Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности Тико - мастера 9 лет

Оглавление
1. Основные характеристики ________________________________________3
1.1. Пояснительная записка_________________________________________ 3
2. Цель и задачи общеразвивающей программы_______________________ 6
2.1. Содержание общеразвивающей программы________________________ 6
1.2. Планируемые результаты_______________________________________9
3.

Организационно-педагогические условия_________________________10

3.1 Календарный учебный график __________________________________ 10
3.2. Условия реализации программы_________________________________10
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы_______________ 11
4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________________12

1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – техническая.
Актуальность

программы

«ТИКО-мастера» обусловлены важностью

создания условий для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Для
полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального,
физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения.
Конструкторская

деятельность,

как

никакая

другая,

реально

может

обеспечить такую интеграцию.
Замечательным инструментом развития личности ребенка в области
научно-технического направления является методика ТИКО-моделирования,
способствующая

формированию

свободного

творческого

мышления

учащихся, эффективно действующая в условиях учебного сотрудничества и
реализующая

главные

системообразующие

компоненты

федеральных

государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Программа «ТИКО-мастера» с младшими школьникамиреализуется
через практические занятия с ТИКО – конструктором и имеет научнопознавательное направление.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
обусловлена важностью навыков пространственного мышления как в плане
математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального
развития. Предлагаемая система практических заданий и занимательных
упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать у младших
школьников пространственные и зрительные представления, а также
помигает детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом
данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать
самостоятельно».

Конструирование

в

рамках

программы

–

процесс

творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и
детей, детей друг с другом, позволяющий учащимся провести интересно и с
2

пользой.

Через

развивающие

практические

занятия

дети

научатся

преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний
момент, так как обеспечивает развитие
умений

младших

самореализации

и

школьников,

интеллектуальных и творческих
необходимых

формирования

личности

для

дальнейшей

ребенка.

Программа

соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм
работы, направленных на вовлечение младших школьников в динамичную
деятельность, на обеспечение понимания ими логического, математического
материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков
самостоятельной деятельности.
Методика

ТИКО-моделирования,

направлена

на

решение

приоритетных задач:
•

создание

условий

для

формирования личных достижений

творческой

самореализации

и

младших школьников на основе

предметно-преобразующей деятельности;
•

развитие познавательных мотивов и интереса к техническому

творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с опытом
конструкторской деятельности;
•

формирование

устойчивого

интереса

к

«предметам»

технического профиля и профессиональному самоопределению, в том числе,
развитие интереса к инженерным специальностям.
Методика ТИКО-моделирования основана на совместной практической
работе с конструктором ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор
Объемного моделирования). Конструктор «ТИКО» имеет сертификат
гигиенической безопасности СЭС и РОСТЕСТ (см. приложение) и одобрение
от Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена и Ленинградского областного института развития образования.
3

Отличительные особенности данной программы. Моделирование
предоставляет широкие возможности для организации и проведения
развивающей работы с детьми. Конструирование можно отнести к
продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный
продукт.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для детей 9 лет. Структура и
содержание программы соответствует возрастным особенностям детей
младшего школьного возраста.
Оптимальное количество детей в группе – 8-10 человек.
Объем программы – 36 часов,
Программа рассчитана на 1 года обучения:
Особенности организации образовательного процесса. В состав
группы входят дети одного возраста на постоянной основе.
Ведущей формой организации занятий являетсягрупповая.Наряду с
групповой

формой

работы,

во

время

занятий

осуществляется

индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе
одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из
младших школьников разных возрастов. Занятия строятся на основе
практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО
(Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Форма организации дополнительного образования детей: студия.

4

2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель-

формирование

у

младших

школьников

способности

и

готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством
технического конструирования.
Задачи программы:


формирование представлений о гармоничном единстве мира и о

месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;


расширение

кругозора

об

окружающем

мире,

обогащение

эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;


развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения,

мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация и обобщение);


развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание,

прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и
результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);


развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через

формирование практических умений;


создание условий для творческой самореализации и формирования

мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности;


воспитание

трудолюбия,

добросовестного

и

ответственного

отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человекутворцу, умения сотрудничать с другими людьми.
2.1Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
5

Теория

Практика

Форма
аттестации /
контроля

«Удивительные растения и животные Земли»
1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Проект «Планета Земля»
1
Исследование
многогранников.
Ромбоикосододекаэдр
Проект «Древняя Земля. Вымершие 1
животные»

0,5

0,5

0,5

0,5

Исследование
многогранников. 1
Усеченный икосаэдр
Конструирование пирамиды
1

0,5

0,5

0,5

0,5

Проект «Удивительные растения и 1
животные Африки»
Трансформирование
1
многогранника
в
предмет
окружающего мира
Курносый додекаэдр
1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Проект «Удивительные растения и
животные Евразии»
Исследование
многогранников.
Усеченный тетраэдр
Трансформирование
многогранника
в
предмет
окружающего мира
Проект «Удивительные растения и
животные Северной Америки»
Проект «Удивительные растения и
животные Южной Америки»
Исследование
многогранников.
Усеченный куб
Проект «Удивительные растения и
животные Австралии»
Исследование
многогранников.
Усеченный октаэдр
Проект «Удивительные растения и
животные Мирового океана»
Проект
«Ледяные
пустыни.
Пищевые цепи в естественной
среде обитания»
Проект «Тундра. Пищевые цепи в
естественной среде обитания»
Проект «Тайга. Пищевые цепи в
естественной среде обитания»
Проект «Мастерская Деда Мороза»

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Проект
«Смешанные
леса. 1
Пищевые цепи в естественной
среде обитания». Лесные животные
Черчение многоугольников.
1

0,5

0,5

0,5

0,5

3

4
5
6
7

8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22

23

6

24

25

26

27

28
29

30
31

32
33

34
35
36

Работа
с
чертежными
инструментами - транспортир
Проект «Степь. Пищевые цепи в
естественной среде обитания».
Животные степи
Черчение многоугольников.
Треугольники – прямоугольные
треугольники
Проект «Пустыня. Пищевые цепи в
естественной среде обитания»
Животные пустыни
Черчение многоугольников.
Треугольники – равносторонние
треугольники
Проект «Саванны. Пищевые цепи в
естественной среде обитания»
Проект «Животные – обитатели
суши.
Особенности
жизнедеятельности»
Проект «Подарок маме!»
Черчение многоугольников.
Четырехугольники
параллелограмм
Черчение многоугольников.
Четырехугольники - ромб
Коллаж
из
плоскостных
конструкций «Царство животных –
обитателей суши»
Черчение многоугольников.
Четырехугольники - трапеция
Черчение многоугольников.
Пятиугольник,шестиугольник
Проект «Символы Победы!»
Итого

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

36

Тема третьего года обучения - «Удивительные растения и животные
Земли». В течение всего учебного года обучающимися осуществляется
моделирование природных объектов различных природных зон. Внимание
обучающихся заостряется на положении о первичности мира природы по
отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно
присмотреться к удивительно гармоничному устройству самых привычных и
обыденных предметов природы. Вывод: природой во всем предусмотрен

7

строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может
позаимствовать полезные конструктивные и художественные идеи.
2.2 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на
формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному
творчеству

в

окружающем

мире,

на

развитие

изобразительных,

конструкторских способностей, формирование элементарного логического
мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не
исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую
деятельность.
Изучив курс «ТИКО-мастера», дети успешно владеют основными
приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в
пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются
самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности
можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и
положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа
«ТИКО-мастера» создает для этого самые благоприятные возможности. В
дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и
приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции,
рекомендуем организовывать именные выставки

индивидуальных работ

детей и работ, созданных в результате совместного семейного творчества.
В ходе освоения каждого года обучения программы возможно
достижение предметных результатов в области математических знаний и
знаний предметов окружающего мира.

8

3.Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график на 2024-2025 год
№

Основные характеристики
образовательного процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

36

3

Количество часов в неделю

1

4

Количество часов

36

5

Недель в I полугодии

16

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Окончание учебного года

5 сентября
31 мая

3.2 Условия реализации программы
Для реализации программы «ТИКО-мастера» в МАУ ДОЦентр
«Остров» создана специально организованная пространственная среда:
1.

Помещение со свободным пространством, соответствующее

санитарно-гигиеническим нормам.
2.

Стеллаж для хранения наглядного материала.

2. Наборы конструкторов ТИКО.
3. Учебный комплекс:
-иллюстрации;
-конспекты занятий;
-технологические карты.
Методические материалы
Занятия организуются в очной форме и дистанционно на время
карантинных мероприятий.Методы организации занятий.
9

Метод
Наглядный
Информационно – рецептивный

Репродуктивный
Практический
Словесный
Игровой

Рассматривание
иллюстраций,
технологических карт, готовых построек,
демонстрация способов крепления.
Обследование деталей для знакомства с
формой, определения пространственных
соотношений между ними (на, под, слева,
справа).
Воспроизведение знаний и способов
деятельности (собирание конструкций по
образцу, беседа, упражнения по аналогу).
Использование полученных знаний и
увиденных приемов работы на практике.
Краткое описание и объяснение действий,
сопровождение и демонстрация образцов,
разных вариантов моделей.
Использование сюжета игр для организации
детской деятельности, персонажей для
обыгрывания сюжета.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала и при выполнении творческих работ.
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способами определения результативности программы являются:
•

Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде

естественно-педагогического наблюдения.
•

Выставки ТИКО-поделок «Город ТИКО-мастеров»

10

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Карпова

Н.М.

ТИКО-конструирование:

метод.рекомендации.

–

Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и
кадровых ресурсов», 2011
2.

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/

ресурсы

(методические

и

дидактические

материалы

-

для

интернетработы

с

конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации
для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
3.

Белошистая,

А.В. Развитие

логического

мышления

младших

школьников: учебное пособие для академического бакалавриата / А. В.
Белошистая, В. В. Левитес. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.
— 129 с.

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».