Оглавление
1. Основные характеристики ________________________________________3
1.1. Пояснительная записка_________________________________________ 3
2. Цель и задачи общеразвивающей программы_______________________ 6
2.1. Содержание общеразвивающей программы________________________ 6
1.2. Планируемые результаты_______________________________________9
3.
Организационно-педагогические условия_________________________10
3.1 Календарный учебный график __________________________________ 10
3.2. Условия реализации программы_________________________________10
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы_______________ 11
4.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________________12
1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – техническая.
Актуальность
программы
«ТИКО-мастера» обусловлены важностью
создания условий для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Для
полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального,
физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения.
Конструкторская
деятельность,
как
никакая
другая,
реально
может
обеспечить такую интеграцию.
Замечательным инструментом развития личности ребенка в области
научно-технического направления является методика ТИКО-моделирования,
способствующая
формированию
свободного
творческого
мышления
учащихся, эффективно действующая в условиях учебного сотрудничества и
реализующая
главные
системообразующие
компоненты
федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Программа «ТИКО-мастера» с младшими школьникамиреализуется
через практические занятия с ТИКО – конструктором и имеет научнопознавательное направление.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
обусловлена важностью навыков пространственного мышления как в плане
математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального
развития. Предлагаемая система практических заданий и занимательных
упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать у младших
школьников пространственные и зрительные представления, а также
помигает детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом
данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать
самостоятельно».
Конструирование
в
рамках
программы
–
процесс
творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и
детей, детей друг с другом, позволяющий учащимся провести интересно и с
2
пользой.
Через
развивающие
практические
занятия
дети
научатся
преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний
момент, так как обеспечивает развитие
умений
младших
самореализации
и
школьников,
интеллектуальных и творческих
необходимых
формирования
личности
для
дальнейшей
ребенка.
Программа
соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм
работы, направленных на вовлечение младших школьников в динамичную
деятельность, на обеспечение понимания ими логического, математического
материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков
самостоятельной деятельности.
Методика
ТИКО-моделирования,
направлена
на
решение
приоритетных задач:
•
создание
условий
для
формирования личных достижений
творческой
самореализации
и
младших школьников на основе
предметно-преобразующей деятельности;
•
развитие познавательных мотивов и интереса к техническому
творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с опытом
конструкторской деятельности;
•
формирование
устойчивого
интереса
к
«предметам»
технического профиля и профессиональному самоопределению, в том числе,
развитие интереса к инженерным специальностям.
Методика ТИКО-моделирования основана на совместной практической
работе с конструктором ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор
Объемного моделирования). Конструктор «ТИКО» имеет сертификат
гигиенической безопасности СЭС и РОСТЕСТ (см. приложение) и одобрение
от Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена и Ленинградского областного института развития образования.
3
Отличительные особенности данной программы. Моделирование
предоставляет широкие возможности для организации и проведения
развивающей работы с детьми. Конструирование можно отнести к
продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный
продукт.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для детей 9 лет. Структура и
содержание программы соответствует возрастным особенностям детей
младшего школьного возраста.
Оптимальное количество детей в группе – 8-10 человек.
Объем программы – 36 часов,
Программа рассчитана на 1 года обучения:
Особенности организации образовательного процесса. В состав
группы входят дети одного возраста на постоянной основе.
Ведущей формой организации занятий являетсягрупповая.Наряду с
групповой
формой
работы,
во
время
занятий
осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе
одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из
младших школьников разных возрастов. Занятия строятся на основе
практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО
(Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Форма организации дополнительного образования детей: студия.
4
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель-
формирование
у
младших
школьников
способности
и
готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством
технического конструирования.
Задачи программы:
формирование представлений о гармоничном единстве мира и о
месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение
кругозора
об
окружающем
мире,
обогащение
эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация и обобщение);
развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание,
прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и
результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через
формирование практических умений;
создание условий для творческой самореализации и формирования
мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности;
воспитание
трудолюбия,
добросовестного
и
ответственного
отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человекутворцу, умения сотрудничать с другими людьми.
2.1Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
5
Теория
Практика
Форма
аттестации /
контроля
«Удивительные растения и животные Земли»
1
Вводное занятие
1
0,5
0,5
2
Проект «Планета Земля»
1
Исследование
многогранников.
Ромбоикосододекаэдр
Проект «Древняя Земля. Вымершие 1
животные»
0,5
0,5
0,5
0,5
Исследование
многогранников. 1
Усеченный икосаэдр
Конструирование пирамиды
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Проект «Удивительные растения и 1
животные Африки»
Трансформирование
1
многогранника
в
предмет
окружающего мира
Курносый додекаэдр
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Проект «Удивительные растения и
животные Евразии»
Исследование
многогранников.
Усеченный тетраэдр
Трансформирование
многогранника
в
предмет
окружающего мира
Проект «Удивительные растения и
животные Северной Америки»
Проект «Удивительные растения и
животные Южной Америки»
Исследование
многогранников.
Усеченный куб
Проект «Удивительные растения и
животные Австралии»
Исследование
многогранников.
Усеченный октаэдр
Проект «Удивительные растения и
животные Мирового океана»
Проект
«Ледяные
пустыни.
Пищевые цепи в естественной
среде обитания»
Проект «Тундра. Пищевые цепи в
естественной среде обитания»
Проект «Тайга. Пищевые цепи в
естественной среде обитания»
Проект «Мастерская Деда Мороза»
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Проект
«Смешанные
леса. 1
Пищевые цепи в естественной
среде обитания». Лесные животные
Черчение многоугольников.
1
0,5
0,5
0,5
0,5
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
6
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Работа
с
чертежными
инструментами - транспортир
Проект «Степь. Пищевые цепи в
естественной среде обитания».
Животные степи
Черчение многоугольников.
Треугольники – прямоугольные
треугольники
Проект «Пустыня. Пищевые цепи в
естественной среде обитания»
Животные пустыни
Черчение многоугольников.
Треугольники – равносторонние
треугольники
Проект «Саванны. Пищевые цепи в
естественной среде обитания»
Проект «Животные – обитатели
суши.
Особенности
жизнедеятельности»
Проект «Подарок маме!»
Черчение многоугольников.
Четырехугольники
параллелограмм
Черчение многоугольников.
Четырехугольники - ромб
Коллаж
из
плоскостных
конструкций «Царство животных –
обитателей суши»
Черчение многоугольников.
Четырехугольники - трапеция
Черчение многоугольников.
Пятиугольник,шестиугольник
Проект «Символы Победы!»
Итого
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
36
Тема третьего года обучения - «Удивительные растения и животные
Земли». В течение всего учебного года обучающимися осуществляется
моделирование природных объектов различных природных зон. Внимание
обучающихся заостряется на положении о первичности мира природы по
отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно
присмотреться к удивительно гармоничному устройству самых привычных и
обыденных предметов природы. Вывод: природой во всем предусмотрен
7
строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может
позаимствовать полезные конструктивные и художественные идеи.
2.2 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на
формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному
творчеству
в
окружающем
мире,
на
развитие
изобразительных,
конструкторских способностей, формирование элементарного логического
мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не
исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую
деятельность.
Изучив курс «ТИКО-мастера», дети успешно владеют основными
приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в
пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются
самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности
можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и
положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа
«ТИКО-мастера» создает для этого самые благоприятные возможности. В
дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и
приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции,
рекомендуем организовывать именные выставки
индивидуальных работ
детей и работ, созданных в результате совместного семейного творчества.
В ходе освоения каждого года обучения программы возможно
достижение предметных результатов в области математических знаний и
знаний предметов окружающего мира.
8
3.Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график на 2024-2025 год
№
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
36
3
Количество часов в неделю
1
4
Количество часов
36
5
Недель в I полугодии
16
6
Недель во II полугодии
20
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Окончание учебного года
5 сентября
31 мая
3.2 Условия реализации программы
Для реализации программы «ТИКО-мастера» в МАУ ДОЦентр
«Остров» создана специально организованная пространственная среда:
1.
Помещение со свободным пространством, соответствующее
санитарно-гигиеническим нормам.
2.
Стеллаж для хранения наглядного материала.
2. Наборы конструкторов ТИКО.
3. Учебный комплекс:
-иллюстрации;
-конспекты занятий;
-технологические карты.
Методические материалы
Занятия организуются в очной форме и дистанционно на время
карантинных мероприятий.Методы организации занятий.
9
Метод
Наглядный
Информационно – рецептивный
Репродуктивный
Практический
Словесный
Игровой
Рассматривание
иллюстраций,
технологических карт, готовых построек,
демонстрация способов крепления.
Обследование деталей для знакомства с
формой, определения пространственных
соотношений между ними (на, под, слева,
справа).
Воспроизведение знаний и способов
деятельности (собирание конструкций по
образцу, беседа, упражнения по аналогу).
Использование полученных знаний и
увиденных приемов работы на практике.
Краткое описание и объяснение действий,
сопровождение и демонстрация образцов,
разных вариантов моделей.
Использование сюжета игр для организации
детской деятельности, персонажей для
обыгрывания сюжета.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала и при выполнении творческих работ.
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способами определения результативности программы являются:
•
Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде
естественно-педагогического наблюдения.
•
Выставки ТИКО-поделок «Город ТИКО-мастеров»
10
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Карпова
Н.М.
ТИКО-конструирование:
метод.рекомендации.
–
Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и
кадровых ресурсов», 2011
2.
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
ресурсы
(методические
и
дидактические
материалы
-
для
интернетработы
с
конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации
для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
3.
Белошистая,
А.В. Развитие
логического
мышления
младших
школьников: учебное пособие для академического бакалавриата / А. В.
Белошистая, В. В. Левитес. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.
— 129 с.
11
12