –
занятие
21, 22.
Дорисов
ываем и
раскраши
ваем
14
Занятие 14
«Столько же, больше,
меньше» Цель: учить
сравнивать группы
предметов по количеству,
находить лишний предмет
в группе по какому-либо
признаку, закрепить
умение находить
закономерност ь
расположения
предметов.
Буква и
звук Х.
Колесн
икова –
занятие
23.
Обводим по
контуру.
Обводим по
пунктиру и
соединяе м
«Наступил а
зима» Цель:
формиров ать
представл
ения о
временах
года (зима),
связях между
временам и
года и
погодой,
учить
называть
основные
приметы
зимнего
периода.
«Зима в
лесу» Цель:
формиров
ать
представл
ения о
животном и
растительн
ом мире в
зимний
период.
15
Чтение и
заучивание
стихов о
зиме.
Цель:
показать
образность
слов в стихах
детских
поэтов.
Опыт
Цель:
узнать
какой
вид
бумаги
самый
лёгкий,
словно
снежин
ки
.
Рисовани е
пальчика
ми.
«Снег
идёт»
Начало
изготовле
ния
зимнего
пейзажа.
Рассматрив
ание и беседа
по картинам
«Зима в
лесу»
Опыт 5
Цель:
исследов
ать
прочност
ь бумаги
на разрыв.
(жгутики
пригодятс
яв
творческо
й деят-ти)
Продолже
ние
изготовле
ния зимнего
пейзажа.
«Сугробы
из
скрученно й
бумаги»
2
1
1
15
Занятие 15
«Столько же, больше,
меньше» Цель: учить
сравнивать группы
предметов по количеству,
находить лишний предмет
в группе по какому-либо
признаку, закрепить
умение находить предметы
на листе бумаги по
словесной инструкции(ор
иентировка в пространстве
и на листе
бумаги).
Буква
Л.
Звуки
Л-ЛЬ.
Колесн
икова –
занятие
24.
Рисуем
узоры
16
Занятие 16
Счёт до двух. Число 2
Цель: учить находить
изображения двух
предметов, закрепить
умение
соотносить предметы по
количеству.
Буква
С. Звуки
С-СЬ.
Колесн
икова –
занятие
25.
Рисуем и
раскраши
ваем по
контуру.
«Семья»
Цель:
формиров
ать
представл
ения о
семье и
своём месте
в ней;
побуждать
называть
членов
семьи, род
их занятий,
проявлять
заботу о
родных и
близких.
«Одежда»
Цель: дать
понятие
обобщающ
его слова
«одежда»;
учить
дифферен
цировать
виды
одежды по
временам
года,
называть
предметы
одежды.
16
Чтение и
пересказ
сказок и
рассказов о
семье Л.
Толстого
Занятие
2
Опыт 4
Цель:
исслед
ов ать
режущ
ие свва
бумаги
.
Лепка из
солёного
теста.
«Моя
ладошка»
отпечаток
Игра
«Ателье»
Цель: учить
выбирать
ткань в
соответств ии
с назначение
м одежды;
подбирать
слова –
Опыт
Цель:
узнать,
долгове
ч на ли
одежда
из
бумаги
Укрась
платье
(рубашку).
Гуашь и
ватные
палочки.
17
Закрепление
пройденного материала.
18
Занятие 17
«Числа и цифры 1 и 2»
Цель: познакомить с
цифрами 1 и 2, учить
находить один или два
предмета, находить
высокий и низкий
предметы.
19
Занятие 18
«Длиннее, короче» Цель:
учить сравнивать
предметы по длине,
объединять предметы по
два, зарисовывать столько
предметов, сколько
показывает число,
вычленять предмет из
группы,видеть
закономерност и
Закреп
ление
пройде
нного
матери
ала.
Буква З.
Звуки
З- ЗЬ.
Колесн
икова –
заняти
я 26, 27.
Изготовл
ение
ёлочных
игрушек
Закреплен
ие
пройденно
го
материала.
Закреплен ие
пройденно го
материала.
Рисуем
палочки
«Мебель»
Цель:
познакоми ть с
обобщающ им
понятием
«мебель»;
учить
классифиц
ировать
предметы
мебели по
форме,
величине,
цвету.
Сюжетноролевая игра
«Новосель е»
Цель:
познакоми ть с
обобщающ им
понятием
«мебель»; учить
классифиц
ировать
предметы
мебели по
форме,
величине,цвету
Буква и
звук Ц.
Колесн
икова –
занятие
28.
Обводим и
раскраши
ваем.
«Обувь»
Цель: дать
понятие
обобщающ
его слова
«обувь»;
учить
дифферен
цировать
виды обуви
Игра
«Потерянн ая
пара» Цель:
учить
составлять
описательн
ые рассказы
об обуви.
по временам
года,
называть
предметы
обуви.
17
Изготов
ле ние
ёлочны
х
игруше
к.
Опыт
Цель:
узнать,
из
какого
вида
бумаги
лучше
сделать
мебель
для
игруше
к.
Опыт
Цель:
узнать,
может
ли
бумага
согрева
ть.
Изготовле
ние
ёлочных
игрушек.
Конструир
ование
мебели.
Аппликац
ия из
бумажных
шариков
«Красные
сапожки»
20
Занятие 19
«Круг» Цель:
закрепить
знания о круге, умение
рисовать круги, находить
предметы, похожие на
круг, видеть цветовую
закономерност ь при
раскрашивани и бус.
Буква и
звук Ж
Рисуем
и
раскраши
ваем
21
Занятие 20
«Шар» Цель: учить
находить предметы,
которые
имеют форму шара,
различать круг и шар,
закрепить умение
сравнивать предметы по
длине, находить
закономерност ь в
изображении
предметов.
Буква и
звук Ш
Дорисов
ываем
сказочны х
героев
«Головные
уборы»
Цель: дать
понятие
обобщающ
его слова
«головные
уборы»;
учить
дифферен
цировать
виды
головных
уборов по
временам
года.
«Транспор
т»
Цель: дать
понятия о
разных
видах
транспорта
:
воздушно
м, водном,
наземном.
18
Отгадыван
ие загадок об
одежде,
головных
уборах,
обуви.
Цель:
закреплени е
пройденны х
тем.
Опыт
Цель:
узнать,
что
может
заменит
ь нам
если
летом
не
оказало
сь
панамы.
Рисовани е
карандаш
ами
«Волшебн
ый
колпачок
для
гномика»
Игра
«Путешеств ие»
Цель:
познакоми ть с
пассажирск им и
грузовым
транспортом,
учить различать
основные части
транспорта
Опыт
Цель:
узнать
, тонет
ли
бумага
.
Рисовани е
фломасте
рами по
трафарету
«Транспор
т»
22
Занятие 21
«Счёт до трёх» Цель:
закрепить устный счёт в
пределах трёх, учить
находить группу
предметов, состоящую из
трёх, находить лишнюю
картинку, находить
предметы, сделанные из
определённог
о материала,
Буква и
звук Ч.
Дорисов
ываем
предмет ы
«Професси
и.
Продавец»
Цель: дать
детям
представл
ение о
профессии
продавца.
Дать
представл
ения о
различных
видах
магазинов.
«Професси и.
Продавец»
Цель:
совершенс
твование
диалогичес
кой речи,
учить
употреблят ь
глаголы,
обозначаю
щие
трудовые
действия
продавца.
Закрепить
умение
Опыт 1
Цель:
сравнит
ь
скорост
ь
разложе
н ия
бумаги
и
полиэти
л ена в
почве.
Лепка из
солёного
теста
«Хлебный
магазин»
23
«Как растёт человек»
Цель: формировать
основные
этапы развития мужчины.
Изготовл
ение
открытки
«Защитник
и родины»
Цель: дать
понятия о
военных
профессия
х. И
государств
енном
празднике.
Чтение
стихов по
теме
«Защитник и
Родины»
Изготов
ле ние
открытк
и
Изготовле
ние
открытки
24
«Как растёт человек»
Цель: формировать
основные
этапы развития женщины.
Учить
соотнос
ить
слова –
образц
ыс
написа
нными
словам
и
Разучивани е
стихотворе
ния о маме
Изготов
ле ние
открытк
и
Изготовле
ние
открытки
Учить
соотносить
слова –
образцы с
написанны
ми словами
Изготовл
ение
открытки
«Мамы
всякие
нужны,
мамы
всякие
важны»
19
25
Повторение пройденного
материала в соответствии
с темой недели.
Буква и
звук Щ.
Изготовл
ение
поделки по
теме
недели
26
Занятие 22
«Треугольник»
Цель: закрепить знания о
треугольнике, учить
находить предметы
треугольной формы,
закрепить умение
сортировать предметы по
определённо му признаку,
находить закономерно
сть в цепочке.
Буква и
звук Й.
Рисуем
и
раскраши
ваем.
Соединяе м
и раскраши
ваем.
27
Занятие 23
«Число и цифра 3»
Цель: познакомить с
цифрой 3, закрепить
умение соотносить
количество предметов с
числом, раскладывать
предметы по словесной
инструкции.
Буква Р.
Звуки
Р- РЬ.
Дорисов
ываем,
украшае м,
раскраши
ваем.
Играем в
сказку.
«Маслени
ца пришла
– отворяй
ворота»
Цель:
познакоми
ть с
народным и
обычаями.
«Космос»
Цель:
продолжит ь
знакомств о
с объектами
неживой
природы:
небом,
солнцем,
луной,
звёздами,
дать
понятие –
планета.
«Маслениц а
пришла –
отворяй
ворота
Изготов
ле ние
поделки
по теме
недели
чаепитие
Беседа по
теме
«Космос»
«Наша
планета»
конструир
ование из
полосок
бумаги.
«Професси и.
Почтальон
»
Цель: дать
детям
представл
ение о
профессии
почтальон а.
С/р игра
«Почта» Цель:
обогащени е
словаря: почта,
письмо,
бандероль,
посылка и т.д.
Опыт
«Секре
тн ое
слово»
Цель:
узнать,
как
можно
написат
ь
«тайное
»
письмо
на
бумаге.
20
Опыт
Цель:
закрепить
знания
детей о
том, что
бумагу
можно
склеивать
Рисовани е
«Открытк а
другу»
28
Занятие 24
«На, над, под» Цель:
закрепить знания
пространствен ных
предлогов, закрепить
умение ориентировать ся в
пространстве и на листе
бумаги, рисовать круги и
треугольники, соотносить
количество предметов с
числом.
Буква Е
Рисуем
дорожки,
круги и
палочки.
Рисуем
овалы.
«Професси и
на
транспорте
»
Цель: дать
представл
ения о
профессия х
шофёра,
водителя,
лётчика,
машиниста
29
Занятие 25
«Выше, ниже» Цель: учить
сравнивать предметы и
объекты по высоте.
Употребляя слова:
высокий, низкий, выше,
ниже, средний, находить
нужные числа, соотносить
количество с числом до
трёх.
Буква Ё.
Рисуем
дорожки и
раскраши
ваем.
Обводим по
пунктиру и
раскраши
ваем.
«Весна»
Цель:
уточнить
представл
ения о
признаках
весны.
21
«Професси и
на
транспорте
»
Цель: дать
представле
ния о
профессиях
шофёра,
водителя,
лётчика,
машиниста
.
«Весна»
Цель: ввести
в речь сущ-е
оттепель,
проталины,
сосулька.
Опыт
Цель:
закрепи
ть
знания
детей о
том, что
бумага
горит.
Конструир
ование
«Мой
любимый
транспорт
»
Опыт
Цель:
закрепить
знания о
том, что
на бумаге
можно
рисовать
разными
способам
и.
Начало
работы по
рисовани
ю
«Весенне
го
пейзажа»
(рисуем
протали
ны
губкой)
Продолже
ние
рисования
«Весеннег о
пейзажа»
(гуашь,
кисточки)
30
Занятие 26
«Слева, справа» Цель:
закрепить умение
ориентировать ся в
пространстве и на листе
бумаги, употребляя слова
«слева» и «справа».
Буква
Ю.
Раскраши
ваем,
обводим и
соединяе м.
«Первые
весенние
цветы»
Цель:
познакоми
ть детей с
первыми
весенними
цветами:
мимоза,
подснежни
к, мать-имачеха.
22
Разучивани е
стихотворе
ния о первых
весенних
цветах.
Опыт
«Цвето
к
распуск
ае тся»
Цель:
показат
ь детям
что,
если
положи
ть
бумажн
ый
цветок
с
закрыт
ым и
лепестк
а ми на
воду,
он
раскрое
тс
я.
Аппликац
ия или
рисовани е
«Мимоза»
31
Занятие 27
«Число и цифра 4.
Повторение» Цель:
закрепить знания о
предметах разной
высоты, называть
стороны
«право» и
«лево», учить соотносить
количество предметов с
цифрой.
Познакомить с числом 4,
заполнять таблицу
недостающим предметом.
Буква Я.
Любим
сказки.
Воображ
аем и
рисуем.
32
Занятие 28
«Число и цифра 5.
Повторение»
Буквы
ъ, ь
Ищем,
соединяе м,
раскраши
ваем.
«Цветущие
комнатные
растения»
Цель:
познакоми
ть с
бегонией и
фиалкой,
уточнить
представл
ения о
биологиче
ских
процессах в
природе.
«Аквариум
ные рыбы»
Цель:
расширить
представл
ения об
аквариумн
ых рыбах:
гуппи,
золотая
рыбка,
меченосец
23
Составлени е
рассказа о
понравивш емся
комнатном
растении по
вопросам
педагога.
«Цель: учить
составлять
рассказы из 3
предложен ий.
Опыт
Цель:
сделать
из
бумаги
свисток
Рисовани е
понравив
шегося
цветка.
Коллективн
ая творческая
работа
«Аквариум
»
Цель:
закрепить
знания детей
о жизни
аквариумн
ых рыб, их
названии.
Коллек
ти вная
творчес
ка я
работа
«Аквар
иу м»
Цель:
закрепи
ть
знания
детей о
жизни
аквариу
м ных
рыб, их
названии
.
Коллектив
ная
творческа я
работа
«Аквариу
м»
Цель:
закрепить
знания
детей о
жизни
аквариум
ных рыб, их
названии.
33
Занятие 29
Повторение
Колесн
икова –
занятие
29.
Закреп
ление
пройде
нного
матери
ала
(гласны
е
звуки).
Рисуем
петлеобр
азные
линии.
«Насекомы
е»
Цель: дать
представл
ения о
жизни
насекомых
, учить
различать
их.
24
Словесные
игры
«Узнай по
описанию»
«Загадай
загадку»
Цель:
продолжат ь
учить
составлять
рассказыописания из
2-3
предложен
ий, закрепить
названия
насекомых:
жук, бабочка,
божья
коровка, оса,
пчела,
шмель,
муравей,
стрекоза.
Опыт
Цель:
узнать
как
можно
притяну
ть
бумагу
с
помощь
ю
воздуш
но го
шара.
Лепка
«Божья
коровка»
34
Занятие 30
Повторение
Колесн
икова –
занятие
30.
Закреп
ление
пройде
нного
матери
ала
(соглас
ные
звуки).
Превращ
аем
ладошки в
рисунки.
«Правила
дорожного
движения»
Цель:
закрепить
знания
детей о
правилах
дорожного
движения.
35
Занятие 31 Повторение
Занятие
42.
Превращ
аем
ладошки в
рисунки.
«Лето.
Цветы на
лугу» Цель:
обобщать
представл
ения детей о
лете и
летних
явлениях в
природе,
36
Занятие 32 Повторение
Колесн
икова –
занятие
31.
Закреп
ление
пройде
нного
матери
ала
(соглас
Колесн
икова –
занятие
32.
Закреп
Дидактиче
ская игра
«Экскурсия
»
Цель:
закреплени е
слов переход,
светофор,
дорожные
знаки, ввести
в речь
название
родного
города,
улицы, на
которой
живёт
ребёнок.
Словесные
игры
«Четвёрты й
лишний»,
«Что
перепутал
художник»,
«Когда это
бывает»
и
т.д.
Повторяе м
разные
типы
линий.
«Лето.
Море»
Цель:
обогащени е
знаний
«Отдых на
море» Цель:
обогащени е
словаря по
теме.
25
Занятие
42.
Превраща
ем ладошки
в рисунки.
Опыт
Цель:
как
преврат
ит ь
лист
бумаги
в
«полянк
у
»
Эколог
ич
еская
сказка
Цель:
Занятие
42.
Превраща
ем ладошки
в рисунки.
Рисовани е
на манке
«Три
характера
моря»
ление
пройде
нного
матери
ала
(соглас
ные
звуки).
37
Итоговое тестирован ие
Открытый урок
«Приключе ния лося
Аристотеля и дятла
Тук-тук» 2- е занятие
Провед
ение
открыт
ого
урока
для
родите
лей
детей о
море и его
жителях.
Проведен ие
открытог о
урока для
родителе й
Задания от
Знайки
26
Проведени е
открытого
урока для
родителей
узнать
какой
упаков
оч ный
матери
ал
менее
вреден
для
окружа
ю щей
среды.
Изготов
ле ние
своего
листа
бумаги
(соотнесе
ние с
музыкой)
Проведен ие
открытого
урока для
родителе й
2.4 Планируемые результаты:
Модули:
- «Знакомство с элементарными математическими
представлениями»
- «Знакомлюсь с буквами»
- «Знакомлюсь с окружающим миром»
- «Развиваю мелкую моторику»
Продолжительность курса 1 учебный год (учебный год
составляет 9месяцев с 01 сентября по 31 мая).
К концу 1-го учебного года обучения ребёнок может:
•
называть геометрические фигуры и тела (овал,
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар),
•
соотносить предмет с геометрической фигурой,
•
различать и называть предметы по размеру и цвету
(большой- маленький, длинный короткий, высокий-низкий,
широкий-узкий, от 8цветов),
•
различать цифры от 1 до 5,
•
вести счёт в пределах 5,
•
ориентироваться в пространстве (впереди, сзади, между, праволево),
•
•
определять и называть части суток и времена года,
употреблять пространственные предлоги,
•
сравнивать количество предметов (больше-меньше),
•
различать и называть буквы русского алфавита,
•
называть слова, начинающиеся на заданный звук,
•
классифицировать и обобщать предметы по темам («Одежда»,
«Обувь», «Мебель» и т.д.),
•
называть основные свойства предметов,
•
составлять предложения и короткие рассказы на заданную тему,
•
рассказывать короткие стихи и сказки,
•
проводить различные линии,
•
заштриховывать и аккуратно раскрашивать нарисованные
предметы,
•
обводить рисунки по пунктирной линии,
•
проводить простые опыты с бумагой.
3. Организационно-педагогические условия
3.1 Календарно-учебный график на 2022-2023 год
№ Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
36
3
Количество часов в неделю
2
4
Количество часов
72
5
Недель в I полугодии
16
6
Недель во II полугодии
20
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни
5 сентября
31 декабря – 9 января
10 Окончание учебного года
31 мая
3.2 Условия реализации программы
Для реализации программы «Ломоносовская школа» в МАУ ДО Центр
«Остров» создана специально организованная пространственная среда:
- кабинет оснащённый мебелью в соответствии с СаНПИН.
-
имеется
необходимый
инструментарий
и
дидактический
материал
соответствующий возрасту и требованиям программы с расчетом на каждого
ребенка по списочному составу.
- магнитофон для музыкального сопровождения занятий.
- имеется помещение для проведения физкультурных пауз.
28
Занятия
проводит
квалифицированный
педагог
дополнительного
образования, знающий возрастные особенности детей, владеющий навыками
эффективной коммуникации и педагогическими технологиями.
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Согласно ФГОС дошкольного образования осуществляется с помощью
наблюдения, игр, собеседований с родителями для достижения детьми целевых
ориентиров дошкольного воспитания.
В конце года проводится экспресс-диагностика по результатам изучения
программы на развитие способности анализировать, планировать, рассуждать и
комбинировать (Приложение 1, 2).
29
4. Список литературы
1.
Володина Н.В. «Знакомлюсь с буквами: для детей 3-4 года»
М.: Эксмо, 2017.
2.
Володина Н.В. «Узнаю цифры: для детей 3-4 года»» М.: Эксмо,
2016.
3.
Володина Н.В. «Знакомлюсь с окружающим миром: для
детей 3-4года» М.: Эксмо, 2017.
4.
Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в
логопедическойгруппе для детей с ОНР» - СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2003.
5.
Султанова М. «Простые опыты с бумагой», М.: ООО
«Хатбер –пресс»,2016.
6.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка. Математика
для детей 3-4 лет» часть 1 М.: Ювента,
2008.
7.
Елена Колесникова: Программа "От звука к букве" М.:
Ювента, 2010 г4-5 лет
1.
Пьянкова Е.А. «Начинаю считать: для детей 4-5 лет»М: Эксмо,
2016.
2.
Пятак С.В. «Узнаю звуки и буквы» М: Эксмо, 2016.
3.
Егупова В.А. «Познаю мир: для детей 4-5 лет»М: Эксмо, 2016.
4.
Султанова М. «Простые опыты с водой», М.: ООО
«Хатбер –пресс»,2016.
5.
Елена Колесникова: Программа "От звука к букве" М.:
Ювента, 2010г
5-6
лет
30
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)