Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Умное поколение

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
2. Основные характеристики_________________________________________3
2.1. Пояснительная записка__________________________________________3
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы _______________________6
2.3. Содержание общеразвивающей программы_________________________7
2.4. Планируемые результаты_______________________________________15
3.Организационно-педагогические условия ___________________________16
3.1. Календарно-учебный график____________________________________16
3.2 Условия реализации программы__________________________________17
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы _______________22
4.Список литературы______________________________________________23
5. Приложения _________________________________________________24-26

2. Основные характеристики

2

2.1. Пояснительная записка
Направленность - социально-педагогическая.
Программа «Умное поколение» составлена на основе: Программы «От
рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336с.; Ларечиной Е. В.
Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая
программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года). – СПб.: Речь; М.: Сфера,
2012 – 127 с.; Ю.Б. Гатанова Курс развития творческого мышления «Иматон»
(Госстандарт России); по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли; Санкт-Петербург,
1999; Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ); Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (от
04.02.2010 г. Приказ – 271); ФГОС дошкольного образования (Приказ
Министрества обраразования и науки РФ от 17 октября 2013, №1155; Концепцией
развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2013 г. №1726-р.
Программа предназначена для обучающихся раннего развития 2-3 лет.
Направленность художественно-эстетическая. Реализуется программа в МАУ ДО
Центр

«Остров»

в

объединении

«Стартовая

школа

«Ладушки»».

Форма

организации дополнительного образования детей: студия.
Актуальность общеразвивающей программы.
Проблему развития ребёнка раннего возраста трудно переоценить. Очень
важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать
возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль
людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться, создать
психический и физический комфорт для успешного роста. Однако чтобы помочь
ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём его проблема? Где и как нужно
оказать помощь.
В последние несколько лет молодые родители всё чаще сталкиваются с
термином

«Раннее развитие ребёнка». Этой теме посвящено множество

методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из

них спорны, некоторые, безусловно, 3полезны,

однако,

несмотря

на

многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни
один из оппонентов ещё не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь
бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх
лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её
достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот
возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было
сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача
взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом
интересов ребёнка.
Программа «Умное поколение» разработана с учетом основных задач
развития ребенка раннего возраста. Полноценное гармоничное развитие ребенка
возможно только при наличии позитивных эмоциональных отношений. Как писал
Дж. Боулби, «эмоциональные отношения с матерью являются необходимым
условием душевного здоровья и правильного развития в первые два с половиной
года ». Именно в сотрудничестве с взрослым и сверстником ребенок способен
двигаться по пути развития.
Отличительные особенности программы, новизна.
Процесс обучения новому – это индивидуальный маршрут, который
прокладывает каждый ребенок вместе с взрослым и сверстником, путь от
актуального уровня развития (того, что он уже знает и умеет) к ближайшему
уровню развития (тому, чему ребенку ещё предстоит овладеть и научиться)
[Выготский, 1982]. Поэтому программа содержит интересные традиционные и
авторские

игры,

направленные

на

различные

сферы

развития

ребенка

(коммуникативную, двигательную, интеллектуальную, эмоциональную).
Ранний возраст – это период психомоторного развития ребенка. Активно
развивается общая и мелкая моторика, совершенствуются основные движения
малыша. В программу включены несколько разделов, посвященных этой
тематике: пальчиковая гимнастика, музыкально ритмическая часть, телесноориентированные игры, полоса препятствий.

Именно

в

этот

период

жизни 4ребенка

появляется

важное

новообразование в эмоциональной сфере – эмпатия. Эмпатией называют
способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей.
Первые осознанные эмпатийные проявления мы можем увидеть уже у детей двух
с половиной лет [Гоулман, 2008; Смирнова, 1997]. К этому моменту дети
осознают, что боль других людей отличается от их боли, они становятся более
чуткими и способны утешить нуждающегося в сочувствии. Исследователи
обнаружили, что большуюэмпатию дети проявляют в тех семьях, где принято
обращать внимание ребенка на переживания чувств взрослых и детей . Во время
занятий малыши под руководством

педагога приучаются наблюдать за

эмоциональными проявлениями окружающих и адекватно реагировать на них. Во
время прослушивания сказок малыши учатся сопереживать героям, что тоже
способствует развитию эмоциональной сферы.
Ранний возраст – это возраст открытий. Для маленького ребенка очень
важно видеть результаты своей деятельности. Особый интерес малыши
испытывают к рисованию, лепке, аппликации. Поэтому занятия этими видами
продуктивной деятельности включены в программу.
Адресат бщеразвивающей программы
Данная программа предназначена для детей раннего возраста 2-3 лет и их
родителей.
Структура

и

содержание

программы

соответствует

возрастным

особенностям детей данного возраста.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 20 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.
Объем: Программа рассчитана на один учебный год, на 72 часа, согласно
учебному плану.
Набор детей проходит по предварительной записи.

Срок освоения общеразвивающей5программы
Объём программы – 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. В состав группы
входят дети одного возраста на постоянной основе.
Формы и режим занятий:
- групповая, наполняемость групп – 6 - 8 человек.
- индивидуальная работа, ее результаты могут быть использованы в
индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в консультировании родителей.
- индивидуально-групповая, позволяет включать детей в группу, и оказывать
поддержку детям, не справляющимся с общим темпом работы.
Занятия имеют гибкую структуру, и позволяют каждому ребенку
включиться в тему и содержание занятия, получить индивидуальную помощь от
педагога.
Форма организации дополнительного образования детей: студия.
2.2. Цель и задачи общразвивающей программы
Цель:
создание

психолого-педагогических

условий

для

воспитания

детей

дошкольного возраста и развития ранней одаренности.
Объект: психолого-педагогические условия развития и адаптации ребенка.
Предмет: ситуация развития личности ребенка.
Задачи:
Воспитательные задачи:


воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к

окружающей среде;


формирование позитивной мотивации к обучению;



воспитание личностной сферы.

Развивающие задачи:

6



познавательно-речевое развитие;



художественно-эстетическое развитие;



развитие интеллектуальной сферы;



эмоционально-волевое развитие.

Обучающие задачи:


формирование коммуникативных умений;



освоение детьми знаний об особенностях национальной российской

культуры;


формирование у детей целостной картины мира через поисково-

проектную и исследовательскую деятельность
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№

Название раздела, темы

Количество часов

Форма
аттестации
контроля

п/п

1

«Вводное занятие».

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Инструктаж по ТБ.
2

«Осенины»

2

2

3

«Укроем землю листочками»

2

2

4

«Осень добрая пришла нам 2
подарки принесла»

2

5

«Овощи в огороде»

2

2

6

«Заготовки на зиму»

2

2

/

7

7

Сказка «Мешок яблок»

2

8

«Перелетные птицы»

2

2

9

«Запасы для белочки»

2

2

10

«Разноцветный паровозик»

2

2

11

Сказка
мышата»

«Любопытные 2

2

12

«Пригласительный билет»

13

Сказка
игрушки»

2

2

2

«Сбежавшие 2

2

14

Диагностика познавательных 2
процессов

2

15

«Сказочный снеговик»

2

2

16

«Новогодний утренник»

2

2

17

Сказка «Рукавичка»

2

2

18

«Берлога для мишки»

2

2

19

«Зайка
серенький
беленький»

стал 2

2

20

«Зимующие птицы»

2

2

21

Сказка «Котенок и зайчонок»

2

2

22

Сказка «Путешествие в лес»

2

2

23

Сказка «Заюшкина избушка»

2

2

24

«Иди весна, иди красна»

2

2

25

«Кораблик и ручеек»

2

2

26

Сказка

такое 2

2

«Что

дождик?»
27

Сказка
«Два
медвежонка»

28

8

жадных 2

2

Сказка «Под грибом»

2

2

29

«Бабочки и цветы»

2

2

30

Сказка «Блинчик»

2

2

31

Сказка «Колобок»

2

2

32

Сказка «Колосок»

2

2

33

«Чудесное
гусенички»

превращение 2

2

34

«Божья коровка»

2

2

35

Диагностика познавательных 2
процессов

2

36

«Наш выпускной»

2

Итого

2

72

1

71

Содержание учебного (тематического) плана
Занятия имеют определенную структуру, которая не меняется на
протяжении учебного года. Это позволяет детям быстрее и легче
адаптироваться к новым требованиям и условиям занятий, что, в свою
очередь, помогает им свободнее включаться в работу, активно и
плодотворно с максимальной отдачей в ней участвовать.
Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны
сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Поэтому

занятия с детьми построены таким 9образом, что один вид деятельности
сменяется другим.
Содержание программы включает следующие виды деятельности:
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи;
- развитие сенсорики;
- физическое развитие;
- изобразительная деятельность;
- ознакомление с художественной литературой.
1. Познание окружающего мира.
Цель: развитие познавательной сферы через формирование представлений о
свойствах предметного мира.
Формы работы: наблюдение, игры, игровые ситуации, чтение художественных
произведений.
2. Развитие сенсорики.
Цель: формирование умения действовать с предметами в соответствии с их
свойствами, различать предметы по величине, цвету, форме.
Формы работы: дидактические упражнения, развивающие и дидактические игры.
3. Развитие речи.
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения.
Формы работы: дидактические игры, театрализованные игры, пальчиковые игры,
рассматривание картинок, иллюстраций к сказкам, беседа.
4. Физическое развитие.
Цель: создание условий для развития основных движений: ходьбы, бега,
подлезания, приседания и т.д; развитие координации движений в пространстве и
согласованности движений.
Формы работы: подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные минутки.
5. Художественно-эстетическое развитие (Изобразительная деятельность).
Цель: обучать навыкам и приѐмам: держать правильно карандаш, аккуратно
использовать краски, рисовать с помощью ватных палочек, штампов.
Формы работы: рисование, лепка, аппликация.
2. Ознакомление с художественной литературой

Цель: развивать интерес детей к книгам,10формировать

умение

внимательно

слушать.
Формы работы: чтение, беседа, рассматривание иллюстраций к произведениям.
Структура занятия

Основные части Наименование составных частей занятия
занятия
Свободная игра.

1

Приветствие.
Пальчиковая гимнастика.
Дидактические игры.
Музыкально-ритмическая часть

2

Коммуникативные игры.
Упражнения на развитие общей моторики детей.
3

Сказка.

4

Продуктивные виды деятельности
Лепка.
Рисование.
Аппликация.
Рукоделие для мам.
Прощание.

5

Краткая характеристика основных частей занятия
СВОБОДНАЯ ИГРА
В

свободной

игре

дети

под

руководством

педагога

учатся

взаимодействовать с игрушками, строить простые диалоги. Постепенно в
свободной игре дети учатся конструктивным партнерским отношениям
(катание мячика друг другу или бревнышка по доске, кормление куклы и
т.д.).
ПРИВЕТСТВИЕ И ПРОЩАНИЕ

Приветствие и прощание –11два важных ритуала, которые остаются
неизменными на протяжении всего цикла занятий. Они позволяют ощутить
целостность и завершенность процесса.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Пальчиковые игры чрезвычайно важны для детей раннего возраста.
Ученые

придают

большое

значение

так

называемым

мышечным

ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного
центра речи. Доказано, что тонкие движения пальцев рук стимулируют
развитие речи малышей.
ДИДКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Дидактическая игра – одна из составных частей занятия. Основные
задачи

дидактической

игры

–

во-первых,

познакомить

детей

с

многообразием предметного мира и научить взаимодействовать с ним, а вовторых

–

показать

родителям

приемы

и

способы

обращения

с

дидактическими материалами.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Музыкально-ритмический круг (хоровод)
Это музыкально- литературная композиция, используемая в кругу и
сопровождаемая движениями в соответствии с текстом. Словесные образы
передаются движениями рук, ног, головы, туловища. Литературный
материал для композиции (потешки, прибаутки, стихи и песенки для
малышей) педагог подбирает или сочиняет так, чтобы слова и образы были
понятны для детей. Этому помогают выразительные движения, жесты,
мимика, голос, эмоции педагога.
Композиция обычно отражает время года; тем самым дети и их
родители естественно включаются в систему времен года, и каждый на
своем уровне переживает их сущность: замерзание природы зимой,
пробуждение весной, цветение летом, созревание и засыпание осенью. В
содержании хороводов может отражаться совместная деятельность детей и

взрослых: игра в снежки, сбор12ягод,

поездки

на

лошади

и

т.д.

Существуют композиции, изображающие жизнь животных и сказочных
персонажей.
Коммуникативные игры
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка с
полутора лет. Но совместные действия между детьми второго и третьего
годов еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и
быстро затухают, поскольку малыши еще не умеют договариваться друг с
другом и учитывать обоюдные интересы. Поэтому необходимо постепенно,
шаг за шагом, способствовать формированию у ребенка навыков
взаимодействия с окружающими, умения подчиняться определенным
правилам.
Упражнения на развитие общей моторики детей
Этот комплекс упражнений направлен на развитие основных
физических движений и проводится в игровой форме (бег, ходьба, прыжки,
лазанье, ползанье, бросание).
СКАЗКА
Карл Бюлер называл сказку любимым литературным жанром
маленького ребенка. Сказка появляется в жизни малыша с самого рождения.
Учитывая такую роль сказок в жизни ребенка, педагог придает большое
значение отбору и процессу рассказывания сказок. Произведение для
рассказывания детям подбирается с особой тщательностью, учитывая
возрастные особенности, время года и ценности, которые содержат в себе
данные произведения.
Показ, как и рассказывание сказки, сопровождается определенным
ритуалом. Перед началом сказки поется песенка. Педагог снимает тонкую
материю, закрывающую стол, где будет разворачиваться сюжет сказки, и
начинает повествовать. В конце сказки также поется прощальная песенка,
«сказка» спокойно и неторопливо закрывается материей, «сказка спит».

Надо
минут,

отметить,

постепенно

что13просмотр сказки, длящейся не более 5-7

воспитывает

в

малышах

такие

качества,

как

внимательность и усидчивость, чуткость, а для мам и пап это материал для
игр и театрализаций в семейном кругу.
ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рисование гуашью, пальчиковой краской, восковыми мелками
Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является
рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные
педагог прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес
к рисованию. На занятиях могут использоваться самые разнообразные
способы и приемы нетрадиционного рисования (рисование пальчиками,
ладошками, ватными палочками, губкой, смятой бумагой, пипеткой,
тычком). Существует много техник нетрадиционного рисования, их
необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь
желаемого результата. Изобразительная деятельность с применением
нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:


мелкой моторики рук и тактильного восприятия;



пространственной

ориентировки

на

листе

бумаги,

глазомера и зрительного восприятия;


внимания и усидчивости;



мышления;



изобразительных навыков и умений, наблюдательности,

эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Лепка
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук,
воображение,

формируются

навыки

ручного

труда,

дети

учатся

координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство
пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с

детьми

раннего

возраста 14являются

тесто

и

пластилин.

Для

занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин
хорошего качества.
На занятиях педагог помогает ребенку овладеть техническими
приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать,
соединять. Педагог учит создавать простейшие формы (цилиндры, палочки,
диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные
предметы (самолеты, баранки, пирамидки и т.д.).
Аппликация
Аппликация - это способ создания художественных образов из
различных деталей, оторванных, отрезанных и присоединенных каким-либо
образом к заданному фону. В качестве материалов могут быть: кожа,
войлок, мех, ткань, соломка, бумага. Дети всегда с радостью выполняют
такие работы, им приятно работать с разными цветами, формировать
композицию.
Аппликация для детей – это приобретение новых знаний, закрепление
представлений, полученных ранее. Специфика этих занятий позволяет
получать знания о цвете и форме предметов, их величине, о композиции.
Занятия аппликацией развивают у детей композиционные знания и умения.
РУКОДЕЛИЕ ДЛЯ МАМ
Занимаясь рукоделием, мамы создают в группе спокойную атмосферу
психологического комфорта для себя и детей. В процессе занятий мамы
учатся изготавливать игрушки для своих детей, причем каждая игрушка,
сделанная мамой, продолжает свою жизнь в доме малыша.

2.4.

Планируемые результаты

Результатом всего хода развития и воспитания ребёнка в раннем возрасте
является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала,
гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребёнком самого себя,

своих возможностей и индивидуальных15особенностей;

умение

общаться

со

взрослыми и сверстниками, развитие основных двигательных навыков.
 развитие когнитивной сферы (памяти, мышления, внимания, воображения)
 создание позитивной мотивации к обучению;
 развитие любознательности и интереса к исследовательской деятельности,
экспериментированию;
 воспитание миролюбия как активной черты личности ребенка;
Критерии проверки результатов:
1.

Включенное

наблюдение

с

целью

исследовать

динамику

взаимоотношений ребенка со сверстниками, развития ребенка.
2. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение,
игровые тестовые задания) включает в себя входную (в начале года) и итоговую
(в

конце

года)

диагностику

познавательных

процессов:

эмоциональной,

личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в
индивидуальном подходе к ребенку на занятиях и в консультировании родителей
(Приложение 1).
3. Анкета – опросник для родителей: анкета для поступающих в группу
(Приложение 2) и по завершению цикла занятий (Приложение 3).
4. Ведение индивидуального портфолио для каждого ребенка.
5. Итоговое занятие – выпускное занятие с вручением портфолио детям,
подведение итогов.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№ Основные

характеристики

образовательного процесса
1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

36

3

Количество часов в неделю

2

16

4

Количество часов

72

5

Недель в I полугодии

16 недель

6

Недель в II полугодии

20 недель

7

Начало занятий

5 сентября

8

Каникулы

-

9

Выходные дни

31 декабря -9 января

10 Окончание учебного года

31 мая

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимы:
 музыкально-техническое оснащение (музыкальный центр);
 просторное помещение;
 игрушки и игровое оборудование;
 учебно-методическая литература;
 стол для лепки, рисования, аппликации, рукоделия;
 стол для показа сказки;
 настольно-печатные дидактические игры;
 доска, цветные мелки;
 пластилин, глина, песок, манка;
 писчая и цветная бумага, клей;
 строительный материал;
 ковёр;
 спортивный инвентарь (лавочка для ходьбы, массажные коврики,
мячики, канат, обручи и т.д.).

Кадровое обеспечение

17

Занятия проводит педагог дополнительного образования или педагог психолог,
имеющий высшее образование, обладающие основными, обозначенными в ФГОС
ДО, компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей 1-2 лет, или
прошедший обучение на курсах переподготовки и получивший сертификат на
право преподавания общеразвивающей программы.
Методологические принципы программы:
1.

Принцип системности

Программа

представляет собой систематизированное, структурированное

изложение методического материала по работе с детьми возраста от 2 до 3 лет и
их родителями в форме групповых занятий. В основу систематизации материала
положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка и
развития личности малыша. Значение эмоциональных отношений матери и
ребенка в первые годы жизни малыша огромно. Благоприятные эмоциональные
отношения между взрослым и ребенком создают основу для гармоничного
развития

маленького

человека,

его

познавательной

активности,

самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала.
3.

Принцип личностного подхода

Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и
взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что
отражено в содержании программы. Взаимодействие с ребенком опирается на
естественные процессы и проходит в зоне ближайшего развития ребенка, в
атмосфере признания ценности его творческого потенциала, уникальности его
личности и права на уважение его потребностей [Выготский, 1982]. В свою
очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при
создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками
педагогического процесса.
4.

Принцип этнопедагогического подхода

Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде.
Воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции в
широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт традиций, обрядов и

обычаев.

В

соответствии

с

этим 18основным

содержанием

программы

выступает фольклорный материал – потешки, пестушки, сказки, песенки.
5.

Принцип деятельностного подхода

Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте.
Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки
невозможно без теплого эмоционального общения. Этот принцип реализуется в
играх с сюжетными игрушками, природным материалом, дидактическим
материалом и на занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом
занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности,
направленными на решение воспитательных и образовательных задач.
6.

Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии

специалиста (педагога)
Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка с родителем
направлено на достижение двух целей:
 создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
 создание оптимальных условий для социального и эмоционального
развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как
самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение
к людям.
Главным и необходимым условием достижения этих целей являются
отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия
«родитель – ребенок - специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему
принадлежит инициатива. Специалист играет роль консультанта, снабжающего
родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным
умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и
родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель
позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.
Методы и формы работы.
Методы организации занятия.
1. Словесные методы: устное изложение, беседа;
2. Наглядные методы: показ иллюстраций; наблюдение; работа по образцу и
др.

Практические

3.

методы:19тренинг,

семинар

для

родителей,

мастер-класс, праздники.
Методы работы в группе:
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения (инсценировка сказок;
показ предметов и действий с ними и т.д.)
2. Репродуктивные методы обучения – побуждение детей через игровую
деятельность к

воспроизведению ранее разученных действий, манипуляций с

предметом.
3. Метод проектов: участие детей в проектах Центра.
4. Метод сотворчества -основной метод в работе педагога-психолога и
ребенка, способствует их эффективному взаимодействию.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:


Групповая;



Индивидуальная.

Работа с родителями детей – участников программы.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в
семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков,
полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме
того, ведется просветительская работа с родителями в форме консультаций,
лекций, информационно-консультативных стендов, мастер-классов и «круглых
столов».
Система работы с родителями
Месяц
Сентябрь
Октябрь

Форма работы
Организационное
собрание
Анкетирование
Праздник

Ноябрь

Лекция
Консультация

Декабрь

Мастер-класс
Родительское собрание
Информационноконсультативный

Тема
«Давайте познакомимся»
«Волшебница Осень»
«Что должен знать и уметь 2-х
летний ребёнок»
«Особенности эмоционального
состояния ребёнка 2-3 лет»
«Птичка из ткани»
«Растим любознательных детей»

«Учимся
наблюдать
стенд изменениями в природе»

за

20

родительского уголка

Январь

Февраль

Март

Мастер-класс

«Новогодняя ёлочка»

Праздник
Круглый стол

«Новогодний утренник»
«Чем играют наши дети»

Информационно«Игрушки для 2-3 летнего
консультативный стенд ребёнка»
родительского уголка
Консультация
«Воспитание сказкой – радость
встречи с книгой»
Информационно«Что и как читаем дома»
консультативный стенд
родительского уголка
Мастер-класс
изготовлению
самодельной куклы
Консультация

Апрель

Май

по «С любовью от мамы»

«Игры для сенсорного развития
детей раннего возраста»

Информационно«Пальчиковая гимнастика»
консультативный стенд «Взял я в руки карандаш»
родительского уголка
«Игры с крупами»
Мастер-класс к пасхе

«Зайка для пасхального яйца»

Праздник

«Выпускной»

3.3. Формы аттестации/контроля и

21

оценочные материалы

Критерии проверки результатов:
1.

Включенное

наблюдение

с

целью

исследовать

динамику

взаимоотношений ребенка со сверстниками, развития ребенка.
2. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение,
игровые тестовые задания) включает в себя входную (в начале года) и итоговую
(в

конце

года)

диагностику

познавательных

процессов:

эмоциональной,

личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в
индивидуальном подходе к ребенку на занятиях и в консультировании родителей
(Приложение 1).
3. Анкета – опросник для родителей: анкета для поступающих в группу
(Приложение 2) и по завершению цикла занятий (Приложение 3).
4. Ведение индивидуального портфолио для каждого ребенка.
5. Итоговое занятие – выпускное занятие с вручением портфолио детям,
подведение итогов.

4.Список литературы

22

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013г.).
2. Литвинова М. Ф. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий
год жизни. М., 2005.
3. Монина Г. Б., Ларечина Е. В. Игры для детей от года до трех лет. СПб.:
Речь, 2008.
4. Подвижные игры и упражнения для детей третьего года жизни. М.: ЛинкаПресс, 2005.
5. Фьюэлл Р., Вэдэзи П. Обучение через игру: Руководство для педагогов и
родителей. Цель и пути раннего обучения / Пер. с англ. СПб.: ИРАВ, 2003.
6. Шанина С. А., Гаврилова А. С. Пальчиковые упражнения для развития речи
и мышления ребенка. М.: ООО Группа компаний «РИПОЛ классик», ООО
Издательство «Дом. 21 век», 2008.
7. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»/ М. : Мозаика –
Синтез, 2010.
8. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для
дошкольников 3-4 лет/ Н. Ю. Куражева {и др.}; под ред. Н. Ю. Куражевой.
– СПб.: Речь, 2014.-160с.
9. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам
с детьми 2-3 лет.— СПб.: Паритет, 2006.—80 с.
10. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Конспекты комплексных занятий по сказкам
с детьми 3-4 лет.— СПб.: Паритет, 2006.—112 с.
11. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.144с. – (Ранний возраст).
12. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.:
«КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА », 2007. – 144с., 24 л. вкл., переиздание дораб. и
доп.

23

Приложение 1

Мониторинг детского развития____________________________уч. год.
Психологическая карта развития детей группы__________________________________
Психолог __________________________________________________________________
Фамилия, имя
ребенка

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Т
е
м
п
ра
зв
ит
и
я

ра
б
от
ос
п
ос
о
б
н
ос
ть

А
кт
ив
но
ст
ь

Темп
деят
ельн
ости

Уве
рен
нос
ть,
сам
ооц
енк
а

Эмо
цион
альн
ая
сфер
а

Ком
муни
кати
вная
сфер
а

Волевая сфера
Зрит
ельн
ая
инст
рукц
ия

Слух
овая
инст
рукц
ия

М
е
л
к Особенности
а
я
м
о
т
о
р
и
к
а

9.
10.

24

Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ГРУППУ

1.

Фамилия,
имя ребёнка

2.

Дата
рождения

3.

Возраст
ребёнка

4.

Ф. И. О.
матери

5.

Контактные
телефоны

6.

Цель
посещения
группы
Дата заполнения

7.

25

лет

месяцев

Приложение 3
АНКЕТА - ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗАВЕРШЕНИИ
ЗАНЯТИЙ
1.
2.
3.

4.

АНКЕТА - ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗАВЕРШЕНИИ
ЗАНЯТИЙ

Возраст ребенка
лет
месяцев
Пол
м
ж
Как долго ребенок посещает группу:
Изменились ли Ваши взгляды и приоритеты в вопросах
воспитания и развития ребенка за время посещения Вами
группы, опишите как:

1.
2.
3.

4.

Изменились ли Ваши отношения с ребенком, если да, то как:

Изменились ли Ваши отношения с ребенком, если да, то как:

5.

5.
Какие фрагменты занятия Вам кажутся наиболее значимыми:

Какие фрагменты занятия Вам кажутся наиболее значимыми:

6.

6.
Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка:

Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка:

7.

8.

Возраст ребенка
лет
месяцев
Пол
м
ж
Как долго ребенок посещает группу:
Изменились ли Ваши взгляды и приоритеты в вопросах
воспитания и развития ребенка за время посещения Вами
группы, опишите как:

7.
Что для Вас в работе группы было наиболее ценным и
интересным:

8.

Ваши пожелания педагогу и психологу по работе группы:

Что для Вас в работе группы было наиболее ценным и
интересным:
Ваши пожелания педагогу и психологу по работе группы:

9.

9.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».