ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ...………………………………………...3
1.1 Пояснительная записка ……………………… .……………...……………..3
1.2 Цель и задачи общеобразовательной программы ………………………..11
1.3 Содержание общеразвивающей программы……………………………....14
1.4 Планируемые результаты…………………………………………………...39
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ………………….40
2.1 Календарный учебный график……………………………………...............40
2.2 Условия реализации программы…………………........................................40
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………41
3 Список литературы…………..………………………………………………..42
1.Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Направленность
программы–
модуль
чтение
и
письмо
социально-
гуманитарной направленности, модуль начальная арифметика естественнонаучной направленности.
Методика
«Русская
классическая
школа»
посвящена
первоначальному
обучению чтению, письму и начальной арифметике.
Программа включает два модуля:
- первый модуль - «Обучение чтению и письму»,составлен и разработан
на основе программ и пособий: И.А. Горячевой
- второймодуль - «Начальная арифметика», составлен на основе
методической программы Т.А Алтушкинойи пособий: А.С. Пчёлко и Г.Б.
Поляка .
Методика
«Русская
классическая
школа»
посвящена
первоначальному
обучению чтению, письму и начальной арифметике.
Актуальность
Вопросы подготовки детей дошкольного возраста приобретают все
большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом
зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка
в целом. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в
первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы
развитый
фонематический
слух,
хорошую
устную
речь,
правильно
поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в
делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно
ориентироваться
в
тетради,
имели
элементарные
математические
представления.Ведущей идеей второго направления программы является
развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с
разделом арифметики, что дает толчок для формирования логического
мышления.
2
Дети, получившие такую подготовку, имеют возможность легче пройти
этап адаптации к школьному обучению и безболезненно сменить ведущую
игровую деятельность на учебную.
Нормативно - правовой базой для составления данной программы
являются следующие документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
No273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
2. Федеральные государственные требования дошкольного образования;
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании»;
4. Типовое положение об образовательном учреждении для детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
(утв.
Постановлением
правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);
5. Федеральные государственные требования к реализации ООП
дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 20.07.2011 No2151);
6. Основная образовательная программа дошкольного образования на
2013 –2016 г.г.
7. Положение о рабочей программе педагога.
Положение о комплектовании и наполняемости групп при обучении по
дополнительным
автономном
общеразвивающим
учреждении
программам
дополнительного
в
муниципальном
образования
«Детский
оздоровительно-образовательный Центр психолого-педагогической помощи
«Остров».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановления
Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20).
Отличительные особенности программы
3
Особенностью предлагаемой методики обучения грамоте, как для 5-ти, так и
для 6-ти леток, является активное развитие фонематического слуха детей,
позволяющее гармонизировать деятельность слуховых и речедвигательных
анализаторов головного мозга, помочь детям воспринять звуковую сторону
языка, осознать смыслоразличительную функцию звуков.
Данная методика предлагает в течение длительного времени обучать чтению
слов по буквам, чтобы дети прочно освоили позиционный принцип русской
графики.
Главное требование в итоге - чтение целыми словами, соответствующее
орфоэпическим
нормам,
позволяющее
полноценно
воспринять
смысл
прочитанного и ощутить красоту русского языка.
Важное требование программы – обучение неспешному осмысленному чтению.
Механическое чтение отбивает у детей интерес к прочитанному, ученики не
воспринимают его познавательную и эстетическую ценность. А отсутствие
мотивации
к
чтению
тормозит
формирование
необходимой
скорости.
Получается замкнутый круг.
Мы отдаём предпочтение качеству. Читая, ребёнок, прежде всего, должен
получить пищу для ума и сердца, воспринять образ, стоящий за словом. Для
этого
мы
с
ребятами
много
беседуем
о
смысле
прочитанного.
Графическое восприятие изученных букв закрепляется при письме. Дети
работают
в
«Тетради
для
каллиграфического
рисования»: обводят
и
раскрашивают рисунки. И если в начале года малыши делают это очень
медленно, с трудом справляясь с поставленной задачей, то уже через два-три
месяца они выполняют задание с удовольствием, и качество их работ
4
неуклонно улучшается. Буква пишется без двойного повторения линий, что
является высоким художественным показателем.
При письме ребёнок поначалу стремится воссоздать эталон, но постепенно
привносит в образ буквы и свою индивидуальность. Красота и гармония
сохраняются, и при этом буквы приобретают своеобразие - в почерке
выражается личность, в которой развиваются такие положительные качества,
как внимательность, старательность, усердие, чувство прекрасного.
Обучение
детей
«Начальной
арифметике»
предполагает
только
последовательное, основательное, ясное усвоение изучаемого, ведь высокие
задачи часто достигаются
простыми средствами,
простыми методами,
доступными ребенку.
Немаловажно, что во время занятий чтения, письма, арифметики эта методика,
позволяет органично и планомерно осуществить умственное, речевое,
эстетическое
развитие
дошкольника,
стимулировать
его
творческие
способности и познавательные интересы.
Обучение чтению
Обучение начинается с формирования у детей фонематического слуха,
позволяющего
воспринять
звуковую
сторону
языка,
осознать
смыслоразличительную функцию звуков, а также выявить логопедические
нарушения, которые в наше время встречаются очень часто и являются
препятствием для дальнейшего овладения грамотой. Звуковые упражнения
помогут в дальнейшем сформировать орфографическую зоркость – способность
обнаруживать
в
слове
позиции,
в
которых
нужно
задуматься
над
правописанием. Данная методика предлагает в течение длительного времени
обучать чтению слов по буквам, чтобы дети прочно усвоили роль каждой буквы
и в полноте освоили позиционный принцип русской графики, а затем перешли
к слоговому чтению. Конечное требование – чтение целыми словами,
5
соответствующее
литературным
нормам
произношения,
позволяющее
полноценно воспринять смысл прочитанного.
Обучение письму
Методика уходит корнями в старинные классические методы. Письму в
тетрадях предшествует работа на меловых дощечках, позволяющая научиться
писать буквы в увеличенном виде, стирать и исправлять написанное. Развитию
руки и ориентации в пространстве листа способствует изображение орнаментов
на клетчатой поверхности. Для письма предлагаются Прописи с графической
сеткой, образующейся горизонтальными и частыми косыми линиями. «Ячейка»
графической сетки рассчитана на букву или элемент буквы, задает им
пропорции, четкость начертаний и наклон. Ее границы служат как бы
подпорками,
поддерживающими
еще
не
окрепшую
руку
ребенка,
и
ориентирами для несформировавшегося глазомера. Изначально буква изучается
как законченный образ, как сочетание палочек, крючков, петелек, овалов и
других элементов, пишущихся каждый отдельно с одного росчерка, без
двойного повторения линий. Соединение букв в слова также отрывное.
Ускорение письма, некоторое упрощение движений происходят автоматически,
но основываются на прочном навыке.
Обучение начальной арифметике
Обучение детей в соответствии с методикой, разработанной Пчёлко А. С.
предполагает
только
последовательное,
основательное,
ясное
усвоение
изучаемого, ведь высокие задачи часто достигаются простыми средствами,
простыми методами, доступными и понятными не только ребенку, но и
педагогу
прежде
всего.
Обязательно
стоят
вместе
образовательно-
воспитательные и практические цели и задачи. Дается ряд элементарных
практических понятий: о числе, о составе чисел, об арифметических действиях,
о задаче и способах ее решения, о мерах и измерениях.
6
Адресат программы - возраст детей, участвующих в реализации данной
программы: 6 –7лет.
Учет психо-физиологических особенностей обучения детей 6-7 лет.
Этот возраст классифицируется как старший дошкольный. Характеризуется он
совершенствованием восприятия, памяти и мышления детей.Постепенно
совершается переход от непроизвольной памяти к произвольной, в развитии
которой важную роль играет повторение, обеспечивающееперевод информации
из кратковременной памяти в долговременную. Поэтому уроки чтения,
предлагаемые данной программой, построены по четкому алгоритму, новое
органично
вписывается
в
контекст
старого.
Особоевнимание
уделено
повторению изученного ранее.Улучшение памяти происходит одновременно с
совершенствованиемумственной деятельности детей: умением сравнивать и
соотносить другс другом изучаемый материал, формировать смысловые
группировки, обобщать. На уроках осуществляется последовательная отработка
логических операций, позволяющая добиться понимания прочитанного, а не
простого его воспроизведения. Для формирования мышления включен
обильный материал, позволяющий сравнивать звучание и значение слов, их
звучание и написание, осознавать роль букв и звуков, на конечных этапах
обучения
классифицировать
звуки.Продолжается
развитие
речи
детей,
соединение ее с мышлением, хотяречь еще слабо организована. Это период
смыслового обогащения слова,осознания его смысловых оттенков. Эти цели
достигаются при анализепрочитанных слов и предложений.В шестилетнем
возрасте дети могут усваивать элементарные законы языка,выделять звуки в
слове, различать их качество, что учтено при разработке звуковых упражнений.
Развитие письма способствует улучшению чтения.Но при этом у шестилетних
детей отсутствует мотивация, потребностьв учении. Интерес к учебе можно
обеспечить через учебно-дидактическиеигры, развивающие познавательные
интересы ребенка. Современнаяпедагогика для формирования мотивационной
готовности детей к учениюактивно использует вовлечение ребенка в
соревнование с другими людьмии различные поощрения за успехи, Хотелось
7
бы обратить вниманиена отношение классика педагогики К.Д. Ушинского к
этим стимулам. Неосторожное использование соревнования может породить
гордость, зависть и даже злорадство в душах детей. «Пусть дитя соревнуется с
самим собою, то есть сравнивает то, что он сделал вчера, с тем, что он сделал
сегодня, не сравнивая своих успехов с успехами других». А поощрения сильно
действуют на детское самолюбие. Ребенок должен научиться трудиться не
только из интереса и за награду, но и из чувства долга. Поэтому учебную
работу необходимо сделать интересной, но не превратить в забаву.«Сделав
занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям,но помните,
что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные
вещи, и должны быть… Вы приготовляете ребенкак жизни, а в жизни не все
обязанности занимательны…» Следовательно,от ребенка требуются волевые
усилия, преодоление себя. Положительныеопыты отказа от наслаждений
развивают и укрепляют волю, характер ребенка.Включенные в уроки игры и
задания
исключают
элемент
соревнования.Они
доступны,
посильны,
обеспечивают самостоятельность в поиске решения, постепенно усложняются,
а на заключительных этапах побуждаютдетей и к необходимой для достижения
отдаленных
целей
деятельности.Постоянночередуются
разные
виды
деятельности: звуковые упражнения, повторение пройденных букв, изучение
новых, чтение, прерываемое беседамипо поводу прочитанного, письмо.Но
самое главное, что способствует успешному обучению шестилетокграмоте, это система последовательного формирования навыков. Современные методики
обучения грамоте не разделяют на отдельные процессы звуковые упражнения,
осознание роли «йотированных» букв, орфографическоеи орфоэпическое
чтение, введение названий букв. За счет разделения этихпроцессов без ущерба
для обучения грамоте предлагаемая метода гораздолегче общепринятых метод.
К.Д. Ушинский говорил: «Чем легче методаучения, представляющаяся ребенку,
тем раньше может быть начато учение».Следовательно, программа пригодна
для шестилетних детей.
8
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа проводится в
группах малой наполняемости, а также в индивидуальном порядке. Число
детей, одновременно обучающихся в одной группе – от 6 до 8 человек.
Для детей, обучающихся
в малых группах создается благоприятная
почва для того, чтобы передавать друг другу знания, умения, навыки, помогать
и поддерживать друг друга. В малых группах происходит активное
формирование
у
детей
самостоятельным,
познавательная
собственного
ответственным,
потребность,
опыта,
активным.
формируются
делая
У
ребенка
детей
более
реализуется
коммуникативные
навыки,
развивается речь, воображение, любознательность.
Дети преодолевают застенчивость и становятся более активными и
инициативными.
приобретаются
Также,
благодаря
социально
работе
значимые
в
навыки:
малых
группах,
умение
детьми
договариваться,
сотрудничать, слушать мнение других. Выстраиваются хорошие доверительные
отношения. Ребенок показывает свои лучшие качества, навыки и способности.
Режим занятия - Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 6 часа.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Срок освоения: программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся с сентября
по май, включая каникулярные дни. Всего 36 учебных недель.
Перечень форм обучения:– групповая, а также индивидуальная.
Перечень видов занятий - чтение, звуковые упражнения, работа с меловыми
дощечками,
рисование
каллиграфического
орнаментов
рисунка,
в
письмо,
тетрадях
игры
в
клетку,
обводка
(«Задуманное
число»,
«Занимательный квадрат», «Молчанка».), работа со счетными палочками, и
др. раздаточным инвентарем.
9
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
общеразвивающей
программы - Согласно ФГОС дошкольного образования осуществляется с
помощью наблюдения, игр, собеседований с родителями
для достижения
детьми целевых ориентиров дошкольного воспитания.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная –1
неделя сентября) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты
обследования заносятся в разработанную таблицу (Приложение 1)
Все занятия предусматривают усвоение теоретических знаний, и формирование
деятельностно-практического опыта.
Объемобщеразвивающей программы:216 часа.
Срок освоения программы –программа рассчитана на 1 учебный год (36
недель).
Особенности организации образовательного процесса.
В состав группы входят дети одного возраста на постоянной основе.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
общеразвивающей
программы: беседа, практическое занятие.
1.2 Цель и задачи общеобразовательной программы
Научить
детей
осознанно,
в
соответствии
с
произносительными
литературными нормами читать, красиво и с удовольствием писать, развить
все виды памяти, внимание, собранность, привить желание учиться и
познавать.
Обучающие задачи:
- Формирование слухового внимания и фонематического восприятия.
- Формирование умений звукобуквенного анализа слова.
- Формирование элементарных навыков чтения.
10
- Формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости;
- Формированиеэлементарных графических умений.
- Формировать общее представление о множестве и числе.
- Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах.
- Знакомить с составом числа.
- Учить детей решать простейшие арифметические задачи.
- Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
- Учить сравнивать множества.
- Знакомить с математическими знаками.
- Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной
работы.
-Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной
работы.
Развивающие задачи:
- Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
- Развитие произвольности психических процессов.
-Развитие образного и вариативного мышления, памяти, внимания,
воображения.
- Развитие способности к само-регуляции поведения и проявления
волевых усилий.
- Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе чтения
- Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат
своих действий на основе математических понятий(работа с меловой доской)
- Развитие мотивации учения.
3. Воспитательные задачи:
-Воспитывать организованность и дисциплинированность.
- Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
11
-Развитие
умения
устанавливать
отношения
со
сверстниками
взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
В учебно-методический комплект включены следующие материалы:
1. Азбука.
2. Тетрадь для рисования по клеткам.
3. Прописи.
4. Тетрадь для каллиграфического рисования.
5.Методическое пособие по обучению чтению и письму.
6 . Методическое пособие по Арифметике.
12
и
1.3Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план 1 года обученияграмоте и письму
Структура уроков (6ч/нед.)
1 модуль-«Чтение и письмо»
№
Название раздела, темы
Количество часов
п/п
Форма
Всего Теория Практика аттестации/
контроля
Раздел 1. Добуквенный период (16 ч.)
1
-Звуковые упражнения
-Рисование
клетку,
2
орнаментов
обводка
в
тетради
1
1
в
Практическое
занятие
каллиграфического
рисунка
2
-Звуковые упражнения
-Рисование
клетку,
2
орнаментов
обводка
в
тетради
1
1
в
Практическое
занятие
каллиграфического
рисунка
3
-Звуковые упражнения
-Рисование
клетку,
2
орнаментов
обводка
в
тетради
1
1
в
Практическое
занятие
каллиграфического
рисунка
4
-Звуковые
упражнения
-Рисование 2
1
1
орнаментов в тетради в клетку, обводка
Практическое
занятие
каллиграфического рисунка
5
-Звуковые
упражнения
-Рисование 2
1
1
орнаментов в тетради в клетку, обводка
Практическое
занятие
каллиграфического рисунка
6
-Звуковые
упражнения
-Рисование 2
1
1
орнаментов в тетради в клетку, обводка
Практическое
занятие
каллиграфического рисунка
7
-Звуковые
упражнения
-Рисование 2
13
1
1
Практическое
орнаментов в тетради в клетку, обводка
занятие
каллиграфического рисунка
8
-Звуковые упражнения
-Рисование
клетку,
2
орнаментов
обводка
в
тетради
1
1
в
Практическое
занятие
каллиграфического
рисунка
Раздел 2. Буквенный период (110ч.)
9
-Звуковые упражнения
2
1
1
А
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
10
-Звуковые упражнения М
2
1
1
-«Печатание» (побуквенное)
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
11
-Звуковые упражнения
2
1
1
У
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
12
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ш
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
13
-Звуковые упражнения
2
1
1
-«Печатание»С (побуквенное)
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
14
-Звуковые упражнения
2
Л
1
1
Практическое
занятие
«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
14
15
-Звуковые упражнения
2
1
1
О
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
16
-Звуковые упражнения
2
1
1
Р
Практическое
занятие
- «Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
17
-Звуковые упражнения
2
1
1
П
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
18
-Звуковые упражнения
2
1
1
К
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
19
-Звуковые упражнения
2
1
1
И
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
20
-Звуковые упражнения
2
1
1
И
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
21
-Звуковые упражнения
2
Н
1
1
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
15
22
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ы
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
23
-Звуковые упражнения
2
1
1
Т
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
24
-Звуковые упражнения
2
1
1
Т
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
25
-Звуковые упражнения
2
1
1
Е
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
26
-Звуковые упражнения
2
1
1
Е
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
27
-Звуковые упражнения
2
Е
1
1
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
16
28
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ё
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
29
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ё
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
30
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ё
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
31
-Звуковые упражнения
2
1
1
Я
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
32
-Звуковые упражнения
2
1
1
Я
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
33
-Звуковые упражнения
2
Я
1
1
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
17
34
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ю
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
35
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ю
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
36
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ю
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
37
-Звуковые упражнения
2
1
1
Д
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
38
-Звуковые упражнения
2
1
1
Д
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
39
Зв.упр.
2
1
1
Б
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
40
-Звуковые упражненияБ
2
-«Печатание» (побуквенное)
1
1
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
18
41
-Звуковые упражнения
2
1
1
Г
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
42
-Звуковые упражнения
2
1
1
Г
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
43
-Звуковые упражнения
2
1
1
З
Практическое
занятие
-«Печатание» (побуквенное)
-Чтение/беседа/письмо
44
-Звуковые упражнения.
-«Печатание»
Зпобуквенное(переход
2
1
1
Практическое
занятие
к
слоговому)
-Чтение/беседа/письме
45
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ч
Практическое
занятие
-«Печатание» (переход к слоговому)
-Чтение/беседа/письмо
46
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ч
Практическое
занятие
-«Печатание» (переход к слоговому)
-Чтение/беседа/письмо
48
-Звуковые упражнения
2
Х
1
1
Практическое
занятие
-«Печатание» (переход к слоговому)
-Чтение/беседа/письмо
19
49
-Звуковые упражнения
2
1
1
В
Практическое
занятие
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
50
-Звуковые упражнения
2
1
1
В
Практическое
занятие
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
51
-Звуковые упражнения
2
1
1
-«Печатание»Ф (слоговое)
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
52
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ж
Практическое
занятие
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
53
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ж
Практическое
занятие
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
54
-Звуковые упражнения
2
1
1
Ф
Практическое
занятие
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
55
-Звуковые упражнения Ф
2
-«Печатание» (слоговое)
1
1
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
20
56
-Звуковые упражнения
2
1
1
Й
Практическое
занятие
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
57
-Звуковые упражнения
2
1
1
Й
Практическое
занятие
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
58
-Звуковые упражнения
2
1
1
Щ
Практическое
занятие
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
59
-Звуковые упражнения
2
1
1
Щ
Практическое
занятие
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
60
-Звуковые упражнения.
2
1
1
Э
Практическое
занятие
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
61
-Звуковые упражнения
2
Э
1
1
Практическое
занятие
-«Печатание» (слоговое)
-Чтение/беседа/письмо
21
62
-Звуковые упражнения
2
1
1
-«Печатание» Ь (слоговое)
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
63
-Звуковые упражнения
2
1
1
-«Печатание» Ъ (слоговое)
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
Раздел 3. Закрепление пройденного(18 ч.)
64
-Звуковые упражнения
2
1
1
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками
65
-Звуковые упражнения
2
1
1
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками
66
-Звуковые упражнения
2
1
1
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками
67
-Звуковые упражнения
2
1
1
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками
68
-Звуковые упражнения
2
1
1
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками
69
-Звуковые упражнения
2
1
1
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками
22
70
-Звуковые упражнения
2
1
1
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками
71
-Звуковые упражнения
2
1
1
Практическое
занятие
-Чтение/беседа/письмо
-Работа с меловыми дощечками
72
Итоговые занятия
2
1
1
Практическое
занятие
2 модуль- «Начальная арифметика»
№
Название раздела, темы
Количество часов
п/п
Форма
Всего Теория Практика аттестации/
контроля
Раздел 1. Подготовительный период (5 ч.)
1
Предметный счёт в пределах 10.
1
0,5
0,5
Уточнение понятий «слева», «справа».
2
Практическое
занятие
Счёт на наглядных пособиях в пределах 1
0,5
0,5
10. Упражнение в подготовке к письму
Практическое
занятие
цифр.
3
Счёт на наглядных пособиях в пределах 1
0,5
0,5
10. Уточнение понятий «выше», «ниже».
Практическое
занятие
Упражнение в подготовке к письму цифр.
4
Счёт на наглядных пособиях в пределах 1
0,5
0,5
10. Упражнение в подготовке к письму
Практическое
занятие
цифр.
5
Счёт
на
наглядных
пособиях. 1
Упражнение в подготовке к письму цифр.
0,5
0,5
Практическое
занятие
23
Раздел 2. Изучение цифр и чисел первого десятка (22ч.)
6
Число и цифра 1.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
7
Число и цифра 2.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
8
Число и цифра 2. (продолжение)
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
9
Число и цифра3.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
10 Число и цифра 3. (продолжение)
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
11 Число и цифра 4.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
12 Число и цифра 4. (продолжение)
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
13 Число и цифра 5.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
14 Число и цифра 5. (продолжение)
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
15 Ознакомление
(«прибавить»
составления
со
и
и
знаками
+
«получается»)
чтения
и
= 1
0,5
0,5
путём
примеров
Практическое
занятие
в
пределах 5.
16 Ознакомление с записью примеров на 1
0,5
0,5
сложение в пределах 5.
Практическое
занятие
17 Число и цифра 6.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
18 Число и цифра 6. (продолжение)
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
19 Ознакомление
со
знаком
вычитания 1
24
0,5
0,5
Практическое
(«отнять»).
занятие
20 Ознакомление с записью примеров на 1
0,5
0,5
вычитание.
21 Число и цифра 7.
Практическое
занятие
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
22 Число и цифра7. (продолжение)
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
23 Число и цифра 8.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
24 Число и цифра 8. (продолжение)
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
25 Число и цифра 9.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
26 Число и цифра 9. (продолжение)
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
27 Число 10 и обозначение его цифрами.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
28 Число 10 и обозначение его цифрами. 1
0,5
0,5
(продолжение)
Практическое
занятие
Раздел 2. Сложение и вычитание (37ч.)
29 Прибавить 1.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
30 Отнять 1.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
31 Прибавить и отнять 1.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
32 Прибавление 2 к чётным числам.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
33 Вычитание 2 из чисел 4, 6, 8, 10.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
25
34 Прибавление 2 к числам 1, 3, 5, 7.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
35 Вычитание 2 из чисел 3, 5, 7, 9.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
36 Прибавить и отнять 2 (повторение).
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
37 Прибавление 3 к числам 1, 2, 3, 4.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
38 Прибавление 3 к числам 5, 6, 7.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
39 Прибавление
(закрепление)
3
в
и
пределах
ознакомление
10 1
0,5
0,5
с
Практическое
занятие
выражением «столько же».
40 Вычитание 3 из 4, 5, 6 и 7.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
41 Вычитание 3 из 8, 9, 10.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
42 Прибавить и отнять 3 (закрепление).
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
43 Прибавить 4.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
44 Прибавить 4 (закрепление).
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
45 Отнять 4.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
46 Отнять 4 (закрепление).
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
47 Прибавить и отнять 4.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
48 Повторение
пройденного
и 1
26
0,5
0,5
Практическое
самостоятельная работа.
49 Разбор
самостоятельной
занятие
работы
и 1
0,5
0,5
дополнительные упражнения.
Практическое
занятие
50 Прибавить 5.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
51 Прибавить
5
(в
пределах
10)
с 1
0,5
0,5
использованием приёма разбивки числа 5
Практическое
занятие
на группы.
52 Отнять 5 (в пределах 10).
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
53 Прибавить и отнять 5.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
54 Повторение пройденного.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
55 Повторение
пройденного
и 1
0,5
0,5
самостоятельная работа
56 Разбор
самостоятельной
занятие
работы
и 1
0,5
0,5
дополнительные упражнения.
57 Прибавить 6.
Практическое
Практическое
занятие
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
58 Прибавить 6 с использованием приёма 1
0,5
0,5
разбивки.
59 Отнять6.
Практическое
занятие
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
60 Прибавить и отнять 6.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
61 Прибавить 7.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
62 Отнять 7.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
27
63 Прибавить и отнять 8.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
64 Прибавить и отнять 9.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
65 Прибавить и отнять 6,7,8,9.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
66 Ознакомление со случаем, когда в остатке 1
0,5
0,5
получается 0.
Практическое
занятие
Раздел 3. Метр (2ч.)
67 Метр.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
68 Метр (продолжение).
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Раздел 4. Повторение (4ч.)
69 Повторение сложения и вычитания 1,2,3.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
70 Повторение сложения и вычитания 4,5.
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
71 Повторение
сложения
и
вычитания
0,5
0,5
занятие
6,7,8,9.
72
Практическое
Итоговое
случаев
занятия.
сложения
Повторение
и
всех 1
вычитания
0,5
в
0,5
Практическое
занятие
пределах 10.
Обучение чтению
Как и в существующих ныне программах обучения чтению, в
даннойпрограмме реализуется современный звуковой аналитико-синтетический
метод.
28
Сначала дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатсявыделять
их из речи. Затем учатся вычленять звуковую последовательностьиз слов.
Выполняют звуковые упражнения: подобрать слова на данные звуки,изменить
звуковой состав слов… Объем этих заданий значительно больше,и принципы
их выполнения иные, чем в общепринятых программах, так какставится задача
не просто познакомить детей со звуками родной речи, носформировать
полноценный
фонематический
слух
и
способствовать
гармонизации
мыслительных процессов ребенка.
«…Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков,
составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков»(К.Д.
Ушинский)
являются
главными
основаниями
правописания,
поэтомуфонетическая работа не ограничивается только словами, у которых
произношение и написание совпадают, а предлагается живой язык, его
произносительная норма, которая естественна для ребенка, и потому не
вызывает у него недоумения. Звуковой облик слова сохраняется лишь в
бессознательной акустической и артикуляционной памяти, поэтому не влияет
на правописание, но закладывает основы орфографической зоркости, умения в
будущем сопоставлять произношение и написание и задумываться над
слабымипозициями. Таким образом, обязательное требование к фонетическому
анализу: объектом анализа должно быть слово, произнесенное в соответствии с
нормами литературного произношения.
При фонетическом анализе не выдвигается требование характеристики
звуков, определения их качества. Эта логическая работа перенесена в конец
азбучного периода обучения чтению.
Не используются и графические символы – посредники между буквами и
звуками, а также не изображаются звуковые модели слов.
Материальной опорой, удерживающей звучащее слово в детском
сознании, являются пальчики детей, с помощью которых фиксируется
звуковойряд слова. При этом дети концентрируют внимание на звучании слова,
не отвлекаясь на зрительные образы. Дети сразу переходят к обозначению
29
звуков буквами. Но до конца азбучного периода названия, «имена» букв, детям
не сообщаются, а используется формулировка «значок для звука».
С переходом к изучению букв звуковой анализ продолжает быть важной
составной частью урока, т.к. развитие фонематического слуха требует
постоянных упражнений.
Обучение чтению происходит по Азбуке, составленной на основе Азбуки
Д.И. Тихомирова и Е.Н. Тихомировой, прообразом которой былаАзбука К.Д.
Ушинского.
Благодаря
удачной
последовательности
изучениябукв,
заимствованной из Азбуки Д.И.Тихомирова, основательно и последовательно
происходит изучение букв Е, Е, Ю, Я. Сначала детьми воспринимается
функция этих букв указывать на мягкость согласных звуков
и обозначать звуки [э о у а]. Затем усваивается предназначение этих
буквобозначать звук [j] и звуки [э о у а].
Для формирования чтения с опорой на буквы гласных звуков буквы Е,
Ё, Ю, Я, И, (а также Б) выделены в тексте Азбуки квадратными рамочками,
что является помощью детям, своеобразным напоминанием о мягкости
согласных. Звездочка, изображенная перед буквами Е, Е, Ю, Я, свидетельствует
о наличии в слове звука [j].
Основным отличием от общепринятых программ является требование
чтения слов (в длинных словах чтение слогов) по буквам. Дети должныверно
опознавать буквы, воспроизводить звуки, обозначенные ими, и сливать звуки в
слова (в слоги). В дальнейшем побуквенное чтение будет сочетаться с чтением
слов слитными слогами, а с переходом к чтению целыми словами побуквенное
чтение будет выполняться лишь эпизодически (несколько слов на уроке) для
поддержания
навыка.
Прежде
всего,это
требование
объясняется
необходимостью прочно усвоить роль каждойбуквы, потому что, как
показывает практика, часто при чтении дети пропускают буквы, переставляют
их, заменяют другими, «прожевывают» концовки слов.
В процессе побуквенного чтения также активизируется мышление:
ребенок мысленно опирается на последующие буквы гласных, и его
30
вниманиеоживляется
больше,
чем
при
механическом
чтении
слогов,
оттренированном по слоговым таблицам. Такое чтение совершенно исключает
глубинноеосвоение родного языка: основываясь на формально-логическом
подходе,оно апеллирует к кратковременной памяти, формализует мышление,
развивая
его
механические
стороны,
то
есть
учит
не
думать,
а
перерабатыватьинформацию по заданному алгоритму. Вдобавок ко всему,
бессмысленные«ба, бо, бу, да, до, дю…» автоматически отключают внимание
ребенка отвосприятия смысла прочитанного, так как смысла в этих созвучиях
нет.
Побуквенное чтение требует больше времени, но пожертвовать развитием
сознания ради достижения скорости не представляется возможным. Эта
позиция объясняет отсутствие в Азбуке слоговых таблиц.
Чрезвычайно
важное
требование
данной
программы
обучение
неспешному осмысленному чтению. Поскольку у детей понимание читаемого
происходит вслед за прочтением каждого слова, а не одновременно,
необходимо время для осмысления прочитанного. И если во главеугла стоит
скорость чтения, то единственным результатом является механическое,
бессознательное извлечение звуков, препятствующее восприятию содержания
читаемого и разрушающее детское мышление. От такогочтения дети навсегда
теряют вкус к этому занятию, не воспринимают егопознавательную и
эстетическую
ценность.
А
отсутствие
мотивации
тормозит
желаемое
формирование скорости. Получается замкнутый круг: чтобыребенок читал
быстро, нужно, чтобы он хотел читать. Но желание диктуется результатом:
ребенок должен получить пищу для ума и для сердца.Следовательно,
неспешное осмысленное чтение на первых порах дастпозже ожидаемое
увеличение темпа.
Обучение чтению и письму
Дети овладевают грамотой в соответствии с требованиями государственных
программ. Предлагаемые уроки построены по аналогии с типовыми уроками,
31
проводимыми по общепринятым программам, и включают все необходимые
виды деятельности: работа над звуковой стороной слова, чтение по Азбуке,
письмо слов печатными буквами. И анализ, и синтез обязательно сочетаются на
каждом уроке. Исследуемый детьми материал достаточно содержателен, и
требования к анализу и синтезу очень высоки.Присутствует большая
сосредоточенность на
звуковых упражнениях.
Объясняется
это целью
сформировать у детей полноценный фонематический слух, умение оперировать
звуками, что необходимо при побуквенном чтении, но объем звуковых
упражнений постепенно уменьшается и занимает 5-7 минут учебного времени.
Обучение начальной арифметике.
Воздавая должное опыту передового советского учительства, дающего образцы
высокого методического мастерства, автор А.С. Пчёлко создал методику
отразившую в себе
черты русского национального характера: ставку на
смекалку и сообразительность, на ясное понимание и сознательное усвоение
обучаемого, на инициативу и самостоятельность в работе, на простоту и
безыскусственность в работе.
Учитывая важное значение наглядности для успешного обучения детей, на
занятиях используются классные и индивидуальные пособия. В целях
повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся модуль
«Начальная арифметика» содержит задания практического характера, в
которых от детей требуется выполнение тех или иных действий на
дидактическом материале.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического
развития
познавательных
способностей,
которая
осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия,
воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
32
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
арифметике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в
различном сочетании друг с другом, что
позволяет детям усваивать и
осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения,
выполняя
действия
с
предметами,
моделями
геометрических
фигур,
зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с
педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это
необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом,
пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Пропедевтическая работа по усвоению
грамматико-орфографического материала
В уроки включены упражнения, подготавливающие детей к восприятию
грамматики. Работа над словом и предложением в грамматическом плане
представлена в конспектах к урокам.Наблюдение над грамматическими
явлениями происходит параллельнос наблюдением над семантикой и звукобуквенным составом слов. Дети интуитивно воспринимают способность слов
изменять смысл или форму, обнаруживают отражение этих изменений в звукобуквенном составе, осознают назывные функции слов, их сочетаемость в
предложении.В программе отсутствует работа по усвоению орфографического
материала,так как в Азбуку включены слова, не требующие объяснения
правописания.Полноценная работа по орфографии – сличение произношения и
написания и объяснение написания - возможны только после формирования у
детей хорошего фонематического слуха и орфоэпического чтения. Орфография
является объектом изучения в начальной школе, Задача подготовки к школе полноценное овладение детьми русской графикой.
33
Развитие мышления
Основой развития мышления является наблюдение над языком: надсмысловой,
семантической стороной слова, звучанием и графическимобликом, над
грамматическими свойствами. При этом выполняются основные мыслительные
операции: анализ, синтез, сравнение. На азбучномэтапе ставится задача
сосредоточить внимание детей на слове, звучащеми печатном, научить их
высказывать четкие и законченные суждения. Отдетей нельзя еще требовать
толкования слов. Оно возможно только послетого, как будут сформированы
понятия о предметах, когда дети научатсяобобщать и выделять предметы по
родам и видам. А это уже следующийэтап, и требуется иное учебное пособие,
иная книга для чтения.
Развитие речи
Почти все общепринятые программы понимают под развитием речив
букварный период научение детей правильному построению предложений при
пересказе, рассказах по картинкам, ответах на вопросы и в свободных
высказываниях.
Данная программа отражает основные положения, выдвинутыеК.Д.
Ушинским, в частности, его отрицательное отношение к пересказукак средству
развития речи. По мнению К.Д. Ушинского, дар слова – этоврожденная сила
человеческой души, крепнущая от упражнений. И упражняться нужно не в
пересказывании,
не
в
«сшивании»
чужих
мыслей,
а
всобственных
рассуждениях о знакомых предметах и явлениях, в результатечего в детях
должны развиваться наблюдательность, логика и умение верновыражаться.
«…Великие, но чужие мысли несравненно бесполезнее, хотямаленьких, но
своих».
Рассказы по картинкам тоже отсутствуют, так как программа ставитцель
сосредоточить
внимание
детей
на
звучащем
и
печатном
слове:
егоматериальном звуковом и буквенном облике и на его семантике, на
смысловой значимости, на образах, которые слово вызывает в сознании.
34
Этопозволит
в
будущем
сформировать
у
детей
связное
мышление,
способноевыполнять логические операции без зрительной опоры.
Главным
упражнением
вопросыпедагога.
Они
в
развитии
содействуют
речи
являются
формированию
ответы
рассудка
на
детей,
а
развитиемысли способствует развитию дара слова, ибо отдельно от мысли
речьне развивается. Давая законченные ответы на вопросы, дети учатся
правильно выстраивать фразы, находить уместные и точные слова.Серии
вопросов задаются детям по прочтении предложений, которыевводят детей в
контекст какой-то ситуации и служат толчком к беседе, вовремя которой
ребенок будет высказывать самостоятельные суждения.
Развитие дара слова при работе над текстами, объяснительное чтение дело
будущего.
Оно
требует
от
детей
сознательного
чтения
и
логическогомышления. В период обучения грамоте К.Д. Ушинский не ставил
сверх задач. Достаточно прочитать его Азбуку: в ней присутствуют только
отдельные слова и предложения. Поэтому основа диалога с детьми естественные житейские темы, поводом для которых являются прочитанные
слова и предложения. Тексты дети могут воспринять еще довольно
примитивные, а занижать содержательную планку неполезно. Пусть лучше
одно емкое предложение заставит детей сосредоточиться, задуматься.
Обогащение духовно-нравственного мира ребенка
Предлагаемая Азбука, созданная на основе Азбук К.Д. Ушинскогои Д.И.
Тихомирова,
имеет
духовно-нравственный
подтекст,
свойственныйвыше
названным учебным книгам. Причины отсутствия текстов объяснялись ранее,
поэтому дух и стиль необходимо было представить на материале слов и
предложений, емких и содержательных. В Азбуке воспроизведена атмосфера
семейственности, домовитости, русской самобытности,взаимопонимания и
радушия.
Книжка
учит
ребенка
добру,
назидательности, душевности, теплоты и юмора.
35
содержит
нужную
меру
Обучение письму
В основе
данной программы
- давние
методики,
ушедшие
из
школьнойпрактики лет 40 назад. Об аспидных (грифельных) дощечках
упоминаетеще Г.-Х. Андерсен. Так учились и во времена К.Д. Ушинского. В
этойработе использованы его советы по проведению первых уроков письма,
взятые из «Книги для учащих». Так учились писать и наши родители.
ТогдаБуквари содержали образцы прописей. Лишь в начале семидесятых
годовс прилавков магазинов исчезли тетради в частую косую линейку и
чернильницы-непроливайки, а предмет чистописание выпал из школьных
программ.Классическая
традиция
каллиграфии,
искусства
красивого
письма,составляет эстетическую ценность методы.
По предлагаемой программе дети выполняют орнаменты в тетрадях в
клетку, учатся письму букв на меловых дощечках с графической сеткой и
постепенно переходят к Прописям. Работа в тетради в клетку и Прописях
выполняется простыми карандашами.
Использование
при
письмешариковыми
работе
ручками
шариковых
обучение
ручек
идет
не
недопустимо.
естественными,
При
а
дисциплинарными методами. Возможность этих ручек писать в любом
положении и направлении формирует у детей неправильный захват ручки,
постановкуруки и осанки. Линии долго обретают уверенный, четкий вид из-за
чрезмерного скольжения шарика по бумаге.
Исходя из вышесказанного, рекомендуем для работы карандаши с
выдвижным грифелем диаметром 0,5 мм, ТМ, чувствительным к нажиму и
позволяющим очень точно выполнять орнаменты и писать в графической сетке.
Итак, цель данной программы - научить детей писать красиво, с удовольствием,
без потерь для душевного и физического здоровья, развить их художественноэстетический вкус и способствовать формированию характера, воли, желания
учиться и познавать.
В наше время наблюдается увеличение числа леворуких детей. Этаметода
вполне применима и для них. Используются те же приемы с единственной
36
лишь разницей - зеркальным положением тетради и карандаша: карандаш
держится левой рукой, его непишущий конец направлен в левое плечо, а
тетрадь наклонена в правую сторону, и косые линейки приобретают положение
близкое к горизонтальному.
Работа в прописях
Письмо
простым
карандашом.
Дети
имеют
возможность
пользоватьсяластиком, но не следует чересчур усердствовать в стирании
написанного.Принципы изображения деталей букв и самих букв сходны с
принципами,
которым
дети
следовали
при
работе
на
дощечке
с
графическойсеткой.
Помимо письма в Прописях и изображения орнаментов в тетрадях в
клетку, дети выполняют обводку каллиграфических рисунков. Данная работа
осуществляется простым карандашом с деревянным корпусом, с грифелем
диаметром 1,5 мм.
Цели, которые ставятся при обведении каллиграфических рисунков, усовершенствовать
координацию
движений,
пластику
руки,
способностьанализировать линейный рисунок и повторять его. Выполняя эти
задания,дети
знакомятся
с
изобразительными
возможностями
линии,
эстетическимитрадициями каллиграфии, красивого письма.
1.4 Планируемые результаты
Метапредметные:
- ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам
общения;
- сообщать определенную информацию, договариваться о совместной
деятельности;
- проводить наблюдения;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
37
Личностные:
- соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное
слушание;
- осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному:
громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
- знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание,
благодарность, просьба;
- обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на
обращение;
- следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и
жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.
Предметные:
- артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная
артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
- оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа,
громкости;
- использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
-правильно произносить все звуки;
-отчетливо и ясно произносить слова;
-выделять из слов звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- соблюдать элементарные гигиенические правила;
- ориентироваться на странице тетради/учебника;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги;
38
- состав чисел первого десятка;
- знать состав числа первого десятка;
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
2.Организационно-педагогические условия
2.1Календарно-учебный график на 2024-2025 год
№ Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
72
3
Количество часов в неделю
6
4
Количество часов
216
5
Недель в I полугодии
16
6
Недель во II полугодии
20
7
Начало занятий
2 сентября
8
Каникулы
-
9
Выходные дни
31 декабря – 9 января
10 Окончание учебного года
31 мая
2.2Условия реализации программы
39
Для реализации программы «Подготовка к школе» по системе РКШ в
МАУ
ДОЦентр
«Остров»
создана
специально
организованная
пространственная среда:
- кабинет,оснащённый мебелью в соответствии с СаНПИН.
-
имеется
необходимый
инструментарий
и
дидактический
материал
соответствующий возрасту и требованиям программы с расчетом на каждого
ребенка по списочному составу.
- имеется помещение для проведения физкультурных пауз.
Занятия
проводит
квалифицированный
педагог
дополнительного
образования, знающий возрастные особенности детей, владеющий навыками
эффективной коммуникации и педагогическими технологиями.
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного
образования детей «Подготовка к школе» составлена на основе: методики И.А.
Горячевой «Обучение чтению и письму детей шестилетнего возраста» по
системе РКШ (Русской Классической Школы)
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Диагностика проводится два раза в год совместно с городской лабораторией
МАУ ДОЦентра «Остров» - «Школьные трудности»: в начале учебного года
(сентября) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования
заносятся в разработанную таблицу (Приложение 1)
Используемые диагностические методики:
1Формы аттестации и контроля
1. Включенное наблюдение с целью исследовать динамику
1. Тест Керна-Йирасека;
2. «Изучение мотивов учения» П.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева;
3. Тесты исследования компонентов понятийного мышления;
4. Тесты исследования памяти;
5. Тесты исследования речи.
7. Итоговые занятия.
40
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия
работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология
достижения ожидаемого результата.
3.Список литературы
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М.: Просвещение,1984.
Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. - Новосибирск: Наука,
1991.
Бобровская С.Л. Сущность системы Фребеля и применение ее в некоторых
детских садах Германии. - М.: Издательство Московской детской и
педагогической библиотеки, 1872.
Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. - Л.: Учпедгиз, 1963.
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.Л. Чтение без принуждения. - М.: Знание,1987.
Бунаков Н.Ф. Родной язык как предмет обучения в народной школе с
трехгодичным курсом. - СПб., 1872.
Бунаков Н.Ф. Руководство к обучению грамоте по книжке «Азбука и уроки
чтения и письма». - СПб., 1903. Вахтеров В.П. На первой ступени обучения.
Руководство к обучению письму и чтению по «Русскому букварю». - М.: т-во
И.Д. Сытина, 1912.
Водовозов В.И. Руководство к русской азбуке. - СПб., 1875.
Воскресенская А.И. Букварь. - М.: Учпедгиз, 1954.
Гербач В.С. Методическое руководство к обучению письму. - СПб., 1915.
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Теоретические основы и содержание курса
учебного чтения в начальной школе. // Начальная школа. 1989. - №1.-С.9 - 10.
Градобоев П. Руководство к чистописанию. - М., 1871.
Греков Ф.В. Методика обучения письму (чистописанию). - М.: тип.т-ва
41
И.Д. Сытина, 1915.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Издательство Академии педагогических
наук, 1958.
Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. Способ определения характера
по почерку, графологический метод изучения личности. - М.: СТ, 1993.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. - М: Просвещение, 1979.
Корф Н.А. Как обучать грамоте ребят и взрослых. Руководство к обучению
грамоте по звуковому способу. - СПб., 1880.
Кустарева В.А., Назарова Л.К., Рождественский Н.С. Методика русского языка.
- М.: Просвещение, 1982.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Издательство Академии
педагогических наук, 1950.
Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. - М.: Просвещение,
1976.
Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. - М.: Высшая школа,1979.
Протоиерей Евгений Шестун. Православная педагогика. - М.: Про-Пресс, 2002.
Русская грамматика. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. - М.: Наука,1980.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / под
ред. М.С. Соловейчик. - М.: Академия, 1997.
Саглин В.А. Обучение письму в начальной школе. - Л.: Учпедгиз, 1948.
Смирнов М.Т. Начальный курс педагогики. - М.: Учпедгиз, 1950.
Теплов Б.М. Психология. - М.: Учпедгиз, 1946.
Тихомиров Д.И. Азбука. - М.: Мартин, 2002.
Тихомиров Д.И. Как учить читать, писать и считать на первой ступени
обучения. Общедоступное руководство для учащих по букварю Д.И.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 6 томах. - М.: Педагогика, 1989.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: Дрофа, 2005.
Ушинский К.Д., Вахтеров В.П., Флеров В.А. Об обучении грамоте. - М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР,
1941.
42
Чистописание.
Методика
преподавания
чистописания.
Программа
дляпедагогических училищ. - М., 1954.
Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Книга для учителя. М.:Просвещение, 1993.
Шапошников И.Н. Методические указания к пособию «Живые звуки
для детей». - М., Л.: Государственное издательство, 1927.
Т.А Алтушкина Методические указания по арифметике
А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляк Арифметика для 1 класса.
43
1
2
3
4
5
6
7
8
Левша
Неправильный
захват карандаша
Мотивация
Правильный
захват карандаша
Игровой
Внешний
Возрастной
Социальный
Керн-Йирасек
Оценочный
Учебный
Отрицательная
Положительная
Функциональная
готовность
Человек
Память
Группа точек
Группа слов
Мышление
Зрительная
Имя, фамилия ученика
Речевое
№
Логическое
Интуитивное
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
Мелкая моторика